Содержание
Коробка передач автомат, как пользоваться? Режимы и нюансы эксплуатации АКПП
Если вы покупаете свою первую машину, важно правильно определиться с выбором управления. Это может быть умная коробка передач, переключающая скорости в автоматическом режиме, либо классическая механическая КПП.
Для начинающих водителей, а также девушек пользоваться автоматической коробкой передач более предпочтительный вариант. Причин такого выбора может быть несколько. К примеру, профессиональные гонщики не любят коробки автомат за медленный разгон, а также низкую эффективность. На старте ручное переключение скоростей дает целых 3 секунды форы. Впрочем, на дорогах такое преимущество выглядит сомнительно. Тогда как коробка автомат, упрощающая управление автомобилем, станет настоящей находкой для неопытного водителя.
В этой статье речь пойдет о коробке передач автомат, как пользоваться автоматической трансмиссией, основных режимах работы, нюансах эксплуатации автомобилей с этим приводом. На эти и другие вопросы, связанные с АКПП, мы ответим ниже в статье.
Основные режимы селектора автоматической коробки передач
АКПП по типу механики имеет 4 основных режима работы коробки передач:
Режим «D» можно перевести как «движение». В механической коробке он не выделен специально. Водитель просто переключает скорости, зажимая и отпуска сцепление. Машина, оснащенная автоматикой, вообще не предполагает педали сцепления, а смена скорости движения регулируется автоматически в зависимости от скорости автомобиля и нажатия на педаль газа. Если вы нажмете на акселератор с большей силой, АКПП переключит вас на нужную скорость. Когда будет нужно снизить скорость, сбросьте обороты, отпустив педаль газа, и автоматика осуществит торможение.
Безусловным преимуществом режима «D» является устойчивость машины на склонах. То есть, когда вы будете «трогаться» под углом, можно не опасаться за откат вашего авто назад. Однако это не повод полностью расслабиться. На слишком крутом склоне автоматика не застрахует транспортное средство от «сползания».
«R» или реверс – еще один режим, предназначенный для движения, включает задний ход. Переключаться на этот режим можно только после полной остановки машины.
Что же касается самой остановки, продолжительной стоянки, то для этого существует режим парковки – «P«. При включении паркинга ведущие колеса будут автоматически заблокированы. Если сравнивать с механической коробкой, то «Р» в автоматике исполняет роль стояночного ручника.
Заводить и выключать двигатель автомобиля, укомплектованного АКПП, нужно именно в этом режиме. Главное не ошибиться с переключением режимов во время движения. К примеру, включенный режим парковки у двигающейся машины можно соизмерить с совершением крупной аварии, что, соответственно, приведет к серьезной поломке коробки передач автомат.
Обратите внимание, что в условиях эксплуатации АКПП, использование режима парковки не исключает применение ручника, а служит лишь дополнением.
Ну и конечно режим «N» – равнозначен нейтральному положению в ручной коробке передач. Устанавливая нейтральный режим, помните, что колеса не будут заблокированы. Парковать машину в нейтральном положении нельзя. Зато он отлично подойдет, если авто нужно отбуксировать не заводя двигатель на небольшое расстояние.
Дополнительные функции автомобиля с коробкой автомат
Кроме основных функций, существуют и дополнительные опции коробки передач автомат, как пользоваться ими, для чего нужны, подробно об этом расскажем ниже.
Сразу стоит отметить, что многие вспомогательные функции автоматических коробок передач в зависимости от марки автомобиля могут иметь разные названия, но будут работать примерно одинаково.
Так, например, режимы «Norm» и «Econ» помогут максимально сэкономить на расходе топлива. Когда включается одна из опций, сокращается количество оборотов двигателя, то есть коробка автомат переключается раньше на повышенную передачу, тем самым снижается потребление топлива. Ускорение на машине в таком режиме наиболее плавное и продолжительное. При активации опции может казаться, что автомобиль начинает «скользить» по дороге.
Функции «PWR«, «Power«, «S» (спорт) подойдут любителям быстрой езды. В случае включения автомат производит переключения скоростей при достижении двигателем более высоких оборотов. Эти режимы позволяют использовать мощность двигателя по максимуму и быстро разгонять авто. Естественно расход горючего в таких условиях также возрастет. Тем не менее, опция незаменима при езде по скоростным трассам или в случаях, когда водитель больше предпочитает стремительный разгон, чем минимальное потребление бензина.
Важно понимать, что постоянное применение спортивных режимов не только повышает затраты на горюче-смазочные материалы, но и быстрее снижает ресурс двигателя.
Функции коробки передач с названием «Snow«, «Winter» или «Hold» упрощают передвижение на авто в зимнее время. При включении режима машина начинает движение со второй скорости, что позволяет легче преодолевать сугробы и увереннее чувствовать себя на скользкой дороге (при условии использования зимней резины). Поскольку автомобиль будет реже пробуксовывать, терять сцепление с дорожным покрытием.
Как правильно пользоваться коробкой автомат на машине?
Несмотря на кажущуюся простоту, переключить скорость, едва задев рычаг, не получится. Для начала движения на автомобиле с автоматической коробкой передач необходимо выполнение действий в определенной последовательности:
- Повернуть ключ зажигания и завести двигатель.
- Выжать педаль тормоза.
- Утопить кнопку селектора.
- Только после этого вы можете выбрать нужный режим, и отправится в путь.
В процессе езды пользоваться коробкой передач автомат для переключения скоростей не нужно. «Умный» селектор сам переключает передачи в зависимости от скорости и степени нажима на акселератор.
А вот вначале движения некоторые особенности работы режимов коробки автомат стоит учесть:
- В режимах «D» и «R» на ровной поверхности автомобиль будет медленно катиться даже без нажима на педаль газа. Чтобы этого не допустить, необходимо зажимать педаль тормоза.
- Если машина будет стоять в горку, а ручник в положении «D» и уклон не слишком крутой, то откатываться назад автомобиль не будет, коробка автомат этого не позволит. То же самое будет происходить при включении «R» на склоне, когда автомобиль «смотрит» вниз.
- Используя режим «N«, не забывайте выжимать педаль тормоза. В таком положении рычага машина даже на небольшом склоне будет свободно откатываться назад или вперед.
Помните, что в нейтральном режиме оставлять автомобиль недопустимо и опасно, особенно если авто стоит на склоне. В случае отказа ручника, автомобиль начнет движение, что непременно приведет к аварии.
Для быстрого разгона в случае совершения такого маневра как обгон, акселератор нужно утопить в пол до предела. Далее АКПП автоматически переключится на пониженную скорость, обороты двигателя при этом возрастут, и только после этого автомобиль начнет разгоняться. Все это происходит не сразу, а с небольшой задержкой, это нужно учитывать перед обгоном, чтобы не просчитаться и попасть в серьезную аварию.
Остановка авто с автоматической коробкой происходит тоже без лишних усилий. Если вам нужно притормозить на светофоре, достаточно:
- Перевести ногу с газа на педаль тормоза.
- Нажать на нее и удерживать до полной остановки.
В пробках, при достаточно длительных остановках, рычаг лучше переключать на нейтральный режим, продолжая удерживать педаль тормоза. Для более длительных остановок разумнее всего переключаться в режим парковки, который будет сам блокировать колеса.
Особенности эксплуатации автомобиля с коробкой передач автомат
Как видите, АКПП максимально сокращает усилия на управление трансмиссией, позволяя сосредоточить больше внимания на дороге. Тем не менее, разобравшись с коробка передач автомат, как пользоваться трансмиссией, стоит изучить и нюансы эксплуатации, которые нарушать нельзя. Ведь для долгосрочного использования АКПП важно учитывать некоторые особенности этого устройства.
При эксплуатации зимой важно сразу усвоить, что на непрогретом автомате резко разгонятся до больших скоростей недопустимо. Некоторое время нужно проездить на маленькой скорости без резких ускорений, чтобы прогреть масло в коробке. Это относится преимущественно к вождению в зимний период.
Еще один враг автоматических коробок передач – бездорожье. Конечно, при грамотном вождении в тяжелых условиях такая поездка практически никак не отразится на ресурсе трансмиссии. Однако бездумная пробуксовка колес по грязи и резкое сцепление с твердым покрытием могут быстро вывести автомат из строя.
Исходя из описанного выше, вытаскивать из беды застрявших водителей на машине с коробкой автомат не очень хорошая идея. Помимо этого если вы собираетесь буксировать за своим авто тяжелые прицепы, то лучше отдать предпочтение ручному управлению. Сильные нагрузки также приводят к снижению ресурса и преждевременным поломкам.
Кстати при поломке автомобиля с коробкой автомат рассчитывать на буксировку другим транспортным средством также не стоит. Конечно, некоторые модели АКПП позволяют буксировку авто со скоростью около 50 км/ч на небольшое расстояние. Но отдельным моделям буксировка с неработоспособным двигателем полностью запрещена. Поэтому, чтобы исключить нежелательные и дорогостоящие поломки коробки передач автомат, неисправный автомобиль лучше доставлять до мастерской на эвакуаторе.
Впрочем, при правильной эксплуатации автоматическая коробка передач в плане надежности практически ничем не уступает механической. Идеально подходит для вождения по городу, облегчит езду по скоростным трассам и станет незаменимым помощником по приобретению опыта и навыков для начинающего водителя.
Инструкция для новичков по вождению машины с автоматической коробкой передач
Управление автомобилем, оснащенным автоматической коробкой передач достаточно простое, трудности возникают у новичков, не ознакомившихся с принципом работы АКПП и с её конструктивными особенностями.
Немного теории
Вы управляли автомобилем с МКПП и не относитесь к «чайникам»? Тогда на первых порах вождения АКПП следите за положением левой ноги. Приобретенная привычка нажимать педаль сцепления, которая отсутствует на авто, оснащенных АКПП может помешать во время езды. Очевидно: перед управлением машиной, оборудованной селектором, научитесь пользоваться только одной ногой — быстро перемещать правую ногу с педали «газа» на «тормоз», не вспоминая при этом про сцепление.
Рычаг переключения скоростей в автомобилях, оборудованных АКПП, называется селектором, он дополнительно оснащен кнопкой разблокировки, предотвращающей неправильное переключение передач. Основное достоинство указанного типа коробок — возможность подбора электроникой передаточного числа, соответствующего условиям езды, без участия водителя. Отсутствует необходимость учиться плавно переключать передачи: «умная» коробка справляется с этой задачей самостоятельно.
Вождение машины, оснащенной автоматической коробкой передач, начинается с изучения основных режимов работы агрегата, имеющих соответствующие обозначения:
- «Р» — парковочный, используется для пуска мотора. Селектор переключается в эту позицию при условии полной остановки ТС или при использовании ручника. Некоторые изготовители автомобилей с автоматическими коробками в инструкции по эксплуатации машины указывают необходимость использования ручного тормоза во время применения позиции «Паркинг».
- «D» — движение вперед, позволяет авто двигаться вперед. От степени нажатия педали «газа» и условий движения транспортного средства передачи будут подбираться автоматически. Находясь в указанном режиме, машина, стоящая на наклонной поверхности, не будет скатываться назад, если угол наклона поверхности не слишком крутой.
- «R» — задний ход, позволяет автомобилю двигаться назад. Включается это положение после полной остановки авто, плюс при выжатой педали «тормоза».
- «N» — нейтралка, применяется для прогревания мотора в холодное время года, не рекомендуется переключать селектор в указанное положение во время движения машины. Обеспечивает холостую работу силового агрегата без передачи крутящего момента на колеса.
- «D2» (или S) — понижение передачи, используется на спусках, подъемах. Остановить машину в этом режиме получится более эффективно, чем при положении «D». Коробка будет использовать только две передачи – первую и вторую.
- «D1»(или L) — последующий диапазон уменьшения передачи, используется при обледенении дорог, горном серпантине, в отдельных случаях можно использовать для торможения двигателем. В этом режиме автомобиль всегда будет двигаться на первой передаче.
Переключение селектора из положения «D» в позиции «D3»(D2), «D2»(D1) выполняется при движении машины. Усовершенствованные автоматические коробки переключения передач имеют дополнительные режимы разгона:
- экономный — «Е»;
- нормальный — «N»;
- спортивный — «S».
Рекомендуем «чайникам» посмотреть видео о вождении машины с АКПП для начинающих:
Практические занятия
Установите селектор, в необходимый режим, выполнив следующие действия:
- Запустите двигатель (переключить рычаг получится только при заведенном двигателе).
- Выжмите педаль «тормоза».
- Нажмите нужную кнопку режима, расположенную на селекторе (если в этом есть необходимость).
- Выберите положение, соответствующее необходимому направлению движения машины: «D» — транспортное средство поедет вперед, «N» — нейтраль, машина будет стоять на месте, или покатится под уклон, «R» — поедет назад. При включении выбранной водителем передачи автомобиль не начнет движение, а когда отпустите педаль «тормоза» — машина поедет. Учитывайте этот нюанс, не убирайте ногу с «тормоза» раньше времени во избежание ДТП.
Автоматические коробки распознают команды водителя по нажатию педали «газа»: плавный разгон, постепенное переключение скоростей обеспечивается нажатием с небольшим усилием. Интенсивный разгон, необходимый при обгонах, достигается выжимом педали «газа» в пол, при этом АКПП сначала включит передачу ниже, затем авто начнет разгоняться. Учитывайте: от момента выжима педали «газа» до разгона транспортного средства происходит небольшая задержка, примерно одна секунда, это время неощутимо при неспешной езде, а в условиях обгона может быть фатальным.
Решив остановить движение автомобиля, нажмите педаль «тормоза». При кратковременной остановке, на светофоре, не переводите селектор с положения «D» — продлите ресурс внутренних механизмов АКПП.
Держите педаль тормоза нажатой после остановки машины в ситуациях:
- Длительные остановки (пробки), нажатая педаль тормоза позволит мотору отдохнуть, не будет зря сжигаться горючее, используйте положение «N».
- Машина стоит на уклоне, селектор не переведен в позицию «Р».
Вышеуказанная инструкция для «чайников» позволит управлять автомобилем с коробкой автомат. Учтите: лучше сразу научиться правильному вождению, чтобы не нанести вред АКПП. Исправить вредные привычки управления транспортным средством сложно.
Дополнительные режимы
К дополнительным режимам коробок автомат относят:
- Зимний режим, имеет обозначение «*», «W», «SNOW», «HOLD», «WINTER». Согласно ему исключается пробуксовка во время переключения скоростей и при начале движения транспортного средства. Производится начало движения машины со второй передачи. Переключение на другие передачи происходит при меньших оборотах привода — это позволяет исключить перепады в работе коробки во время ускорений, уменьшает вероятность заноса авто. Эксперты уточняют: не стоит использовать указанный режим летом — можно получить перегрев коробки из-за достижения максимальной нагрузки на агрегат.
- Подрежимы положения «D» ограничивают ускорение больше определенного диапазона передач:
- «S» или «З» — обеспечение включения передачи не выше третьей. Указанные позиции используют на участках дороги, требующих от водителя повышенного внимания. Осуществляя вождение, используют режим «З», при этом следите за показаниями тахометра, его стрелка не должна попадать в красную зону.
- «2» — ограничение включения передач не выше второй, движение автомобиля происходит со скоростью не более 80 км/час. Применяется на крутых уклонах, скользких дорогах.
- «1», «L» — используется для тяжелых условий эксплуатации машины: езда по бездорожью, крутые уклоны. Только передача , скорость не более 40 км/ час.
Дополнительные режимы эксплуатации коробок автомат позволяют производить управление машиной при неблагоприятных условиях. Учитывайте: случайное включение подрежимов «1», «2» при большой скорости приведет резкому замедлению движения авто, спровоцирует занос транспортного средства.
Общие рекомендации
Управлять коробкой автомат может неопытный водитель, нижеуказанные рекомендации позволят продлить ресурс АКПП:
- Нельзя давать большие нагрузки на непрогретую коробку. Трансмиссионное масло прогревается медленнее моторной жидкости. При управлении машиной с указанным типом коробки проезжайте несколько километров на небольшой скорости.
- Избегайте пробуксовки колес: не нажимайте резко на «газ», если покрытие дороги неоднородное.
- Старайтесь не буксировать прицепы, другие авто.
- Откажитесь от включения нейтрали при движении автомобиля.
Правильная эксплуатация автоматической коробки позволяет получать удовольствие от вождения и препятствует преждевременной поломке агрегата, позволяя механизму нормально работать.
Правила управления автомобилями с АКПП
В последнее время среди покупателей все большей популярностью пользуются автомобили с «автоматом», поскольку управлять такой машиной намного проще и, как утверждают многие эксперты, безопаснее, поскольку водитель может полностью сконцентрироваться на дороге. Многие автолюбители, между тем, не представляют, что управление автоматической коробкой передач также требует определенных знаний и навыков.
В самом деле, ездить на машине с АКПП гораздо проще, ведь от водителя требуется только включить режим «Драйв» и нажимать педали акселератора и тормоза, все остальное автомобиль сделает сам. Он не заглохнет при трогании, не откатится назад, если придется стартовать на подъеме, наконец, он не отвлекает водителя от дороги необходимостью работать с рычагом коробки передач. Однако чтобы преждевременно не испортить дорогостоящий узел, необходимо знать правила обращения с ним и его устройство. На эту тему существует немало обучающих видеороликов в сети интернет.
Что такое АКПП
При езде на машине с механической коробкой передач, водитель вынужден вручную изменять передаточные числа, чтобы добиться оптимального соотношения скорости автомобиля, расхода горючего и дорожных условий. Иными словами, при езде по хорошо укатанному асфальту, нужно включить высшую передачу, которая обеспечит высокую скорость передвижения и минимальный расход горючего. И, наоборот, на проселочной дороге нужно включить пониженную передачу, чтобы в распоряжении водителя были максимальный крутящий момент и мощность, которые позволят преодолеть труднопроходимые участки. От водителя при этом требуется контролировать показания спидометра и тахометра, оценивать состояние дорожного покрытия, работать сцеплением и рычагом переключения передач.
Если же машина оснащена АКПП, то все вышеперечисленные операции выполняются без человеческого вмешательства. Особенно удобна автоматическая коробка передач для начинающих водителей, поскольку избавляет их от главной сложности – трогания с места.
Принцип работы автоматической коробки передач
Автоматическая КПП состоит из двух основных компонентов: гидромеханического узла и системы управления. Как нетрудно догадаться, первый выполняет основную работу – передает от двигателя к ведущим колесам крутящий момент, а вторая определяет порядок работы.
Система управления АКПП включает в себя блок управления, входные датчики, исполняющие механизмы. В систему управления входят датчики, определяющие:
- положение рычага селектора;
- частоту вращения на входе коробки и выходе из нее;
- температуру масла;
- а также датчики режимов «кик-даун» и «типтроник», если АКПП имеет ручной режим.
Блок управления на основе информации, получаемой с датчиков, определяет порядок, в котором происходит переключение передач так, как заложено в программе. Помимо входных датчиков, блок управления получает данные от других систем автомобиля: АБС, электронной системы управления двигателем (ЭСУД), рулевого управления и климат-контроля.
От ЭСУД в блок управления АКПП передается информация о частоте вращения коленвала, положении дроссельной заслонки, положении педали газа. Вслед за этим, блок управления двигателем получает сигналы от системы управления АКПП и понижает крутящий момент в момент переключения передач.
На основании показаний датчиков других систем, блок управления коробкой передач определяет условия движения автомобиля:
- пробуксовку;
- движение на подъем;
- спуск;
- повороты.
Современные автомобили оснащаются адаптивными «автоматами», т.е. теми, которые могут приспосабливаться под конкретного водителя. Блок управления оценивает такие параметры, как интенсивность разгона и торможения. На основании этой информации запускается тот или иной алгоритм работы АКПП. Помимо этого, блок управления адаптивной автоматической коробкой передач учитывает условия движения автомобиля: наличие прицепа, спуск, подъем, повороты, гололед, едет машина по городу или по трассе.
Более подробно с логикой и порядком работы АКПП можно ознакомиться на видео.
Режимы работы автоматической коробки передач
В отличие от «механики», где водитель самостоятельно выбирает конкретную передачу в зависимости от ситуации, на машине с АКПП при помощи селектора можно выбрать определенный режим ее работы, наиболее подходящий в конкретном случае.
Основных режимов, заложенных в блок управления автоматической коробки передач четыре:
- P – паркинг;
- D – драйв (основной);
- N – нейтраль;
- R – задний ход.
В режиме P блокируются ведущие колеса автомобиля. Он выбирается, когда машина запаркована. В этом режиме ее можно завести, в том числе при помощи автозапуска, без риска, что она поедет без водителя. Эффект от «паркинга» равноценен затянутому ручному тормозу. Несмотря на то, что производители рекомендуют пользоваться ручником, как правило, вполне достаточно перевести рычаг селектора в P-режим, чтобы исключить вероятность движения машины даже в случае остановки на уклоне.
D – это основной режим работы автоматической коробки передач. Когда он включен, достаточно будет просто отпустить педаль тормоза, и автомобиль поедет. С набором скорости и ростом оборотов коленчатого вала, блок управления дает команду на последовательное переключение передач вверх, с уменьшением, соответственно, вниз.
Если необходимо сбросить скорость, достаточно отпустить педаль газа, тогда автомобиль начнет торможение двигателем. При необходимости резкого ускорения, например, при обгоне, необходимо вжать педаль газа «в пол», это послужит коробке передач сигналом для включения пониженной передачи (режим «кик-даун»).
N – нейтральное положение рычага. Так блок управления разъединяет коробку передач и двигатель. Применяется он при длительной остановке автомобиля, например, в пробке, или при буксировке.
Наконец, R – режим заднего хода.
Помимо четырех основных, автоматическая КПП может иметь и дополнительные режимы, значительно расширяющие ее функциональность. К ним относятся:
- зимний режим, при выборе которого блок управления включает при трогании с места сразу вторую передачу для предотвращения пробуксовки ведущих колес (обозначается как W, Winter, Snow или изображением снежинки);
- D1, D2, D3 – режимы, ограничивающие выбор наивысшей передачи. В зависимости от цифры, это будут первая, вторая и третья соответственно. Это требуется при подъеме в крутую гору на сильно нагруженном автомобиле или при езде по плохим дорогам;
- спортивный режим – при его включении блок управления отдает команды на включение высших передач только после того, как обороты двигателя поднимутся до максимального значения;
- режим ручного переключения передач. Передачи переключаются водителем либо селектором, либо подрулевыми лепестками.
Правила эксплуатации автомобиля с АКПП
Сам по себе «автомат» – довольно надежный агрегат, и если соблюдать некоторые правила, на машине удастся проехать не одну сотню тысяч километров без ремонта и замены коробки передач.
Правило первое
Чтобы тронуться с места или включить задний ход, достаточно просто нажать педаль тормоза. После этого включить нужный режим (D или R) и отпустить тормоз. Среди автовладельцев также существует мнение, что для перевода автоматической коробки передач из режима D в режим R или наоборот, необходимо вначале включить нейтраль (N). Специалисты утверждают, что это мнение ошибочно, поскольку в таком случае водитель вынуждает коробку передач совершить лишнее переключение, что ведет к ускоренному выходу ее из строя.
Правило второе
Трогаться, как вперед, так и назад, нужно только после того, как передача полностью включится, о чем свидетельствует характерный толчок.
Правило третье
Нельзя включать нейтраль во время движения. Автомобиль должен двигаться накатом, поскольку, во-первых, это небезопасно, а во-вторых, последующее включение передачи может спровоцировать серьезную поломку автоматической коробки передач.
Правило четвертое
При длительныой остановке лучше поставить машину на нейтраль, это позволит избежать перегрева масла в коробке передач.
Правило пятое
По возможности избегать буксировки автомобиля с АКПП, а если иным способом добраться до станции технического обслуживания нет, то двигаться с невысокой скоростью, на небольшое расстояние. В противном случае риск выхода из строя коробки передач достаточно велик.
Источник http://auto-pos.ru/130-vozhdenie-avtomobilya-s-avtomaticheskoj-korobkoj-peredach-dlya-nachinayushchikh.html
Источник http://pro-zamenu.ru/transmissiya/instruktsiya-po-vozhdeniyu-mashinyi-s-akpp.html
Источник http://znanieavto.ru/kpp/upravlenie-avtomaticheskoj-korobkoj-peredach.html