Электрические схемы ВАЗ 11113 и 1111, СеАЗ 11116 и их подробное описание

Содержание

Электрические схемы ВАЗ 11113 и 1111, СеАЗ 11116 и их подробное описание

Легковые автомобили особо малого класса ВАЗ-1111 оснащены 12-вольтовой электрикой с подключением отрицательного вывода на кузов автомобиля. Машины оснащались карбюраторными и инжекторным силовыми агрегатами, которые мало повлияли на расположение и назначение цепей. Базовую для всех версий Оки электросхему ВАЗ-1111 можно использовать при ремонте автомобиля любого года сборки.

Что входит в электросхему Оки?

В состав электрики автомобиля входят следующие компоненты:

  • система зажигания бесконтактного типа;
  • замок зажигания с контактной группой и вспомогательными реле;
  • генератор переменного тока со встроенным регулирующим узлом;
  • электрический двигатель постоянного тока, используемый для запуска силового агрегата;
  • система внешнего освещения и аварийной сигнализации, совместно с проводкой и элементами управления;
  • звуковой сигнал, предупреждающий остальных участников дорожного движения;
  • очистители и омыватели переднего и заднего стекла;
  • электрический подогрев поверхности стекла на двери задка;
  • управление системой подачи воздуха через отопитель;
  • комбинация приборов с контрольными индикаторными лампами;
  • блок предохранителей, защищающий цепи от работы с чрезмерной силой тока (возникающей при коротком замыкании или при неисправности компонентов).

Источниками напряжения для работы электрики являются:

  1. Аккумуляторная батарея, расположенная в моторном отсеке. Устройство используется для пуска силового агрегата и обеспечения электроэнергией потребителей при неработающем двигателе.
  2. Генератор, имеющий привод от коленчатого вала мотора. Изделие предназначено для восполнения заряда батареи и обеспечивает работу электрики в процессе движения автомобиля.

Электросхема ВАЗ-1111 с обозначениями

Схема электрики ВАЗ-1111, часть 1 Схема электрики ВАЗ-1111, часть 2 Схема электрики ВАЗ-1111, часть 3 Схема электрики ВАЗ-1111, часть 4

Перечень элементов, указанных на схеме:

  • 1 — боковой повторитель указателя поворота, расположенный на переднем крыле;
  • 2 — передний указатель поворота;
  • 3 — головной прибор освещения;
  • 4 — электрический мотор, служащий для привода крыльчатки охлаждения радиатора;
  • 5 — предупредительный звуковой сигнал (клаксон);
  • 6 — температурный сенсор, обеспечивающий включение крыльчатки системы охлаждения;
  • 7 — моторчик привода насоса омывателя фронтального стекла;
  • 8 — распределительный датчик системы зажигания;
  • 9 — свинцово-кислотный аккумулятор;
  • 10 — электромотор для пуска двигателя;
  • 11 — контроллер системы зажигания;
  • 12 — свечи, установленные в головке блока цилиндров;
  • 13 — катушка системы зажигания;
  • 14 — генератор переменного тока;
  • 15 — индикатор температуры жидкости в рубашке охлаждения;
  • 16 — контрольный сенсор, определяющий аварийное давление масла в двигателе;
  • 17 — разъем для установки переносного светильника;
  • 18 — контроллер работы стеклоочистителя;
  • 19 — индикаторный сенсор уровня жидкости в системе гидропривода тормозов;
  • 20 — концевой переключатель положения педали тормоза;
  • 21 — мотор привода трапеции дворников на переднем стекле;
  • 22 — электромагнит, расположенный в клапане карбюратора;
  • 23 — концевой переключатель, отвечающий за работу сигналов включенной передачи заднего хода;
  • 24 — контроллер стартера;
  • 25 — реле управления работой фар (ближний свет);
  • 26 — аналогичный узел для дальнего света;
  • 27 — контроллер указателей направления поворота и «аварийки»;
  • 28 — гнездо прикуривателя;
  • 29 — переключатель скоростей моторчика системы отопления;
  • 30 — дополнительный резистор, определяющий частоту вращения крыльчатки вентилятора отопителя;
  • 31 — переключатель режимов работы внешнего освещения;
  • 32 — блок плавких вставок;
  • 33 — дополнительный защитный элемент для противотуманных ламп;
  • 34 — контроллер управления обогревом заднего стекла;
  • 35 — пусковое реле, необходимое для работы вентилятора системы охлаждения;
  • 36 — управляющее реле для контрольного индикатора положения рычага стояночного тормоза;
  • 37 — управление работой системы очистки заднего стекла (совместно с омывателем);
  • 38 — переключатель режима работы обогрева стекла;
  • 39 — клавиша задней «противотуманки»;
  • 40 — индикатор открытой пусковой заслонки в карбюраторе;
  • 41 — кнопка управления аварийной сигнализацией;
  • 42 — замок зажигания;
  • 43 — распределительное реле системы зажигания;
  • 44 — мотор крыльчатки вентилятора системы отопления;
  • 45 — указатель количества бензина в баке;
  • 46 — переключатель салонного освещения, расположенный на центральной стойке;
  • 47 — комбинация приборов;
  • 48 — управление фронтальным стеклоочистителем;
  • 49 — включение омывателя ветрового стекла;
  • 50 — кнопка управления клаксоном;
  • 51 — рычаг изменения режимов работы головного освещения;
  • 52 — рычаг управления указателями поворотов;
  • 53 — концевик, отвечающий за индикацию положения рычага стояночного тормоза;
  • 54 — плафон внутрисалонного освещения;
  • 55 — концевик, расположенный за кнопкой управления воздушной заслонкой карбюратора;
  • 56 — моторчик привода насоса омывателя стекла на задней двери;
  • 57 — кормовой блок-фонарь;
  • 58 — противотуманный сигнал, расположенный на задней части машины;
  • 59 — система подсветки регистрационного знака;
  • 60 — нити обогрева стекла двери задка;
  • 61 — мотор привода щетки кормового стеклоочистителя.

Указанные цвета соединительных проводов соответствуют заводской документации. Многие владельцы при ремонтах заменяют участки жгутов кабелями с изоляцией произвольного цвета. Из-за этого на некоторых автомобилях возникают сложности с идентификацией проводки.

Электросхема ВАЗ-11113 с обозначениями

Электрическая схема ВАЗ-11113 не имеет значительных отличий от ВАЗ-1111. Автомобиль комплектовался модернизированной версией силового агрегата и некоторыми узлами, практически не влияющими на электрику.

Схема бесконтактного зажигания с указанием основных элементов и соединительных проводов

Бесконтактное зажигание ВАЗ-11113

  • 1 — управляющее реле;
  • 2 — замок зажигания с контактной группой;
  • 3 — защитный предохранитель;
  • 4 — контроллер;
  • 5 — датчик, определяющий момент подачи искры;
  • 6 — общая катушка зажигания;
  • 7 — свечи.

Электросхема СеАЗ-11116

На автомобилях СеАЗ-11116 с европанелью и китайским 3-цилиндровым двигателем электрика претерпела изменения. На машинах применяется электронная комбинация приборов, что привело к появлению ряда новых датчиков. Поменялась система подачи топлива, в которую ввели бензонасос с управляющим реле. Большие нововведения появились в моторном отсеке, где стала устанавливаться система управления впрыском топлива и зажиганием. При этом основная часть проводки, блок предохранителей и реле перешла без изменений со старой карбюраторной версии.

Электрическая схема СЕАЗ-11116 Часть 1 Электрическая схема СЕАЗ-11116 Часть 2

На схеме указаны следующие узлы электрооборудования:

Номер на схемеОбозначение элемента
1/1Нить дальнего света
1/2Нить ближнего света
2Лампа фронтального указателя поворота
1/4Габаритный огонь
3Боковой повторитель
5Генератор и встроенный в него реле-регулятор
9Датчик Холла
10Катушка системы зажигания
12Стартер
13Свечи зажигания
14Клаксон
17Сенсор измерения температуры охлаждающей жидкости
18Датчик для определения аварийного давления масла
23Батарея
25Концевик сигналов заднего хода
26Устройство включения и выключения сигналов торможения
30Реле управления указателями поворота
31Контроллер сигнального индикатора стояночного тормоза
32Блок изменения режима работы очистителя лобового стекла
33Дополнительный резистор моторчика печки
35Мотор привода очистителя стекла (переднего)
37Двигатель вентилятора отопителя
38Привод крыльчатки радиатора
39Управляющее реле мотора системы охлаждения
42/1Подрулевой переключатель указателей поворота
42/2Аналогичный элемент для режимов головного освещения
42/3Подрулевик для управления стеклоочистителем и омывателем
42/4Кнопка на руле для клаксона
44Замок зажигания
46Управление внешним освещением (габариты)
48Управление аварийной сигнализацией
49Переключение скоростей вентилятора отопителя
52Комбинация приборов
63Датчик измерения скорости
74/1Прикуриватель
74/2Система подсветки гнезда прикуривателя
75Измерительный датчик объема жидкости в приводе тормозов
76Концевик стояночного тормоза
77Диагностический разъем
81Гнездо для переносной лампы
83Привод насоса омывателя
87Концевик системы освещения салона (на двери)
89Плафон подсветки салона
93Датчик, измеряющий уровень топлива (с резервным индикатором)
98/1Габарит в заднем фонаре
98/2Поворотник, расположенный в кормовых фонарях
98/3Лампа торможения
98/4Индикатор включенной передачи заднего хода
99Подсветка номерного знака
104Термический выключатель вентилятора радиатора
108Задний противотуманный фонарь
112Мотор привода хвостового стеклоочистителя
113Моторчик омывателя заднего стекла
115Нити обогрева заднего стекла
121Контроллер обогрева стекла
125Дополнительное реле
126Контроллер дальнего света
127Аналогичное устройство для ближнего света
129Контроллер стартера
133Переключатель системы обогрева заднего стекла
136Управление хвостовой «противотуманкой»
137Управление очисткой заднего стекла
138Включение омывателя стекла двери задка
158Форсунки подачи топлива
159Часы
168Контроллер задней противотуманной фары
169Третий сигнал торможения
170Контроллер топливного насоса
171Помпа подачи топлива
172Система поддержания холостых оборотов
173Датчик угла положения заслонки в дроссельном узле
174Датчик измерения детонации
175Система продува адсорбера
176Лямбда-зонд
177Датчик измерения абсолютного давления
178Главное реле
221Контроллер системы управления работой двигателя

Схема предохранителей ВАЗ-1111 и 11113

Блок плавких вставок расположен в нижней части панели приборов со стороны водителя. Сверху узел защищен быстросъемной пластиковой крышкой с пружинным фиксатором. На машине применяются предохранители устаревшего цилиндрического типа. Список вставок нанесен на внешней стороне крышки.

Обозначения предохранителей на крышке

В случае установки на ВАЗ-1111 или 11113 противотуманной фары, она защищается отдельной вставкой (номинал 8А), размещенной на жгуте проводки рядом с клавишей управления.

Список предохранителей с описанием защищаемых цепей на машинах с карбюраторным двигателем:

  • привод крыльчатки отопителя;
  • реле и температурный датчик пуска мотора вентилятора в системе охлаждения;
  • пусковое реле цепей обогрева стекла в задней двери;
  • системы очистки и подачи жидкости на заднее стекло.
  • клапан на карбюраторе;
  • системы очистки и подачи жидкости на лобовое стекло;
  • указатели поворота и аварийной сигнализации;
  • индикация заднего хода;
  • цепи возбуждения генератора;
  • система контроля уровня тормозной жидкости и положения рычага стояночного тормоза;
  • индикатор аварийного давления масла, указателей поворота и положения рукоятки «подсоса» в карбюраторе;
  • отображение температуры двигателя;
  • индикация запаса топлива;
  • контрольные лампы состояния заряда аккумулятора и аварийного остатка бензина в баке.
  • мотор системы охлаждения радиатора;
  • реле пуска электродвигателя вентилятора;
  • клаксон;
  • гнездо переносной лампы;
  • система подсветки в салоне;
  • прикуриватель;
  • сигналы торможения.

Рядом с блоком предохранителей установлена рамка с пятью реле следующего назначения:

  • включения и отключения электродвигателя вентилятора;
  • активации ближнего света;
  • выбора режимов работы дальнего света;
  • системы пуска двигателя стартером;
  • нитей электрического обогрева двери задка.

Внешний вид блока реле на автомобиле «Ока»

Все используемые на ВАЗ/СЕАЗ 1111 и 11113 реле однотипные, что упрощает ремонт автомобиля в полевых условиях.

Замена реле указателей поворотов продемонстрирована в ролике, снятом автором Sergey Neverov.

Распространенные неисправности электрооборудования

Распространенные проблемы с электрооборудованием на ВАЗ-1111 и 1113:

  1. Выход из строя приборов внешнего освещения. Распространенной причиной поломки является перегорание нити лампы, узел необходимо заменить. Если лампочка цела, то возможен дефект в электропроводке, из-за которого возникает короткое замыкание и выходит из строя предохранитель. Плавкая вставка меняется на идентичную по номиналу, использовать детали, рассчитанные на больший ток запрещено. Также недопустимо устанавливать самодельные перемычки («жучки»), поскольку это может стать причиной пожара. Если происходит повторное перегорание, то требуется провести проверку цепи и устранить неисправность проводки.
  2. Обрыв провода встречается в точках, где изоляция подвержена изгибам или трению о движущиеся поверхности. Примером такой точки является стык двери и кузова. Поврежденные участки требуется заменить на изделия из аналогичного материала с идентичным сечением.
  3. Окисление контактных поверхностей из-за попадания влаги или агрессивных жидкостей (например, электролита из батареи). Требуется очистить поверхности до металла, восстановив передачу электрического тока.
  4. Поломка реле, связанная с подгоранием контактов или обрывом катушки. Узел не подлежит ремонту, меняется на новый. При быстром повторном выходе из строя требуется проверка электрики машины в автосервисе.
  5. Внезапный разряд батареи связан с внутренним замыканием или утечкой тока. В зимнее время частично заряженная батарея может потерять емкость из-за низкой температуры воздуха. Требуется зарядить аккумулятор и проверить состояние проводки. В случае необходимости источник тока необходимо заменить.
  6. Пульсирующая работа ламп внешнего освещения с непривычно ярким свечением указывает на поломку реле-регулятора на генераторе. Для ремонта требуется снять узел и заменить вышедшие из строя компоненты.
  7. Недостаточная зарядка батареи (при работающем двигателе не гаснет контрольная лампа). Причиной может быть износ щеток или коллектора, недостаточное натяжение приводного ремня. Требуется отремонтировать генератор, поскольку заряда батареи хватит на 150-200 км пути в дневное время суток.
  8. Плохой контакт между концами цилиндрических предохранителей и подпружиненных элементов в монтажном блоке. Возникает в силу конструктивных особенностей узла. Многие владельцы, устав бороться с дефектом, устанавливают самодельные блоки для ножевых вставок. Обычно используется коротка секция от ГАЗ-3110, рассчитанная на 13 посадочных мест. Встречаются собранные своими руками узлы, рассчитанные на предохранители и реле.

Фотогалерея

Процесс установки нового монтажного блока с ножевыми элементами.

Обгоревший контакт штатного узла Хорошо видны разрушения от локального нагрева Перемычки на новом блоке, необходимые для уменьшения числа мест для вставок Установленный на проводку блок

Профилактические меры

Основные мероприятия по обеспечению надежной работы электрики автомобилей «Ока»:

  1. Не менее одного раз в полгода очищать внешнюю часть корпуса аккумулятора и проверять уровень электролита (на обслуживаемых моделях). Одновременно требуется производить подзарядку батареи при помощи специального устройства. Если автомобиль используется редко, то рекомендуется отключать клеммы.
  2. При проведении ремонтных работ следует следить за положением проводов, не допуская повреждения изоляционного слоя. Провода, проходящие вблизи подвижных элементов, не должны соприкасаться с ними ни при каких условиях.
  3. Не рекомендуется включать устройства с большим потреблением тока (аудиосистема, дальний свет фар и т. д.) при заглушенном двигателе. Это станет причиной ускоренного разряда батареи.
  4. Не использовать для ремонта электрических цепей самодельные элементы. Все применяемые детали и узлы должны соответствовать нормативам, заложенным конструктором при разработке автомобиля.
  5. Рекомендуется возить с собой запасные предохранители, реле и лампы. Это позволит произвести небольшой ремонт в случае необходимости.
  6. При проведении ремонтных работ, требующих использования сварки, необходимо отключить жгуты от батареи и генератора. На машинах, оборудованных инжекторным двигателем, рекомендуется отсоединить разъем от блока управления.
Рекомендуется к прочтению  Opel Astra H – внимательнее с электроникой

Скачать схемы Оки

Рекомендации от канала «Milin0915» по установке блока ножевых предохранителей на «Оке».

Электрические схемы ВАЗ 11113 и 1111, СеАЗ 11116 и их подробное описание

Автомобили марки Ока оснащены предохранителями цилиндрического типа. Общее количество модулей: 10 штук, реле – коммутаторов 5 штук.

Предохранители Ока

Ввиду неэффективности конструкции, устарелости технологии предохранители часто выходят из строя, перегорают плавильные элементы. Процесс замены новыми вовсе не сложный, но не всегда это рационально. Многие автолюбители практикуют монтаж модулей ножевого типа. Это современная конструкция с плавильным элементом по центру.

Монтаж блоков не сложнее цилиндрических, с задачей справится каждый автолюбитель.

Схема установки предохранителей

МаркировкаСхема
Fuse (1) / 15Печной отопитель
Fuse (2) / 10Датчик активации вентилятора
Fuse (3) / 5Стеклоочистители
Fuse (4) / 5Электромагнитный клапан карбюратора
Fuse (5) / 15Поворотники. Аварийная сигнализация
Fuse (6) / 20Задние фонари, давление масла, АКБ
Fuse (7) / 20Дальний, ближний свет, габариты
Fuse (8) / 15Подсветка номерного знака
Fuse (9) / 5Штепсельная розетка, освещение салона
Fuse (10) / 5Прикуриватель

Стоимость оригинального блока предохранителей в сборе (далее — БП) от 1200 рублей. качественные аналоги от 800 рублей.

Предохранители Ока

Электрическая схема автомобилей ВАЗ-1111 и ВАЗ-11113

На автомобилях «Ока» применяется однопроводная схема включения приборов электрооборудования, т. е. ко всем потребителям электроэнергии подходит только один провод. Вторым «проводом», соединяющим потребителей с источниками электроэнергии, является кузов автомобиля, или «масса». Такая схема позволяет значительно уменьшить количество проводов и упростить их монтаж. С массой соединяются отрицательные выводы источников электроэнергии. При таком соединении уменьшается разъедание металлических деталей кузова из-за электрохимической коррозии.

Источниками электроэнергии на автомобиле являются генератор и аккумуляторная батарея, включаемые параллельно. Номинальное рабочее напряжение источников и потребителей электроэнергии — 12 В. Однако напряжение в системе электрооборудования в зависимости от конкретных условий может колебаться от 11 до 14,5 В, и в этих пределах потребители сохраняют свою работоспособность.

Все электрооборудование автомобилей можно условно разделить на следующие основные системы:

  1. система питания, включающая в себя аккумуляторную батарею и генератор с регулятором напряжения;
  2. система пуска двигателя, куда можно отнести стартер, реле стартера и соответствующие контакты выключателя зажигания;
  3. система зажигания, состоящая из катушки зажигания, датчика момента искрообразования, коммутатора, свечей зажигания, проводов высокого напряжения, реле зажигания и соответствующих контактов выключателя зажигания;
  4. система освещения и световой сигнализации, объединяющая в себе фары, фонари и соответствующие выключатели и реле;
  5. контрольные приборы с датчиками;
  6. дополнительное электрооборудование, куда входят очиститель и омыватель ветрового и заднего стекол, система обогрева заднего стекла, электродвигатель отопителя, прикуриватель и звуковой сигнал.

Работой и включением всех систем управляют соответствующие выключатели и реле. Напряжение питания к большинству потребителей подводится через выключатель зажигания 31. Включаемые цепи при различных положениях ключа приведены в таблице (см. также гл. 32).

Цепи питания тех узлов электрооборудования, работа которых может потребоваться при любых обстоятельствах, всегда подключены к аккумуляторной батарее и генератору (независимо от положения ключа в выключателе зажигания). К таким узлам относятся звуковой сигнал 4, прикуриватель 45, нити ламп сигнала торможения в задних фонарях 68, фонари 70 освещения номерного знака, плафон 58 освещения салона и штепсельная розетка 11 для переносной лампы. Также непосредственно подключены к источникам питания цепи аварийной сигнализации, габаритного света и цепь сигнализации дальним светом фар.

При эксплуатации автомобилей возможны случаи коротких замыканий из-за повреждения изоляции проводов или узлов электрооборудования. Они вызывают резкое увеличение силы тока в короткозамкнутой цепи и, если не принять защитных мер, могут привести к быстрому разряду аккумуляторной батареи, перегреву проводов, оплавлению их изоляции и загоранию обивки салона автомобиля.

Для защиты от коротких замыканий на автомобиле имеется 11 плавких предохранителей. Десять из них расположены в пластмассовом блоке 22, а один предохранитель 32, защищающий цель заднего противотуманного света, находится в отдельном корпусе в жгуте проводов около выключателя 41 заднего противотуманного света. Этот предохранитель рассчитан на максимальную силу тока 8 А.

Блок предохранителей установлен под панелью приборов с левой стороны от рулевой колонки. Предохранители представляют собой тонкую пластинку из легкоплавкого металла, закрепленную на пластмассовой основе. Семь предохранителей (черного цвета) рассчитаны на максимальный ток 8 А, а три (зеленого цвета) — на 16 А. Предохранители на 16 А стоят в цепях питания узлов электрооборудования, потребляющих большой ток (таких, как элемент обогрева заднего стекла, прикуриватель, электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя и т. п.).

Ниже приведены цепи, защищаемые плавкими предохранителями, расположенными в блоке предохранителей.

При перегорании какого-либо предохранителя рекомендуется проверить цепи, которые он защищает, устранить неисправность, вызвавшую перегорание, а затем поставить новый предохранитель. Не допускается применять какие-либо самодельные предохранители и предохранители, не предусмотренные конструкцией автомобиля.

Наибольшее число предохранителей установлено в системе освещения, так как она имеет самую разветвленную и протяженную сеть проводов и поэтому больше всего подвержена повреждениям и замыканиям с массой. Электродвигатели очистителей ветрового и заднего стекол дополнительно защищены от перегрузок термобиметаллическими предохранителями, расположенными в самих электродвигателях. Прикуриватель дополнительно защищен от длительного включения шайбой из легкоплавкого сплава, расположенной в задней части прикуривателя.

Замена предохранителей на Ока

Процесс установки БП достаточно прост и интуитивно понятен. На этапе подготовки проверяем наличие:

  • Воротка;
  • Головки на «10»;
  • Нового БП старого образца (цилиндрического типа) или ножевого типа, если владелец решился на апгрейд;
  • Дополнительное освещение по мере необходимости, если работы проводите в условии ограниченной видимости.

Предохранители Ока

  • Помещаем машину на ровную поверхность, широко открываем водительскую дверь;
  • Клиним задний ряд колес противооткатными башмаками, выжимаем рычаг стояночного тормоза. Это необходимо в целях личной безопасности при проведении работ;
  • Открываем капот, отвинчиваем силовые клеммы с аккумуляторной батареи, чтобы не допустить короткое замыкание в бортовой цепи;
  • Отщелкиваем крышку с БП, по бокам сжимаем пластиковые фиксаторы;
  • Головкой на «10» выкручиваем крепежные болты по бокам. Снимаем БП с посадочного места.

Далее вставляем БП с предохранителями ножевого типа, если проводим модернизацию оборудования или же идентифицируем неисправный модуль, заменяем его новым.

  • Привинчиваем болты, надеваем защитную крышку.

Предохранители Ока

Разделение по назначению

По назначению оборудование делится на:

  • Источники питания;
  • Защитные средства;
  • Элементы управления;
  • Контрольно-измерительные приборы;
  • Исполнительные механизмы;

Источники питания

К источникам питания относятся АКБ и генератор. Аккумулятор запитывает эл. приборы и обеспечивает их работу при выключенном силовом агрегате. После запуска мотора запитка бортовой сети ведется от генератора, который также обеспечивает восстановление зарядка батареи.

Защитные компоненты

Защитные средства предотвращают перегорание электроприборов и электрической цепи при коротких замыканиях. Основными защитными элементами выступают предохранители. Для удобства все защитные элементы собраны в одном месте – блоке предохранителей, который в «Ока» располагается под передней панелью со стороны водителя.

Элементы управления

К элементам управления относятся все компоненты, отвечающие за включение, переключение и отключение электроприборов. Эта категория объединяет в себе замок зажигания, всевозможные выключатели и переключатели. Большая часть этих элементов расположена в прямой доступности для водителя – на передней панели, рулевой колонке. Но есть выключатели, на которые водитель воздействует через определенные узлы – выключатели стоп-сигналов, датчик включения сигнальной лампы подсоса и т. д.

Контрольно-измерительные приборы обеспечивают водителя информацией о работе определенных узлов и механизмов, эксплуатационных показателях – уровне топлива, температуре ОЖ, давлении масла и т. д. Одни виды этих приборов выводят точную информацию, другие же представлены в виде сигнальных ламп, срабатывающих только при возникновении неисправности.

Измерительные приборы объединяют в себе датчики, установленные на требуемых узлах и механизмам, и сигнальные элементы, расположенные на приборной панели.

Исполнительные приборы

Исполнительные механизмы – компоненты, которые выполняют ту или иную функцию – освещают, приводят в действие узлы и т. д. К ним относятся электродвигатели, лампы освещения, звуковой сигнал, прикуриватель и т. д.

Как идентифицировать перегоревший предохранитель

Оценить состояние модулей цилиндрического типа, равно как и ножевого тип достаточно просто. В обеих случаях по центру предохранителя проложен плавильный элемент.

Как только сила тока превышает допустимую, пластина моментально плавится, размыкая контакты. Образуется небольшое черное пятно, что и является свидетельством того, что деталь неисправная.

Предохранители Ока

Модуль извлекается с посадочного места специальным пластиковым пинцетом. В жизни, аксессуар часто теряется, поэтому практикуют пальцами. После замены надеваем силовые клеммы на аккумуляторную батарею, заводит двигатель, тестируем систему.

Диагностика блока предохранителей (видео)

Вашему вниманию представляются электросхемы оборудования на ВАЗ-1111, она же ОКА 1988-2003 г.в. 4-местный хэтчбек особо малого класса с поперечным расположением двигателя и приводом на передние колеса. Выпуск Оки начат в 1989 году на Волжском автомобильном заводе. Двигатель — двухцилиндровый рабочим объемом 650 куб.см., в 1997 году увеличен до 750 куб.см. объем. В настоящее время пролизводство автомобилей Ока передано Камскому автомобильному заводу, а также Серпуховскому автозаводу. Кроме базовых моделей КамАЗ-11113 и СеАЗ-11113, предлагаются варианты с ручным управлением, предназначенные для инвалидов. Благодаря очень низкой цене, представляет интерес для экспорта. Эта небольшая машина, была разработана на Волжском авто выпуска на трех заводах — ВАЗ, КамАЗ и СеАЗ — в инвалидном варианте, и выпускается с 1990 года.

Схема электрооборудования на ОКА

1 – боковой повторитель указателя поворота 31 – выключатель наружного освещения2 – передний указатель поворота 32 – блок предохранителей3 – фара 33 — предохранитель цепи противотуманного фонаря4 — электродвигатель вентилятора системы охлаждения 34 – реле включения обогрева заднего стекла5 – звуковой сигнал 35 — реле включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения6 – датчик включения электродвигателя вентилятора 36 — реле-прерыватель контрольной лампы включения стояночного тормоза7 — электродвигатель омывателя ветрового стекла 37 — выключатель очистителя и омывателя заднего стекла8 – датчик момента искрообразования 38 – выключатель обогрева заднего стекла9 – аккумуляторная батарея 39 — выключатель заднего противотуманного фонаря10 – стартер 40 — контрольная лампа прикрытия воздушной заслонки карбюратора11 – коммутатор 41 – выключатель аварийной сигнализации12 – свечи зажигания 42 – выключатель зажигания13 – катушка зажигания 43 – реле зажигания14 – генератор 44 – электродвигатель вентилятора отопителя15 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости 45 – датчик указателя уровня топлива16 — датчик контрольной лампы недостаточного давления масла 46 – выключатель плафона в стойке двери17 – розетка для переносной лампы 47 – комбинация приборов18 – реле стеклоочистителя 48 — переключатель очистителя ветрового стекла19 – датчик уровня тормозной жидкости 49 – выключатель омывателя ветрового стекла20 – выключатель сигнала торможения 50 – выключатель звукового сигнала21 — электродвигатель очистителя ветрового стекла 51 – переключатель света фар22 – электромагнитный клапан карбюратора 52 – переключатель указателей поворота23 – выключатель света заднего хода 53 — выключатель контрольной лампы включения стояночного тормоза24 – реле включения стартера 54 – плафон освещения салона25 – реле включения ближнего света фар 55 — выключатель контрольной лампы прикрытия воздушной заслонки карбюратора26 – реле включения дальнего света фар 56 — электродвигатель омывателя стекла задней двери27 — реле-прерыватель аварийной сигнализации и указателей поворота 57 – задний фонарь28 – прикуриватель 58 – задний противотуманный фонарь29 – переключатель вентилятора отопителя 59 – фонарь освещения номерного знака30 — дополнительный резистор электродвигателя отопителя 60 – элемент обогрева стекла задней двери 61 — электродвигатель очистителя стекла задней двериА – порядок нумерации контактов в соединительных колодках

Частые причины неисправности предохранителей

  • Систематические (периодические) скачки напряжения в сети;
  • Окисление контактов на клеммах, концевиках;
  • Повреждение изоляционного слоя проводки, что приводит к «закорачиванию» на массу, кузов автомобиля;
  • Повреждение корпуса, удар, столкновение со встречным транспортом;
  • Попадание воды внутрь корпуса, образование конденсата;
  • Установка модуля в низким диапазоном силы тока;
  • Непрофессиональный монтаж со стороны владельца технического средства.

Предохранители Ока

Рекомендации по уходу за БП

  • Строго соблюдать временные интервалы проведения технического осмотра, даже тогда, когда срок заводской гарантии истек;
  • Покупать преимущественно оригинальные детали;
  • Тщательно сверять номера каталожных артикулов с данными, указанными в руководстве по эксплуатации автомобилем;
  • При отсутствии опыта проводить ремонты в сертифицированных мастерских, где предоставляют гарантию качества;
  • В меньшей степени пользоваться услугами непроверенных мастеров, поставщиков деталей, комплектующих.

Различия между БП старого и нового образца

  • По функциональности особых отличий нет. Оба блока работают одинаково эффективно. Другое дело, что модификация предохранителей цилиндрического типа устарела и отыскать комплектующие все сложнее с каждым днем.
  • Некоторые автомобилисты – креативщики практикуют установку БП на Ока от Лада 10 — 15 моделей. Теоретически такая модернизация возможна, вот только потребуется немало знаний и опыта в сборке электрических схем.
  • Перепаять нужно весь БП, пять реле – коммутаторов. Закольцевать детали на одной плате, зафиксировать ее на каркасе под торпедой. Для безопасности проведения работ воспользуйтесь услугами сертифицированных мастерских, автоэлектриков.
  • Помните, что непрофессиональное вмешательство скорее навредит, нежели повысит эффективность работы того или иного агрегата.
  • Средний срок эксплуатации БП старого образца 60 – 65 тыс. км. длительность ресурса предохранителей ножевого типа 80 – 90 тыс. км. В зависимости от условий эксплуатации, качества и профессиональности сборки интервал может быть увеличен до 5 – 10 тыс. км.
  • При покупке деталей тщательно сверяйте каталожные артикулы с данными в инструкции по эксплуатации техническим средством.
Рекомендуется к прочтению  14 наиболее частых причин, почему не заводится автомобиль

13.4. Предохранители

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Реле топливного насоса ford mondeo iii b4y седан

Расположение блока предохранителей с левой стороны панели приборов

Визуальная проверка целостности предохранителя

Использование пинцета для снятия предохранителя

Расположение предохранителей на блоке предохранителей

Расположение блока предохранителей с левой стороны панели приборов

Расположение предохранителей и электрические цепи, защищаемые предохранителями, приведены на наклейке, расположенной с внутренней стороны на крышке блока предохранителей.

Всегда заменяйте предохранитель другим предохранителем той же мощности. Каждый предохранитель имеет надпись о величине защищаемого тока. Никогда не заменяйте предохранитель более чем один раз, не определив причину его перегорания.

Дополнительные предохранители имеются на блоке реле, дополнительном блоке реле и блоке электроники. Блок реле расположен в салоне автомобиля с левой стороны под панелью приборов. Блок электроники расположен с левой стороны около перегородки моторного отсека.

На моделях с дизельными двигателями предохранитель системы предварительного подогрева дизельного двигателя расположен на кронштейне реле в блоке электроники.

Для замены предохранителей откройте крышку, для чего вставьте отвертку в паз с нижней стороны, который отмечен стрелкой и нажмите на крышку.

Если предохранитель перегорел, значит, проводник, соединяющий контакты предохранителя, разорван, см. рис. Визуальная проверка целостности предохранителя.

Для того, чтобы снять предохранитель, воспользуйтесь пинцетом для извлечения предохранителя из разъема (см. рис. Использование пинцета для снятия предохранителя). Достаньте предохранитель из пинцета. Провод внутри предохранителя легко заметен и будет разорван, если предохранитель перегорел.

Установите новый предохранитель, рассчитанный на тот же ток. С обратной стороны каждый предохранитель имеет надпись о величине защищаемого тока. Кроме того, цвет предохранителя также соответствует величине защищаемого тока.

ТокЦвет
5Светло-коричневый
10Красный
15Синий
20Желтый
25Белый
30Зеленый

Предупреждение

Предохранитель, обозначенный на блоке предохранителей под номером 24 на электрических схемах автомобиля обозначается номером 224, то есть на электрических схемах к номеру предохранителя впереди добавляется цифра 2.

Электрическая схема автомобилей ВАЗ-1111 и ВАЗ-11113

А — Порядок условной нумерации штекеров в колодке датчика момента искрообразования;
Б — Порядок условной нумерации штекеров в колодках моторедукторов очистителей ветрового и заднего стекол и реле-прерывателя очистителя ветрового стекла;
В — Порядок условной нумерации штекеров в колодках выключателя зажигания и трехрычажного переключателя;
Г — Порядок условной нумерации штекеров в колодках комбинации приборов

Схема генератора

  1. Аккумуляторная батарея;
  2. Стартер;
  3. Генератор;
  4. Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи;
  5. Блок предохранителей;
  6. Реле выключателя зажигания;
  7. Выключатель зажигания.

Схема стартера

  1. Аккумуляторная батарея;
  2. Стартер;
  3. Реле включения стартера;
  4. Выключатель зажигания.

Схема замка зажигания

  1. Реле зажигания;
  2. Колодка выключателя зажигания;
  3. Выключатель зажигания.

Схема бесконтактного зажигания

  1. Реле выключателя зажигания;
  2. Выключатель зажигания;
  3. Блок предохранителей;
  4. Коммутатор;
  5. Датчик момента новообразования;
  6. Катушка зажигания;
  7. Свечи зажигания.

Схема очистителя и омывателя лобового стекла

  1. Электродвигатель омывателя ветрового стекла;
  2. Электродвигатель очистителя ветрового стекла;
  3. Выключатель зажигания;
  4. Блок предохранителей;
  5. Переключатель очистителя и омывателя ветрового стекла;
  6. Условная нумерация штекеров в колодке переключателя;
  7. Реле очистителя ветрового стекла;
  8. Условная нумерация штекеров в колодках реле и электродвигателя очистителя ветрового стекла.

Очиститель и омыватель заднего стекла

  1. Блок предохранителей;
  2. Переключатель очистителя и омывателя стекла двери задка;
  3. Электродвигатель омывателя стекла двери задка;
  4. Электродвигатель очистителя стекла двери задка;
  5. Элемент обогрева стекла двери задка;
  6. Реле включения обогрева стекла двери задка;
  7. Выключатель обогрева стекла двери задка;
  8. Выключатель зажигания.

Схема отопителя

  1. Выключатель зажигания;
  2. Блок предохранителей;
  3. Переключатель электродвигателя отопителя;
  4. Дополнительный резистор;
  5. Электродвигатель вентилятора отопителя.

Схема вентилятора двигателя

  1. Выключатель зажигания;
  2. Блок предохранителей;
  3. Реле включения электродвигателя;
  4. Датчик включения электродвигателя;
  5. Электродвигатель вентилятора.

Схема ближнего/дальнего/противотуманного света

  1. Фары;
  2. Блок предохранителей;
  3. Реле включения ближнего света фар;
  4. Выключатель зажигания;
  5. Выключатель противотуманного света;
  6. Фонарь заднего противотуманного света;
  7. Контрольная лампа включения дальнего света;
  8. Выключатель наружного освещения;
  9. Предохранитель цепи противотуманного света;
  10. Переключатель света фар;
  11. Реле включения дальнего света фар.

Схема ламп стоп-сигнала/габаритных огней/заднего хода

  1. Лампы габаритного света в фарах;
  2. Блок предохранителей;
  3. Выключатель наружного освещения;
  4. Контрольная лампа габаритного света;
  5. Лампа освещения комбинации приборов;
  6. Фонари освещения номерного знака;
  7. Лампы габаритного света в задних фонарях.

Схема аварийной сигнализации и указателей поворота

  1. Передние указатели поворота;
  2. Выключатель зажигания;
  3. Выключатель аварийной сигнализации;
  4. Переключатель указателей поворота;
  5. Боковые указатели поворота;
  6. Лампы указателей поворота в задних фонарях;
  7. Контрольная лампа указателей поворота (в комбинации приборов);
  8. Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации;
  9. Блок предохранителей.

Схема звукового сигнала

  1. Звуковой сигнал;
  2. Штепсельная розетка для переносной лампы;
  3. Колодка заднего жгута проводов;
  4. Блок предохранителей;
  5. Выключатель звукового сигнала.

Схема комбинации приборов

    Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;

Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва;

  1. Контрольная лампа дальнего света фар;
  2. Указатель температуры охлаждающей жидкости;
  3. Контрольная лампа габаритного света;
  4. Контрольная лампа указателей поворота;
  5. Лампа освещения комбинации приборов;
  6. Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи;
  7. Контрольная лампа давления масла;
  8. Указатель уровня и резерва топлива;
  9. Контрольная лампа резерва топлива;
  10. Контрольная лампа стояночной тормозной системы и уровня тормозной жидкости.

Схема электровакуумного привода сцепления (ЭПС)

  1. Рукоятка рычага коробки передач с контактом принудительного включения ЭПС;
  2. Датчик скорости;
  3. Электронный блок;
  4. Коммутатор;
  5. Катушка зажигания;
  6. Переключатель режимов ЭПС;
  7. Контрольная лампа ЭПС;
  8. Трос сцепления;
  9. Вилка привода сцепления;
  10. Регулировочные гайки;
  11. Вакуумная камера с электромагнитом;
  12. Контргайка;
  13. Трос вакуумной камеры;
  14. Уплотнитель;
  15. Рычаг (педаль) сцепления;
  16. Ось;
  17. Регулировочная гайка;
  18. Контргайка;
    S1 — Концевой выключатель положения воздушной заслонки;
    S2 — Концевой выключатель положения акселератора.

Схема подключения реле 602.3747 к системе управления сцеплением автомобиля

А1 — Датчик скорости 351.3843;
А2 — Катушка зажигания*;
АЗ — Коммутатор системы зажигания*;
А4 — Реле ЭПС 602.3747;
HL1 — Лампа индикации включения воздушной заслонки типа А12-1,2*;
HL2 — Лампа индикации тока электромагнита (контрольная лампа ЭПС) типа А12-1,2*;
СВ1 — Аккумуляторная батарея*;
L1 — Электромагнит типа 12.3747;
S1 — Концевой выключатель положения воздушной заслонки*;
S2 — Концевой выключатель положения акселератора**;
S3 — Выключатель на рычаге КПП*;
SA1 — Переключатель режимов ЭПС***;
ПР1 — Предохранитель 8 А*.
Примечание:
* Штатно используемое оборудование на автомобиле Ока.
** Размыкание контактов происходит в начале хода педали акселератора.
*** Положения клавишного переключателя SA1:
1 — ЭПС выключено;
2 — ЭПС включено;
3 — ЭПС включено, режим ТДУ включен.

Электросхема СеАз 11116

1/1 — Лампа дальнего света фар;
1/2 — Лампа ближнего света фар;
1/4 — Лампа габаритного огня;
2 — Лампа переднего указателя поборота;
3 — Лампа бокового указателя поборота;
5 — Генератор со встроенным регулятором напряжения;
9 — Датчик холла;
10 — Катушка зажигания;
12 — Стартер;
13 — Свечи зажигания;
14 — Прибор звуковой сигнальный;
17 — Датчик указателя температуры Воды;
18 — Датчик контрольной лампы давления масла;
23 — Аккумуляторная батарея;
25 — Выключатель лампы света заднего хода;
26 — Выключатель сигнала торможения;
30 — Реле-прерыватель указателей поборота;
31 — Реле-прерыватель контрольной лампы ручного тормоза;
32 — Реле стеклоочистителя;
33 — Сопротивление добавочное электродвигателя отопителя;
35 — Электродвигатель стеклоочистителя;
37 — Электродвигатель отопителя;
38 — Электродвигатель вентилятора охлаждения радиатора;
39 — Реле электровентилятора;
42/1 — Переключатель указателя поборота;
42/2 — Переключатель света фар;
42/3 — Переключатель очистителя и омыбателя ветрового стекла;
42/4 — Выключатель звукового сигнального прибора;
44 — Выключатель зажигания;
46 — Выключатель наружного освещения;
48 — Выключатель аварийной сигнализации;
49 — Переключатель электродвигателя отопителя;
52 — Комбинация приборов;
63 — Датчик скорости;
74/1 — Элемент тепловой прикуривателя;
74/2 — Лампа освещения прикуривателя;
75 — Датчик уровня тормозной жидкости;
76 — Выключатель контрольной лампы ручного тормоза;
77 — Колодка диагностики;
81 — Патрон подключения переносной лампы;
83 — Насос омывытеля ветрового стекла;
87 — Выключатель плафона освещения салона в передней двери;
89 — Лампа плафона освещения салона;
93 — Датчик указателя уровня и резерва топлива;
98/1 — Лампа габаритного огня;
98/2 — Лампа указателей поворотов;
98/3 — Лампа стоп-сигнала;
98/4 — Лампа света заднего хода;
99 — Лампа фонаря освещения номерного знака;
104 — Термовыключатель электровентилятора;
108 — Лампа заднего противотуманного огня;
112 — Электродвигатель стеклоочистителя заднего стекла;
113 — Злектродвигатель омывателя заднего стекла;
115 — Элемент нагревательный обогрева заднего стекла;
121 — Реле включения обогрева заднего стекла;
125 — Реле дополнительное;
126 — Реле включения дальнего света фар;
127 — Реле включения ближнего света фар;
129 — Реле стартера;
133 — Выключатель обогрева заднего стекла;
136 — Выключатель заднего противотуманного фонаря;
137 — Выключатель стеклоочистителя заднего стекла;
138 — Выключатель стеклоомывателя заднего стекла;
158 — Топливные форсунки;
159 — Часы;
168 — Реле задних противотуманных огней;
169 — Дополнительный сигнал торможения;
170 — Реле бензонасоса;
171 — Злектробензонасос;
172 — Регулятор холостого хода;
173 — Датчик положения дроссельной заслонки;
174 — Датчик детонации;
175 — Клапан продувки адсорбера;
176 — Датчик кислорода;
177 — Датчик абсолютного давления;
178 — Главное реле;
221 — Контроллер.

Открыть большую картинку в новой вкладке →
На автомобилях «Ока» применяется однопроводная схема включения приборов электрооборудования, т. е. ко всем потребителям электроэнергии подходит только один провод. Вторым «проводом», соединяющим потребителей с источниками электроэнергии, является кузов автомобиля, или «масса». Такая схема позволяет значительно уменьшить количество проводов и упростить их монтаж. С массой соединяются отрицательные выводы источников электроэнергии. При таком соединении уменьшается разъедание металлических деталей кузова из-за электрохимической коррозии.

Источниками электроэнергии на автомобиле являются генератор и аккумуляторная батарея, включаемые параллельно. Номинальное рабочее напряжение источников и потребителей электроэнергии — 12 В. Однако напряжение в системе электрооборудования в зависимости от конкретных условий может колебаться от 11 до 14,5 В, и в этих пределах потребители сохраняют свою работоспособность.

Все электрооборудование автомобилей можно условно разделить на следующие основные системы:

  • 1) система питания, включающая в себя аккумуляторную батарею и генератор с регулятором напряжения;
  • 2) система пуска двигателя, куда можно отнести стартер, реле стартера и соответствующие контакты выключателя зажигания;
  • 3) система зажигания, состоящая из катушки зажигания, датчика момента искрообразования, коммутатора, свечей зажигания, проводов высокого напряжения, реле зажигания и соответствующих контактов выключателя зажигания;
  • 4) система освещения и световой сигнализации, объединяющая в себе фары, фонари и соответствующие выключатели и реле;
  • 5) контрольные приборы с датчиками;
  • 6) дополнительное электрооборудование, куда входят очиститель и омыватель ветрового и заднего стекол, система обогрева заднего стекла, электродвигатель отопителя, прикуриватель и звуковой сигнал.

Работой и включением всех систем управляют соответствующие выключатели и реле. Напряжение питания к большинству потребителей подводится через выключатель зажигания 31. Включаемые цепи при различных положениях ключа приведены в таблице (см. также гл. 32).

Цепи питания тех узлов электрооборудования, работа которых может потребоваться при любых обстоятельствах, всегда подключены к аккумуляторной батарее и генератору (независимо от положения ключа в выключателе зажигания). К таким узлам относятся звуковой сигнал 4, прикуриватель 45, нити ламп сигнала торможения в задних фонарях 68, фонари 70 освещения номерного знака, плафон 58 освещения салона и штепсельная розетка 11 для переносной лампы. Также непосредственно подключены к источникам питания цепи аварийной сигнализации, габаритного света и цепь сигнализации дальним светом фар.

При эксплуатации автомобилей возможны случаи коротких замыканий из-за повреждения изоляции проводов или узлов электрооборудования. Они вызывают резкое увеличение силы тока в короткозамкнутой цепи и, если не принять защитных мер, могут привести к быстрому разряду аккумуляторной батареи, перегреву проводов, оплавлению их изоляции и загоранию обивки салона автомобиля.

Для защиты от коротких замыканий на автомобиле имеется 11 плавких предохранителей. Десять из них расположены в пластмассовом блоке 22, а один предохранитель 32, защищающий цель заднего противотуманного света, находится в отдельном корпусе в жгуте проводов около выключателя 41 заднего противотуманного света. Этот предохранитель рассчитан на максимальную силу тока 8 А.

Блок предохранителей установлен под панелью приборов с левой стороны от рулевой колонки. Предохранители представляют собой тонкую пластинку из легкоплавкого металла, закрепленную на пластмассовой основе. Семь предохранителей (черного цвета) рассчитаны на максимальный ток 8 А, а три (зеленого цвета) — на 16 А. Предохранители на 16 А стоят в цепях питания узлов электрооборудования, потребляющих большой ток (таких, как элемент обогрева заднего стекла, прикуриватель, электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя и т. п.).

Ниже приведены цепи, защищаемые плавкими предохранителями, расположенными в блоке предохранителей.

При перегорании какого-либо предохранителя рекомендуется проверить цепи, которые он защищает, устранить неисправность, вызвавшую перегорание, а затем поставить новый предохранитель. Не допускается применять какие-либо самодельные предохранители и предохранители, не предусмотренные конструкцией автомобиля.

Наибольшее число предохранителей установлено в системе освещения, так как она имеет самую разветвленную и протяженную сеть проводов и поэтому больше всего подвержена повреждениям и замыканиям с массой. Электродвигатели очистителей ветрового и заднего стекол дополнительно защищены от перегрузок термобиметаллическими предохранителями, расположенными в самих электродвигателях. Прикуриватель дополнительно защищен от длительного включения шайбой из легкоплавкого сплава, расположенной в задней части прикуривателя.

В некоторых цепях питания электрооборудования вообще нет предохранителей. Как правило, это наиболее ответственные системы, безотказная работа которых требуется в аварийных ситуациях. Например, не защищена предохранителями система зажигания двигателя, чтобы не вводить в нее элементы, снижающие надежность работы системы в эксплуатации. При отказе системы зажигания перестанет работать двигатель. В цепи пуска также нет предохранителей, чтобы не снижать надежность пуска двигателя. Кроме того, не защищены предохранителями цепь заряда аккумуляторной батареи, а также реле включения дальнего и ближнего света фар.

Для соединения источников и потребителей электроэнергии в общую схему на автомобилях применяются гибкие низковольтные провода типа ПВА (высоковольтные провода описаны далее на листе 32). Они имеют прочную эластичную изоляцию, выполненную из поливинилхлоридного пластиката. Такая изоляция стойка к воздействию масла, бензина и работоспособна в интервале температур от —40 до 105° С. Токопроводящая жила проводов для обеспечения гибкости изготовлена из большого числа мягких медных проволочек (от 19 для провода сечением 1 мм 2 до 84 для провода сечением 16 мм 2 ).

Рекомендуется к прочтению  Управление техническими объектами автомобилей и тракторов: Системы электроники и автоматики: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. 150100 Автомобиле- и тракторостроение и напрвлению Назем. трансп. системы

Чтобы различать провода в жгутах и легко прослеживать их соединения, изоляция проводов выполнена разноцветной. Она может быть окрашена в широкую гамму цветов: белый, голубой, желтый, красный и т. д. Кроме того, на поверхность изоляции могут быть нанесены спиральные или продольные полоски белого, красного, голубого или черного цветов. Таким образом, в жгутах проводов не встречается двух проводов одинаковой расцветки. Для соединения с массой применяются провода черного цвета, а для соединения с «плюсом» источников питания — в основном розового или оранжевого цвета. Ток, идущий по проводам, нагревает их. Кроме того, при этом происходит падение напряжения в проводах. Чтобы нагрев и падение напряжения не превышали допустимых пределов, необходимо подбирать соответствующее поперечное сечение токопроводящих жил проводов. Чем большей силы протекает электрический ток, тем больше должно быть поперечное сечение жилы провода. Поэтому на автомобилях применяются провода с разным поперечным сечением жилы: 16; 4; 2,5; 1,5; 1,0; 0,75 и 0,5 мм 2 .

Самый большой ток протекает при пуске двигателя по проводам, соединяющим аккумуляторную батарею со стартером и массой, а также двигатель с массой. Эти провода имеют сечение 16 мм 2 . По проводу, соединяющему генератор со стартером, тоже протекает довольно значительный ток при зарядке аккумуляторной батареи, а также при неработающем двигателе, когда от батареи питаются все потребители. Поэтому этот провод выбран сечением 4 мм 2 . Таким же проводом соединяется штекер «87» реле 25 включения стартера со штекером «50» тягового реле стартера 6.

Провода с поперечным сечением 2,5 мм 2 применяются для подачи напряжения от блока предохранителей к лампам головного света фар, для соединения штекеров «30» и «87» реле 24, 25, 27 и 28 с потребителями или блоком предохранителей и для соединения электродвигателя 3 вентилятора системы охлаждения двигателя с реле 24 и массой. Такие же провода идут к контактам «30», «30/1», «15» и «15/1» выключателя 31 зажигания и к контактам «Д», «I» и «I» переключателя 44 наружного освещения.

Провода сечением 1,5 мм 2 применяются для соединения элемента 64 обогрева заднего стекла с реле 26 включения обогрева и для соединения штекера «87» этого реле с блоком предохранителей.

Все остальные провода автомобилей имеют поперечное сечение токопроводящей жилы от 0,5 до 1 мм 2 , так как по ним протекает ток сравнительно небольшой силы.

Провода подключаются к узлам электрооборудования и соединяются между собой с помощью удобных быстроразъемных штекерных соединений. Исключением является присоединение проводов к аккумуляторной батарее, к зажиму «30» генератора и к болту тягового реле стартера. У этих ответственных соединений наконечники проводов зажимаются гайками для обеспечения максимальной надежности соединений.

Для предохранения электрических соединений от воды и грязи задняя часть передних указателей поворота закрыта чехлами. Защитными резиновыми колпачками закрыты наконечники проводов высокого напряжения, датчики температуры охлаждающей жидкости и давления масла, клемма «плюс» аккумуляторной батареи, выключатель света заднего хода. Также закрыты колпачками патроны ламп боковых указателей поворота, фонарей заднего противотуманного света и фонарей освещения номерного знака.

Для облегчения монтажа все провода объединены в жгуты. Провода в жгутах обмотаны липкой лентой или заключены в пластиковые трубки. Между собой жгуты соединяются с помощью штепсельных разъемов, колодки которых изготовлены из полиамидной пластмассы. Отверстия в кузове, через которые проходят провода, закрыты резиновыми уплотнителями, которые предохраняют провода от повреждения о кромки отверстий и не допускают проникновения через отверстия воды и грязи.

Всего имеется четыре жгута проводов, передний (основной) жгут, задний, жгут передних указателей поворота (2 шт.) и жгут проводов аккумуляторной батареи.

Основной жгут проводов — передний. Он имеет три ветви. Две из них находятся в моторном отсеке, а третья — в салоне под панелью приборов. Из салона в моторный отсек жгут проводов проходит сквозь резиновый уплотнитель и после выхода из него разветвляется. Правая ветвь жгута проложена на щите передка, а левая — на левом брызговике и передней панели передка. К панелям кузова жгут проводов крепится стальными скобами, приваренными к кузову, и пластмассовыми хомутиками.

Крепление жгута должно быть таким, чтобы он не был слишком натянут, но и не болтался, так как это может привести к перетиранию проводов при тряске и замыканию их с массой.

В салоне автомобиля передний жгут проходит под панелью приборов и имеет небольшие ответвления к блоку предохранителей, к переключателям, к комбинации приборов, к выключателю зажигания и к другим узлам электрооборудования. С левой стороны под панелью приборов установлен блок предохранителей, а за ним на кронштейне закреплены все вспомогательные реле (кроме реле зажигания).

С задним жгутом проводов передний жгут соединяется с помощью трех штепсельных разъемов: двухштекерным, шестиштекерным и восьмиштекерным. Задний жгут проходит назад под ковриками по левой стороне пола кузова и имеет ответвления к правому боковому указателю поворота и выключателю плафона в стойке правой двери, к выключателю контрольной лампы стояночного тормоза, вверх к плафону и внизу перед задним сиденьем к правому заднему фонарю. От заднего правого фонаря жгут идет вверх и около правой петли задней двери переходит на дверь и идет к моторедуктору очистителя заднего стекла и элементу обогрева заднего стекла. Задний жгут крепится к полу кузова липкой лентой.

Некоторые узлы электрооборудования устанавливаются только на части выпускаемых автомобилей.

К таким узлам относятся прикуриватель, задний противотуманный фонарь с выключателем и заднее стекло с электроподогревом и соответствующим реле и выключателем.

Цветная электросхема для отечественного автомобиля ОКА. Схема в высоком разрешении, поэтому для увеличения картинки — кликните на неё. Для исключения ошибок при работе со схемой, ниже указан второй вариант схемы электрооборудования ОКА.

Электросхема автомобиля ОКА


1 – боковой указатель поворота
2 – передний указатель поворота
3 – фара
4 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения
5 – звуковой сигнал
6 – датчик включения электродвигателя вентилятора
7 – электродвигатель омывателя ветрового стекла
8 – датчик момента искрообразования
9 – аккумуляторная батарея
10 – стартер Ока
11 – коммутатор
12 – свечи зажигания
13 – катушка зажигания
14 – генератор Ока
15 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости
16 – датчик контрольной лампы недостаточного давления масла
17 – розетка для переносной лампы
18 – реле стеклоочистителя
19 – датчик уровня тормозной жидкости
20 – выключатель сигнала торможения
21 – электродвигатель очистителя ветрового стекла
22 – электромагнитный клапан карбюратора
23 – выключатель света заднего хода
24 – реле включения стартера
25 – реле включения ближнего света фар
26 – реле включения дальнего света фар
27 – реле-прерыватель аварийной сигнализации и указателей поворота
28 – прикуриватель
29 – переключатель вентилятора отопителя
30 – дополнительный резистор электродвигателя отопителя
31 – выключатель наружного освещения
32 – блок предохранителей
33 – предохранитель цепи противотуманного фонаря
34 – реле включения обогрева заднего стекла
35 – реле включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения
36 – реле-прерыватель контрольной лампы включения стояночного тормоза
37 – выключатель очистителя и омывателя заднего стекла
38 – выключатель обогрева заднего стекла
39 – выключатель заднего противотуманного фонаря
40 – контрольная лампа прикрытия воздушной заслонки карбюратора
41 – выключатель аварийной сигнализации
42 – выключатель зажигания
43 – реле зажигания
44 – электродвигатель вентилятора отопителя
45 – датчик указателя уровня топлива
46 – выключатель плафона в стойке двери
47 – комбинация приборов
48 – переключатель очистителя ветрового стекла
49 – выключатель омывателя ветрового стекла
50 – выключатель звукового сигнала
51 – переключатель света фар
52 – переключатель указателей поворота
53 – выключатель контрольной лампы включения стояночного тормоза
54 – плафон освещения салона
55 – выключатель контрольной лампы прикрытия воздушной заслонки карбюратора
56 – электродвигатель омывателя стекла задней двери
57 – задний фонарь ока
58 – задний противотуманный фонарь
59 – фонарь освещения номерного знака
60 – элемент обогрева стекла задней двери
61 – электродвигатель очистителя стекла задней двери.

Схема электрооборудования автомобиля ОКА — другой вариант


1 — фары; 2 — передние указатели поворота; 3 — датчик включения электровентилятора; 4 — звуковой сигнал Ока; 5 — электровентилятор системы охлаждения двигателя; 6 — боковые указатели поворота; 7 — датчик момента искрообра-зования; 8 — свечи зажигания; 9 — катушка зажигания; 10 — электродвигатель насоса омывателя ветрового стекла; 11 — аккумуляторная батарея; 12 — генератор автомобиля Ока; 13 — датчик контрольной лампы давления масла; 14 — электромагнитный клапан карбюратора; 15 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 16 — выключатель света заднего хода; 17 — коммутатор; 18 — штепсельная розетка для переносной лампы; 19 -датчик уровня тормозной жидкости; 20 — стартер; 21 — моторедуктор очистителя ветрового стекла; 22 — реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации; 23 — реле включения дальнего света фар; 24 — реле включения ближнего света фар; 25 — реле включения стартера; 26 — реле включения электровентилятора; 27 — блок предохранителей; 28 — реле-прерыватель контрольной лампы стояночного тормоза; 29 — реле-прерыватель очистителя ветрового стекла; 30 — выключатель очистителя и омывателя заднего стекла; 31 — выключатель обогрева заднего стекла; 32 — выключатель заднего противотуманного фонаря; 33 — выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора; 34 — предохранитель цепи противотуманного света; 35 — контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора; 36 — выключатель аварийной сигнализации; 37 — выключатель наружного освещения; 38 — реле включения обогрева заднего стекла; 39 — переключатель электродвигателя вентилятора отопителя; 40 — выключатель стоп-сигнала; 41 — прикуриватель 42 — дополнительный резистор электродвигателя вентилятора отопителя; 43 — реле выключателя зажигания; 44 — выключатель зажигания; 45 — трех рычажный переключатель; 46 — плафон освещения салона; 47 — выключатели плафона, расположенные в стойках дверей; 48 — комбинация приборов 49 — выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 50 — датчик указателя уровня и резерва топлива; 51 — электродвигатель вентилятора ото пителя; 52 — задние фонари; 53 — моторедуктор очистителя заднего стекла; 54 — элемент обогрева заднего стекла; 55 — фонари освещения номерноп знака; 56 — задний противотуманный фонарь; 57 — электродвигатель насоса омывателя заднего стекла; А — порядок условной нумерации штекеров в ко лодке датчика момента искрообразования; Б — порядок условной нумерации штекеров в колодках моторедукторов очистителей ветрового и заднего сте кол и реле-прерывателя очистителя ветрового стекла; В — порядок условной нумерации штекеров в колодках выключателя зажигания и трехрычажно го переключателя; Г — порядок условной нумерации штекеров в колодках комбинации приборов.

Ока — общее обозначение семейства автомобилей так же известных под названием ВАЗ 1111, ВАЗ-11113 (LADA OKA), СеАЗ-1111, КамАЗ-1111, Астро 11301. Выпускался с различными модификациями с 1987 по 2008 год. В данной публикации вы найдёте описание предохранителей и реле в автомобиле ОКА со схемами блоков и местами их расположения. Отметим предохранитель отвечающий за прикуриватель. В заключении предложим ознакомится с электросхемой ОКА.

Блок предохранителей

Основной блок предохранителей находится в салоне под панелью со стороны водителя.

p, blockquote 4,0,1,0,0 —>

Нумерация идет с лева на права, от 1 до 10 и будет нанесена на крышку блока.

Описание

116А Электродвигатель вентилятора отопителя,
Реле (обмотка) и датчик включения электродвигателя вентилятора системы охлаждения двигателя,
Реле (обмотка) включения обогрева заднего стекла,
Электродвигатели очистителя и омывателя заднего стекла, омывателя ветрового стекла
28А Электромагнитный клапан карбюратора,
Реле и электродвигатель очистителя ветрового стекла,
Указатели поворота и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме указания поворота),
Контрольная лампа указателей поворота,
Задние фонари (лампы света заднего хода),
Обмотка возбуждения генератора (при пуске двигателя),
Контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора,
Реле-прерыватель и контрольная лампа стояночной тормозной системы и недостаточного уровня тормозной жидкости,
Контрольная лампа давления масла,
Контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи,
Указатель температуры охлаждающей жидкости,
Указатель уровня топлива с контрольной лампой резерва
38А Левая фара (дальний свет),
Контрольная лампа дальнего света фар
48А Правая фара (дальний свет)
58А Левая фара (ближний свет)
68А Правая фара (ближний свет)
78А Левая фара (габаритный свет),
Левый задний фонарь (габаритный свет),
Фонари освещения номерного знака,
Контрольная лампа габаритного света
88А Правая фара (габаритный свет),
Правый задний фонарь (габаритный свет),
Лампа освещения комбинации приборов,
Лампа освещения прикуривателя
916А Указатели поворота и реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации в режиме аварийной сигнализации,
Элемент обогрева заднего стекла и реле (контакты) его включения
1016А Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя и реле (контакты) его включения,
Звуковой сигнал,
Штепсельная розетка для переносной лампы,
Плафон освещения салона,
Задние фонари (лампы стоп-сигнала).
Прикуриватель

За работу прикуривателя отвечает предохранитель номер 10 на 16А.

Блок реле

С левой стороны под панелью приборов установлен блок из пяти одинаковых реле (90.3747-10 / 113.3747-10 / 2105-3747210-20)

p, blockquote 9,1,0,0,0 —>

Схема

Обозначение

1Реле электро вентилятора радиатора двигателя
2Реле ближнего света фар
3Реле дальнего света фар
4Реле стартера
5Реле обогрева заднего стекла

Дополнительные реле

В зависимости от комплектации и исполнения возможно дополнительное размещение реле.

p, blockquote 13,0,0,1,0 —>

Схема

Назначение

  1. Реле аварийной сигнализации и указателей поворота (494.3747 / 2105-3747010-01) — расположено за комбинацией приборов.
  2. Реле переднего стеклоочистителя (РС-514 (2101-5205150)) — расположено под обивкой, левой боковины.
  3. Реле контрольной лампы стояночного тормоза (РС-492 (2101-3803150)) — расположено за комбинацией приборов, рядом с реле указателей поворота (см пункт 1).
  4. Дополнительное реле (90.3747-10 / 113.3747-10 / 2105-3747210-20).
  5. Реле зажигания (90.3747-10 / 113.3747-10 / 2105-3747210-20) — закреплено саморезом изнутри панели приборов.

Электросхема ОКА

Больше информации про электрические схемы соединений ОКА, можете узнать в данной схеме, а описание к ней тут.

Источник https://razvodka.net/wiring/elektroshema-oka-26042/

Источник https://drajver.ru/tehobsluzhivanie/blok-predohranitelej-oka-11113-shema.html

Источник http://legionerov.ru/avtomobili/shema-jelektrooborudovanija-vaz-1111-11113-oka/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: