Роботека Энциклопедия роботов

Что такое робот? Основные понятия

робот

Слово «робот» произошло от чешского robot от « robota » — » барщина, подневольный труд». От этого же слова берёт этимологическое начало древнерусское слово «рабство» и старославянское «работа». Впервые слово robot было напечатано в 1920 году в пьесе Карела Чапека « R.U.R », а придумал его брат писателя – Йозеф.

Первое появление слова робот

R.U.R. (с чеш.яз. Rossumovi univerzalna roboti, «Россумские универсальные роботы») научно-фантастическая пьеса Карела Чапека, написана в 1920 году. В Праге 25 января 1921 года состоялся премьерный показ пьесы .

Эволюция роботов

Главная задача робота, помощь и облегчение труда человека, беря некоторые физические, в некоторых случаях и умственные, задачи на себя, тем самым дополняя и даже заменяя деятельность человека.

Робот, это:

В современном понимании, робот – это устройство с антропоморфным поведением (подобно человеку), созданное с целью выполнения заданных операций. Деятельность роботов направлена на облегчение труда человека на производстве посредствам исполнения опасных, рутинных, тяжёлых работ.

Изначально, понятие робот предполагало человекоподобное устройство, внешне схожее с человеком:

Составные части робота:

  • Голова — CPU — процессор, главный интеллект робота; датчики зрения, слуха и динамики для возможности речи робота;
  • Руки-манипуляторы — с захватывающими кистями манипуляторами;
  • Торс — туловище, эндоскелет робота с часто расположенным в нём блоком питания;
  • Ноги-шагоход — обеспечивают шаговое движение, а также другие модели: шасси и гусеничный ход.

Наглядное устройство робота

(Наглядное устройство робота)

Управление устройством, в зависимости от заложенной программы, осуществляется с пульта управления или в автономном режиме.

Ключевые даты в развитии роботов:

1500 год. Франция поражена механизированным львом Леонардо да Винчи, который двигался и представлял герб государства.

1617 год. Джон Непер разрабатывает элементарное вычислительное устройство.

1878 год. На Всемирной выставке в Париже Пафнутий Чебышев презентует стопоходную машину

1891 год. Никола Тесла изобретает катушку, производящую напряжение высокой частоты.

1893 год. Тесла создаёт асинхронный двигатель, питающийся от сети переменного тока.

1898 год. Изобретение Теслы первого в мире пульта дистанционного управления.

1921 год. Первое упоминание слова «робот» в пьесе «R.U.R.» Карела Чапека.

1950-е годы. Активная разработка механических манипуляторов, которые копировали движение человеческих рук.

1971 год. Изобретение первого в мире микропроцессора.

1980 годы. Сильнейший скачок роста рынка робототехники, произошедший благодаря коммерческой реализации японских роботов.

2000 год. Компания Electrolux в эфире телеканала BBC представила робот-пылесос Trilobite.

2004 год. Марк Тилден создает первую коммерчески успешную игрушку робота Robosapien.

2010 год. Корейская фирма Ilshim Global презентует первого в мире робота для мойки окон Windoro.

С 2017 года. Основное направление робототехники – это прогресс искусственного интеллекта.

Несколько позже с развитием технологий такое понятие получило более широкое значение. В информационном пространстве, в основном сетевом, понятием робот также называют программу, действующую автономно, т.е. сама по себе, выполняющую определенную функцию. Например, поисковый робот-паук, сканирующий сеть, собирающий информацию; биржевой робот, самостоятельно участвующий в торгах по заданным параметрам; различные боты и другие программы.

Используемые технологии

Искусственный интеллект

Свойство механизмов самостоятельно выбирать путь решения для каждой поставленной перед ним задачи, опираясь на информацию базы данных. Важнейший аспект при этом – самообучение, в ходе которого робот разрабатывает программы действий.

ИИ использовались при создании: Deep Blue – анализатора-шахматиста, который сумел обыграть чемпиона мира Каспарова; MYCIN, способного ставить точный диагноз пациенту после оценки состояния его здоровья, а также ViaVoice служащие в качестве консультантов, умеющие поддерживать конструктивный диалог с потребителями.

Робот

Ро́бот (чеш. robot , от robota — подневольный труд или rob — раб) — автоматическое устройство, предназначенное для осуществления производственных и других операций, обычно выполняемых человеком (иногда животным). Использование роботов позволяет облегчить или вовсе заменить человеческий труд на производстве, в строительстве, при рутинной работе, при работе с тяжёлыми грузами, вредными материалами, а также в других тяжёлых или небезопасных для человека условиях [1] [2] .

Рекомендуется к прочтению  Kашкаров А П Электронные самоделки

Робот может выглядеть как угодно. В настоящее время в промышленном производстве широко применяются различные роботы, внешний вид которых (по причинам технического и экономического характера) далёк от «человеческого».

Робот может управляться оператором, либо работать по заранее составленной программе.

Содержание

История возникновения слова

Слово «робот» было придумано чешским писателем Карелом Чапеком и его братом Йозефом и впервые использовано в пьесе Чапека «Р. У. Р.» («Россумские универсальные роботы», 1920). До появления промышленных роботов считалось, что роботы должны выглядеть подобно людям.

Предыстория

Мифические искусственные существа

Идея искусственных созданий впервые упоминается в древнегреческом мифе о Кадме, который, убив дракона, разбросал его зубы по земле и запахал их, из зубов выросли солдаты, и в другом древнегреческом мифе о Пигмалионе, который вдохнул жизнь в созданную им статую — Галатею. Также в мифе про Гефеста рассказывается, как он создал себе различных слуг. Еврейская легенда рассказывает о глиняном человеке — Големе, который был оживлён пражским раввином (махараль ми-Праг) Йехудом Бен Бецалелем (1509(?)-1609) при помощи каббалистической магии.

Похожий миф излагается в скандинавском эпосе Младшая Эдда. Там рассказывается о глиняном гиганте Мисткалфе, созданном троллем Рунгнером для схватки с Тором, богом грома.

Технические устройства

Очевидно, первыми прообразами роботов были механические фигуры, созданные арабским ученым и изобретателем Аль-Джазари (1136—1206). Так, он создал лодку с четырьмя механическими музыкантами, которые играли на бубнах, арфе и флейте.

Чертёж человекоподобного робота был сделан Леонардо да Винчи около 1495 года. Записи Леонардо, найденные в 1950-х, содержали детальные чертежи механического рыцаря, способного сидеть, раздвигать руки, двигать головой и открывать забрало. Дизайн скорее всего основан на анатомических исследованиях, записанных в Витрувианском человеке. Неизвестно, пытался ли Леонардо построить робота. [3]

С начала XVIII века в прессе начали появляться сообщения о машинах с «признаками разума», однако в большинстве случаев выяснялось, что это мошенничество. Внутри механизмов прятались живые люди или дрессированные животные.

Французский механик и изобретатель Жак де Вокансон создал в 1738 году первое работающее человекоподобное устройство (андроид), которое играло на флейте. Он также изготовил механических уток, которые, как говорили, умели клевать корм и «испражняться».

Хронология

Конец XIX века — русский инженер Пафнутий Чебышёв придумал механизм — стопоход, обладающий высокой проходимостью.

1898 — Никола Тесла разработал и продемонстрировал миниатюрное радиоуправляемое судно.

1921 — Чешский писатель Карел Чапек представил публике пьесу под названием «Р. У. Р.» («Россумские Универсальные Роботы») [4] , откуда и взяло начало слово «робот» (от словацк. robota ).

1930-е — Появились конструкции внешне напоминающих человека устройств, способных выполнять простейшие движения и воспроизводить фразы по команде человека. Первый такой «робот» был сконструирован американским инженером Д. Уэксли для Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1927 году.

1950-е — Для работы с радиоактивными материалами стали разрабатывать механические манипуляторы, которые копировали движения рук человека, находящегося в безопасном месте.

1960 — Дистанционно управляемая тележка с манипулятором, телекамерой и микрофоном применялась для осмотра местности и сбора проб в зонах высокой радиоактивности.

1968 — Японская компания Kawasaki Heavy Industries, Ltd. получила лицензию на производство робота от американской фирмы Unimation Inc. и собрала своего первого промышленного робота. C тех пор Япония начала неуклонное движение к тому, чтобы стать мировой столицей роботов – с более чем 130 компаниями, вовлеченных в их производство. Изначально сконструированные в США, первые роботы Японии импортировались в малых количествах. Инженеры изучали их и применяли в производстве в таких специфических работах, как сварка и распыление. В 70-х годах были разработаны многочисленные возможности практического применения в данной области.

Рекомендуется к прочтению  10 лучших программ для диагностики автомобилей – рейтинг 2022

1979 — В МГТУ им. Н. Э. Баумана по заказу КГБ был сделан аппарат для обезвреживания взрывоопасных предметов — сверхлёгкий мобильный робот МРК-01.

1980– коммерческое начало для роботов, производимых на основе высоких технологий. С этого момента рынок начал расти, несмотря на обвал, произошедший в экономике Японии, и на то, что производство (в основном потребительская электроника) было перемещено за рубеж, что повлияло на уменьшение спроса внутри страны в 90-х годах. Постепенно японская экономика восстановилась, и с 2003 года опять наблюдается рост. В настоящее время на долю Японии приходится около 45% функционирующих в мире промышленных роботов. Если говорить об абсолютных цифрах, то к концу 2004 года в Японии было задействовано 356500 промышленных роботов, на втором месте со значительным отрывом шли Соединенные Штаты Америки (122000 промышленных роботов). Япония также занимает первое место в мире и по экспорту промышленных роботов. Ежегодно эта страна производит более 60 тысяч роботов, почти половина из которых идет на экспорт. Такой разрыв, безусловно, делает нашествие японских роботов еще более заметным.

1982 — 18-27 октября 1982 г. в Ленинграде, в выставочном комплексе в Гавани проходила, вероятно, первая в СССР, Международная выставка «Промышленные роботы-82».

1986 — в Чернобыле, впервые в СССР применены роботы для очистки радиоактивных отходов.

2005 — ВМФ России в Балтийском море проведены испытания подводного робота-разведчика «Гном». [источник не указан 1312 дней]

2007 — МВД России в г. Перми проводило испытания тестового робота-милиционера Р-БОТ 001

5 главных причин, почему не стоит покупать автомобили с коробкой-роботом

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Роботизированная коробка передач/ Фото: avtodozorshop.ru

Автомобили эволюционируют по-разному. Иногда новшества, вводимые производителями, взрывают рынок, а иногда вызывают недоумение со стороны автолюбителей. Ярким примером такого нелепого изобретения является роботизированная коробка передач.

Что не так с «роботами»

Почему многие не советуют покупать машину с коробкой-роботом?/ Фото: rentexpress39.ru

Без всякого сомнения, по комфорту современные «роботы» практически ничем не уступают автоматическим и вариаторным коробкам передач, а в некоторых моментах даже превосходят их – например, возможностью запоминать и имитировать характер вождения конкретного водителя.

Но если говорить о минусах, то их в РКПП так много, что водителям перед покупкой автомобиля с «роботом» стоит много раз подумать.

Владельцы автомобилей с «роботами» рискуют, перевозя крупногабаритные грузы или тяжёлые прицепы, ведь перегружать роботизированную коробку нельзя. Буксовать, пытаться вытащить из сугроба товарища, а также ездить на пониженных передачах и резко останавливаться без причины тоже нежелательно.

Коробки как огня боятся резких стартов, простоев в пробках и любого нарушения логики переключения передач. Поэтому прежде чем посадить за руль друга, крепко подумайте. Каковы же главные причины того, почему автомобиль с роботизированной коробкой лучше не покупать?

1. Низкая скорость работы

Устройство «робота»/ Фото: autoleek.ru

Да, РКПП ещё не скоро научится переключать передачи так же быстро, как АКПП или вариатор. А если говорить о первых поколениях «роботов», то время задержки между передачами у них составляет до трёх секунд в обычном режиме и до пяти, если манера езды водителя вдруг резко меняется. Но даже если взять современный двухдисковый «робот», небольшая задержка на нем всё равно будет присутствовать.

Чтобы минимизировать провалы мощности, водителю предстоит периодически использовать ручной режим переключения передач, чтобы коробка понимала, какому стилю вождения ей придерживаться.

Проблемы возникают, когда автомобиль эксплуатируют сразу два или даже три человека. Водители никогда не смогут получить удовольствие от управления ТС, ведь РКПП будет всегда вести себя по-разному при разгоне, трогании в горку, поворотах и экстренном торможении.

2. Перегрев

Перегрев коробки передач/ Фото: autoreview.ru

И современные, и более старые роботизированные коробки передач подвержены перегреву.
Остановка по неизвестной причине может произойти даже в условиях трассы, при этом электроника не даст автомобилю запуститься в течение солидного времени – до двадцати минут.

Рекомендуется к прочтению  Радио электроника в автомобилях

Производители даже предусмотрели установку дополнительного радиатора охлаждения для коробки передач, поэтому если вдруг вы станете владельцем РКПП, вполне вероятно, что вам придётся раскошелиться на тюнинг, которого никогда бы не было в автоматических или вариаторных КПП.

3. Дополнительное обслуживание

Обслуживание РКПП/ Фото: moto.exist.ru

От которого также освобождены владельцы автомобилей с любыми другими коробками передач. Например, замена масла на коробках-роботах с гидравлическими тягами может потребоваться каждые 40-50 тысяч километров, а при агрессивной езде и того чаще.

К слову, одна такая замена масла будет стоить для водителя 10-15 тысяч рублей, и это по меркам обычного ТО невообразимо дорого, особенно если автомобиль эксплуатируется в сельской местности – менять масло потребуется гораздо чаще.

Датчики, которых в роботах достаточно много, тоже могут создать массу проблем для водителя. Так, если один из них выйдет из строя, блок управления коробкой примет единственное верное для него решение – заблокируют запуск двигателя до решения проблемы. То есть, добраться до автосервиса самостоятельно уже не получится, и это большой минус.

4. Дорогостоящий ремонт

Разбор и ремонт коробки-робота/ Фото: avant-servis.ru

Да, ремонт АКПП или вариаторов тоже не дешёвый, однако не стоит забывать про такое понятие, как ресурс. Автоматические коробки при нормальной эксплуатации без проблем доходят до 300-400 тысяч километров без серьёзного ремонта. Известны реальные случаи коробок-миллионников, когда дело касается классических «автоматов».

В нашем же случае такой фокус не прокатит. Ресурс «роботов» очень и очень маленький, а ремонт непомерно дорогой. 150 тысяч километров – это максимальный срок службы РКПП, после которого ему требуется срочная помощь мастера. Как правило, это корзина и диск сцепления, все виды сальников плюс полная замена масла, а в случаях агрессивной езды, или когда разные водители корректирует работу электроники, километраж пробега до капитального ремонта коробки может сократиться до 100-120 тысяч километров.

А теперь внимание! Стоимость стандартного ремонта коробки-робота первых поколений обычно достигает 35-40 тысяч рублей без учёта стоимости работы.

Более современные аппараты с преселективными передачами затребуют от своих владельцев гораздо большую сумму – до 100 тысяч рублей. Более серьёзный ремонт, если, например, коробка сломалась из-за её неправильной эксплуатации, может достигать половины рыночной стоимости автомобиля.

5. Недостаток специалистов

В небольших городах ощущается недостаток специалистов по ремонту «робота»/ Фото: att-service.ru

Обслуживать роботизированную КПП сегодня гораздо проще, чем, например, десять лет назад, когда многие сервисы не знали даже, с какой стороны подойти к этому необычному агрегату.

Собственно, и по сей день эта проблема наблюдается в небольших городах, ведь крупные сервисные центры, специализирующиеся исключительно на ремонте РКПП, как правило, находятся очень далеко, а везти автомобиль за сотни километров как минимум нецелесообразно.

Водителям приходится довольствоваться тем, что есть, в результате чего они получают некачественный ремонт и вовсе рискуют стать постоянными клиентами автосервиса, ведь даже простая замена масла требует от специалиста выполнения чёткого алгоритма действий, не говоря уже о сложном ремонте.

Иногда автовладельцы, зная, с чем им предстоит столкнуться в ближайшие 10-15 тысяч километров, продают старую машину и покупают новую.

Именно поэтому приобретать подержанный автомобиль на «роботе» с любыми пробегами крайне не рекомендуется, потому что, во-первых, есть риск «попасть» на дорогой ремонт; и, во-вторых, вы вряд ли найдёте толкового мастера, который сделает всё, как надо. А если и обратитесь в специализированный сервис, то отдадите если не половину, то добрую четверть от стоимости автомобиля на ремонт РКПП.

Не стоит покупать не только машины с «роботом», но и переоцененные автомобили на российском рынке , за которые жалко отдавать много денег.

Источник https://xn--80abmurblt.xn--p1ai/robot

Источник https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/6645

Источник https://novate.ru/blogs/230222/62238/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Похожие записи

Ремонт и техническое обслуживание автомобилей

Ремонт и техническое обслуживание автомобилей Рассмотрим основные отказы изделий и приборов системы электроснабжения автомобилей, которая включает аккумуляторную батарею (или батареи), генераторную установку с регулятором напряжения, коммутационные устройства, разъемы и соединительные провода. В перечне основных отказов не рассматриваются механические повреждения приборов и устройств в результате неправильной и небрежной эксплуатации. Основные отказы генератора: ослабление, чрезмерное натяжение или […]

5 способов оснастить старый автомобиль новыми технологиями

5 способов оснастить старый автомобиль новыми технологиями Как сделать так чтобы в старом автомобиле появились новые технологии? Почему люди готовы, теряя деньги, продавать не слишком старые автомобили и приобретать более дорогие новые автомобили? Да, конечно частой причиной, почему многие из нас в буквальном смысле готовы влезать в долги ради приобретения новой машины, является новый дизайн […]