
«Цифровой двойник» – один из новых инструментов с использованием искусственного интеллекта. Это динамическая виртуальная копия физического актива или системы, которая объединяет данные из множества источников, моделирует поведение и бизнес-процессы, обучается на исторических данных и позволяет проводить симуляции сценариев без риска для реального бизнеса. Об этом в ходе форума «ИИ-революция в автобизнесе – 2025», организованном агентством «АВТОСТАТ», рассказал Алексей Костенюк, руководитель направления «Цифровой транспорт» в «СберМобайле».
Эксперт на отдельно взятом примере с таксопарком показал, как с помощью «цифровых двойников», используя базу накопленных данных и правильно формулируя промт-запросы системе, можно добиваться в корпоративном парке снижения простоев и затрат, повышать безопасность и аварийность, а также лояльность клиентов. Важно, что интеллектуальный инструмент не заменяет человека, но он переходит в систему поддержки принятия решения человеком.
При введении новых данных система выдает сценарий дальнейшего развития событий – без вложения реальных средств позволяет видеть будущие расходы и доходы, экономию и траты. Начав с малых объемов закладки данных (пробег транспортных средств, число водителей, оценка стиля вождения, число простоев и аварий), с аудита текущих процессов в конкретном таксопарке, можно постепенно выстроить некий пилотный проект и развивать его. На определенных этапах развития система (которая обучается) сможет выдавать ответы на симулирующие вопросы типа: «А что будет, если до конца года таксопарк увеличится на 10 машин?», «А что будет, если открыть филиал в новом для компании районе?», «Сколько средств мне понадобится в конце года на поддержание парка в работоспособном состоянии?» и пр.
Эксперт напомнил только об одном важном обстоятельстве: начинать действительно с малого, не ставить системе сразу глобальных задач. На первых порах придется ограничивать промт-запросы сети, не давать ей «галлюцинировать».
Фото: АВТОСТАТ