Содержание
Акцизы на бензин и нефтепродукты с 2022 года
Повышение акцизов на топливо происходит практически каждый год. Это естественный процесс, который позволяет увеличить поступления в бюджет, за счет спроса на эту продукцию. Рост акцизов на бензин происходит за счет принятия закона и подписания его Президентом. Принятые акцизы на бензин с 1 января 2019 года влияют на общую стоимость топлива. Повышение акцизов на бензин в 2019 году пока не планируется, но это временное «затишье». Увеличение акцизов в 2019 году запланировано в несколько этапов, примерно 5-10% до 2021 года. Зная, какой акциз на бензин с 1 января 2019 года предусмотрен, можно понимать изменение цен на рынке, предугадывать его повышение.
Кто повышает акцизы на бензин в России
Акциз относится к косвенному налогу, который действует только в производственной сфере. Список нефтяной продукции ограничен, но позволяет государству регулировать их производство, сбыт и потребление. Повышение этого платежа запускает цепную реакцию, которая приводит к увеличению цен на рынке, даже на продукты питания. Поэтому правительству важно сохранять влияние в этой области, чтобы исключить резких или стремительных скачков.
Любые новости о повышении цен на бензин часто приводит к панике, ведь они составляют 12% от конечной цены, предусмотренной для потребителя. Это косвенный налог, предусмотренный действующим законодательством, который направляется в федеральный бюджет. Платеж осуществляют юридические лица, занимающиеся покупкой сырья и продажей готовой продукции. Но по факту эту разницу платит конечный потребитель. Продавец всегда закладывают любые финансовые колебания в финальную стоимость.
Налог предусмотрен в случае продажи топлива. С его помощью Правительство регулирует оборот бензина в стране и сдвигает стоимость. Делается это обычно с целью повысить приток средств в бюджет, чтобы сократить его дефицит. Это может происходить и потому, что пошлина используется в качестве регулирующего инструмента на рынке.
Акцизы на бензин с 1 января 2019 года
Акциз на бензин представляет собой косвенный налог, который взымается с предпринимателей и организаций. Он взымается на одном уровне с НДС, и за счет изменений его ставки регулируется цена и потребление продукции высокого спроса. Обязанность его рассчитывать и вносить в бюджет, лежит на самом плательщике. Специфика акциза на топливо:
- Действия производителя относительно прямогонного бензина облагаются налогом, но в стоимость конечного продукта такие платежи не закладываются.
- Оплачивать акциз на топливо можно отдельным субъектом или совместно несколькими участниками.
- В качестве объекта налогообложения выступает реализация продукции, получение или перемещение товара, передача его другому лицу, в том числе и на безвозмездной основе, использование в качестве натуральной оплаты.
- Двойное налогообложение за закупку сырья и сбыт готовой продукции исключается, за счет перерасчета его самим предприятием. Но такое разрешено делать далеко не во всех случаях.
- Цена устанавливается из расчета на одну тонну продукции. В среднем в год подорожание осуществляется в пределах 5-7%.
Акциз на топливо в 2019 году остался без изменений, согласно принятой редакции Федерального закона № 301. Увеличение его размера предусмотрено только в начале 2021 года. Сегодняшние показатели предусмотрены с прошлого года. К примеру, на бензин для автомобиля 13100 руб. за тонну, за дизельное топливо 5665 руб.
Акцизы на нефтепродукты с 1 января 2019 года
Продукты, произведенные из нефти, причисляются к подакцизной категории товара. Поэтому их выпуск облагается налогом. Отличительной их особенностью является сложный химический путь получения. Косвенным налогом облагается любая продукция, произведенная из нефти. Это автомобильное масло, керосин, дистилляторы и другое. В 2019 году на нефтепродукты сохраняется уровень акциза, предусмотренный для предыдущего года. Начисляется он при транспортировке готовой продукции своему филиалу для продажи, дальнейшей обработки или использования в собственных целях. Формула, по которой вычисляется коэффициент:
А = НБ х НС – НВ, где:
- А – акциз;
- НБ – налоговая база;
- НС – налоговая ставка;
- НВ – налоговый вычет.
Рассчитывать акциз на нефть должно само предприятие, которое занимается производством. Фискальные послабления со стороны правительства направляются на сдерживание рыночных цен на бензин и другую продукцию, предусмотренные для покупателя.
Расчет акциза на прямогонный бензин
Поднятие ставки на бензин, дизельное топливо и другие производные нефти, не единственный пункт, предусмотренный принятым Федеральным законом №301. Также правительство утвердило изменения механизмы вычисления ставки на прямогонный бензин. В новой редакции размер определяется по следующей формуле:
Апб= ПТ х Спб – В, где:
- Апб – Акциз прямогонного бензина;
- ПТ – подакциз товара (количество измеряется в тоннах);
- С пб – ставка прямогонного бензина;
- В – вычеты (предусмотренные статье 200 НК РФ).
Рост планируется поэтапным, примерно на 5-10% каждый последующий период. Такая динамика направлена на стабилизацию рынка. Отчетным периодом, в который производитель рассчитывает акциз составляет 1 календарный месяц. Как и в другие периоды, плательщики имеют право получить налоговый вычет. С его помощью снижается размер налогового обязательства. Срок оплаты сохранился без изменений, и внести нужную сумму плательщик должен до 25 числа.
Акциз на топливо в 2019 году практически остается без изменений, так как правительство планирует его повышение в несколько этапов. Это позволит избежать резких скачков цен. Применяются поправки каждый год, и предусмотрены акцизы в твердом виде или процентном соотношении. Ставки регулируются относительно класса бензина и дизельного топлива. Индексация проводится с учетом прогнозируемых потребительских цен.
Налог на транспорт: в каждой капле топлива?
Налог на автомобиль будет существенно реконструирован в текущем году. Налогообложение автомобилей планируется приблизить к европейскому образцу, когда на первое место выходит социальная справедливость. Градация налога только от количества лошадиных сил в моторе существенно устарела, требует пересмотра вся система налогообложения транспорта, в частности, размер ставок и принципов взимания сбора. Именно поэтому уже несколько лет назад зазвучали идеи включить транспортный налог в цену бензина.
Как сегодня платится автоналог?
Налог является местным, соответственно, региональные власти вправе самостоятельно устанавливать предельные мощности автомобилей, величину ставки и перечень льготных категорий граждан. Не облагается налогом такой вид транспорта:
- авто, мощность которых не более 100 лошадиных сил;
- специальное оборудование;
- транспорт инвалидов;
- весельные лодки.
Размер ставки сегодня очень разный. Статья 361 НК устанавливает предельное ее значение – 200 рублей на одну лошадиную силу. Местными властями эта сумма может быть увеличена (уменьшена) в пять раз. Для наземного вида транспорта существенное значение при определении размера сбора имеет мощность двигателя (указывается в техпаспорте), а для водного – вместимость (тоннаж).
Инновацией именно 2015 года является использование при определении суммы налога экокласса авто и года его производства. Теперь те машины, возраст которых перевалил 10-летний рубеж, будут облагаться налогом и повышающим коэффициентом. На премиум-автомобили, стоимость которых исчисляется в десятках миллионов рублей, также будет начислен больший налог.
Расчет суммы, как и прежде, осуществляется не автовладельцем, а сотрудниками ФНС, на адрес регистрации приходит уведомление и квитанция, где указана сумма к оплате. Если владелец транспорта не согласен с ее размером, придется лично посетить налоговую инспекцию.
Налог в бензине
Уже в 2010 году звучали предложения о взимании транспортного налога с граждан по европейскому образцу, то есть, включением его в цену бензина. В принципе, есть рациональное зерно в этом предложении: платит только тот автовладелец, который ездит. Если машина стоит в гараже, платить вроде бы и не за что.
Для налоговых структур в этом также одни преимущества: осуществлять учет миллионов налогоплательщиков куда сложнее, нежели сотен ресурсопоставляющих предприятий (бензоколонок). Если в 2015 году будет включена в цену бензина сумма транспортного налога, продавец автоматически становится налогоплательщиком. Перечисление сбора полностью окажется на его плечах: отчетность, подача деклараций, контроль.
Включение транспортного налога в акциз на бензин приведет к повышению цены на топливо. Она вырастет в среднем на 30–50 копеек за литр. Скептики прогнозируют повышение на целых 13%. Кроме негативных моментов, есть и преимущества:
- Автовладельцы, которые мало эксплуатируют свое авто, больше не будут платить одинаковую сумму сбора с теми, кто ежедневно ездит по делам.
- Введение «акцизного налога» позволит значительно сократить аппарат сотрудников налоговых инстанций. А, поскольку данная сфера является бюджетной, сократятся де-факто расходы и налогоплательщиков.
- Льготы, работающие сегодня, будут сохранены. Те, кто раньше не уплачивал сбор или мог воспользоваться скидкой, будут приобретать топливо по сниженной стоимости.
- Сегодня налог собирается по регионам максимум на 50%, а если он будет в акцизе, все без исключения автовладельцы будут вынуждены оплачивать его, покупая топливо.
Предполагалось, что минимальной будет ставка в 3% от стоимости каждого литра топлива. Региональным властям разрешили бы увеличивать ее значение до 5%. Это, естественно, вызывает массу недовольства простых водителей. Более того, повышение стоимости нефтепродуктов может подтолкнуть повышение цен на продукты, лекарства и другие товары.
Зато в справедливости системы можно не сомневаться. К примеру, в отдельно взятом регионе есть энное количество стоящих на учете авто. Средства, которые выплачивают в бюджет их владельцы, расходуются на улучшение качества дорожного покрытия, ремонтные работы и прочие текущие нужды. С учетом большого количества льготников, которые также ездят по этим дорогам, сумма выходит далеко не заоблачной. Например, в Москве более 58% авто имеют мощность ниже 100 л. с., а, значит, их собственники не уплачивают сбор. За счет «оставшихся» автовладельцев и наполняется бюджет.
Ожидать ли введения топливного налога в 2015 году?
Вряд ли такое налогообложение, когда транспортный налог включен в стоимость бензина, начнет действовать в этом году. Законотворцы опасаются, что помимо начавшегося роста цен из-за кризиса повышение стоимости бензина (как следствие введения «акцизного налога») приведет к еще большему увеличению цен на повседневные товары. Потому не спешат одобрить законопроект, который уже несколько лет «висит» на рассмотрении.
Подоплекой создания законопроекта было желание обновления автопарка. Предполагалось, что автовладельцы вынуждены будут покупать новые экономичные модели машин. В идеале – электромобили. Они не загрязняют окружающую среду вовсе.
Предположительно, когда транспортный налог включат в стоимость бензина, сам сбор как таковой упразднится. Но, пока до этого еще далеко. Хотя опыт европейских стран, США показывает, что такое взимание сбора гораздо целесообразнее и экономически обосновано.
Будет ли транспортный налог включен в стоимость бензина? Сколько переплачивают автомобилисты? Транспортный налог в стоимости бензина
Это налог на роскошь. Не хочешь ездить на автобусе, троллейбусе, метро, электричке или маршрутке, желаешь пользоваться личным автомобилем — плати государству дань! Причем налог все время растет и растет…
Много или мало мы платим за право иметь личный автомобиль по сравнению, например, с американцами или французами?
На первый взгляд, российский транспортный налог как минимум странен. Во-первых, мы платим не за то, что пользуемся автомобилем, а за то, что им владеем. Во-вторых, налог начисляется на мощность двигателя, причем прогрессивно — чем мощнее автомобиль, тем больше платит его владелец. Опять-таки выходит налог на роскошь — в данном случае на роскошь ускорения. Желаешь быстрее и безопаснее совершить обгон на трассе — плати государству больше!
В-третьих, величина налога совершенно не связана с так называемой базовой ставкой: к примеру, для владельцев машин с моторами мощностью до 100 л.с. налог может быть каким угодно в диапазоне от одного до 70 рублей. Когда в начале ноября 2009 года Госдума РФ внесла изменения в Налоговый кодекс и попыталась увеличить в два раза базовую ставку транспортного налога, по стране прокатилась волна протестов и возмущения. В итоге депутаты отменили первую редакцию закона, но сразу после этого разрешили увеличивать базовую ставку не в пять раз, как ранее, а в десять раз! На порядок!
Можно выделить пять основных видов налоговой нагрузки на автовладельцев:
1. Налог при покупке автомобиля, то есть пошлины и акцизы.
2. Налог на владение автомобилем — тот самый транспортный налог.
3. Налог на хранение автомобиля в виде платных парковок или гаражных машиномест.
4. Топливный акциз, включенный в розничную цену моторного топлива.
5. Налог на перемещение — платные дороги.
Как эти компоненты соотносятся в развитых странах?
Если и есть на Земле рай для автовладельца, то он — в Соединенных Штатах Америки, где право на личный транспорт имеет не меньшую (а может, и большую) важность, чем право каждого вменяемого взрослого американца на владение огнестрельным оружием. Поэтому отчисления в казну при покупке новой машины в США минимальны (соответственно, и цены на них очень низкие), бензин и дизтопливо дешевы (акциз в пересчете на литр составляет считанные центы), а ежегодного налога на владение автомобилем… нет вовсе!
Правда, есть у американской медали и оборотная сторона — неразвитый общественный транспорт.
Другое дело — Европа, где понятие «налоговой лошадиной силы» возникло еще в начале прошлого века. С тех пор и по сей день европейцы платят транспортный налог, вычисленный на основе рабочего объема, мощности двигателя и иногда веса и размеров автомобиля, а в последнее десятилетие к этому все чаще добавляются и расчеты выбросов углекислого газа, напрямую связанные с расходом топлива. То есть чем мощнее мотор и чем больше автомобиль выбрасывает в атмосферу углекислоты, тем больше платит в казну владелец.
К примеру, формула французского транспортного налога с 1998 года выглядит так:
Pa = (CO/45) + (P/40)·1.6
Здесь СO — средние выбросы углекислоты в граммах на километр пробега (эту величину автопроизводитель обязательно должен указывать в технических характеристиках автомобиля наряду со средним расходом топлива), а Р — максимальная мощность двигателя в киловаттах. То есть Ford Focus с бензиновым мотором 1.6 (100 л.с.) попадает в категорию машин с шестью налоговыми силами (157 г/км выбросов СО делим на 45 и прибавляем 73 кВт, разделенные на 40 и умноженные на коэффициент 1,6, — получаем 6,3, округляемые до цифры 6). А Mitsubishi Lancer Evolution X с его 295 л.с. и выбросами углекислоты в 250 г/км имеет 13 налоговых сил. Для Парижа одна «фискальная сила» стоит 47 евро, поэтому за Focus 1.6 парижанину надо платить 282 евро в год, а за Evo X — уже 611 евро.
Сравним с российским налогом? Москвич платит за Focus 1.6 меньше парижанина — 2000 рублей, или 52 евро в год против 282 евро. Даже в Санкт-Петербурге, где «цена» лошадиной силы в диапазоне 100-150 л.с. выше, стосильный Focus обойдется в 3500 рублей, или 80 евро в год.
Но если мы учтем разницу в доходах французов и россиян, то картина выйдет иная. В Москве средняя месячная зарплата — 24 тысячи рублей (или 570 евро), в Питере — 15 тысяч рублей (350 евро), а в Париже — 2500 евро. Выходит, что за владение Фокусом москвич должен отдать государству 0,7% своего годового заработка, парижанин — 0,94%, петербуржец — уже 2%.
А за Evo X жители обеих российских столиц будут платить больше французов уже в абсолютном выражении — по 45 тысяч рублей в год, то есть 1100 евро против парижских 611!
Правда, во Франции с 2004 года при покупке новых автомобилей введен еще и экологический разовый сверхналог. С 2008 года он представляет собой систему «бонус-малус», согласно которой все машины по уровню выброса CO разделены на десять классов. К примеру, владельцы автомобилей с выбросами СО2 в диапазоне 131-160 г/км (это все нынешние обычные малолитражки, включая и Ford Focus 1.6) от уплаты сверхналога освобождены. При покупке экономичных машинок с выбросами СО менее 131 г/км государство даже доплачивает владельцу — от 200 евро за современный дизель до 5000 евро за электромобиль!
Но внакладе Франция не остается — за счет повышенного сбора с хозяев машин с выбросами СО более 165 г/км. Тот же Lancer Evo X при покупке «нагрузят» экологическим «малусом» в 1600 евро. В итоге трехлетнее владение Evo X с учетом всех эконалогов обойдется парижанину в 3400 евро, а москвичу или петербуржцу — примерно в 130 тысяч рублей, или 3000 евро. Слабое, но утешение.
А еще мы не учитываем, к примеру, стоимость проезда по платным автострадам. Во Франции удовольствие покрыть 570 км от Парижа до Бордо без перекрестков и светофоров обойдется в 50 евро. В Германии, правда, автобаны бесплатны, равно как в Бельгии или Нидерландах. Но голландцы решили, что с 2012 года будут взимать плату за… каждый пройденный автомобилем километр!
Согласно одобренному правительством Нидерландов проекту все машины в стране будут оборудованы GPS-устройствами, которые отправляют информацию о перемещении автомобиля в единый центр. Тронулся с места, проехал пару километров — а с твоего банковского счета уже снято шесть евроцентов: по три цента за километр. Власти уверяют, что информация о перемещении граждан не будет храниться компьютерами — и, соответственно, не будет доступна даже правоохранительным органам, не говоря о ревнивых женах. Зато плату за проезд можно будет тарифицировать в зависимости от региона (в центре города пройденный километр дороже, чем на окраине), от времени суток (ночью ездить дешевле, чем в часы пиковой нагрузки) и от экологического класса автомобиля.
А в порядке компенсации правительство упразднит 20-процентный налог на покупку автомобиля и ежегодный транспортный налог. Ford Focus 1.6, например, будет стоить без них почти на 3500 евро дешевле. Выходит, на эти деньги за три года по минимальной ставке в три евроцента за километр можно проехать более 120 тысяч километров.
В Голландии полагают, что новый налог позволит на 15% сократить количество машин на дорогах и на 50% снизить выбросы CO.
Но в соседней Германии противников перехода на онлайн-трекинг куда больше, чем сторонников, ведь техническая сложность и стоимость развертывания такой системы в большой стране гораздо выше. А главное — налог «на пройденные километры» уже есть: это акциз, включенный в цену литра бензина или солярки!
Бензин в Европе гораздо дороже, чем в Америке или России, именно за счет налогов. Если в США они составляют всего 15% розничной цены топлива, а в России — около 30% (12% — акциз и еще 17% — налог на добычу полезных ископаемых), то во Франции это уже 66%, а в Германии и вовсе 68%! Поэтому при прочих равных американец платит за топливо как россиянин, а немец или француз — вдвое больше.
Кстати, в США с 1956 года те самые несколько центов акциза с каждого проданного галлона топлива поступали в Highways Trust Fund — целевой фонд строительства автомагистралей. Вдобавок с 90-х годов часть акциза (пол-цента с галлона в 1993 году) начали отчислять в фонд развития общественного транспорта. Аналогичная ситуация и в европейских странах. В России для транспортного налога раньше тоже был специальный дорожный фонд, но в 2003 году его расформировали в связи с изменениями налоговой системы. Где теперь наши деньги, на что они расходуются? На приобретение BMW и Audi для депутатского корпуса, на оснащение дорог неработающими видеокамерами, на «пропагандистскую работу ГИБДД среди населения»?
Так что давайте сначала наведем порядок в государственных финансах, а уже потом будем думать о том, как и каким образом повысить налоговую нагрузку на автомобилистов. Голландская идея с GPS-трекингом в России неприменима — о чем речь, если мы даже единую базу данных ГИБДД наладить не можем. Отменить транспортный налог, как в Америке, увеличив акциз на моторное топливо, тоже нельзя — ведь это ударит прежде всего по «социально незащищенным слоям населения», у которых хватает денег лишь на покупку вазовской техники с не самыми экономичными по современным меркам моторами. Строительство платных дорог — тоже химера. Принято лишь решение о переводе некоторых существующих магистралей на платную основу, которое еще нужно реализовать, и, возможно, впоследствии еще и отменить из-за неизбежных страшных пробок в пунктах оплаты.
Так что разумнее… пока оставить все как есть. Ведь за роскошь иметь личный автомобиль мы уже платим в казну куда больше американцев — и вполне сравнимо с европейцами.
Напомним на встречи с лидерами фракций депутатов Государственной думы 30 ноября 2012 года в пятницу, Владимир Жириновский затронул вопрос об необходимости отмены транспортного налога, которые тратят все владельцы транспортных средств. Президент РФ В.В. Путин, поддерживает данное предложение, но по его заверению необходимо повышать акциз на топливо, взамен транспортного налога, постепенно. По его словам есть вопросы по разным регионам, так как транспортный налог в них собирается по различной ставки.
Как отметил Вячеслав Лысаков «Проблему переноса транспортного налога в акцизы на топливо я ставил перед президентом в первый день работы Общероссийского народного фронта (ОНФ), 7 мая 2011 года — на первом заседании федерального координационного совета организации, — отметил депутат. — После отмены транспортного налога выпадающую за счет роста стоимости топлива доходную часть бюджета покрывают поднятые акцизы. Чтобы возместить доходную часть бюджета в случае отмены налога, достаточно было повысить стоимость топлива на один рубль. А акцизы были подняты на 3 рубля». Так же он заявил, что «Двойное налогообложение тяжело ложится на перевозчиков — на малый и средний бизнес. Часть перевозок становится нерентабельной. Особенно это касается пассажирских и грузоперевозок, — привел пример парламентарий. — Введение транспортного налога в стоимость топлива является единственным правильным решением по исчислению налога, поскольку реализуется принцип социальной справедливости».
В настоящие время в соответствии с действующим законодательством РФ, а именно 28 глава «Транспортный налог» НК РФ, ст. ст. 356-361 , транспортный налог взимается с наземных, воздушных и водных транспортных средств, ставка которого устанавливается главами регионов. Это основной доход для наполнения Бюджета России, для финансирования строительства, ремонта дорог, дворовые территории дворов многоэтажных домов и т.п. Бюджетный Кодекс РФ ст.56 « Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации»
Еще несколько лет назад Правительство РФ предложило постепенное снижение транспортного налога, увеличивая акциз на топливо, но в связи с тем, что в регионах России это один из основных источников доходов местного бюджета, инициатива так и осталась на бумаге. Региональные власти побоялись снижать транспортный налог, в связи с тем, что опасались нехватки средств в местных бюджетах.
Надеемся, что теперь, когда в прямую об отмене транспортного налога высказался глава государства, что в скором времени взимание транспортного налога будет отменено в Российской Федерации. По мнению большинства в нашей стране это будет справедливо. Тот, кто ездит больше, должен и платить больше, покупая для этого больше бензина и дизельного топлива.
Как бы там ни было, с отменой в будущем транспортного налога в России, но тем не менее в самом крупном городе РФ, Москве, депутаты Мосгордумы приняли закон об увеличении транспортного налога в городе Москве, с 01 января 2013 года. В среднем ставка налога вырастет для Москвичей на 13%. Увеличение коснулось не всех владельцев транспортных средств, а лишь тех, кто является собственником автомобиля мощностью от 70 до 225 л.с. Владельцы маломощных автомашин до 70 л.с. и владельцы мощных автомобилей, мощностью более 225 л.с. будут платить по тем же ставкам, что и в 2012 году.
Один из видов налогов, который, как правило, устанавливается на продукцию массового потребления, называется акцизом . Акцизы представляют собой нечто схожее с таможенными платежами, однако распространяются на продукцию, реализуемую внутри страны, тогда как таможенные платежи предназначаются для продуктов, ввезенных из-за рубежа. Для государства подобные налоги являются одним из важных источников пополнения бюджета .
Товары, на которые распространяются акцизы, определены на законодательном уровне и перечислены в Налоговом кодексе РФ. Помимо таких известных подакцизных товаров как и табак, к данной категории относится и бензин. От акциза на топливо во многом зависит уровень цен на прочие продукты. Акцизы включены в стоимость товаров, поэтому изменение уровня этого налога в первую очередь ощущает конечный потребитель.
Однако, бензин, как и другие подакцизные товары, относится к той группе продукции, которую будут покупать вне зависимости от его стоимости.
Что облагается и кто должен платить
Согласно статьи 179 НК РФ , налогоплательщиками акциза признаются индивидуальные предприниматели и юридические лица. Кроме этого, налог за акциз обязаны уплачивать и другие лица, перемещающие подакцизные товары через границу ЕАЭС.
Что касается объектов налогообложения, то здесь стоит обратиться к статье 182 , которая приравнивает к ним следующие операции :
- Реализация на территории нашей страны товаров, которые признаются подакцизными. Примечательно, что под реализацией стоит понимать и безвозмездную передачу подобной продукции.
- Реализация конфискованной подакцизной продукции.
- Передача подакцизных товаров владельцам сырья, из которого эти товары были изготовлены, ровно как и другим лицам. К объектам налогообложения можно также отнести получение подакцизных товаров в счет оплаты услуг за их производство и передачу такой продукции для переработки.
- Передача в рамках предприятия изготовленных подакцизных товаров для дальнейшего производства товаров, неподлежащих обложению акцизами. Исключение составляет прямогонный бензин, который предназначается для дальнейшего использования в нефтехимической отрасли.
- Передача на территории нашей страны произведенных товаров, предназначающихся для собственных нужд, а также передача подобных предметов в или в качестве взносов. Передача товара при выходе лица из организации в качестве доли также является объектом обложения.
- Импорт на территорию РФ подобной продукции.
- Получение прямогонного бензина, а также оприходование его.
Основным нормативным актом, осуществляющим регулирование вопросов, связанных с подакцизными товарами, является Налоговый кодекс РФ, глава 22 «Акцизы». Этот документ определяет подакцизные товары, налогоплательщиков, объекты налогообложения, налоговые ставки, налоговую базу.
Кроме этого, Налоговый кодекс описывает случаи, при которых налогоплательщики освобождаются от уплаты акциза, уточняет механизм начисления налога в тех или иных случаях, устанавливает условия, когда налогоплательщик может получить налоговый вычет в связи с реализацией подакцизных продуктов.
Глава 22 постоянно обновляется в соответствии с введенными поправками, что позволяет государству регулировать цены на продукты массового потребления и объем их реализации. Кроме этого изменения в действующие нормативно-правовые акты в силах пополнить бюджет государства.
Ставки и база
Налоговые ставки на подакцизные товары определяются статьей 193 НК РФ . Для того чтобы оценить размер ставок на последующие три года, рассмотрим следующую таблицу.
Каждый из подакцизных товаров имеет свои особенности при определении базы налогообложения:
- Если товар имеет твердую налоговую ставку, база определяется как объем реализованных товаров.
- Если имеет место процентная налоговая ставка, база определяется как стоимость реализованной продукции, без учета .
- Для товаров с комбинированными налоговыми ставками база определяется как объем товаров в натуральной форме при применении твердой ставки и расчетная стоимость товаров, исчисляемая по максимальным розничным ценам при процентной ставке.
Прибыль, которая получена организацией или предпринимателем, несвязанная с реализацией акцизных товаров, не должна включаться в налоговую базу. Если налогоплательщик получил в иностранной валюте, необходимо применить курсы ЦБ, которые действовали на момент реализации.
Порядок расчета
Для расчета акциза необходимо оперировать такими данными, как налоговая ставка за определенный период и база налогообложения. Определение налоговой базы при этом должно производиться отдельно для каждого из подакцизных товаров.
Сумма к уплате
Согласно актуальной редакции Налогового кодекса, в 2018 году ставка на бензин 5 класса равняется 11 213 рублей , тогда как ставка на бензин ниже пятого класса равна 13 100 . Такое отличие в цене отражает политику государства по стимулированию использования более экологичных видов топлива .
По какой формуле рассчитывается
∑Акцизов = База налогообложения * Ставка
Если рассматривать топливную продукцию, то согласно вышеприведенной таблице базой будет считаться реализованный объем, измеряемый в тоннах. Стоит отметить, что для того чтобы не допустить двойного налогообложения (при покупке сырья и реализации готовой топливной продукции), производители уменьшают размер акциза на соответствующую разницу. Однако в ряде случаев это сделать невозможно.
Примеры
В качестве первого примера возьмем предприятие, реализующее бензин марки АИ-92. Для производства топлива используется бензин класса ниже, а именно АИ-76, в который добавляются различные присадки. Партия сырья в размере 100 тонн была приобретена организацией в 2007 году, когда ставка была 2657 рублей за тонну.
При производстве 92 бензина предприятие получило 110 тонн топлива. Сумма акциза будет равна:
110 тонн * 13 100 = 1 441 000 рублей.
Однако стоит отметить, что эта суммы может быть уменьшена на сумму акциза, которая была уплачена им при покупке сырья:
100 тонн * 2657 = 265 700 рублей.
Как видно из примера, большая разница ставок для промежутка времени в 10 лет не позволит уменьшить цену для конечного потребителя.
Другой пример отразит ситуацию на топливном рынке, которая характеризуется отсутствием у одного из контрагентов лицензии на производство. Так, организация, производящее топливо и не имеющая на это специального разрешения, продает другой организации крупную партию 92 бензина. В результате реализации 100 тонн топлива производитель обязан заплатить в бюджет, учитывая, что сделка происходит в 2018 году:
100 тонн * 13 100 = 1 310 000 рублей.
В этом случае, в связи с отсутствием разрешительных документов изготовитель не вправе пользоваться налоговым вычетом, поэтому уплатит государству всю сумму целиком.
С помощью последнего примера можно показать, что конечным плательщиком акциза является рядовой потребитель. Условно имеем трех участников рынка: завод-изготовитель, оптовый продавец и розничная автозаправочная станция. Проследим путь 95 бензина от изготовителя к водителю, заправляющему свой автомобиль.
Предприятие, производящее топливо, реализует тонну 95 бензина оптовой организации. При этом сделка облагается налогом:
1 тонна * 11 213 = 11 213 рублей.
Такая же сумма акциза будет фигурировать и в сделке с розничной автозаправочной станцией. В конечном итоге сумму этого акциза розничный продавец включит в цену бензина за литр, который купит условный покупатель.
Нюансы реализации прямогонного бензина
Операции с прямогонным бензином обязывают уплачивать акциз как производителя, так и покупателя. Организации, которые имеют лицензию на производство и реализацию прямогонного бензина, руководствуются особыми правилами .
Если производитель прямогонного бензина имеет соответствующее свидетельство, а также может доказать, что топливо производится для использования в нефтехимической отрасли, он может получить налоговый вычет. При передаче бензина для дальнейшего производства, в рамках предприятия, уплачивать налог не нужно. В таких случаях, специализирующееся на производстве прямогонного бензина предприятие ставит в документации специальную отметку и освобождается от налоговых выплат.
Акцизы на бензин рассчитываются и выплачиваются в определенном порядке. Как уже отмечалось, обязанность по уплате акциза в итоге возлагается на конечного потребителя. В связи с этим на всех этапах реализации топлива, каждый из контрагентов обязан рассчитать сумму акциза и включить ее в стоимость продукта , тем самым передавая эту обязанность следующему звену цепи производитель-потребитель.
Сроки и отчетность
Налоговым периодом для акциза на бензин является календарный месяц. Если в прошедшем налоговом периоде возникла обязанность по уплате акциза, он должен быть перечислен в казну не позднее 25 числа текущего месяца .
Отчетность по акцизу на топливо должна подаваться в ФНС ежемесячно, причем последний день сдачи – 25 число месяца, следующего за отчетным. Форма декларации указана в Приказе ММВ-7-3/[email protected] от 12.01.16 . Кроме этого, данный приказ содержит и информацию о правильном заполнении и оформлении декларации.
Будет ли увеличен акциз на топливо в ближайшее время
Налоговый кодекс устанавливает ставки на топливо, судя по статье 193 в ближайшее время стоит ожидать повышения этого налога и, как следствие, увеличение цены бензина на заправках. С 2017 до 2019 года акцизы не вырастут для бензина ниже 5 класса, прямогонного бензина и авиационного керосина. Что касается бензина 5 класса и дизельного топлива, то до 2019 года акцизы заметно вырастут.
Аналитики подсчитали, что повышение налога позволит государству пополнить бюджет на 180 миллиардов рублей. В свою очередь рост цен на бензин не превысит инфляцию, которая ожидается на уровне 4%.
Дополнительная информация по акцизу на бензин представлена в данном видео.
Правительство решило кардинально пересмотреть уплату сбора за транспортные средства и привязать его не к значению мощности транспорта в лошадиных силах, но к топливу им потребляемому, включив размер сбора в оплату бензина.
Многие европейские страны, а также североамериканский принцип налогообложения показывают интересный пример в плане данных отношений между гражданами и государством. В данной статье рассмотрим саму возможность включения транспортного сбора в цену на бензин и некоторые другие вопросы, которые могут возникнуть по данному направлению.
Прежде чем непосредственно обсуждать кардинальную замену транспортного налога, необходимо освежить память в плане обстановки сегодняшнего дня. Налог на транспортные средства отдан на контроль региональным властям, которые и определяют размеры сбора, льготы по нему и возможность их предоставления.
В большинстве географических подразделений страны от налога на транспорт освобождаются следующие категории:
- средства с мощностью двигателей менее ста лошадиных сил;
- транспортные средства, относящиеся к специализированному оборудованию;
- лодки без двигателей на весельном ходу;
- средства, принадлежащие инвалидам и людям с ограниченными возможностями.
Что касается ставки по сбору – ограничение, введенное правительством равно двумстам рублям, которые уплачиваются за единицу мощности двигателя. Местными законодательными органами может быть, как уменьшено, так и увеличено данное значение по своему усмотрению, исходя из различных факторов. Если для наземного транспорта основополагающим значением выступает мощность двигателя, то для транспорта водного здесь выступает – тоннаж.
Несколько лет назад законодатели выступили с предложением учитывать год производства транспортного средства и его отношение к экологии. И тот, и другой фактор существенно увеличивают коэффициенты, влияющие на оконечное значение налога.
Для физических лиц сумму транспортного налога рассчитывает местное налоговое управление, после чего ежегодное уведомление об уплате отправляется на адрес проживания владельца. Любой владелец транспортного средства может оспорить начисленное значение сбора, представив доказательства и необходимые документы.
Включение транспортного налога в стоимость топлива
Первые разговоры о данном переосмыслении налога на транспорт ходили еще в начале 2010 года. Тогда за образец предлагалось взять европейскую систему сбора налогов с транспортных средств.
Основополагающим фактором перехода на такую систему выказывалось то, что платить будут лишь те граждане, что непосредственно используют транспортное средство. Те же, у кого автомобили или иные средства стоят в гаражах, на стоянках и не участвуют в общем «транспортном коллапсе» – от уплаты освобождаются.
Что касается простоты учета для налоговых служб – тут тоже есть несомненные плюсы, ведь вместо отслеживания миллионов автовладельцев и потенциальных налогоплательщиков, необходимо будет вести учет отношений с организациями, непосредственно обслуживающими топливораздаточные точки.
Как только налог включается в стоимость топлива – тут же продавец обязывается выплачивать налог вместо автовладельца. Гражданин освобождается от ежегодной обязанности вести отношения с налоговой службой, а организация, торгующая топливом, и так перечисляет некие налоги, так что одним больше – сложности в налоговых отношениях это не прибавит.
Конечно, такая перемена политики исчисления транспортного налога увеличит стоимость бензина в среднем на сумму от тридцати до пятидесяти копеек за один литр, но положительных моментов все равно больше:
- Чем меньше используется транспортное средство, тем меньше денег придется за него платить.
- Льготы по транспортному налогу отменяться не будут. Люди, которые платили меньшие сборы или были вовсе освобождены от уплаты, получат значительные скидки на приобретаемое топливо.
- Уменьшение учета налогов приведет к сокращению штата соответствующих служб, что в свою очередь сократит расходы бюджета страны, который пополняется за счет налогоплательщиков.
- На сегодняшний день транспортный налог собирается по всей стране в сумме, не превышающей пятидесятипроцентные прогнозы. Если же оплата будет включена в стоимость топлива – сборы будут уплачиваться в любом случае посредством оплаты непосредственно бензина.
Предварительное значение ставки по топливному сбору будет не более трех процентов от стоимости литра топлива. Для местных властей будет включена возможность увеличения этого значения до пяти процентов.
Минусом повышения стоимости бензина выступает и возможность увеличения цен на продукты нефтяного производства в целом, что повлечет повышение ценовых категорий зависящих от нефтеперерабатывающей промышленности сфер.
Но законодатели, предлагающие данное направление развития уповают на социальную справедливость и экономическую целесообразность проекта.
При всех положительных сторонах данного начинания замена транспортного налога сбором за топливо пока еще находится на стадии начинания. Не упускают из вида представители власти и то, что при непрекращающихся кризисных скачках увеличение цен на бензин и топливо в целом повлекут неконтролируемые скачки цен на прочие товары общего потребления.
Законопроект, уже внесенный на рассмотрение, пока не проходит основных инстанций и, что называется, «лежит на полке» в ожидании лучшего момента принятия и внедрения новой системы отношений с владельцами транспортных средств.
Еще одним моментом внедрения таковой системы сбора налогов за транспортные средства, включенных в стоимость топлива, было желание побудить владельцев транспортных средств обновить парк техники. Приобретение нового транспорта, соответствующего экологическим нормам и имеющим меньшие показатели расхода бензина, было не самой последней целью законодателей.
Подводя некий итог данной статье, можно смело сказать, что опыт зарубежных коллег может быть хорошей подоплекой к замене транспортного налога топливным сбором. Однако необходимо брать в расчет не только опыт коллег, но и учитывать современные реалии регионов и даже центра.
Замена налога на транспорт сборами, включенными в стоимость бензина, имеет как свои неоспоримые плюсы, так и заметные минусы, из-за которых данная инновация пока не внедрена в отношения между автовладельцами и налоговыми службами.
Дорожный налог в топливо
ещё новости по этой теме с другого источника
Верхняя палата парламента поддержала идею включения транспортного налога в розничную стоимость бензина. Это приведет к росту цен топлива не менее чем на 50 копеек за литр, сообщает деловой портал BFM.ru.Соответствующие поправки в Налоговый кодекс получили поддержку в Комитете по промышленной политике Совета Федерации и их концепция уже внесена в Госдуму. «Авторы законопроекта предполагают, что тем самым налог будет взиматься, исходя из принципа: чем больше ездишь, тем больше платишь», — цитирует издание председателя комитета Валентина Завадникова.
Законопроект об отмене в России транспортного налога и замене его топливным сбором был внесен в Госдуму около года назад. После поддержания профильным комитетом СФ шансы проекта стать законом существенно возрастают. В случае его принятия налогообложение автотранспортных средств будет осуществляться по принципу «чем больше ездишь, тем больше платишь». Подобная практика активно используется во многих странах мира и считается наиболее справедливой по отношению к владельцам автомобилей.
Напомним, в настоящее время в России ставка транспортного налога устанавливается в зависимости от мощности двигателя транспортного средства. Эта зависимость имеет прогрессивный характер, что заставляет владельцев автомобилей с мощными двигателями платить достаточно крупные суммы, причем вне зависимости от интенсивности эксплуатации авто.
По словам Валентина Завадникова, во вторую часть Налогового кодекса, будут внесены изменения, которые предлагают установить налоговую ставку в размере от 3% до 6% от стоимости моторного топлива, причем этот налог предлагается по-прежнему направлять в региональные бюджеты.
Кроме того, он заявил, что включение транспортного налога в стоимость бензина позволит сократить затраты на содержание многочисленных сотрудников налоговых инспекций, занимающихся администрированием транспортного налога, и создаст стимул для автовладельцев использовать более экономичные и экологичные автомобили.
Как считает сторонник законопроекта, член комитета Госдумы РФ по собственности Максим Рохмистров, цена на бензин при внесении в ее расчет 3% транспортного налога возрастет всего на 53 копейки. «Внешне мы видим, что вводится налог, который увеличивает стоимость бензина, – пояснил он в эфире программы «Утро России». – Но его вторая часть подразумевает то, что предметом налогообложения будет являться вся стоимость бензина, и налоговая инспекция будет прослеживать всю эту систему».
Как отметил Валентин Завадников, законопроект еще требует доработки с тем, чтобы сохранить льготы для тех категорий граждан (ветераны ВОВ, многодетные семьи и т.д.), которые платят транспортный налог в меньшем размере.
Источник http://vseproip.com/nalogi-i-platezhi/akcizy-na-benzin-i-nefteprodukty-s-2019-goda.html
Источник http://creditnyi.ru/transportnyi-nalog/transportnyi-nalog-v-benzine-293/
Источник http://andreevka-ndv.ru/trade-and-sales/budet-li-transportnyi-nalog-vklyuchen-v-stoimost-benzina-skolko/