Как выбрать колодки и не остаться в дураках? СТАТЬИ

Как выбрать колодки и не остаться в дураках? СТАТЬИ

Замена тормозных колодок — элементарная процедура, с которой сталкивается каждый обладатель автомобиля. Редкий водитель задумывается о том, что колодки это нечто важное, мол, стерлись, поменял и забыл. Как бы не так! Тормозная система, и каждая из ее деталей, имеет самое важное значение и от нее напрямую зависит жизнь водителя и окружающих. Давайте разберемся в этом вопросе подробнее.

Почему колодки нужно выбирать правильно и что от этого зависит?

Наиболее важными деталями в тормозной системе автомобиля являются колодки и диски. Их эффективность и долговечность напрямую зависят от того насколько правильно они были подобраны друг к другу. Рассмотрим простой пример: у вас автомобиль, купленный в автосалоне, с заводскими тормозными дисками и колодки будут меняться в первый раз. До проведенных работ тормоза работали отлично и никаких нареканий не было, но стоило только заменить колодки и сразу появились какие-то нехарактерные звуки, а тормозной путь стал длиннее. Знакомо?

Это говорит о том, что колодки были куплены из дешевых. Через пару тысяч километров на такой «голимой китайщине» вы ещё изничтожите и тормозные диски, так как те начинают изнашиваться неравномерно.

Skoda-Kodiaq-неравномерный-износ-тормозного-диска

Когда дело дойдёт до экстренного торможения, такие колодки точно нагадят увеличением тормозного пути. И лучше надеяться, что эта проблема ударит только по карману! Поэтому не стоит экономить на такой элементарной вещи. Лучше один раз вникнуть в суть проблемы и выбрать хорошие колодки.

В любой паре трения в автомобиле, будь то диск и колодка, или диск сцепления и «корзина», одно должно изнашиваться быстрее, чем второе, чтобы более дорогая деталь прослужила дольше. А некачественная колодка, выполненная из плохих фрикционных материалов, не стирается, а трется об диск буквально как камень, при этом оставляя не только борозды, как на плуг на грядке, но и нагревая его до 400-500˚C. Само собой, перегретый диск искривляется, появляется «биение» при торможении и в конце концов он пойдет трещинами и вполне может лопнуть. Вот так сэкономленные несколько сотен рублей могут стать бедой, независимо от того ездите вы на ВАЗ или на Porsche.

тормозные-диски-и-колодки

Как правильно выбрать колодки?

Каждый из нас когда-либо покупал колодки, как это обычно выглядит? Мы приходим в автомагазин или просто торговый комплекс, просим колодки, допустим, на Lada Priora, спрашиваем подешевле или подороже, берем что-то среднее по цене и не открывая коробку уходим. Знакомо? Скорее всего да, ведь так делают почти все. Но и тут есть парочка нюансов, которые стоит иметь в виду. В первую очередь стоит знать, что все существующие в природе колодки делятся на 3 типа:

  • Заводские, т.е. те, что ставят на конвейере (OE или OEM).
  • Aftermarket – хорошие запчасти, не устанавливающиеся на конвейере.
  • Экспортные запчасти, которые могут быть любого качества и производятся только для реализации в других странах.

Отличить первые проще всего – на них обычно так и пишут, мол, устанавливаются на конвейере либо производятся заводом-изготовителем автомобиля. С иномарками чуть сложнее – здесь нужно по каталогу искать номер запчасти и смотреть, какой бренд считается «оригиналом», и какие бывают аналоги.

Вторая категория колодок вполне качественные запчасти. Колодки Aftermarket могут быть на 30-40% дешевле оригинальных, именно эти запчасти завуалированно называют «аналогами» к заводским запчастям. Вот только вовсе это не аналоги, это другие запчасти, производящиеся по-другому и в других условиях, хоть и территориально возможно на том же заводе, что и оригинал. Тем не менее это могут детали на приемлемом уровне, которые можно поставить в свою машину и не переживать.

И чтобы информация легче усвоилась сразу пример. Есть такой производитель колодок TMD Friction, которому принадлежат бренды PAGID и Textar. Изделия от первого устанавливаются на конвейере на автомобили Audi, Porsche, VW и т.д. Колодки Textar стоят дешевле и на конвейер не попадают вообще. Это яркий показатель того, как один концерн старается покрыть как можно большую долю рынка не сильно заботясь о водителях.

И самый дешевый вариант, и самый небезопасный заодно, это колодки третьего варианта. Сюда попадают как изделия из Китая, так и произведенные в других странах запчасти, которые соответствуют стандартам тех стран, для которых они производятся. Отвечать за качество таких изделий фактически некому и загвоздка в том, что у нас в России найти можно вообще что угодно под видом чего угодно.

Как купить качественные запчасти и не получить подделку?

Не бойтесь, пробовать колодки «на зуб» не придется, но вот из коробки стоит достать. И даже поискать информацию в интернете. Если времени много, то стоит заказать запчасти в каком знакомом региональном интернет-магазине, чтобы получить качественный оригинал. Если же нужно выбирать из того, что есть в наличии, то придерживайтесь следующего алгоритма:

  • Наличие маркировки соответствия европейским стандартам. Обычно это буква Е в кружочке, рядом будет обозначение сертификата, последний из которых имеет маркировку R90 (90R). Там же обычно написан каталожный номер запчасти.
  • Обязательно есть и логотип производителя. На него стоит обратить внимание, он должен быть выбит качественно и на ощупь быть таким же, как и маркировка стандарта. Китайские подделки в первую очередь заметны именно по этому пункту – там на одни и те же заготовки наносят названия разных производителей, отличить обычно не составляет труда.
  • Бренды, которые заботятся о своем имени упаковывают свои изделия в качественные коробки из плотного картона, кладут внутрь гарантийный талон, краткую инструкцию (она может быть на коробке) и сертификат соответствия. Сомнительные фирмы или поддельные колодки обычно продаются «как попало».
  • Большинство изделий сейчас легко проверяются на подлинность через сайт производителя. Это касается даже запчастей для Lada (как оригинальных, так и, например, от ДААЗ). На детали должен быть код, который вы можете ввести на сайте и удостовериться в оригинальности. А если такого кода нет — это еще один тревожный звоночек.
Рекомендуется к прочтению  Как сменить тормозную жидкость на автомобилях с антиблокировочной системой?

Каким брендам отдать предпочтение?

Взять и сразу сказать, что вот этот бренд плохой, а вот этот хороший, нельзя. Проблема в том, что производителей колодок столько, что на их перечисление уйдет несколько часов. Давайте рассмотрим хотя бы самые известные бренды, выпускающие исключительно оригинальные колодки высшего качества для авто европейского и американского происхождения:

Для корейских, японских и китайских машин список меньше — ATE, AKEBONO, ADVICS, NISSHIMBO, Textar, NIBK, Sangsin (Hi-Q). Последний бренд особенно известен тем, что некоторое время поставлялся на заводы всех корейских автомобилей, чем и заслужил доверие водителей. Сейчас же компания специализируется на выпуске aftermarket запчастей практически для всех марок автомобилей. Остановимся на некоторых брендах немного подробнее, в качестве примера.

Brembo. Название этой компании не слышал разве что только тот, у кого вообще нет машины. Бренд производит запчасти для таких машин как Bugatti, Ferarri, Lamborgini, но и не брезгуют большинством гражданских авто, применяя наработки в производстве колодок и для них. Есть колодки, например, на Lada Priora (если не верите, каталожный номер для этого авто P41003, можете проверить). Ровно таким же образом работают бренды Ferodo и EBC. Про Textar и PAGID мы упоминали немного выше.

Есть и более мелкие концерны, например, Lucas и TRW. Если вы предпочитаете ездить степенно, не часто выезжаете на трассу и не прибегаете к экстренному торможению – этот вариант подойдет. Эксплуатационные характеристики у них скромные, проще говоря, стираются колодки быстро, тормозят средне, но ездить можно. Сюда же относятся изделия от Remsa или NK.

Есть и бренды, изделия от которых лучше держать свой автомобиль подальше. Сюда относятся Quinton Hazell, EuroEx, JP Group, AT, AutoMega, MaxGear, Optimal, Starmann, некоторые отечественные и китайские производители. Такие детали мало того, что делаются с применением низкокачественных фрикционных материалов, так они еще и могут требовать доработки напильником перед установкой. То есть, производят их настолько «криво», что они даже не смогут встать в положенное им место в суппорте. Колодки – это тот уникальные случай, когда правило, чем дешевле, тем хуже, работает идеально, и обращать внимание на цену стоит в первую очередь.

Как выбрать колодки и не остаться в дураках?

Заключение

Как видим, подходить к выбору и замене колодок нужно подходить ответственно. Здесь не стоит экономить, пытаться как-то упростить себе задачу. Экономия может обернутся не только более серьезными тратами, но и аварией, исход которой никто не сможет предположить заранее. Тем более, что стоит один раз разобраться, выбрать себе колодки хорошего качества от нормального бренда, и больше не тратить на этот вопрос ни времени ни сил.

Какие тормозные диски бывают (типы, классификация, преимущества)

Все мы знаем основную функцию и принцип работы дисковых тормозов. Суппорт толкает одну или несколько колодок, прижимая их к диску, тем самым вызывая трение и замедление вращения вала, к которому присоединен тормозной ротор. Но несмотря на то, что работа всех тормозных систем построена на этом едином принципе, используемые для работы части с течением времени и в зависимости от применения транспортного средства могут значительно меняться.

Различаться может материал тормозных колодок, есть множество типов суппортов – для дорожных автомобилей одни, для спортивных машин – другие, третьи для гиперкаров и так далее. Различными могут быть даже тормозные диски.

Итак, темой сегодняшнего разговора станут типы и классификация тормозных дисков, а также их различия:

Цельный (невентилируемый тормозной диск)

Самый простой вид ротора, который только можно купить. Как следует из названия, запчасть сделана из единого куска металла. Обычно в качестве материала используют чугун. Ничего примечательного – простейшая конструкция, состоящая из однородного ротора и центральной части диска. Дешевый в производстве, недорогой при покупке. Нет чего серьезно плохого в таких дисках, просто они разработаны для установки на старые, маломощные и небыстрые автомобили. Разогреваются они быстро, а тепло отводят медленно. То есть не так эффективны, как следующие диски в нашем списке, на которые мы хотели бы обратить внимание:

Рекомендуется к прочтению  Проверка и регулировка тормозной системы ВАЗ «ОКА» 1111 1988-2008

Вентилируемый диск

Вероятно, самый популярный тип диска использующийся на современных автомобилях. Его конструкция состоит из двух частей роторов с расставленными между ними каналами для охлаждения. Хитрая схема, скрытая от глаз, позволяет теплу рассеиваться, предохраняя диск от перегрева, появления трещин, скручивания диска и увеличивая срок службы колодок.

Первоначально отличавшиеся наличием прямых каналов, вентилируемые диски с годами эволюционировали для улучшения воздушного потока. На изображении выше можно увидеть изменения тормозных дисков от Brembo: прямые каналы, изогнутые каналы и три разных более сложных типа рисунка, с более эффективным распределением воздушного потока.

Просверленные диски

BMW M2 с просверленными дисками (слева) напротив модели M240i со спортивными плоскими вентилируемыми моделями

Когда тормозные колодки используют под серьезной нагрузкой, из них из-за нагрева начинают выходить газы и повсюду разлетаются твердые частицы – пыль, налипающая на ротор диска. Образуется тончайший слой, который ухудшает сцепление колодки с диском во время работы, из-за чего эффективность торможения падает. Отверстия сверлятся для того чтоб эти газы имели место выхода, а вместе с ними выходила и абразивная пыль. Дополнительным плюсом можно назвать снижение веса по сравнению с диском без отверстий. Однако в таком тюнинге есть и отрицательные стороны – прочность диска ухудшается – это раз.

Также стоит учитывать, что поверхность тормозного диска используется как небольшой радиатор, поэтому, уменьшая площадь контакта металла с окружающим воздухом, вы уменьшаете качество охлаждения.

Кроме того, эти отверстия могут стать точками напряжения, что может привести к растрескиванию чугуна при резком торможении.

Вы должно быть заметили, что даже на спортивных автомобилях «сверленных» дисков становится все меньше. Причиной тому является улучшение качества современных тормозных колодок. При их активном использовании образуется не так много газов, как у их предшественников, в связи с чем потребность в «бурении» уменьшилась.

Поэтому, на дороге, при обычной эксплуатации вы, вероятно, не столкнетесь с такими проблемами, именно поэтому красивые диски в дырочку по-прежнему иногда можно увидеть на современных спортивных автомобилях, где они, несомненно, выглядят просто потрясающе за большими, легкосплавными колесными дисками. Плюс, если роторы диска просверлены в заводских условиях на предприятии, они будут достаточно крепкими, чтобы точно избежать появления трещин.

Диск с прорезями

Эти прорези на диске пытаются решить все ту же проблему с отведением газов, только по-другому. Шлицы или пазы на поверхности диска позволяют газам своевременно отводиться, но у такого дизайна есть иные преимущества.

Скребущие по поверхности тормозных колодок края углублений способны очищать тормозную поверхность от грязи, также увеличивая зацепление при соприкосновении с краями борозд. Минусом безусловно является активный износ колодок. И, наконец, как и просверленные диски, они выглядят просто очень красивыми.

Конструкции паза могут значительно различаться, одними из самых своеобразных борозд можно назвать «J»-образные крючки (на фото выше), которые предназначены для того же удаления твердых частиц и отведения газов, но с минимальной вибрацией диска во время торможения. При этом, выглядят они еще лучше.

Покрытый ямочками (с канавками)

Вот вариант номер три, позволяющий этим надоедливым газам улетучиваться. Поверхностное высверливание части материала с диска, которое оставляет структурную целостность дисков нетронутой, в то же время давая газам и абразиву с колодок место для отвода.

Некоторые производители дисков сочетают канавки с пазами. Насколько это улучшает эффективность очистки, сказать сложно. Просто очередной вариант применения технологии.

Волнообразный тормозной диск

Разрез просверленного волнообразного диска, показывающий внутренние каналы охлаждения

Волнообразные диски давно прижились в мире мотоциклов, но стремясь извлечь выгоду из своего приобретения Ducati, Audi начала вводить концепцию в некоторые из своих наиболее быстрых автомобилей всего несколько лет назад. Уменьшение в весе (используется меньше материала) и более качественный теплоотвод – главные преимущества технологии. Как и во многих проектах, о которых мы только что говорили, внешний вид почти наверняка является фактором для выбора дизайна детали производителем и конечным потребителем.

Углерод – керамический диск

Самый экстремальный путь управления температурой тормозных дисков – выбор для установки углерод – керамических роторов. Горячий диск разогревает до высокой температуры колодки, а это приводит к еще большему количеству газов, твердых частиц и снижению качества торможения. Так почему бы не найти другой материал, вместо чугуна?

Тормозные диски из керамики и углерода значительно более устойчивы к нагреванию, а также, менее вероятно, что они «поплывут» или деформируются при интенсивном использовании. Значит, жить они будут дольше. В качестве бонуса они, как правило, намного легче, чем их железные коллеги. Что снижает неподрессоренную массу и улучшает управляемость.

Но есть причина, по которой их использование все еще не так распространено: стоимость. Углеродные тормоза намного дороже в производстве. Средний комплект тормозных дисков может обойтись в 400 тыс. рублей! Для старых автомобилей это вряд ли подходит.

Кроме того, вам понадобятся тормозные колодки со специальным компаундом. Угадайте, что? Они тоже стоят больших денег. В общем, вариант исключительно для очень дорогих спорткаров.

Вы недавно обновили тормоза? Какие диски вы выбрали и почему? Поделитесь своим мнением в голосовалке наверху!

Какие тормоза лучше: дисковые или барабанные?

Основная роль при торможении автомобиля лежит на тормозных механизмах. Они за счет сил трения замедляют вращения колес.

Рабочая тормозная система легкового автомобиля состоит из двух основных составляющих – привода, который обеспечивает передачу и увеличение усилия, и исполнительных механизмов, установленных на каждом колесе. В их задачу входит преобразование усилия в силу трения.

Рекомендуется к прочтению  Как сделать тормоза на автомобиль

диск и барабан

Типы тормозных механизмов и особенности конструкции

На легковых авто распространён только один тип привода – гидравлический, рабочих механизмов – два типа:

От первого типа постепенно отказываются в пользу второго ввиду определенных особенностей. На автомобилях может быть разная компоновка исполнительных механизмов: только дисковые (встречается все чаще), все барабанные (остались только на грузовых авто), комбинированная (на передней оси – дисковые, сзади – барабанные).

Барабанный тип

Состоит вся конструкция из подвижных и неподвижных элементов. Основным из подвижных является барабан, выполненный в виде чаши. Он установлен на оси (через подшипники), что обеспечивает легкость вращения. К нему крепится колесо, при движении оба они крутятся с одной скоростью.

Неподвижной частью выступает щит, зафиксированный на ступице. К этому щиту прикручены гидравлический цилиндр с поршнями и опора колодок.

Конструкция барабанных тормозов

Тормозные колодки изготовлены в виде полумесяцев. Для увеличения сил трения на внешней стороне их закреплены фрикционные накладки.

Вершинами колодки упираются в поршни цилиндра и опоры. В таком положении они фиксируются стяжными пружинками и прижимами. Поверх этих колодок располагается барабан.

Функционирует такой механизм просто: при нажатии на тормозную педаль рабочая жидкость под давлением поступает в цилиндр механизма. Создаваемое давление выталкивает поршни из цилиндра. Поскольку на них опираются вершины колодок, то перемещение поршней сопровождается их расхождением. Из-за этого колодки накладками прижимаются к внутренней рабочей поверхности чаши, и между ними возникает трение, которое замедляет скорость вращения барабана вместе с колесом. После отпускания педали давление в цилиндре падает и пружины стягивают колодки в исходную позицию. Происходит растормаживание колеса.

Видео: Барабанные или дисковые тормоза. Что лучше? Просто о сложном

Дисковые тормоза

В дисковых механизмах применяется иная конструкция. У нее основным рабочим элементом выступает диск, установленный на ступице. Тормозные колодки (в виде пластин) с фрикционными накладками располагаются по бокам диска.

Поверх этого установлен суппорт с рабочим цилиндром. На некоторых авто использовался суппорт с двумя поршнями, каждый из которых воздействовал на колодку.

Конструкция дисковых тормозов

Но чаще применяется однопоршневая конструкция суппорта, но при этом для обеспечения прижима обеих колодок его сделали подвижным.

Работает этот механизм так: при возникновении давления поршень выходит и прижимает к боковой рабочей поверхности диска одну колодку. При этом возникает противодействующее усилие, из-за которого суппорт смещается на направляющих и начинает корпусом прижимать вторую колодку. За счет этого перемещения достигается равномерное распределение усилия прижима.

Как видно, оба механизма используют разные способы получения трения, в первом случае для срабатывания механизма нужно колодки развести, а во втором – прижать.

Так какие лучше и какие у них недостатки?

По сравнению с дисковым вариантом, у барабанного преимуществ не так уж и много:

  1. Закрытая конструкция исключает попадание грязи между элементами трения, из-за чего служат они дольше.
  2. Барабан — массивный элемент, поэтому он «не боится» резких перепадов температуры.
  3. В барабанных механизмах легче организовать механическую блокировку колес (стояночный тормоз). Для этого достаточно установить дополнительный рычаг, перемещение которого обеспечит разведение колодок и удержание их.
  4. Большая площадь контакта накладок с диском (за счет увеличенных габаритных размеров) обеспечивает высокое тормозное усилие.

направление теплового расширения

Что касается недостатков, то их у барабанных тормозов тоже немало, причем многие из них переплетаются с достоинствами:

  • из-за закрытой конструкции продукты износа рабочих поверхностей не отводятся и попадают между трущимися поверхностями, снижая силу трения;
  • трение сопровождается сильным нагревом, который в барабанном механизме в недостаточной мере отводится. Из-за этого барабан расширяется (поскольку он металлический), и для создания должного прижима водитель дожимает тормозную педаль, иначе эффективность торможения снизится;
  • неравномерный износ колодок. Поршни не способны равномерно прижать их, поэтому контактируют они с барабаном не всей площадью;
  • ряд составных элементов находится в закрытом пространстве, поэтому при разрушении отколовшимся частям деваться некуда. Они могут попасть между колодками и барабаном, что приведет к блокировке механизма.

Видео: Тормоза дисковые и барабанные: плюсы и минусы

Положительные качества дисковых тормозов:

  1. Высокая эффективность (на 20% выше, чем у барабанных). И здесь свою роль тоже играет тепловое расширение. Диск от нагрева расширяется, что увеличивает силы трения без дополнительного воздействия на колодки.
  2. Открытая конструкция хорошо вентилируемая, обеспечивает отвод тепла.
  3. Продукты износа удаляются и не попадают на трущиеся поверхности, добавляют эффективность работе механизма.
  4. Попадающая на диск влага тоже удаляется с поверхности.
  5. Колодки прижимаются к диску всей рабочей поверхностью.

Но и без недостатков тоже не обошлось. У дисковых тормозов они такие:

  • диск чувствителен к резким перепадам температуры. Интенсивное торможение с последующим заездом в лужу становится причиной коробления (нарушения геометрии рабочих поверхностей);
  • износ колодок и дисков становится причиной частого проведения технического обслуживания с заменой расходников;
  • сложность использования дисковых механизмов для организации стояночного тормоза;
  • грязь, попадая на рабочие поверхности, обеспечивает интенсивный износ.

Если рассматривать компоновки механизмов на авто, то комбинированная является пока самой оптимальной. Дисковые обладают высокой эффективностью, а барабанные не требуют частого обслуживания. Поэтому такую компоновку используют очень многие производители для автомобилей бюджетной и средней ценовой категории. Но барабанные механизмы постепенно вытесняются дисковыми.

Источник https://autotorque.ru/stati/kak-pravilno-vybrat-tormoznye-kolodki/

Источник https://1gai.ru/publ/520942-kakie-tormoznye-diski-byvayut-tipy-klassifikaciya-preimuschestva.html

Источник https://avtocity365.ru/chto-vybrat-rejtingi-avtotovarov/kakie-tormoza-luchshe-diskovye-ili-barabannye/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: