Колесные (бортовые) передачи

Колесные (бортовые) передачи

Колесными (бортовыми) передачами называются агрегаты трансмиссии, устанавливаемые по бортам ТС непосредственно перед ведущими колесами (бортовые передачи) или в самих ведущих колесах (колесные передачи). Колесные (бортовые) передачи предназначены для увеличения вращающего момента, подводимого к ведущим колесам движителя.

По числу рядов зубчатых зацеплений, с помощью которых обеспечивается получение необходимого передаточного числа, колесные (бортовые) передачи подразделяют на одно- и двухрядные. Однорядные передачи бывают простые (с неподвижными осями) и планетарные. Двухрядные передачи могут быть простыми, планетарными и комбинированными (один ряд — простой, другой — планетарный).

По расположению осей ведущего и ведомого валов все передачи подразделяют на соосные (оси ведущего и ведомого валов расположены на одной прямой) и несоосные.

Кинематическая схема трансмиссии тягача с двухпоточной шестиступенчатой четырехходовой коробкой передач

Рис. Кинематическая схема трансмиссии тягача с двухпоточной шестиступенчатой четырехходовой коробкой передач:
1 — ведущее колесо; 2 — бортовая передача; 3 — остановочный тормоз; 4 — карданный вал; 5 — главная передача; 6 — центральный карданный вал; 7 — привод к водяному насосу; 8 — двигатель; 9 — сцепление; 10 — тормоз поворота

На некоторых быстроходных гусеничных машинах устанавливаются однорядные соосные планетарные бортовые передачи, у которых ведущим элементом является солнечная шестерня, а ведомым — водило. Схема такой бортовой передачи представлена на рисунке. Эпициклическая шестерня закреплена неподвижно, а водило соединено с ведущим колесом движителя. Аналогичного типа колесные передачи установлены на некоторых автомобилях. Ведущая (солнечная) шестерня приводит во вращение три сателлита, которые обкатываются по неподвижной эпициклической, шестерне и приводят во вращение водило, соединенное со ступицей колеса. Такие колесные (бортовые) передачи имеют малые размеры, большое передаточное число и обладают высокой надежностью в работе, однако конструкция их более сложна по сравнению с простыми однорядными несоосными передачами.

Рекомендуется к прочтению  Капиталим «автомат»: разбираем все нюансы ремонта автоматических коробок передач

Шестерни и валы колесных (бортовых) передач изготавливают из хромистых и хромоникелевых сталей, а картеры — из ковкого чугуна или специальных сталей. Для смазки колесных (бортовых) передач применяется трансмиссионное масло.

АКПП или робот: в чем отличие трансмиссий и какую лучше выбрать?

Если многим водителям со стажем, которые очень долго ездили только на автомобилях с механической КПП, сложно преодолеть барьер недоверия перед коробкой-автоматом, то многие молодые водители не имеют предубеждений перед каким-либо типом трансмиссии, и зачастую выбирают машину лишь по эстетическим критериям. Обратимся к технической стороне и сравним классическую АКПП с роботизированной коробкой передач.

АКПП или робот: в чем отличие трансмиссий и какую лучше выбрать?

Автоматическая коробка передач, в которой вместо механического сцепления используется гидротрансформатор, имеет уже более чем 80-летнюю историю. В США, где их создали и впервые стали применять на серийных автомобилях, сегодня подавляющее большинство автомобилей имеют именно АКПП. Роботизированная КПП в нынешнем виде — это изобретение относительно недавнее. В автомобиле, где установлена коробка-робот, есть всего две педали — газ и тормоз. Педаль сцепления отсутствует, и это может обрадовать многих представительниц прекрасного пола: теперь машина на светофоре и в пробке не заглохнет.

Коробка-робот — это обычная механическая КПП, в которой переключением сцепления и выбором передач управляет электроника. При этом роботизированную трансмиссию можно в любой момент перевести в ручной режим переключения, отказавшись от услуг автоматики.

Бортовая передача

Бортовая передача представляет собой агрегат трансмиссии. Он устанавливается по бортам транспортных средств перед ведущими колесами либо непосредственно в них. Используются бортовые передачи при наращивании вращающего момента, который подводится к каждому ведущему колесу.

Классификация передач основана на количестве рядов зубчатого зацепления, обеспечивающего нужное передаточное число. В связи с этим выделяют двух- и однорядные передачи.

Рекомендуется к прочтению  Полезно знать о работе блокировки и понижающей передаче

Двухрядные передачи бывают:

  • планетарными,
  • простыми,
  • комбинированными (один ряд планетарный, а другой – простой).

Однорядные передачи подразделяются на простые, оснащенные неподвижными осями, и планетарные.

Все без исключения передачи, с учетом расположения осей ведомого и ведущего валов, относятся к одной из двух разновидностей:

  • Соосные (оси ведомого и ведущего валов находятся на прямой линии).
  • Несоосные.

Ряд быстроходных машин, имеющих гусеницы, оборудован соосной (однорядной планетарной) передачей. Причем ведомым элементом становится водило, а ведущим – солнечная шестерня. Водило соединяется с ведущими колесами движителя, эпициклическая шестерня остается неподвижной.

Высокая надежность

Некоторые автомобили также оснащены бортовой передачей аналогичной разновидности. Солнечная шестерня заставляет вращаться три сателлита. Обкатываясь по эпициклической (неподвижной) шестерне, они вращают водило, что соединено со ступицей.

Подобные бортовые передачи отличаются:

  • незначительными размерами,
  • большим передаточным числом.

При этом им присуща высокая надежность. Но конструкция, если сравнивать с несоосной (простой однорядной) передачей, отличается своей сложностью.

Валы и шестерни колесной передачи выполняются из хромоникелевой и хромистой стали. Картеры изготавливают из особой стали и ковкого чугуна. Смазкой для бортовой передачи служит трансмиссионное масло.

Для колесных и гусеничных машин

Для колесной техники характерна передача работы от мотора к каждому ведущему колесу с помощью агрегатов:

  • коробкой передач (переменно),
  • главной передачей (постоянно).

Когда подобная схема распространяется на гусеничную технику, появление до бортового фрикциона значительных передаточных чисел приводит к увеличению крутящего момента, получаемого от мотора. Чтобы избежать пробуксовки фрикциона, необходимо увеличить его размер, поставить более сильные пружины. Недостатки данного устройства явные. По этой причине система гусеничной техники нуждается в обеспечении до бортового фрикциона передаточного числа в приемлемых границах.

Максимальный уровень передаточных чисел за бортовым фрикционом может быть получен с помощью бортовой передачи. Их образование между гусеницей и мотором происходит три раза. В этом – основное отличие от системы колесной машины.

Рекомендуется к прочтению  АКПП. (Советы для чайников и не только)

Специалисты автосевриса «НижегородАВТО» осуществляют ремонт механической коробки передач или АКПП.

Источник https://ustroistvo-avtomobilya.ru/transmissiya/kolesnye-bortovye-peredachi/

Источник https://www.mentoday.ru/technics/garage/akpp-ili-robot-v-chem-otlichie-transmissiy-i-kakuyu-luchshe-vybrat/

Источник https://navto52.ru/info/bortovaya-peredacha

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: