Содержание
Как устроена 5-ст. АКПП Honda (MCTA) и надёжна ли она?
Компания Honda самостоятельно выпускает автоматические коробки передач с 1970-х годов. И все эти «автоматы» не имеют планетарных передач. В основе их механизмов – несколько параллельных валов с шестернями передач, которые включаются многодисковыми сцеплениями. Отметим, что в конце 1990-х компания Daimler вдохновилась такими АКПП и создали особую трансмиссию для первого поколения А-класса, о которой мы уже рассказывали.
Сейчас мы рассмотрим одну из модификаций первой 5-ступенчатой АКПП Honda. Все это семейство коробок передач называется H5, а точное каталожное обозначение рассматриваемой модификации – MCTA. Эта конкретная коробка передач предназначена для Honda Accord и Acura TSX, выпущенных с 2003 года. У этой 5-ст. трансмиссии несколько десятков модификаций, и далеко не все они взаимозаменяемые.
На нашем YouTube-канале вы можете посмотреть разборку «автомата» MCTA, снятого с Honda Accord 2004 года выпуска.
Надёжность АКПП Honda
Автоматические трансмиссии Honda очень надёжные и долговечные. Они не имеют проблем с электроникой – блок управления и вся электронная часть сделаны очень хорошо.
Проблемы в этой коробке начинаются тогда, когда давление масла в системе отклоняется от нормы. Отклонения происходят из-за засорения масла продуктами износа. В первую очередь, это продукты износа гидротрансформатора. При эксплуатации коробки с убитым гидротрансформатором она засоряется не фрикционным осадком, а алюминиевой пудрой. В этом случае, коробка катастрофически изнашивается. Но это довольно редкий сценарий.
Также снижение давления масла возможно из-за сильного засорения внутреннего фильтра. В этом случае коробка сначала начнет пинаться при включении передач, а потом просто «перестанет ехать», т.к. усилия для сжатия пакета фрикционов просто не хватит. В этом случае следует эвакуироваться на ремонт, чтобы не сжечь сцепления и не довести трансмиссию до дорогого ремонта.
Вообще в большинстве случаев устранить пинки и просто продлить ресурс трансмиссии Honda помогает замена масла. Следующим этапом, если пинки не прошли, меняют внешние соленоиды. В частности, парный соленоид.
Если и после этого «автомат» Honda продолжает пинаться, то его следует разбирать и ремонтировать.
Выбрать и купить АКПП для автомобилей Honda, вы можете в нашем каталоге контрактных КПП.
Масло для АКПП Honda
АКПП Honda очень чувствительна к чистоте масла и его уровню. Загрязненное и старое масло ухудшает плавность переключения передач и быстро приводит к износу клапанов соленоидов и каналов гидроблока.
В трансмиссию Honda нужно заливать трансмиссионную жидкость ATF-Z1. Она подлежит замене каждые 60 000 км. Но при замене из поддона удается слить только 3 литра ATF. Полный заправочный объем – около 9 литров. Можно делать промывку, сливая масло через шланг обратки и доливая новое масло. Уровень масла контролируется на прогретой трансмиссии. При замене ATF также подлежит замене внешний масляный фильтр. Будет совсем не лишним вскрыть старый фильтр и изучить отфильтрованный им осадок. При наличии металлической пудры стоит задуматься о ремонте данной трансмиссии.
Конструкция АКПП Honda
Трехвальная автоматическая трансмиссия Honda соединена с двигателем при помощи классического гидротрансформатора. Он оснащен муфтой блокировки, которая задействуется в режиме D на всех передачах, кроме 1-й, а в ручном режиме – на передачах 3, 4 и 5.
Гидротрансформатор «питается» той же гидравлической жидкостью, на которой работает коробка передач. Это значит, что как и на классических АКПП, гидротрансформатор «пылит», т.е. загрязняет ATF фрикционной пылью. На тяжелых моделях Honda в гидротрансформаторе нередко разрушается игольчатый подшипник, иглы которого попадают на алюминиевое турбинное колесо и откалывают от него частички, которые попадают в масло и в жизненно важные гидравлические узлы и каналы.
Механическая часть 5-ступенчатой АКПП Honda состоит из трех валов, на которых находятся шестерни и пакеты сцеплений всех 5 передач переднего хода. Шестерни задней передача здесь устроены как в обычной МКПП. То есть, задняя включается муфтой и вилкой, приводимой сервоприводом. В конструкции многих 5-ступенчатых АКПП Honda присутствует обгонная муфта, но в трансмиссии MCTA её нет.
На первичном валу находится сдвоенный барабан со сцеплениями 4- и 5-й передач. На вторичном валу находится сдвоенный барабан 1- и 3-й передач, а также барабан 2-й передачи. Между этими валами расположен промежуточный вал с парными шестернями всех передач переднего хода, шестерни и муфта включения задней передачи, а также парковочная шестерня.
Гидроблок
Гидроблок «автомата» Honda находится глубоко внутри самой коробки и доступен при снятии. В нем установлены 4 или, как в случае трансмиссии MCTA, 5 шифтовых соленоидов. Однако снаружи на корпусе трансмиссии находятся 3 соленоида. Эти соленоиды линейно управляют давлением гидравлической жидкости, подаваемом к 3-м соленоидам гидроблока и к муфте блокировки гидротрансформатора.
Блокировка гидротрансформатора активируется внутренним шифтовым соленоидом E, а непосредственное управление степенью блокировки выполняет внешний линейный соленоид А.
В гидроблоке находится регулятор давления (он же корпус аккумуляторов), сквозь который проходит входной вал. Из регулятора внутрь вала подается давление к пакетам сцеплений. На возрастных коробках, эксплуатируемых с изношенным гидротрансформатором, возникает выработка на втулке регулятора давления. Тефлоновые кольца входного вала выцарапывают борозды, через которые происходят утечки давления масла. При этом коробка начинает буксовать на 4- и 5-й передачах. В случае такой неисправности приходится менять дорогой корпус регулятора.
Подшипники задней крышки трансмиссии
Ранние экземпляры 5-ступенчатой автоматической трансмиссии Honda страдали от износа подшипников задней крышки ее корпуса. Хотя и на последующих вариантах этой АКПП подшипники могут загудеть при пробегах более 200 000 км, особенно если водитель периодически «летает» на высоких скоростях.
Тут важно вовремя обратить на гул подшипников. Он слышен снаружи неподвижной машины в момент переключения режимов работы трансмиссии. Для замены подшипников в задней крышке не нужно снимать АКПП с автомобиля.
Если упустить первые симптомы, то можно довести коробку до износа валов и ее крышки – изношенный подшипник повредит все контактирующие с ним детали.
Барабан 3-й передачи
Барабан 3-й передачи на 5-ст. коробках Honda для легких моделей практически никогда нареканий не вызывает. Но у любителей изобразить «драйг-рейсинг» этот барабан довольно быстро разбивается. Аналогичная ситуация, но уже по вине значительного крутящего момента, происходит на тяжелых Honda, типа модели Pilot и пикапа Ridgeline. Также может лопнуть витая пружина этого барабана. Первые симптомы износа данного барабана – это пробуксовки на 3-й передаче под высокой нагрузкой.
Здесь по ссылкам вы можете посмотреть наличие на авторазборке конкретных автомобилей Honda и заказать с них автозапчасти.
Коробки передач Honda
Полный список моделей и модификаций всех коробок передач Хонда и каждая ссылка здесь ведет на отдельную статью о конкретной трансмиссии.
Все коробки передач Хонда разделены на три группы согласно их типу.
Гидромеханические автоматы Honda
Роботизированные коробки Honda
Бесступенчатые вариаторы Honda
Система наименования коробок передач Honda
Индекс любой трансмиссии состоит из четырех символов: букв либо цифр.
Названия родственных коробок обычно имеют несколько общих символов.
Все тексты написаны мной, имеют авторство Google, занесены в оригинальные тексты Yandex и заверены нотариально. При любом заимствовании мы сразу же пишем официальное письмо на фирменном бланке в поддержку поисковых сетей, вашего хостинга и доменного регистратора.
Далее подаем в суд. Не испытывайте удачу, у нас более тридцати успешных интернет проектов и уже дюжина выигранных судебных разбирательств.
Хондовские Автоматы
(автоматическая трансмиссия, АКПП, автомат) — разновидность коробки передач автомобилей, обеспечивающая автоматический (без прямого участия водителя) выбор соответствующего текущим условиям движения передаточного числа, в зависимости от множества факторов.
От механической (МКП) отличается автоматическим переключением передач. Наиболее распространённый тип автоматической трансмиссии отличается также иным принципом действия механической части, а именно использованием планетарных механизмов и гидромеханического привода вместо чисто механического в традиционной механической КП. Гидротрансформатор заменяет сцепление, необходимое для нормальной работы механической коробки передач. В связи с этим более корректным является термин «автоматическая трансмиссия», а не «автоматическая коробка передач». При этом встречаются и конструкции, где гидротрансформатор работает с обычной двух- или трехвальной коробкой передач.
АКПП работает по принципу гидромеханического устройства, в котором все действия осуществляются за счет циркуляции жидкости в замкнутом пространстве. АКПП классического типа отличается от вариатора наличием фиксированных передач, обусловленных набором определенного количества шестерней. Переключения передач происходят за счет изменения давления жидкости в элементах узла, которое возникает при изменении числа оборотов двигателя.
До 1994 года принципиального различия между АКПП Honda и другими АКПП не наблюдалось. В плане обслуживания каких-то специальных предписаний также не было. В качестве масла для АКПП использовался Dexron II, на тот момент удовлетворявший все требования. Однако в 1994 году произошло принципиальное отделение Honda от остальных автопроизводителей. Наиболее вероятной причиной разногласий послужила уже упомянутая система динамического изменения фаз газораспределения (VTEC), позволявшая «выжимать» из относительно небольшого объема двигателя максимальное количество лошадиных сил. Стандартная АКПП, в случае наличия на автомобиле вышеупомянутой системы, либо выходила из строя в кратчайшие сроки, не выдерживая нагрузок (что не соответствовало философии компании), либо, имея запас надежности, утяжеляла конструкцию, сильно ограничивая возможности двигателя. С этого момента Honda переключается на самостоятельную разработку АКПП, отвечающей всем заявленным параметрам. Скажем сразу, ничего принципиально нового в конструкцию «автоматов» инженеры Honda не внесли. Они просто сделали коробки более выносливыми, и готовыми на резкие старты и оттормаживания.
Усовершенствование могло развиваться в двух направлениях, — экстенсивное улучшение узлов, рассчитанных на большие нагрузки, и, как следствие утяжеление самой коробки, или поиск новых материалов и конструктивных доработок, способных выдержать перегрузки без увеличения веса. Инженеры Honda, что было абсолютно естественно, выбрали второй путь. Результатом стала более удачная конструкция классического «автомата», с отличительной особенностью, — очень высокая рабочая температура. Специально для АКПП Honda, установленных на автомобилях после 1994 года была разработана жидкость, заменяющая Dexron II –ATF Z1, (на первом этапе она называлась Honda ATF), содержащая специальные охлаждающие присадки. Дело в том, что верхняя планка рабочей температуры АКПП Honda после 1994 года стала практически равна температуре кипения Dexron II, и, таким образом, обычный Dexron II в процессе работы коробки становился некоей субстанцией отдаленно напоминающей масло по составу, но никак не по техническим параметрам.
Однако владельцы автомобилей Honda вплоть до 1997 года выпуска могли прочитать на щупе АКПП надпись Dexron II, что поддерживало миф о работе «коробок» на обычном Dexron II. На самом деле, эта надпись свидетельствовала только о допустимости работы АКПП на данном виде масла. Допустимость подразумевала кратковременное использование Dexron II в аварийной ситуации (например, трещина в корпусе коробки), после устранения которой необходимо было поменять масло на ATF Z1. Нельзя сказать, что использования Dexron II на автомобилях до 1996 года категорически запрещено, — ATF Z1 сделан на основе того же Dexron II, просто длительное использование последнего может привести к преждевременному выходу из строя АКПП.
На некоторых автомобилях (например, Accord (Torneo) начиная с 1998 года) стоит АКПП-типтроник, которую многие ошибочно выделяют в отдельный подвид АКПП. На самом деле, ничего необычного в этой коробке нет, — это самая обычная АКПП с возможностью «ручного» повышения или понижения передачи. За этот процесс отвечает компьютер, и говорить о том, что типтроник позволяет работать с АКПП как с «механикой» нельзя, — все-таки это принципиально разные конструкции, и сравнивать с динамикой механической коробки типтроник никак не получится. Тем не менее, в обслуживании типтроник ничем не отличается от обычной АКПП, и в нем также используется ATF Z1.
Говоря про автомобили моложе 1996 года, следует знать, что использование иной жидкости кроме ATF Z1 чревато разрушением коробки передач в течение первых же 30 000-40 000 км. Это не факт, но вероятность подобного происшествия очень высока. Следует запомнить одно простое правило, — если Ваша Honda моложе 1994 года, и оснащена обычной АКПП, или АКПП-типтроник, используйте только ATF Z1! Эта простая истина поможет Вам избежать множества неприятностей с коробкой.
В 2010 году на рынке появилась новая спецжидкость Honda ATF DW-1 которая является усовершенствованной версией ATF Z1
На рынке множество псевдо-заменителей где производитель указывает, что это масло можно лить в автомобили Хонда. Дело в том что Хонда никому не давала допуска по той простой причине, что жидкость разрабатывалась самостоятельно и конкретно под свои АКПП. А уникальный пакет присадок является интеллектуальной собственностью компании и никому просто так его не увидеть. В чем уникальность ? Наличие охлаждающих присадок, которые срабатывают в пятнах контакта и забирают тепло. Хондовская коробка двухвальная. В пятнах контакта разогревается до 470 градусов по Фаренгейту. ATF-Z1 в графике имеет на этой температуре пик срабатывания присадок. Все известные Декстроны других производителей имеют температуру вспышки максимум 320 градусов. Соответственно они там просто сгорят.
Оригинальное масло Honda ATF Z1 (japanoil-ural.ru/index.php?mod=3&idtov=5):
Протокол испытаний:
1 Плотность при 20 С, кг/куб.м; ГОСТ 3900-85; = 863
2 Вязкость кинематическая при 40 С, сСт; ГОСТ 33-2000; = 39,49
3 Вязкость кинематическая при 100 С, сСт; ГОСТ 33-2000; = 7,64
4 Индекс вязкости; ГОСТ 25371-97; = 215,2
5 Температура вспышки, С; ГОСТ 4333-87; = 187
6 Температура потери текучести, С; ГОСТ 20287-91; = -50
Естественно есть масла с лучшими ТТХ но цена там далеко не бюджетная) либо купить в свободной продаже их анреал. И не стоит забывать одну простую истину, что все таки следует прислушаться к рекомендациям производителя автомобиля которого мы эксплуатируем.
Замена масла в АКПП
Теперь поговорим о замене масла в АКПП. Самый главный вопрос, — когда надо менять масло? Если с двигателем все более-менее понятно, — о времени замены можно судить или по пробегу, или по цвету масла, то в АКПП Honda масло меняется только по пробегу. Часто, заехав на СТО с просьбой поменять масло, человек слышит от псевдомастера, «а зачем Вам его менять, оно ж чистое и не пахнет»?! Запомните: ATF Z1 если судить по капле масла на щупе, не меняет цвета, запаха, и консистенции, пока не начинаются необратимые процессы разрушения АКПП. Слейте самое чистое (по показаниям щупа), масло, и вы увидите, что на самом деле оно не такое уж и прозрачное. Стойкость ATF Z1 к износу на столько велика, что на новом автомобиле после 35 000 км пробега, масло все еще чистое и прозрачное, хотя на самом деле, его рабочие характеристики совсем не те, какие должны быть у свежего масла. Именно поэтому следует соблюдать два правила, — первое, если машина обслуживалась постоянно у хорошего мастера, то замена спецжидкости производится каждые 30 000 – 35 000 км. Если Вы приобрели машину, и не знаете, когда менялось масло в АКПП, — не экономьте, и поменяйте самостоятельно.
Существует страшная сказка о сложности и дороговизне замены жидкости в АКПП Honda. На многих СТО под этот безобидный процесс выписываются колоссальные количества жидкости (до 16 литров!), а также дорогостоящие установки, для прокачки масла под давлением. Как ни парадоксально, но именно такой подход и губит АКПП. Дело в том, что многие мастера подходят к вопросу замены масла в АКПП Honda с позиции замены масла в АКПП других автомобилей, а мы с Вами уже знаем, что конструктивно эти коробки отличаются.
Мы попробуем описать процесс замены масла в АКПП Toyota, чтобы было понятно, в чем ошибка многих мастеров при подходе к Honda. При замене жидкости в АКПП Toyota используется специальная промывочная жидкость, безусловно, полезная для АКПП данной марки. Далее, в процессе замены масла, вынимается фильтр АКПП, который может быть одноразовым (он меняется), или стационарным (многоразовым, он чистится либо механически, либо за счет промывочной жидкости). Снимается поддон, вымываются отложения, неизбежно оседающие на дне поддона, поддон ставится на новую прокладку на место. Казалось бы, все просто и понятно. Но, подходя к Honda с тем же порядком вещей, мы обнаруживаем следующее, — съемного поддона у коробки нет! Как следствие, почистить поддон от отложений уже не получится. Тогда, получается, что поднятая промывочной жидкостью муть должна осесть в фильтре, которому обязательно требуется замена. И вот тут подстерегает подвох номер два – фильтр находится в середине коробки, между двумя половинками ее корпуса, и поменять его можно только сняв, и разобрав коробку. Ни на одном СТО в мире вам в трезвом уме не предложат делать эту невероятно трудоемкую и дорогую операцию при замене масла в АКПП.
Чем чревата такая некорректная процедура замены как замена «на аппарате»? Во-первых, выходом из строя фильтра АКПП. Забитый отложениями фильтр просто не пропускает через себя жидкость, создавая колоссальное давление масла на входе, в то время, как на выходе из него давление просто отсутствует. Разумеется, оказавшись в таком положении, гидравлическая система коробки просто не выдерживает нагрузок, и выходит из строя. Наиболее частым симптомом поломки в этом случае является невозможность стронуть автомобиль с места при положении рычага селектора D4. Как правило, машина ревет, как раненый зверь, но не может сдвинуться. Иногда, бывает, она начинает движение, но при 3000 об/мин. Фактически, это означает смерть АКПП, в этом случае требуется очень дорогой и длительный ремонт, который иногда равен половине стоимости автомобиля
Надо правильно менять масло в АКПП, и о том, как это правильно делать, мы расскажем ниже.
Во-первых, запомните, что для замены жидкости в АКПП Honda вам потребуется всего от 3-х до 4-х литров масла. Количество напрямую зависит от состояния в котором была жидкость в АКПП. Правильной заменой масла в АКПП Honda будет частичная замена !
Из личного опыта: встречаются такие автовладельцы которые не меняют масло в АКПП по 60-100 ккм. В результате чего пакеты присадок в жидкости умерли смертью храбрых (время неумолимо) и ни о какой вязкости нет и речи (сальники теперь не помеха). И теперь представьте варианты покупки машины после «светофорного отжигателя» который пропустил/проигнорировал интервал замены. Либо когда в коробку попадают инородные жидкости, чаще всего вода. Именно в таких и только в таких тяжелых случаях делается полная замена масла. Процесс происходит методом замещения жидкости по контуру теплообменника, но не в коем случае не аппаратом ! Почему ? Потому, что свежее масло очень хорошо отмывает и вся накопившаяся грязь забивает намертво и так не идеально чистые маслоканалы, зазоры в плужерах и фильтр. Обязательно при замене нужно слить осевшую грязь с картера и механически убрать с магнитной сливной пробки металлические частицы и продукты износа фрикционов. На наш сервис неоднократно привозили автомобили АКПП которых были убиты аппаратной заменой и результат вскрытия неизменен на 99% — наглухо забитый фильтр в следствии чего просто нет давления жидкости по магистралям.
Во-вторых, замена масла в АКПП Honda, — одна из немногих сложных и дорогих процедур для других автомобилей, которую Вы можете произвести самостоятельно, имея под рукой ключ 9 х 9 мм (средний квадрат), гараж с подъемником или ямой, или эстакаду.
Источник https://autostrong-m.by/post/kak-ustroena-5-st-akpp-honda-mcta-i-nadyozhna-li-ona
Источник https://otoba.ru/transmissii/honda.html
Источник https://www.drive2.ru/b/777973/