Содержание
Диагностирование трансмиссии автомобиля
Сцепление. При общем диагностировании трансмиссии определяют механические потери по продолжительности движения автомобиля накатом, шумы и перегревы агрегатов, самопроизвольное включение передач или трудности их включения при ходовых и стендовых испытаниях автомобиля. Одновременно с этим принимают во внимание данные о механических потерях в трансмиссии, полученные при диагностировании автомобиля в целом, а также результаты внешнего осмотра (отсутствие подтеканий, деформаций и др.).
При диагностировании трансмиссии определяют техническое состояние сцепления, карданной передачи, коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов.
Техническое состояние сцепления приближенно можно определить простейшим методом, который основан на испытании сцепления при затянутом ручном тормозе и включенной передаче. Для этого после пуска двигателя при выключенном сцеплении медленно отпускают педаль сцепления и доводят частоту вращения вала двигателя до 1200 мин-1. Если после включения сцепления двигатель остановится, то можно считать, что сцепление работает нормально, без пробуксовывания.
Достаточно точно оценить техническое состояние сцепления можно по величине свободного хода педали и полноте выключения сцепления, определяемой легкостью включения передач, а также по признакам пробуксовывания.
Свободный ход педали сцепления регулируют изменением зазора между концами рычажков и подшипников муфты включения сцепления, вращая гайку или вилку тяги педали.
Карданная передача. Диагностирование карданной передачи заключается в определении биения карданного вала, износа шарниров и шлицевых соединений.
Механическая коробка передач, раздаточная коробка и ведущий мост.
Чрезмерный нагрев коробок передач может быть при малом уровне масла в картере, слишком жидком масле, тугой затяжке или разрушении подшипников, большом износе зубьев, шлицев, подшипников. При перечисленных неисправностях возможны вибрации и снижение КПД коробок.
Неисправности ведущих мостов характеризуются такими признаками: стуки, шумы и вибрации при работе, повышенный нагрев, люфт и увеличение механических потерь из-за износа или поломок зубьев шестерен, износа подшипников и их посадочных мест, ослабления креплений и разрегулировки зубчатых пар.
Автоматическая коробка передач. Диагностирование автоматической коробки передач осуществляется с помощью бортового диагностического программного обеспечения. При диагностике автоматических коробок передач сначала считывают коды неисправностей двигателя и коробки передач с помощью диагностического тестера и устраняют неисправности двигателя. Затем выполняют тестирование коробки передач.
Диагностику начинают с проверки состояния контрольной лампы индикации неисправностей. Неисправности устраняют в соответствии с диагностическими кодами неисправностей.
Загорание лампы на панели приборов указывает на то, что блоком управления двигателем или силовым агрегатом обнаружена неисправность в системе контроля. Если нарушаются входные сигналы или повреждается электромагнитные клапаны, система переключается на аварийную программу. Если во время движения автомобиля возникают неисправности, их запоминает запоминающее устройство. Особенно важно для автоматических коробок передач контроль с заданной периодичностью уровня масла.
Агрегаты трансмиссии диагностируют по параметрам вибрации, по тепловому состоянию с помощью оптических приборов – эндоскопов, по содержанию кремния в картерном масле. Для диагностики по параметрам вибрации используют методы виброакустического диагностирования, аналогичные применяемым для двигателей. При упрощенном виброакустическом диагностировании пьезодатчик монтируют в щупе, что обеспечивает легкий доступ к различным участкам агрегатов трансмиссии.
По тепловому состоянию редуктор трансмиссии диагностируют специальными приборами. Нагружая автомобиль, установленный на силовом стенде, измеряют температуру проверяемого агрегата и, сравнивая с нормативной, делают выводы о техническом состоянии. Большим недостатком этого метода является то, что интенсивность нагрева не указывает на определенный дефект.
Иногда техническое состояние агрегатов трансмиссии оценивают при помощи оптических приборов – эндоскопов, позволяющих проверить детали, доступные для осмотра (зубья, сепараторы подшипников, крепежные соединения и др.). Полученная деформация недостаточна для оценки работоспособности сопряжения, так как диагностирование проводится в статическом состоянии.
Часто диагностируют техническое состояние агрегатов трансмиссии по люфтам (суммарному угловому зазору) с помощью специального люфтомера и динамометрического ключа. Однако здесь следует принимать во внимание то обстоятельство, что этим способом можно определить общий суммарный износ сопряженных поверхностей, а оценить исправность отдельных механизмов в сопряжении нельзя. Кроме того, при измерении углового зазора агрегат проверяют в статическом состоянии, что обусловливает недостаточную достоверность результатов. Например, выкрошенный или поломанный зуб может в момент проверки вообще не находиться в зацеплении. Также нельзя обнаружить трещины, сколы, перекосы и износ деталей. Суммарный угловой зазор не характеризует техническое состояние подшипников, но влияет на работоспособность шестеренчатых передач.
После выполнения указанных работ при необходимости восстанавливают или заменяют неисправные детали, а затем выполняют регулировочные операции. При выполнении крепежных работ особое внимание обращают на крепление картера, редуктора, боковых крышек подшипников.
Средства диагностирования трансмиссии машин
Диагностирование трансмиссии
Техническое состояние трансмиссии автомобиля определяют с помощью стенда модели К-409М (для легковых автомобилей) пли модели К-424, КИ4856, СД-ЭМ (для грузовых и автобусов), приборов модели НИИАТ К-444, модели КИ-4832 и визуально.
Общее техническое состояние трансмиссии оценивается по величине сопротивления прокручиванию ведущих колес (потери в трансмиссии). Автомобиль устанавливают ведущими колесами на ролики стенда. Включают стенд и раскручивают колеса до заданной скорости. Выключают сцепление и снимают показания прибора стенда. Скорость раскручивания ведущих колес автомобиля и нормативные значения сил (крутящих моментов), характеризующих состояние трансмиссии для каждой модели автомобиля устанавливает завод-изготовитель стенда. Так, сила сопротивления прокручиванию ведущих колес при скорости 90 км/ч стендом модели К-409М не должна превышать 30 кгс у автомобилей ВАЗ и «Москвич» и 40 кгс у ГАЗ -24 «Волга», а на стенде модели СД-ЗМ при скорости 25 км/ч у автомобилей ГАЗ -53А и ЗИЛ -130 соответственно 25 и 35 кгс.
Сцепление проверяют с помощью прибора модели НИИАТ К-444 и стенда модели К-409М, К-424, КИ-4856, СД-ЭМ и др. Включают стенд и пускают двигатель автомобиля. Закрепляют прибор га педали сцепления и рулевом колесе автомобиля (согласно инструкции). Устанавливают нулевое деление шкалы прибора против метки (стрелки), нанесенной на его корпусе. Включают прямую передачу коробки передач. Открывая полностью дроссельную заслонку двигателя, раскручивают ролики стенда до скорости, соотсотствующей максимальному крутящему моменту.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Свободный ход педали сцепления можно измерить прибором модели НИИAT К-446.
Коробку передач проверяют с помощью прибора модели КИ-4882 для грузовых и модели К-428М — для легковых автомобилей.
Степень износа шестерен и подшипников определяют по величине суммарного углового перемещения ведомого вала в пределах имеющихся зазоров между зубьями шестерен, в шлицевых соединениях, подшипниках на каждой передаче. Губки прибора модели КИ-4832 устанавливают на задний карданный шарнир автомобиля. Включают первую передачу и, медленно увеличивая момент па рукоятке прибора до заданного, поворачивают шарнир в одну сторону. Подводят нулевое деление шкалы к мениску уровня жидкости в прозрачном кольце прибора. Поворачивают шарнир в другую сторону с тем же моментом. Снимают показания прибора (фиксируют деления шкалы), против которого остановился мениск уровня жидкости. Такую операцию производят на каждой передаче.
Чтобы исключить из полученных результатов люфт в карданной передаче, включают ручной тормоз и определяют этот люфт при таком же моменте на рукоятке прибора. При величине момента на рукоятке прибора соответственно 1,5 кгс и 2 кгс для автомобилей TA3-53A и ЗИЛ -130, люфт в шестернях коробки передач не должен быть более 2,5° при включении первой передачи; на второй— 3,5°; на третьей — 4°; на четвертой — 6°; на пятой — 6°, и при включении заднего хода — 2,5°.
Самопроизвольное выключение передач, тугое включение, чрезмерный нагрев, повышенный шум при работе определяются с помощью стендов модели К-409М или К-424 при скорости 30— 40 км/ч и включении каждой передачи.
Карданную передачу проверяют с помощью прибора модели КИ-4832. Суммарный угловой люфт измеряют так же, как и у коробок передач, но при включенном ручном тормозе. Люфт в переднем шарнире определяют при установке прибора на переднем карданном шарнире. Люфт в заднем шарнире оценивается разностью люфтов суммарного и переднего шарниров. Допустимый люфт карданной передачи автомобилей ГАЭ -53А и ЗИЛ -130 —2°.
Биение карданного вала определяется приспособлением, содержащим индикатор часового типа. Для этого вывешивают задние колеса автомобиля подъемником, закрепляют приспособление на лонжерон рамы автомобиля ГАЭ -53А ( ЗИЛ -130) к середине промежуточного карданного вала. Включают двигатель и первую передачу коробки передач и, поддерживая минимальные обороты коленчатого вала двигателя, по индикатору определяют биение вала. Снимают приспособление, закрепляют его на лонжерон рамы к середине основного карданного вала. Определяют биение этого вала. Снимают приспособление. При необходимости проверяют биение концов обоих карданных валов. Биение карданных валов не должно быть более 1,2 мм у автомобилей ГАЗ -бЗА и 1 мм у ЗИЛ -130.
Техническое состояние главной передачи и дифференциала определяют так же, как и коробки передач, с помощью люфтомера, на слух и визуально. Проверяют осмотром места возможных утечек масла, прослушивают с помощью стетоскопа шум при работе заднего моста автомобиля.
Общий износ шестерен и подшипников главной передачи оценивают по угловому люфту. Устанавливают люфтомер на заднем карданном шарнире и при нейтральном положении коробки передач поворачивают рукоятку прибора в одну, а затем в другую стороны, прикладывая к ней заданное усилие.
Угловой люфт главной передачи у автомобилей ГАЗ -63А и ЗИЛ -130 соответственно не должен быть более 35° и 45°.
Диагностирование агрегатов и механизмов трансмиссии автомобиля
Устройство КИ-4832 позволяет определять угловой зазор в трансмиссии автомобиля и ее отдельных агрегатах.
Прибор КИ-4832 для измерения бокового зазора в механизмах транс-массии автомобилей: 1 — подвижные губки; 2 — вороток; 3 — градуированный диск; 4 — динамометрический рычаг.
Автомобиль при диагностировании устанавливается на осмотровой канаве. Люфтомер состоит из динамометрической рукоятки, захвата для установки на вилке карданного шарнира автомобиля и измерительного диска. Измерительный диск, подвижный на оси, градуирован в градусах с пределами измерений ±90° и ценой деления шкалы 0,5°. На диске имеется герметичное кольцо из прозрачного материала, в котором на половину его объема залита подкрашенная жидкость.
В рабочем положении, когда устройство закреплено захватом на задней вилке карданного шарнира автомобиля, жидкость в кольце занимает всю нижнюю половину кольца и служит в качестве уровня, по отношению к которому отсчитывается угол поворота карданного вала вместе с градуированным диском.
Угловой зазор в агрегатах трансмиссии измеряют при неработающем двигателе. Операции по измерению люфтов в трансмиссии начинают с определения суммарного углового зазора карданной передачи. Для этого затягивают стояночный тормоз до упора и устанавливают устройство на заднюю вилку карданного шарнира. Поворачивают устройством карданный вал в одну сторону, выбирают зазор и устанавливают шкалу градуированного диска так, чтобы уровень жидкости в кольце на диске совпал с нулевой отметкой шкалы. Поворотом устройства в другую сторону выбирают зазор и по уровню жидкости определяют его. Момент силы при выборе зазора карданной передачи должен быть в пределах 15. 20 Н-м.
Второй операцией будет определение угловых зазоров в зацеплении шестерен всех передач в коробке передач. Для этого поочередно включают передачи в коробке и измеряют устройством зазоры. Зазор, измеряемый устройством, состоит из зазора карданной передачи (ранее измеренного) и зазора одной из передач коробки передач. Следовательно, зазор в передачах коробки будет меньше на угловой зазор карданной передачи.
Третьей операцией будет определение зазора главной передачи ведущего моста. Перед этим следует затормозить задний мост автомобиля и выполнить операции по определению зазора карданной передачи при нейтральном положении шестерен в коробке передач.
Приспособление КИ-8902А (ПО).
Приспособление предназначено для проверки биений карданных валов. Корпус 6 устройства устанавливается на рычаге в сборе 3 свободно. Он может перемещаться в осевом направлении в пределах 100 мм. В заданном положении корпус 6 фиксируется зажимом 5 и сухариком 4.
Рис. Устройство для проверки биения карданных валов непосредственно на автомобиле мод. КИ-8902А: 1 — электромагнит; 2 — рукоятка; 3 — рычаг; 4 — сухарик; 5 -зажим; 6 — корпус; 7 — индикатор; 8 — крышка
При проверке прогиба карданного вала задний мост автомобиля поднимают домкратом или другим подъемным устройством так, чтобы колеса не касались пола, а карданный вал мог свободно проворачиваться. Затем с помощью шнура подключают электромагнит к сети постоянного тока напряжением 12 В. Далее прикладывают электромагнит к очищенной поверхности нижней полки лонжерона, против места замера прогиба карданного вала надежно закрепляют устройство на полке и включают электромагнит. Затем рукояткой 2 и зажимом 5 ослабляют осевой и телескопический зажимы и подводят к карданному валу индикатор с ножевидным наконечником так, чтобы индикатору был сообщен предварительный натяг 2. 3 мм, и устанавливают индикатор на нуль. После этого зажимы затягивают, карданный вал поворачивают рукой на один оборот и по показанию индикатора определяют прогиб труб карданной передачи.
Техническое состояние сцепления можно определить по свободному ходу педали, а также по наличию пробуксовки и неполноты выключения сцепления.
При пробуксовке сцепления появляется неравенство угловых скоростей ведущего и ведомого дисков. Для определения наличия пробуксовки сцепления можно применять стробоскопический прибор или лампу-вспышку (осветитель) любого мотор-тестера.
Прибором можно визуально контролировать работу сцепления по положению метки на кардан валу или шарнире при импульсном подсвечивании крестовины карданного шарнира при работе автомобиля под нагрузкой на стенде с беговыми барабанами. Стробоскопический эффект позволяет наблюдать при неисправном сцеплении сдвиг между моментом вспышки (зажигания) и меткой, нанесенной на карданном валу или на крестовине карданного шарнира.
Сцепление проверяют на стенде КИ-8930 при измерении тяговой мощности. Предварительно необходимо к системе электрооборудования подключить прибор в следующем порядке: провод со знаком «минус» присоединить к «массе» автомобиля; провод со знаком «плюс» — к плюсовой клемме аккумуляторной батареи автомобиля; провод без маркировки (щуп) — к свече первого цилиндра. Перед работой со стробоскопом желательно сделать отметку мелом на трубе карданной передачи или крестовине карданного, шарнира у главной передачи.
Проверку сцепления выполняют в следующем порядке: после установки автомобиля на стенде, прогрева двигателя и подключения стробоскопа включают прямую передачу и плавно полностью открывают дроссельную заслонку. Включают стенд, реостатом загружают автомобиль до скорости вращения барабанов стенда, равной 900 об/мин (50 км/ч). Затем нажимают на кнопку включения стробоскопа и направляют световой луч на метку. При исправном сцеплении метка кажется неподвижной.
Средства для диагностирования подвески.
Крепление мостов автомобиля к раме или кузову осуществляется с помощью рессор и амортизаторов. От состояния рессор и амортизаторов зависит правильность взаимного расположения переднего и заднего мостов. Даже незначительное отклонение мостов приводит к нарушению управляемости автомобилем, к дополнительным сопротивлениям движению его, повышенному расходу горючего и износу шин. Состояние рессор — прогиб и длину их — измеряют шаблонами.
Амортизаторы подвески оказывают влияние на безопасность движения, плавность хода автомобиля. На стенде, который выполнен в виде стальной конструкции, проверяется состояние амортизаторов по их способности гасить колебания за определенный отрезок времени.
С правой стороны стенда расположена колеблющаяся опора для колеса, а с левой — опора, регулируемая в соответствии с колеей проверяемого автомобиля. При включении электродвигателя вращательное движение вала устройством преобразуется в колебательное; момент вращения увеличивается маховиком. Колебательное движение через пружину и регулировочный винт передается рычагу, а затем платформе, на которую наезжает колесо автомобиля.
Колебания воспринимаются подвеской автомобиля, и после выключения электродвигателя частота колебаний подвески и платформы будет одинаковой. В дальнейшем колебания гасятся амортизатором. На диаграммном диске самописца отражаются максимальные и минимальные колебания в зависимости от их амплитуды, которые сравниваются с эталонными — по длине записи и времени гашения колебаний. Для сокращения времени регистрации колебаний можно на стенде установить устройство, автоматически записывающее колебания.
К опоре стенда жестко прикреплен корпус датчика, на котором укреплена пластина из диэлектрика. На этой пластине вдоль продольной оси размещены герконы (герметические контакты). К штоку стенда укреплен хомут с постоянным магнитом, который замыкает только контакты одного геркона.
Переключателем устанавливается подключение геркона к одной из сторон стенда и запускается электродвигатель на несколько секунд. При колебании штока прикрепленный к нему магнит замкнет тем больше контактов герконов, чем больше его максимальный размах. При замыкании контактов геркона подключается питание к катушке соединенного с ним реле, что вызывает замыкание нормально открытых контактов этого реле. Таким образом, чем больше максимальный размах штока, тем больше будет замкнутых контактов реле, тем больший ток будет фиксироваться амперметром, отградуированным на параметры технического состояния амортизаторов.
Диагностирование коробки передач, карданной и главной передач грузовых автомобилей.
Для диагностирования агрегатов трансмиссии автомобиля подъемник П-113 или домкраты; приборы КИ-4832 и КИ-8902А; стетоскоп; схемы присоединения приборов.
Порядок диагностирования агрегатов трансмиссии.
- 1 Установить автомобиль на осмотровой канаве так, чтобы ведущий мост был над подъемником
- 2 Поднять ведущий мост автомобиля подъемником
- 3 Запустить двигатель и при 600. 800 об/мин коленчатого вала поочередно проверить включение всех передач
- 4 Прослушать стетоскопом работу коробки передач на всех передачах
- 5 Прослушать стетоскопом работу главной передачи. Заглушить двигатель. Стуки и резкий шум при переключении передач и работе главной передачи не допускаются
- 6 Проверить биение промежуточного карданного вала. Установить на лонжероне рамы прибор КИ-8902А так, чтобы измерительный стержень индикатора с натягом 2. 3 мм соприкасался с трубой промежуточного кардана в середине вала. Включить первую передачу в коробке передач и пусковой рукояткой провернуть карданный вал на один оборот. По показанию индикатора определить биение промежуточного карданного вала. Снять прибор КИ-8902А
- 7 Проверить биение основного карданного вала. Выполнить операцию 6. Биение карданного вала должно быть не более 2 мм
- 8 Проверить суммарный угловой зазор в карданной передаче. Включить ручной тормоз. Установить прибор КИ-4832 на ближнюю к заднему мосту вилку кардана. С моментом 15 Н-м для автомобилей ГАЗ и 20 Н-м для автомобилей ЗИЛ выбрать зазор в карданной передаче и измерить его. Суммарный угловой зазор должен быть не более 2°. Выключить ручной тормоз. Проверить суммарный угловой зазор в коробке передач на каждой передаче. Не снимая прибора КИ-4832 с задней вилки кардана, поочередно включать передачи в коробке и проверять зазор, прикладывая к динамометрической рукоятке устройства момент 15 Н-м для автомобилей ГАЗ и 20 Н-м для автомобилей ЗИЛ. Суммарный угловой зазор в коробке передач и карданной передаче должен быть не более указанного ниже (зазор в коробке передач на каждой передаче определяется вычитанием зазора карданной передачи из суммарного зазора). Проверить суммарный угловой зазор в главной передаче. Рычаг переключения передач установить в нейтральное положение, затормозить задние колеса. С моментом на динамометрической рукоятке устройства 15 Н-м для автомобилей ГАЗ и 20 Н-м для автомобилей ЗИЛ определить суммарный угловой зазор в главной передаче. Суммарный угловой зазор должен быть не более 35° для автомобилей ГАЗ и 45° для автомобилей ЗИЛ.
Изменить регулировку подшипников главной передачи и выполнить операцию. Отрегулировать подшипники главной передачи и измерить суммарный угловой зазор в главной передаче, выполнив операцию. Снять прибор КИ-4832
Источник https://studfile.net/preview/11663768/page:2/
Источник https://stroy-technics.ru/article/diagnostirovanie-transmissii
Источник https://studwood.net/2025470/tehnika/diagnostirovanie_agregatov_mehanizmov_transmissii_avtomobilya