Содержание
Введение
Автобус НЕФАЗ-5299 и его исполнения (далее — «автобус»), относящиеся кI и II классу автобусов общего пользования предназначены для перевозки пассажиров по дорогам общего пользования, рассчитанным на пропуск автотранспортных средств с осевой нагрузкой 130 кН (13 тс).
Комплектации НЕФАЗ-5299-0000011-32, НЕФАЗ-0000011-33 могут изготавливаться, как автобусы специальные, предназначенные для перевозки детей по дорогам общего пользования.
Комплектации автобусов НЕФАЗ-5299-0000010-32, НЕФАЗ-5299-0000010-33, НЕФАЗ-5299-0000011-32, НЕФАЗ-5299-0000011-33, НЕФАЗ-5299-0000020-32, НЕФАЗ-5299-0000020-33, НЕФАЗ-5299-0000030-32, НЕФАЗ-5299-0000030-33 могут быть оборудованы площадкой для одной инвалидной коляски, с возможностью перевозки людей с ограниченной мобильностью.
Автобус изготовлен на базе двухосного шасси КАМАЗ-5297 с колесной формулой 4×2 (ТУ 37.104.252).
Автобус относится к 1 категории размещения, изготовлен в исполнении «У» по ГОСТ 15150 и рассчитан на эксплуатацию при температурах окружающего воздуха от минус 45°С до плюс 40°С, относительной влажности воздуха до 75 % при температуре плюс 15°С, запыленности до 1,0 г/м 3 , скорости ветра до 20 м/с и в районах, расположенных на высоте до 3000 м над уровнем мйря, при соответствующем изменении технических характеристик и свойств.
Автобус рассчитан на эксплуатацию при безгаражном хранении.
Автобус должен соответствовать требованиям настоящих ТУ, ТУ на шасси КАМАЗ-5297, комплекта конструкторской документации и ГОСТ Р 41.36, ГОСТ Р 51160 (на автобусы для перевозки детей) и Правила ЕЭК ООН №107-02 (Приложение (для перевозки людей с ограниченной мобильностью).
Основные параметры автобусов приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
1 Снаряженная масса автобуса, кг
12360 (5299-17-32, 5299-37-32),
12720 (5299-17-33, 5299-37-33)
2 Полная масса автобуса, кг
3 Распределение нагрузки на дорогу от полной массы автобуса, кг:
— через шины колес передней оси
— через шины колес заднего моста
4 Число посадочных мест (+ место водителя)
23+1 или 24+1, или 25+1, или 30+1
(43+1 или 45+1, или 47+1)*
5 Номинальная вместимость, чел.
112 или 109, или 106, или 99
54 или 59, или 51, или 56
CUMMINS, 6ISBe 270В
5299-20-32, 5299-30-32, 5299-20-33, 5299-30-33
5299-10-32, 5299-10-33, 5299-11-32, 5299-11-33, 5299-17-32, 5299-17-33, 5299-37-32, 5299-37-33
8 Коробка передач (марка, тип)
ZF 6НР 504С | D 854.ЗЕ
с автоматическим управлением
с ручным управлением
6 — вперед, 4 — вперед, 1 — назад 1 — назад
6 — вперед, 1 — назад
5 — вперед, 1 — назад
10 Габаритные размеры — длина
* При числе посадочных мест — 43, 45 и 47 номинальная вместимость должна быть, чел.: для НЕФАЗ-5299-0000017-32 — 59, НЕФАЗ-5299-0000017-33 — 54, НЕФАЗ-5299-0000037-32 — 56, НЕФАЗ-5299-0000037-33 — 51
Таблица 2
Комплектации автобуса для перевозки людей с ограниченной мобильностью
Комплектации автобуса для перевозки детей
1 Снаряженная масса автобуса, кг
10900 или 11050
11300 или 11450
2 Распределение нагрузки на дорогу от снаряженной массы автобуса, кг:
— через шины колес передней оси
— через шины колес заднего моста
3 Полная масса автобуса, кг
12900 или 13350
13300 или 13750
4 Распределение нагрузки на дорогу от полной массы автобуса, кг:
— через шины колес передней оси
— через шины колес заднего моста
5 Число посадочных мест
6 Номинальная вместимость, чел.
CUMMINS 6ISBe 270В
9 Коробка передач (марка, тип)
ZF 6S 1200 ВО или КАМАЗ-144
с механическим управлением
ZF6S 1200BO | КАМАЗ-144
6 — вперед, 1 — назад
5 — вперед, 1 — назад
11 Габаритные размеры — длина
*Прибавляется 1 место в инвалидной коляске — на автобусы для перевозки людей с ограниченной мобильностью.
**В количество мест для сидения входят 2 сопровождающих — на автобусы для перевозки детей.
***См. пункты 6-9 таблицы 1
1. Допустимое отклонение массы при ее распределении на дорогу +3% при допустимом отклонении снаряженной массы автобуса +3%. Нижний предел отклонения снаряженной массы и массы при ее распределении на дорогу не ограничивается.
2. В снаряженную массу автобуса входят массы: автобуса с заправкой (топливом, маслом, охлаждающей жидкостью) и снаряжением (индивидуальным комплектом, запасных частей (ЗИП), запасным колесом (кроме автобусов с низким расположением пола) и инструментом), масса водителя (75 кг) и члена экипажа (75 кг), если в автобусе предусмотрено сиденье для него.
3. Полная масса автобусов складывается из массы снаряженного автобуса и массу пассажиров (количество пассажиров умноженное на 68 кг — для автобуса I класса и на 71 кг — для автобуса II класса).
4. Определение показателей масс производится в соответствии с ОСТ 37.001.408.
• Колеса — дисковые, стальные с профильным ободом 8,25×22,5.
• Количество колес: на передней оси — 2, на заднем мосту — 4, запасное колесо — 1.
• Межколесное расстояние (база) — 5840±5 мм.
• Шины пневматические, бескамерные низкопрофильные.
• Давление в шинах при максимальной скорости автобуса полной массой, указано в таблице 3.
Таблица 3
Скорость автобусов, км/ч, не более
Давление в шинах, кПа (кгс/см 2 )
275/70 R.22,5 (Я-646)
* На автобусы для перевозки детей.
• Передняя подвеска — зависимая, пневматическая, на двух пневмобаллонах, с двумя гидравлическими телескопическими амортизаторами и регулятором положения кузова или независимая, пневматическая, на двух пневмобаллонах, с двумя гидравлическими телескопическими амортизаторами и двумя регуляторами положения кузова (для 5299-30-32, 5299-30-33, 5299-37-32, 5299-37-33).
• Задняя подвеска — зависимая, пневматическая, на четырех пневмобаллонах, с четырьмя гидравлическими телескопическими амортизаторами и двумя регуляторами положения кузова.
Маркировка
• Маркировка автобуса должна выполняться по ГОСТ Р 51980.
• В салоне на перегородке водителя сверху устанавливается табличка изготовителя, содержащая:
а) наименование изготовителя;
б) номер «одобрения типа транспортного средства»;
в) идентификационный номер транспортного средства (VIN);
г) максимально допустимая масса автобуса;
д) максимально допустимые нагрузки на оси;
е) знак соответствия по ГОСТ Р 50460.
• На кузове автобуса в моторном отсеке на трубе каркаса правой боковины выбивается VIN.
• Структура и содержание идентификационного номера транспортных средств согласно таблице 4:
а) позиции 1-3: международный идентификационный код изготовителя (WMI):
XIF — ОАО «НЕФАЗ», г. Нефтекамск, Республика Башкортостан, Российская Федерация;
б) позиции 4-7: тип транспортного средства: 5299;
Таблица 4
в) позиция 8: обозначение двигателя: С — CUMMINS, К — КАМАЗ;
г) позиция 9: назначение транспортного средства:
S -I класс, средняя высота расположения пола,
N -I класс, низкая высота расположения пола,
С — II класс, пригородные перевозки,
М — II класс, междугородние перевозки, средняя высота расположения пола шасси,
Т — II класс, междугородние перевозки, низкая высота расположения пола шасси,
д) позиция 10: код года выпуска согласно ГОСТ Р 51980;
е) позиция 11: обозначение типа КПП:
V — VOITHD 854.3 Е;
ж) позиция 12: количество мест для сидения: С-25, В-24, 0-23, А-30, Е-43, F-45, Р-47; М-33,U-26- комплектация с возможностью перевозки людей с ограниченной мобильностью, Н-36, S-42 — комплектации для перевозки детей;
з) позиции 13-17: производственный номер транспортного средства.
• Условный код модели автобуса (позиции 4-9) согласно таблице 4.
Автобусы со средним расположением пола НЕФАЗ-5299-0000020-32, НЕФАЗ-5299- 0000010-32, НЕФАЗ-5299-0000010-33, НЕФАЗ-5299-0000020-33, автобусы с низким расположением пола НЕФАЗ-5299-0000030-33, НЕФАЗ-5299-0000030-32 (I класс) предназначены для городских перевозок, в автобусе имеются полумягкие сиденья, а также участки вне прохода, предназначенные для стоящих пассажиров. Конструкция автобусов позволяет перемещаться пассажирам по салону для выхода на остановках по пути его следования.
Автобусы I класса в комплектации с возможностью перевозки людей с ограниченной мобильностью — НЕФАЗ-5299-0000030-32, НЕФАЗ-5299-0000030-33 оборудованы системой ECAS, аппарелью и площадкой для одной инвалидной коляски.
Автобусы со средним расположением пола НЕФАЗ-5299-0000011-32, НЕФАЗ-5299- 0000011-33, НЕФ АЗ-5299-0000017-32, НЕФАЗ-5299-0000017-33, автобусы на базе шасси с низким расположением пола НЕФАЗ-5299-0000037-32, НЕФАЗ-5299-0000037-33 (И класса) предназначены для перевозки, главным образом, сидящих пассажиров, и в которых может предусматриваться перевозка стоящих пассажиров.
АвтобусыII класса в комплектации с возможностью перевозки людей с ограниченной мобильностью — НЕФАЗ-5299-0000010-32, НЕФАЗ-5299-0000010-33, НЕФАЗ-5299-0000011-32, НЕФАЗ-5299-0000011-33, НЕФАЗ-5299-0000020-32, НЕФАЗ-5299-0000020-33 оборудованы системой ECAS, подъемником и площадкой для одной инвалидной коляски.
Рабочая температура трансмиссии нефаз
Технические характеристики разных модификаций автобуса НефАЗ-5299
НефАЗ-5299 – автобус российского производства, который начал выпускаться в 2000 году на Нефтекамском автомобильном заводе. Чаще всего используется для пассажирских перевозок по городу. В период 2000–2013 гг. было выпущено с конвейера более 10000 автобусов, что говорит о большой популярности модели, которая 5 раз входила в список 100 лучших товаров России.
Базовые технические характеристики модели
НефАЗ-5299 — это целая серия автобусов, выпускаемых для городских, пригородных и междугородних пассажирских перевозок. Для всех этих целей завод выпускает соответствующие модификации. Основой для производства базовой модели автобусов стали платформы КамАЗов серийного производства.
Городской автобус НeфАЗ-5299 с высоким уровнем пассивной и активной безопасности
Конструкторы решили использовать проверенные успешной эксплуатацией и множественными испытаниями шасси грузовых автомобилей КамАЗ, что позволяет преодолевать различные препятствия на дороге. Ходовая часть имеет высокие эксплуатационные характеристики, обладая большим запасом прочности. Всё оборудование автобуса соответствует международным техническим стандартам.
Данная модель используется для массовых пассажирских перевозок по городу, поэтому к автобусу предъявляются высокие требования по обеспечению безопасности и соответствию экологическим нормам. Модель отличается высоким уровнем пассивной и активной безопасности. Модификации, которые работают на метане, соответствуют стандартам экологической безопасности Евро 3, Евро 4 и Евро 5.
Технические характеристики базовой модели
Кузов | Вагонной компоновки, несущий |
Двери | 3 единицы |
Дверной проём | 1.2 м |
Колёса | 4х2 |
Потенциал кузова | 12 лет |
Разворот (радиус) | 12 м |
Максимальная скорость | 70 км/ч |
Расход топлива | 24 литра на 100 километров |
Общее количество мест | 101 |
Количество сидячих мест | 25+1 |
Длина | 11.8 м |
Ширина | 2.5 м |
Высота | 3 м |
База | 5,96 м |
Полная масса | 18 тонн |
Высота потолка | 2,5 м |
Тормозная система | Реостатная и пневматическая |
Система вентиляции | Естественная |
Отопление | Радиаторное |
Двигатель | Cummins 6ISBe270B |
Мост | RABA или ZF |
Модификации автобусов НeфАЗ-5299
Нефтекамский завод выпускает целую серию модификаций автобусов модели 5299. Всего с момента начала производства было выпущено 42 модификации. Такое большое количество связано с высоким спросом на данную модель, а также с разнообразием условий, в которых эксплуатируется автобус.
Модификация 5299-10 является первой моделью данной серии, производство которой началось в 2000 году. Кузов выполнен из цельнометаллического материала. Изначально дизайн был такой же, как у белорусского автобуса МАЗ 104, но в 2004 году экстерьер был модифицирован. Модификация 5299-10 оснащена дизельным двигателем и коробкой передач от КамАЗа. Длина всех трёх дверных проёмов составляет 1.2 метра.
Автобус НефАЗ-5299-10 первая модель в данной серии
Модификация 5299-11 предназначена для пригородных пассажирских перевозок. Из особенностей данной модификации базовой модели можно выделить то, что у 5299-11 всего две двери, а количество сидячих мест увеличилось до 45. Общая вместимость автобуса составляет 77 единиц. Установлены комфортные туристические сиденья, предназначенные для дальних поездок.
Автобус НефАЗ 5299-11 повышенной комфортности для пригородных перевозок
Модификация 5299-30-32 предназначена для городских пассажирских перевозок. Кузов каркасный, несущий с термоизоляцией. Двигатель расположен в задней части автобуса. Система отопления основана на жидкостном подогревателе. На крыше расположены 3 вентиляционных люка. Двери открываются внутрь салона с помощью пневматического электронного привода. Автобус оборудован для перевозки инвалидов. В салоне установлено 4 сиденья для людей с ограниченными физическими возможностями.
Технические характеристики автобуса модификации 5299-30-32
Общая вместимость | 97 человек |
Общая вместимость (инвалидная опция) | 88 человек |
Число сидячих мест | 25+1 |
Число сидячих мест (инвалидная опция) | 26+1 |
Снаряжённая масса автобуса | 11 тонн |
Полная масса | 18 тонн |
Распределение массы: | |
— передней оси | 6,5 тонн |
— задней оси | 11.5 тонн |
Высота пола на уровне передней и средней двери | 36 сантиметров |
Высота пола на уровне задней двери | 78 сантиметров |
Расстояние от ступеньки до уровня дороги | 36 сантиметров |
Ширина дверного проёма | 1.2 м |
Расстояние от потолка до пола: | |
— на уровне задней двери | 2.2 м |
— на уровне передней и средней двери | 2.5 м |
Шасси: | |
— модель | КамАЗ-5297 |
— колёса | 4х2 |
Двигатель: | |
— модель | Cummins 6ISBe270B |
— объём | 6,7 литра |
— мощность | 201 кВт |
— максимальная скорость | 70 км/ч |
Городской автобус НефАЗ-5299-30-32 оборудован местами для перевозки инвалидов
Модификация 52994 является низкопольной. Автобус предназначен для пассажирских перевозок по городу. В дверных проёмах ступенек нет. От базовой модели отличается сдвинутой назад средней дверью. Общая вместимость данной модификации составляет 96 человек. Особенностью модели является наличие электронной системы управления пневматической подвеской. Обращает на себя внимание навигационная система и устройство, контролирующее состояние водителя. Кабина водителя и салон оборудованы кондиционерами.
Комфортабельный городской автобус НефАЗ-52994, салон оборудован кондиционерами
Модификация 5299-30-31 (метан) предназначена для пассажирских перевозок по городу. Кузов несущий с тремя двустворчатыми дверями, которые открываются с помощью электрического привода. Система подогрева работает на основе автономного газового отопителя. Объём всех баллонов составляет 984 литра, что позволяет вмещать 197 м3 газа при давлении 200 атмосфер.
Преимущества данной модификации:
- экономия на топливе (позволяет снизить затраты в 2–3 раза);
- количество выхлопных газов и токсичных выбросов значительно снижено;
- затраты на плату за вредные выбросы в атмосферу снижаются в 3,6 раза;
- снижаются затраты на обслуживание;
- газ, который используется в качестве топлива, намного безопаснее, чем пропан или бензин.
Особенностью модификации 5299-30-31 является повышенный комфорт для пассажиров. Удобство посадки и высадки обеспечивается за счёт оптимальной высоты автобуса, который является полунизкопольным. Плавность хода обеспечивается благодаря пневматической подвеске и гидромеханической КПП VOITH D845.3E.
Технические характеристики модификации 5299-30-31
Вид транспорта | Городской автобус |
Общее количество мест | 84 |
Число сидячих мест | 25 |
Распределение массы: | |
— на переднюю ось | 6.4 тонны |
— на заднюю ось | 11.6 тонн |
— полная масса | 18 тонн |
Габариты: | |
— высота | 3.4 м |
— ширина | 2 м |
— длина | 11.9 м |
— задний свес | 2.7 м |
— передний свес | 3.3 м |
— расстояние между осями | 5.8 м |
Топливная система: | |
— баллоны | 8 баллонов по 133 литра |
— объём заправляемого топлива | 197 м3 |
— топливо | Сжатый природный газ |
Коробка передач | |
— количество передач | 4 |
— модель | VOITH D854.3E |
— тип | Гидромеханическая автоматическая |
Двигатель: | |
— модель | 820.61 |
— цилиндры | V-8 |
— мощность | 260 л.с. |
— рабочий объём | 11.8 л |
— экологическая безопасность | Евро-4 |
Двери | 3 единицы |
Вентиляция | Естественная |
Автобус НефАЗ-5299-30-31, экономичная модель, работающая на газе
Модификация 5299-17 предназначена для междугородних пассажирских перевозок. Отличительной особенностью данной модели является дизайн передней части. Автобус оснащён багажным отделением и прислонно-сдвижными дверями. Зачастую в салоне устанавливается кондиционер. Общая вместимость автобуса составляет 59 мест, из них 43 предназначены для сидения. Модель оснащена механической коробкой передач немецкого производства ZF и двигателем Cummins.
НефАЗ-5299-17 универсальный, высококачественный автобус для междугороднего сообщения
Автобус НeфАЗ-5299 является очень популярным на территории России. Этого удалось добиться благодаря универсальности и высокому качеству сборки данной модели. Автобус является очень удобным для пассажиров, что обеспечивается продуманной конструкцией, наличием оборудования для инвалидов, установленного на многих модификациях, возможностью установки кондиционеров и др. Преимуществами для водителя является хорошая обзорность, удобное сиденье и современная электроника. В нештатных ситуаций на помощь придёт система ABS, входящая в базовую комплектацию.
Видео: Автобус НефАЗ-5299-20-32 в действии
Руководство по эксплуатации автобусов НЕФАЗ
Подзаголовок сайта
Шасси, изготавливаемое в климатическом исполнении «У» по ГОСТ 15150-69 (районы и страны с умеренным климатом), рассчитано на эксплуатацию в составе автобуса при температурах окружающего воздуха от минус 45 до плюс 40 °С и относительной влажности воздуха до 75 % при температуре плюс 15 °С.
Шасси, изготавливаемое в климатическом исполнении «Т» по ГОСТ 15150-69 (районы и страны с тропическим сухим и влажным климатом), рассчитано на эксплуатацию в составе автобуса при температурах окружающего воздуха от минус 10 до плюс 45 °С и относительной влажности воздуха до 80 % при температуре плюс 27 °С.
Автобусы , изготовленные на базе шасси КАМАЗ-5297 с колесной формулой 4×2, предназначены для перевозки пассажиров на городских и междугородных маршрутах по дорогам I, II и III категорий с допускаемой осевой нагрузкой 130 кН (13 тс) при запыленности воздуха до 1,0 г/м3, скорости ветра до 20 м/с в районах, расположенных на высоте не более 3000 м над уровнем моря, при соответствующем изменении тягово-динамических характеристик, свойств и топливной экономичности.
Автобусы НЕФАЗ -5299-0000010 и НЕФАЗ-5299-0000010-15 ( см. одноименный рисунок ) предназначены для городских перевозок. В салоне автобуса имеются сиденья, а также участки вне прохода, предназначенные для стоящих пассажиров, конструкция этих автобусов позволяет перемещаться пассажирам по салону из-за частых остановок.
Автобусы НЕФАЗ -5299-0000010-01 и НЕФАЗ-5299-0000010-16 ( см. одноименный рисунок ) предназначены для пригородных перевозок на малые расстояния (до 150 км). В салоне автобуса вне прохода нет специальных участков, предназначенных для стоящих пассажиров, но в нем можно перевозить стоящих пассажиров на короткие расстояния. Автобус этого класса предназначен для перевозки пассажиров на маршрутах типа «город-село», на местных маршрутах в сельской местности, на межрайонных маршрутах.
Автобусы НЕФАЗ-5299-0000010-08 и НЕФАЗ-5299-0000010-17 ( см. одноименный рисунок ) предназначены для междугородных перевозок (пригородного сообщения и дальнего следования) только сидячих пассажиров на большие расстояния (свыше 150 км).
Автобусы, изготовленные на автобусных шасси КАМАЗ-5297, укомплектованных силовыми агрегатами с автоматическими гидромеханическими передачами (ГМП) фирмы «VOITH» мод. D 851. 3Е, предназначены для перевозки пассажиров на городских маршрутах.
Автобусы рассчитаны на эксплуатацию при безгаражном хранении. Автобусы имеют цельнометаллический кузов несущей конструкции вагонной компоновки.
Модификации автобусов отличаются между собой, в основном, комплектацией силового агрегата (см. «Техническую характеристику автобусов»). Все остальные системы и агрегаты автобусов максимально унифицированы.
Все модификации автобусов могут быть изготовлены в двухдверном или в трехдверном вариантах. Для внутригородских перевозок используется в основном трехдверный вариант, а для междугородных — двухдверный.
НефАЗ-5299
НефАЗ-5299 — российский автобус большого класса производства Нефтекамского автомобильного завода. Выпускается в высокопольном (с 2000 года), частично-низкопольном (с 2004 года), полностью низкопольном (с 2011 года) вариантах городского, пригородного и междугородного автобуса с дизельным и газовым двигателями, а также в виде троллейбуса (с 2008 года) и электробуса (с 2012 года); претерпел три значительных рестайлинга дизайна (в 2005, 2013 и 2018 годах). Является одной из самых массовых моделей городского автобуса в современной России.
История создания
В начале 1990-х годов Камским автомобильным заводом была выдвинута идея о производстве и продаже автобусов на шасси КамАЗ. В 1993 году в Набережных Челнах на базе автозавода КамАЗ было создано акционерное общество «КамАЗавтобуспром». Плодом работы данного предприятия стал опытный образец городского автобуса КамаАЗ-5262. Однако планы по выпуску данной модели были перечёркнуты пожаром на заводе двигателей КамАЗа, случившимся 14 апреля 1993 года. Тем не менее КамАЗ не прекращал поиски вариантов производства автобусов на собственном шасси.
В мае 1997 года автозавод подписал соглашение о сотрудничестве со Словенской фирмой Avtomontaza. Подписанное соглашение предусматривало создание в Набережных Челнах производственных мощностей по выпуску автобусов КамАЗ-5297. Предполагалось, что первые 100 машин на КамАЗовском шасси будут изготовлены в Словении, а в перспективе кузова собирался делать и сам КамАЗ (Automontaza должна была поставить КамАЗу необходимое оборудование, включая окрасочную линию). В это же время Татарским республиканским фондом НИОКР, администрацией Казани и Набережных Челнов совместно с Госкомимуществом Татарстана создаётся ЗАО «Челнинский Автобусный Завод» (ЧелАЗ).
Городской автобус НефАЗ-5299. Фото Википедия
Новый завод разработал, запатентовал и сертифицировал городской 6-дверный автобус ЧелАЗ-5281. В 1999 году ЧелАЗ планировал собрать 200 автобусов. Планируемая проектная мощность завода составляла 2000 автобусов в год. На этот объём производства ЧелАЗ должен был выйти к 2000 году. Однако экономический кризис, случившийся в 1998 году, не позволил этим проектам воплотится в жизнь.
Тем не менее, спустя несколько лет, проделанная работа стала основой для реализации нового проекта — выпуск и продажа автобусов НефАЗ-5299 на дочернем предприятии КамАЗа — Нефтекамском автозаводе. Семейством автобусов большого класса инженеры расположенного в Башкортостане Нефтекамского автозавода начали заниматься в августе 2000 года, когда руководством завода была принята «Программа освоения пассажирских автобусов на шасси «КАМАЗ».
Предприятие, начавшее свою работу в 1977 году с изготовления самосвалов, к тому времени уже имело опыт производства пассажирского автотранспорта: так называемые «вахтовки» — снабжённые сиденьями остеклённые кузова-фургоны, поставленные на рамы полноприводных грузовиков. А в конце 1990-х годов появился проект по сборке турецких автобусов «Мерседес» серии О325. Но уже тогда пришло понимание, что более перспективно обзавестись собственным семейством автобусов: недорогих, неприхотливых, ремонтопригодных — максимально приспособленных для эксплуатации в специфических российских условиях. В качестве базы для них было выбрано специальное автобусное шасси, разработанное в 1997 году на КамАЗе («КамАЗ-5297»).
Непосредственно к изготовлению опытного образца автобуса «НефАЗ-5299» приступили 9 сентября 2000 года. Первый же автобус с заводским номером 0000001 сошёл с конвейера завода 6 декабря 2000 года и был отправлен в Набережные Челны, где проработал в предприятии «ПАК-Инвест» до 2009 года. В 2001 году было произведено 115 автобусов, которые были поставлены в Уфу, Ишимбай, Стерлитамак, Сибай, Нефтекамск, Кумертау, Белорецк и Октябрьский.
Подробное описание и устройство салона и не только
НефАЗ-5299 — это целая серия автобусов, выпускаемых для городских, пригородных и междугородных пассажирских перевозок. Для всех этих целей завод выпускает соответствующие модификации. Основой для производства базовой модели стали платформы КамАЗов серийного производства.
Автобус НефАЗ-5299. Фото Википедия
Конструкторы решили использовать проверенные успешной эксплуатацией и множественными испытаниями шасси грузовых автомобилей КамАЗ, что позволяет преодолевать различные препятствия на дороге. Колеса бескамерные, со стальными дисками, цельнометаллический корпус с ребрами жесткости из трубы квадратного сечения, двухконтурная пневматическая тормозная система, управляющее и контрольное оборудование, соответствующее международным стандартам, гидроусилитель руля – ничего нового, но зато прочно и безопасно.
Ходовая часть имеет высокие эксплуатационные характеристики, обладая большим запасом прочности. Всё оборудование соответствует международным техническим стандартам.
В стандартном исполнении на автобусе установлена антиблокировочная система тормозов.
Кабина водителя отделена от пассажирского отсека стеклянной перегородкой, защищающей от шума, и оборудована громкоговорителем. Набор регулировок и подрессоривание водительского сидения не столь современны, как хотелось бы, но позволяют устроиться за рулем достаточно удобно.
Входные двери открываются из кабины с помощью пневматических механизмов.
Вентиляция – естественная, через люки в крыше (их в городском автобусе три) и форточки боковых окон.
Тепло от автономного жидкостного или газового отопителя, который одновременно является предпусковым подогревателем двигателя, распределяется по салону равномерно, потому что элементы системы располагаются по периметру автобуса.
Количество мест для сидения и общая вместимость салона зависят от модификации.
Характеристики. Габаритные размеры базовой модели — 11700 × 2500 × 3100 мм. Колесная база составляет 5840 мм. Снаряженная масса – более десяти, а полная – восемнадцати тонн. Нагрузка распределяется по осям неравномерно: 6,5 тонн – на переднюю и 11,5 тонн – на заднюю. Дорожный просвет составляет 285 мм, минимальный радиус разворота – 12 метров.
Максимальная скорость городского базового автобуса с дизельным двигателем – 74 км/час. Пригородные разгоняются до 96 км/час, а скорость выше этой на большинстве российских дорог и не требуется.
Двигатель. На НефАЗ-5299 устанавливают несколько видов двигателей, работающих на разных видах топлива. На дизельном топливе работает двигатель Cummins 6ISBe270B мощностью 270 л. с. и объемом 6,7 литров. Двигатель с шестью цилиндрами оснащен турбонаддувом. Расход топлива составляет 24 л на 100 км, объем топливного бака – 250 л. Дизельный двигатель соответствует нормам экологических стандартов Евро-3. Коробка передач может быть как механическая, так и четырехступенчатый автомат.
НефАЗ-5299-30-57 полунизкопольный городской, газовый, Евро-5. Фото Транспортный Центр
Модификации, которые работают на природном газе, соответствуют более высоким экологическим стандартам Евро-4 и Евро-5.
На сжиженном газе работает восьмицилиндровый двигатель КамАЗ-820.61-260 мощностью 260 л. с. объемом 11,76 л с турбонаддувом.
Шестицилиндровый двигатель Mercedes-Benz M 906 LAG/EEV/1 немного мощнее — 280 л. с. при меньшем объеме 6,9 тыс. л.
Двигатель Yuchai YC6G260N-50 с шестью цилиндрами объемом 7,8 л дает максимальную мощность 247 л. с.
Объем газобалонной системы из восьми емкостей составляет 984 литра. Баллоны для сжиженного газа располагаются на крыше.
На городских машинах устанавливается четырехступенчатая автоматическая, а на пригородных – пятиступенчатая с четырьмя синхронизаторами механическая КПП.
Модификации
О популярности НефАЗ-5299 говорит большое количество модификаций.
Базовая модель предназначена для перевозок пассажиров в черте города. Полная вместимость – 105 человек, мест для сидения может быть 25. На этом автобусе три широкие двери, в комплектации может быть двигатель либо дизельный, либо работающий на газе, практически на всех модификациях установлена автоматическая КПП.
Кроме того что большинство модификаций городского автобуса низкопольные, они еще и снабжаются системой принудительного наклона кузова.
Пригородные модификации отличаются меньшей вместимостью – 89 человек, но они оборудованы более удобными туристическими сидениями, приспособленными для дальних поездок.
Междугородный НефАЗ-5299 с одной дверью имеет 43 места для сидения и оснащен отсеками для багажа. Комфортабельные автомобильные кресла с откидывающимися спинками и подлокотниками, кондиционер и радио делают дальние поездки не такими утомительными. Отдельно выпускается модификация для междугородных перевозок на севере. На ней установлены дополнительные отопители салона и аккумуляторных батарей, электроподогрев топливозаборника, бачок подогрева топлива перед пуском.
Если пригородные модификации все среднепольные, то городские автобусы выполнены еще и в полунизкопольном и низкопольном вариантах с пандусами для пассажиров с ограниченными возможностями и специальным местом в центре салона для инвалидной коляски.
Модификация | Обозначение | Тип | Детали | Двигатель | Коробка передач |
---|---|---|---|---|---|
НефАЗ-5299 | высокопольный | КамАЗ-740.11-240 | КамАЗ-141 | ||
НефАЗ 5299 | 529900 | высокопольный | КамАЗ-740.11-240 | КамАЗ-141 | |
НефАЗ-5299-10-01 | 5299A0 | высокопольный | КамАЗ-740.11-240 | КамАЗ-141 | |
НефАЗ-5299-10-02 | 5299B0 | высокопольный | КамАЗ-740.30-260 | Praga 5P120 КамАЗ-142 | |
НефАЗ-5299-10-04 | 5299K0 | высокопольный | Caterpillar-3116 | ZF 6S-85 | |
НефАЗ-5299-10-05 | 5299L0 | высокопольный | Caterpillar-3116 | ZF 6S-85 | |
НефАЗ-5299-10-06 | 5299M0 | высокопольный | Caterpillar-3116 | ZF 6S-85 | |
НефАЗ-5299-10-08 | 5299U0 | высокопольный | КамАЗ-740.11-240 | КамАЗ-142 | |
НефАЗ-5299-10-12 | 5299R0 | высокопольный | DAF РЕ 183C | ZF 6S-85 | |
НефАЗ-5299-10-13 | 5299LF | высокопольный | Caterpillar-3116 | Voith DIWA D 851.3E | |
НефАЗ-5299-10-15 | 5299BG | высокопольный | КамАЗ-740.31-240 | КамАЗ-142 | |
НефАЗ-5299-10-16 | 5299CP | высокопольный | КамАЗ-740.31-240 | КамАЗ-141 | |
НефАЗ-5299-10-17 | 5299FM | высокопольный | КамАЗ-740.31-240 | КамАЗ-141 | |
НефАЗ-5299-10-19 | 5299RS | высокопольный | DAF РЕ 183C | ZF 6S-85 | |
НефАЗ-5299-10-25 | 5299UK | высокопольный | |||
НефАЗ-5299-10-32 | 5299CS | высокопольный | Cummins 6 ISВе 270 B | ZF 6R 1200BO | |
НефАЗ-5299-10-33 | 5299KS | высокопольный | КамАЗ-740.65-240 | ZF 6R 1200BO | |
НефАЗ-5299-11-21 | 5299GB | пригородный | Работает на газовом топливе | КамАЗ-820.53-260 | КамАЗ-141 |
НефАЗ-5299-11-31 | 5299GS | пригородный | Работает на газовом топливе | КамАЗ-820.61-260 | ZF 6R 1200BO |
НефАЗ-5299-11-32 | 5299CC | пригородный | Cummins 6 ISВе 270 B | ZF 6S 1200BO | |
НефАЗ-5299-11-33 | 5299KC | пригородный | КамАЗ-740.62-280 | ZF 6R 1200BO | |
НефАЗ-5299-17-32 | 5299CM | междугородний | Cummins 6 ISВе 270 B | ZF 6R 1200BO | |
НефАЗ-5299-17-33 | 5299KM | междугородний | КамАЗ-740.62-280 | ZF 6R 1200BO | |
НефАЗ-5299-17-42 | 5299ZM | междугородний | Cummins | ZF 6S 1200BO | |
НефАЗ-5299-20-04 | 5299MF | высокопольный | Caterpillar-3116 | Voith DIWA D 851.2 | |
НефАЗ-5299-20-15 | 5299VF | высокопольный | КамАЗ-740.31-240 | Voith DIWA D 851.3E | |
НефАЗ-5299-20-21 | 5299GF | высокопольный | Работает на газовом топливе | КамАЗ-820.53-260 | Voith DIWA D 854.3E |
НефАЗ-5299-20-22 | 5299CA | высокопольный | Cummins ISBe 250.30 | Voith DIWA D 854.3E | |
НефАЗ-5299-20-23 | 5299NF | высокопольный | КамАЗ-740.31-240 | Voith DIWA D 851.2 | |
НефАЗ-5299-20-24 | 5299MZ | высокопольный | |||
НефАЗ-5299-20-32 | 5299CS | высокопольный | Cummins 6 ISВе 270 B | Voith DIWA D 854.3E | |
НефАЗ-5299-20-33 | 5299KS | высокопольный | КамАЗ-740.65-240 | Voith DIWA D 854.3E | |
НефАЗ-5299-20-52 | высокопольный | Cummins ISB6.7е5250B | Voith DIWA D 854.3E | ||
НефАЗ-5299-21-06 | 5299MB | междугородний | Caterpillar-3116 | ZF | |
НефАЗ-5299-30-22 | 5299NC | полунизкопольный | Доступная среда | Cummins ISBe 250.30 | Voith DIWA D 854.3E |
НефАЗ-5299-30-31 | 5299GN | полунизкопольный | Работает на газовом топливе Доступная среда | КамАЗ-820.61-260 | Voith DIWA D 854.3E |
НефАЗ-5299-30-32 | 5299CN | полунизкопольный | Доступная среда | Cummins 6 ISВе 270 B | Voith DIWA D 854.3E |
НефАЗ-5299-30-33 | 5299KN | полунизкопольный | Доступная среда | КамАЗ-740.65-240 | Voith DIWA D 854.3E |
НефАЗ-5299-30-42 | 5299ZN | полунизкопольный | Доступная среда | CUMMINS 6ISBe4 270В | ZF 6HP 504C Voith D 854.3Е |
НефАЗ-5299-30-51 | 5299UN | полунизкопольный | Работает на газовом топливе Доступная среда | Mercedes-Benz M906 | Voith DIWA D 854.3E |
НефАЗ-5299-30-52 | 5299JN | полунизкопольный | Доступная среда | Cummins ISB6.7е5250B | Voith DIWA D 854.3E |
НефАЗ-5299-30-56 | полунизкопольный | Работает на газовом топливе Доступная среда | КАМАЗ 820.91-260 | Voith DIWA D 854.3E | |
НефАЗ-5299-37-32 | 5299CT | междугородний | Cummins 6 ISВе 270 B | ZF 6R 1200BO | |
НефАЗ-5299-37-33 | 5299KT | междугородний | КамАЗ-740.62-280 | ZF 6R 1200BO | |
НефАЗ-5299-40-51 | 5299UP | низкопольный | Работает на газовом топливе Доступная среда | Mercedes-Benz M906 | ZF 6R 1200BO |
НефАЗ-5299-40-52 | 5299JP | низкопольный | Доступная среда | Cummins ISB6.7е5250B | Voith D854.5E |
НефАЗ-52994 | низкопольный | Доступная среда | Cummins ISBe 250.30 Cummins 6 ISВе 270 B (245 B) | ZF Ecomat 2 5 HP 502 ZF Ecomat 2 6 HP 504 °C Voith DIWA D 854.3E | |
НефАЗ-52994-10 | 52994C | низкопольный | Доступная среда | КамАЗ-740.50-360 | ZF 6S 1600 |
НефАЗ-52994-40-42 | 52994P | низкопольный | Доступная среда | CUMMINS 6ISBe4 270В | ZF 6HP 504C Voith D 854.3Е |
5299-10-хх (высокопольный). Исторически первая модель завода, серийное производство которой было начато в 2000 году. Представляет собой классический заднемоторный, высокопольный городской автобус с каркасным цельнометаллическим кузовом и тремя дверьми. Конструкторы завода не пошли на поводу у доминировавшей в то время тенденции ради упрощения конструкции делать заднюю дверь зауженной, а то и вовсе одностворчатой — все дверные проемы получили одинаковую ширину 1200 мм. В моторный отсек НефАЗ-5299 был установлен КамАЗовский дизельный двигатель с КамАЗовской коробкой передач. Большая часть внешнего облика первых автобусов была аналогична МАЗ-104. С 2004 года выпускаются автобусы с обновлённым дизайном.
Автобус НефАЗ-52994. Фото Википедия
5299-11-хх (пригородный). Предназначен для перевозки пассажиров по пригородным маршрутам. Имеет две двери. Комплектуется туристическими мягкими сиденьями. Автобус вмещает до 77 пассажиров, количество посадочных мест составляет 45. В автобус устанавливаются двигатели КамАЗ или Cummins. Безопасность движения обеспечивает пневматическая тормозная система Wabco, оснащённая АБС. Передняя подвеска — пневматическая с одним регулятором положения кузова на двух пневмоэлементах с телескопическими амортизаторами. Задняя подвеска — на четырёх пневмоэлементах и с двумя регуляторами положения кузова.
5299-17-хх и 5299-37-хх (междугородные). Междугородные модификации, отличающиеся дизайном передней части. В отличие от пригородного, оснащается прислонно-сдвижными дверями и отсеками для багажа, возможна установка кондиционера. В автобусе предусмотрено 59 мест: 43 места для сидячих пассажиров, а также участки прохода для стоящих. Автобусы комплектуются дизельным двигателем Cummins и механической коробкой передач ZF немецкого производства.
5299-30-хх (полунизкопольный). Базовая городская полунизкопольная модель завода, выпускающаяся с 2007 года. В автобус устанавливаются двигатели КАМАЗ или Cummins, а с 2010 года выпускаются газомоторные автобусы, работающие на метане. Устанавливаются АКПП Voith Diwa.
Автобусы оборудованы вместительным салоном с тремя двустворчатыми боковыми пассажирскими дверями. В салоне 115 мест для пассажиров, 25 из которых для сидения, возможно размещение инвалидной коляски, а средний дверной проём оборудуется пандусом. В салоне имеются три потолочных люка с электроприводом и пять форточек, оборудованы две накопительные площадки в средней и задней частях салона. Кабина водителя отделена от салона перегородкой с форточкой, по заказу в ней устанавливается дверь.
С 2010 года также выпускаются автобусы с обновлённым салоном от Набережночелнинской фирмы «КОРА», аналогичными ЛиАЗ-5292; передняя дверь полностью отводится в салон. Базовый дизайн внешнего вида был незначительно изменен в 2012 году (линия окон), а более серьёзный рестайлинг проведён в 2013 году (передняя и задняя маски, салон) и в 2018 году (полностью изменён внешний вид кузова).
Автобус НефАЗ-5299-30-32 дизайна 2012 года. Фото Википедия
Электробус НефАЗ-52992. В 2012 году был представлен электрический НефАЗ-5299. Автономный электрический ход рассчитан более чем на 200 километров. На крыше, в салоне и в заднем свесе электробуса НефАЗ-52992 размещена литий-железо-фосфатная аккумуляторная батарея энергоемкостью 313,6 кВт·ч.
52994-хх (низкопольный). Полностью низкопольный городской автобус: вход во все три двери — без ступеней. Средняя дверь сдвинутая назад по сравнению с базовой моделью. Впервые автобус был представлен на Московской Международной выставке «Комтранс-2011». Модификация рассчитана на перевозку 96 пассажиров и оборудован 24 местами для сидения. В модели предусмотрены: выдвижная аппарель в проёме средней двери, площадка для инвалидной коляски с опорной панелью и 4 мягких сиденья для инвалидов. Автобус оснащён системой ECAS (электронное управление пневмоподвеской), навигационной системой ГЛОНАСС, а также устройством контроля режима труда и отдыха водителя. В салоне автобуса и кабине водителя установлены кондиционеры. С 2011 года НефАЗ-52994 поставляются в Санкт-Петербург.
Популярные модификации
5299-10 является первой моделью данной серии, производство которой началось в 2000 году. Кузов выполнен из цельнометаллического материала. Изначально дизайн был такой же, как у белорусского МАЗ-104, но в 2004 году экстерьер был модифицирован. Модификация оснащена дизельным двигателем и коробкой передач от КамАЗа. Длина всех трёх дверных проёмов составляет 1.2 метра.
5299-10-33 – автобус большого класса предназначен для перевозки пассажиров по регулярным городским маршрутам. В салоне располагаются 25 мест для сидения. При этом общая вместимость — 114 человек. Габаритные размеры — 11760х2500х3036 мм. Двигатель — КамАЗ-740.65-240 (Евро-3, 8V, 10,85 л., 240 л.с.). КПП — ZF 6S 1200ВО. Шасси — КамАЗ-5297, 4х2. Масса снаряженная / полная — 10240 / 18000 кг.
5299-11 предназначена для пригородных пассажирских перевозок. Из особенностей данной модификации базовой модели можно выделить то, что у 5299-11 всего две двери, а количество сидячих мест увеличилось до 45. Общая вместимость составляет 77 единиц. Установлены комфортные туристические сиденья, предназначенные для дальних поездок.
Пригородный автобус НефАЗ-5299-11. Фото Википедия
5299-11-31 — пригородная модель с каркасным, цельнометаллическим, несущим кузовом вагонного типа. Габаритные размеры — 11885х2500х3495. Шасси — КамАЗ-5297-31, 4х2, ведущие колеса — задние. Двигатель — КамАЗ-820.61-260 (259 л.с., 11,762 л, 8V). КПП — механические ZF 6S 1200BO / ZF 6S1310BO. Масса снаряженная и полная — 11800 и 17900.
5299-11-32 — пригородная модель с цельнометаллическим кузовом вагонного типа с термоизоляцией оснащена двигателем Cummins 6ISBe 270B (Евро-3, 270 л.с, 6,7 л. 6R). Количество мест, общее / посадочное — 77 / 45. Габаритные размеры — 11760х2500х3036 мм. Шасси — КамАЗ-5297, 4х2. КПП — ZF 6S 1200BO. Масса снаряженная / полная — 10980 / 16900 кг. Почему следует заострить свое внимание на НефАЗ-5299-11-32? Потому как в салоне есть участки прохода, в которых удобно разместить стоящих пассажиров. Двойная система отопления поделена на автоматическую и действующую от жидкостной системы охлаждения двигателя.
5299-11-52 — один из наиболее популярных видов муниципального транспорта в России произведен на зарекомендовавшем себя шасси грузового серийного КамАЗа-5297. Технические характеристики модели представлены в отдельной статье.
5299-11-56 на КПГ (объем баллонов 984 (123х8)) оборудован современным двигателем КамАЗ-820.91-260 (Евро-5, 260 л.с., 11,762 л.), сочетающим мощность, экологическую безопасность и высокую ремонтопригодность. На автобусе также установлены компоненты ведущих мировых производителей (КПП ZF 6S 1200В0, гидроусилитель интегрального типа, производства PBL или ZF, рабочая тормозная система — двухконтурная, пневматическая, с АБС, с высоким эксплуатационным ресурсом. Доступная цена, низкая стоимость владения, и большой срок эксплуатации все это делает данную модель с количеством мест для сидения 44, общим — 80 эффективным решением для пригородных маршрутов и перевозки персонала.
5299-17 предназначена для междугородных/туристических пассажирских перевозок. Отличительной особенностью данной модели является дизайн передней части. Автобус оснащён багажным отделением и прислонно-сдвижными дверями. Зачастую в салоне устанавливается кондиционер. Общая вместимость составляет 59 мест, из них 43 предназначены для сидения. Модель оснащена механической коробкой передач немецкого производства ZF и двигателем Cummins.
5299-17-42 оснащен двигателем Cummins ISB6.7e4270B объемом 6,7 л., 6R, мощностью 270 л.с., КПП: механические ZF 6S 1200BO, ZF 6S131BO и автоматическая VOITH D 854.3 E. Шасси — КамАЗ-5297-G4. 4х2, задние колеса- ведущие. Габаритные размеры — 11885х2500х3174…3280 мм. Количество посадочных мест — 42, 44, 46, общая вместимость — 73, 71, 69.
НефАЗ-5299-30-52 городской, полунизкопольный, Фото Транспортный Центр
5299-17-52. Автобус укомплектован двигателем Cummins (Евро-5, объем — 6,692, 6R), сочетающим мощность, экономическую эффективность и экологическую безопасность. Комфортабельный салон, отделанный велюром, оснащен эргономичными сиденьями, тонированными окнами с форточками, потолочным турбовентилятором. Количество посадочных и стоячих мест — 44 и 27.
5299-20-15. Городской, высокопольный, большой с 3 двухстворчатыми дверями. 4х2. Двигатель — КАМАЗ 740.31-240 (Евро-2) объемом 10,85 л., мощностью 240 л.с., 8V. Механическая КПП Voith D 851.2 (В 851.3 Е). 25 посадочных мест, номинальная вместимость 114 чел. Снаряженная масса — 10170, полная — 18000. Нагрузка на переднюю и заднюю ось составляет 6500 и 11500 кг. соответственно.
5299-30-22 — модель с 60 %–низкопольности оснащена двигателем Cummins ISBe 250.30 (четырехтактный, дизельный, 250 л.с., 5,9 л.), автоматической КПП VOITH D 854.3Е. Габаритные размеры — 11920x2500x3120 мм. Количество посадочных мест — 25+1, номинальная вместимость — 101. Масса снаряженного автобуса — 11120, полная масса — 18000.
5299-30-51 — 60% низкопольный городской автобус на компримированном (сжатом) природном газе. Двигатель — Mercedes-Benz M 906 LAG/EEV/1 (Евро-5, 279 л.с., 6,883 л.). КПП — автоматическая Voith D 854.3Е. Габаритные размеры — 12000х2500х3475 мм. Количество мест для сидения — 25+1, общая вместимость — 105/116. Масса снаряженного автобуса — 10860, полная масса — 18000-18800. Шасси — КамАЗ-5297-U5, 4х2, ведущие колеса — задние.
5299-30-52 предназначен для работы на маршрутах с активным пассажиропотоком. Двигатель Cummins ISB6.7e5250B (Евро-5, 238 л.с., 6,7 л.) — это сочетание мощности, экономической эффективности и экологической безопасности. Надежные узлы и агрегаты такие как АКПП Voith D 854.5E, передние тормоза Wabco, задние барабанные-КТЗАА, задний мост Raba, ECAS, защита ДВС, ПЖД, КПП, ЭРА-ГЛОНАСС, Салон с аппарелью, местом для инвалидных колясок, антивандальными сидениями, низким уровнем пола облегчающим высадку и посадку пассажиров, в том числе людей с ограниченными возможностями, длина 12 м. просторный и вместительный-до 106 человек: все это подарит комфорт пассажирам и высокую рентабельность перевозчикам.
5299-40-51 — городской автобус на КПГ, сердцем модели является шестицилиндровый газовый двигатель Mercedes-Benz M 906 LAG. Он соответствует экологическому классу Евро-5, выдает 279 л.с. мощности. В паре с двигателем работает четырехступенчатый автомат фирмы Voith. Количество посадочных мест — 20/24/20+1/24+1, общая вместимость — 105/116. Шасси — КамАЗ- 52974-U5, 4х2. Снаряженная и полная масса — 10860 и 18000/18800.
НефАЗ-5299-11-56, пригород, газовый. Фото Транспортный Центр
5299-40-52 — низкопольный автобус, работающий на дизельном топливе с двигателем Cummins, ISB6.7e5250B (Евро-5, 238 л.с., 6,692 л., 6R), предназначен для эксплуатации на маршрутах с интенсивным пассажиропотоком. Количество посадочных и стоячих мест — 29+1(инв.)+81. Габаритные размеры — 12400х2550х2770 мм. Снаряженная масса — 10450; полная — 18000 кг.
Схемы
Пользователей Интернета особенно интересуют электрическая схема и схема главного тормозного крана. Однако, в общем доступе данной информации нет. Но пользователи имеют возможность ознакомиться с руководством по эксплуатации, где представлены основные сведения о транспортном средстве.
Годы выпуска
Основные сведения, характеристики
- Производитель/изготовитель, где выпускается/производится техника. ПАО «НефАЗ» — автомобилестроительная компания, входящая в группу предприятий ПАО «КамАЗ» и являющаяся крупнейшим российским производителем спецнадстроек на шасси автомобиля КАМАЗ.
- Назначение. Городской.
- Класс. Большой.
- Тип кузова. Несущий, вагонной компоновки.
Базовые характеристики
- Габариты кузова, мм. (ДхШхВ). 11800х2500х3000.
- Высота потолка в салоне, мм. 2500.
- Количество и габаритыдверей. 3 двухстворчатые двери шириной 1200 мм.
- Общее количество мест, в том числе посадочных. 105, в том числе посадочных 25+1.
- Тип сидений. Раздельные полумягкие с поручнем.
Технические характеристики
- Тип топлива. Дизель.
- Снаряженная и технически допустимая масса, кг. 11000 и 18000.
- Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг. 6500 и 11500.
- Минимальный радиус разворота, м. 12.
- Рулевой механизм. С гидроусилителем.
- Тип рулевого управления. Интегрального типа.
- Тормозная система. Рабочая — пневматическая, двухконтурная, с разделением на контуры по осям, тормозные механизмы всех колес барабанные, АВS. Стояночная – привод от пружинных энергоаккумуляторов к тормозным механизмам задних колес. Запасная – функцию запасной выполняют контуры рабочей тормозной системы. Вспомогательная – встроенный в коробку передач гидрозамедлитель.
Характеристики шасси
- Марка. КамАЗ- 5297.
- Ведущий мост. Задний.
- Колесная формула. 4х2.
- Колесная база, мм. 5960.
- Шины. Бескамерные, 275/70R22,5.
- Антиблокировочная система тормозов (ABS). Присутствует.
Дополнительные характеристики
- Вентиляция. Естественная, приточно-вытяжная через люки крыши и форточки боковых окон.
- Система отопления. Основная от автономного жидкостного подогревателя. Аварийная с подключением жидкостной системы охлаждения двигателя к основной системе отопления.
Характеристики двигателя/силового агрегата
- Модель. КамАЗ-740.11-240.
- Тип. Дизельный с турбонаддувом.
- Количество и расположение цилиндров. 8V.
- Нормы экологической безопасности. Евро-1.
- Рабочий объем, л. 10,86.
- Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин. 177 (240).
- Максимальный крутящий момент, Нм/мин. 834 при 1400.
- Расположение двигателя. Заднее продольное.
- КПП. Механическая КамАЗ-141.
- Подвеска передней-задней оси. Зависимая, пневматическая-Зависимая, пневматическая.
- Максимальная скорость, км/ч. 70.
Обслуживание и ремонт
Большинство узлов и агрегатов модели НефАЗ-5299 опробовано на серийных грузовых автомобилях, хорошо известно специалистам, поэтому их ремонт и сервисное обслуживание проблем не вызывают.
Высокая степень унификации не только снизила себестоимость сборки автобусов, но и упростила и удешевила ремонты. Купить запчасти можно у официальных дилеров КамАЗа, а сеть их достаточно обширна.
Причины популярности
Автобус НeфАЗ-5299 является очень популярным на территории России. Этого удалось добиться благодаря универсальности и высокому качеству сборки данной модели. Автобус является очень удобным для пассажиров, что обеспечивается продуманной конструкцией, наличием оборудования для инвалидов, установленного на многих модификациях, возможностью установки кондиционеров и др. Преимуществами для водителя является хорошая обзорность, удобное сиденье и современная электроника. В нештатных ситуаций на помощь придёт система ABS, входящая в базовую комплектацию.
Видео
Где купить
Приобрести автобус НефАЗ-5299 в современных модификациях возможно, обратившись к сотрудникам компаний, которые собраны в отдельном разделе нашего сайта. Предприятия оказывают и сопутствующие услуги: аренда, лизинг, переоборудование, ремонт.
Источник http://kama-avtodetal.ru/tehspravochnik/nefaz-5299-rukovodstvo-po-ustrojstvu-tehnicheskomu-obsluzhivaniy/vvedenie/
Источник http://dmsht.ru/rabochaya-temperatura-transmissii-nefaz/
Источник https://rasklad.net/modeli/avtobusy/rossijskie/nefaz/5299-2/