Содержание
Трансмиссия грузовых автомобилей КамАЗ — особенности эксплуатации
Основная часть грузовых автомобилей, которые сходят с конвейера КамАЗ, укомплектована механическими коробками переключения передач, рассчитанных на возможность переключения по 5 ступеням. Переключение между скоростями (ступенями) осуществляется перемещением рычага управления трансмиссией с одновременным выключением сцепления нажатием на педаль.
Учитывая то, что автомобили предназначены для транспортировки грузов с большой массой, предусмотрена возможность работы в повышенном (В) и пониженном (Н) режиме с различной скоростью переключения передач. Переход между режимами осуществляется с помощью специальной рукоятки, установленной на рычаге КПП. При поездке порожняком эта рукоятка опускается вниз, после загрузки поднимается вверх.
Способы запуска двигателя и начала движения при различной степени загрузки
При поездках с пустым кузовом особых сложностей не возникает, но передвижение после загрузки требует предельной осторожности и внимания.
Прежде чем садиться за руль такого автомобиля и задумываться о запуске двигателя, следует разобраться и понять принципы работы коробки передач, которые несколько отличаются от схемы функционирования КПП машин легкового класса. Существует только одно общее правило — запуск двигателя необходимо осуществлять только при выжатом сцеплении.
Переключение скоростей на грузовых автомобилях должно выполняться в несколько этапов. Когда говорим о движении пустой машины по дорогам с нормальным твердым покрытием, то предпочтительна следующая схема переходов — 1В/2В/3В/4Н/4В/5Н/5В. Такой подход обеспечивает спокойный старт машины с последующим равномерным переключением передач.
При начале движения в загруженном состоянии машины принцип переключения передач кардинально меняется. Стандартная схема выглядит следующим образом — 1Н/2Н/3Н/4Н/4В/5Н/5В.
Такие схемы переключения скоростей позволяют снизить нагрузку на двигатель, обеспечить увеличение его рабочего ресурса. За счет этого удается сократить эксплуатационные расходы, необходимые на текущий ремонт.
Принцип управления КПП
Схема трансмиссии грузовика с делителем выглядит достаточно просто, однако есть некоторые особенности, которые зависят от типа самой КПП.
Трансмиссия 152 агрегатируется на грузовик с дизельным ДВС. Для разгона такого транспорта требуется придерживаться схемы, о которой говорилось ранее: 1В – 2В – 3В – 4Н – 4В – 5Н – 5В.
Необходимо подчеркнуть, что это тип использует дополнительный одноступенчатый редуктор – делитель КамАЗа.
Особенности некоторых моделей КамАЗ заключается в автоматической смене повышенного и пониженного режимов. Иными словами, при переключении с 4-ой на 5-ую скорость автономно задействуется высший режим. При выполнении обратного действия включается пониженный.
Эта 8-ми ступенчатая коробка передач на КамАЗе обладает еще одной ступеней «С». Она предназначается для передвижения в трудных ситуациях и маневрирования.
Как переключаться на участках с неблагоприятными условиями
Стандартные схемы наиболее эффективны при нормальных дорожных условиях. Но КамАЗ в большинстве случаев эксплуатируется совершенно в других ситуациях. Чтобы обеспечить максимально возможную сохранность двигателя, рекомендуем придерживаться следующих правил.
При движении на подъем
В таких ситуациях водителю автомобиля КамАЗ любой модификации прежде всего следует переключиться в пониженный режим передач (Н). Дальше стоит управлять машиной по следующей схеме:
- Требуется двойное нажатие на педаль сцепления при осуществлении перехода с первой на вторую передачу.
- Чтобы снизить нагрузку на детали поршневой группы, коленвал, необходимо периодически осуществлять «перегазовку», нажимая на педаль, регулирующую подачу топлива.
- Поддерживайте режим работы двигателя, который соответствует 2 тысячам оборотов коленвала в минуту.
В этом случае удастся снизить нагрузку как на трансмиссию, так и на двигатель.
При движении на спусках
При движении на участках трассы с уклоном не стоит переключать скорости или выжимать сцепление.
Основное правило, которое необходимо запомнить, заключается в том, что нельзя глушить двигатель. Именно за счет торможения при помощи ДВС можно снизить скорость, вплоть до полной остановки при его выключении.
Поездки в условиях гололеда, наледи
При поездках в условиях наледи необходимо придерживаться равномерного стиля езды. Нельзя допускать пробуксовок, резкого старта или торможения. Движение должно осуществляться с максимально возможным запасом скорости и хода.
Если машина буксирует прицеп, то в первую очередь необходимо тормозить его колеса, иначе есть большая вероятность заноса, что приведет к созданию аварийной ситуации на дороге.
Действия водителя при заносе
Основное правило — если КамАЗ пошел в занос, нужно забыть о педали сцепления. Руль крутить в сторону заноса, туда, куда тянет автомобиль. После выхода из заноса обязательно остановиться, отключив мост дифференциала.
После проверки состояния машины можно продолжить движение. Учитывайте то, что трогаться следует только с повышенной передачи, только после выхода в нормальный режим движения можно переходить на нормальный режим переключения скоростей.
Соблюдение элементарных правил переключения передач позволит снизить нагрузку на двигатель, предотвратить перегрев, выход из строя деталей цилиндровой группы, КПП. При управлении умелым водителем удается существенно сократить расходы на техническое обслуживание и ремонт машины. Соблюдение правил управления автомобилем КамАЗ позволит снизить вероятность возникновения аварийных ситуаций на дороге.
Трансмиссия
Сцепление — однодисковое, диафрагменное, вытяжного типа модели MFZ 430 ф. «SACHS».
Привод управления сцеплением гидравлический, снабжен пневмогидроусилителем ф. «WABCO».
Раздаточная коробка
На автомобилях применяется раздаточная коробка модели 65111 ПАО «КАМАЗ».
Мосты
На автомобилях применяются мосты ПАО «КАМАЗ».
На автомобилях предусмотрена установка ведущих мостов с механизмом блокировки межколесного дифференциала, установленным в картере заднего и среднего мостов.
В главной передаче среднего моста возможна установка межосевого дифференциала.
Коробка передач
На автомобилях, в зависимости от моделей и комплектаций, применяются коробки передач моделей:
Модель автомобиля | Коробка передач |
---|---|
43118 | 144, 154, ZF 9S1310 |
43501 | 144, 154, ZF 9S1310 |
43502 | 144, 154, ZF 9S1310 |
5350 | 144, 154, ZF 9S1310 |
53504 | ZF 9S1310, 154 |
Руководство по эксплуатации коробки передач модели ZF 9S1310 см. в приложении «Руководство по эксплуатации ZF-ECOMID Синхронизированная коробка передач ZF 9S1110; 9S1310».
Вал КАМАЗ: сильное звено трансмиссии
Вал КАМАЗ: сильное звено трансмиссии
Автомобили Камского автозавода известны своей мощностью, проходимостью и универсальностью — это достигнуто применением мощного двигателя и эффективной трансмиссии. О том, как устроена и работает трансмиссия грузовиков КАМАЗ, а также об устройстве, работе и обслуживании отдельных ее компонентов — ведущих мостов и карданного вала — читайте в данной статье.
Устройство трансмиссии автомобилей КАМАЗ
Грузовые автомобили КАМАЗ оснащаются мощными двигателями (от 260 до 400 л.с., и более), которые способны развивать значительный крутящий момент, однако все возможности мотора реализуются с помощью другой системы грузовика — его трансмиссией. Только благодаря трансмиссии крутящий момент от двигателя с минимальными потерями передается на колеса, чем обеспечиваются необходимые динамические характеристики, а также проходимость и способность перевозить значительные грузы.
На грузовиках КАМАЗ используются трансмиссии традиционных схем, состав и устройство которых зависит от количества осей и колесной формулы автомобиля. При этом все трансмиссии КАМАЗ можно разделить на две большие категории:
• Трансмиссия с механической коробкой переключения передач;
• Трансмиссия с автоматической коробкой переключения передач.
До недавнего времени все КАМАЗы оснащались исключительно «механикой», но в последние годы появились камские грузовики с «автоматами» ZF (Германия) и Allison Transmission (США). Однако КАМАЗов с АКПП сегодня еще мало, и это, в основном, магистральные тягачи, в то время как самосвалы, бортовые платформы, шасси и другие модификации камских грузовиков оснащаются классическими МКПП.
Что касается устройства и схемы трансмиссии, то существует несколько вариантов, используемых на автомобилях КАМАЗ с различной колесной формулой.
КАМАЗ 4×2. Это наиболее простой вариант. Трансмиссия КАМАЗов с колесной формулой 4×2 содержит несколько основных элементов: коробку передач, закрепленную на двигателе, проложенный под рамой составной карданный вал, и ведущий заданий мост, в картере которого располагается главная передача и межколесный дифференциал. По такой схеме выполнена трансмиссия автомобилей КАМАЗ-4308, 43253, 5308, 53605 и других.
КАМАЗ 4×4. В данном случае в состав трансмиссии включается дополнительный узел — раздаточная коробка. Она устанавливается сразу за КПП, и от нее отходят два карданных вала — по одному на задний и передний мост. Обычно «раздатка» управляется водителем, передний привод включается только по необходимости. Данную схему имеет трансмиссия автомобилей КАМАЗ-4326, 43502 и другие.
КАМАЗ 6×4. Это наиболее распространенная колесная формула, которую имеют грузовики КАМАЗ. Трансмиссия таких грузовиков также выполняется по одной схеме: крутящий момент от КПП подается на промежуточный мост, где межосевой дифференциала производит его разделение на два потока — один направляется на главную передачу промежуточного моста, второй с помощью карданной передачи направляется к заднему мосту. Такой тип трансмиссии реализован в большинстве автомобилей КАМАЗ 6×4, в том числе 5320, 53202, 53215, 53228, 65117, 6522 и других.
КАМАЗ 6×6. Трансмиссия полноприводных автомобилей КАМАЗ обязательно включает в себя раздаточную коробку, от которой выходит два карданных вала — один в сторону переднего моста, и один в сторону промежуточного (среднего) моста. Редуктор заднего моста вращается за счет карданной передачи от промежуточного моста, это обеспечивается расположенным в среднем мосту межосевым дифференциалом. По такой схеме построена трансмиссия автомобилей КАМАЗ-4310, 43114, 43118, 65111, 65225 и других.
КАМАЗ 8×6 и 8×8. В этом случае трансмиссия также строится по наиболее простой схеме с расположением межосевого дифференциала в промежуточных мостах. Однако ряд моделей (в частности, КАМАЗ-6350 с колесной формулой 8×8, имеющий военное назначение) оснащаются раздаточной коробкой.
Также нужно отметить, что раздаточная коробка обязательно входит в состав трансмиссии автомобилей КАМАЗ, оборудованных лебедкой.
Отдельно расскажем об устройстве и принципе работы ведущих мостов и карданного вала автомобилей КАМАЗ.
Ведущие мосты: типы, устройство, принцип работы
На сегодняшний день в автомобилях КАМАЗ используется пять основных типов ведущих мостов:
• Передний ведущий мост для применения в автомобилях с полным приводом;
• Промежуточный (средний) мост для полноприводных вариантов;
• Задний мост для полноприводных вариантов;
• Промежуточный мост для использования в неполноприводных автомобилях;
• Задний мост для неполноприводных вариантов.
В целом все мосты имеют принципиально одинаковое устройство, но отличаются некоторыми деталями.
Передний ведущий мост. Основу моста составляет главная передача (редуктор), помещенная в сварном картере, также в состав моста входят элементы тормозной системы и рулевого управления. В одном картере с редуктором может устанавливаться механизм блокировки межосевого дифференциала. Передний ведущий мост можно легко узнать по сдвинутому влево картеру редуктора. Это, в частности, является причиной невозможности замены деталей переднего и заднего ведущих мостов.
Задний ведущий мост. Имеет такое же устройство, но главная передача (а, соответственно, и ее картер) расположена в центре моста. В состав заднего моста также входят детали тормозной системы, а к балкам приварены опоры рессор. В картере главной передачи может располагаться блокируемый межколесный дифференциал.
Промежуточный (средний) ведущий мост. Главное его отличие от заднего моста заключается в наличии блокируемого межосевого дифференциала, который обычно устанавливается над редуктором. Такое решение позволяет избавиться от нескольких карданных валов и упрощает кинематическую схему трансмиссии автомобиля.
Во всех ведущих мостах, используемых на грузовиках КАМАЗ, установлены двойные главные передачи, которые обеспечивают необходимые характеристики при относительно небольших габаритах. Выпускаются мосты с передаточным числом главной передачи 5,43, 5,94, 6,53 и 7,22, в зависимости от передаточного числа мосты имеют различное назначение:
• С передаточным числом 5,43 и 5,95 — для магистральных тягачей и автомобилей, эксплуатируемых в равнинной местности;
• С передаточным числом 6,53 — для автомобилей, эксплуатируемых на пересеченной местности (наиболее универсальный вариант);
• С передаточным числом 7,22 — для автомобилей, эксплуатируемых в горной местности.
Главная передача ведущих мостов КАМАЗ имеет простое устройство: она состоит из двух конических и двух цилиндрических шестерен, причем ведомая коническая шестерня выполнена заедино с ведущей цилиндрической шестерней. Крутящий момент от КПП поворачивается на 90 градусов парой конических шестерен, и изменяется парой цилиндрической шестерней. Внутри большой цилиндрической шестерни находится межколесный дифференциал классической конструкции.
Все ведущие мосты, используемые на автомобилях КАМАЗ, делятся на две больших категории — мосты с механизмом блокировки межколесного дифференциала и без него. Блокировка межколесного дифференциала необходима для повышения проходимости автомобиля, она обеспечивает вращение правого и левого колеса с одинаковой скоростью при движении колес по поверхности с различным сцеплением.
Отдельно нужно сказать о блокируемом межосевом дифференциале, установленном на промежуточном мосту. Этот узел, как и межколесный дифференциал, обеспечивает различную скорость вращения колес промежуточного и заднего моста, что дает возможность нормально преодолевать повороты, неровности дороги и т.д. Однако на бездорожье колеса одной из осей, заехавшие в грязь (на поверхность с низким сцеплением), начнут вращаться быстро, в то время как оставшиеся на сухой поверхности колеса другой оси вращаться вовсе не будет — в итоге автомобиль остановится.
Решает проблему блокировка межосевого дифференциала. При блокировке дифференциала на оба моста будет принудительно подаваться равный крутящий момент, поэтому колеса будут вращаться с одинаковой угловой скоростью. Благодаря этому колеса, оказавшиеся на мокром и скользком участке, не будут проворачиваться и буксовать. В автомобилях КАМАЗ используются блокируемые межосевые дифференциалы с ручным включением. Блокировка дифференциала производится с помощью пневматики, кнопка для включения блокировки выведена на приборную панель в кабине.
В заключение необходимо отметить, что мосты полноприводных и неполноприводных автомобилей КАМАЗ имеют некоторые конструктивные отличия, так что они не взаимозаменяемы. Поэтому при покупке нового моста нужно руководствоваться каталожным номером данной агрегата, установленного на конкретном автомобиле.
Назначение и устройство карданных валов
Крутящий момент от вторичного вала КПП передается к потребителям (на ведущие мосты, лебедку и другие агрегаты, в том числе прицепные и навесные) с помощью карданных валов. Карданный вал позволяет передавать крутящий момент независимо от взаимного положения мостов и КПП и под различными углами, что невозможно сделать с помощью жесткого вала.
В автомобилях КАМАЗ может быть от двух до семи карданных валов — все зависит от колесной формулы грузовика и наличия на нем дополнительного оборудования. Так, на автомобилях с колесной формулой 4×2 используется два карданных вала с промежуточной опорой (но, фактически, это один составной вал с тремя карданными шарнирами). В автомобилях 6×4 карданных вала тоже два — один между КПП и промежуточным мостом, и один между промежуточным и задним мостом. В автомобилях 6×6 карданных валов уже четыре: один соединяет КПП с раздаточной коробкой, от коробки идут валы на передний и промежуточный мосты, а от промежуточного моста отходит вал на задний мост. Наконец, если в автомобиле есть лебедка, то добавляется еще три вала (а точнее — один составной вал с четырьмя карданными шарнирами) привода лебедки.
Карданные валы, используемые в приводе переднего и заднего мостов, несколько отличаются от вала привода промежуточного вала. Основой вала привода переднего и заднего мостов является труба, с одного конца которой приварена вилка, а с другого, на внутренней поверхности, выполнены шлицы. В эти шлицы вставляется короткий шлицевой вал, выполненный заодно с вилкой. Вилки с помощью крестовин соединяются с вилками-фланцами, крестовины вставлены во фланцы с помощью игольчатых подшипников. Вилки-фланцы имеют отверстия для болтов, с помощью которых производится их крепление к мостам и раздаточной коробке.
Карданный вал привода промежуточного моста имеет несколько иное устройство. Основу вала, как и в предыдущем случае, составляет труба, к которой с одной стороны приварен шлицевой конец вала, а с другой — вилка. На шлицевой конец надевается скользящая вилка, которая обеспечивает некоторое удлинение или укорачивание вала при колебаниях моста. Карданные шарниры, как и у описанных выше валов, образуются соединением вилок с помощью крестовин.
Карданные валы имеют и вспомогательные элементы — уплотнения между трубами и шлицевыми валами, заглушки внутри труб, балансировочные грузики и другие. Также на корпусе валов нанесены установочные стрелки, которые помогают правильно собрать карданный вал. А карданный вал в автомобилях 4×2 и валы привода лебедки имеют промежуточную опору с подшипником, которая с помощью болтов монтируется на раму.
В целом, карданные валы КАМАЗ ничем принципиально не отличаются от соответствующих валов других грузовиков, однако они рассчитаны на определенные нагрузки и имеют свои размеры, поэтому не взаимозаменяемы с валами других автомобилей.
Эксплуатация и обслуживание трансмиссии КАМАЗ
Трансмиссия грузовика довольно требовательна к эксплуатации, и при неграмотных действиях водителя может быстро выйти из строя. Отдельно нужно обратить внимание на использование блокировки межосевого дифференциала. Включать блокировку можно только после полной остановки автомобиля перед проездом сложного участка дороги. После преодоления этого участка нужно вновь остановиться и выключить блокировку, так как длительная езда на высокой скорости с включенной блокировкой чревата поломкой зубьев шестерен в редукторах (главных передачах) ведущих мостов.
Трансмиссия также нуждается в регулярном техническом обслуживании. Здесь мы вкратце расскажем о ТО мостов и карданной передачи. Обслуживание производится дважды в год во время сезонного ТО, а также при ТО-2 (каждые 15-16 тысяч км пробега).
При ТО-2 на мостах проводятся следующие работы:
• Проверка мостов на предмет утечки масла;
• Проверка уровня масла в картере мостов, при необходимости — долив масла;
• Очистка и промывка сапунов;
• Проверка подшипников шкворневых соединений (для чего колеса необходимо вывесить).
На карданных валах при ТО-2 проводятся следующие работы:
• Проверка надежности болтовых соединений в местах крепления фланцев карданных валов;
• Проверка зазора в карданных шарнирах, а также оценка износа и состояния этих шарниров.
При сезонном ТО проводятся следующие работы:
• Замена масла в картерах ведущих мостов (также нужно очистить их магнитные пробки);
• Проверка и подтяжка всех болтовых соединений;
• Испытание работы механизмов блокировки межосевого (на промежуточном мосту) и межколесного (на всех мостах) дифференциалов;
• Проверка ступичных подшипников (для этого необходимо снять колеса).
Во время сезонного ТО в карданных валах необходимо проверить состояние шлицевых соединений, произвести смазку, а также устранить выявленные неисправности.
Также есть несколько признаков, которые говорят о необходимости ремонта ведущих мостов и карданных валов. В частности, нужно обратить внимание на мосты при появлении посторонних шумов и стуков, так как они говорят об износе и поломке шестерен, подшипников и валов. Также шум может быть вызван чрезмерным падением уровня масла, и в этом случае необходимо найти и устранить место утечки. Если же стук резкий и имеет высокую интенсивность, то речь может идти о поломке полуоси. В любом случае, разборка и ремонт ведущих мостов — дело сложное и лучше доверять его профессионалам. Карданные шарниры разбирать тоже не рекомендуется, так как в этом случае резко сокращается их ресурс.
Правильная эксплуатация и своевременное обслуживание трансмиссии — залог долгой и надежной работы грузового автомобиля даже по бездорожью. А в нашей стране от хорошего грузовика больше ничего и не требуется.
Другие статьи
В любом поршневом двигателе внутреннего сгорания присутствует деталь, соединяющая поршень с верхней головкой шатуна — поршневой палец. Все о поршневых пальцах, их конструктивных особенностях и способах установки, а также о верном подборе и замене пальцев различных типов подробно рассказано в статье.
На прицепах и полуприцепах иностранного производство широко применяются компоненты ходовой части от немецкого концерна BPW. Для монтажа колес на ходовой используется специализированный крепеж — шпильки BPW. Все об этом крепеже, его существующих типах, параметрах и применяемости читайте в материале.
Для монтажа автомобильных стекол в кузовные элементы используются специальные детали, обеспечивающие уплотнение, фиксацию и демпфирование — уплотнители. Все об уплотнителях стекол, их типах, конструктивных особенностях и характеристиках, а также о подборе и замене этих элементов — читайте в статье.
В практике авторемонта и при выполнении слесарно-монтажных работ возникает необходимость работы с резьбовым крепежом, имеющим неудобное положение или наклон. В этих ситуациях на помощь приходят карданные переходники для ключей — об этих приспособлениях, их конструкции и применении читайте в статье.
Источник https://gruzovik.biz/articles/transmissiya-gruzovykh-avtomobiley-kamaz-osobennosti-ekspluatacii
Источник https://uzst.ru/poleznaya-informaciya/rukovodstvo-po-ekspluatacii-avtomobilej-kamaz/kratkoe-opisanie-sistem-i-mehanizmov-avtomobilya/transmissiya
Источник https://www.autoopt.ru/articles/products/5522009