Содержание
Трансмиссия ЗИЛ-131
Устройство трансмиссии в автомобиле ЗИЛ-131. Назначение сцепления для взаимодействия двигателя с трансмиссией. Неисправности сцепления, его техническое обслуживание. Назначение коробки передач и раздаточной коробки: правила пользования и неисправности.
Рубрика | Транспорт |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 15.04.2014 |
Размер файла | 2,6 M |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство Образования и Науки Кыргызской Республики
Тема: «Трансмиссия автомобиля Зил131»
Выполнил: Жаркынбаев Б.Д.
Поверил: Ильин О.М.
Трансмиссия Зил 131
Трансмиссия автомобиля — это совокупность агрегатов и механизмов, через которые крутящий момент коленчатого вала двигателя, изменяясь по величине и направлению, передается на ведущие колеса.
В автомобиле ЗИЛ-131 трансмиссию составляют: сцепление, коробка передач, раздаточная коробка, карданная передача, главные передачи, дифференциалы и привод ведущих колес.
Главная передача, дифференциал и привод ведущих колес вместе с балкой моста образуют ведущий мост. Автомобиль ЗИЛ-131 имеет три ведущих моста. Через средний мост трехосного автомобиля ЗИЛ-131 крутящий момент передается на задний мост, такой средний мост называется проходным.
В трансмиссии автомобиля ЗИЛ-130 раздаточная коробка не устанавливается, этот автомобиль имеет один ведущий мост.
Сцепление
Сцепление служит для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии и плавного соединения при трогании автомобиля с места и при переключении передач во время движения, а также для защиты двигателя и трансмиссии от перегрузок.
Кратковременно разъединить двигатель от трансмиссии необходимо при трогании из места, переключении передач, резком торможении. После каждого разъединения двигатель и трансмиссия должны соединяться плавно, без ударных нагрузок. Принцип действия сцепления основан на использовании сил трения, которые возникают между дисками. Если к маховику 3 (рис. 1) двигателя прижать пружинами 5 ведомый диск 4, установленный на первичном вале коробки передач, то за счет сил трения можно передавать крутящий момент с двигателя на коробку передач. При разъединении между собой дисков с помощью рычагов 6 и деталей привода (педали 8, тяги 9 и вилки 7) передача крутящего момента прекращается. В сжатом состоянии диски могут проскальзывать один относительно одного, что позволяет плавно включать сцепление и защищать двигатель и трансмиссию от перегрузок.
Рис. 1. Схема фрикционного сцепления:
1 — кожух; 2 — нажимной диск; 3 — маховик; 4 — ведомый диск; 5 — нажимная пружина; 6 — рычаг; 7 — вилка; 8 — педаль; 9 — тяга
На этом автомобиле устанавливается фрикционное, сухое, однодисковое сцепление с периферийным расположением пружин, с гасителем крутящих колебаний и с механическим приводом.
Сцепление называется фрикционным и сухим потому, что передача крутящего момента в нем осуществляется за счет сил трения между дисками, рабочие поверхности которых должны быть сухими; сжатие дисков осуществляется пружинами, которые расположены по периферии; воспринимается крутящий момент одним ведомым диском, который имеет специальное устройство для гашения крутящих колебаний на коленчатом вале двигателя и на валах трансмиссии.
Сцепления состоит из ведущих и ведомых деталей, нажимного устройства и механизма выключения с приводом.
К ведущим деталям относятся маховик 1, кожух 11, нажимной диск 2. Кожух крепится к маховику центрирующими болтами и имеет три точно расположенных прямоугольных окна, в которые входят выступы нажимного диска. Такое соединение кожуха нажимного диска позволяет им вращаться вместе при работе сцепления и перемещаться диску в осевом направлении при выключении сцепления.
К ведомым деталям относится ведомый диск 3 в сборе. Он состоит из стального разрезного диска 3 с приклепанными к нему с двух сторон фрикционными накладками. От неравномерной работы двигателя, при резком включении сцепления, при движении автомобиля по неровностям
Рис. 2. Сцепление автомобиля ЗИЛ-131:
1 — маховик; 2 — нажимной диск; 3 — ведомый диск; 4 — первичный вал коробки передач; 5 — рычаг; 6 — картер сцепления и маховика; 7 — упорный подшипник; 8 — муфта; 9 — вилка; 10 — крышка; 11 — кожух; 12 — пружина; 13 — упругие пластины; 14 — педаль; 15 — вал педали; 16 — тяга с пружиной; 17 — регулировочная гайка; 18 — контргайка; 19 — диск гасителя; 20 — ступица; 21 — фрикционная пластина гасителя; 22 — кольцо гасителя; 23 — пружина гасителя дороги на коленчатом вале и валах трансмиссии возникают крутящие колебания, для гашения которых предназначен гаситель крутящих колебаний.
Он состоит из двух дисков 19, приклепанных вместе с маслоотражателем к ступице 20, шестнадцати фрикционных пластин 21, приклепанных вместе с кольцом 22 к стальному разрезному диску, и восьми пружин23, вставленных у окна дисков гасителя, кольца и разрезного диска.
Передача крутящего момента от ведомого диска на его ступицу осуществляется через пружины, которые предотвращают возможность возникновения на коленчатом вале и валах трансмиссии колебаний высокой частоты; низкочастотные колебания, которые могут возникнуть при этом, гасятся за счет трения дисков 19 по фрикционным пластинам 21.
К нажимному устройству относятся шестнадцать пружин 12 (рис.44), расположенных между кожухом и нажимным диском. Под каждую пружину со стороны нажимного диска подложена теплоизолирующая шайба.
К механизму выключения относятся четыре рычага 5 с деталями крепления и муфта 8 с упорным подшипником 7. Каждый рычаг устанавливается на игольчатом подшипнике, который крепится в кожухе регулировочной гайкой. Внешний конец рычага через игольчатый подшипник крепится к нажимному диску. Внутренние концы рычагов при сборке сцепления регулируются гайкой, и устанавливаются в одной плоскости. Муфта выключения сцепления установлена свободно на хвостовую часть крышки подшипника коробки передач и постоянно оттягивается назад пружиной. На муфту напрессован шариковый упорный подшипник.
Привод сцепления служит для передачи усилия от ноги водителя на муфту выключения сцепления. Основными его узлами и деталями есть: педаль 14 (рис. 2) с обратной пружиной, вал педали 15, тяга с пружиной16, регулировочная гайка 17, вилка выключения сцепления 9.
Работа сцепления. Во включенном положении педаль под действием пружины находится в верхнем положении, муфта с упорным подшипником перенесена назад, между подшипником и внутренними концами рычагов устанавливается зазор 3…4 мм. Под действием пружин диск плотно прижат к маховику. За счет сил трения крутящий момент передается с маховика и нажимного диска на ведомый диск и дальше на первичный вал коробки передач.
При выключении сцепления усилия от педали через тягу передается на вилку, которая проворачивается и перемещает муфту с упорным подшипником вперед в осевом направлении. Подшипник муфты проворачивает рычаги вокруг опорной вилки, при этом внешние концы рычагов оттягивают за собой нажимной диск, сжимая пружины 12. Между поверхностями, которые прижимались, появляется зазор, и передача крутящего момента прекращается.
Ход педали, при котором происходит выбор зазоров в приводе сцепления, называется свободным ходом. Ход педали после выбирания зазора до упора, называется рабочий ход. Свободный и рабочий ход образовывают полный ход педали.
При включении сцепления педаль вместе с тягой возвращается в начальное положение. Нажимной диск снова прижимает ведомый диск к маховику.
Регулировка свободного хода педали сцепления осуществляется навинчиванием гайки 17 на тяге 16 (технологическая карта № 8). Свободный ход педали должен быть 35…50 мм, что отвечает зазору между упорным подшипником и внутренними концами рычагов 3…4 мм. Для увеличения свободного хода гайку нужно свинчивать с тяги.
Сцепление приспособлено для преодоления автомобилем водных преград. Все стыки в картере герметизированы пастой. Перед преодолением бродов пробка со шплинтом в нижней крышке картера заменяется глухой пробкой, вкрученной в крышку подшипника ведущей цилиндрической шестерни главной передачи.
Неисправности сцепления
Основные неисправности: неполное включение (сцепление пробуксовывает), неполное выключение (сцепление ведет), резкое включение сцепления, разрушение подшипника муфты выключения.
Сцепление пробуксовывает, это оказывается при трогании с места или при движении на подъеме, когда педаль отпущена, двигатель набирает обороты, а машина не развивает необходимой скорости; в кабине может ощущаться характерный запах гари. Буксование может появиться из-за отсутствия свободного хода педали, износ или замасливание накладок ведомого диска, вследствие поломки нажимных пружин. Устраняется неисправность регулировкой свободного хода педали, промыванием или заменой накладок ведомого диска, заменой поломанных пружин.
Признаком неполного выключения сцепления есть затрудненное переключение передач или шум в коробке передач. Причиной этой неисправности может быть большой свободный ход педали, перекос или коробление ведомого диска, обрывы фрикционных накладок, перекос нажимного диска, неодновременное нажатие упорного подшипника на внутренние концы рычагов выключения. Нужно выполнить регулировку сцепления или заменить ведомый диск, установить рычаги в одной плоскости.
Резкое включение сцепления оказывается при трогании машины с места рывком при плавном отпускании педали. Причинами этой неисправности могут быть: заедание муфты выключения, обрыв оттяжных пружин, износ шлицев первичного вала коробки передач. В этом случае необходимо заменить изношенные детали.
Неисправность подшипника муфты выключения определяется по появлению шума или писка при частичном выключении сцепления. Большой износ, а потом и разрушение подшипника может происходить вследствие недостаточной смазки, малой величины свободного хода педали, неправильных приемов управления автомобилем, когда сцепление продолжительное время находится в отключенном состоянии. Устраняется неисправность смазкой или заменой подшипника.
Техническое обслуживание сцепления
При контрольном осмотре перед выходом из парка проверяется работа сцепления во время движения автомобиля. При трогании с места сцепление должно включаться плавно. Передачи в коробке передач должны переключаться легко, без стука или скрежета.
При ЕТО проводится очистка от грязи, пыли, снега привода выключения сцепления, мойка картера сцепления.
При ТО-1 проверяется свободный ход педали, а при необходимости проводится его регулировка, проверяются состояние и крепления оттяжной пружины педали.
При ТО-2 на автомобилях ЗИЛ-131 и ЗИЛ-130 смазываются втулки вала педали и вала вилки выключения сцепления (три точки смазки). Упорный подшипник сцепления этих автомобилей имеет постоянный запас смазки.
Для смазки втулок в приводе сцепления автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 используется смазка Литол-24 или солидол УС.
Коробка передач
Коробка передач служит для изменения крутящего момента по величине и направлению и продолжительному отсоединению двигателя от трансмиссии.
Необходимость изменения крутящего момента возникает в связи с изменениями условий движения. При трогании с места или при движении на подъем к ведущим колесам должен быть подведенный больший крутящий момент, как при равномерном движении по горизонтальному участку дороги. Изменение крутящего момента достигается с помощью зацепления пар шестерен с разным числом зубьев. Отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубьев ведущей шестерни называется передаточным числом пары шестерен. Если, передаточное число будет более единицы (М > 1), то это понижающая передача; будет равно единицы (М = 1) — прямая передача; будет менее единицы (М 1) — повышающая передача. Если в передаче есть несколько пар шестерен, то передаточное число такой передачи определяется как произведение передаточных чисел каждой пары шестерен.
Для получения заднего хода, между ведущей и ведомой шестернями вводится промежуточная, которая изменяет направление вращения ведомой шестерни. Разъединение двух шестерен, которые принимают участие в передаче, ведет к выключению передачи и отсоединению двигателя от трансмиссии.
Коробка передач автомобиля ЗИЛ-131
Коробка передач механическая, пятиступенчатая, с синхронизаторами на 2-3 и 4-5 передачах. Передаточные числа: на первой передаче — 7,44; на второй — 4,10; на третей — 2,99; на четвертой — 1,43; на пятой — 1,00; на передаче заднего хода — 7,09.
Основные составные части коробки передач (рис. 3): картер 24 с крышкой 4, первичный вал 1 с шестерней 2 и подшипниками, промежуточный вал 22 с шестернями и подшипниками, вторичный вал 14 с шестернями и подшипниками, синхронизаторы 9 и 32, блок шестерен заднего хода 26 с осью 25, механизм переключения передач.
Чугунный картер коробки сверху закрывается крышкой, имеет пробку 27 контрольно-заливного отверстия. При наличии коробки отбора мощности масло заливается через отверстие в коробке отбора мощности. В обоих случаях масло заливается к уровню контрольно-заливного отверстия. В левой стенке картера снизу иметься сливное отверстие, которое закрыто пробкой 17 с магнитом. Все крышки картера уплотняются специальной пастой, которая предотвращает попадание воды при преодолении брода. Вентиляция картера осуществляется через трубку 13, которая выведена на заднюю стенку кабины.
Каждый вал коробки передач расположен на двух подшипниках. Задние подшипники фиксируются гайками и упорными кольцами. В крышках подшипников первичного и вторичного валов расположены сальники. Вторичный вал дополнительно уплотняется маслоотражателем 15.
Шестерня 16 первой передачи промежуточного вала выполнена заодно с валом, другие шестерни этого вала установлены на шпонках. Шестерня 12 вторичного вала установлена на шлицах, шестерня 10 второй передачи и шестерня 30 третьей передачи установлены непосредственно на шейках вала, шестерня 31 четвертой передачи вращается на стальной втулке, закрепленной на вале.
Рис. 3. Коробка передач автомобиля ЗИЛ-131:
1 — первичный вал; 2 — шестерня первичного вала; 3 — шток включения 1-ой передачи и передачи заднего хода; 4 — крышка картера; 5 — рычаг; 6 — фиксатор; 7 — шток включения 4-5-ой передач; 8 — шток включения второй и третьей передач; 9 — синхронизатор 3-ой передачи; 10 — шестерня 2-ой передачи вторичного вала; 11 — вилка; 12 — шестерня 1-ой передачи и передачи заднего хода; 13 — вентиляционная трубка; 14 — вторичный вал; 15 — масло-отражатель; 16 — шестерня 1-ой передачи промежуточного вала; 17 — сливная пробка; 18 — шестерня 2-ой передачи промежуточного вала; 19 — шестерня отбора мощности; 20 — шестерня 3-ой передачи промежуточного вала; 21 — шестерня 4-ой передачи промежуточного вала; 22 — промежуточный вал; 23 — шестерня привода промежуточного вала; 24 — картер; 25 — ось блока шестерен заднего хода; 26 — блок шестерен заднего хода; 27 — пробка контрольно-заливного отверстия; 28 — предохранитель от случайного включения передачи заднего хода; 29 — промежуточный рычаг; 30 — шестерня 3-ой передачи вторичного вала; 31 — шестерня 4-ой передачи вторичного вала; 32 — синхронизатор 4-5-ой передач; 33 — шарики замкового устройства; 34 — штифт
При вращении шестерен 10, 30 и 31 относительно вала соприкасающиеся поверхности шестерен и вала, поверхности работают с трением — сталь по стали. Поэтому шейка вала и внешняя поверхность втулки под шестерню 31 имеют специальную поверхность в виде выступов и впадин, которые чередуются, для лучшего удержания масла. Шестерни 10, 30 и 31 имеют конусы и внутренние зубчатые концы для соединения с синхронизаторами.
Синхронизатор предназначен для выравнивания угловых скоростей ведущей и ведомой шестерен коробки передач и плавного включения передачи. Синхронизаторы коробки передач инерционные, с блокирующими пальцами. Синхронизатор 9 включает вторую и третью передачи, синхронизатор 32 четвертую и пятую передачи. Оба синхронизатора по устройству одинаковы, отличаются только размерами.
Синхронизатор (рис. 4) состоит из каретки 6, двух конусных бронзовых колец 7, трех блокирующих пальцев 2, трех фиксаторов. Каретка имеет два зубчатых венца, в ее фланце выполнены отверстия со скосами (фасками) под блокирующие пальцы. Бронзовые кольца соединяются между собой блокировочными пальцами, в средней части каждого пальца выполнена кольцевая проточка со скошенными краями. Фиксатор состоит из двух полуцилиндров 4 и двух пружин 3.
При переключении передач водитель перемещает каретку в сторону шестерни, которая включается. Это движение через фиксаторы передается конусным кольцам. При столкновении конических поверхностей бронзового кольца и конуса шестерни через разность их угловых скоростей на этих поверхностях возникает сила трения, которая вращает бронзовое кольцо, и вместе с ним блокируя пальцы до упора в краях отверстий фланца каретки, тем самым пальцы препятствуют дальнейшему перемещению каретки. После выравнивания угловых скоростей, силы трения исчезают, каретка перемещается дальше, ее зубчатый венец и венец шестерни, которая включается, соединяются между собой бесшумно. Фланец каретки перемещает полуцилиндры фиксаторов, сжимая их пружины.
Блок шестерен заднего хода установлен на оси 25 (cмотр. рис. 4) на двух роликовых подшипниках. От передней шестерни блока происходит отбор мощности при установке коробки отбора мощности.
Механизм переключения передач расположен в крышке коробки и состоит из рычага 5 (смотр. рис. 4), трех штоков 3, 7 и 8 с вилками, трех фиксаторов 6, замкового устройства и предохранителя 28 случайного включения передачи заднего хода.
Фиксаторы предотвращают возможность произвольного включения или выключение передач.
Рис. 4. Синхронизатор коробки передач автомобиля ЗИЛ-131:
1 — конусное кольцо; 2 — блокирующий палец; 3 — пружина фиксатора; 4 — полуцилиндры фиксатора; 5 — зубчатый венцов каретки; 6 — каретка
Замковое устройство состоит из четырех шариков 33 и штифта 34, и не допускает одновременного включения двух или более передач.
При включении первой передачи и передачи заднего хода нижний конец рычага 5 соединяется с промежуточным рычагом 29, при этом утапливается упор и сжимается пружина предохранителя 28, что не допускает случайного включения этих передач.
На первой передаче соединяются между собой шестерни 12 и 16, на второй — синхронизатор 9 соединяет шестерню 10 со вторичным валом, на третьей — этот же синхронизатор соединяет шестерню 30 с валом, на четвертой — синхронизатор 32 соединяет с валом шестерню 31.
На всех этих передачах крутящий момент передается через шестерни 2 и 23 на промежуточный вал и дальше через шестерни включения передач на вторичный вал. На пятой передаче синхронизатор соединяет между собой первичный и вторичный валы. На передаче заднего хода шестерня 12 соединяется с задним зубчатым венцом блока шестерен 26 заднего хода; крутящий момент от шестерни 16 передается на передний зубчатый венец блока и дальше на вторичный вал 14.
Смазка коробки передач осуществляется разбрызгиванием. В картер заливается 5,1 л, а при наличии коробки отбора мощности 6,7 л масла.
Раздаточная коробка
Раздаточная коробка служит для распределения крутящего момента между ведущими мостами, она позволяет также увеличивать крутящий момент, а на автомобиле ЗИЛ-131 включать и выключать передний мост.
Раздаточные коробки устанавливаются в трансмиссиях автомобилей со всеми ведущими колесами.
Раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ-131
Раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ-131 — двухступенчатая, с электропневматическим включением переднего моста. Передаточное число коробки на первой передаче 2,08, на второй — 1,0. Крепится коробка на резиновых подушках четырьмя болтами к продольным балкам, которые в свою очередь, крепятся на резиновых подушках к кронштейнам поперечины рамы.
Основные части раздаточной коробки: картер 21 (рис.47) с крышками; первичный вал 8 с шестерней 9, муфтой 12 и подшипниками; вал 11 привода мостов задней тележки с шестерней 10 и подшипниками; вал 13привода переднего моста с шестернями 22, 16 и муфтами 15 и 20; механизм переключения передач, управление включением переднего моста.
Картер раздаточной коробки чугунный, разъемный. В задней части закрывается крышкой 18 на верхний люк, который закрывается крышкой, может устанавливаться коробка отбора мощности. В верхней крышке есть сапун. Контрольно-заливное и сливное отверстия с пробками находятся в задней крышке, сливная пробка имеет магнит. Выходы валов с картера уплотняются сальниками, на вале переднего моста имеется маслосгонная шайба.
Шестерня 9 первой передачи установлена на шпонке, муфта 12 включение второй (прямой) передачи может перемещаться по шлицам вала. Шестерня 10 изготовлена заодно с валом. Между подшипниками вала 11 расположен червяк привода спидометра, шестерня привода спидометра размещается в приливе крышки заднего подшипника вала; эта крышка есть одновременно опорным кронштейном стояночного тормоза. Промежуточные шестерни 22 и 16 вращаются на вале 13 на игольчатых подшипниках. На ступицах шестерен размещается муфта 20 включения первой передачи, на ступице шестерни 16, кроме этого, размещается муфта15 включения переднего моста. Эта муфта может соединяться с зубчатым венцом, выполненным непосредственно на вале 13.
К механизму переключения передач относятся: рычаг 27 с серьгой 26, две тяги 25 и 28, стяжная пружина, два штока 4 и 6 с вилками, два фиксатора, замковое устройство 5.
Управление включением переднего моста электропневматическое. Оно включает в себя электропневматический клапан 29, пневмокамеру 1, два микровыключателя 3 и 24, реле 31, включатель 30 и сигнальную лампу 2. Электропневматический клапан установлен на перекладине рамы, пневмокамера закреплена на передней стенке картера, микровыключатель 3 расположен на корпусе фиксаторов, микровыключатель 24 находится на корпусе пневмокамеры, включатель 30 и сигнальная лампа 2 — в кабине, реле 31 — под капотом.
При включении первой передачи водитель перемещает рычаг 27 вперед, при этом рычаг поворачивается вокруг точки крепления верхней тяги 28 и нижним концом через тягу 25, шток 4 и вилку перемещает муфту20 назад, соединяя между собой шестерни 22 и 16. При перемещении шток действует на микровыключатель, который замыкает цепь реле 31, а оно, в свою очередь, замыкает цепь электропневматического клапана 29. Якорь электромагнита опускается вниз, при этом приоткрывается впускной 32 и закрывается выпускной 33 клапан. Сжатый воздух с пневмосистемы автомобиля поступает в пневмокамеру 1, которая через шток 17 перемещает муфту 15 назад, соединяя ее с зубчатым венцом вала 13. Крутящий момент передается из ведущего вала через шестерни 9 и 22, муфту 20 на шестерню 16, где он распределяется на шестерню 10 и вал 11 к мостам задней тележки и через муфту 15 на вал привода переднего моста.
При выключении первой передачи размыкается цепь электромагнита, закрывается впускной клапан и приоткрывается выпускной, поворотная пружина пневмокамеры автоматически выключает передний мост.
Для включения второй передачи рычаг 27 поворачивается относительно точки крепления нижней тяги 25 и через тягу 28, шток 6 и вилку перемещает муфту 12 назад, соединяя ее с внутренним зубчатым венцом шестерни 10. Крутящий момент передается из ведущего вала на вал привода мостов задней тележки.
При необходимости включить передний мост на прямой передаче (например, на скользкой дороге) цепь электромагнита замыкается принудительно выключателем 10. В этом случае крутящий момент передается на вал привода задней тележки, кроме того, через шестерни 10, 16 и муфту 15 момент передается на вал привода переднего моста.
На всех передачах при включенном переднем мосту крутящий момент распределяется пропорционально нагрузкам, которые приходятся на передний мост и мосты задней тележки.
При включении переднего моста микровыключатель 24 замыкает цепи, и в кабине загорается сигнальная лампа 2.
Правила пользования раздаточной коробкой
Первую передачу в раздаточной коробке необходимо включать при движении по труднопроходимых дорогах (песок, болото, снег), а также при преодолении крутых подъемов и бродов. Вторую передачу включать при движении по хорошим дорогам. Переходить с первой передачи на вторую можно при любой скорости движения, переходить со второй передачи на первую — после полной остановки автомобиля.
Включать передний мост на второй передаче в раздаточной коробке автомобиля ЗИЛ-131 нужно при движении на скользких дорогах. При включенной второй передаче включать и выключать передний мост можно на любой скорости.
Неисправности коробки передач и раздаточной коробки
Основными неисправностями коробки передач и раздаточной коробки могут быть: затрудненное переключение передач, самопроизвольное их выключение на ходу автомобиля, выкрашивание и поломка зубьевшестерен, повышенный шум при работе и сильное нагревание, подтекание масла.
Затрудненное переключение передач может быть через погнутость штоков и вилок, задиры зубьев шестерен и синхронизаторов, заедание фиксаторов.
Самопроизвольное выключение передач возможно через износ зубьев шестерен и синхронизаторов, ослабление крепления вилок на штоках, неисправности фиксаторов.
Выкрашивание и поломка зубьев может произойти при резком трогании с места нагруженного автомобиля или при включении передач с неисправным сцеплением.
Повышенный шум при работе и сильное нагревание происходит вследствие недостаточного количества или малой вязкости масла, большого износа или разрушение подшипников, поломки зубьев шестерен, неправильного регулирования сцепления.
Подтекание масла из картеров этих коробок может быть при повреждении прокладок, износ сальников, через повышенное давление в картерах.
Характерной неисправностью раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ-131 есть невключение переднего моста. Это может происходить через поломку микровыключателя, погнутость штока включения первой передачи, примерзание к седлу электропневматического клапана управления, повреждение диафрагмы камеры.
Устранение выявленных неисправностей выполняется при текущем ремонте коробок заменой поврежденных деталей. При недостаточном количестве масла его уровень приводится к норме.
Техническое обслуживание коробки передач и раздаточной коробки
При контрольном осмотре перед выходом из парка на ходу автомобиля проверяется работа коробки передач и раздаточной коробки, при этом обращается внимание на легкость и бесшумность переключения передач; в этих агрегатах не должно быть ударных звуков и самопроизвольного выключения передач. При контрольном осмотре после остановки автомобиля проверяется нагрев картеров агрегатов; при этом нагрев считается нормальным, если он не вызывает ощущения ожога ладони руки.
При ЕТО проводится очистка внешней поверхности коробок от грязи, пыли и снега, и их мойка.
При ТО-1 проверяются крепление коробок, уровень масла в них, проводится очистка сапунов (вентиляционных трубок).
При ТО-2 дополнительно к указанным работам доливают или заменяют масло в картерах.
При СО проводится замена масла в картерах соответственно будущему периоду эксплуатации (кроме всесезонного масла, которое замене не подлежит).
В коробку передач автомобилей ЗИЛ-131 и ЗИЛ-130, а также в раздаточную коробку автомобиля ЗИЛ-131 масло ТСп-14 или ТАп-15В (замена при шестом ТО-2).
Замена масла в коробках проводится сразу же после работы, пока оно не остыло. После слива масла, которое отработало, картеры коробок промывают маловязким маслом, дизельным топливом или керосином. Для промывки в картер заливается 1,5-2 л маловязкого масла, выключается передний мост, вывешивается левая или правая сторона задней тележки, включается первая передача и пускается двигатель, который на холостом ходу на протяжении 2-3 мин прокручивает трансмиссию. Потом промывная жидкость сливается, и в коробку заливается свежее масло.
При изменении масла очищается магнит пробки сливного отверстия и промывается вентиляционное отверстие с сапуном.
Необходимое положение рычагов раздаточной коробки обеспечивается изменением длины тяг. Для регулировки положения рычага необходимо разшплинтовать палец тяги, вынуть его из вилки, передвинуть шток в положение, которое отвечает полному включению передачи (фиксатор должен четко зафиксировать это положение), потом поставить рычаг в положение, которое отвечает включенной передаче, и вращением вилки установить необходимую длину тяги. Совместить отверстие в рычаге и вилке тяги, вставить и зашплинтовать палец, затянуть контргайку на тяге.
Карданная передача
Карданная передача служит для передачи крутящего момента от коробки передач или раздаточной коробки к главной передаче автомобиля.
Через карданную передачу крутящий момент передается от коробки передач к раздаточной коробке и от нее до ведущих мостов. Коробка передач вместе с двигателем, а также раздаточная коробка крепятся к раме через резиновые подушки, а ведущие мосты соединяются с рамой через рессоры. При изменении нагрузки или при движении по неравным дорогам расстояние и углы между указанными агрегатами изменяются. В этих условиях карданная передача позволяет бесперебойно передавать крутящий момент.
На современных автомобилях устанавливают открытые карданные передачи с шарнирами неравных угловых скоростей. Устройство карданных передач разных марок автомобилей практически одинаковая, разность заключается главным образом в размерах и формах отдельных деталей.
У трехосного автомобиля ЗИЛ-131 устанавливается еще одна кардана передача между средним и задним мостами. Автомобиль ЗИЛ-130 имеет карданную передачу между коробкой передач и задним мостом, который состоит из двух карданных валов и промежуточной опоры.
Карданный вал (рис. 5) это тонкостенная труба, на концах которой установлены карданные шарниры. На одном конце трубы приварена вилка 9, а на втором — шлицевая втулка 13, в которую вставляется скользящая вилка 14. Шлицевое соединение позволяет изменять длину вала. Смазка закладывается в это соединение, удерживается заглушкой и уплотняющими кольцами, которые расположенные в навинченной обойме 7.
Карданный шарнир состоит из двух вилок 1 и 14, крестовины, четырех игольчатых подшипников 4 со стаканами, деталей крепления и уплотнений подшипников. Одна вилка шарнира приварена к трубе или изготовлена заодно со шлицевым наконечником, вторая изготовлена заодно с фланцем, которым вал крепится к агрегату.
Крестовина имеет четыре шипа под игольчатые подшипники, а внутри отверстия для смазки. Подшипники расположены в стаканах, которые напрессовываются на каждый шип крестовины. Каждый стакан устанавливается в отверстие вилки и удерживается крышкой 2 с выступом; крышка крепится к вилке двумя винтами, которые стопорятся пластиной 3. Уплотнение игольчатых подшипников обеспечивается двумя сальниками 12 и 16; они размещены в стаканах подшипников и на шипах крестовин.
Балансировка карданных валов в сборе с шарнирами выполняется на специальных станках. Дисбаланс устраняется привариванием балансирующих пластин, на концах труб.
Карданный шарнир позволяет передавать крутящий момент под углом. Однако этот шарнир имеет такую особенность, которая при равномерном вращении одной из вилок — вторая вилка вращается неравномерно, поэтому такой шарнир называется шарниром неравных угловых скоростей. Для устранения этого недостатка карданный вал имеет второй шарнир, у которого при неравномерном вращении одной из вилок, вторая вилка вращается равномерно. Для передачи равномерного вращения через карданный вал должно быть соблюдено следующее условие: вилка 9, что приварена к трубе, и скользящая вилка 14 должны быть в одной плоскости, при этом метки на шлицевой втулке и скользящей вилке должны совпадать.
Основные неисправности карданных передач: износ игольчатых подшипников, крестовин и шлицевого соединения, ослабление креплений валов, погнутость труб, износ или повреждение сальников.
Признаком износа подшипников, крестовин и шлицевых соединений есть стук в карданной передаче при резком изменении частоты вращения.
трансмиссия сцепление коробка передача
Рис. 5. Карданная передача автомобиля ЗИЛ—131:
1 — вилка-фланец; 2 — крышка подшипника; 3 — стопорная пластина; 4 — игольчатый подшипник; 5 — крестовина; 6 — защитная муфта; 7 — обойма сальника; 8 — вал; 9 — глухая вилка; 10 — стакан подшипника; 11 — иголки подшипника; 12 — сальник; 13 — шлицевая втулка; 14 — скользящая вилка; 15 — пластины, для балансировки; 16 — торцевой сальник; 17 — вал привода переднего моста; 18 — промежуточный вал; 19 — вал привода среднего моста; 20 — вал привода заднего моста
Признаком прогиба карданного вала есть его вибрация при вращении. Об износе уплотнений свидетельствует течь смазки из шарниров или шлицевых соединений.
Изношенные детали ремонтируются или заменяют новыми. Погнутый вал снимается из машины и правится в ремонтной мастерской.
Техническое обслуживание
При контрольном осмотре проверяют работу карданной передачи при движении, при этом обращают внимание на бесшумность ее работы.
При ЕТО проводится очистка валов от грязи и пыли, их мойка, проверка на отсутствие внешних повреждений и исправность уплотнений.
При ТО-1 проверяется крепление фланцев валов, производится смазка подшипников промежуточной опоры (автомобиль ЗИЛ-130).
При ТО-2 дополнительно проверяется отсутствие зазоров в шарнирах, крепление промежуточной опоры, производится замена смазки в шлицевых соединениях валов (там, где положено по сроку).
Смазка игольчатых подшипников карданных шарниров проводится смазкой ЛЗ-158. На автомобилях ЗИЛ это смазка в процессе эксплуатации не пополняется.
Разбирать карданные шарниры необходимо только в случае отказа в работе или для замены старой смазки. Разборку шарниров нужно делать на прессе или в тисках с помощью оправки из мягкого металла. Необходимо помнить, что удары молотком по вилкам шарнира приводят к нарушению соосности их отверстий под подшипники, которое в свою очередь, ведет к потере работоспособности всего шарнира.
Механизмы ведущих мостов
К механизмам ведущих мостов относятся главные передачи, колесные дифференциалы, полуоси, а на передних ведущих мостах, кроме того, шарниры равных угловых скоростей.
Главная передача служит для увеличения крутящего момента, передачи его на полуоси под прямым углом. Колесный дифференциал позволяет колесам одного моста катиться с разными скоростями при движении на поворотах или по неравной дороге, он также распределяет подведенный к нему крутящий момент между колесами. Главная передача и дифференциал образуют редуктор моста.
Полуоси служат для передачи крутящего момента от дифференциала на ведущие колеса. Шарниры равных угловых скоростей обеспечивают передачу крутящего момента на передние управляемые колеса при разных углах их поворота.
Механизмы ведущих мостов автомобиля ЗИЛ-131
Главная передача двойная, одна пара — конические шестерни со спиральными зубьями, вторая пара — цилиндрические шестерни с косыми зубьями, общее передаточное число — 7,33. Главные передачи среднего и заднего мостов одинаковые по устройству и расположению, их картеры крепятся к балкам мостов горизонтальными фланцами. Главная передача переднего моста имеет такое же устройство, но крепится к балке моста вертикальным фланцем.
Главная передача состоит из картера 8 (рис.49) с крышкой, первичного вала 32 с конической шестерней 5 и подшипниками, ведомой конической шестерни 3, ведущей цилиндрической шестерни 7 с валом 4, ведомой цилиндрической шестерни 31.
Картер крепится к балке моста болтами; два из них расположенные внутри картера (доступ к ним может быть через боковую крышку). Заливное отверстие, которое закрывается пробкой (рис.50), в картерах среднего и заднего мостов находится сверху, сливное отверстие с пробкой 1 находится в картере моста, пробка дополнительного сливного отверстия 4 есть в картере главной передачи. Проверка уровня масла осуществляется с помощью специального указателя 7, что есть в наборе инструмента водителя, этот указатель вставляется в отверстие вместо одного какого-либо болта крепления картера главной передачи к балке моста. Уровень масла при заливке можно проверять также через контрольное отверстие 3 (рис. 7), в картере моста. Вентиляция картера осуществляется через сапун 1 (рис. 6). У переднего моста контрольно-заливное отверстие находится в крышке, а сливное — снизу балки моста.
Первичный вал 32 вращается на одном роликовом цилиндрическом и двух конических подшипниках. Между фланцами стакана подшипников и картером устанавливаются металлические прокладки 34. Между внутренними кольцами конических подшипников расположены две регулировочные шайбы 33. Передний конец вала уплотняется сальником, задний конец ведущего вала у среднего моста уплотняется сальником и маслосгонной шайбой. Ведущая коническая шестерня 5 установлена на шлицах вала. Ведомая коническая шестерня 3 установлена на вале 4 ведущей цилиндрической шестерни со шпонкой. Ведущая и ведомая конические шестерни подбираются на заводе в комплекте, и при необходимости их заменяют вместе.
Ведущая цилиндрическая шестерня 7 изготовлена заодно с валом 4, и вращается на цилиндрическом роликовом и двухрядном коническом подшипниках. Между стаканом подшипников и картером располагаются прокладки 9. Ведомая цилиндрическая шестерня 31 представляет собой зубчатый венец, который крепится к чашкам дифференциала.
Рис. 6. Задний мост автомобиля ЗИЛ-131:
1 — сапун; 2 — полуоси; 3 — ведомая коническая шестерня; 4 — вал ведущей цилиндрической шестерни; 5 — ведущая коническая шестерня; 6 — пробка заливного отверстия; 7 — ведомая цилиндрическая шестерня; 8 — картер главной передачи; 9, 34 — регулировочные прокладки; 10 — стакан подшипника; 11 — крышка подшипника; 12 — чашка дифференциала; 13 — шестерня полуоси; 14 — блок сальников подвода воздуха; 15 — колодка тормозов; 16, 17 — сальники ступицы; 18 — замковая шайба; 19 — контргайка; 20 — шинный кран; 21 — фланец полуоси; 22 — регулировочная гайка; 23 — винт; 24 — ступица; 25 — шпильки; 26 — опорный диск; 27 — цапфа; 28 — тормозной барабан; 29 — пробка сливного отверстия; 30 — сателлит; 31 — ведомая цилиндрическая шестерня; 32 — первичный вал; 33 — регулировочные шайбы
При работе главной передачи крутящий момент изменяется в обеих парах шестерен по величине, а в конической паре, кроме того, и по направлению.
Смазка главной передачи (рис. 7) осуществляется разбрызгиванием, для подвода масла к подшипникам в стенках картера есть каналы. В картеры главных передач всех мостов заливается по 5 л масла.
Регулировка конических подшипников вала ведущей конической шестерни выполняется с появлением осевого зазора и осуществляется подбором регулировочных шайб 33 (смотр. рис. 6) необходимой толщины, расположенных между внутренними кольцами подшипников. Правильность регулировки проверяется по усилию, необходимому для проворачивания вала в подшипниках. Это усилие, проверяется с помощью динамометра, зацепленного за фланец вала, усилие должно быть в пределах 1,3…2,7 кгс.
Двухрядный конический подшипник ведущей цилиндрической шестерни устанавливается с подобранным регулирующим кольцом и в дополнительной регулировке не нуждается.
Правильность зацепления конических шестерен проверяется с использованием краски, по пятну контакта зубьев.
Дифференциалы автомобиля ЗИЛ-131 шестеренчатые, конические, устанавливаются в картерах редукторов мостов на двух подшипниках каждый. Дифференциалы всех трех мостов одинаковые.
Конический дифференциал состоит из двух чашек 12 (смотр. рис.49), крестовины, четырех сателлитов 80, двух полуосевых шестерен 13. Чашки крепятся в ведомой цилиндрической шестерне 31 главной передачи и вместе с ней образовывают корпус дифференциала. Крестовина своими шипами устанавливается между чашками. Сателлиты надеваются на шипы крестовины, в отверстия сателлитов запрессованы бронзовые втулки. Полуосевые шестерни расположены на внутренних шпильцевых концах полуосей 2 и находятся в постоянном зацеплении с сателлитами.
Работа конического дифференциала (рис. 8). При движении прямо все детали дифференциала вращаются как одно целое; на поворотах одна из полуосевых шестерен вращается быстрее, при этом сателлиты вращаются вокруг своих осей на шипах крестовины. В этом дифференциале внутреннее трение незначительное; поэтому крутящий момент между колесами во всех случаях он распределяется практически поровну. При попадании одного из колес на скользкую дорогу оно начинает проскальзывать (буксовать), на нем образовывается незначительный крутящий момент. Но такой, же момент подводится дифференциалом и на второе колесо, которое находится в лучших условиях; этого момента может оказаться недостаточно, чтобы развить необходимую силу тяги.
Рис. 7. Смазка главной передачи автомобиля ЗИЛ-131:
1 — пробка сливного отверстия; 2 — сателлит; 3 — пробка контрольного отверстия; 4 — пробка дополнительного сливного отверстия; 5 — пробка заливного отверстия; 6 — полуосевая шестерня; 7 — указатель уровня масла
Поэтому на скользкой дороге конический дифференциал ухудшает проходимость автомобиля, и это есть его недостатком.
Рис. 8. Схема строения и работы шестеренчатого дифференциала:
а — автомобиль двигается прямо, сателлиты не вращаются, ведущие колеса вращаются с одинаковыми угловыми скоростями; б — автомобиль двигается на повороте, скорость ведущих колес разная, сателлиты вращаются вокруг своих осей; 1 — ведомая шестерня главной передачи; 2 — ведущая шестерня главной передачи; 3 — сателлит; 4 — полуосевая шестерня; 5 — полуось
Полуоси 2 (смотр. рис. 6) предназначены для передачи крутящего момента от дифференциала на ведущие колеса. На автомобиле ЗИЛ-131 полуоси фланца целиком разгружены, т.е. передают только крутящий момент, не воспринимая других усилий. Внутренним концом полуось соединяется шлицами с одной из шестерен дифференциала, на внешнем конце есть фланец, которым полуось с помощью шпилек и гаек крепится к ступице 21 колеса. Для снятия полуоси есть два отверстия во фланце для болтов-съемников. Выход полуоси из балки моста уплотняется сальником.
Шарнир равных угловых скоростей установлен в приводе передних ведущих колес (рис. 9) и обеспечивает равномерность их вращения при разных углах поворота. Шарнир расположен внутри шаровой опоры и состоит из двух кулаков 1 и 2 (рис. 9), четырех ведущих 3 и одного центрирующего 4 шариков. Кулаки имеют углубление специального профиля, в которых размещены шарики. Центрирующий шарик обеспечивает центрирование кулаков.
Рис. 9: Шарниры равных угловых скоростей:
При повороте управляемого колеса внешний кулак поворачивается относительно внутреннего, при этом шарики перекатываются по углублениям кулаков и во всех случаях размещаются в плоскости, которая разделяет углы между кулаками пополам. Трущиеся поверхности шарнира смазываются смазкой АМ, в количестве 1,3 кг, закладываемую в корпус поворотного кулака при сборке.
Неисправности механизмов ведущих мостов
Основными неисправностями могут быть: износ зубьев шестерен, подшипников, шлицев полуосей, деталей дифференциала, поломка зубьев шестерен, скручивание полуосей, обрыв шпилек крепления фланцев полуосей или послабление их гаек, подтекание масла через сальники и прокладки.
Признаками поломки или значительного износа деталей есть стук или повышенный шум в редукторе моста при движении автомобиля. Попадание масла в тормозные механизмы свидетельствует об износе сальников полуосей. Износ зубьев шестерен приводит к увеличению бокового зазора в их зацеплении.
Подобные документы
Общие сведения об автомобиле ГАЗ-3110. Технические характеристики двигателя, трансмиссии, ходовой части. Устройство четырехступенчатой коробки передач, ее разборка и сборка, неисправности. Конструкция диафрагменного сцепления, его снятие и установка.
контрольная работа [6,2 M], добавлен 10.02.2013
Устройство сцепления как первого устройства трансмиссии, его назначение для передачи крутящего момента от маховика коленчатого вала двигателя к первичному валу коробки передач. Схема гидравлического привода выключения сцепления и механизма сцепления.
презентация [2,3 M], добавлен 22.12.2013
Назначение, устройство и работа коробки передач. Изменение крутящего момента по величине и направлению и длительное отсоединение двигателя от трансмиссии. Неисправности, своевременный ремонт и техническое обслуживание коробки передач автомобиля.
контрольная работа [23,5 K], добавлен 26.05.2012
Предназначение, конструктивные особенности и диагностика сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, карданной и главной передач, дифференциала, полуосей. Виды и порядок проведения технического обслуживания трансмиссии, устранение ее неисправностей.
курсовая работа [2,2 M], добавлен 28.04.2012
Схема технологического процесса ремонта коробки передач автомобиля ЗИЛ-130. Устройство и назначение коробки передач. Основные неисправности и техническое обслуживание. Расчет стоимости ремонта. Ремонт коробки передач, технологическая карта ее разборки.
Трансмиссия ЗИЛ-131
ЗИЛ-131 считается советской трехосной грузовой машиной, обладающей лучшей проходимостью в своем классе. Грузовик делал завод им. Лихачева в период до 2002-го года. Основной массив выпуска производитель отправлял для нужд отечественной армии. В трансмиссии находилось множество полезных с передовыми для того периода технических новшеств.
Конструктивные особенности
Трансмиссия грузовика ЗИЛ-131 представляет собой агрегаты с механизмами, через которые происходит прокрутка механизма движения в коленчатом валу мотора с помощью видоизменения величины с направлением. Энергия селектора отправляется к ведущим колесным механизмам и запускает ход авто. В транспорте марки ЗИЛ-131 трансмиссия состоит из следующих частей:
- сцепления;
- коробки с передачами;
- раздающей системы;
- кардана;
- главной энергопередачи;
- дифференциала ;
- колесной приводной системы.
Главная передача с мостовой балкой и колесным приводом образует ведущий мост. В модели 1966-го года выпуска мостов главного типа три. С помощью моста на трехосном автомобиле образуется движение транспорта. Энергия идет от среднего моста к заднему, поэтому он именуется проходным.
На грузовом автомобиле прошлого века производитель использовал в-образный мотор на восемь цилиндров. Он имел карбюраторное строение и зажигался благодаря электронному коммутатору. Распределительный двигательный вал с системой запуска образуют такую схему работы цилиндров мотора: 1, 5, 4, 2, 6, 3, 7, 8. Благодаря мощной работе трансмиссии, мотор разгоняет машину на 150 лошадиных сил при 3200 оборотах за минуту.
Особенности переключения трансмиссии
Машина работает благодаря действию пятискоростной коробки передач. На всех скоростных режимах включаются синхронизаторы. Исключением служит первая энергопередача. Переключаются они через рычаг, который находится наверху КПП.
Первую скорость на механизме нужно использовать, только чтобы начать движение во время отсутствия качественного полотна дороги. Нужно включать также заднюю передачу. Это необходимо, чтобы раскачать систему, которая увязла в луже через стремительное применение заднего хода с первой скоростью.
Как устроена трансмиссия?
В автомобиле находится трехходовая пятиступенчатая коробка передач. Трансмиссия дает возможность автовладельцу передвигаться, используя пять режимов и одну для заднего движения. Согласно схеме действия, коробку передач производитель оборудует двумя синхронизаторами инерции. Они выполняют включение второй, третьей, четвертой и пятой передач.
Постановка вала для пятой скорости выполнена на подшипниковом картере. В шкивной расточке работает цилиндрический тип роликового подшипникового механизма. На него идет опора другого шкива. Промежуточный вал монтируется внизу картера. На этот вал поставлена шестеренка. Она зацепляется с диском. Тут создатель поставил и колеса 2-ой, 3-ей и 4-ой скорости.
Конструктивные особенности раздатки
Функция сводится к преобразованию, распределению энергии, получаемой от коробки к мосту спереди и сзади. Она нужна, чтобы грузовик приходил в движение. Привод спереди возможно активизировать вручную или другим способом. Коробка включает передачу при особых сложных условиях. Движение передается на колесные приводы, повышается в два раза. Это не перегружает мотор и трансмиссионные агрегаты во время движения в тяжелых условиях дороги.
Раздаточная коробка двухвального типа имеет косозубые шестерни. Корпус ее создается из чугуна. В конструкции находится задняя с верхней крышкой. Если есть необходимость, к верхней плоскости раздаточной системы монтируется коробка, ответственная за отбор мощности. Она необходима, чтобы подавать мощность мотора машины разным агрегатам и устройствам, которые входят в состав машин на ЗИЛ-131.
Из чего состоит раздаточная коробка?
В конструкцию детали входит крышка, которая прижата к корпусной части с помощью восьми гаек. В центре находится фланцевый ведущий вал. Внизу с правой части располагается фланец привода. С левой стороны внизу находится пневматика камеры включения привода спереди. Справа, там где располагается фланец, предусмотрены штоковые раздатки пониженной передачей.
Если смотреть на раздаточную коробку снизу, то можно заметить, что вверху с левой стороны находятся штоки управления скоростями. Вверху справа располагается крышка на восемь гаек, закрывающая фланец подключения коробки отбора мощности. Внизу справа находится барабан стояночного тормоза. Он совмещен с фланцем для карданного крепления привода задних мостов. Слева представлено маслозаливное раздаточное отверстие с четырехгранной пробочной резьбой.
Режимы работы раздаточной коробки
Работает раздатка трансмиссии ЗИЛ-131 на двух основных режимах. Прямая или вторая передача нужна для движения грузового автомобиля по твердым прямым дорогам. В этот момент рычаг управления переводится в зад с края. Крутящий момент карданного вала через фланец без потерь механики идет от ведущего вала к вторичному приводному валу заднего моста. Все коробочные шестерни производят вращение. Передний мост выключен.
Второй режим включается на опасном участке дороги. Водитель в таком случае через электрический тумблер активизирует тумблер у переднего моста. Включает пневматический электрический клапан, а сжатый воздух из системы поступает в пневматическую камеру. Она выдвигает вперед управляющий штор. Тот сдвигает вилку включения переднего моста и через ведущую с ведомой шестерней прямой подачи, карету муфты зубчатого типа передает крутящий момент к раздаточному фланцу. Энергия впоследствии идет к переду грузового автомобильного привода. На приборной панели загорается лампа, служащая индикатором приводного включения.
Основные неисправности трансмиссии
Основные проблемы трансмиссии связаны с невозможностью переключения передач на системе, самопроизвольным отключением коробки передач или раздатки и их поломкой. Затрудненное переключение передач связывается с тем, что задернуты шестеренчатые, синхронизационные зубья, заедают фиксаторные детали и погнуты штоковые запчасти. Самостоятельный или текущий тип выключения скоростей происходит из-за изнашивания шестеренчатых зубьев и синхронизационных деталей. Это осуществляется из-за того, что ослабляются крепления штоков у вилок и ломаются фиксаторные детали.
Еще одной популярной неисправностью является выкрашивание с поломкой зубьев. Она происходит, когда загруженный автомобиль резко трогается с места или же передачи с неисправным видом сцепления внезапно включаются. В список неисправностей также входит повышенный шум работы, сильный нагрев трансмиссии и подтек масла из картеров трансмиссии. Шум работы с нагревом происходит из-за того, что масла в системе недостаточно или оно имеет малую вязкость. Это может быть сопряжено с большим износом, разрушением подшипников, поломкой зубьев шестерни, неправильным регулированием показателя сцепления. Масло подтекает из картеров из-за того, что у трансмиссии повреждаются прокладки, изнашиваются сальники или же повышается картерное давление.
Отсутствие своевременного включения переднего моста — еще одна неисправность раздатки. Оно связано с повреждением микроволнового выключателя, примерзанием управляющего клапана и повреждением камерной диафрагмы.
Устранить обнаруженные проблемы возможно через текущий ремонт коробки, замену поврежденных запчастей и смену масла. Вне зависимости от видов поломок, трансмиссия ЗИЛ-131 считается одной из наиболее надежных и долговечных
Общее устройство трансмиссии автомобиля зил-131
Задний и средний мосты автомобиля — ведущие.
Передний мост — управляемый и ведущий
Техобслуживание мостов ЗИЛ-131
Необходимо регулярно добавлять смазку в мосты и заменять ее, как указано в карте смазки
Конструкция и ремонт лебедки автомобиля ЗИЛ-131
На автомобиле установлена лебедка, предназначенная для самовытаскивания автомобиля при преодолении труднопроходимых участков пути, а также для оказания помощи другим застрявшим в пути автомобилям
Конструкция раздаточной коробки ЗИЛ-131
Раздаточная коробка механическая, имеет две передачи
Передаточное число первой передачи 2,08, второй передачи 1,0
Сцепление автомобиля ЗИЛ-131
Сцепление автомобиля ЗИЛ-131 однодисковое, сухое, установлено в литом чугунном картере 8
Коробка передач ЗИЛ-131
Коробка передач механическая, трехходовая, имеет пять передач для движения вперед и одну — для движения назад
Конструкция и ремонт коробки отбора мощности ЗИЛ-131
Коробка отбора мощности (рис 1) реверсивная, служит для привода лебедки и устанавливается на фланец люка коробки передач
Регулировка шкворней и ступиц ЗИЛ-131
Регулировка подшипников шкворней
Подшипники шкворней поворотного кулака переднего ведущего моста регулируются с предварительным натягом
Регулировка шестерен редукторов ЗИЛ-131
Конические роликоподшипники вала ведущей конической шестерни редуктора регулируются с небольшим предварительным натягом; осевой зазор не допускается
Конструкция карданной передачи ЗИЛ-131
Карданная передача автомобиля состоит из четырех карданных валов: основного между коробкой передач и раздаточной коробкой, привода среднего моста между раздаточной коробкой и редуктором среднего моста, привода заднего моста между редукторами среднего и заднего мостов и привода переднего моста между раздаточной коробкой и редуктором переднего моста.
Источник https://revolution.allbest.ru/transport/00394851_0.html
Источник https://www.opex.ru/press/articles/transmissiya-zil-131/
Источник https://autoruk.ru/zil-131/transmissiya