Драконовские штрафы» вступили в силу: что делать владельцам нерастаможенных автомобилей

«Драконовские штрафы» вступили в силу: что делать владельцам нерастаможенных автомобилей

Несмотря на то, что вчера, 21 августа, было решено отложить штрафы и принять новый закон, владельцев нерастаможенных авто могут штрафовать уже с сегодняшнего дня. Авто Информатор объясняет почему так и напоминает о штрафах.

Что делать владельцам «евроблях» сейчас

Несмотря на то, что штрафы вступили в силу, привлекать к ответственности владельцев «евроблях» патрульные не могут. Это связано с тем, что данный вопрос до конца не урегулирован на законодательном уровне. В частности, нет соответствующего приказа, который даст доступ инспекторам к таможенным базам. По словам чиновников, данный документ будет подписан в течение 10-12 дней. Исходя из этого, полицейские могут останавливать «евробляхи» и проверять у их владельцев документы (данное право регламентируется ст. 35 Закона Украины о Национальной полиции), а вот штрафовать и эвакуировать — нет.

Исходя из сложившейся ситуации рекомендуем владельцам автомобилей на иностранной регистрации в ближайшее время воздержаться от поездок. Если же вы все-таки выехали и вас остановил инспектор, то рекомендуем вести себя максимально корректно и предъявить все требуемые документы. Также не забывайте о необходимости соблюдения правил дорожного движения, ведь штрафы за их нарушение никто не отменял.

Какие предусмотрены штрафы

Размер штрафов для владельцев «евроблях», которые находятся на таможенной территории Украины незаконно, довольно весомый. В зависимости от срока нахождения он варьируется от 850 до 170 000 гривен:

  • если машина незаконно находилась в стране до 3 дней — штраф составляет 850 гривен;
  • повторное нарушение в течение года, превышение срока временного ввоза в Украину автомобиля на срок до десяти суток — штраф составит 5100 гривен;
  • превышение срока временного ввоза личного или коммерческого авто или вывоз товаров, кроме личного транспорта — предусматривает санкции в размере 17 000 гривен;
  • задержка в ввозе или вывозе товаров, кроме личных автомобилей, больше чем на 20 дней — влечет штраф в размере 34 000 гривен;
  • превышение срока временного ввоза личного или коммерческого авто в страну на срок от 20 до 30 дней обойдется в 85 000 гривен;
  • задержка более чем на 30 дней, потеря или раскомплектация личного или коммерческого транспорта предусматривает штраф в размере 170 000 гривен или конфискацию машины.

Что обещают в правительстве

По данным Государственной фискальной службы Украины, на данный момент нерастаможенными остались 300-400 тысяч «евроблях», владельцы которых не намерены ставить их на украинский учет и сознательно нарушают законодательство. Такое мнение связано с тем, что владельцам таких авто давали довольно длительное время, чтобы привести в порядок документы и легализовать их. Несмотря на такое положение дел, Президент все же решил еще на три месяца отсрочить вступление в силу «драконовских штрафов». Данный законопроект будет вынесен на голосование на первом заседании новой Верховной Рады, которое состоится 29 августа 2019 года. После этого будет создана рабочая группа из представителей различных ведомств и общественных деятелей, которую возглавит Владислав Криклий. Она разработает новый закон, который урегулирует порядок ввоза и растаможки автомобилей.

Подробнее о том, что может измениться для владельцев «евроблях», читайте здесь. Также говорили о причинах, почему люди не хотят растамаживать автомобили. Напомним, что все самое важное вы можете узнать из нашего Telegram-канала и сообщества в Facebook.

«Евробляхи» в законе: как в Украине изменят правила ввоза автомобилей

В Украине автомобили дороже, чем в соседних странах

В Украине автомобили дороже, чем в соседних странах

Фото: Евгений Котенко / Апостроф

В конце августа 2019 года истекает срок действия льготного периода растаможивания автомобилей на еврономерах, после чего водителей «евроблях» начнут штрафовать на очень крупные суммы за несвоевременную растаможку. Президент Украины Владимир Зеленский, идя навстречу «евробляхерам», внес в Верховную Раду законопроект об отсрочке штрафных санкций еще на три месяца . Однако парламент может не успеть рассмотреть этот законопроект. «Апостроф» выяснил, какие есть варианты выхода из данной ситуации, и как в принципе следует решать вопрос растаможки «евроблях».

Президент Украины Владимир Зеленский внес в Верховную Раду законопроект, предусматривающий пролонгацию действия льготного периода растаможивания автомобилей на еврономерах. Этому решению предшествовала встреча главы государства с «евробляхерами», в ходе которой Зеленский пообещал решить их проблему.

Главная проблема владельцев «евроблях» известна – с 24 августа, в день празднования Независимости Украины, с владельцев нерастаможенных авто начнут взимать огромные штрафы. Так, за просрочку с растаможкой более чем на 30 дней нужно будет заплатить 170 тысяч гривен. При этом за вождение «евробляхи» предусмотрен штраф в размере 8500 гривен, а, если поймают повторно — 17 тысяч гривен.

Хроника пикирующего «евробляхера»

С 25 ноября 2018 года по 22 февраля 2019 года включительно в Украине действовал льготный период таможенного оформления автомобилей, во время которого их можно было растаможить, уплатив половину стоимости акциза. При этом в течение еще трех месяцев была предусмотрена возможность растаможить авто с уплатой акциза в полном объеме, но все еще без упомянутых выше штрафов.

Рекомендуется к прочтению  Можно ли перевозить ребенка на переднем сиденье: правила ПДД, перевозка детей в автомобиле

Штрафы должны были вступить в силу 25 мая. Но не вступили. За несколько дней до времени «Ч», а именно – 15 мая, «евробляхеры» провели акцию в центре Киева, перекрыв проезжую часть перед зданием Верховной Рады. Народные депутаты пошли навстречу протестующим и внесли изменения в соответствующий закон.

Теперь «евробляхерам» не грозят штрафы аж до 24 августа. Но что потом? Конечно, можно снова прийти к Раде, снова перекрыть улицу и потребовать продлить льготный срок растаможки – «евробляхеры», кстати, добиваются продления льготного периода до 2020 года, а также отмены акциза как такового. Но проблема в том, что ответом протестующим может стать тишина, так как новая Верховная Рада, которая будет избрана 21 июля, вряд ли начнет работу ранее конца августа. По иронии судьбы, согласно данным некоторых источников, первое заседание новоизбранной Рады планируют провести 24 августа. В любом случае, сложно представить, что новоиспеченные народные депутаты до того, как сформировать фракции, избрать президиум и утвердить новый состав правительства, начнут неотложно решать проблемы «евроблях» и их владельцев.

В ходе встречи с «евробляхерами» президент призвал их потерпеть, заверив, что новая власть будет искать быстрые и оптимальные пути решения этой проблемы. «Терпите, ребята. Мы можем пообещать, что решим эту проблему, как только у нас будет Рада, — сказал Владимир Зеленский. — Если мы раньше найдем другие инструменты, мы сделаем это раньше». И, похоже, президентская команда такой инструмент нашла. Одновременно с внесением законопроекта в парламент президент обратился к спикеру Андрею Парубию с просьбой созвать 18 июля внеочередное заседание Верховной Рады для рассмотрения ряда неотложных вопросов, в том числе, законопроекта о «евробляхах». Парубий же указал на целый ряд процедурных ошибок в письме Зеленского, суть которых сводится к тому, что провести внеочередное заседание нельзя, но можно созвать внеочередную сессию, а потому потрудитесь составить прошение правильно. Таким образом, по состоянию на 18 июля, Рада заседание (или сессию) не проводит, и законопроект, соответственно, не рассматривается. Хотя, вполне возможно, Владимир Зеленский в скором будущем попросит Андрея Парубия созвать внеочередную сессию, и она таки будет проведена (лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко, например, предложила провести сессию 23 июля).

Кто не успел, тот опоздал

Но, вполне возможно, вопрос «евроблях» до 24 августа решен не будет: например, не будет созвана внеочередная сессия или, даже если ее созовут, поданный президентом законопроект не наберет необходимого количества голосов в свою поддержку в сессионном зале.

Что тогда остается? Автоэксперт Александр Швец в комментарии «Апострофу» сказал, что н е видит каких-либо внезаконодательных возможностей для решения этого вопроса. «Если это будет на уровне приказов Министерства внутренних дел своим сотрудникам не обращать внимания (на такие авто, – «Апостроф») и не трогать их, это будет незаконно, а, кроме того, будет поле для коррупционной составляющей», — отметил он.

Однако возможно обращение в Конституционный суд с целью отменить соответствующий закон как таковой. «В принципе, это возможно, но, опять-таки, успеет ли КС рассмотреть (соответствующее представление , – «Апостроф» )?» — сказал Швец.

Таким образом, скорее всего, штрафы будут введены.

Но, надо полагать, что все, кто хотели растаможить автомобили, успели это сделать во время льготного периода, а те, кто сейчас протестует, — это меньшинство, хоть и довольно активное, надо признать.

Надо полагать, что все, кто хотели растаможить автомобили, успели это сделать во время льготного периода, а те, кто сейчас протестует, — это меньшинство, хоть и довольно активное, надо признать Фото: Евгений Котенко / Апостроф

«Вы много видите сейчас машин на иностранных номерах?» — риторически спрашивает генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко . Таких автомобилей в последнее время действительно стало существенно меньше. В связи с этим Назаренко считает, что в принципе нецелесообразно продлевать льготный период для «евроблях».

Зона несвободной торговли

В свою очередь, Александр Швец отмечает, что отсрочка штрафов – это временная мера, которая не решает по сути самой проблемы растаможки. Ведь, по его словам, в Украине самые дорогие автомобили в Европе, да и, пожалуй, на всем постсоветском пространстве. Почему? – Дорогая и, главное, непрозрачная растаможка: «Нужно убрать зарегулированность: приезжаешь в сервисный центр, показываешь документы на автомобиль, за сколько ты его купил. Чтобы не было всех этих плавающих коэффициентов, оценки (стоимости авто) – соответственно заплатил какой-то процент. А еще лучше – фиксированная сумма».

Что по этому поводу думает новая власть (или, точнее, политическая сила, которая в ближайшем будущем, скорее всего, станет таковой)? «Апостроф» попытался узнать в пресс-службе «Слуги народа», есть ли у партии какие-либо наработки по законодательству, касающемуся авто на еврономерах, однако, к сожалению, по состоянию на момент написания материала, ответ на этот вопрос получен не был.

Однако не исключено, что такие наработки все же есть. По крайней мере, как сообщил Олег Назаренко, по просьбе президентской команды он готовит предложения по «автомобильному» законодательству, в котором, по его словам, присутствует много несуразностей. Так, отметил эксперт, в Украине отменена сертификация автозапчастей, но не автомобильных аксессуаров, например, резиновых ковриков. Также отменена сертификация новых автомобилей, а радиооборудования, которое установлено в авто, — нет.

Олег Назаренко также считает, что нужно отказаться от пошлин на автомобили из ЕС, поскольку между Украиной и Евросоюзом действует режим свободной торговли. При этом пошлины на авто, по его мнению, в принципе, не нужны. » Нужна отмена всего, что зависит от адвалорной стоимости (то, что определяется в процентах от таможенной стоимости товара, — «Апостроф») автомобиля, потому что она дает возможность манипулировать. Почему выступают против акциза? – Потому что акциз не дает возможности манипуляции. А у этих «решал» есть свои концы на таможне. Если мы ликвидируем все налоги, которые зависят от процентов, мы не оставим возможности для занижения стоимости», — рассказал специалист.

Рекомендуется к прочтению  Что делать, если машину забрали на штрафстоянку?

Таким образом, по его словам, нужно отменить пошлину, а также НДС, и оставить даже не акциз, а так называемый автомобильный налог, привязанный, например, к объему двигателя – 1 доллар за 1 кубический сантиметр. «Хочешь просто ездить, а не понты колотить, — заплати 800 долларов за Smart единый налог. Это что, большой налог, если платили только по 1 тысяче долларов за ввоз «бляхи»? А хочешь понты и ездить на 6-литровом «Кадиллаке», — заплати 6 тысяч долларов», — резюмировал эксперт.

Олег Назаренко считает, что нужно отказаться от пошлин на автомобили из ЕС, поскольку между Украиной и Евросоюзом действует режим свободной торговли Фото: UNIAN

Нулевая таможенная декларация

Автомобильный юрист Владимир Караваев предлагает еще более радикальный вариант – полностью обнулить ставки по НДС, таможенной пошлине и акцизу. «Принять соломоново решение и сказать, что у нас все, что касается транспортных средств, идет по нулевой ставке, так, как это делается в Грузии, на которую мы часто ссылаемся», — сказал он в комментарии «Апострофу».

При этом необходимо, что называется с калькулятором в руках, считать, что теряет бюджет и за счет чего можно компенсировать его потери: «Если будет найден чисто экономический вариант, каким образом будет получена компенсирующая сумма для бюджета, либо, наконец, кто-то перестанет воровать, потому что я лично убежден, что у нас на воровстве гораздо больше теряется, чем на растаможке автомобилей».

Свою позицию Караваев обосновывает тем, что в условиях, когда в Украине «традиционно» уровень подготовки водителей находится на крайне низком уровне, а «состояние дорог в стране можно даже не комментировать», остается третий фактор обеспечения безопасности дорожного движения – собственно, автомобиль. «Если государство не может обеспечить нормального водителя, если государство не может обеспечить фактор нормальной безопасной дороги, у него остается единственный выход – обеспечить людей безопасными автомобилями», — подчеркнул юрист. Он пояснил, что «15-летний Mercedes по своему качеству и по безопасности» гораздо более надежный, чем многие машины, которые выпускались в Украине или, например, в России.

Но здесь кроется еще одна опасность: отмена каких-либо сборов будет стимулировать к ввозу в страну пусть и европейских, но очень дешевых и, очевидно, старых машин, что может привести к тому, что Украина со временем превратится в общеевропейскую свалку автомобильного хлама. Не говоря уже о такой «мелочи», как экология.

Но и на этот вызов есть достойный ответ. «Если мы говорим о нулевой ставке, можно параллельно вводить условие обязательного прохождения техосмотра таких автомобилей при вводе в эксплуатацию. Ты не сможешь зарегистрировать автомобиль, пока ты не пройдешь техосмотр, и тебе не скажут, что он соответствует всем параметрам. И какие здесь затраты понесет человек, — это будут его личные проблемы. И он должен это понимать», — подчеркнул эксперт. Кроме того, по его словам, учитывая, что в Украине средний возраст автомобиля составляет 22 года, «как можно говорить о том, что 15-летний Mercedes кому-то навредит».

Все о езде на нерастаможенном авто в Украине: что можно и что нельзя по новому закону

Купить автомобиль из Европы, не зарегистрированный в Украине, в разы дешевле, чем с официальной регистрацией. И такой вариант выглядит очень привлекательно для каждого, кто хочет приобрести подержанный, но ещё в хорошем состоянии автомобиль из Европы. Но можно ли ездить на нерастаможенной машине в Украине и не получить проблемы с законом?

Если судить по количеству машин на польских номерах или других стран ближнего зарубежья, достаточно много автолюбителей ездят на нерастаможенном транспорте. Как это возможно и какие с этим связаны риски?

Как можно ездить на нерастаможенной машине в Украине?

Существует много серых схем, по которым «разводят» доверчивых граждан. С ними однозначно не стоит связываться, потому что проще легализовать машину в стране, чем платить по многочисленным штрафам за нарушения или вообще потерять автомобиль.

езда на нерастаможенном авто в Украине

Сколько времени можно ездить на нерастаможенном авто по украинским дорогам и как это правильно организовать? Есть несколько вариантов:

  1. Раз в 5 дней пересекать границу Украины, если через один и тот же пропускной пункт. Через разные можно 1 раз в 10 дней. Способ этот подходит только для тех автовладельцев, кто живёт в приграничной зоне и часто мотается в соседнюю страну, например, на работу. Схема работает как для автомобилей, купленных заграницей, так и по договору купли продажи транспортного средства Украине, но нерастаможенных.
  2. Если вы нерезидент Украины, то есть, имеете иностранное гражданство, вы имеете право пользоваться транспортным средством в личных целях в течение 1 года. При этом автомобиль должен быть зарегистрирован в Украине в консульстве страны вашего гражданства.
  3. Для украинских граждан есть вариант ездить на нерастаможенном авто в течение года в том случае, если машина зарегистрирована в другом государстве на резидента той страны, а украинец является совладельцем и вписан в техпаспорт как владелец транспортного средства. Раз в год держатель машины, иностранный гражданин, должен пересекать на ней границу Украины и возвращаться обратно, украинец не может сделать этого самостоятельно.
  4. Если вы гражданин Украины и при этом официально трудоустроены в заграничной компании. Тогда вы можете ездить на авто без растаможки в Украине, но тоже только в течение года. Но машина должна быть оформлена на иностранное юрлицо.

Как это выглядит на практике? Вы обращаетесь в фирму или к частному предпринимателю, который занимается пригоном автомобилей из Европы под заказ. Обсуждаете с ним, какое именно авто вам нужно, вносите предоплату. Её процент может быть разным.

Рекомендуется к прочтению  Можно ли отозвать генеральную доверенность на автомобиль?

Примерно через неделю вам пригоняют машину и после окончательного расчёта вручают пакет документов. Он должен позволить вам спокойно ездить на нерастаможенной машине. В этом пакете должно быть официальное подтверждение того, что вы являетесь сотрудником зарубежной компании. Автомобиль принадлежит этой компании, а вы имеете право им пользоваться в Украине в течение года.

Дополнительно вас проинструктируют, как вести себя, если вас остановит полицейский. Вам придётся выучить несколько статей таможенного кодекса, Конституции Украины, Стамбульскую конвенцию и быть готовым к конфискации автомобиля и судебным разбирательствам. Ведь невозможно проверить, действительно ли существует заграницей эта самая фирма, которой принадлежит ваше авто. А может, оно вообще находится в аресте или розыске?

Как видим, назвать такую схему полностью законной невозможно, разве что вы действительно сотрудник иностранной компании. Но тогда вам услуги посредников ни к чему.

Надёжный способ ездить на нерастаможенном авто в Украине

Если вы всё-таки готовы рискнуть и обратиться в одну из подобных фирм, на что вам нужно обращать внимание:

  • Цена на услуги будет выше, чем у большинства конкурентов.
  • Вас сразу честно предупредят, что автомобиль должен будет пересекать границу раз в год.
  • Компания готова к любым проверкам.

Надёжнее всего самому проверить привезённый автомобиль перед тем, как его купить. Достаточно прокатиться на нём с представителем компании до ближайшего полицейского патруля и попросить проверить машину. Только после того, как авто на еврономерах пробьют по всем базам и скажут, что претензий нет, на ней можно спокойно ездить по нашим дорогам.

В общем, вариантов для граждан Украины ездить на нерастаможенном автомобиле и при этом не нарушать закон, крайне мало. И всё же, судя по обилию машин на «евробляхах», находится довольно много желающих рискнуть.

Как ездить на нерастаможенной машине в Украине и не разориться на штрафах?

Желая успокоить покупателя, продавцы нерастаможенного транспорта обычно говорят, что достаточно заплатить всего один штраф в 8500 грн и ездить себе спокойно целый год. Но так ли это? Чаще всего, да. Ведь это административное нарушение и за него нельзя штрафовать чаще, чем 1 раз в год. Однако могут вызвать эвакуатор и забрать автомобиль на штрафстоянку и придётся немало понервничать, пока оплатите сам штраф и услуги эвакуатора, прежде чем заберёте его оттуда.

Какие ещё предусмотрены штрафы за езду на нерастаможенном авто:

  • За просроченное пребывание автомобиля без регистрации на территории страны (больше 10 дней), если владелец авто гражданин Украины: от 170 до 8500 грн, в зависимости от продолжительности просрочки.
  • Административный штраф за неуплату таможенных платежей в их трёхкратном размере.
  • За просроченное пребывание в Украине (больше 1 года), если владелец авто – нерезидент Украины или иностранное юрлицо: 100% стоимости транспортного средства и его конфискация.

В каждом из случаев таможенники могут не только взыскать штраф, но и отправить машину на штрафплощадку.

Важно!

В апреле 2021 года Верховная Рада Украины во втором чтении и в целом проголосовала Закон № 4643-д и № 4644-д о льготном растаможивании автомобилей с иностранной регистрацией. Принятие этого Закона ставит жирную точку в извечной проблеме «евроблях», поскольку устанавливает четкие и прозрачные правила ввоза и растаможки этой категории транспортных средств.

В течение 180 дней физическое лицо, ответственное за соблюдение сроков и условий (требований) таможенных режимов временного ввоза или транзита, имеет право вывезти за пределы таможенной территории Украины транспортное средство, бывшее в употреблении и ввезенное на таможенную территорию Украины до 31 декабря 2020 года, и по которому не соблюдены сроки и условия (требования ) таможенных режимов временного ввоза или транзита, при условии добровольной уплаты в государственный бюджет средств в сумме, равной размеру пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или 8,5 тыс. грн.

Какие лазейки в законодательстве используют автовладельцы?

Как же многие автовладельцы умудряются ездить на нерастаможенной машине? Своеобразным «спасением» от постоянных штрафов служит закон «О национальной полиции», которая обеспечивает порядок на дорогах. В нём не прописано, что полицейские имеют право контролировать, как автовладельцы соблюдают таможенные правила. И проверять срок нахождения автомобиля на территории страны – тоже не в их компетенции.

Но эти лазейки не особенно надёжны. Есть несколько нюансов:

  • Система обмена информацией между полицией и таможенной службой существует. Поэтому, если вы попадётесь на каком-либо правонарушении или полицейские заподозрят вас в нелегальном использовании авто на иностранных номерах, они могут передать ваши данные в Государственную Фискальную службу, а та уже взыщет штраф, какой посчитает нужным.
  • В любой момент всё может измениться, как только государство всерьёз возьмётся за контроль нерастаможенного транспорта. Один дополнительный закон – и полицейские смогут штрафовать машины на еврономерах по полной программе.
  • Если автомобиль угонят, вам будет очень непросто даже подать заявление в полицию, чтобы они могли проверить вин код автомобиля в Украине, ведь по документам вы не являетесь его владельцем. И часто именно в такой ситуации обнаруживается, что ваши документы на машину – «филькина грамота», иностранной фирмы, которой она принадлежит, вовсе не существует, а само авто числится в угоне давным-давно. И вы неожиданно из пострадавшего превращаетесь в подозреваемого.

Печальная статистика говорит о том, что авто на еврономерах угоняют намного чаще, чем украинские, причём средь бела дня и с использованием эвакуаторов. Ведь их владельцы, фактически, не защищены законом и мало что могут сделать.

Учитывая все риски, остаётся только не экономить, но перестраховаться и найти надёжных посредников, которые пригонят вам автомобиль законным способом. Либо ожидать, когда правительство наконец примет новый закон о нерастаможенных авто, который сделает их легализацию в Украине более доступной.

От редакции сайта: статья написана для ознакомления, мы рекомендуем покупать транспорт легальными способами на территории Украины.

Источник https://avto.informator.ua/2019/08/22/drakonovskie-shtrafy-vstupili-v-silu-chto-delat-vladeltsam-nerastamozhennyh-avtomobilej/

Источник https://apostrophe.ua/article/business/transport/2019-07-19/evroblyahi-v-zakone-kak-v-ukraine-izmenyat-pravila-vvoza-avtomobiley/26799

Источник https://www.ukrstrahovanie.com.ua/article/vse-o-ezde-na-nerastamozhennom-avto-v-ukraine-chto-mozhno-i-chto-nelzya-po-novomu-zakonu

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: