Содержание
Нарушение правил перевозки людей или сколько стоит безопасность
Вопрос обеспечения безопасности пассажиров общественного транспорта является одним из самых актуальных в правилах дорожного движения. Каждое государство определяет меру ответственности водителя за нарушение правил перевозки людей.
Проезд пассажиров в общественном автотранспорте – как регулируется?
Каждый человек хотя бы раз в жизни ездил на троллейбусе или трамвае, в крайнем случае вызывал такси. Иногда мы сталкиваемся с нестандартными, а иногда и неприятными ситуациями в дороге: превышение скорости, хамство водителя, нарушение элементарных правил движения. ПДД РФ предусмотрен отдельный пункт 22 «Перевозка людей».
Согласно ПДД п.22.3, в автобусах, работающих на междугородних, туристических, горных маршрутах количество мест для сидения и число пассажиров должно быть одинаковым.
Так что можете смело требовать у водителя избавить вас от нависающих сверху животов и не всегда приятно пахнущих подмышек.
Особое внимание хочется обратить на правила высадки и посадки пассажиров. Пока водитель полностью не остановил транспортное средство, пассажирам запрещено совершать посадку или высадку.
Хотя в реальной жизни мы постоянно становимся свидетелями неоднократного игнорирования правил движения. Количество перевозимых людей в городских рейсовых автобусах не должно превышать определенное в технической документации транспортного средства число (п.22.8 ПДД РФ).
Правила перевозки людей – всегда ли прав водитель?
Порой некоторые ситуации бывают даже комичными. От своих знакомых и коллег по работе вы можете услышать массу историй наподобие этой: «Опаздывая на работу, вызываю такси. Подъезжает машина, и, при словах, что я очень спешу, водитель начинает трогаться, совершенно не обращая внимания на неплотно захлопнутую дверь и не успевшего пристегнуться пассажира.
На мое возмущенное: «Куда мы так спешим?» был великолепный ответ: «Но вы же опаздываете!»
Водитель прав в одном – пассажир опаздывает, однако не настолько, чтобы попасть в ДТП и заплатить своим здоровьем, в лучшем случае. Кроме того, если такое нарушение будет пресечено инспектором ГИБДД, штраф за нарушение правил перевозки людей придется платить все тому же водителю.
Итак, в соответствии с п.22.7 ПДД водитель обязан проверить закрытие дверей и только после этого начинать или продолжать движение. Не менее регулярно нарушается запрет на перевозку людей вне кабины легкового автомобиля. Запомните, вы не свадебная кукла и не багаж, чтобы перемещаться подобным образом – правила перевозки грузов, к тому же, совсем другие.
Организованный проезд группы детей возможен в соответствии с ПДД в автобусе, который предварительно был обозначен знаком «Перевозка детей». В обязанности водителя входит создать оптимальные условия для перевозки детей с учетом технических особенностей транспортного средства. Никаких сидящих в проходе на стульчиках, табуреточках и ящичках детей в салоне автобуса наблюдаться не должно.
До 12-ти лет дети могут перемещаться в автомобилях на переднем сидении только в детских автомобильных креслах, выбранных по весу и росту ребенка. В остальных случаях возможно использование ремней безопасности. Не допускается (п.22.2) проезд детей в бортовой части грузового автомобиля.
Нарушение правил перевозки людей – что с грузовыми машинами?
Перемещение пассажиров в кабине грузовой машины не вызывает вопросов. А вот чем мы рискуем, передвигаясь в кузове? Для предотвращения возможных нарушений и максимально комфортной перевозки людей кузов грузовика должен соответствовать по технической части основным положениям ПДД. В пункте 22.3 говорится, что количество пассажиров, находящихся в бортовой части кузова, не может превышать число мест, оборудованных для их перевозки.
В отдельных случаях, согласно ПДД, возможна одновременная перевозка людей и грузов в кузове автомобиля с платформой, окруженной бортами, не предназначенной для пассажиров. Сопровождая груз, находиться следует на специально предназначенном месте, которое должно быть расположено ниже уровня бортов.
Стоять и весело размахивать перевозимым домашним цветком из кузова грузовика не стоит, иначе согласно п.22.6 ПДД РФ придется заплатить штраф, как вам, так и водителю.
Правила перевозки пассажиров
Порядок перевозки пассажиров на личном или общественном транспорте регламентирован главой 22 Постановления Правительства (ПП) № 1090 «О ПДД» и предусматривает следующие:
- правила, порядок и условия доставки людей в кузове грузовых машин и на мотоциклах (п.п. 21.1 – 22.5);
- о транспортировке организованных групп детей в автобусе, оборудованном информационной таблицей (п. 22.6) и порядке проезда с детьми до 7 лет со специальными посадочными устройствами (22.9);
- обязанность водителей начинать движение только после того, как он убедился, что все пассажиры заняли свои места и двери заперты (22.7).
Пункт 22.8 содержит прямой запрет перевозки людей на всех видах транспортных средств, не оборудованных для этих целей. Особо выделено недопущение нарушения, которое предполагает штраф за перегруз легкового автомобиля или общественного транспорта, в виде людей, находящихся в салоне, сверх разрешенной пассажировместимости.
Запрет на перевозку лишних пассажиров
При разработке нового автомобиля перед инженерами стоит задача создать не только быструю или мощную машину, но и обеспечить максимальную безопасность людей при возникновении ДТП. Современный автотранспорт оснащен комплексом системных устройств, выполняющих эту задачу: кресла, ремень и подушки безопасности, кузовные части, а также система тормозов.
При ударах кузов разрушается, нанося минимальный ущерб внутренней части салона, активная защита прочно фиксирует человека на посадочном месте, тормозная система – максимально снижает скорость при неминуемом столкновении. Но так бывает, только когда выполнены требования производителя. При наличии «лишних» пассажиров или «перегрузе», гарантировать минимальный ущерб здоровью людей не приходится по следующим причинам:
- Торможение. Система разрабатывается с учетом максимальной массы транспорта, ее превышение приводит к увеличению тормозного пути, а при экстренном использовании – непрогнозируемому перемещению пассажиров в салоне, особенно сзади машины.
- Маневрирование. Перестроения или повороты сопровождаются смещением центра тяжести автомобиля. Если нагрузка распределена неравномерно, имеется перевес в ту или иную сторону – велика вероятность возникновения неуправляемого заноса.
- Мощность. Превышение числа пассажиров гарантирует увеличение расчетной длительности разгона. Обгон попутного автотранспорта займет больше времени, что повлечет неправильную оценку дистанции до встречной машины.
- Износ ходовой части и двигателя. Нарушение эксплуатационных параметров снижает ресурс транспорта, увеличивая вероятность сбоев работы систем. Так, поломка в зимние морозы и невозможность продолжать движение, спровоцированная перегрузкой, наверняка скажется на здоровье пассажиров.
- Непредвиденные обстоятельства. Несанкционированное открытие дверей, травмы от неудачного размещения в салоне – далеко не все последствия чрезмерной загруженности автомобиля.
Внимание! Превентивной мерой таких последствий представлены проверки сотрудниками ГИБДД и штраф за перевозку пассажиров сверх нормы в отношении водителей, эксплуатирующих автомобиль без учета технических характеристик.
Штрафы за превышения количества пассажиров
Административным Кодексом (КоАП) за нарушения правил перевозки людей предусмотрен ряд наказаний. Штраф за превышение количества пассажиров в легковом автомобиле в 2019 году равен 500 рублям (статья 12.23 часть 1). Следует обратить внимание, что штрафы за 6 человек в машине назначаются при размещении одного водителя и пяти попутчиков, когда технической документацией предусмотрено только четыре.
В зависимости от вида транспорта и условий нарушения, взыскания представлены следующим:
- перевозка вне установленных мест (кабина машины, необорудованный прицеп, прочее подобное) – 1 000 рублей (ст.12.23 ч.2);
- доставка организованных групп детей с нарушениями влечет наказание водителя, должностных и юридических лиц в 3 000, 25 000 и 100 000 рублей соответственно (12.23/3);
- то же нарушение в темное время суток 5 000, 50 000, 200 000 рублей, кроме того, водитель может быть лишен прав на период от четырех до шести месяцев (ст.12.23 ч.5).
В отношении водителей автобусов, маршрутного автотранспорта («бусы», «топики») и такси, действуют требования части 1 статьи 12.23. Но расчет лишних пассажиров проводится исходя из технической документации на этот вид и модель транспортного средства.
Важно знать! Лишение прав за перегрузку водителям не грозит, но сотрудники ГИБДД имеют возможность инициировать наказание не только за это правонарушение, но и за сопутствующие – например, отсутствие ремня безопасности у пассажира.
Ответственность за перевозку людей в багажнике, прицепе
За другие нарушения правил перевозки пассажиров, например, в прицепе, независимо от его назначения (грузовой, «дом на колесах» и прочее), как и в багажнике автомобиля, также предусмотрена ответственность. Они не могут использоваться для этих целей, так как глава 22 ПДД предполагает такую возможность только для оборудованного кузова грузовика. Одновременно ее положения запрещают транспортировку людей вне салона.
При применении прицепа или багажника для перевозки пассажиров наступает ответственность, предусмотренная частью статьи 12.23 КоАП – наложение штрафа в одну тысячу рублей.
Ознакомившись с тем, какой штраф за лишнего пассажира в машине ожидает водителя, а также тяжестью последствий этого нарушения, каждый сидящий за рулем «любитель» или «профессионал» может задуматься, стоит ли рисковать жизнью людей ради копеечной выгоды от экономии топлива на дополнительную поездку, или перевозки пассажиров сверх предусмотренной производителем нормы посадочных мест.
Кто такой пассажир и его основные обязанности
Итак, пассажир – это участник дорожного движения, смежный с водителем и пешеходом, который находится в транспортном средстве, а также входит или выходит из него (п. 1.2 Правил). Он обязан соблюдать обязанности, предписанные для него (п. 1.3).
Перечислим основные обязанности пассажиров по ПДД на 2021 год!
- Пассажиры всегда обязаны пристёгиваться ремнями безопасности при их наличии в конструкции автомобиля (п. 5.1).
- За непристёгнутых пассажиров отвечает в том числе водитель (и сам нарушающий ПДД сидящий в машине).
- Садиться в машину и выходить из неё по действующим на 2021 год ПДД можно только со стороны тротуара (в том числе если он слева); если только это невозможно, то можно садиться и выходить со стороны дороги.
- Запрещается садиться или выходить из не полностью остановившегося ТС, открывать двери и мешать водителю. Аналогично водителю запрещается трогаться, если пассажиры не закрыли двери (п. 22.7).
Штрафы за превышения количества пассажиров
Административным Кодексом (КоАП) за нарушения правил перевозки людей предусмотрен ряд наказаний. Штраф за превышение количества пассажиров в легковом автомобиле в 2019 году равен 500 рублям (статья 12.23 часть 1). Следует обратить внимание, что штрафы за 6 человек в машине назначаются при размещении одного водителя и пяти попутчиков, когда технической документацией предусмотрено только четыре.
В зависимости от вида транспорта и условий нарушения, взыскания представлены следующим:
- перевозка вне установленных мест (кабина машины, необорудованный прицеп, прочее подобное) – 1 000 рублей (ст.12.23 ч.2);
- доставка организованных групп детей с нарушениями влечет наказание водителя, должностных и юридических лиц в 3 000, 25 000 и 100 000 рублей соответственно (12.23/3);
- то же нарушение в темное время суток 5 000, 50 000, 200 000 рублей, кроме того, водитель может быть лишен прав на период от четырех до шести месяцев (ст.12.23 ч.5).
В отношении водителей автобусов, маршрутного автотранспорта («бусы», «топики») и такси, действуют требования части 1 статьи 12.23. Но расчет лишних пассажиров проводится исходя из технической документации на этот вид и модель транспортного средства.
Важно знать! Лишение прав за перегрузку водителям не грозит, но сотрудники ГИБДД имеют возможность инициировать наказание не только за это правонарушение, но и за сопутствующие – например, отсутствие ремня безопасности у пассажира.
Общий штраф за различные нарушения
И первое, что необходимо знать – это часть 1 статьи 12.23 КоАП, предусматривающая штраф 500 рублей для водителя за любые нарушения правил перевозки пассажиров.
1. Нарушение правил перевозки людей, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 6 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
Второе, что нужно знать – это часть 1 статьи 12.29 КоАП со штрафом 500 рублей уже пассажиру за любые нарушения обязанностей, предписанных для него или неё. Частных случаев у этой санкции уже нет – за любое нарушение пассажиром предусмотрена эта мера наказания.
1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
То есть вышеуказанные штрафы – за всё то, что пассажир и водитель не выполнили в перечисленных пунктах правил для них выше. Оба штрафа можно оплатить со скидкой 50% в течение 20 дней после вынесения постановления, а в ряде случаев позднее. Камеры ни одно из таких нарушений не фиксируют.
Только непристёгнутого водителя некоторые средства автофиксации могут уличить, но к пассажирам это не относится – не доработаны технологии.
Ситуация №1: если пассажир не пристёгнут
Первая ситуация – Вы везёте пассажира, который не пристёгнут ремнём. За это инспектор в 2021 году обязан выписать 2 штрафа, один из которых перечислен выше, но второй по совершенно другой статье:
- пешеход должен быть оштрафован по ч.1 ст. 12.23 КоАП за нарушение пункта 5.1 ПДД,
- водитель должен быть привлечён к ответственности уже по статье 12.6 Административного кодекса на 1 000 рублей.
Управление транспортным средством водителем, не пристёгнутым ремнём безопасности, перевозка пассажиров, не пристёгнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства они предусмотрены, влечёт наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Как видим, исключение составляет лишь случай, когда на каком-нибудь старом автомобиле просто нет ремней безопасности. Обратите внимание – они должны быть именно не предусмотрены конструкцией, а не просто сняты уже после покупки машины.
На практике же за непристёгнутого пассажира чаще всего сотрудник ГИБДД выпишет штраф только водителю. Просто так повелось, что инспекторам не очень нравится иметь дело с пассажирами (как и с пешеходами).
Ситуация №4: если пассажир едет в багажнике, на капоте, крыше – снаружи автомобиля
Да, и для таких ситуаций в кодексе есть отдельная мера наказания. Она – часть 2 статьи 12.23 – предусматривает штраф 1 000 рублей водителю.
А вот для пассажира нет обязанности не залезать в багажник, на крышу, капот или иные места вне салона авто. Поэтому штрафа быть не должно.
Ситуация №5: если пассажиров больше, чем мест в автомобиле
Пункт 22.8 ПДД запрещает перевозить пассажиров в количестве, больше, чем мест в автомобиле, согласно его конструкции. В этом случае водителю также полагается штраф за нарушение правил перевозки пассажиров. Но, кроме этой санкции, будет применена в размере 1 000 рублей по статье 12.6 КоАП, если один из «лишних» пассажиров будет не пристёгнут ремнём безопасности.
Ситуация №6: если на месте водителя 2 человека
Тем временем, мы всё глубже заходим в дебри маловероятного и порой бредового. Что будет, если в автомобиле 2 человека сидят на месте для водителя? И ответ на этот вопрос ещё более тонкий, чем вышеприведённые.
Пункт 22.8 запрещает перевозить пассажиров именно сверх количества предусмотренных мест. Но на рисунке выше мест 5, а людей в машине – 4. Следовательно, 22.8 здесь не нарушается. Что же нарушается?! А ничего! ПДД 2021 года, действительно, не запрещают прямо управлять автомобилем 2 водителям одновременно.
Но речь идёт именно о водителях – то есть оба лица должны управлять транспортным средством. Между тем, определения и критериев управления в ПДД тоже нет. Крутить руль, жать на педали, переключать передачи, прибавлять громкость мультимедийной системы – что из этого является управлением автомобилем, судебная практика не говорит.
Поэтому в таком случае рассчитывать следует на самое худшее – любые манипуляции автомобильными системами и узлами можно принять за управление.
Если же второй человек просто сидит и ничего не трогает ни руками, ни ногами, то он пассажир. В таком случае можно притянуть нарушение обязанности в Правилах не мешать водителю, но «за уши», ведь лицо может и не мешать, и водитель даст соответствующие «правильные» показания.
Если же водителя два, то и к ответственности привлечены будут оба, как пример:
- за тот же непристёгнутый ремень,
- за управление в состоянии опьянения,
- за не вписанного водителя в страховку ОСАГО,
- за любые другие нарушения манёврами, расположения автомобиля и иные.
Ещё более парадоксальная ситуация возникает, когда несколько человек толкают машину – по логике ПДД, это тоже может быть управлением, и, следовательно, толкающие и находящиеся даже вне салона машины лица – тоже водители. Со всеми сопутствующими.
Какой размер штрафа за лишнего пассажира?
Перевозка пассажиров в количестве, превышающем норму – один из вариантов нарушения правил транспортировки людей. Наказание за лишнего пассажира в 2021 году определено первой частью статьи 12.23 КоАП РФ – административный штраф 500 рублей.
Штраф 500 рублей так же назначат гражданину, управлявшему автобусом, если количество людей в салоне превысит число посадочных мест при движении по междугородному, горному, туристическому или экскурсионному маршруту.
Если в 2021 году водитель будет задержан перевозящим «лишнего пассажира» за пределами кабины автотранспортного средства, его деяние попадет под смысл ч. 2 статьи 12.23 КоАП РФ. За это законодатель определил иной размер штрафа – 1000 руб.
Значительно строже будет санкция при соответствии деяния диспозиции третьей либо четвертой части рассматриваемой статьи административного кодекса. В соответствии с ними, если нарушение касается перевозки ребенка, а также, если число пассажиров превысит количество обустроенных мест для сидения при организованной перевозке группы детей, наказание разнится в зависимости от субъекта: в качестве штрафа водитель уплатит – 3 тыс. рублей; виновное должностное лицо – 25 тыс.
рублей; юридическое лицо – 100 тыс. рублей.
Когда пассажир считается лишним?
Нормы, касающиеся перевозки людей автотранспортом, в первую очередь изложены в положениях 22-й главы Правил дорожного движения. В контексте рассматриваемой проблемы необходимо определить:
- о каком транспортном средстве идет речь (автобус, легковая машина и пр.);
- маршрут (для маршрутных т.с.);
- является ли «лишний пассажир» ребенком;
- допущено ли искомое нарушение в ходе организованной детской автобусной перевозки.
В пункте 22.8 ПДД РФ обозначен запрет на перевозку людей «сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства».
Если в авто всего расположено пять кресел, оснащенных ремнями безопасности, то ехать в нем могут водитель и четыре пассажира. Провоз пятого запрещен, даже если задний диван достаточно большой, чтобы вместить всех желающих. В 2021 году провоз ребенка на коленях у одного из взрослых также недопустим.
Другой пример. Как было указано выше, при проектировании автобуса изготовитель может заложить определенное число стоячих мест. В ряде случаев пассажиры при необходимости могут ехать стоя, но если водитель возьмет больше стоящих пассажиров, чем предусмотрел завод-изготовитель, это также будут «лишние пассажиры» за которых будет назначен штраф.
В 2021 году закон определяет ситуации, когда любой пассажир, оставшийся без кресла, будет лишним. Пунктом 22.3 ПДД РФ установлено, что число перевозимых в салоне людей при следовании по междугородному, горному, туристическому или экскурсионному маршруту и при организованной перевозке группы детей не должно превышать количества мест, оборудованных для сидения. Т.е. в этих случаях ехать стоя запрещено.
Как понять, на какое количество пассажиров рассчитан транспорт в 2021 году?
Количество мест и их расположение определяет изготовитель. Следует найти руководство по эксплуатации конкретной модели, там эту информацию обязаны указывать. С особенным вниманием к этому вопросу относятся при коммерческих перевозках, так как данные о количестве пассажирских мест передаются и в Налоговую службу.
В некоторых ситуациях не обойтись без проведения экспертизы.
Обычному гражданину, который уверен, что в конструкцию его легкового современного авто прежние владельцы не вносили изменения, обычно достаточно ориентироваться на количество мест, оснащенных штатными ремнями безопасности.
Порядок назначения штрафа
Для того чтобы привлечь нарушителя к ответственности в 2021 году, уполномоченному сотруднику полиции необходимо остановить автомобиль и выявить факт наличия в нем лишнего пассажира. Причиной остановки может быть любое другое правонарушение, касающееся безопасности дорожного движения, допущенное автомобилистом. Транспорт без видимых нарушений также может быть остановлен.
Например, это возможно в случае проведения на определенной территории специального профилактического мероприятия, или если транспортное средство подходит под описание в ориентировке. Далее в обычной практике внимательный инспектор замечает, что людей подозрительно много.
Если автоинспектор установил факт нарушения в виде перевозки лишнего пассажира, он приступит к процессуальному оформлению события. В данном случае предусмотрен упрощенный процесс, решение должностному лицу разрешено принять на месте. Если водитель не оспаривает штраф за лишнего пассажира, инспектор вынесет постановление по делу об Административном правонарушении, в нем же укажет меру ответственности.
Если автомобилист с тем, что его действия противоречили нормам, не согласен, то в будет составлен протокол по делу об Административном правонарушении, где будет обозначено место и время дальнейшего рассмотрения.
После оформления необходимых бумаг водитель получает копию составленного протокола о назначении штрафа за лишнего пассажира и может продолжить движение, однако само нарушение необходимо устранить. В противном случае нарушитель может быть вновь задержан.
Кто ответственен за лишнего пассажира в 2021 году?
Субъектом рассматриваемого нарушения может быть только водитель. Штрафу за лишнего пассажира будет подвергнут именно человек, который находился за рулем и управлял транспортным средством. Он ответственен за безопасность перевозки и ее соответствие установленным нормам.
С учетом того, что пассажир, оказавшийся лишним, вероятнее всего находится в авто, без возможности пристегнуться ремнем безопасности, ему также могут вменить штраф, но по другой статье. За нарушение ПДД пассажиром наказание определено частью 1 статьи 12.29 Кодекса – 500 руб. административного штрафа.
Добавим, что автомобилисту может быть назначен и штраф 1000 руб., который положен по статье 12.6 Кодекса за перевозку людей без использования ремней безопасности.
Что делать водителю, если автоинспектор назначает штраф за лишнего пассажира?
При общении с сотрудником полиции водителю следует быть корректным и стремиться разобраться в ситуации. Если он осознает, что допустил нарушение, следует спокойно оформить бумаги, а затем уплатить штраф за перевозку лишнего пассажира. При уверенности, что незаконны как раз действия инспектора ДПС, гражданин может воспользоваться правом на осуществление аудио- и видеосъемки.
Затем следует записать свои замечания в протоколе по делу об Административном правонарушении, который будет составлен в случае спора.
Водитель вправе вовсе отказаться ставить свою подпись в протоколе, но тогда в присутствии понятых об этом ставится отметка, и на дальнейшую процедуру отказ никак не влияет. Если было вынесено постановление, гражданин также может его обжаловать.
Есть ли скидка?
В 2021 году водитель может сэкономить ровно половину суммы назначенного штрафа за лишнего пассажира, если произведет уплату за ближайшие двадцать дней, следующих за днем вынесения постановления. Такую возможность предоставляет статья 32.2 Административного кодекса. Эта льгота не касается ряда грубых нарушений.
Исключения указаны непосредственно в норме, штрафа за перевозку лишнего пассажира среди них нет. В любом случае, штрафные санкции необходимо погасить за 60 суток, чтобы избежать дополнительных расходов за несвоевременную уплату (ст. 20.25 КоАП РФ).
Обжалование штрафа за лишнего пассажира
У гражданина есть 10 суток со дня, когда ему была вручена копия постановления, на то, чтобы его обжаловать. Если этот срок пропущен, период обжалования штрафа за лишнего пассажира могут возобновить при наличии веских оснований.
Основные этапы обжалования штрафа за лишнего пассажира в 2021 году можно обозначить следующим образом:
- поиск доводов в свою пользу, сбор материала;
- определение места рассмотрения;
- составление текста жалобы (образец прилагается);
- проверка его корректности и достоверности данных;
- направление документа адресату;
- принятие участия в рассмотрении.
Рассмотрим эти этапы подробнее.
- Необходимо подобрать доводы, которые убедят судью или должностное лицо в Госавтоинспекции, что постановление о назначении штрафа за лишнего пассажира действительно необходимо отменить. Следует собрать все имеющиеся материалы, которые подтверждают правоту. Это может быть видеозапись, на которой запечатлено, что в салоне допустимое число пассажиров, а сотрудник полиции действует незаконно. Возможно, был найден документ, удостоверяющий, что изменения в конструкцию автомобиля внесены по правилам, либо инструкция по эксплуатации, которая подтверждает правоту водителя. В 2021 году основанием для отмены постановления может быть и грубая ошибка в документе, такая как неверно указанные данные о модели транспортного средства.
- Необходимо выбрать орган, в котором будет рассмотрена жалоба. Если оспариваемое постановление вынесено сотрудником Госавтоинспекции, можно обратиться в вышестоящий орган, к вышестоящему должностному лицу, либо в районный суд. Допустимо направить заявление всем адресатам одновременно, но тогда заниматься делом будет вправе только судья. При выборе суда ориентироваться нужно на место, где было выявлено нарушение. Определить искомое подразделение Госавтоинспекции помогут данные, указанные в постановлении. Даже в случае ошибки в выборе должностного лица или суда жалоба должна быть перенаправлена по подведомственности за трое суток без участия гражданина. Для подразделения ГИБДД срок, в течение которого обязаны принять мотивированное решение, ограничен десятью днями, исчисляемыми с момента, когда она поступит со всеми материалами. Для судьи он значительно больше – два месяца. Некоторые граждане опасаются, что сотрудники Госавтоинспекции менее беспристрастны, нежели судьи, и предпочитают ждать дольше.
- Составить жалобу с заявлением на обжалование штрафа за лишнего пассажира по предложенному образцу – от руки или на компьютере. Необходимые данные об инспекторе указаны в самом оспариваемом документе. Текст должен быть корректным, разборчивым, не должен содержать грубостей. Обязательно нужно указать данные заявителя, анонимной такая жалоба быть не может.
- После составления текста будет не лишним её перепроверить и убедиться, что факты не искажены. На рассмотрении может присутствовать инспектор, а у него может оказаться видео- или аудиозапись, о которой нарушитель не знал.
- Готовый документ можно направить заказным письмом или доставить непосредственно адресату. В 2021 году в подразделениях Госавтоинспекции есть специальные опечатанные ящики для приема обращений граждан, можно обратиться в канцелярию или секретариат.
- Дождавшись ответа, следует явиться на рассмотрение, чтобы лично отстоять свою позицию. В ряде случаев процедура может быть проведена без заявителя. Решение по жалобе будет озвучено сразу и его также можно обжаловать в вышестоящей инстанции.
В сложной с правовой точки зрения ситуации на каждом этапе обжалования штрафа за лишнего пассажира будет полезна помощь юриста. Уверенному в своей правоте и в знаниях человеку не составит труда добиться отмены незаконного решения самостоятельно.
Как избежать штрафа, и в чем опасность неправильной перевозки?
Лучший и одновременно единственный законный способ избежать ответственности за перевозку лишнего пассажира – не допускать это правонарушение. Водитель должен перевозить лишь то количество пассажиров, которое предусмотрел изготовитель. Это в первую очередь вопрос не удобства, а безопасности, так как такое нарушение влечет увеличение тяжести последствий в случае ДТП.
Дополнительный человек в легковом автомобиле лишен возможности использовать ремень безопасности. Для ребенка, которого посадили на колени к взрослому, риск тяжелых травм или гибели существенно увеличивается. Множество примеров ДТП способны проиллюстрировать, что взрослый не способен удержать малыша, зато часто наносит повреждения массой собственного тела.
Даже учитывая, что многие пассажиры задних сидений в принципе не склонны использовать ремни безопасности, наличие в салоне еще одного незакрепленного тела при сильном ударе и (или) опрокидывании, увеличит ущерб здоровью пострадавших.
Некоторые недобросовестные владельцы автобусов и микроавтобусов, на которых осуществляют коммерческие перевозки, стараются незаконно увеличить пассажировместимость своих транспортных средств для извлечения выгоды, просто добавив одно или несколько кресел. Изменять конструкцию транспортного средства, как это положено, достаточно дорогой и длительный процесс. Но в соответствии характеристик нового кресла требованиям безопасности при этом будет больше уверенности. Пассажир автобуса или микроавтобуса, которому достанется некачественно установленное сидение, самовольно добавленное автовладельцем, может пострадать в ДТП существеннее, чем прочие.
Штрафы за нарушения правил перевозки пассажиров в ситуациях
В ПДД пассажиры – это отдельный термин и категория участников дорожного движения. У них есть свои обязанности и права. А за неисполнение обязанностей отвечают не только пассажиры, но и водитель. Между тем, особенностей правил для этой категории не так уж и много, но штрафы могут существенно отличаться в зависимости от той или иной ситуации. Рассмотрим все штрафы в различных случаях за нарушения правил перевозки пассажиров!
Кто такой пассажир и его основные обязанности
Итак, пассажир – это участник дорожного движения, смежный с водителем и пешеходом, который находится в транспортном средстве, а также входит или выходит из него (п. 1.2 Правил). Он обязан соблюдать обязанности, предписанные для него (п. 1.3).
Перечислим основные обязанности пассажиров по ПДД на 2022 год!
- Пассажиры всегда обязаны пристёгиваться ремнями безопасности при их наличии в конструкции автомобиля (п. 5.1).
- За непристёгнутых пассажиров отвечает в том числе водитель (и сам нарушающий ПДД сидящий в машине).
- Садиться в машину и выходить из неё по действующим на 2022 год ПДД можно только со стороны тротуара (в том числе если он слева); если только это невозможно, то можно садиться и выходить со стороны дороги.
- Запрещается садиться или выходить из не полностью остановившегося ТС, открывать двери и мешать водителю. Аналогично водителю запрещается трогаться, если пассажиры не закрыли двери (п. 22.7).
Штрафы
Несмотря на не очень большой ряд нарушений, в назначении тех или иных штрафов можно запутаться. Можно ли за нескольких непристёгнутых пассажиров получить несколько штрафов? Что, если поездка осуществляется с «перегрузом» пассажиров более одного? И отдельного рассмотрения заслуживает такая категория как дети.
Давайте рассмотрим все штрафы за нарушения правил перевозки пассажиров в 2022 году в различных ситуациях!
Общий штраф за различные нарушения
И первое, что необходимо знать – это часть 1 статьи 12.23 КоАП, предусматривающая штраф 500 рублей для водителя за любые нарушения правил перевозки пассажиров.
1. Нарушение правил перевозки людей, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 6 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
Второе, что нужно знать – это часть 1 статьи 12.29 КоАП со штрафом 500 рублей уже пассажиру за любые нарушения обязанностей, предписанных для него или неё. Частных случаев у этой санкции уже нет – за любое нарушение пассажиром предусмотрена эта мера наказания.
1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения влечёт предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей.
То есть вышеуказанные штрафы – за всё то, что пассажир и водитель не выполнили в перечисленных пунктах правил для них выше. Оба штрафа можно оплатить со скидкой 50% в течение 20 дней после вынесения постановления, а в ряде случаев позднее. Камеры ни одно из таких нарушений не фиксируют. Только непристёгнутого водителя некоторые средства автофиксации могут уличить, но к пассажирам это не относится – не доработаны технологии.
Ситуация №1: если пассажир не пристёгнут
Первая ситуация – Вы везёте пассажира, который не пристёгнут ремнём. За это инспектор в 2022 году обязан выписать 2 штрафа, один из которых перечислен выше, но второй по совершенно другой статье:
- пешеход должен быть оштрафован по ч.1 ст. 12.23 КоАП за нарушение пункта 5.1 ПДД,
- водитель должен быть привлечён к ответственности уже по статье 12.6 Административного кодекса на 1 000 рублей.
Управление транспортным средством водителем, не пристёгнутым ремнём безопасности, перевозка пассажиров, не пристёгнутых ремнями безопасности, если конструкцией транспортного средства они предусмотрены, влечёт наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Как видим, исключение составляет лишь случай, когда на каком-нибудь старом автомобиле просто нет ремней безопасности. Обратите внимание – они должны быть именно не предусмотрены конструкцией, а не просто сняты уже после покупки машины.
На практике же за непристёгнутого пассажира чаще всего сотрудник ГИБДД выпишет штраф только водителю. Просто так повелось, что инспекторам не очень нравится иметь дело с пассажирами (как и с пешеходами).
Ситуация №2: если не пристёгнуты и водитель, и пассажиры
Усложним задачу для инспектора – сколько раз нужно оштрафовать находящихся в транспортном средстве лиц, если ремнём безопасности не пристёгнут водитель и также 2-3-5 пассажиров, которых он перевозит.
Казалось бы, в случае из схемы выше водителю могут выписать аж 3 штрафа:
- по одному за 2-х непристёгнутых пассажиров,
- и ещё один за водителя без ремня.
Но нет. КоАП наказывает за факт перевозки пассажиров без ремней. Сколько их будет, не важно, водитель штрафуется за управление с нарушением ПДД без учёта количества непристёгнутых пассажиров.
А вот пассажирам положен штраф уже каждому, ведь каждый из них нарушил.
Но также есть важная тонкость – водителю, положен тоже только один штраф, потому как он нарушил один пункт ПДД – 2.1.2, который запрещает как ездить непристёгнутым, так и перевозить таких пассажиров. И выписывается штраф по одной статье, которая предусматривает санкцию за оба этих нарушения. КоАП чётко предписывает, что нельзя дважды быть подвергнутым наказанию за одно нарушения. Впрочем, и тут среди автоюристов ведутся бесконечные споры – кто-то считает, что нарушения 2, потому что они, хотя и прописаны в одном пункте Правил, всё же перечисляются через запятую.
Ситуация №3: если не пристёгнуты водитель и пассажиры, один из которых – ребёнок
Ещё больше усложним задачу – теперь один из непристёгнутых пассажиров – ребёнок младше 7 лет. Детей старше можно перевозить, пристегнув штатным ремнём безопасности.
В этом случае будет выписано 3 штрафа:
- водителю 500 рублей по статье 12.6 за ремень и перевозку взрослого пассажира без ремня,
- водителю 3 000 рублей по ч.3 ст. 12.23 за перевозку детей в нарушение ПДД,
- пассажиру штраф 500 рублей или предупреждение по ч.1 ст. 12.29 КоАП.
Ситуация №4: если пассажир едет в багажнике, на капоте, крыше – снаружи автомобиля
Да, и для таких ситуаций в кодексе есть отдельная мера наказания. Она – часть 2 статьи 12.23 – предусматривает штраф 1 000 рублей водителю.
А вот для пассажира нет обязанности не залезать в багажник, на крышу, капот или иные места вне салона авто. Поэтому штрафа быть не должно.
Ситуация №5: если пассажиров больше, чем мест в автомобиле
Пункт 22.8 ПДД запрещает перевозить пассажиров в количестве, больше, чем мест в автомобиле, согласно его конструкции. В этом случае водителю также полагается штраф за нарушение правил перевозки пассажиров. Но, кроме этой санкции, будет применена в размере 1 000 рублей по статье 12.6 КоАП, если один из «лишних» пассажиров будет не пристёгнут ремнём безопасности.
Ситуация №6: если на месте водителя 2 человека
Тем временем, мы всё глубже заходим в дебри маловероятного и порой бредового. Что будет, если в автомобиле 2 человека сидят на месте для водителя? И ответ на этот вопрос ещё более тонкий, чем вышеприведённые.
Пункт 22.8 запрещает перевозить пассажиров именно сверх количества предусмотренных мест. Но на рисунке выше мест 5, а людей в машине – 4. Следовательно, 22.8 здесь не нарушается. Что же нарушается?! А ничего! ПДД 2022 года, действительно, не запрещают прямо управлять автомобилем 2 водителям одновременно.
Но речь идёт именно о водителях – то есть оба лица должны управлять транспортным средством. Между тем, определения и критериев управления в ПДД тоже нет. Крутить руль, жать на педали, переключать передачи, прибавлять громкость мультимедийной системы – что из этого является управлением автомобилем, судебная практика не говорит. Поэтому в таком случае рассчитывать следует на самое худшее – любые манипуляции автомобильными системами и узлами можно принять за управление.
Если же второй человек просто сидит и ничего не трогает ни руками, ни ногами, то он пассажир. В таком случае можно притянуть нарушение обязанности в Правилах не мешать водителю, но «за уши», ведь лицо может и не мешать, и водитель даст соответствующие «правильные» показания.
Если же водителя два, то и к ответственности привлечены будут оба, как пример:
- за тот же непристёгнутый ремень,
- за управление в состоянии опьянения,
- за не вписанного водителя в страховку ОСАГО,
- за любые другие нарушения манёврами, расположения автомобиля и иные.
Ещё более парадоксальная ситуация возникает, когда несколько человек толкают машину – по логике ПДД, это тоже может быть управлением, и, следовательно, толкающие и находящиеся даже вне салона машины лица – тоже водители. Со всеми сопутствующими.
Правила перевозки пассажиров – обязанности водителя машины
Основной задачей водителя является обеспечение безопасности — личной и пассажиров. Это прописано в правилах дорожного движения, а в новой их редакции выделен целый раздел, который имеет название «Правила перевозки пассажиров». Существует много тонкостей у данных правил и требований, учитывая наличие пассажиров с разными потребностями к транспортировке. К примеру, много ограничений и серьезных требований сегодня присутствует к перевозке детей до 12 лет.
Общие правила перевозки пассажиров достаточно просты. В большинстве своем они направлены на предоставление комфортной и безопасной поездки без возможности нанесения травм и повреждений человеку в обычных дорожных ситуациях, а также на предотвращение серьезных повреждений при ДТП и в прочих неприятных моментах.
Основные правила перевозки пассажиров и требования к водителю
Базовые правила исходят исключительно из логики безопасной транспортировки. Это важные моменты, их соблюдение необходимо для обеспечения безопасной и комфортной поездки как для самого водителя, так и для каждого пассажира. В этих правилах речь идет о базовых вещих, таких как требования пристегнутого ремня безопасности и слежения за этим моментом.
Интересно, что по новой редакции правил дорожного движения можно понимать, что водитель несет ответственность не только за себя, но и за каждого пассажира. То есть, если ваш пассажир не пристегнут, отвечать за этот проступок и платить штраф все равно придется водителю. Базовые нормы правил рассматривают такие вопросы перевозки пассажиров:
- правильная посадка и высадка пассажиров в отведенных для этого местах или на обочинах в местах, где разрешена остановка и стоянка;
- определение допустимого количества пассажиров в автомобиле — допустимое количество диктуется техническими характеристиками и указано в эксплуатационных документах машины;
- правила использования ремней безопасности для взрослых пассажиров — наличие ремней сегодня обязательно для всех авто;
- правила применения специальных удерживающих средств для безопасной перевозки детей в автомобиле.
Правила запрещают перевозить лишнее количество пассажиров, а также прописан запрет на перевозку людей вне кузова автомобиля. То есть, если ваш друг после посещения ночного клуба захочет проехаться, вылезая в люк на крыше автомобиля, это может стать причиной наложения штрафа и неприятной беседы с сотрудниками ГИБДД.
Новая редакция правил имеет достаточно много дополнений и уточнений. Каждому водителю рекомендуется прочесть новые правила и обратить особое внимание на штрафы, которые будут накладываться на нарушителей. Если раньше нарушение правил перевозки пассажиров часто каралось лишь замечанием со стороны инспектора дорожной полиции, то сегодня за этот проступок предусмотрен немалый штраф.
Размеры штрафов за нарушение правил перевозки пассажиров
Количество нарушений правил перевозки пассажиров в легковом автомобиле значительно увеличилось. Мы настоятельно рекомендуем не ограничиваться прочтением выжимки из правил, а прочесть все обновления в данном Законе, иначе вы не будете иметь полного представления о введенных изменениях.
Штрафы сегодня приняли новые облики, стали более ужасающими и серьезными, что явно мотивирует многих водителей не нарушать. Тем более, принципиальность сотрудников ГИБДД также значительно повышается, что становится причиной все менее приятного общения с полицейскими на дороге. Потому лучше запомнить следующие цифры, означающие штрафы за неправильную перевозку пассажиров:
- пассажир с непристегнутым ремнем безопасности будет стоить вам 1000 рублей, а также 500 рублей самому пассажиру;
- если вы будете перевозить лишнего пассажира, придется отдать в казну 500 рублей за данное нарушение;
- перевозка людей вне кабины автомобиля (на крыше, капоте или крышке багажника) обойдется водителю в 1000 рублей;
- возможны комбинированные штрафы, в данном случае не работает мера самого сурового наказания.
Во многих случаях последствия правонарушения упрощаются тем, что самая серьезная мера поглощает все остальные. То есть, раньше при совершении ряда нарушений, самое дорогое из которых каралось штрафов в 2000 рублей, вы заплатили бы именно две тысячи, а не суммарное количество санкций. Сегодня же все гораздо менее интересно для водителя.
То есть, самая неприятная ситуация в таком случае будет, если человек, едущий на капоте, окажется шестым в машине с максимальным количеством в пять пассажиров, а также не будет пристегнут. Вот тогда водителю и придется познать все особенности новой редакции правил. Вы можете подумать, что такие ситуации вообще невозможны, но прецеденты наложения подобных штрафов уже есть.
Моральная ответственность за безопасность детей в автомобиле
Правила придуманы не просто так. Каждый пункт правил направлен на две важные задачи. Первая — это обеспечение безопасности и порядка при перевозке людей. Вторая — наполнение бюджета государства. Потому лучше пользоваться первым вариантом задач и не наполнять бюджет со своего кармана в виде отчисления штрафов. Это важный момент взаимоотношение полиции и водителей.
Нарушая правила перевозки пассажиров, вы создаете дискомфортные условия поездки, часто портите свой автомобиль, а самое главное — подставляете под опасность чье-то здоровье и даже жизнь. Такие риски недопустимы, потому стоит соблюдать выглядящие вполне естественными требования перевозки. Особенно это касается транспортировки детей, ведь в данном случае правила определяют следующие моменты:
- транспортировка детей до 12 лет исключительно в специальных удерживающих устройствах;
- удерживающим устройством не является адаптер ремня безопасности;
- бустеры также не могут служить полноценным устройством для перевозки ребенка;
- полную безопасность передвижения ребенок получает только в кресле специальной конструкции.
Детское кресло может показаться многим водителям настоящим испытанием и непотребной покупкой. Хорошая вещь стоит очень дорого, а некачественную покупать не имеет смысла. Потому нашим водителям и предлагают различные бустеры и адаптеры, которые на самом деле не защищают ребенка и не обеспечивают его безопасность в ДТП.
Кресла разработаны так, что даже в серьезной аварии не позволяют ребенку вылететь из него и повредить жизненно важные части тела. Также качественные детские кресла противостоят деформации, защищая голову и брюшную полость малыша при сильных авариях. Если не верите в эффективность кресел, посмотрите фото и почитайте отзывы тех, кто реально испытал их надежность.
Предлагаем посмотреть интервью с сотрудником ГИБДД о противоречиях в правилах перевозки пассажиров, в особенности детей:
Подводим итоги
Правила перевозки пассажиров — это не самый важный раздел ПДД, на который мы редко обращали внимание. Штрафы всегда были символичными и ограничивались предупреждениями, а нарушения не несли за собой серьезных последствий. Сегодня же, когда скорости и мощность автомобилей постоянно увеличивается, такие нарушения могут стать причиной самых неприятных последствий. Потому нужно осознавать и понимать все возможные проблемы, вызванные несоблюдением правил.
Да и кошелек свой лучше пожалеть и потратить деньги не на штраф, а на хорошее детское кресло. Это будет гораздо более эффективное вложение средств, которое позволит защитить вашего ребенка. Скажите, часто ли вы нарушаете правила перевозки пассажиров?
Источник https://armgortrans.ru/avto-i-transport/shtrafy-za-narusheniia-perevozki-passazhirov-2021-v-situatsiiakh.html
Источник https://autotonkosti.ru/q/shtrafy-za-narusheniya-pravil-perevozki-passazhirov-v-situaciyah
Источник https://avto-flot.ru/blog/pravila-perevozki-passajirov-obyazannosti-voditelya-mashinyi.html