Содержание
Нужна ли регистрация фаркопа в ГИБДД
Владельцы автомобилей знают, что дополнительное оборудование, установленное на транспортное средство, во многих случаях требуется регистрировать. Вопросы возникают лишь с тем, какие модификации подлежат регистрации, а какие нет. Например, регистрация фаркопа в ГИБДД – процедура обязательная, если документов на оборудование нет. Если же имеется сертификат производителя, то регистрировать устройство не нужно.
Нужно ли регистрировать установленный фаркоп в ГИБДД
Решение вопроса зависит от того, как был приобретен фаркоп, имеются ли на него документы.
- Если бумаги в порядке, то обращение в ГИБДД не требуется, фаркоп устанавливается и используется по назначению.
- При отсутствии документов и невозможности их восстановления, фаркоп становится элементом изменения конструкции, требующим постановки на учет в Госавтоинспекции.
Модифицируемый транспорт должен соответствовать нормам безопасности. Установка самодельных устройств недопустима, и многие владельцы авто заказывают ТСУ именно заводского производства, которые поставляются с сертификатами и документами о безопасности изделия.
Если автомобиль не оснащен базовым фаркопом, то для самостоятельной его установки приходится снимать бампер, то есть, изменять конструкцию задней части кузова, что считается существенным конструктивным преобразованием. Если хозяин транспорта проигнорирует необходимость регистрации установленного фаркопа, то по закону может понести административную ответственность.
Какие документы нужны, и как их получить
Владельцу транспортного средства предстоит несколько раз обращаться в автоинспекцию с документами на установку фаркопа. Первоначально необходимо представить:
- заявление по установленной форме;
- оригинал и двустороннюю копию ПТС;
- документальные подтверждения качества и безопасности устройства;
- свидетельство о регистрацию ТС в ГАИ.
После проведения модификации (установки фаркопа), владелец еще раз должен прийти в автоинспекцию для регистрации фаркопа на легковой автомобиль. Сотрудник ГИБДД проверит, качественно ли установлено устройство, нет ли риска для участников дорожного движения. В этом случае необходимо представить:
- заявление на регистрацию модификации;
- договор покупки прицепа (если в наличии);
- сертификат на фаркоп;
- акт автосервиса об установке;
- карту диагностики транспортного средства (выдается СТО);
- экспертное заключение (выдается СТО).
Стоимость установки оборудования на СТО включает затраченные мастером силы и время, поэтому водителю придется заплатить за установку в среднем 1500 рублей, а с подключением электрики 3500 рублей. Некоторые водители, желая сэкономить, занимаются установкой сами или просят помощи у «гаражных» мастеров.
Как зарегистрировать уже установленный фаркоп
Если приобретен автомобиль с тягово-сцепным устройством, а документов на него нет, необходимо обратиться к поставщику за копиями. Можно послать заказное или электронное письмо, или прийти в офис, если компания-производитель находится в том же городе.
Обычно проблем с выдачей копий документов на фаркоп не возникает. Но если производитель не отреагировал на ваш запрос, остаются два варианта:
- покупка новой сцепки с документами;
- оформление модификации в автоинспекции.
Первый вариант проще и, естественно, дешевле.
Есть дельцы, предлагающие купить поддельные документы. Если подделка будет обнаружена, может последовать административное, а иногда и уголовное наказание. Настоящие документы выдает только компания-производитель, и требовать их нужно только у нее.
Как определить, можно ли ставить фаркоп на автомобиль
На многие модели автомобилей установка сцепного оборудования разрешена, но некоторые машины непригодны в качестве «тягача», и фаркоп для них не предусмотрен. Чтобы определить, можно ли на ваш автомобиль устанавливать сцепку, достаточно изучить VIN-код под капотом или на правой средней дверной стойке.
Там указаны в четыре ряда числа (кг):
- первый ряд – вес машины в снаряженном состоянии (с пассажирами и грузом);
- второй – допустимый вес с прицепом;
- третий и четвертый – допустимые нагрузки на переднюю и заднюю оси.
Если второго ряда в VIN-коде вашего авто нет, использование прицепа и установка фаркопа запрещены правилами техники безопасности.
Что делать, если установка не предусмотрена заводом
Чтобы сделать модификацию законной, необходима экспертиза. Водитель должен:
- восстановить или получить документы на установку фаркопа в СТО;
- представить документы на ТС и фаркоп в МРЭО и пройти экспертизу;
- зарегистрировать изменения в конструкции (в ПТС вписываются соответствующие дополнения).
Госавтоинспекция не занимается экспертизами изменений в конструкции автомобиля – она только предоставляет бланки и направляет владельца ТС в определенные лаборатории МРЭО.
Наказание за незаконно установленный фаркоп
Если у вас нет документов на фаркоп, сцепное устройство установлено самостоятельно и не зарегистрировано, то, согласно статье 12.5 КоАП РФ, сотрудники ГИБДД имеет полное право оштрафовать вас на сумму в 500 рублей.
Итак, фаркоп – удобное и функциональное приспособление, позволяющее цеплять к машине прицепы и перевозить грузы значительно большего объема. Однако лучше всего купить сертифицированное сцепное устройство и выполнить его установку в соответствии с законодательством. Это позволит вам сэкономить массу времени и денег, а заодно избавит от претензий сотрудников ГИБДД и угрозы штрафа.
Автор: Киселев Я.Л.
Как осуществляется регистрация фаркопа на легковой автомобиль
Некоторые автолюбители хотят усовершенствовать свою машину, улучшить ее внешний вид, поменять фары, установить газобаллонное оборудование либо фаркоп.
Наличие фаркопа становится необходимостью для любителей экстремального вождения по бездорожью и дачников. Все трансформации, связанные с вмешательством в техническую систему автомашины и меняющие ее характеристики, подлежат регистрации.
Внесение изменений в конструкцию автомобиля
Монтаж либо демонтаж оборудования автотранспорта, влияющий на уровень его безопасности на дороге, является изменением конструкции машины.
Все проводимые изменения касаются:
- внешнего вида автомобиля (замена составных частей машины или монтаж дополнительных деталей);
- проходимости транспорта;
- технических характеристик (изменение частей двигателя, подвески и иных элементов конструкции).
Определение фаркопа
Устройство, устанавливаемое для сцепления машины с прицепом либо с иным автотранспортом при буксировке, называется фаркоп.
Использование названого устройства позволяет равномерно распределить нагрузку от вытягиваемого автомобиля либо прицепа в целях обеспечения безопасности на дороге.
- складной (конструкция легко складывается благодаря шарнирам и убирается под бампер);
- сварной (использование на легковом транспорте запрещено);
- съемный (крепится с помощью замка).
Когда регистрация фаркопа необходима, а когда можно обойтись без нее
Регистрация ТСУ легковых автомобилей необходима при его самостоятельной установке, утрате документации на имеющееся сцепное устройство, производится в соответствии с Правилами госрегистрации автомоторных средств, утвержденных приказом МВД № 399 от 26.06.2018.
Монтаж ТСУ (тягово-сцепного устройства) следует зарегистрировать:
- при отсутствии указания в документации на транспорт возможности использования;
- при отсутствии сертификата соответствия;
- в случае запрета либо ограничения изготовителя на использование устройства;
- нестандартных размеров и формы устройства.
Во избежание всевозможных проблем при встрече с сотрудниками ГИБДД необходимо при себе иметь:
- паспорт устройства;
- сертификат соответствия;
- платежный документ в подтверждение приобретения устройства.
Регистрация не понадобится:
- если конструкцией транспорта предусмотрена возможность установки прицепа;
- если монтаж оборудования либо его частей происходит на заводе.
Регистрация не требуется при наличии паспорта, сертификата ТСУ, отсутствие названых документов может послужить поводом для наложения административного штрафа.
Информация о возможном монтаже ТСУ содержится в эксплуатационных бумагах и инструкциях по работе автомашины.
В таблице нагрузки указывается о разрешении буксировки (можно проверить по VIN либо посмотреть сведения на стойке автомобиля).
Пошаговая инструкция регистрации фаркопа
Регистрация фаркопа для легкового автомобиля предусматривается Техническим регламентом № 018/2011, принятым решением комиссии Таможенного союза № 877.
При установлении фаркопа желательно выбирать устройство, рекомендованное производителем. Любое устройство должно проверяться на соответствие ГОСТам и установленным требованиям по безопасности, быть сертифицированным и иметь паспорт.
Оформление экспертиз до и после установки дополнительных устройств производится в соответствии с Методическими рекомендациями, установленными письмом МВД № 13/5-8230 от 20.11.2015.
Предварительная экспертиза. Необходимые документы для ГИБДД
Когда на машину монтируется устройство, не предусмотренное изготовителем в качестве дополнительного оборудования, в ГИБДД обязательно следует оформить разрешение на его использование.
До подачи нужной документации в ГИБДД следует получить экспертное решение о возможности монтажа ТСУ на автотранспорт (предварительную экспертизу). Подробнее о том, как оформить доверенность на регистрацию автомобиля в ГИБДД.
В экспертном заключении указывают:
- данные о владельце машины;
- информацию об автотранспорте (регистрационный государственный номер, номер и объем двигателя, страна-изготовитель, год выпуска и т. д.);
- информацию об устанавливаемом оборудовании с полным описанием всех свойств;
- правомерность вносимых изменений;
- список и характер рекомендуемых работ;
- требования к вносимым трансформациям;
- рекомендации по выбору сертифицированных СТО;
- вывод.
Следующим шагом оформления регистрации станет получение разрешения инспекции ГИБДД на внесение изменений в устройство автотранспорта.
В МРЭО хозяин машины представляет:
- сертификат соответствия на фаркоп;
- СТС и ПТС;
- свидетельство о регистрации автомашины; установленной формы;
- экспертное заключение о допустимости монтажа ТСУ;
- эксплуатационную документацию на автотранспорт.
Согласие инспектора на монтаж ТСУ проставляется в верхней части заявления и удостоверяется его подписью.
Монтаж фаркопа. Сертификат соответствия
Частью 4 статьи 16 Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 установлена обязательная повторная сертификация новых устройств, устанавливаемых в автотранспорт, меняющих его конструкцию.
Устанавливая фаркоп, необходимо воспользоваться услугами сертифицированного центра, имеющего право на установление устройства и выдающего необходимую документацию:
- договор на осуществление монтажных работ;
- сертификат на оказываемые услуги по ТО и ремонту;
- паспорт на установленное ТСУ с печатью центра, его установившего, и сертификат соответствия;
- заявление-декларацию о качестве и объеме монтажных работ по установлению ТСУ.
После осуществления монтажа фаркопа в сертификационном центре техобслуживания, на станции ТО, включенной в специальный перечень технических станций, проверяются работа механизма машины, ее технические характеристики. Итогом проверки в установлении безопасности и работы устройства становится выдача диагностической карты.
Техническая экспертиза ГИБДД после установки. Документы для регистрации
После установки фаркопа для его регистрации необходимо получить протокол экспертизы о внесенных изменениях.
Оценка соответствия изменений проводится в соответствии с требованиями ГОСТа 33995-2016.
Такой протокол может быть оформлен экспертным учреждением, прошедшим соответствующую аккредитацию.
Для получения протокола следует представить:
- заключение эксперта о возможности монтажа ТСУ (предварительную экспертизу);
- сертификат соответствия и паспорт на ТСУ;
- сертификат соответствия на работы по монтажу;
- заявление о внесении изменений с отметкой инспектора о разрешении;
- заявление-декларацию о произведенных работах по монтажу;
- свидетельство о госрегистрации;
- ПТС;
- заявление на составление протокола.
Следующим шагом оформления регистрации нового устройства станет получение свидетельства о соответствии машины требованиям безопасности.
Свидетельство оформляется в МРЭО после предъявления:
- всех сертификационных документов на устройство;
- заключения предварительной экспертизы;
- протокола технической экспертизы безопасности;
- заявления о внесении изменений в конструкцию автомобиля с отметкой о разрешении;
- квитанции об оплате госпошлины;
- диагностической карты;
- документации на машину (СТС и ПТС);
- паспорта автовладельца.
Ситуации, когда установка фаркопа запрещена
Монтаж фаркопа на легковой машине запрещен:
- если конструкцией транспорта не предусмотрена его установка;
- при установке в непредназначенном месте;
- если вес прицепа не превышает вес снаряженного автомобиля;
- если устройство выступает вперед относительно линии бампера;
- при отсутствии сертификата соответствия на устройство или проведения работ по его монтажу;
- на машине с автоматической коробкой передач при несоблюдении требований безопасности и с пробегом менее 2 000 км.
Инспектор ГИБДД может посчитать нарушением установку ТСУ:
- в неисправном состоянии и нестандартного размера;
- в случае закрытия устройством государственного номера машины.
Ответственность за незаконную установку фаркопа
Отсутствие регистрации на монтированное устройство либо сертификационной документации на него является административным правонарушением, предусмотренным ст. 12.5 КоАП РФ.
За нарушение требований ПДД в части внесения изменений в конструкцию автомашины без разрешения ГИБДД (п. 7.18 ПДД) автовладельцу может быть вынесено предупреждение либо наложено взыскание в виде штрафа 500 руб.
Судебная практика
Водитель П., управляя своим автомобилем, был остановлен инспектором ДПС. Установив факт монтажа фаркопа на задней части машины, инспектор пришел к выводу о нарушении автовладельцем пункта 7.18 Перечня неисправностей, при наличии которых запрещено эксплуатировать автомобиль.
В отношении водителя П. было возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ и вынесено постановление о наложении 500 руб. штрафных санкций.
Автовладелец обжаловал постановление в суде, в качестве довода указал, что монтированный фаркоп является фирменным сцепным устройством и его монтаж предусмотрен конструкцией автомашины, а возможность установки указана в документации по эксплуатации.
Суд требования удовлетворил и признал незаконным обжалуемый ненормативный акт.
При рассмотрении дела суд пришел к выводу о необоснованном привлечении водителя П. к административной ответственности, поскольку установка сцепного устройства предусмотрена конструкцией его автомашины.
Регистрация фаркопа в 2022 году
Фаркоп или сокращённом варианте ТСУ — тягово-сцепное устройство. Устанавливается на легковой автомобиль, с целью крепления к нему прицепа. Некоторые автолюбители с удивлением обнаружили для себя, что необходимо регистрировать фаркоп, после того как им выписали штраф. Либо отказали в регистрации автомобиля с фаркопом. Возможно прохождение техосмотра застопорилось на этом не хитром устройстве. Давайте разберёмся более детально, нужна ли регистрация фаркопа в 2022 году. Сколько это стоит, с чего стоит начать. Какие документы нужно собрать, для того чтобы ездить и не переживать.
Нужно ли регистрировать фаркоп?
Фаркоп должен соответствовать требованиям технического регламента, в том числе в отношении маркировки. Установка фаркопа в случае, если в одобрении типа транспортного средства (ОТТС) указано «буксировка прицепа не предусмотрена», является недопустимым внесением изменений в конструкцию ТС.
Посмотреть ОТТС на свой автомобиль вы можете здесь.
Также есть специальная табличка с допустимой массой автомобиля. В первой строке допустимая масса самого автомобиля, во второй строке масса с прицепом. Если вторая строка пустая или с прочерками, то буксировка прицепа таким авто, не предусмотрена.
В случае если в ОТТС или табличке с массой у вас нет проблем, то получается прицеп к данному автомобилю разрешён. Регистрация фаркопа не нужна, достаточно иметь с собой документы на сам фаркоп.
Перечень необходимых документов на фаркоп
- Руководство по эксплуатации автомобиля (не относится к документам фаркопа, но если есть, будет не лишним возить с собой);
Книжка которая шла в комплекте с новой машиной, там есть пункт где говориться про прицепное устройство. Есть информация о том что этот автомобиль можно использовать с прицепом.
Если книжки нет, скачайте и распечатайте ОТТС, по ссылке выше. А также предварительно узнайте где находится табличка с массой автомобиля.
- Инструкция по эксплуатации на сам фаркоп;
Приобретая фаркоп, эта инструкция должна идти с ней в комплекте. Если её нет, а сам фаркоп изготовлен в заводских условиях, известна фирма изготовитель. Можно попробовать найти её в Интернете и распечатать. Инструкция должна содержать в себе как марку ТСУ, так и марку, модель автомобиля.
Здесь вы найдёте несколько сертификатов на разные модели фаркопов, как пример.
Если автомобиль новый с фаркопом?
На новых автомобилях, например УАЗ, уже с завода установлен фаркоп, владельцам таких автомобилей, никаких документов при себе на фаркоп иметь не нужно. Соответственно регистрация фаркопа также не нужна.
Регистрация фаркопа
Как пройти регистрацию фаркопа, рассказываем по пунктам:
- Экспертиза в аккредитованной испытательной лаборатории с документами на ТСУ, планируемое к установке (инструкция и сертификат на фаркоп). Список аккредитованных в списке, звоните узнавайте где их представительство в вашем городе.
2. Получите разрешение в ГИБДД (сделайте это до установки фаркопа), подайте заявление в ГИБДД.
3. Фактическая установка фаркопа в специализированном автосервисе, с получением документов о проведении работ.
4. Проверка изменений в конструкцию в аккредитованной лаборатории, в которую вы обращались в первом пункте. Получаете протокол проверки.
5. Проходите техосмотр с имеющимися на руках документами.
6. Осмотр автомобиля в ГИБДД на предмет изменений в конструкцию.
7. Получение свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства (СКТС). Получаете его опять же в аккредитованной лаборатории из п. 1.
8. Перерегистрация автомобиля в ГИББД с внесением конструктивных изменений в ПТС и СТС.
Как можно понять из списка, занятие это утомительное, только в лабораторию нужно явиться три раза, несколько раз посетить ГИБДД. Есть во многих городах, фирмы занимающиеся узакониванием фаркопов, багажников и прочих конструктивных изменений ТС.
Как и где указывается фаркоп в ПТС и СТС
Если вы пройдёте регистрацию фаркопа в ГИБДД, то в особых заметках внесут текст с информацией об установке ТСУ (тягово-сцепное устройство). Также в СТС дублируется информация, в графе «особые отметки». Из за этой надписи придётся перевыпускать новое СТС.
Является ли фаркоп изменением конструкции автомобиля?
Если вы самостоятельно установили фаркоп или он был уже установлен на приобретённом, подержанном автомобиле. Может быть купили б/у фаркоп и установили у дяди Васи в гараже. Документов конечно же никаких на это приспособление не имеется. ОТТС и табличка разрешает цеплять прицеп, это всё равно считается изменением конструкции ТС. Необходимо иметь документы на ТСУ или зарегистрировать фаркоп.
Регистрация фаркопа сколько стоит?
Если вдруг ваш случай один из самых редких, ОТТС не предусматривает что ваш автомобиль может. Примерно 10% автомобилей не предназначены для перевозки прицепов.
Регистрация фаркопа, если всё делать самостоятельно, обойдётся примерно 5000 руб. — 8000 руб.
Если обратиться в специализированную организацию, сумма будет примерно такой же, только вы существенно сэкономите время и всё сделаете правильно.
Какой штраф за фаркоп в 2022 году?
Ваш автомобиль требует регистрировать изменения в конструкцию ТС при установке ТСУ. А вы по какой-то причине этого не сделали, но установили фаркоп. То при встрече с инспектором ГИБДД, он может оштрафовать на 500 руб. (при оплате в срок до 14 дней, штраф составит 250 руб.). Данное нарушение попадает под КоАП 12.5.1.
Источник https://www.driver-helper.ru/registra-iya-avtomobilya/nuzhna-li-registra-iya-farkopa-v-gibdd
Источник https://lawowner.ru/dvizhimoe-imushchestvo/avtomobil/registratsiya-farkopa
Источник https://dogovor-kuplyu-prodazhi.ru/registraciya-farkopa/