Содержание
Замена лобового стекла: что нужно знать, отдавая машину на сервис
Стекольные работы давно освоило множество гаражных мастеров, что, к сожалению, не говорит о том, что они с ними справляются качественно. Да и крупные автосервисы тоже частенько «косячат». Как обычному автовладельцу-клиенту определить квалификацию установщиков стекол… по их инструменту и применяемым технологиям?
Эх, хорошо было в старые времена. Когда машины были простыми, а рукастые автолюбители с легкостью проделывали ремонтные работы, от которых современный автоюзер пришел бы в ужас! Как говорится в известной шутке, раньше в инструкции по эксплуатации автомобиля приводили методику регулировки клапанов, а сейчас пишут, что опасно пить антифриз.
Лобовое и заднее стекла – наглядный пример принципиально изменившихся технологий. В 90-х каждый второй владелец отечественного автопрома менял «ветровик» на своей «ласточке» с помощью простой намыленной веревки, и ему в голову не приходило платить за это кому-то деньги… Но с распространением вклеенных стекол процедура перестала быть приятным мужским развлечением под вечернее пивко в гараже, а превратилась в непростой и достаточно кропотливый труд, требующий специализированного инструмента, материалов и набитой руки. Так что освоение этой методики на любительском уровне ради одного раза и приобретение оснастки стало нерентабельным. Выгоднее и проще оказалось заплатить специалистам. Вот только не все, именующие себя специалистами, действительно таковые.
За рубежом первые машины с вклеенным ветровым стеклом появились только в 1973 году (Audi 100 в Европе и Oldsmobile Cutlass в США). Мы в этих технологиях отстали более чем на 20 лет: у нас эксперименты со вклейкой начались на Горьковском автозаводе – стендом для обкатки стала пробная малая серия Волги ГАЗ 3105 в 1992 году. Ну а полноценной серийной машиной с ветровым стеклом на герметике стала Газель – в 1994-м. Через два года после коммерческой машины такие стекла получили и легковые авто – ВАЗ-2110. Сегодня стекла «на резинке» встречаются на некоторой коммерческой технике, на сельхозтехнике и разных строительных машинах – на всех легковых авто они устанавливаются посредством вклейки на герметик.
Струна
Срезание старого стекла перед установкой нового – самая важная процедура в процессе замены. И она же самая ответственная.
В большинстве автосервисов-универсалов до сих пор используют для этой цели классический инструмент – стальную струну с рукоятками. Струна представляет собой закаленную проволоку, чаще всего квадратного сечения. Технология эта очень старая и существенно не меняющаяся с годами. Расходники для нее достаточно дешевые – 50-метровый рулон струны хорошего бренда стоит около тысячи рублей, и хватает его на множество машин.
Струну продевают в прокол слоя герметика между стеклом и кузовом, и ведут далее по периметру, до полного освобождения стекла. Работают чаще всего вдвоем – изнутри салона и снаружи. Опасность же струны заключается в том, что на существенном протяжении ее пути режут ей по сути вслепую. В результате она частенько прихватывает попутно пластик торпедо в районе примыкания к стеклу, потолочное покрытие и краску на металле оконного проема. Если за повреждения элементов отделки салона еще можно стребовать с нерадивых работяг компенсацию, ибо они очевидны, то повреждение краски на металле обычно скрывается от заказчика, и узнает он об этом лишь тогда, когда увидит очаг ржавчины. Коррозия в районе рамки лобового стекла крайне проблемная, для ее устранения нужно снова снимать стекло, зачищать и локально подкрашивать кузов – в общем, все небыстро, недешево и обидно.
Поэтому при обзвоне сервисов в поисках места для замены стекла стоит поинтересоваться, как они демонтируют старое. И, несмотря на то что автосервисы, готовые взяться за ваше стекло, есть в шаговой доступности, возможно, стоит потратить некоторое время на поиски мастерской, где применяется полимерная нить. Примером может служить технология Ezi-Wire®. Это принципиально иной метод демонтажа стекла, на порядок превосходящий каноничное ручное срезание металлической струной. Ezi-Wire® – специальный инструмент, представляющий собой редуктор со шкивами и рукояткой, как у всем известной ручной мясорубки.
Устройство крепится на лобовое стекло изнутри на мощных присосках и тянет режущую нить – но не металлическую струну, а специальный сверхпрочный полимерный шнур FibreWire. Мастеру для такой работы не требуется помощник, действия которого могут быть несинхронны и неточны, нить движется под оптимальным углом и всегда равномерно, а ее материал, что самое важное, не царапает краску рамки ветрового стекла и не вызывает риск возникновения очагов коррозии в будущем!
Клей-герметик
Еще один важный фактор в работе автомобильных стекольщиков – характеристики клея-герметика. В первую очередь – время его полимеризации. Если вы оставляете автомобиль в сервисе до следующего утра, то это не имеет существенного значения – за полдня + ночь отвердевают составы многих производителей, в том числе и достаточно дешевые. Но такой расклад подходит далеко не всем – как правило, автомобиль требуется в этот же день, и поскорее. Однако производители даже самых качественных стекольных герметиков требуют, чтобы машина после вклейки оставалась неподвижной как минимум часа два-три. После чего ехать на ней допускается лишь с небольшой скоростью и по ровной дороге, дабы избежать перекосов кузова, сильных вибраций, грозящих «сползанием» стекла, а также хлопков дверями, вызывающих резкие скачки давления в салоне, стремящиеся «вытолкнуть» стекло наружу. Любые упрощения технологии и ускорения процесса чреваты риском протечек, перекосов и рекламаций в итоге…
Вменяемый и контактный автосервис не откажет потенциальному клиенту в информации и расскажет об используемых инструментах, материалах и расходниках. Поэтому желательно найти компанию, которая применяет часовой герметик, например, FastFit® или Optimum +Plus, особый состав которого позволяет начать эксплуатацию автомобиля уже через 1 час после вклеивания лобового стекла. Требования к осторожному движению, конечно, сохраняются даже с ним, но после установки стекла на Optimum +Plus можно совершенно смело уезжать от «стекольщиков» ровно через час, сохраняя гарантию на выполненные работы.
«Опыт, сын ошибок трудных»
Сегодня процедура замены вклеенных стекол – целое искусство, если, конечно, делать качественно, а не «по-гаражному». Чтобы подобраться к клеевому шву, порой требуются весьма непростые арматурные работы внутри и снаружи – разборка обшивок салона, снятие пластикового «жабо» вокруг дворников и т. п. Нужен хороший набор инструментов арматурщика, различные защитные щитки, не позволяющие срезающей струне касаться обшивок салона, которые сложно или долго демонтировать. Необходимы электрические пистолеты для нанесения герметика безупречной по ширине непрерывной линией, нужны специальные удерживающие шарниры, позволяющие спозиционировать стекло и опустить его строго в нужное место, если мастер работает без напарника.
Также на все эти работы нет единой универсальной технологической карты, поскольку модели машин существенно отличаются по конструкции, и мастера маленьких автосервисов, даже набившие более-менее руку на массовых моделях, со многими машинами (необязательно премиальными и эксклюзивными) часто сталкиваются впервые. К примеру, не понял мастер, где располагался скрытый крепежный пистон в каком-нибудь пластиковом молдинге, и выломал его случайно. Хотите, чтобы на вашей машине стекольщик получал первый опыт и оттачивал навыки? Я бы не хотел…
Вывод прост! Замену стекол желательно проводить в специализированных стекольных сервисах, которые не занимаются ничем, кроме стекол. Например, в центрах международной сети Carglass®. Их мастера не меняют между делом масло, тормозные колодки и амортизаторы, не перебирают двигатели, не красят кузова, не балансируют колеса. Их стихия – стекла, и о них сотрудники знают все, регулярно проходя переобучение и сертификацию. Ну и, разумеется, используют оборудование Ezi-Wire® с полимерной срезающей струной и супербыстрый 1-часовой герметик FastFit® – замена стекла с такой оснасткой на любом автомобиле занимает около одного часа, зато гарантия на работы составляет десять лет.
Да, и еще одна приятная мелочь: все сервисные зоны Carglass® ничего не скрывают от клиентов, и автовладельцы при желании могут находиться в непосредственной близости от своего автомобиля во время работы.
Замена лобового стекла: что нужно знать, отдавая машину на сервис
Стекольные работы давно освоило множество гаражных мастеров, что, к сожалению, не говорит о том, что они с ними справляются качественно. Да и крупные автосервисы тоже частенько «косячат». Как обычному автовладельцу-клиенту определить квалификацию установщиков стекол… по их инструменту и применяемым технологиям?
Эх, хорошо было в старые времена. Когда машины были простыми, а рукастые автолюбители с легкостью проделывали ремонтные работы, от которых современный автоюзер пришел бы в ужас! Как говорится в известной шутке, раньше в инструкции по эксплуатации автомобиля приводили методику регулировки клапанов, а сейчас пишут, что опасно пить антифриз.
Лобовое и заднее стекла – наглядный пример принципиально изменившихся технологий. В 90-х каждый второй владелец отечественного автопрома менял «ветровик» на своей «ласточке» с помощью простой намыленной веревки, и ему в голову не приходило платить за это кому-то деньги… Но с распространением вклеенных стекол процедура перестала быть приятным мужским развлечением под вечернее пивко в гараже, а превратилась в непростой и достаточно кропотливый труд, требующий специализированного инструмента, материалов и набитой руки. Так что освоение этой методики на любительском уровне ради одного раза и приобретение оснастки стало нерентабельным. Выгоднее и проще оказалось заплатить специалистам. Вот только не все, именующие себя специалистами, действительно таковые.
За рубежом первые машины с вклеенным ветровым стеклом появились только в 1973 году (Audi 100 в Европе и Oldsmobile Cutlass в США). Мы в этих технологиях отстали более чем на 20 лет: у нас эксперименты со вклейкой начались на Горьковском автозаводе – стендом для обкатки стала пробная малая серия Волги ГАЗ 3105 в 1992 году. Ну а полноценной серийной машиной с ветровым стеклом на герметике стала Газель – в 1994-м. Через два года после коммерческой машины такие стекла получили и легковые авто – ВАЗ-2110. Сегодня стекла «на резинке» встречаются на некоторой коммерческой технике, на сельхозтехнике и разных строительных машинах – на всех легковых авто они устанавливаются посредством вклейки на герметик.
Струна
Срезание старого стекла перед установкой нового – самая важная процедура в процессе замены. И она же самая ответственная.
В большинстве автосервисов-универсалов до сих пор используют для этой цели классический инструмент – стальную струну с рукоятками. Струна представляет собой закаленную проволоку, чаще всего квадратного сечения. Технология эта очень старая и существенно не меняющаяся с годами. Расходники для нее достаточно дешевые – 50-метровый рулон струны хорошего бренда стоит около тысячи рублей, и хватает его на множество машин.
Струну продевают в прокол слоя герметика между стеклом и кузовом, и ведут далее по периметру, до полного освобождения стекла. Работают чаще всего вдвоем – изнутри салона и снаружи. Опасность же струны заключается в том, что на существенном протяжении ее пути режут ей по сути вслепую. В результате она частенько прихватывает попутно пластик торпедо в районе примыкания к стеклу, потолочное покрытие и краску на металле оконного проема. Если за повреждения элементов отделки салона еще можно стребовать с нерадивых работяг компенсацию, ибо они очевидны, то повреждение краски на металле обычно скрывается от заказчика, и узнает он об этом лишь тогда, когда увидит очаг ржавчины. Коррозия в районе рамки лобового стекла крайне проблемная, для ее устранения нужно снова снимать стекло, зачищать и локально подкрашивать кузов – в общем, все небыстро, недешево и обидно.
Поэтому при обзвоне сервисов в поисках места для замены стекла стоит поинтересоваться, как они демонтируют старое. И, несмотря на то что автосервисы, готовые взяться за ваше стекло, есть в шаговой доступности, возможно, стоит потратить некоторое время на поиски мастерской, где применяется полимерная нить. Примером может служить технология Ezi-Wire®. Это принципиально иной метод демонтажа стекла, на порядок превосходящий каноничное ручное срезание металлической струной. Ezi-Wire® – специальный инструмент, представляющий собой редуктор со шкивами и рукояткой, как у всем известной ручной мясорубки.
Устройство крепится на лобовое стекло изнутри на мощных присосках и тянет режущую нить – но не металлическую струну, а специальный сверхпрочный полимерный шнур FibreWire. Мастеру для такой работы не требуется помощник, действия которого могут быть несинхронны и неточны, нить движется под оптимальным углом и всегда равномерно, а ее материал, что самое важное, не царапает краску рамки ветрового стекла и не вызывает риск возникновения очагов коррозии в будущем!
Клей-герметик
Еще один важный фактор в работе автомобильных стекольщиков – характеристики клея-герметика. В первую очередь – время его полимеризации. Если вы оставляете автомобиль в сервисе до следующего утра, то это не имеет существенного значения – за полдня + ночь отвердевают составы многих производителей, в том числе и достаточно дешевые. Но такой расклад подходит далеко не всем – как правило, автомобиль требуется в этот же день, и поскорее. Однако производители даже самых качественных стекольных герметиков требуют, чтобы машина после вклейки оставалась неподвижной как минимум часа два-три. После чего ехать на ней допускается лишь с небольшой скоростью и по ровной дороге, дабы избежать перекосов кузова, сильных вибраций, грозящих «сползанием» стекла, а также хлопков дверями, вызывающих резкие скачки давления в салоне, стремящиеся «вытолкнуть» стекло наружу. Любые упрощения технологии и ускорения процесса чреваты риском протечек, перекосов и рекламаций в итоге…
Вменяемый и контактный автосервис не откажет потенциальному клиенту в информации и расскажет об используемых инструментах, материалах и расходниках. Поэтому желательно найти компанию, которая применяет часовой герметик, например, FastFit® или Optimum +Plus, особый состав которого позволяет начать эксплуатацию автомобиля уже через 1 час после вклеивания лобового стекла. Требования к осторожному движению, конечно, сохраняются даже с ним, но после установки стекла на Optimum +Plus можно совершенно смело уезжать от «стекольщиков» ровно через час, сохраняя гарантию на выполненные работы.
«Опыт, сын ошибок трудных»
Сегодня процедура замены вклеенных стекол – целое искусство, если, конечно, делать качественно, а не «по-гаражному». Чтобы подобраться к клеевому шву, порой требуются весьма непростые арматурные работы внутри и снаружи – разборка обшивок салона, снятие пластикового «жабо» вокруг дворников и т. п. Нужен хороший набор инструментов арматурщика, различные защитные щитки, не позволяющие срезающей струне касаться обшивок салона, которые сложно или долго демонтировать. Необходимы электрические пистолеты для нанесения герметика безупречной по ширине непрерывной линией, нужны специальные удерживающие шарниры, позволяющие спозиционировать стекло и опустить его строго в нужное место, если мастер работает без напарника.
Также на все эти работы нет единой универсальной технологической карты, поскольку модели машин существенно отличаются по конструкции, и мастера маленьких автосервисов, даже набившие более-менее руку на массовых моделях, со многими машинами (необязательно премиальными и эксклюзивными) часто сталкиваются впервые. К примеру, не понял мастер, где располагался скрытый крепежный пистон в каком-нибудь пластиковом молдинге, и выломал его случайно. Хотите, чтобы на вашей машине стекольщик получал первый опыт и оттачивал навыки? Я бы не хотел…
Вывод прост! Замену стекол желательно проводить в специализированных стекольных сервисах, которые не занимаются ничем, кроме стекол. Например, в центрах международной сети Carglass®. Их мастера не меняют между делом масло, тормозные колодки и амортизаторы, не перебирают двигатели, не красят кузова, не балансируют колеса. Их стихия – стекла, и о них сотрудники знают все, регулярно проходя переобучение и сертификацию. Ну и, разумеется, используют оборудование Ezi-Wire® с полимерной срезающей струной и супербыстрый 1-часовой герметик FastFit® – замена стекла с такой оснасткой на любом автомобиле занимает около одного часа, зато гарантия на работы составляет десять лет.
Да, и еще одна приятная мелочь: все сервисные зоны Carglass® ничего не скрывают от клиентов, и автовладельцы при желании могут находиться в непосредственной близости от своего автомобиля во время работы.
Отмена техосмотра и штраф за трещины на стекле
Вероятность получения штрафа зависит от степени повреждения и расположения трещин. Основная аргументация незаконности езды со стеклом в сколах, трещинах и выбоинах – ухудшение видимости. Если трещина одна, небольшая и локализована со стороны пассажирского сиденья, инспектор вряд ли обратит на нее внимание. Если на лобовом множество дефектов со стороны водительского сиденья, сотрудники Госавтоинспекции могут выписать водителю штраф за поврежденное лобовое стекло.
Чем опасна «паутина» из трещин:
- мешает обзору;
- создает блики фар от встречного транспортного потока;
- отвлекает и рассредотачивает внимание;
- может нарушиться целостность стекла.
Есть ли обязанность следить за стёклами автомобиля в 2022 году?
Да. И законодательно это закреплено в достаточно сложной последовательности. Да, дело здесь не только в ПДД, хотя именно здесь вы и найдёте прямое требование обеспечить исправное состояние транспортного средства. Но есть всё же более важные по приоритетам правовые акты – федеральные законы. Давайте взглянем на эту последовательность.
- Статья 17 Федерального закона О безопасности дорожного движения требует, чтобы была обеспечена исправность автомобилей при их эксплуатации на дорогах России. Причём, пункт 2 этой нормы указывает, что обязанность по контролю за техническим состоянием лежит на владельцах авто.
- При этом, пункт 11 Основных положений как Приложения к ПДД закрепляет, что запрещена езда на машинах, у которых есть неисправности и/или условия, перечисленные в специальном Перечне.
- Между тем, в Перечне вы не найдёте отдельного раздела по стёклам – они перечислены отдельно в некоторых разделах.
- А в Административном кодексе 2021 года есть специальная статья 12.5, которая содержит меры ответственности: штрафы, конфискацию в ряде случаев и лишение прав за нарушение Основных положений.
- Кроме того, требование безопасности, а также методы её проверки содержит ГОСТ 33997-2016, который в числе прочего регламентирует эксплуатацию стёкол автомобилей.
- А ещё есть Технический регламент О безопасности колёсных ТС. Он перечисляет требования к компонентам автомобилей для обеспечения той же безопасности на дорогах РФ.
Но не пугайтесь такого количества нормативных актов. На самом деле, всё гораздо проще, и ниже мы объясним, какой размер штрафа ГИБДД за те или иные неисправности лобового и боковых стёкол.
Но, забегая вперёд, укажем, что есть здесь и плохая новость. Наказание за разбитое, треснутое, лопнувшее либо иным образом повреждённое лобовое стекло в 2022 году различается между теорией законодательства и практикой правоприменения. Увы, но судебная практика трактует законы не совсем в пользу водителей.
Какой штраф предусмотрен за трещину на лобовом стекле
Мы уже выяснили, что конкретного наказания за езду на машине с разбитым ветровым стеклом нет, но вас могут оштрафовать по другой статье – за эксплуатацию транспортного средства, неисправности которого создают условия, способствующие возникновению аварийных ситуаций, то есть препятствующих безопасному вождению.
Если дефекты не занимают большую площадь и расположены со стороны переднего пассажира ближе к краю, то, скорее всего, автоинспектор не будет предъявлять претензий. Но когда повреждённый участок большой и расположен посередине или напротив водителя, санкций не избежать.
В соответствии с ч. 1 той же статьи КоАП (12.5) указано, какой размер штрафа за треснувшее лобовое стекло предусмотрен – 500 рублей. Или сотрудник ГИБДД может вынести вам устное предупреждение, но в последнее время отыскать работника дорожной полиции с такими гуманитарными наклонностями становится всё труднее.
Есть ли штраф за езду с разбитым лобовым стеклом с трещинами?
По закону нет. Чтобы это понять, давайте сначала выясним, какие законы и другие правовые акты и что именно требуют в отношении стёкол.
- Итак, самое основное мы найдём в Перечне неисправностей. Его пункт 7.1 указывает, что нельзя ездить на машине, если у неё отсутствует хотя бы одно стекло, в том числе лобовое. Также пункт 7.3 содержит требования к обеспечению обзорности, но он никак не регулирует наличие сколов и/или трещин на окнах. А пункт 7.4 указывает, что обогрев лобового стекла и обдув при их наличии должны быть исправны.
- Примерно те же требования содержит и указанный нами выше ГОСТ. Но в нём есть ещё одно дополнение – пункт 4.4.7 указывает, что в зоне работы стеклоочистителя со стороны водителя не должно быть трещин. Фактически сюда же относятся разного рода сколы.
- Аналогичное предписывает и пункт 4.7 Приложения №8 Техрегламента.
Но перейдём, собственно, к наличию штрафа за лопнувшее лобовое стекло. Как мы указали выше, его по состоянию на 2021 год просто нет. И вот почему!
Статья 12.5 – единственная в КоАП РФ, которая накладывает штрафы для автомобилей за неисправности. Её часть 1 содержит общую норму ответственности за нарушение любого пункта из Перечня. А остальные части – более частные, предусматривающие более жёсткие наказания за ряд особо опасных (как считает государство) нарушений – неисправность тормозной или рулевой системы и тому подобные.
Так вот, вы не найдёте в частных мерах санкций упоминаний стёкол машины. Следовательно, здесь может подходить только часть 1 статьи 12.5. Но она ссылается исключительно на Перечень неисправностей. Таким образом, для наказания по ней нарушение должно быть упомянуто в этом нормативном акте. И что мы там находим? Единственное упоминание окон автомобиля – отсутствие предусмотренных конструкцией стёкол. И ни слова о трещинах или сколах лобовом или боковых! Следовательно, по закону штрафа за трещины, сколы и прочие повреждения ветрового окна в 2021 году нет.
Размер штрафа по этой норме наказания составляет 500 рублей. Но также можно отделаться и административным предупреждением.
Впрочем, не спешим радоваться и читаем ниже.
Но судебная практика считает иначе!
В современных реалиях привлечения к ответственности водителей за такого рода нарушения вы всё же можете встретить противоречивые судебные акты. То есть, мало того, что сотрудник ГИБДД вам выпишет (незаконно) штраф за разбитое стекло. Но ещё и суд при попытке вами обжаловать постановление инспектора поддержит последнего.
Впрочем, это не делает такое постановление законным. Но при отсутствии иной судебной практики получается, что выше мы описали законность штрафа как теоретики. Увы, но фактически это так.
Давайте подробнее рассмотрим то, о чём мы пишем. Вот яркий пример решения суда в ответ на оспаривание штрафа за треснутое лобовое стекло.
В данном судебном акте водитель обжаловал постановление инспектора ДПС на том основании, что тот выписал штраф 500 рублей за трещину на стекле как раз по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ. В качестве доводов автолюбитель и сослался на Перечень неисправностей, указав, что нет там запрета ездить с разбитым лобовым стеклом.
Читайте также: ФКУ ИК-5 УФСИН России по Вологодской области или «Вологодский пятак» колония особого режима
Однако, суд решил, что, хотя в Перечне, действительно, нет прямого запрета передвижения с трещинами и сколами на окнах (но прямо об этом не упоминал), но есть ещё ГОСТ, который определяет метод проверки соответствия транспортного средства соответствующим требованиям по обеспечению безопасности.
Вот официальная трактовка из судебного решения:
Перечнем неисправностей, в частности, установлены неисправности автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация.
Методы проверки приведенных параметров регламентированы ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки», на основании п. 4.7.2 которого наличие трещин на ветровых стеклах АТС в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, не допускается.
Да, там ссылка идёт на другой ГОСТ. Просто судебному акту более 5 лет. После этого указанный Госстандарт утратил силу. Вместо него был введён ГОСТ 33997-2016. Однако, последний имеет такую же юридическую силу и содержит абсолютно идентичное устаревшему требование по трещинам на лобовом стекле.
В результате жалобу водителя не удовлетворили, и штраф за разбитое лобовое окно оставили в силе.
Вы и сегодня можете встретить множество подобных актов судебной практики с примерно похожей мотивировкой судей относительно законности штрафа. Тем не менее, выносятся такие решения далеко не всегда, равно как и инспектор на дороге редко привлекает водителя за простую трещину на ветровом стекле – даже если она большая и во всю ширину. Но имейте в виду, что вероятность штрафа увеличивается, если у вас оно полностью разбито. Например, вот за такое:
Будьте уверены, что сотрудник вряд ли оставит вас без наказания с настолько сильно разбитым стеклом!
Сколько штраф за езду без лобового стекла?
Выше мы уже упоминали, что в Перечне неисправностей прямо прописано, что ездить на машине запрещается в том случае, если отсутствует хотя бы одно предусмотренное изготовителем стекло.
И потому как раз в этом случае штраф 500 рублей будет законен (или предупреждение) по части 1 статьи 12.5 КоАП.
Но финансовая санкция – не самое печальное, к чему может привести такое нарушение. Но нет, мы не будем вас убеждать в опасности ограниченной обзорности. Дело здесь в другом.
ГАИ в 2022 году может прекратить (аннулировать) регистрацию транспортного средства в случае внесения изменений в конструкцию. Отсутствие стекла – это и есть нарушение конструктивной целостности машины. Поэтому такая практика здесь вполне применима. Впрочем, на практике такое происходит редко.
В каких случаях водитель может быть оштрафован за разбитое лобовое стекло
В действительности, в правилах и законах нет упоминаний о механических дефектах на ветровом автомобильном стекле. И также нигде не говорится, что на автовладельца может быть наложен штраф за треснутое лобовое стекло в России, независимо от места и размера повреждённого участка. В таком случае чем же руководствуются представители правопорядка, когда намерены оштрафовать человека, управляющего машиной с трещиной на переднем стекле?
В Кодексе об административных правонарушениях присутствует всего одно косвенное упоминание, которое может быть основанием для наложения денежных санкций на водителя. В нём сказано, что запрещается эксплуатация автотранспортного средства, если имеют место неисправности и условия, препятствующие безопасному управлению. То есть автоинспектор всё-таки имеет право выписать штраф за лопнутое лобовое стекло в тех случаях, когда место повреждённого участка, а также его размер закрывают обзор водителю, что несёт в себе потенциальную опасность.
В той же части 1 статьи 12.5 указано, какой штраф за трещину лобовом стекле может последовать — размер взыскания составляет 500 рублей. И также там сказано, что сотрудник ГИБДД может ограничиться устным предупреждением, но, скорее всего, ожидать следует именно денежных санкций. В случае же когда повреждённый участок не закрывает обзор и не может послужить причиной для возникновения ДТП, это не считается нарушением и не должно повлечь за собой никаких правовых последствий.
Можно ли поставить на учёт автомобиль с трещиной на лобовом стекле?
Трещина, скол и другие повреждения ветрового окна автомобиля в 2021 году могут стать причиной отказа в регистрации. Но только в определённых случаях. Как ни странно, данный вопрос регулируют вовсе не ПДД, а Технический регламент Таможенного союза “О безопасности колёсных ТС”. В каких случаях нельзя поставить авто на учёт ГИБДД с трещиной на лобовом стекле, а в каких можно, выясним в статье.
Осмотр и ГИБДД и техсостояние машины – что говорит закон?
Забегая вперёд, если вам нужен лаконичный ответ здесь и сейчас, укажем, что автомобиль не поставят на учёт ГИБДД, если на ветровом окне имеется повреждение. Но отказ будет только при 2 условиях:
- трещина на лобовом стекле располагается со стороны водителя,
- такая трещина расположена так, что по ней проскальзывает при работе дворник (также со стороны водителя, разумеется).
Есть огромный ряд неисправностей, условий и конкретных результатов изменения конструкции автомобиля, в результате которых пройти осмотр и зарегистрировать транспортное средство будет невозможно по закону. Вот только конкретно Правила дорожного движения не регламентируют отказ в постановке на учёт машины с такими условиями.
Это регулирует Приказ №399 о порядке регистрации ТС, пункт 3 Общих положений которого предписывает:
- …
- представлены транспортные средства, конструкция которых или внесённые в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;
С изменениями в конструкции всё в порядке – даже если лобовое стекло с трещиной не родное, то машину на учёт ГИБДД поставят, потому что заменённое прошло сертификацию в соответствии с конструкцией авто (а если и не прошло, то инспектор регистрационного подразделения с очень низкой долей вероятности проверит это).
Как видим, речь идёт о конструкции. И именно её несоответствие может стать причиной отказа. А вот конструкция эта прописана настолько подробно, что… даже отсутствие болта или гайки на колесе может быть нарушением.
Что же конкретно регламентирует треснутое лобовое стекло?
Трещина на лобовом – когда в постановке на учёт откажут?
А регулирует этот вопрос, как мы уже указали выше, Технический регламент. Именно он прописывает каждую мелкую деталь конструкции автомобиля – как это всё должно соответствовать правилам.
Но причём здесь Техрегламент и каким образом он влияет на простых водителей? Здесь нужно понимать 2 важные вещи:
- технические регламенты – это международные договоры, устанавливающие преимущественно правила ввоза конструктивных предметов в Россию, в том числе автомобилей,
- но есть ещё Федеральный закон “О техническом регулировании”, который говорит о том, что Техрегламенты являются обязательными для применения и исполнения.
Таким образом, даже если бы водитель и не имел отношения к правилам регламентов, в любом случае автомобили с нарушением конструктивной целостности допускать к эксплуатации на дорогах общего пользования нельзя. А такой допуск и призвана регулировать процедура прохождения осмотра в рамках регистрации автомобиля в ГИБДД.
Техрегламент, актуальный на 2021 год, в пункте 4.7 Приложения №8 говорит о том, что не допускаются трещины на лобовом стекле, но только в том случае, если они находятся на стороне водителя и по их поверхности при работе трётся дворник.
4.7. Наличие трещин на ветровых стеклах транспортных средств в зоне очистки стеклоочистителем половины стекла, расположенной со стороны водителя, не допускается.
То есть отказ в постановке на учёт с такой трещиной будет незаконен, если она подпадает под важное условие – стекло треснуло со стороны пассажира – справа, или, если машина с правым рулём, слева.
Штрафуют ли за восстановленные стекла
Трещины, сколы и выбоины могут увеличиваться. Одна небольшая трещина может превратиться в паутину, дойти до краев или разрушить стекло полностью, в таком случае деталь придется заменить. Поскольку замена стекла стоит недешево, многие автовладельцы проводят ремонт, чтобы остановить разрушение и уменьшить видимость дефекта.
Восстановить целостность и прозрачность можно в сервисе или своими руками. В обоих случаях дефект заполняют прозрачным полимером. Если работы выполнены качественно и по технологии, сколы не бликуют и не отсвечивают, все изъяны становятся менее заметными. Если отремонтированное стекло не ухудшает видимость, штраф за него не выпишут, если же ремонтные работы выполнены некачественно, полимер застыл пузырьками, то с большей вероятностью придется объясняться с сотрудниками ГИБДД.
Обжалование штрафа за трещину на лобовом стекле
Трещины могут появиться и после прохождения ТО, в стекло может попасть камень из-под впереди идущего авто. Если инспектор выписал штраф, но водитель считает, что он не законен, он имеет право оспорить штраф. При обжаловании такого типа наказания необходимо доказать, что дефекты на лобовом стекле не ограничивают видимость, не создают помех, а значит безопасно и пригодно для движения по дорогам общего пользования. Порядок действий при оспаривании штрафа за трещину на лобовом стекле в России схож с обжалованием любого другого дорожного наказания.
Как разговаривать с инспектором?
При наличии трещин на ветровых стеклах АТС, применение штрафных санкций зависит от инспектора. Если повреждения привлекли внимание сотрудника, и он не намерен обойтись обычным предупреждением, развитие событий зависит от водителя.
Вот несколько советов как себя вести в такой ситуации:
- Не конфликтуйте с инспектором, неповиновение должностному лицу повлечет за собой более тяжкие последствия: штраф 800-1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток. Уточните за какое правонарушение вас хотят оштрафовать и в каком нормативном акте содержится точная формулировка указанного нарушения.
- Обратите внимание инспектора на то, что трещина в стекле никак не влияет на видимость дороги, не отвлекает водителя и т. д. Попробуйте договориться на предупреждение.
- Если сотрудник непреклонен, не отказывайтесь подписывать протокол, с юридической точки зрения это бессмысленно и недальновидно, но обязательно укажите свое несогласие с позицией инспектора в специальной графе, если вы уверены в своей правоте.
- Обжалуйте штраф, если готовы потратить на это время и силы.
Если повреждения лобового располагаются прямо перед водителем, не стоит ждать пока на них обратит внимание ГИБДД, лучше отремонтировать или сразу заменить, это добавит вам уверенности на дороге за счет хорошей видимости.
Видимость на дороге зависит не только от состояния стекла, но и от осветительных приборов. Для лучшей видимости выбирайте светодиодные фары.
Причины и последствия трещины на лобовом стекле
Трещина на автостекле многими ошибочно считается несерьезной проблемой, которая не требует немедленного исправления. На самом деле треснутое лобовое стекло таит в себе куда больше неприятностей, чем принято полагать:
- Если трещина на лобовом остеклении возникла в зоне работы стеклоочистителей, стекло придется менять, иначе автомобиль не пройдет ближайший технический осмотр.
- Когда автостекло треснуло, появившиеся повреждения способны значительно ухудшить обзор. А это в свою очередь может создать аварийную ситуацию.
- Зимой добавляется другая проблема. Автостекла запотевают, а из-за наличия на них трещин нарушается равномерный обогрев и избавление от влаги. При этом также ухудшается видимость.
- Если трещина достаточно серьезная, существует риск разрушения стекла внутрь салона. В этом случае могут пострадать не только водитель, но и все пассажиры.
Причин образования трещин на лобовом остеклении немного, хотя эта проблема и достаточно распространена. Чаще всего автостекло может треснуть от камня, прилетевшего из-под колес впереди идущего транспорта. Характерным признаком будет являться небольшой скол около трещины.
Другая, не менее распространенная причина связана с нарушением геометрии кузова. Стекло в этом случае способно треснуть от любого сотрясения (закрытие двери, проезд автомобиля по неровности и т. д.). Температурный перепад в данной ситуации также способствует образованию трещин. К примеру, если попытаться помыть очень теплой водой перенапряженное автостекло в сильный мороз, оно может треснуть. Это же произойдет при обдувании горячим воздухом обогревателя стекла, покрытого льдом.
Опасно ли продолжать движение с трещиной на лобовом стекле
Следует смотреть на размер трещины. Если она достигает краев проема, нужно срочно принимать меры. Случалось, что трещина за 2 дня проходила от верхнего края до нижнего, полностью разделив стекло на две части. Острая грань способна перерезать резиновый уплотнитель по краю остекления, и тот выскочит со своего посадочного места, начав бить по кузову. В такой ситуации однозначно потребуется замена, потому что речь идет о безопасности жизни находящихся в автомобиле людей.
Как только стекло значительно треснуло, оно уже потеряло способность противостоять ветровым нагрузкам, которые особенно сильны при большой скорости движения. Остекление в креплениях ослабевает, и повторное попадание любого камня может привести к полному рассыпанию стекла внутрь салона. Частично удержится от полного рассыпания разве что «триплекс».
Но даже это не спасет при экстренном торможении или лобовом столкновении. Стекло, рассыпаясь, вылетает вперед. В случае удара в заднюю часть автомобиля оно влетает в салон, представляя для людей смертельную опасность.
На старых авто лобовое стекло держится в резиновых уплотнителях. В этих случаях, если оно треснуло, следует уделить данной проблеме особое внимание. Такие уплотнители плохо держат куски расколотого остекления. В современных автомобилях используется гораздо более прочная вклейка, но и она не даст гарантии защиты от полного рассыпания стекла, особенно если лобовое менялось самостоятельно водителем либо в кустарных условиях.
Сделаем вывод. Треснутое автомобильное остекление является миной замедленного действия, оно способно разлететься в любой момент от малейшей встряски или мелкого камешка. Последствия этого могут быть весьма печальными.
Источник https://www.kolesa.ru/article/zamena-lobovogo-stekla-chto-nuzhno-znat-avtovladeltsu-otdavaya-mashinu-na-servis
Источник https://www.kolesa.ru/article/zamena-lobovogo-stekla-chto-nuzhno-znat-avtovladeltsu-otdavaya-mashinu-na-servis
Источник https://soulcar.ru/otmena-texosmotra-i-shtraf-za-treshhiny-na-stekle/shtrafy/