Как сделать простейший электродвигатель? Сделать электродвигатель своими руками

Содержание

Как сделать простейший электродвигатель? Сделать электродвигатель своими руками

Сегодня Вы узнате, как сделать электродвигатель. Простой, но при этом реально работающий, который будет состоять из источника питания, небольшой катушки с проводом и магнита. Есть некий секрет, который заставит работать этот разрозненный набор предметов, как электродвигатель. Итак, нам необходимы будут такие детали: 1,5В аккумулятор или батарея, держатель с контактами для нее, 1 м провода диаметром 0,8 – 1 мм с эмалевой изоляцией и 30 см провода с таким же диаметром, но без изоляции.

Работу начинаем с обмотки катушки, это та часть электродвигателя, которая будет вращаться. Чтобы катушка получилась ровной и круглой ее нужно намотать на подходящий цилиндрический каркас, им может послужить батарейка типоразмера АА.

Наматываем 15 – 20 витков на цилиндрическом каркасе, при этом оставляем по 5 см провода свободными с каждого конца. Нет необходимости наматывать катушку особо ровно и плотно, присутствие небольшой свободы поможет катушке сохранить форму лучше. Далее необходимо будет аккуратно снять катушку с каркаса, при этом стараясь сохранить приобретенную форму. Затем свободные концы провода оберните несколько раз вокруг витков, чтобы сохранить форму, но проконтролируйте, чтобы новые скрепляющие витки находились строго друг напротив друга.

Секрет работы электродвигателя

Вот и пришло время узнать секрет (благодаря которому вы полностью будете знать, как сделать простой электродвигатель), вернее той особенности, из-за которой мотор станет работать. Это секрет, поскольку это неочевидный и изысканный прием, его достаточно сложно обнаружить, в то время, когда мотор работает. Даже те люди, которые много знают о работе электродвигателей, могут быть удивлены тем, что мотор может работать, пока не обнаружится эта тонкость.

  • Возьмите вертикально катушку, один из ее свободных концов нужно положить на край стола. Затем острым ножом необходимо удалить верхнюю часть изоляции, при этом

Как сделать простейший электродвигатель своими руками?

Если вас заинтересовал вопрос о том, как сделать простейший электродвигатель буквально за 10 минут, то в данной статье вы сможете прочитать ответ на него.

Что нам понадобится?

  • Мальчиковая батарея, емкостью 1,5 В.
  • Держатель для батареи, с имеющимися в нем контактами.
  • Магнит.
  • Примерно 1 метр медного провода диаметр 0,8-1 мм, с эмалевой изоляцией.
  • Медный провод с таким же диаметром, но только без изоляции, длинной 0,3 метра.

Инструкция:

  1. Для вращающейся части двигателя намотаем катушку. Это можно сделать на той же батарейка типа АА, чтобы она была ровной. Поскольку электродвигатель простой, то сама катушка будет вращаться на самодельных держателях. В более сложных конструкциях двигателей используются немного другие механизмы, которые позволяют передавать механическое усилие. При этом, возможно используется эластичная муфта или прямой привод для использования электродвигателя. Но мы не будем вдаваться в эти подробности и вернемся к нашему простому механизму. Итак, при намотке катушки следует с каждого конца оставить примерно по 5 см провода. Т.е. всего у вас получится на цилиндрическом каркасе сделать порядка 15-20 витков.
  2. Аккуратно снимите катушку с того каркаса, на который вы ее намотали, стараясь при этом сохранить в целостности полученную форму.
  3. Несколько раз оберните концы провода непосредственно вокруг витков, что позволит катушке сохранять форму. Только при этом проследите, чтобы скрепляющие витки хаходились максимально точно напротив друг друга.
  4. Затем следует удалить ножом половину изоляции с краев провода, которые мы оставляли про запас.
  5. Далее нужно сделать поддержку для катушки из неизолированного провода, просто обернув каждый кусок такого провода вокруг гвоздя.
  6. В качестве основания самодельного электродвигателя будет выступать держатель батареи.
  7. Теперь собираем все части вместе, а затем в самую последнюю очередь сверху кладем магнит и легонько подталкиваем катушку…

Вот и все, теперь вы знаете как сделать простейший электродвигатель своими руками. Успехов вам в этом деле и желаем чтобы у вас все получилось с первого же раза)

Как сделать простейший электродвигатель?

Все электродвигатели делятся:

-постоянного тока и переменного тока..

-коллекторные и бесколлекторные и с полупродниковым коллектором (вентильные)..

-синхронные и асинхронные..

-двигатели специальных конструкций (реактивные,с полым ротором и т.д.)..

-линейные и вращающиеся..

Конструкция статора и ротора делается из ферромагнитных материалов (для усиления магнитного поля и усилия, развиваемого двигателем), куда уложены провода, или (и) постоянные магниты, создающие поле..

Но главный принцип-это изменение направления поля для принуждения постоянного вращения ротора..

Кроме того двигатель-это электромеханическая система, в которой присутствует вращение или движение ротора относительно статора, а значит должны быть подшипники (скольжения или шарикоподшипники)..

Надо учесть необходимость балансировки ротора во избежание тряски и вибраций двигателя..

Таким образом-создание электродвигателя (особенно не используя заводских изделий) достаточно сложная задача..

Всё же самым простым двигателем является синхронный и его можно попытаться реализовать, правда в упрощённом виде..

На ось,которая закреплена на подшипниках укрепить стальной диск,на который приклеить пару постоянных магнитов (для большего эффекта-самариевые)..

Укрепить три катушки с проводом (катушки лучше всего на сердечниках — их можно добыть из различных электротехнических изделий типа тяговых магнитов или реле), расставив их равномерно, так что сердечники должны направлены на магниты..

Затем включить катушки в три фазы..

Но здесь надо заметить, что синхронный двигатель не может сам запуститься (в промышленных изделиях применяют для этого специальные конструкторские решения)..

Поэтому необходимо принудительно ротор (например верёвкой, намотанной на шкив вала или даже просто рукой), при этом направление первоначального толчка должно соответствовать включению двигателя (иначе тот не завращается)..

Схематично простейшего электродвигателя должна выглядеть примерно так..

Как легко сделать электромобиль своими руками

Ответы на все вопросы

Имея электромобиль, Вы в первую очередь, сэкономите деньги на топливе, что просто великолепно для окружающей среды. Спешим Вас порадовать,что построить электромобиль своими руками можно даже используя самую обычную машину.Предлагаем Вам ряд инструкций,которым необходимо придерживаться для того, чтобы создать электромобиль своими руками.

Шаг 1: Выбрать автомобиль, из которого будете делать электромобиль своими руками

Лучше всего выбрать распространенную марку, этим Вы облегчите себе доступ к многочисленным запчастям (а они обязательно понадобятся). Простота конструкции претендентов при выборе, в таком случае, приветствуется (чем проще – тем лучше). Еще одна немаловажная деталь – это вес будущего электромобиля, который вы будете создавать своими руками. Нужно помнить, что наше будущее авто солидно прибавит в весе благодаря аккумулятору. Самым оптимальным вариантом для построения электромобиля своими руками считаются — кабриолеты или автомобили до 2 тонн.Если Вы хотите, чтобы будущий электромобиль хорошо набирал скорость, ищите хорошо обтекаемый, имеющий правильные аэродинамические формы автомобиль для минимального сопротивления (как вариант, дополнительную оптикаемость можно создать позже своими руками отдельно). Излишнее сопротивление ветру, как правило, забирет у Вашего электромобиля от 10 до 20 км пробега или от 8,0 до 16.1 км/ч скорости.Для электромобилей в целом, не нужна коробка переключения передач, так как способность ехать вперед и назад осуществляется при помощи контроллера.Электромобиль, который Вы собираетесь сделать своими руками, должен также иметь достаточно места для электрических батарей, обеспечивающих достаточным напряжением питанием двигатель. Так же стоит помнить, что при его создании нужно учесть возможность иметь постоянный доступ к батареям для легкого их обслуживания своими руками. Не забудьте также, что равномерное размещение батарей по автомобильному пространству на прямую отвечает за устойчивость Вашего электромобиля.

Рекомендуется к прочтению  Какой уровень масла в двигателе правильный? Последствия низкого/высокого уровня масла

Видео: Как сделать электромобиль своими руками

Шаг 2: Выберите двигатель для Вашего электромобиля, который вы можете компоновать по своему усмотрению устанавливая его своими руками

Найти необходимое, не требует профессионального уровня знаний. Двигатель постоянного тока является стандартным мотором для создания почти всех электромобилей. Достаточно даже будет найти такой мотор в подержанном состоянии и восстановить его. Задача эта вполне проста (что необходимо сделать своими руками, так это разобрать корпус , очистить и обезжирить электродвигатель , а затем восстановить все его разъемы).

Шаг 3: Покупка аккумулятора для электромобиля

Перед началом сборки электромобиля, Вам понадобится основная и резервная батареи. Искать нужно гелиево-элементный аккумулятор, который представляет собой тип регулируемых свинцово-кислотных батарей, содержащий загущенный электролит. Такие герметичные (без ревизионные) аккумуляторы не требуют дополнительного подливания своими руками дистилированной воды в ячейки аккумулятора будущего электромобиля. Это представляет собой герметичный аккумулятор с предохранительным клапаном сброса давления. Покупая, Вы можете объяснить продавцу для каких целей имеено Вам понадобится батарея.Более дорогой вариант — приобрести литий-ионные аккумуляторы. Нужно сказать, что они достаточно дорогие, имеют разнообразное напряжение, но такой вариант позволяет приобрести практически одну батарею вместо комплектации ряда более мелких. Ведь чтобы такой батарее потянуть большой автомобиль с пассажирами и проехать приличное расстояние — потребуется в общем 72 вольт и от 40 до 60 ампер часов. Если вы хотите чтобы автомобиль развивал до 64 км/ч, то лучше брать 144 вольт и около 80 ампер часов. Хотя, многие автостроители желающие создать электромобиль своими руками, приобретают именно литий-ионные батареи .

Шаг 4: Снимаем старый двигатель своими руками

Вам будет необходима кран балка и набор ключей, чтобы помочь вам удалить ДВС и старые запчасти от автомобиля. Если старые и заржавевшие болты плохо откручиваются – используйте жидкий ключ (он есть во всех автомагазинах).Вынимаем двигатель и все остальное, что нам не понадобится для работы в связке с электромотором: бак, выхлопная система, радиатор и т. д.Был или не было гидроусилителя руля в Вашем будущем электромобиле который Вы создаете своими руками не столь важно, так как всегда можно установить электро усилитель руля как дополнительную опцию.

Шаг 5: Устанавливаем электродвигатель и батарею на место старого блока

Здесь можно повторно использовать опоры коробки передач. Электродвигатель соединяем с коробкой передач и подпираем домкратом, измеряем разницу между старыми крепежными болтами двигателя и электрического двигателя и устанавливаем его.Вы можете сделать и смонтировать совершенно новое крепление, но гораздо проще использовать оригинальное крепление двигателя так как оно имеет демпферы, встроенные в него, чтобы избежать динамических нагрузок двигателя. Это уменьшает вибрацию и дребезжание, когда двигатель ускоряется или замедляется.Еще вам потребуется переходная пластина для соединения трансмиссии нашего электрического двигателя и муфты (специально созданных для сопряжения маховика двигателя и карданного вала к трансмиссии).Лучше всего привезти двигатель и коробку передач в мастерскую и использовать простой кусок картона чтобы измерить расстояние между отверстиями болтов на одной стороне и болтов электрического двигателя на другой.

Разместите электродвигатель внутри передней части автомобиля и подключите контроллер. Контроллер, как правило, может быть на 72 вольт (как контроллер на любых авто для гольфа, к примеру). Однако если вы хотите 144 вольтный контроллер, вам нужно будет найти сайты, которые их продают специально для электромобилей.Установите аккумулятор ( используя крепежи для батареи). Подключите мотор и батарею к контроллеру.

Шаг 6: Установка солнечных панелей электромобиля своими руками

Установка солнечных панелей будет использоваться в качестве пассивной энергии для резервного накопления батареи. Места им выбирают очень разнообразные. Естественно, стоит размещать их в местах на электромобиле с хорошим доступом солнечных лучей (встречается, когда мастера создавая электромобиль своими руками размещают их даже на зеркалах поворотников). А почему бы и нет?

Шаг 7: Подключаем зажигание к стартеру

Стартер активирует мотор при повороте ключа. Это будет действовать таким же образом , как действует приведенный в действие замок зажигания. Вам нужно будет перепаять зажигание так, чтобы он включал стартер электромобиля. Чтобы сделать это, подключите провода к электро системе автомобиля и блоку предохранителей. Также вам понадобится шагомер, который подключается к дроссельной заслонке и тросу педали газа. Этот провод подключенный к контроллеру и дает ему сигнал, когда пора начинать движение электромобиля. Это достаточно важная деталь, которая может понадобиться при создании электромобиля своими руками.

Шаг 8: Просто купить набор для преобразования простого автомобиля в электромобиль

А не покупать все части по отдельности. Вы можете приобрести набор для преобразования обычного авто в электромобиль своими руками. Он будет иметь все необходимые компоненты, и они на 100% будут предназначены для совместной работы. Однако такие наборы, как правило, не являются универсальными для всех автомобилей. Вам все еще нужно будет изготовить много элементов, в случае, если комплект не подошел для вашего авто.

Переоборудование автомобилей электродвигателями

Переоборудование автомобилей электродвигателями

Идея создания электромобиля не нова, однако нефтегазовый кризис, высокая стоимость топлива, проблемы с экологией требуют скорейшего решения в общемировом масштабе проблемы с двигателями внутреннего сгорания. Еще каких-то 5 лет назад на первые образцы электромобилей смотрели с недоверием и откровенным скептицизмом. Сейчас же это большая индустрия с фантастическими темпами роста.

Как заработать деньги на электромобилях?

Мировое сообщество двигается в двух направлениях, в процессе уменьшения количества автомобилей с двигателями внутреннего сгорания:

  • Создание электромобилей нового поколения – с большим запасом скорости, мощностью, с простой зарядкой;
  • Переоборудование традиционных автомобилей на электрические энергетические установки.

По сути, кузовная часть для электрического двигателя может быть любой. Силовая установка достаточно компактна, и свободно помещается под капотом легкового автомобиля. Более того, огромное количество деталей просто демонтируются за ненадобностью, что снижает общий вес автомобиля.

Что получит владелец от переоборудования авто?

  • Внимание! Стоимость проезда на протяженность 100 км не превышает 0,5-1 $. Это фантастика, особенно для тех автомобилистов, которые тратят на топливо более 20 $ на аналогичную поездку;
  • Зарядка производится прямо у вас дома, не нужно ездить на АЗС;
  • Высокая надежность, вместо 10 000 рабочих частей в электромобиле устанавливается всего три модульных рабочих блока – контроллер, батарея, электродвигатель;
  • Низкие выбросы в атмосферу – к сожалению, это волнует не каждого владельца традиционного авто, однако это очень важно в некоторых странах, где вводятся дополнительные налоги пропорционально выбросам;
  • Тихий ход – машина работает абсолютно беззвучно и слышно только трение колес об асфальт;
  • Мгновенный разгон – силовая установка электромобиля может разогнать транспортное средство до 100 км /час всего за 3 секунды (быстрее Феррари).

Недостатки, их тоже хватает:

  • Запас хода на одной зарядке не превышает 200-300 км;
  • Долгая зарядка – до 6 часов полного заряда на установке в 220 В, и 2-3 часа на 380 В;
  • Не на всех моделях предусмотрено переоборудование;
  • Низкий уровень сервиса и поддержки;
  • Практически нереально поставить официально на учет автомобиль.

Что необходимо демонтировать и установить?

На сегодняшний день, начинают появляться специализированные автомобильные сервисы, которые позволяют переоборудовать традиционные авто в электромобили. Также существуют официальные дилеры автомобилей Tesla и Nissan, которые предлагают сервисные услуги.

Демонтажу подлежат:

  • Система охлаждения;
  • Двигатель;
  • Выхлопная система;
  • Турбины (при наличии).

Необходимо установить:

  • Силовая установка;
  • Зарядное устройство;
  • Литиевые батареи;
  • Контроллеры.

Как видите, основная часть корпуса остается нетронутой, что снижает расходы клиента на переоборудование.

Справедливости ради стоит отметить, что китайские электромобили в полном комплекте от производителя имеют стоимость от 3 000 $. Переоборудование же автомобиля будет значительно дороже, и условно разделяется чаще всего не 3 категории:

  • Лайт – более слабый электрический тяговой двигатель, заряда батарей хватает лишь на 50-70 км, невысокая максимальная скорость;
  • Базовый комплект – пробег на одном заряде 200-250 км, максимальная скорость более 150 км/час, установка системы рекуперации (зарядка при торможении), устройства быстрой зарядки, специальные контроллеры на Android и с GPS.
  • Премиум – максимальная скорость более 220 км/час, разгон до 100 км за 3 секунды, пробег на заряде – более 300 км, полный привод, широкий выбор электроники.
Рекомендуется к прочтению  Чертеж двигателя в разрезе

Средняя цена для клиента переоборудования авто будет равняться:

  • Лайт – от 5 000 $ в зависимости от требований;
  • Базовый комплект – от 15 000 $ в зависимости от марки автомобиля и сложности работ;
  • Премиум – от 50 000 $.

Учитывая развитие этого рынка, количество заинтересованных клиентов только растет. Имея уже автомобиль в качестве базы, ваши клиенты смогут при небольших инвестициях добиться расхода до 1 $ на 100 км. Для многих это очень выгодно.

Расходы

Несмотря на то, что стоимость переоборудования равняется нескольким десяткам тысяч долларов, заработок на услугах составляет не более 10%. Остальные 90 % — это стоимость комплектующих. Если вы сможете договориться о прямых поставках или даже диллерстве оборудования для электромобилей – можно получать до 15-20 % дополнительного дохода. Стоит отметить, что для различных автомобилей будет разный порог рентабельности. Для тяжелых автомобилей с металлическим кузовом переоборудование авто стоит очень дорого. Легкие же ситикары, вес которых не превышает 800 кг, очень быстро окупаются.

Нюансы

В украинском и российском законодательстве нет такого понятия как «электромобиль». Это усложняет процесс переоборудования. Такие транспортные средства как картинги и гольф-кары не предназначены для дорог общего пользования, что снимает необходимость их регистрации. Ездить на незарегистрированном автомобиле – запрещено по закону и может привести к конфискации ТС или к штрафу. Что же делать?

Вариантов решения проблемы несколько:

  • Не обращать внимания на технические детали и ездить как на обычном ТС – честно говоря, внешний вид авто не изменится, а выявить переоборудование сможет или внимательный инспектор или сотрудники ГАИ при осмотре под капотом;
  • Пройти официальную регистрацию самодельного механизма через институты, которые смогут выдать справку о его безопасности и соответствии всем требованиям и нормам;
  • Купить уже готовый автомобиль с документами.

Если вы планируете открыть свое СТО по переоборудованию ТС на электропривод, вам стоит начать с отладки логистики. Сама установка всех комплектующих довольно проста, потребует лишь квалификации механиков, внимания к деталям и следования всем инструкциям. Юридическая же сторона вопроса остается зыбкой, и если вы не сможете ее уладить – ваш бизнес, к сожалению, не будет стабильным.

Дополнительным вашим доходом может стать автосервис для электромобилей или продажа тяговых электрических двигателей или комплектующих.

Необходимое время для переоборудования одного автомобиля опытной бригадой не превышает 3х дней, и весь ваш доход в конечном итоге будет зависеть от стабильности потока новых клиентов. Реклама, маркетинговые акции, сайт – это ключевые инструменты для расширения бизнеса.

Переоборудование обычного автомобиля в электромобиль для наших реалий, возможно, дело не из простых, а вот замена топлива на дрова — дело не хитрое :)

Электромобиль своими руками: как, зачем и сколько это стоит

Сегодня электротранспорт подается маркетологами, как носитель самых прогрессивных технологий в автомобилестроении. И многие уверены, что электромобиль может быть либо дорогим, как Nissan Leaf или Mitsubishi i-MiEV, либо очень дорогим – как Tesla. Однако члены дружного сообщества электромобилистов-самодельщиков знают, что это не так! В простейшем рукотворном варианте «машина на батарейках» значительно дешевле своих промышленных аналогов и не требует инновационных технологий и материалов. Поэтому немало элементарных электромобилей ездит рядом с нами по дорогам под личиной обычных бензиновых моделей – просто мы об этом не знаем!

«Электромобиль версии 1.0» – машина базового уровня, сделать которую может за полгода в гараже фактически любой рукастый мужик, умеющий ремонтировать автомобиль и обладающий начальными знаниями в электротехнике. Цель этой статьи, конечно же, не вручить читателю четкую инструкцию по применению, а дать, как сегодня модно говорить, «дорожную карту» понимания того, что электромобиль – это просто! Рассказал «Колесам» об этом один из самых авторитетных российских электромобилистов-самодельщиков Игорь Корхов, администратор крупнейшего тематического форума electrotransport.ru, успешно строивший законченные конструкции собственных электромобилей, а в данный момент ездящий на модернизированой Lada Ellada.

Кузов

Из чего состоит электромобиль начального уровня, который несложно построить на гаражном «стапеле»? Кузов от машины-донора с рулевым управлением, подвеской, трансмиссией и тормозами, электродвигатель постоянного тока, агрегатированный со штатной ручной КПП, пакет батарей с контроллером, педаль акселератора, от которой контроллер получает сигнал и ряд вспомогательных узлов, которые можно даже привносить в конструкцию не сразу, а позже – после первых пробных выездов, коих с таким нетерпением ждет душа гаражного инженера…

В качестве кузовного донора, как правило, берут переднеприводную машину, чтобы не терять энергию на трение в крестовинах кардана и гипоидной передаче заднего моста. Стараются найти машинку полегче, в идеале до 600–700 килограммов, хотя это не всегда удается – большинство авто избыточно тяжелы с точки зрения постройки электромобиля. В свое время весьма популярна среди гаражных электромобильщиков была Таврия – кузов легкий и отменная «катучесть» – на ровной дороге можно было буквально пальцем толкать! Но Таврии почти все, увы, сгнили уже. Популярны Golf-ы первого–второго поколения, Daihatsu Mira и тому подобные небольшие машинки. «Катучесть» стараются увеличивать за счет особых шин – так называемых «зеленых»: узких и допускающих давление 2,7 и более атмосфер для устранения потерь на деформацию резины.

1

2

3

Двигатель

Я видел, как на машине со снятым двигателем к первичному валу ручной КПП подключали мощный шуруповерт, выводили в салон управление его кнопкой включения и фактически получали за полчаса электромобиль! Да, курьезный, да, едущий не быстрее пяти километров в час, но, в сущности, неплохо демонстрирующий простоту и работоспособность конструкции «варианта 1.0»! Все это, разумеется, из области «механики шутят», но принцип, в общем, сохраняется.

Самыми распространенными двигателями для самоделок начального уровня были и по-прежнему являются тяговые моторы ДС-3.6 от болгарских вилочных складских электропогрузчиков типа «Балканкар EB-687». Это двигатели последовательного возбуждения, питающиеся постоянным током с напряжением 80 вольт, мощностью 3,6 киловатта. Выглядит такой мотор, как цилиндрический бочонок, весит 66 килограммов. Это далеко не самый лучший по характеристикам массы и экономичности мотор, но он легкодоступен и популярен у начинающих конструкторов электромобилей. Приобрести такой «движок» можно в меру своего везения – кому-то он перепадет за спасибо, кто-то найдет за 5–10 тысяч рублей. В принципе, такая стоимость оправдана – мотор не скоростной, но имеет великолепный крутящий момент, вытягивает на любую горку даже на третьей передаче, прост в монтаже, неприхотлив.

4

5

6

Трансмиссия

В «Варианте 1.0» не встретишь мотор-колес и прочих прогрессивных электромобильных «нанотехнологий». Делается, как проще, а проще всего срастить электродвигатель с уже существующей на автомобиле-доноре трансмиссией – ручной КПП с главной передачей и дифференциалом, через ШРУСы переднего привода со ступицами и передними колесами. — Собственно, корзина и диск сцепления, его привод (гидравлический или тросовый), да и сама левая педаль удаляются – это лишний вес, и они нам больше не нужны. – рассказывает Игорь Юрьевич, — Переключать скорости мы, правда, все же будем – но редко и без разъединения валов мотора и КПП – просто втыкая передачи рукояткой коробки. Включается нужная передача без сцепления совершенно спокойно как перед началом движения, так и на ходу: бросаешь газ, подводишь рукоятку КПП, синхронизаторы срабатывают – и едем дальше.

Третью передачу используем для езды по городу, четвертую – по загородной трассе, вторую – по буеракам. Первая вообще никогда не используется, момент на колесах такой, что их просто прокручивает при легком касании акселератора!

Чтобы установить электромотор под капот, нужны две основные «хендмейд»-детали: переходная плита и переходная втулка, с помощью которых электродвигатель соединяется с «родной» ручной коробкой передач автомобиля. Плита соединяет электромотор и КПП, а втулка – вал мотора и первичный вал КПП.

Плита легко делается своими руками из толстолистовой стали или алюминия – достаточно наличия слесарных навыков среднего уровня, болгарки и дрели.

7

8

9

10

Переходную втулку, соединяющую валы электромотора и КПП, также сделать несложно с помощью дяди Васи-токаря и сварки – с одной стороны втулка должна совмещаться с валом электродвигателя, а с другой к ней приваривается шлицевая часть, вырезанная из диска сцепления той коробки, с которой мы соединяем электромотор.

Рекомендуется к прочтению  Как помыть двигатель автомобиля самостоятельно керхером видео

11

12

13

Батарея

Батарея для электроавто — только литий-железо-фосфат, иных вариантов нет! Про стартерные свинцовые батареи, кажущиеся привлекательными для начала, «на попробовать», забудьте сразу и навсегда – они категорически непригодны, просто деньги на ветер. Несколько зарядок-разрядок – и аккумуляторы отправятся в пункт приема цветмета! Тяговые свинцовые батареи тоже долго не живут, поскольку при их массе емкость всегда будет недостаточной, а это означает избыточно большой потребляемый ток в расчете на одну батарею. При таких токах не держится и тяговый свинец. Так что исключительно «лиферы», хотя это и недешево.

В свое время через свинец многие проходили – и я в том числе. Сейчас такие ошибки повторять никакого смысла нет. Стартерные батареи у меня начали помирать через пару месяцев, еле успел распродать за полцены, пока не потеряли емкость. Потом одно время использовал герметичные батареи от питания телекоммуникационных систем (источники бесперебойного питания сотовых вышек) – хватало на сезон, начинало расти внутреннее сопротивление… Поэтому, как только появился широкодоступный литий-феррум, все перешли на него. Лучшая удельная плотность энергии, умение отдавать и принимать большие токи, долговечность, морозостойкость. Но цены пока высоки, и батарея является самым дорогим узлом электромобиля – это нужно учитывать самодельщику…

14

15

16

Упрощенный расчет параметров и стоимости батареи выглядит так: предположим, что нам надо набрать 100-вольтовую батарею – на такое напряжение рассчитано довольно много моторов. Напряжение одной «лифер-банки»–- 3,3 вольта: значит, нам нужно соединить последовательно 30 банок. Но второй важный параметр батареи – емкость. Поскольку «банки» одинаковые, емкость одной = емкость всей батареи. «Банка» хорошего качества стоит примерно 1,5 доллара за 1 ампер-час, а 30-амперчасовая батарейка начального уровня обеспечит машине весом до тонны 25–30 километров запаса хода.

Считаем:

30 ампер-часов х $1,5 = $45 за одну банку $45 х 30 банок = $1350 $ за всю батарею

В общем, батарея небюджетна, и это лишь емкость, пригодная для первых экспериментов – по-хорошему, её нужно увеличивать хотя бы вдвое.

Заряжают аккумуляторы электромобиля чаще всего полусамодельными зарядными устройствами, сделанными на основе дешевых списанных блоков питания, насыщавших резервные аккумуляторы на базовых станциях сотовой связи – там они работают совместно с 48-вольтовыми свинцовыми батареями. Таких блоков нужно две штуки – их соединяют последовательно, внутренняя регулировка позволяет поднять напряжение каждого до 64 вольт и зарядить батареи для большинства распространенных электромоторов, используемых EV-самодельщиками.

К слову, штатный 12-вольтовый аккумулятор, как правило, остается на своем месте – от него удобно питать разные штатные же потребители – звуковой сигнал, стеклоочистители, стеклоподъемники, «музыку», свет и т. п. Позже, в качестве одного из первых апгрейдов, его можно заменить на DC/DC конвертер ватт на триста, делающий 12 вольт из 100.

Прочие узлы

Собственно, помимо мотора, трансмиссии и батареи в простейшем электромобиле имеется еще ряд узлов – как необходимых, так и устанавливаемых по желанию. Категорически необходимым является, конечно же, контроллер управления двигателем. В простейшем варианте он может быть изготовлен самостоятельно на относительно недорогих и широко распространенных деталях, а датчиком педали газа послужит датчик угла поворота дроссельной заслонки от инжекторного ВАЗа. Можно купить контроллер у отечественных самодельщиков, выписать фабричный из Китая или заказать с eBay бэушный брендовый блок от Curtis – обойдется модуль в 250–300$.

Дополнительных узлов, которые не являются обязательными для пробной (а то и вообще!) поездки – немало. Например, печка, из которой выкидывается жидкостный радиатор и устанавливается вместо него электрический ТЭН. Или, скажем, вакуумный насос для усилителя тормозов. Поскольку двигатель внутреннего сгорания на машине отсутствует, исчезает и разрежение впускного коллектора, необходимое для работы вакуумного усилителя тормозов. Поэтому многие самодельщики ставят электрические вспомогательные насосы ВУТ, заимствованные от машин типа Volvo XC90, Ford Kuga и т. п.

Впрочем, все зависит от проекта – на легком электромобиле даже апгрейд тормозов делают далеко не все, поскольку роль «вакуумника» отчасти выполняет рекуперативное торможение двигателем, да и немало машин с завода не имели вакуумного усилителя в принципе, вполне неплохо тормозя. Без него, к примеру, производились не только небезызвестный ВАЗ-«копейка», но и Таврия, Ока в некоторые годы и так далее.

17

18

19

Цены и деньги

Машина-донор, электромотор, контроллер – все это гибко варьируется и здесь можно «кроить» в меру хитрости и желаний. Можно купить автомобиль-донор тысяч за 100–150 в приличном состоянии по кузову, можно тысяч за 50 – но с необходимостью жестянки, сварки, малярки. Можно купить электродвигатель от престарелого болгарского погрузчика, а можно подержанный или новый американский мотор, спроектированный специально для электромобилей. Можно приобрести промышленный контроллер управления тягой двигателя, а можно спаять и самому, если есть навыки. То же самое касается и всего остального, кроме батареи. Тут особенно «скроить» ничего не удастся: цены на новые литий-феррум банки везде приблизительно одинаковые, вопрос в емкости. Хорошая 80–100-вольтовая батарея на приблизительно сто километров пробега обойдется по сегодняшним деньгам в 4–5 тысяч долларов. Можно, конечно, начать с малоемкого аккумулятора с перспективой наращивания (ведь даже короткая первая поездка воодушевляет и дает понимание, что трудишься не зря!), но надо понимать, что маленькую емкость нужно как можно скорее увеличивать, поскольку её недостаток ведет к повышению тока отдачи от каждой отдельной банки вплоть до опасных ударных величин, укорачивающих им жизнь… Пока будешь рассусоливать с покупкой второй половины, умрет первая.

Так выгодно ли строить электромобиль? Даже опытный самодельщик и фактически гуру гаражного EV-строения Игорь Корхов считает, что на первом месте тут все же хобби, а «обмануть систему» можно лишь весьма условно — это будет граничить с самообманом. Дело в том, что конечный результат нельзя оценивать чисто по стоимости пройденного километра, как многим кажется – приходится брать в расчет и комфорт, и функциональность, и безопасность машины, и просто ощущение от того, чем владеешь. Вот, допустим, новая бензиновая Лада Гранта — стоит она от 360 тыс. рублей, что приблизительно равняется 5 500 $. Самый бюджетный электромобиль на базе какого-нибудь VW Golf ранних поколений обойдется в столько же по комплектующим – плюс время, просиженное на тематических форумах, и вложенный собственный труд. В результате на одной чаше весов – пусть и отечественный, но пахнущий новизной и беспроблемный автомобиль на гарантии, а на другой – немолодой и внешне потрепанный «электросамопал» в стадии бесконечной доделки, без возможности дозаправки топливом в пути, в первое время (а то и навсегда) без кондиционера, усилителя тормозов и тому подобного.

Ну или, скажем, следующая планка — Hyundai Solaris. Новым он стоит от 600 000 рублей, что составляет около 9 200 $. Подобную же сумму придется затратить, если строить электромобиль на базе более-менее свежего кузова иномарки, который прилично выглядит снаружи и имеет не убитый салон, купив к этому кузову хороший американский электромотор, надежный фирменный контроллер Curtis и набрав емкую батарею. Однако на выходе – в общем-то, почти то же самое, что и в первом случае… У Соляриса в козырях максимальная скорость и динамика, возможность пополнять запас топлива повсеместно, а не только в личном гараже, где есть розетка, все преимущества новой и надежной машины с массой функциональных удобств, гарантии и прочее. Самоделка же, пусть и более приличная внутри и снаружи, остается самоделкой – машиной с существенными ограничениями по дальности пробега и возможности заправки, вечным конструктором, тренажером для рук и ума.

Выводы

С точки зрения приложения рук и ума для человека, любящего автомобили и технологии, постройка электромашины, безусловно, оправдана! Хобби это, конечно, затратное, но все познается в сравнении — причем, в сравнении не с олигархическими крайностями вроде коллекционирования яичек Фаберже, а со вполне распространенными и массовыми техническими прикладными увлечениями. Скажем, любителю рыбалки средненькая надувная лодчонка с подвесным двигателем известной марки сил эдак в десять выльется как минимум в две трети простейшего электромобиля.

Хороший квадрокоптер с камерой стоит не меньше. На этом фоне постройка электромобиля ничуть не выделяется – нормальная такая мужская забава…

Не меньшая привлекательность постройки электромобиля «Версии 1.0» в том, что результат достижим для многих, а не только для избранных — не надо быть «инженером 80-го уровня», чтобы сочленить электродвигатель с КПП, проложить силовую и управляющую проводку и разместить в багажнике батареи. В простейшем варианте конструкции да с многочисленными советами отзывчивого электромобильного коммьюнити в интернете работа будет приятной и почти наверняка успешной.

Однако, пока не подешевели эффективные батареи и не распространились недорогие комплекты тяговых моторов и контроллеров, как это произошло с китами для электровелосипедов, электромобиль гаражной постройки в отношении стоимости эксплуатации вряд ли будет серьезным конкурентом бюджетным бензиновым авто и тем более – газифицированным машинам… В случае стремления к экономии вложиться в установку пропанового газового оборудования – проще и выгоднее…

Фото любезно предоставил американский самодельщик Брюс, тщательно документировавший все этапы постройки в домашних условиях своего электромобиля на базе пикапа-хэтчбека Suzuki Mighty Boy 1985 года.

Источник http://settles.ru/raznoe/sdelat-elektrodvigatel-svoimi-rukami.html

Источник http://nbiplus.com/idea/pereoborudovanie-avtomobiley-elektrodvigatelyami

Источник http://www.kolesa.ru/article/elektromobil-svoimi-rukami-kak-zachem-i-skolko-eto-stoit

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: