Содержание
Перегрев мотора автомобиля – это приговор?
Недавно мне пришлось уехать на несколько дней в командировку на своём, в общем-то не старом ещё, верном «Опеле», который выручает меня всегда, когда нужно ехать в другой город или отвезти тёщу на дачу, съездить с семьёй в отпуск. Мой верный «конь» прошёл не одну тысячу километров, но на этот раз случилось то, что, по моему мнению, никогда не могло произойти со мной – перегрев двигателя. Кстати, в завершение я высказал своё мнение по тому стоит ли продавать машину после ремонта с таким диагнозом.
Так вот, после того, как всё произошло, я понял, что попал на довольно большие деньги, а все из-за небрежности, самоуверенности и невнимательности. Самое противное, что эта проблема возникла в чужом городе, где мне пришлось задержаться из-за серьёзного ремонта.
Вернувшись домой, я стал расспрашивать знакомых, которые сталкивались с этим или что-то понимают в устройстве автомобиля. Нашёл много информации в специальной литературе и в знаменитой Паутине, немного систематизировал, упростил и обобщил её. Вот что у меня получилось.
Почему это происходит?
Можно, сказать, из-за невнимательности, как в моем случае, при недостаточном опыте или незнании элементарных вещей. Как и любая проблема, перегрев двигателя имеет свои причины. Часто эта проблема возникает если имеется:
- недостаточный уровень антифриза – охлаждающей жидкости, которая может незаметно вытекать через множественные трещины или мелкие отверстия в самой системе и радиаторе;
- неисправный термостат, как в моем случае;
- продолжительная работа двигателя в неправильно выбранном режиме. При больших нагрузках и маленькой скорости, в так называемом буксировочном режиме, происходит перегрев мотора. Также двигатель может перегреться тогда, когда горе-водитель даёт большие обороты на холостом ходу;
- плохое и неэффективное охлаждение, в случае, когда радиатор забит грязью или накипью;
- вышла из строя водяная помпа или порвался ремень привода;
- неисправный вентилятор – одна из довольно частых причин перегрева двигателя автомобиля;
- если прогорел выпускной клапан. При этом происходит перегрев из-за высокой температуры выхлопных отработанных газов.
Как я описал выше, эта проблема возникает в основном, из-за небрежного отношения к своему «верному коню». В моем случае, уехав в командировку ночью, я вовремя не обратил внимания на датчик. Мой совет – даже, когда вы устали, старайтесь периодически поглядывать на показания датчиков автомобиля. Не зря же их поставили прямо перед носом. Скажу честно, я был халатен и невнимателен, в результате понёс серьёзные потери, как по времени, так и по деньгам.
Как распознать перегрев?
Чтобы распознать эту проблему, не нужно быть автомехаником, достаточно просто очень внимательно относиться к автомобилю и его нуждам и, конечно же, следить за показаниями датчиков. Одним из самых основных признаков перегрева двигателя является температура, которая резко начинает повышаться, что хорошо заметно по датчику. Если вовремя не обратить внимания, как было у меня – упадёт мощность и заметно изменится звук. Я услышал посторонний металлический стук и странную «музыку» мотора.
При незначительном перегреве, который длится не больше 10 минут, последствия тоже будут достаточно минимальные, практически не заметные для мотора. Он может работать какое-то время как и раньше, правда, недолго. Иногда перегрев можно распознать по чёрному неестественному дыму из выхлопной трубы, который будет свидетельствовать о повреждении колец.
Более существенный перегрев возникает при воздействии повреждающего фактора до 20 минут. А температура при перегреве двигателя резко возрастает, более, чем на 100 градусов. Визуально будут заметны трещины на головке блока, может прогореть прокладка и разрушатся поршни и кольца, что будет видно при разборе двигателя. Я при этом услышал не характерный для моего «Опеля» звук, а звуки, похожие на удары молотка.
Сильный перегрев приводит к полному заклиниванию двигателя с характерным «кулаком дружбы», когда поршень повреждает стенку блока. Здесь ремонт бесполезен, только полная замена блока цилиндров. Можете представить в какую копеечку это влетит, независимо от того, на какой машине вы катаетесь. Знакомый недавно покупал новый движок для своей Нивы из-за подобной халатности. Обошлось ему всё в 2 тысячи долларов. Некоторым может показаться, что это довольно дёшево, но это ошибочное мнение. Такие затраты для старой Нивы – это уж слишком. Я бы сдал её на металлолом. Видимо любовь к машине существует и она взяла вверх.
Как можно этого избежать?
Для того, чтобы защитить двигатель от перегрева, нужно, прежде всего, не лениться и регулярно выполнять несколько простых правил:
- Часто и своевременно проверять свою систему охлаждения на предмет разных трещин, прочих повреждений и лишних отверстий.
- Не давать мотору несоответствующую режиму нагрузку, по-простому «не мучить» мотор.
- Регулярно посещать автосервис и СТО для профилактики и своевременного распознания возможных причин перегрева. Нужно регулярно проверять работу датчика температуры и термостата.
- Обязательно нужно содержать радиатор в чистоте и заливать только проверенную жидкость для охлаждения, ни в коем случае не стоит заливать воду.
- Внимательно следить за уровнем антифриза в системе, не лениться делать это каждый раз перед тем, как куда-то ехать.
При перегреве двигателя ремонт неизбежен, независимо от продолжительности действия повреждающего фактора – температуры.Если уж так случилось и вы видите по датчику, что температура зашкаливает, а самое главное быстро растёт после охлаждения, значит что-то неисправно. Самым разумным решением в такой ситуации – заглушить мотор.
Я, к примеру, когда увидел, что датчик на приборке перевалил отметку в 95 градусов — сразу же вызвал эвакуатор. Не нужно при этом открывать капот или, ещё хуже, пытаться открыть крышку бачка для залива жидкости. Во-первых, это очень вредно для мотора, если в имеющийся в системе кипяток долить холодную жидкость. При этом деформируются те части двигателя, которые сделаны из чугуна и алюминия. Во-вторых, в бачке создаётся довольно сильное давление, при отвинчивании крышки получится раскалённый фонтан из антифриза и, помимо ремонта, может понадобиться ещё и медицинская помощь. Если вы не спец, не суйтесь под капот, тем более самому сделать в таком положении вряд ли что-либо получится.
Вернуться вверх
Наверняка есть люди, которые задумываются о продаже машины после перегрева. Возможно, это лучший вариант в вашей ситуации, но рассчитывать на большую сумму в таком случае не стоит. У меня пока после капитального ремонта движка всё в норме с машинкой, поэтому мой мнение не стоит этого делать. Если уж продавать, то тогда без ремонта и на разборку. В общем опасайтесь перегревов на дороге, поскольку от этого зависит срок службы вашей машины.
Перегрев двигателя: что делать, в чем причины, как избежать
Такая проблема как перегрев двигателя знакома каждому автомобилисту. Если она не возникала в вашем автомобиле, то наверняка вы встречали на дороге машины, из-под капота которых валит серый дым. Если двигатель «закипел» — это очень опасно, а если подобная неисправность возникает не первый и не второй раз, то автомобиль не рекомендуется эксплуатировать до тех пор, пока точно не будет устранена причина, приводящая к ее возникновению.
Почему перегревается двигатель
Из самого понятия «перегрев двигателя» можно сделать вывод, что основной проблемой для возникновения подобного рода неисправности являются неисправности системы охлаждения.
Чаще всего перегрев двигатель связан с невнимательностью водителя, который не доливал охлаждающую жидкость. Недостаточный уровень охлаждающей жидкости автомобиля может возникнуть и из-за повреждений бачка, что приведет к ее чрезмерной утечке. Стоит отметить, что низкокачественная охлаждающая жидкость так же приводит к перегреву двигателя.
Неправильно работать система охлаждения может из-за поломки различных компонентов, входящих в нее: водяного насоса, вентилятора, радиатора, привода вентилятора и других. Также причиной для перегрева двигателя является неисправность термостата, который может заблокироваться в закрытом положении, из-за чего охлаждающая жидкость будет курсировать в двигателе, не охватывая радиатор.
Весьма редко причиной перегрева двигателя является попадание охлаждающей жидкости в систему смазки. Чаще всего причиной такой неисправности является повреждение прокладки головки блока цилиндров. При возникновении подобной проблемы эксплуатация автомобиля запрещена, и необходимо срочно устранить неисправность.
Перегрелся двигатель: что делать
Важно помнить, что перегрев двигателя – это очень опасно, и продолжать движение на автомобиле, из-под капота которого идет дым, следует только в крайнем случае. Запомните, а лучше сохраните в закладки на телефоне или распечатайте нашу пошаговую инструкцию, в которой подробно описано, что делать, если двигатель перегрелся:
- Сразу остановите автомобиль и заглушите двигатель;
- Откройте капот машины и подождите 5-7 минут, пока он остынет, и дым перестанет идти;
- После этого проверьте уровень охлаждающей жидкости. Внимание: жидкость остается горячей в течение долгого времени после остановки двигателя. Открывать бачок с нею следует очень аккуратно, и лучше использовать для этого тряпку или другие средства защиты рук от ожогов;
Если у вас так и не получилось устранить проблему, и из-под капота автомобиля идет дым, то следует срочно направиться в сервисный центр. Оптимальным решением будет вызов эвакуатора, но можно и самостоятельно добраться для сервиса, соблюдая осторожность. Во-первых, постарайтесь держать обороты далеко от «красной зоны» на тахометре. Во-вторых, включите на полную мощность отопитель салона.
Как избежать перегрева двигателя
Полностью оградить автомобиль от перегрева двигателя нельзя, поскольку не предугадать, когда выйдет из строя привод вентилятора, термостат или другой компонент системы охлаждения. При этом есть возможность минимизировать шанс перегрева двигателя автомобиля. Для этого необходимо соблюдать 3 простых правила:
- Как можно чаще проверяйте уровень охлаждающей жидкости в бачке;
- Если вы заметили, что приходится доливать антифриз чаще обычного, найдите причину, из-за которой это происходит;
- Обращайте внимание на натяжение приводных ремней помпы.
Соблюдая эти простые правила, вы сможете предупредить перегрев двигателя и избежать необходимости бороться с его последствиями.
Перегрев двигателя: причины и последствия
С такой проблемой, как перегрев двигателя, автомобилистам порой приходится сталкиваться не только летом, когда температура окружающего воздуха переваливает далеко за отметку +30 °С, но и зимой, когда, казалось бы, никаких «внешних» условий для этого нет. Для того чтобы правильно реагировать на появление данной проблемы очень важно понимать причины перегрева двигателя и последствия к которым он приводит.
Причины перегрева двигателя
Пар из под капота — типичный признак перегрева двигателя
Причину перегрева двигателя могут определить профессионалы станций технического обслуживания, однако самим владельцам авто все же нужно иметь представление о том, вследствие чего температура двигателя может повышаться до опасных пределов.
Основные причины перегрева двигателей внутреннего сгорания, которыми оснащаются современные автомобили, следующие:
- Пониженный уровень охлаждающий жидкости в системе;
- Проблемы с термостатом;
- Засорение радиатора;
- Неправильная работа системы зажигания;
- Проблемы в функционировании водяного насоса;
- Налет в полости охлаждения мотора;
- Отложения в камерах сгорания.
Каждая из этих возможных причин заслуживает отдельного рассмотрения и пояснения.
Пониженный уровень охлаждающий жидкости в системе
Эта причина является как самой тривиальной, так и самой распространенной. Суть ее проста: того объема жидкости, которая находится в системе, просто недостаточно для обеспечения эффективного охлаждения двигателя. Чаще всего охлаждающая жидкость просто вытекает через трещины в картере мотора, и диагностировать такую неисправность можно по соответствующим потекам. Иногда бывает так, что трещина следует в камеру сгорания, и это действительно очень опасно. Дело в том, что может произойти гидроудар и тогда двигатель просто заклинит.
Проблемы с термостатом
Теромстат — это устройство, которое в зависимости от текущего режима работы двигателя внутреннего сгорания направляет охлаждающую жидкость или по большому, или по малому кругу. Соответственно, если он выходит из строя, то перенаправление охлаждающей жидкости не происходит, вследствие чего мотор может начать перегреваться если жидкость циркулирует только по малому кругу. Зачастую термостат перестает выполнять свой функции из-за низкого качества антифриза, который губительно влияет на его механизм.
Засорение радиатора
Засорение радиатора — это еще одна из распространенных причин перегрева двигателя. В его «сотах» скапливается грязи и пыль, в результате чего он перестает эффективно отводить тепло в окружающую среду. В результате этого в системе охлаждения двигателя циркулирует горячая жидкость, и поэтому он перегревается. Нередко случается так, что вентилятор не обеспечивает должный обдув радиатора из-за того, что ослаб ремень его привода.
Неправильная работа системы зажигания
Если имеются ошибки в регулировке зажигания, то момент сгорания топливной смеси несколько сдвигается по времени относительно того, в который оно должно происходить. Вследствие этого выпускные клапаны открываются в момент горения, а часть пламени попадает непосредственно в головке блока цилиндров. Это и поводит к перегреву.
Проблемы в функционировании водяного насоса
Поскольку охлаждающая жидкость курсирует по контурам принудительно, то если неисправен перекачивающий ее насос, то двигатель также неизбежно будет перегреваться. В этом устройстве могут иметься дефекты лопастей, нередко просто заклинивает вал, на котором они располагаются. Случается и так, что падает натяжение приводного ремня.
Налет в полости охлаждения мотора
Он чаще всего образуется тогда, когда в систему охлаждения двигателя заливается некачественная охлаждающая жидкость. Со временем компоненты, имеющиеся в ее составе, образуют налет на трубках и стенках полостей. Такой налет играет роль своеобразной «шубы», и поэтому отдача тепла от нагретого картера мотора к охлаждающей жидкости происходит с гораздо меньшей эффективностью, чем это необходимо. Как следствие, двигатель перегревается.
Отложения в камерах сгорания
Эта причина перегрева наиболее характерна для тех силовых агрегатов, которые эксплуатируются уже в течение достаточно длительного периода времени. Отложения на стенках камеры сгорания образуются потому, что в нее попадает слишком много масла. Оно начинает сгорать, а нагар осаждается на стенках цилиндров. В результате образуется слой изолятора, причем характерно, что вызванный им перегрев мотора соответствующими датчиками не фиксируется. Опытным водителям, однако, известно, что о такого рода проблеме свидетельствует что из выхлопной трубы идет сизый дым.
Последствия перегрева двигателя
Последствия перегрева: нормальный поршень (сверху) и поршень с задирами (снизу)
Последствия такого неприятного явления, как перегрев двигателя, могут быть достаточно серьезными, и поэтому как только обнаруживаются признаки этой проблемы, необходимо найти и устранить ее причины. В результате того, что двигатель в течение длительного времени работает в условиях повышенной температуры, деформируется головка блока цилиндров. Вследствие этого система охлаждения и система смазки мотора разгерметизируются, смазочная жидкость попадает в антифриз, а охлаждающая — в масло.
Еще одним последствием того, что двигатель перегревается, является выход из строя маслосъемных колпачков клапанов. Следует заметить, что постоянного воздействия повышенной температуры не переносят даже самые лучшие силиконовые модели. В результате того, что маслосъемные колпачки перестают функционировать должным образом, автомобиль начинает потреблять чрезмерно много масла, из выхлопной трубы следует сизый дым.
Еще одними важными деталями двигателей внутреннего сгорания, на которые пагубно воздействует перегрев, являются поршневые кольца. Они теряют упругость, оставляют на стенках цилиндров задиры. Кроме того, от повышенной температуры масло теряет вязкость и становится жидким, вследствие чего эффективность смазывания трущихся деталей резко падает. Это чревато заклиниванием мотора, после которого нужно производить его капитальный ремонт.
Признаки перегрева двигателя
Лучше всего о перегреве двигателя свидетельствует датчик его температуры. Косвенным признаком перегрева может быть стук двигателя при нажатии на газ, который происходит из-за детонации, отключение печки или снижение мощности двигателя.
Как уже было отмечено выше, важным признаком перегрева являются потеки на картере, а также видные невооруженным глазом деформации ГБЦ (головки блока цилиндров). Кроме этого свидетельством того, что двигатель перегревается, является деформированная окантовка прокладки, потемнения стенок расширительного бачка и хлопья в охлаждающей жидкости.
Читайте также: Антифриз красный, зеленый и синий — в чем разница?.
Источник http://daciaclubmd.ru/peregrev-motora-avto/
Источник http://okeydrive.ru/peregrev-dvigatelya-chto-delat/
Источник http://avtonov.com/%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B5%D0%B2-%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%8B/