Как работает электромобиль зимой в России: в чём подводные камни

Как работает электромобиль зимой в России: в чём подводные камни

С приходом зимы многие водители начинают с вечера беспокоиться о том, как они поедут на работу утром.

image

Ведь температура ночью в России может спокойно опускаться далеко за — 15 градусов Цельсия. Кто-то включает автозапуск на прогрев каждые 2 часа, следующие снимают аккумулятор и заносят в тепло, а кто-то просто надеется на волю случая. А как эксплуатировать электромобиль в России в зимний период? Ведь батарею из него не вытащишь, автозапуск «съест» заряд аккумулятора, и далеко не у всех есть тёплый гараж для автомобиля.

Морозы и электромобиль

Литий-ионные аккумуляторы сконструированы таким образом, что могут оптимально работать даже в суровых реалиях Российской Федерации: диапазон от -20 до +60 градусов считается абсолютно нормальным диапазоном. Конечно, наша погода «радует» нас своим непостоянством – днём могут быть комфортные -10, а ночью температура воздуха охладится до -30. В таких случаях, естественно, часть ваши аккумуляторы в электромобиле потеряют часть заряда. Однако, есть ряд «лайфхаков» для водителей электрокаров.

  1. Будьте внимательны. Следите за температурой батареи. Электромобилю тоже нужен небольшой прогрев, чтобы аккумуляторы прогрелись до рабочей температуры.
  2. Подготовка решает. Электромобиль зимой должен быть готов к нашим условиям. Проверьте целостность дна авто на предмет трещин и повреждений для защиты батареи от снега и реагентов.
  3. Следите за уровнем заряда. Конечно, зимой аккумуляторы разряжаются чуть быстрее, поэтому перед началом поездки оцените запас хода, чтобы добраться до точки назначения без приключений.
  4. Если есть такая возможность, то лучше всего держать электрокар в крытом боксе, гараже или подземном/наземном паркинге. Даже неотапливаемый гараж сохраняет тепло, из-за чего сократится время на прогрев, и вы сэкономите заряд.

Как отапливается электромобиль зимой и для чего это нужно?

Некоторые задаются вопросом: «А зачем в принципе прогревать электромобиль? ДВС там нет, масла тоже. К чему все эти сложности?». Во-первых, в тёплом автомобиле вам будет гораздо комфортнее. Всё же сидеть на промороженном кресле и видеть, как медленно оттаивают стёкла, удовольствие ниже среднего. Во-вторых, согласно исследованию Battery University, литий-ионные батареи лучше всего эксплуатировать при следующих температурах (температура самого аккумулятора, а не окружающей среды):

  • Стоянка – +10°С.
  • Вождение – +10/+25/+40°С. В таком температурном режиме КПД достигает 90%, 95% и 100%, соответственно.
  • В момент зарядки – +25°С.

Таким образом, для продления срока жизни аккумуляторов лучше всего дать батареям прогреться перед поездкой. Вы сядете в тёплый салон, а батареи выдадут наибольший коэффициент полезного действия.

Опыт эксплуатации электромобилей в холодных странах

Россия не является единственной страной с холодным климатом. Поэтому у нас есть опыт использования электрокаров, как от наших соотечественников, так и жителей Канады, Финляндии и Норвегии.

Многие автопроизводителя специально «затачивают» электрокары под вождение в морозы. Так называемый «зимний пакет» чаще всего предусматривает:

  1. Автоматический подогрев батареи во время стоянки.
  2. Ограничения по максимальной скорости, рекуперации и зарядке. «А как же заряжать электромобиль зимой, если эта функция на блоке?!», – спросит возмущённый водитель. Не переживайте, это сделано для того, чтобы продлить срок жизни аккумулятора. После минимального прогрева эти функции разблокируются и вы сможете насладиться всеми возможностями своего «электрического друга».
  3. На парковке с подключённой зарядкой батарея не заряжается, но подогревается от сети, а не собственной энергией.

Но даже при отсутствии зимнего пакета, есть вполне рабочий способ для комфортной эксплуатации электрокара в холодный сезон:

  • Webasto. При поступлении сигнала начинается подача в камеру сгорания. Тёплый воздух направляется по трубкам, которые, в свою очередь, прогревают батарею до рабочих режимов. Кстати, у Tesla есть электрический аналог Webasto – обволакивающий нагреватель на 5 кВт.

Пока в процессе разработки следующие варианты:

  • «Коктейль» электролита с антифризом. Чтобы снизить вязкость электролита внутрь ячеек добавляется антифриз. Но пока не решится проблема совместимости антифриза с электролитом, материалами из которых изготовлены анод, катод и сепаратор, такой способ ещё не жизнеспособен.
  • Твердотельные батареи. Твердые электроды, совмещённые с твёрдым электролитом, представляются идеальным вариантом для русской зимы. Но технология изготовления пока недостаточно развита, чтобы запустить серийное производство твердотельных аккумуляторов.

Использование электромобилей зимой не является чем-то экстраординарным. При грамотном подходе электрокар будет служить вам верой и правдой в любое время года. Никто из владельцев авто с электродвигателем из Норвегии, Исландии, Канады или Финляндии не вернул свою машину в автосалон из-за невозможности использовать её зимой. Следуйте обычным и несложным правилам и тогда вашему электромобилю не будут страшны никакие морозы.

Электрокары на морозе. Лучшие «зеленые» машины в реальной жизни

LiveCars.Ru собрал отзывы владельцев трех современных электрокаров о «зеленой» езде в любых условиях

Владельцы BMW i3 жалуются на непродуманный дизайн модели, которая набирает полные «карманы» снега в метель. Еще и передний багажник подтекает.

Владельцы BMW i3 жалуются на непродуманный дизайн модели, которая набирает полные «карманы» снега в метель. Еще и передний багажник подтекает.

Правительства разных стран активно подталкивают автопроизводителей к скорейшему переходу в эру «зеленой мобильности». Кое-где уже всерьез говорят о скором запрете машин с двигателями внутреннего сгорания.

Допустим даже, что литий-ионные аккумуляторы вскоре резко подешевеют и Chevrolet больше не придется терять тысячи долларов на каждом проданном «бюджетном» Bolt, а электроэнергию начнут получать только из возобновляемых источников.

Но что ожидает пользователей? Что в реальности означает «быть владельцем электрокара»? Пока число таких владельцев все еще исчезающе мало даже в самых прогрессивных странах (Норвегия не в счет, там вообще число людей исчезающе мало), о России с ее парой десятков электрозаправок, 99% которых находятся в Москве, даже говорить не приходится.

Раз уж эра электрокаров вот-вот наступит, мы решили всерьез подготовиться к ее приходу. Изучив реальные отзывы владельцев трех разных «зеленых» машин, мы выделили несколько их общих особенностей.

Объекты исследования

Объектами исследования стали премиальный электроседан Tesla Model S, немецкий сити-кар BMW i3 и «бюджетный» хэтчбек Chevrolet Bolt.

BMW i3

Модель с 170-сильным электромотором и задним приводом оснащена аккумулятором емкостью 22 киловатт-часа. Поскольку в семье уже был основной автомобиль, электрокар решили взять без бензинового двигателя-расширителя диапазона, для чистоты эксперимента. Задача – ежедневные поездки из дома на работу и городские маршруты. Место действия – Германия.

Цена – от 34 тысяч 950 евро (2 миллиона 324 тысячи рублей).

Tesla Model S 85D

Полноприводный седан с двумя электромоторами (188 лошадиных сил сзади и 188 — спереди) и аккумулятором на 85 киловатт-часов. Разгон с места до 96 километров в час – за 5,2 секунды. Место действия – Норвегия.

Цена – от 80 тысяч долларов (около 5 миллионов рублей).

Chevrolet Bolt

Поскольку модели еще нет в открытой продаже, приходится довольствоваться ее тест-драйвами в Калифорнии. Ну, по крайней мере, там бывает жарко. И приходится включать кондиционер.

Хэтчбек использует 200-сильный электромотор и встроенную в пол пассажирского салона батарею емкостью 60 киловатт-часов с жидкостным охлаждением.
С места до 96 километров в час автомобиль разгоняется до 6,5 секунды. Максимальная скорость – 150 километров в час.

Цена – от 37 тысяч долларов, 30 тысяч долларов с учетом правительственных субсидий (1 миллион 888 тысяч рублей).

Рекомендуется к прочтению  Первая электроника в автомобиле

Привлекают внимание

Каким бы автомобилем на каждый день вы до этого не владели, электрокар, рожденный электрокаром, будет вашей самой привлекающей внимание машиной. По крайней мере сейчас, до наступления эры «зеленой мобильности». Причем привлекать он будет не только зевак на улице, но и других владельцев электрокаров – вам с ними всегда будет, что обсудить. Хорошо это или плохо – вопрос дискуссионный.

Случалось, что люди следовали за нами до места парковки, чтобы поговорить о нашей машине, когда мы из нее выйдем. Однажды таким образом нас преследовали даже на Tesla Model S. И за два года владения ситуация не меняется, а мы всегда рады поделиться уникальным опытом.

Динамические характеристики

Владельцы электрокаров отмечают, что отсутствие рева мотора и мгновенный отклик на педаль газа прямо-таки провоцируют водителя на превышение скорости и слишком резкие рывки. Поэтому для экономии заряда батарей приходится пользоваться адаптивным круиз-контролем, чтобы машина сама плавно разгонялась и притормаживала. Благо он доступен для всех трех моделей, а Tesla вообще поддерживает полуавтономное управление.

BMW i3

Динамические характеристики электрокара просто взрывные. В первую очередь, такое ощущение появляется из-за мгновенного ускорения. Для того, чтобы разогнаться с места до 48 километров в час (30 миль в час), вообще не нужно нисколько времени. Вы просто срываетесь с места, а инерция отбрасывает вас на спинку сидения. И при резком ускорении и замедлении слышится электрический визг.

Разгон с места до «сотни» — за 7,3 секунды.

Tesla Model S

На разгон с места до 96 километров в час требуется 5,2 секунды. Максимальная скорость достигается на отметке 250 километров в час. Но при неполном заряде аккумулятора динамические характеристики ухудшаются.

Chevrolet Bolt

С места до 96 километров в час Chevrolet Bolt разгоняется за 6,5 секунды. Максимальная скорость модели – 150 километров в час. Как и у Tesla (и, видимо, как и у всех электрокаров), неполный заряд означает более скромные результаты. При 60% заряда Bolt потратил на ускорение уже 6,9 секунды. В целом, не так уж и критично.


Вождение

Низкий центр тяжести, высокая водительская позиция, быстрое ускорение, тихая езда – все это в большей или меньшей степени справедливо для всех электрокаров.

BMW i3

При езде по городу BMW i3 просто восхитителен, ощущается как высокий гоу-карт. Но на шоссе чувствуется, что машина чересчур легкая. Ее отбрасывает воздушным потоком, создаваемым крупным транспортом. Все время приходится быть на стороже, потому что никогда не знаешь, года вновь придется выруливать. Зато малый радиус поворота отлично показывает себя на тесной парковке.

Chevrolet Bolt

Хорошая настройка шасси обеспечивает комфортную езду по разбитой дороге. Установленная под полом батарея снижает центр тяжести, улучшая стабильность авто на дороге и его управляемость. Не будучи откровенно спортивным, Bolt четко управляется, с готовностью поворачивает и в целом ведет себя послушно и дружелюбно.

Модель демонстрирует именно то, чего ждешь от переднеприводного автомобиля, но с фокусом на энергоэффективность. При снаряженной массе 1619 килограммов Bolt весит многовато для машины своего размера, но довольно мало для электрокара с аккумулятором такой большой емкости. Например, Tesla Model S с аккумулятором на 60 киловатт-часов весит на 340 килограммов больше.

Высокая посадка водителя за рулем сравнима с кроссоверами: 648 миллиметров – немного меньше, чем у Toyota Highlander (726 миллиметров) и заметно больше, чем у Volkswagen Golf (528 миллиметров).

Tesla Model S

Самая заметная разница между Model S и бензиновым автомобилем заключается в том, что при езде по шоссе пассажиры задних сидений и водитель могут спокойно общаться друг с другом, не повышая голоса. Дело не только в тихом электрическом моторе, но и в превосходной звукоизоляции салона, практически устраняющей дорожные шумы.

Система векторизации крутящего момента и низкий центр тяжести делают управление Tesla Model S на заснеженных и обледенелых дорогах простым. Активная подвеска с регулируемым дорожным просветом позволяет приподнять кузов так, чтобы присыпанная снегом дорога не вызывала проблем. Полный привод дополняет общую картину.


Подзарядка


BMW i3

Люди часто спрашивают у меня, заряжается ли автомобиль на парковке около работы. Дорога от дома до работы и обратно равняется примерно 42 километрам, и у меня просто нет необходимости подзаряжать машину где-то еще. Дома мы используем солнечные батареи, и наши счета за электричество никогда не увеличиваются, потому что мы тратим меньше электроэнергии, чем производим. Даже если это не так, мы платим 11 центов за киловатт-час. Это значит, что полная подзарядка электрокара обходится нам всего в 2 доллара (126 рублей).

На полную подзарядку от домашней электросети уходит 4,5 часа. Система быстрой подзарядки позволяет за 40 минут пополнить запас энергии на 80%.

Зимой BMW i3, подзаряжаемый на улице, тратит на весь процесс на 30 — 45 минут больше времени, чем летом. Дело в том, что параллельно с зарядкой работает система обогрева батарей. Это правило действует для всех электрокаров.

Chevrolet Bolt

За 750 долларов для покупателей Chevrolet Bolt доступно устройство быстрой подзарядки, позволяющее подключаться к 50-киловаттным станциям Combined Charging System (CCS). В Chevrolet говорят, что 30 минут подзарядки от такого порта обеспечивают автомобилю дополнительные 145 километров хода.

От стандартных станций Level 2 на 240 Вольт (32 А) машину приходится заряжать с нуля до 100% мучительные 10 часов. Приемлемо, если вы остановились на ночлег, но плохо в непредвиденных ситуациях.

Tesla Model S

120-киловаттные станции Tesla Supercharger обеспечивают за 30 минут подзарядки вдвое большую, чем у Bolt, дальность пробега. И до недавнего времени они даже были бесплатными.

Дальность хода


BMW i3

Мы проезжаем примерно по 7,9 километра на киловатт-час при плюсовой температуре (от 40 до 90 градусов по Фаренгейту или от 4,5 до 32 градусов Цельсия). В штатном аккумуляторе емкостью 22 киловатт-часа используемых примерно 18. То есть заряда хватает примерно на 130 километров пути в комбинированном цикле.

Нюанс заключается в том, что владелец очень серьезно подходит к вопросу вождения с одной педалью. Он старается вообще не пользоваться педалью тормоза, а лишь варьировать силу нажима на педаль газа для максимального использования рекуперативного торможения.

Мне очень нравится «электрическое» вождение с одной педалью. Я стараюсь никогда не трогать педаль тормоза и хорошо планирую остановки, поэтому вся энергия от рекуперативного торможения запасается в батарее. В приложении BMW i Remote App у меня 100% рейтинг энегоэффективности.

Иными словами, машина прекрасна при езде по городу, но о междугородних путешествиях на ней и думать нечего.

Tesla Model S

Американский электроседан проезжает на одном заряде аккумуляторов до 475 километров при движении на скорости до 105 километров в час. С учетом обилия электрозаправок Tesla Supercharger в основной среде обитания авто (США и Норвегия), путешествия на седане вполне возможны, хотя и требуют некоторого планирования.

В любом случае, машина выработает у вас привычку делать периодические кофе-брейки. 15 минут за чашечкой кофе — плюс сотня километров дороги. Возможно, через некоторое время это станет частью привычного ритма жизни, и вы уже не будете знать, кто из вас требует подзарядки: вы или ваш автомобиль.

Chevrolet Bolt

На скорости 120 километров в час и с климат-контролем, установленным для поддержания температуры на уровне 22 градуса по Цельсию, машина проехала в ходе тестирования в Калифорнии 306 километров.

Заявленная производителем дальность хода в комбинированном цикле движения – 383 километра. Чем ниже скорость и плавнее разгон и торможение, тем больше запас хода.

Рекомендуется к прочтению  Журнал практической электроники

Хотя дальность пробега не сильно уступает премиальному Model S, бюджетный Bolt роковым образом проигрывает в отношении инфраструктуры. Подходящие ему станции CCS в основном сосредоточены в крупных городах, а не на пустынных шоссе, поэтому продолжительная дорога (например, 965-километровый маршрут из Канзаса в Денвер) невозможен без потери 30 часов на пополнение заряда от обычной 110-вольтной розетки. Очень серьезное упущение.

То же, но зимой

Каждый октябрь на форумах счастливых владельцев электрокаров начинают появляться жалобы на поломку машины. Безо всякой причины модель начинает тратить на привычный маршрут куда больше электричества, чем летом. Возмущенные владельцы даже везут свое авто на проверку к дилеру.

Увы, это общая болезнь всех «электриков»: даже без использования салонного обогревателя батареи при минусовой температуре разряжаются значительно быстрее. А разве не так ведет себя ваш мобильник?

BMW i3

Зимой BMW i3, подзаряжаемый на улице, тратит на весь процесс на 30 — 45 минут больше времени, чем летом. Дело в том, что параллельно с зарядкой работает система обогрева батарей.

В мороз запас хода, конечно, снижается. Даже при околонулевой температуре дальность хода без подзарядки падает до 97 километров. При морозе до минус 15 градусов по Цельсию машина может проехать на одном заряде не больше 80 километров, а при неблагоприятных условиях (в режиме «Comfort» на скорости выше 110 километров в час и без предварительного обогрева батарей от розетки до начала движения) – всего 70 километров. То есть почти вдвое меньше, чем летом.

Для экономии энергии рекомендуется включать обогрев сидений, а не прогревать весь салон при помощи кондиционера. Но при следовании этому правилу владелец столкнулся с трудностями: в холод стекла машины запотевают изнутри. Поэтому обойтись без обогревателя было сложно.

Tesla Model S

Хотя внушительный запас хода американского электроседана позволяет большинству владельцев не страдать от быстрой разрядки батареи в мороз, иногда это тоже становится проблемой. Если в летнее время на машине вполне можно проехать 400 километров, не думая о розетке, зимой это расстояние сокращается до 300 – 320 километров, что бывает весьма критично на дальних маршрутах.

В Сети полно отзывов от владельцев Tesla, утверждающих, что зимние поездки даются им также легко, как и летние. Внимательно рассмотрим один из них:

Перед поездкой с друзьями на лыжную трассу у озера Lake Louise, находящегося в 187 километрах от моего дома, мне потребовалось небольшое планирование. Я полностью зарядил мой Tesla Model S и предварительно обогрел салон, не отключая машину от розетки. По пути я на всякий случай остановился на 10 минут у встретившейся станции Supercharger, что увеличило доступный километраж еще на 70 километров. На месте зарядиться было негде, и на обратном пути я снова подъехал к той же станции Supercharger. В подзарядке острой необходимости не было, но я подключил машину, выпил кофе и оставшуюся дорогу до дома уже не думал об аккумуляторах.

В общем, если вы живете в США, любите кофе, и готовы все время проверять степень зарядки батарей (современные электрокары любезно указывают заряд не только в процентах, но и в оставшихся километрах пути, и при этом почти не врут), проблем в загородных поездках у вас действительно не возникнет.

Потери энергии

Всем известно, что электрокар, стоящий в гараже, выбрасывает киловатт-часы в никуда. Это как если бы у бензинового автомобиля подтекал бензобак, но без опасности возгорания.

Один из владельцев Tesla Model S решил проверить, сколько энергии его седан способен потратить ни на что. Перед отъездом в 27-дневный отпуск норвежец замерил уровень заряда аккумулятора машины (90%, 347 оставшихся километров пути) и оставил ее стоять в спящем режиме на неотапливаемой парковке. Вернувшись из отпуска, владелец первым делом отправился к Model S и обнаружил, что модель, стоя на месте, «проехала» 101 километр. «Минус 20%», — подсчитал автолюбитель: «Не так уж и плохо».

Кстати, бензиновые машины тоже тратят больше топлива в зимнее время года. Просто на другое.

Деградация батарей

Со временем способность литий-ионных аккумуляторов держать заряд неотвратимо снижается. Это тоже известно всем, кто не меняет смартфоны каждые 6 месяцев.

BMW i3

Владелец BMW i3 утверждает, что не заметил никакой деградации батарей за 2 года эксплуатации машины.

Chevrolet Bolt

Только сегодня концерн GM объявил о начале поставок электрохэтчбека в Калифорнию и опубликовал увесистую (если ее напечатать) инструкцию к модели. Из нее следует, что за 8 лет гарантийного периода деградация батарей машины может составить от 10 до 40 процентов. И гарантия это покрывает.

Tesla Model S

Гарантия на премиальный электроседан тоже составляет 8 лет, но Tesla особо оговаривает, что штатная деградация батареи — это не гарантийный случай. Если ваш аккумулятор состарился и умер, купите новую Tesla.

Бортовая электроника

Электрокар без бортовой электроники – это, пожалуй, странно. Поэтому все «зеленые» автомобили, даже бюджетного сегмента, неплохо оснащены.

BMW i3

В ходе эксплуатации у круиз-контроля BMW i3 обнаружились свои странности. Во-первых, он не любит работать на закате. Резкие тени воспринимаются как препятствие и он может ни с того ни с сего затормозить. Во-вторых, он порой не замечает бликующие на солнце грузовики-цистерны с молоком или топливом и просто несется прямо на них. Этим же до недавнего времени грешил и Tesla Autopilot на Model S, что даже привело к аварии со смертельным исходом.

Климат-контроль постоянно включается по умолчанию. Модель не запоминает предыдущие настройки, поэтому при старте его каждый раз приходится выключать (напомним, водитель авто – фанат «зеленого» вождения).

Качество спутникового радио недостаточно высоко, а покупателям, сэкономившим на аудиосистеме Harman/Kardon (800 долларов) придется пожалеть: штатная установка имеет всего 2 динамика, причем оба спереди. И либо задние пассажиры не слышат музыку, либо передние глохнут от слишком громкого звука.

За время использования машины я стал фанатом приложения BMW i Remote App. Оно позволяет дистанционно отслеживать процесс зарядки электромобиля и то, насколько экологичным было ваше вождение в последний раз. В стремлении к совершенству я открываю его даже слишком часто.

Chevrolet Bolt

Салон модели уже «в базе» оборудован 10,2-дюймовым сенсорным дисплеем мультимедийной системы с точкой доступа Wi-Fi, а цифровая приборная панель имеет диагональ 8 дюймов. Но навигация в пакет не включена. Вместо нее – возможность подключать смартфон через Apple CarPlay и Android Auto.

В целом интерьер не выглядит как салон машины за 40 тысяч долларов. Ничего удивительного, ведь основная часть этой суммы ушла на аккумуляторы. Внутри гораздо теснее, чем ожидаешь при взгляде снаружи.

Bolt помогает водителю не остаться без энергии, выводя на дисплей информацию об оставшемся запасе хода: максимальном и минимальном с учетом условий (работающих климат-контроля, аудиосистемы, фар и стиля вождения).

Не очень понравилась работа системы рекуперативного торможения. Электрокары часто делают паузу перед тем, как начинают обеспечивать максимальный уровень регенерации во время торможения. Об этом следует предупреждать водителя, отпускающего педаль газа, чтобы он не был разочарован нулевым результатом. У Chevrolet Bolt присутствует маленькая зеленая иконка на серой приборной панели, информирующая о готовности к регенерации, но она настолько незаметная, что о ее существовании мы узнали только после того, как PR-служба Chevrolet прочитала этот текст и связалась с нами.

Tesla Model S

На просторах Интернета нам не удалось обнаружить ни одного владельца Tesla Model S, заявляющего о своем недовольстве работой бортовой электроники машины. А после того, как Tesla доведет до ума продвинутую систему автопилотирования, к «электронным мозгам» электроседана вообще невозможно будет придраться.

Рекомендуется к прочтению  Редкие автомобильные гаджеты из СССР

Важно

Существует несколько правил, позволяющих экономить заряд аккумуляторов в мороз. И если у вас есть электрокар, игнорировать вы их просто не можете.

1. Предварительный обогрев. До того, как вы отключите машину от сети и отправитесь в путь, необходимо прогреть ее салон и аккумуляторы. Тогда запас энергии в батарее будет тратиться только на движение.

2. Кондиционер для обогрева салона, конечно, следует включать как можно реже. Хотя в прогрессивных электрокарах и установлены наиболее экономичные тепловые насосы (в BMW i3 с расширителем диапазона место насоса занимает ДВС, поэтому энергии на обогрев при помощи системы климат-контроля тратится больше). Предпочтительнее использовать функцию обогрева сидений, которая тратит меньше энергии.

3. Следует следить и за уровнем давления в шинах, которое падает на 1-2 атмосферы при снижении температуры на 10 градусов. Мягкие шины испытывают больше сопротивления качению и «съедают» заряд батареи.

4. В зимнее время лучше подбирать для машины закрытые отапливаемые стоянки.

Можно ли включать кондиционер зимой в машине для обогрева?

До недавних времен кондиционер в автомобиле считался роскошью и устанавливался в основном на машины бизнес- и премиум-класса. Сейчас же климатическая система есть даже на бюджетных автомобилях. Кондиционер – очень полезная опция, особенно в жаркие, знойные дни. Машина сильно нагревается под солнцем (не спасает даже тонировка). А с открытыми окнами ездить не очень комфортно. Но как показывает практика, включение данной системы приносит пользу не только летом, но и зимой. Можно ли включать кондиционер зимой в машине, и как правильно это сделать не в ущерб автомобилю? Об этом мы поговорим в нашей сегодняшней статье.

Как это работает?

Данная система состоит из нескольких элементов:

  • Компрессора.
  • Салонного радиатора (испаритель).
  • Дренажных отверстий.
  • Ресивера-осушителя.
  • Наружного радиатора (конденсора).
  • Расширительного клапана.
  • Соединительных трубок и уплотнительных элементов.

можно ли включать кондиционер зимой в машине

Принцип работы автомобильного кондиционера ничем не отличается от бытового холодильника. Так, в обоих случаях работа основана на переходе фреона из жидкого состояния в газообразное. Фреон постоянно циркулирует по системе, обеспечивая поглощение большого количества тепла. Система может и отдавать тепло. В таком случае будет поступать теплый воздух из кондиционера. Но, вне зависимости от климатических настроек, хладагент на пути к компрессору должен находиться только в газообразном состоянии. Даже малый объем жидкого фреона грозит поломкой механизма. В связи с этим, в системе используются разные датчики, контролирующие нагрев. На основании этих показаний, система может принудительно отключать компрессор.

теплый воздух из кондиционера

Также рекомендуется следить за уровнем фреона в системе. Его объем за зимний период сокращается примерно на 5-10 процентов. Как возобновить его? Для этого машину подключают к специализированному стенду, где сперва проверяют систему на предмет утечек, а далее закачивают новый хладагент. Стоимость такой услуги на СТО составляет около одной тысячи рублей с диагностикой.

О профилактике

Со временем у автомобилистов выходит из строя климатическая установка. Специалисты говорят, что на срок эксплуатации существенно влияет длительность простоя. Чем дольше вы не используете кондиционер на тепло или холод, тем выше риск его поломки. Надо ли зимой включать кондиционер? Ниже мы подробно разберемся в этой проблеме.

Чем опасен простой?

Многие используют кондиционеры без обогрева. Таким образом, система активно работает лишь в период с мая по сентябрь. Остальные месяцы она находится в «замороженном» состоянии. Это очень вредно для системы. Дело в том, что узлы климатической установки покрыты масляной пленкой. При долгом неиспользовании, масло стекает в нижнюю точку системы. Из-за этого все элементы кондиционера первое время будут работать всухую. И чем больше времени климат-контроль не использовался, тем меньше смазки в нем будет.

нужно ли включать кондиционер зимой

Так, в системе образуется выработка и пыль, которая затем разнесется по всей системе. Эта пыль способна задерживаться на стенках даже после промывки и замены компрессора.

Следующий момент – это трубки и уплотнители. Нужно ли включать кондиционер зимой? Если не использовать часто его, трубки будут пересыхать и трескаться. Также в системе появится конденсат. После длительного простоя кондиционер будет дуть неприятным запахом. Придется обрабатывать испаритель различными антисептиками. Но чтобы добраться до узла, придется разобрать переднюю панель автомобиля.

О периодичности использования

Когда можно включать кондиционер? Специалисты говорят, что максимальная длительность простоя составляет до двух недель. Далее начинаются губительные для системы процессы.

когда можно включать кондиционер

Они вызывают растрескивание трубок, масляное голодание и неприятные запахи из-за скопившегося конденсата. Нужно ли включать кондиционер зимой на длительное время? Производя профилактику, достаточно 10-15 минут работы системы. За этот период в ней возобновится уровень масла и исчезнет накопившийся конденсат.

Как правильно пользоваться?

Рассматривая вопрос, можно ли включать кондиционер зимой в машине, выделим несколько важных моментов в ходе профилактических мер:

  • Запуск системы должен производиться при температуре не ниже -5 градусов Цельсия. Включать кондиционер нужно только на прогретом двигателе и в совокупности с печкой. Почему именно так? Дело в том, что на испарителе оседает влага. Она не успевает растаять при слишком низких температурах. А запуск системы на непрогретом моторе чреват попаданием кристаллов льда в узлы кондиционера. Это приводит к его немедленной поломке.
  • Наряду с кондиционером стоит включить и режим рециркуляции. Делается это при отсутствии пассажиров в салоне (иначе рециркуляция даст парниковый эффект). Это обязательная мера. В таком случае воздух для кондиционера будет забираться не из улицы, а из салона, где он более теплый. Это будет способствовать ускоренному прогреву системы.

Что делать, если температура воздуха ниже -5 градусов?

Как мы уже сказали ранее, попадание жидкого фреона в компрессор нежелательно. Можно ли включать кондиционер зимой в машине в таком случае? Категорически нет. Но как быть тем, у кого зима длится по 5-6 месяцев?

кондиционеры без обогрева

Единственный выход – профилактика в отапливаемом гараже. Только в таком помещении можно гарантировать безопасность работы системы. Если машина относительно новая, то система и вовсе не запуститься в сильный мороз – электроника предотвратит губительный шаг для системы и отключит питание на компрессор.

Кондиционер и расход

Многие не хотят включать данную систему, аргументируя это повышенным расходом топлива. Более того – даже летом такие автомобилисты ездят с открытыми окнами, не говоря уже о зимнем периоде.

кондиционер на тепло

Да, кондиционер забирает часть энергии от двигателя. Но эта система потребляет не более 0,5-1,5 литров топлива в час. Также отметим, что при езде с открытыми окнами расход топлива увеличивается на 1-2 литра из-за ухудшения аэродинамики. Поэтому экономия весьма сомнительна. А вот частый простой системы может загубить важные ее составляющие. И это уже серьезная проблема. Ремонт кондиционера будет стоить от 200 долларов. Поэтому раз в неделю обязательно включаем его хотя бы на 10-15 минут.

Делаем выводы

Можно ли включать кондиционер зимой в машине? Можно и даже нужно. Это необходимая мера профилактики климатической системы. Но следует знать, как ее правильно делать. Запускать систему в сильный мороз нельзя. Также запрещено включать ее на непрогретом моторе. В противном случае вы только сократите ресурс эксплуатации автомобильного кондиционера. Зная, как правильно включать кондиционер зимой, вы обеспечите системе долгую и надежную работу. А к лету вы не будете погибать от неприятного запаха плесени, который образовался из-за простоя системы зимой.

Источник https://electrocars.ru/showroom/kak-rabotaet-elektromobil-zimoj-v-rossii-v-cem-podvodnye-kamni

Источник https://www.livecars.ru/news/2016/12/09/born_electric/

Источник https://fb.ru/article/331670/mojno-li-vklyuchat-konditsioner-zimoy-v-mashine-dlya-obogreva

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: