Обслуживание электромобилей: что нужно помнить?

Содержание

—>Автозапчасти и СТО —>

Популярность электромобилей, ассортимент которых на специализированном рынке постоянно увеличивается, объясняется оптимальным сочетанием экологичности авто, комфортности, превосходных технических и эксплуатационных характеристик, малозатратности в обслуживании. Содержание электромобилей действительно требует значительно меньших затрат, чем обслуживание транспортных средств с бензиновыми и дизельными двигателями.

Обязательным условием долговечности автомобилей с электрическим двигателем является своевременное прохождение ТО. Многие владельцы электромобилей игнорируют ТО, поскольку отсутствует необходимость в замене моторного масла. Не соблюдаются также правила зарядки батареи, в результате чего потеря емкости АКБ после двух лет эксплуатации составляет около 12%. Для того чтобы электромобиль служил долго и безаварийно, техническое обслуживание необходимо проводить своевременно. От ТО обычных автомобилей техническое обслуживание электрокаров мало чем отличается за исключением силовой установки, вспомогательных систем и системы трансмиссии, аккумуляторной батареи.

ремонт и обслуживание электрокаров

Сроки проведения технического обслуживания электромобилей

Специалисты рекомендуют проверять состояние электромобиля перед каждой поездкой и уделять особое внимание состоянию:

— автомобиля в целом, кузова и номерных знаков;

— электрооборудования и освещения;

— рулевой и тормозной систем;

Плановое техническое обслуживание проводится в целях подержания электромобиля в исправном состоянии, увеличения сроков эксплуатации транспорта. В процессе планового ТО специалисты автосервисов выполняют следующие работы:

— проводят внешний осмотр ТС;

— проверяют системы сигнализации и освещения;

— проверяют систему управления и тормозную систему;

— выполняют регулировку тормозной системы с доливом или заменой масла;

— смазывают детали и узлы электромобиля;

— заряжают АКБ или выполняют замену аккумулятора;

— подтягивают контактные соединения двигателя;

— регулируют величину разрыва контактов;

— удаляют с поверхности кабелей следы рабочего процесса и нагар;

— удаляют грязь и пыль во внутренней части.

Частота проведения ТО зависит от условий эксплуатации электрокара и скорости износа деталей. Специалисты рекомендуют проводить ТО электрокаров минимум раз в год, хотя в некоторых случаях техобслуживание рекомендовано проводить раз в полгода.

Существуют также плановые ТО, которые необходимо проводить согласно установленному регламенту:

— После пробега 12 тысяч километров необходимо проверить уровень охладителя для аккумулятора обогревательной системы, силового инвертора, модуля зарядного агрегата. Специалисты также осматривают тормозную систему, подвеску, руль, смазывают дверной замок.

— Через каждые 15 тысяч километров рекомендуется менять колеса местами для обеспечения равномерного износа автомобильных шин.

— После 24 тысяч километров выполняется замена щеток очистителя стекол.

— После 57 тысяч километров выполняется замена воздушного фильтра салона.

— После 120 тысяч километров выполняется замена газовых стоек капота.

Раз в полгода проводится сезонное ТО, позволяющее подготовить электромобиль к эксплуатации в новых погодных условиях.

Расходные материалы для ТО электрокаров

В процессе технического обслуживания электрокаров может возникнуть необходимость:

— в рабочей жидкости редуктора;

— в тормозной жидкости;

— в многоцелевой смазке;

— в хладагенте системы кондиционирования;

— в холодильном масле для системы кондиционирования;

— в жидкости-омывателе стекол.

Тормозное масло подлежит замене раз в 2 года или после пробега 40-60 километров.

Антифриз в системе охлаждения аккумулятора меняют раз в 5 лет.

Обязательным является использование качественных расходных материалов.

Обслуживание электромобиля: что и когда надо менять

Конструкция электромобилей отличается простотой по сравнению с традиционными автомобилями, оснащенными двигателем внутреннего сгорания. Владелец электрокара освобожден от многих забот, являющимися неотъемлемой частью эксплуатации авто с ДВС: ему не требуется менять свечи, фильтры, масло и пр. Однако это не значит, что модель с электромотором вовсе не нуждается в обслуживании.

Кроме регулярной проверки давления в шинах, а также доливки жидкости в бачок омывателя, следует выполнять ряд процедур, которые будут рассмотрены на примере электромобиля Ниссан Лиф.

электрокар Ниссан Леаф (Лиф)

Согласно рекомендациям производителя, каждые 12 тысяч километров необходимо проверять уровень жидкости, охлаждающей аккумулятор, зарядные устройства и силовой инвертор. Помимо этого, нуждается в тщательном осмотре тормозная система, дверные замки (их следует смазать), рулевое управление, подвеска и педаль газа на предмет отсутствия возможных повреждений.

Через 24 тысяч километров приходит черёд заменить щётки стеклоочистителя, спустя 57000 километров – салонный фильтр, а через 120 тысяч км – стойки капота. Вне зависимости от пробега спустя 5 лет после начала эксплуатации транспортного средства надо заменить тормозную и охлаждающую жидкости.

Кроме того, производителем модели предусмотрено два графика технического осмотра машины в зависимости от особенностей езды: если авто используется преимущественно для поездок на короткие расстояния, не превышающие 15 км, тормозную жидкость рекомендуется менять через 2 года или 48000 км, охлаждающая же жидкость при подобных условиях меняется спустя 120000 километров пути.

Конечно, по сравнению с автомобилем с ДВС владелец электрокара имеет куда меньше забот, однако не стоит забывать, что всё описанное выше представляет собой регламентные работы, помимо которых может возникнуть потребность в замене элементов подвески, тормозной и других систем.

Если же исчерпает свой ресурс батарея (при правильно эксплуатации она прослужит долго, но в любом случае после достижения электрокаром возраста 5 лет ёмкость начнет снижаться быстрее прежнего), автолюбителю придётся расстаться с суммой от 3 тысяч долларов и выше, хотя изготовители аккумуляторов продолжают работать над тем, чтобы максимально снизить стоимость этого элемента конструкции.

Рекомендуется к прочтению  5 общих признаков неисправности топливного насоса(бензонасоса)

Сервис по обслуживанию электромобилей как бизнес

К чему готовиться официальным дилерским станциям и независимым сервисам при переходе на обслуживание электромобилей?

Tesla и электромобили в обслуживании в автосервисе

Прежде всего, стоит пересчитать бизнес-планы автосервиса с учетом перспективной структуры и объема работ с транспортными средствами на основе электрических силовых установок. Доходов от работ, реализации масел и запчастей станет существенно меньше.

Нового оборудования и оснастки для обслуживания электромобилей потребуется минимум. Прежде всего нужно подходящее диагностическое оборудование, некоторый специальный инструмент и индивидуальные средства защиты от поражения механиков электрическим током.

Диагностическое оборудование Bosch уже поддерживает работу с электромобилями. Например, с такими как Nissan Leaf или Renault ZOE оно работает в полной мере. И хотя на текущий момент пока говорить о 100% покрытии парка электромобилей нельзя, стоит ожидать что компания Bosch обеспечит это в ближайшем будущем в соответствии с ростом потребности на рынке оборудования для послепродажного обслуживания машин с электрическими и гибридными приводами.

Резиновые диэлектрические перчатки и коврики не стоят дорого. Несколько ключей для работы с высоковольтной частью должны быть в исполнении с диэлектрической защитой рукояток. Такой инструмент может по цене сильно превышать привычный для автосервисов уровень цен их «простых» аналогов. Зато по мере оттока из сервиса машин с ДВС отпадет необходимость в большом количестве специального инструмента и запчастей для двигателей внутреннего сгорания, коробок перемены передач, топливной аппаратуры и систем зажигания.

Естественным образом сократятся занимаемые площади складов СТО из-за снижения оборота, и, соответственно, запаса, масел и фильтров.

Стоит отметить, что автопроизводители поддерживают политику на максимум профессионального обслуживания электромобилей. Наглядный пример этому с запретом самостоятельно доливать жидкость в систему охлаждения аккумуляторов мы уже изложили выше. Обоснованно категоричны они в отношении высоковольтной электрической части. Вот прямая цитата из Руководства по эксплуатации Tesla Model S: «В высоковольтной системе нет компонентов, подлежащих обслуживанию пользователем. Самостоятельна разборка, снятие и замена высоковольтных компонентов, кабелей или разъемов запрещена!» Зачастую просто снять батарею с электромобиля и заменить другой нельзя – новую требуется «прописать» с помощью подключаемого в сервисе специального оборудования с соответствующим программным обеспечением. Связано это с тем, что система аккумуляторных батарей имеет свой блок управления, который связан с бортовым компьютером (основным блоком управления) транспортного средства. Впрочем, возможны и исключения, особенно в самых простых по конструкции электрокарах.

Из-за сокращения продолжительности технического обслуживания электромобилей и объема их текущего и капитального ремонта существенно увеличится пропускная способность основных рабочих постов в ремонтных зонах СТО. При расчете на тот же парк автомобилей, доступных для обслуживания, новый автосервис необходим с меньшим количеством постов с подъёмниками. Если же мы рассматриваем уже сформированную ранее ремонтную зону, то она сможет обслуживать гораздо большее количество полностью электрифицированных транспортных средств, чем это было при работе с машинами на ДВС. В то же время падение доходов от обслуживания ДВС и КПП может сподвигнуть крупные и средние универсальные независимые и дилерские сервисные станции вывести работу постов мойки и шинного сервиса с третьестепенных ролей на совершенно новый высокий уровень проникновения в обслуживаемый парк.

Разумеется, потребуется провести и некоторое обучение механиков по вопросам электробезопасности и особенностям обслуживания электромобилей. Например, уже сейчас в программе Учебно-Консультационного Центра Bosch в России есть курсы для сервисных специалистов по обслуживанию электромобилей и гибридов. Цели курса «Гибриды и электромобили. Технологии альтернативных приводов»: изучить особенности диагностических и проверочных процедур на различных высоковольтных системах, получить знания по выявлению системных отказов и ошибок, встречающихся в практике обслуживания различных типов альтернативных приводов. По итогам прохождения обучаемые получат необходимые знания и научатся пользоваться диагностическим оборудованием — системным тестером KTS 560 и мотор тестером FSA 500.

Стоит ожидать, что сервис на транспортных средствах с электромоторами как прибыльный бизнес будет существовать, но структура работ сильно изменится и, очевидно, упадет уровень доходов относительно того, к чему привыкли сервисмены на сегодняшний день. Все это со временем приведет к переформатированию сервисных станций, масштабным изменениям на рынке.

Заключение

Обслуживание электромобилей, в сравнении с машинами с ДВС, отличается увеличенными межсервисными интервалами, меньшим количеством операций, меньшим общим временем нахождения в сервисе, меньшим составом и количеством запчастей и «расходников». В совокупности это означает существенную экономию расходов для владельцев и сокращение доходов для СТО относительно эпохи автомашин с двигателями внутреннего сгорания.

Сейчас в России мало официально авторизованных СТО по обслуживанию электромобилей. Тем не менее, например, отдельные станции Бош Сервис уже сегодня могут в индивидуальном порядке оказывать услуги по диагностике и ремонту таких машин. Стоит ожидать масштабного расширения доступности сервисных услуг для электрифицированных и гибридных транспортных средств.

Обслуживание электромобилей: что нужно помнить?

Обслуживание электромобилей проходит на специализированных СТО, а периодичность проверки может отличаться в зависимости от производителя. К примеру, для Шевроле Болт каждые 12 000 км меняется охлаждающая жидкость для батареи, раз в 24 000 км щетки стеклоочистителя, через 57 000 км фильтр салона и т. д. Ниже подробно рассмотрим, с какой периодичностью проходить диагностику электромобиля, и что входит в список необходимых работ.

Как обслуживать электромобиль

Многие считают, что эксплуатация электрокара не требует каких-то дополнительных действий от автовладельца, ведь внутри установлен электрический двигатель и многие работы выполнять не нужно. Это заблуждение. Как в обычных машинах, правильная эксплуатация электромобиля подразумевает своевременную проверку и замену неисправных запчастей.

Рекомендуется к прочтению  Автобус МАЗ 206, МАЗ 226. Мануал — часть 56

Как часто проходить

Периодичность ТО устанавливает сам производитель. Чаще всего обслуживание проходит в периоды раз в 6-12 месяцев или с учетом пробега электрического транспорта. Также многое зависит от степени износа деталей. В более современных моделях, к примеру, для Тесла, каких-то конкретных сроков ТО не устанавливается. Все, что необходимо — периодически появляться на СТО для замены в установленный срок поврежденной детали. На этом вопросе мы еще остановимся ниже.

Что проверять и что менять

Обслуживание и ремонт электромобилей — важная процедура, позволяющая поддерживать автомобиль в работоспособном состоянии. В комплекс работ, как правило, входит:

  • внешний осмотр транспортного средства;
  • проверка сигнальных устройств и всех лампочек;
  • диагностика тормозной системы и управления рулевым колесом;
  • смазка разных узлов и деталей машины;
  • зарядка АКБ или ее замена (если требуется);
  • проверка тормозной жидкости;
  • регулировка разрыва контактов;
  • устранение нагара и следов рабочего процесса;
  • диагностика ходовой;
  • обслуживание АКБ электромобиля, а также ее контактных соединений и т. д.

При этом важно понимать, когда и что необходимо менять для поддержания машины с электрическим двигателем в рабочем состоянии. Ниже рассмотрим график на примере Шевроле Болт (для других авто он может немного отличаться).

В комплекс технического обслуживания электромобиля входят следующие компоненты:

  1. Раз в 12 000 км. После такого пробега необходимо поменять ОЖ в батарее, системе обогрева, силовом инверторе и модуле ЗУ. На этом же этапе проводится проверка тормозной и ходовой, рулевого управления. Смазываются замки, проверяется педаль газа.
  2. Через каждые 24 000 км. В этот период меняются щетки стеклоочистителя.
  3. Раз в 57 000 км. По истечении этого периода меняется воздушный салонный фильтр. И как бы не была велика тяга сэкономить, не стоит мыть воздушный фильтр. Лучше купите новый.
  4. Через 120 000 км. Через этот период устанавливаются новые газовые стойки капота.
  5. Раз в пять лет. Требуется смена тормозной и охлаждающей жидкости.

В процессе обслуживания электромобиля также проводятся и другие работы — замена тормозных колодок, дисков и т. д. Все работы выполняются по мере износа. При этом регламент работ может отличаться в зависимости от модели и требований завода-изготовителя.

При планировании, сколько стоит обслуживание электромобиля, стоит учесть, что расходы не будут отличаться от обычного бензинового / дизельного транспорта. Разница в том, что в машине с электрическим мотором отсутствует трансмиссия, двигатель, а также ряд дополнительных систем. Соответственно, и сам процесс обслуживания тоже.

В современных электромобилях почти нечему ломаться, чем обусловлен долгий срок эксплуатации. К примеру, подшипники электрических моторов почти не выходят из строя, а замена расходных элементов обходится дешевле. На этом фоне производители электромобилей устанавливают большую официальную гарантию. В частности, на Тесла Модел S «официалка» составляет 4 года или 80 000 км. Что касается аккумулятора, на не него и вовсе дается гарантия до 8-10 лет, но с учетом пробега. Круче предложение только у авто из Поднебесной. На китайские автомобили действует пожизненная гарантия.

Где можно пройти обслуживание для электрокара

Многие владельцы машин с электрическим мотором часто сталкиваются с вопросом, где обслуживать электромобиль. Работы желательно проводить только на специализированных СТО, которые должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Необходимый уровень подготовки у персонала.
  2. Понимание принципов диагностики и наличие специальных приборов для проверки оборудования.
  3. Готовность обслуживать аккумуляторные батареи.
  4. Наличие знаний техники безопасности и четкое следование им.

С увеличением числа электромобилей все чаще появляются и сервисные центры по их обслуживанию. При этом трудностей с обустройством СТО не возникает, ведь оборудование Бош поддерживает работу с электрокарами и позволяет выполнять их проверку. К примеру, выполнить проверки Рено Зоэ или Ниссан Лиф не составит труда. Что касается более редких машин, для них подходящие места обслуживания придется поискать.

Главная проблема для многих автовладельцев — высокая стоимость обслуживания электромобиля, которая часто обусловлено дефицитом и высокой ценой запчастей. Некоторые компоненты приходится заказывать и долго ждать, пока они придут из Европы или США. Это в первую очередь касается более дорогих автомобилей марки Тесла или БМВ. Но даже после поступления запасных частей с их установкой могут возникнуть трудности из-за дефицита профессионалов.

Обслуживание электромобилей, если сравнивать с машинами на ДВС, имеет увеличенные межсервисные интервалы и требует меньшего числа операций. Кроме того, замена расходных деталей и запчастей происходит реже. Все это ведет к дополнительной экономии и уменьшению расходов на посещение СТО. Но это не значит, что нужно совсем забросить вопрос обслуживания. Необходимо периодически контролировать ситуацию и менять вышедшие из строя детали.

В комментариях поделитесь своим опытом эксплуатации электромобиля и трудностями, которые возникали в процессе его ремонта.

Ремонт автоэлектрики своими руками — инструкция на все случаи жизни

Автоэлектрика — это одна из систем транспортного средства, ремонт которой своими руками вполне возможен. Поскольку многие наши соотечественники ремонтируют свои машины самостоятельно, есть смысл поговорить о неисправностях этой системы. Более подробно о поломках и вариантах их устранения вы можете узнать из этого материала.

Распространенные неисправности электрооборудования

В электрооборудовании авто время от времени могут случаться неполадки, причем в схеме электропроводки могут выходить из строя любые компоненты. Если рассматривать неисправности электрооборудования автомобиля, то в первую очередь нужно сказать об аккумуляторе. По своей конструкции АКБ состоит из банок (6 шт., каждая по 2 Вольта). Со временем эксплуатации АКБ теряет свою емкость и больше не в состоянии заряжаться.

Пластины батареи в автомобиле начинают осыпаться, в целом, любые поломки, связанные с АКБ, появляются по следующим причинам:

  • аккумулятор изнашивается со временем;
  • устройство подвергается высоким нагрузкам, в результате чего регулярно разряжается;
  • уровень электролита в банках недостаточный, также проблема может заключаться в плохой плотности;
  • наличие механических повреждений корпуса, в частности, трещин, через которые выходит электролит.
Рекомендуется к прочтению  Пять способов «убить» генератор. Чек-лист плохого автомобилиста

Довольно часто проблемы в проводке возникают в результате выхода из строя генераторного устройства, для этого узла характерны такие поломки:

В том случае, если заряд отсутствует или он слишком слабый, транспортное средство будет работать от АКБ, а если ресурс последнего исчерпается, то она быстро разрядится. Соответственно, в машине не будет работать основное оборудование — аудиосистема, отопитель, оптика, а возможно, не получится запустить двигатель. Также следует отметить, что ремонт электрооборудования автомобиля может спровоцировать и выход из строя стартера — если этот элемент ломается, запустить мотор не получится.

Среди прочих неисправностей следует выделить:

  • замыкание проводки;
  • отсутствие контактов в разъемах;
  • обрыв электроцепи.

Самостоятельный ремонт автоэлектрики – от теории к практике

Как найти замыкание? Как проверить свой автомобиль , как ремонтировать проводку и что нужно знать о ее обслуживании? Более подробно о том, как осуществляется ремонт электрики автомобиля, читайте ниже.

Проверка целостности всех предохранителей

Предохранитель считается одним из наиболее слабых элементов в бортовой сети. Когда в системе случается короткое замыкание, эти детали перегорают, таким образом защищая все оборудование, подключенное к той или иной линии. Находить неисправность в работе этих элементов лучше всего мультиметром, поскольку визуальная диагностика не всегда позволяет получить нужный результат. Все работы, связанные с диагностикой, нужно осуществлять при отключенном зажигании (автор видео — канал Автоэлектрика ВЧ).

Устройства демонтируются из мест установки, после чего диагностируется каждое посадочное гнездо. Необходимо учитывать, что замыкание могло произойти сразу в нескольких цепях, так что если вы обнаружили неисправный предохранитель, это не повод останавливать диагностику. Сама по себе схема электропроводки достаточно сложная, а о реальном взаимодействии ее цепей может рассказать профессиональный электрик. Так что диагностику нужно проводить для каждого предохранителя.

Проверка цепей схемы на короткое замыкание

После того, как вы извлекли проверяемые предохранители из блока, можно приступить к проверке цепей автомобиля своими руками на предмет замыканий. Но перед этим необходимо отключить массу, для самой диагностики вам потребуется тот же мультиметр или лампа. Если вы используете лампочку, то один из проводов нужно подсоединить к цоколю, а второй — к центральному контакту.

Что касается диагностики, то она выполняется так:

  • ключ в замке зажигания необходимо установить в положение I;
  • к клеммам держателей предохранительных элементов поочередно следует подсоединить щупы.

Если лампочка не загорается, то это нормально, но если она горит, это свидетельствует о наличии замыкания в цепи. Если вы используете мультиметр, то здесь все просто — тестер нужно только поставить в режим измерения тока (автор видео — Сергей Мартин).

Проверка исправности проводки

В этом случае мы можем дать только общие советы, поскольку моделей транспортных средств сегодня достаточно много, как и схем электроцепей. Если вы обнаружили замыкание, то необходимо разобраться, по какой причине оно произошло. Для этого внимательно осмотрите схему, чтобы понять, какое оборудование к ней подключено. После этого необходимо будет по очереди отключить каждый потребитель и проверить его цепь. В том случае, если все проверенные потребители работают нормально, вероятнее всего, проблема кроется именно в проводе.

Соответственно, вам надо будет его поменять. Если у вас не получается переделать жгут, то старый проводник необходимо будет полностью изъять и уложить вместо него новый. Но все же мы бы порекомендовали обратиться с такой проблемой к специалистам, ведь проблемы в работе электроцепи необходимо решать так, чтобы они повторно не появлялись. Ведь электрик, регулярно ремонтирующий проводку, как никто другой знает лучше, что необходимо для замены проводов.

Как правильно соединять провода в автомобиле?

Есть несколько вариантов соединения проводников в авто. Самый популярный и наименее надежный из них — это скрутка проводов. Для скрутки два конца проводников попросту скручиваются между собой, а оголенный участок цепи необходимо заизолировать при помощи изоленты. Но все же мы бы посоветовали использовать более надежный вариант соединения, к примеру, опрессовку. Для этого вам потребуется соединительная гильза, которую надо правильно подобрать по диаметру, а также пресс-клещи.

Процедура опрессовки осуществляется следующим образом:

  1. Сначала снимается изоляция с проводки в соответствии с учетом длины гильзы.
  2. После этого провода необходимо скрутить и поместить их внутрь гильзы.
  3. Далее, все обжимается при помощи пресс-клещей.
  4. Полученное соединение изолируется.

Еще один вариант — сварка — считается профессиональным, поскольку для его реализации потребуется сварочный аппарат. Стоит отметить, что такой способ также считается надежным. При отсутствии аппарата можно прибегнуть к пайке, для этого вам понадобится паяльник со всеми расходными материалами.

Сама процедура пайки производится так:

  1. Сначала снимается изоляционный слой с проводника.
  2. Затем при помощи наждачки зачищается жила проводника.
  3. После этого нужно определиться, какой тип соединения жил будет использоваться.
  4. Припой следует поднести к жалу паяльника, а затем прогреть скрутку таким образом, чтобы припой в нее затекал.
  5. Когда пайка затвердеет, это место следует промыть при помощи спирта.
  6. На завершающем этапе соединение изолируется.

Видео «Как правильно паять провода»

Подробные рекомендации касательно пайки проводки приведены на видео ниже (автор — канал Valera shevchenko).

Источник https://www.vk-sto.by/blog/remont_i_obsluzhivanie_ehlektromobilej/2021-04-02-226

Источник https://avtodigitals.ru/obsluzhivanie-elektromobilej/

Источник https://avtozam.com/elektronika/avtoelektrika-svoimi-rukami/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: