Содержание
Редкие автомобильные гаджеты из СССР
Эти приспособления, конечно при всем их неказистом внешнем виде, и во многом среднем уровне исполнения, тем не менее были большим подспорьем при эксплуатации автомобиля и его ремонте при большом дефиците запчастей и недостатке квалифицированного сервисного обслуживания.
Итак, приступим:
Электрогрелка автомобильная
Электрогрелка автомобильная ЭГТА 12. использовалась в зимнее время для подогрева сидений, посредством провода с прикуривателем. Внутри грелки в ткани шли вшитые канты медной проволоки, которая раскаляясь и давала нужную температуру. Незаменимая нужно сказать была вещь в холодном салоне Москвича или Жигулей.
«Прибор автолюбителя» — тестер для проверки электрооборудования.
Краскопульт.
Такой вещью, непривычному человеку наверняка напомнившую части от ранцевого огнемета, в семидесятые года осуществляли покраску кузовов на СТО при кузовном ремонте автомобиля. Изделие собиралось, строго по инструкции, бралась краска — «коррида», «сафари», или какая нибудь «снежная королева», и… Процесс пошел. Его можно было ускорить и углУбить, по меткому выражению одного известного тогда клоуна с меткой на лысине.
Обогреватель стекол.
Прибор вешался на присосках к ветровому стеклу, присоединялся к бортовой электросистеме, и через некоторое время проглядывало чистое, без следов льда и снега стекло. Девайс был на удивление портативный и выполняющий свою работу.
Прибор для замера сопротивления — миллиомметр.
Весьма полезная штука, которая регулировала частоту работы дворников автомобиля.
Иногда случались сильные грозы, во время которых дворники тех же Москвичей и Лад начинали работать достаточно хаотично. Прибор регулировал их правильную работу на разных режимах
Реле отключатель массы.
Прибор установки зажигания «Молния».
Якорь стартера на автомобиль ВАЗ.
А эта запчасть — предмет вожделения всх водителей союза тех же годов.
Распредвал.
На первых вазах он выходил из строя на отметке 80-100 тысяч километров, и без него машина естественно не ехала. Продавался из под полы за 250-300 рублей, и брали — другого выхода не было. Многие НИИ те годы, имевшие станки с ЧПУ промышляли нелегальным изготовлением жигулевских распредвалов. Но на это как правило закрывали глаза — запчасть была нужна всем — от инженеров до министров.
Ионизатор воздуха, выпуска 1975 года.
Иногда использовался в автобусах, после рейсов. Но в целом, скорее цивильное, чем автомобильное устройство.
Еще одна модификация автомобильной электрогрелки, но более позднего образца — самый конец 80-х, начала 90-х годов.
Очень стильный аксессуар преуспевающего автовладельца из ссср конца восьмидесятых годов — латвийские часы
Радиотехника со встроенным радиоприемником.
Рамковая антенна на радиопримник.
По моим воспоминаниям, чаще всего ее можно было наблюдать на автомобилях Запорожец и Москвич 412/2140. Видимо, они оснащались радиоприемниками, под которые подходили эти антенны.
Ну и завершит эту часть подборки советских авто-гаражных устройств мне хотелось бы вот такой штукой.
Он предназначен для подачи звукового сигнала водителю при повороте. Не знаю правда, зачем, но наверное в восьмидесятые годы эта функция была важна, раз для нее придумали специальный прибор.
На этом все, если кто нибудь из читателей знает еще какие нибудь любопытные приспособления, приборы, гаджеты и сопутствующие товары, выпущенные для автомобилистов до 1990 года, пишите в комментариях.
Чтобы меня не обвиняли в некомпенентности на всякий случай сообщаю что я модерировал форум убитый Зюгановый 8лет и и предметно знаю о чем пишу
И за «бугром» это есть! В более совершенном виде — Тюнинг называется)
«Цацки» — гаджеты, (тюнинг) были и будут — они как паразиты обрастают тело любого прогресса и сопровождают экономически удачный проект. Примеров тому — не счесть!
Пиар гаджетов и всяческое тюнингование на фоне автомобилизма — та еще тема, отсасывающая из наших карманов денег побольше, чем растущие цены на бензин)
Распредвал это запчасть, а не гаджет. И менялся он по технологии вместе с кулачками и постелью. В СССР продавался за 50-60 руб, в начале 90-х может цена и доходила до 250, но это уже не был Советский Союз.
Да, распредвалы на ВАЗы, загубили в зародыше, перенеся его наверх блока. В 124-ом ФИАТе он был в низу и не знал что такое «масляное голодание». Копеечная экономия на штангах, по требованию спецов из СССР сыграла впоследствии с нами злую шутку.
Как помните, на Жигули были сервисные книжки с гарантией и запретами самостоятельного обслуживания — это, не Москвич!
И продавались они там, где были ВАЗовские СТОА. Потом это все похерили, а дальше в ЗИП стали гнать «сырые валы». Оптовикам они шли за безнал — это были «не деньги» — и им гнали брак(. Цеховики «наплавляли» кулачки, умельцы точили «рокеры».
ВАЗ начал «отбеливать» профили кулачков… Да поздно было.
Народ долго плевался по этой теме). Потом все-таки улучшили технологию, но и их продавали только тем, кто рассчитывался наличкой.
Это делалось под руководством докторов наук и прочих прохвостов которых штамповало советское оборазование
Был один деятель А., отстоявший «новшество», но на его детище — двигателе 412 Москвича, все было Ок! И вал вверху и алюминиевая ГБЦ. При том же автомасле и даже рукожопых домашних «мастерах». А на Жиге — кирдык р/в после 60-70 тыс км(.
Валы шли на новые авто по итальянской технологии, сделанные на их оборудовании, хотя «совковыми» руками. С конца 70-х по 1985 год шла «сырятина» производства СССР. В 1985 году чугунные валы были с «отбелеными» кулачками — закалка такая)
Распредвал в ГБЦ дал возможность в итоге поднять мощность движка жигулей форсированием, что не случилось бы с его нижним расположением. Спортивные движки выдавали 160-170 л.с. на стальных р/валах! Мы опять впереди планеты всей!
Вот к чему стремился «прохвост» А. — он сделал это!
Вот Советское образование не надо трогать. До сих пор банда дебилов не может уничтожить всё Советское.
В 93-м закончил ПТУ по специальности слесарь-ремонтник. Некоторое время занимался переборкой движков с одним старым асом, ну точнее я ему «папироски прикуривал» ). От поездок на рынок за запчастями отдельное удовольствие было. Дядю Вову знали все. И чаще всего происходил такой диалог:
— «такая-то хрень есть»?
— Есть, дядь Вов, но не для тебя, твоя «приедет» через неделю…
Это о качестве запчастей. Через пару месяцев совместной работы дядя Вова начал открывать секреты — как выбрать хороший распредвал и где его нужно тереть надфилем и с каким усилием… И главное сказал почему так. Из-за распредвала (какой идиёт отнёс его к гаджетам?) я собственно историю и вспомнил. Как выяснилось — распредвалы закаливались достаточно сложно и в недешёвой жидкости, поэтому на заводе делали примерно так — если жидкость рассчитана на 20 циклов закалки, то 20-25 циклов закаливаются валы для экспорта, 20-25 закаливаются валы для новых авто внутри СССР и 30-40 циклов калятся валы для продажи в ЗиП…
«Электрогрелка автомобильная ЭГТА 12. Внутри грелки в ткани шли вшитые канты медной проволоки, которая раскаляясь и давала нужную температуру.»- кто немного понимает в электричестве-поймёт!
Часы здесь причём. Хотя в закату Союза попёрли всякие электронные навороты. Антирадары(детекторы), измерители напряжения бортовой сети, тахометры, реле регуляторы и прочее… Ну и где конечно магнитолы от советских до всяких импортных.
Было еще увлечение безопасностью вождения автомобиля с помощью таких гаджетов:
— Противоослепляющий фонарь. Устанавливался на лобовое стекло, слева вверху и светил вдоль него синим или красноватым светом. Включался в ночное время.
— Солнцезащитный козырек из цветной пленки. Монтировался под верхний уплотнитель лобовухи вверху.
Улучшающие гаджеты:
— Электронное зажигание «Электроника» — вместо штатного батарейного.
— Гибкая антенна на пружине, ставилась в штатное место, спереди и закреплялась к водосточному желобу крыши авто. Длина ее «провоцировала» лучший прием.
— Пластиковые накладки на диски колес — закреплялись пластиковыми заглушками на болтах. Вместо утерянных (и дефицитных) штатных. Понты)
— Аэродинамические крылышки на дворники для щеток стеклоочистителей.
— Антикрылья и спойлеры.
— Насадки на выхлопную трубу.
— Антистатики.
— Молдинги всех мастей и для всех авто.
— Разборные полнопоточные маслофильтры.
— «Золотая игла» для экономии топлива и против угона).
— Рамки с сетками из пластиковой цветной нити для заднего стекла и боковых для автомобилей — универсалов.
— Всякие мелочи на в виде пленок-катафотов, набалдашников на рычаги и кнопки блокировки дверей, педали, оплеток на руль.
— Мигающие фонари аварийной остановки.
Замучался писать, а Вы, уважаемый читатель читать?
А они, эти «Гад же ты», еще есть). Их выпускали в нагрузку достойные предприятия, чтобы улучшить жизнь автомобилистам, что-то лепили подпольщики-цеховики).
Масса средств уходила на их приобретение из-за попыток выделится в советское время среди себе подобных. Что -то есть общее в гаджетах и понтах! Вам не кажется?
nov123
«Улучшающие гаджеты:
— Электронное зажигание «Электроника» — вместо штатного батарейного.»
На «святом духе» работало?
Аккумулятор обычно, после установки «Электроники», выбрасывали?
Диагностика электрики автомобиля — тестирование, ремонт и проверка основных электрических элементов системы
Диагностирование электрических проблем в современном автомобиле может быть сложным делом. Проблемы с электроникой начинаются, когда лампы включаются и выключаются сами по себе, радио или часы перестают работать. Конечно, можно инстинктивно попробовать исправить электрическую проблему, ударив несколько раз по приборной доске и надеяться, что все это вернётся на свои места.
Вы можете быть удачливы и просто поправить отошедший провод, который все возвратит на своё место, но как правило электрические проблемы не так просты. Автомобили и грузовики, построенные в 60-х и 70-х годах, имели очень мало электрически управляемых элементов, поскольку большинство вещей управлялось механически. В 80-х и начале 90-х годов производители автомобилей стали применять вакуумно управляемые соленоиды для управления переключателей в двигателе или вентиляционные отверстия в вашей системе вентиляции.
Дальнейшее развитие автомобилестроения привело к тому, что все элементы, вплоть до шин, стали контролироваться и регулироваться электроникой. Большая часть электроники в вашем автомобиле будет работать очень долго и едва ли будет заменена когда-либо, но, если что-то пойдёт не так, будет сложно диагностировать проблему.
Проверка коробки предохранителей
Если у вас возникли отказы электрических компонентов в вашем автомобиле, первое место для поиска проблем — коробка предохранителей. Большинство автомобилей имеет несколько типов предохранителей. Предохранители располагаются в моторном отсеке, под приборной панелью или на панели.
Блок предохранителей моторного отсека обычно содержит большие предохранители для генератора, электрических вентиляторов или стартера. Панель предохранителей внутри обычно содержит меньшие предохранители для таких вещей, как стоп-сигналы, часы и радио.
Само собой, существует схема, согласно которой можно понять какой предохранитель отвечает за какой элемент. Найдите предохранитель для компонента, с которым у вас возникли сложности, и вытащите его. Если стекло или пластик кажется тёмным, предохранитель, вероятно, сгорел и нуждается в замене.
Если окажется, что электрические проблемы возникли не по причине того, что сгорел ваш предохранитель, вы можете перейти к проверке самого компонента. Убедитесь, что он подключён, свободно перемещается и не сгорел или не расплавился.
Многие электрические компоненты вашего автомобиля можно протестировать без снятия — путём измерения значения сопротивления между контактами. Если есть омметр и есть руководство по ремонту вашего автомобиля вы можете проверить компонент.
Проверка реле
Ещё один элемент, который требует проверки, если у вас проблемы с электрикой — реле этого компонента. Реле применяется в приборах большой мощности и является электрически активированными переключателями. При включении автомобиля включается несколько компонентов, такие как топливный насос, компьютер и электрические вентиляторы.
Переключатель в вашем зажигании, может активировать несколько реле, поворачивая все периферийное оборудование без запуска полной мощности через выключатель зажигания. Реле также могут испортиться с течением времени и вызвать электрические проблемы.
Лучший способ проверить реле — это иметь рабочую замену или внимательно слушать как срабатывает реле во время включения устройства. Вы должны почувствовать лёгкое нажатие и услышать тихий щелчок, когда реле включается.
Проверка проводки
Если ваша проблема не связана с вашим электрическим компонентом, предохранителем или реле, то у вас, скорее всего, есть проблема с проводкой. Каждая электрическая схема должна иметь путь для электричества, чтобы добраться до устройства, которое вы питаете и обратно к батарее.
Если один из проводов, подающих питание или возвратную мощность, не обеспечивает хорошее соединение, ваш электрический компонент не будет работать.
Порча проводки может произойти по разным причинам. Поскольку провода несут электричество, они нагреваются, поэтому есть шанс скачка напряжения и оплавления проводов или контактов. Если соединение находится вне салона автомобиля, оно может стать ржавым или грязным до такой степени, что электричество больше не сможет поступать по проводам.
Также может быть, что от времени и вибраций, провода просто отключатся. В таком случае вам понадобится схема подключения вашего автомобиля, тестер цепи и много терпения.
Если вы оказались с разорванной цепью, убедитесь, что она качественно отремонтирована, чтобы убедиться, что это не повторится. Замена проводки может включать в себя замену одного провода или всего участка жгута проводов вашего автомобиля. Плохая проводка сложно отслеживается и может вызвать много проблем с вашим автомобилем. Убедитесь, что у вас есть какие-либо электрические проблемы, которые вы быстро и профессионально исправили, чтобы в будущем не было поломок и возможного возгорания.
Фото диагностики электрики автомобиля
Один день в гараже «электроника»
Волей случая довелось побывать в боксе у гаражного мастера, занимающегося выявлением и устранением неисправностей по электрической части. Точнее, даже по электронике — как более привычное название для систем на микропроцессорах. Не будет преувеличением сказать, что автоэлектронщики все равно как нейрохирурги в медицине — им приходится иметь дело с «мозгами» и прочей нервной системой у тех, что тысячами снуют по дорогам и улицам. Но здесь особенность еще в том, что Вадим зачастую реанимирует сложные экземпляры, которые по тем или иным причинам «зависли» в других сервисах (в том числе дилерских) или просто в ходе длительной эксплуатации.
Тонкая работа
С учетом текущей обстановки разговор больше получился не о «железе», а о жизни. Сегодня, когда маленький частный бизнес в России испытывает очередные трудности, в первую очередь интересно было узнать — а как вообще дела на данном фронте? Спрос на услуги не уменьшился?
— У меня запись на две недели вперед, с разными вопросами обращаются, не отказываюсь. Друзья иногда говорят — зачем берешься за это, у тебя и так машин других много. Всегда отвечаю: а если ты к врачу придешь, и он скажет — зачем я за тебя буду браться, у меня и так пациентов хватает? Как видно, народу много, еще же все ходят, отвлекают. Бывает, и в 6 утра приезжаю, пока никого нет, а рабочий день обычно до 19 часов, но потом еще приходится закрывать дверь и сидеть дальше разбираться в свое удовольствие.
Насколько все проблематично сейчас в автомобилях, какие подводные камни могут ожидать автовладельцев и каковы шансы на успешное решение, особенно у более современных моделей с их, как принято считать, концепцией одноразовости?
— В этом смысле электроника тоже не вечная, но проблему можно найти всегда, какой бы она ни была. Другое дело — можно ли устранить, и нужно ли. Я могу разобрать блок и сказать, в чем проблема, взять и перепаять. Но ведь можно сидеть два дня под микроскопом паять, а этот блок на разборке стоит 500 рублей, и тогда смысла с ним возиться нет. Или по-другому — блок может быть залит определенным составом, который разрушить без повреждения микросхемы нельзя. И в конечном итоге ремонт этого модуля нерационален, может, проще будет купить, загнать к дилеру, с гарантией все это сделать. Машины 90-х, нулевых, я бы сказал, где-то до 2007-2008 годов, в них можно сделать все что угодно. Дальше уже не так, производители преследуют какие-то свои цели. Вот поменяли вы на своей машине электрогидроусилитель, поставили бэушный, он работает, управление без проблем, но будет чек гореть и в системе ошибка, что вин-код не соответствует модели. Хотя тоже разбирается, все программируется, но это уже не очень выгодно. Со смоткой пробегов тоже все изменилось, данные теперь записываются во многих модулях, люди задумаются, стоит ли связываться с этим. Если у человека на БМВ запросят 30 тысяч, он лучше его продаст по другой цене. Есть, конечно, индивидуумы, кто пригоняет Мерседес, где пробег под миллион, и отдают большие деньги, чтобы смотать. Но это все на совести людей.
Хорошо, скрутка пробегов все же специфичная вещь, этакая теневая сторона автоэлектроники в момент купли-продажи машины на вторичном рынке, но люди в основном сталкиваются с проблемами, которые возникают в ходе эксплуатации. На автомобилях с разным пробегом, и небольшим тоже. Вадим показывает на очередного «потерпевшего», который уже несколько дней находится в «коме».
— Мне нравится покопаться, особенно когда это кто-то уже не смог сделать. И владельцы в таких случаях обычно уже сильно не торопят. Вот Ниссан стоит, сказали, главное — сделай, а когда, неважно. У него дроссельная электронная заслонка начала вываливаться из синхронизации. Водитель хотел проскочить перекресток, дал газу, а машина только дернулась и дальше поехала медленно, чуть не устроив ДТП. Переключили зажигание, вроде все как обычно, но потом это повторялось. Когда ездить стало страшно, обратились в сервис, там что-то делали, и дроссель снимали, но ничего не изменилось. Машина пошла по сервисам — и безрезультатно, в итоге под капотом накидали каких-то проводов, что-то порезали, человеку по ушам поездили, и все. Владелец просто в панике.
Авторазборки — такой же альтернативный источник приобретения любой «электрики» (в том числе дорогостоящих электронных блоков управления двигателя), как и обычного автомобильного «железа»
Да, о таких неудачных опытах при обращении в сервисы приходилось слышать. Этот случай из разряда тяжелых?
— Скорее неоднозначных. В конце концов, что я нашел, сняв блок управления двигателем? Часть уже отмыл, вот левый штекер черненький, а вот здесь нижние ноги — окись. Внутри был какой-то гель. В корпусе блока есть свой сапун, процессор ведь дышит, нагревается и остывает, вот для этого и сделан клапанок. Скорее всего, когда мойщики старательно мыли двигатель с химией, она могла туда проникнуть. Вот блестящая пайка, а здесь все помутнело. И как раз эти выводы идут на датчик положения педали газа. И еще — кто-то снимал штекер, сломал защелку, резинка съехала, порвалась в двух местах, сюда попала вода, а этот штекер как раз питает дроссельную заслонку. Я снял все косы, проверил и нашел, что провода перетертые. Кстати, есть такое у Ниссанов — гниет проводка. На вид провод целый и живой, начинаешь тянуть, а внутри труха. Бывает, где-то в изоляции трещинка. Сейчас все собираю, думаю, завтра заведется и поедет. Будет неделя испытаний. Без денег, машина просто неделю покатается, вернется, подключу сканер. Неделя обычно все показывает, если проблема не ушла, она выскочит за это время.
То есть насчет оплаты труда варианты могут быть разные, приходится переоценивать работу и не всегда можно получить, на что рассчитываешь?
— Обычно же как — клиент спрашивает, сколько будет стоить. К примеру, отвечаю — 1,5 тысячи. Но многие люди не понимают всякие нюансы, поэтому часто говорю так — посмотрю, разберусь, отзвонюсь по стоимости. Если потом отказываются, просто беру за диагностику, ну, там 500 рублей, и все. Если ремонтировать, то сумму конкретную обговариваем. Если работа была несложной, и что-то из нее взял для себя, то есть как опыт, да еще смотря какой контингент, опять же, если это дедушка или женщина, то гибко подхожу к оценке. Люди ведь некоторые очень близко принимают все, у кого-то и сердце начинает болеть. Обычно говорю, что это не конь, а железяка, все ремонтируется. Для объективности подключаю сканер, смотрим, психологически утешаешь, и все равно кто-то машину забирает и говорит, что она у меня раньше ездила вот так, а сейчас эдак. Очень много людей, которые единожды проблему поймают и потом она им мерещится даже при покупке уже новой машины. Так что по оплате разные ситуации. Но у меня же еще работают ученики, они в любом случае нуждаются в поощрении.
Кстати, как себя показывают молодые кадры, они должны быть очень продвинутыми в данном деле?
— У меня было много учеников, в том числе очень толковых. Несколько парней стажировались с кафедры промэлектроники, как-то не очень остался впечатлен. А ведь кому-то из них придется иметь дело, например, с атомными реакторами. Вообще, я смотрю на молодежь, и думаю — нас бы так обучали, все показывали и разжевывали. Ведь тогда не было еще интернета, накопленного опыта, по-русски говоря, все высасывали из пальца, пользовались ломаными дилерскими программами. А сейчас у молодежи первый вопрос — сколько будете платить? Отвечаю — надо начинать с того, что вы умеете. Умеете нормально, ничего не жалко, пожалуйста.
Рейтинги — неблагодарное дело
Какие факторы больше всего сказываются на работоспособности электронных систем — марка автомобиля, модель, происхождение, стоимость, возраст, манера вождения? Могут ли престижные бренды гарантировать надежность?
— У них отказы даже почаще бывают. Сугубо мое мнение — это все же наши условия эксплуатации. Вот заезжал дорогой немецкий автомобиль — он ехал по трассе, и задняя часть просто упала, сдулись пневморессоры. Добрался, скребя днищем и со скрежетом шин о крылья. Причем элементарно не оказалось отбойников, чтобы на такой крайний случай не цеплять подкрылки, не ободрать их. Залезли смотреть. Идут датчики на задний клиренс, гофры со штекерами и провода, очень тоненькие. Хотел проводку вытащить, гофру снимаю, а оттуда, не соврать, кучка пепла вывалилась — они просто сгнили там. Гофра плохо изолирована от влаги, в принципе нормально не защищена. Потом у него же вторая проблема была: его где-то хорошо обрызгали, закинуло сильно лобовое стекло. На следующий день машину выгоняет, три цилиндра не работают — отказали форсунки. А машина непростая, двигатель би-турбовый. Снимаем «дворники», а под ними стоит блок управления, весь залитый водой. Понятно, что если бы его поставили в салон, то такой проблемы бы не было. Вода и грязь вообще главный враг, никого не щадит. Бывает, в сервисе поменяют лобовое стекло неудачно, вода заливает электрику под панелью со всеми вытекающими последствиями, вот вам и человеческий фактор.
Опытные мастера наверняка составили собственный рейтинг надежности и ремонтопригодности автомобилей в зависимости от марки, модели, прочих составляющих. Однако если такой «черный список» и существует, далеко не все однозначно его раскроют.
— Трудно сказать, у меня самого разные машины были. Конечно, если Тойота 90-х — это стандарт, одни и те же неисправности, практически полная предсказуемость, то сейчас не так. И другой пример — БМВ, где есть такая проблема — слетает блок распределения питания, когда клемму с аккумулятора снимаешь. Об этом все знают, пережевано сто раз, можно исправить, но не исправляют. А так многие автомобили сейчас похожи, одни и те же поставщики у них. Те же системы впрыска — во многом одинаковы, а сейчас уже применяется гибридный впрыск. Если вспомнить, когда начали поступать еще первые машины с непосредственным впрыском в Россию, где бензин непонятно какой, попробуй-ка на рынке сказать об этом, никто не купит. Бензин, который должен сгореть идеально, все равно оставляет сажу, она налипает на распылителях, те начинают брызгать струей, датчики фиксируют неправильные данные, мощность теряется, мотор нормально не работает — и все, приехали. Но автопроизводители тоже делают выводы, сейчас Мазды, Тойоты, вся Европа на таких двигателях, потому что КПД выше. И теперь у простой Камри всплывает баннер — почисти форсунки. Надо каждые 10 тысяч км заливать в бак специальную присадку, у меня знакомый на Лексусе, он регулярно этим занимается.
Когда отказывает электрика, бывает, происходят невероятные вещи, машина буквально сходит с ума: не просто что-то отключается, а начинают сами по себе работать стеклоочистители, включаться фары, «поворотники», а то и все вместе. В общем, начинается настоящее светопреставление. И это не на старых «аналоговых» автомобилях, а на современных «цифровых». Наверняка поиск и решение таких проблем занимает куда больше времени и ресурсов.
— Если у машины перестают работать фары, кажется, элементарная причина, но не все так просто может обернуться. Например, недавно занимался с японским кроссовером, свежего, 2015 или 2016 года, у него погасли фары. Оказалось, неисправен так называемый блок комфорта, который заведует светом, «дворниками», центральным замком и так далее. Гарантия у дилера закончилась, если обратиться туда, замена блока стоит очень дорого, причем, бывает, люди меняют и потом снова приезжают. Начал копать все это дело, пришлось два раза ремонтировать родной модуль, неудачно, потом хозяин привез бэушные блоки, от разных комплектаций, которые наполовину не работали. В конце концов удалось из двух собрать один работоспособный, и машина ездит без проблем. Но что в итоге: по моим данным, ремонт должен был занять где-то четыре часа, а я провел в общей сложности с машиной четыре дня. Таких нюансов тоже хватает.
Вне электроники
Курьезные случаи, переходящие потом в разряд баек, наверняка были у всех водителей с опытом. Хорошо, если это не обернется в лишние и даже большими затратами, обойдется «бесплатным жизненным опытом». А если нет? И ведь это может коснуться многих, в том числе тех, кто по обслуживанию обращается в дилерские центры.
— Приезжают и такие, у которых были проблемы и дилеры не могли их решить, а потом еще оказывается, не там искали. Вот случай: у не старого еще японского кроссовера начали клинить тормоза. Водитель где-нибудь в пробке нажимает педаль, ее клинит, машина встает колом. Пока через штуцеры прокачки суппортов жидкость не сольют, тормоза не разблокируются. Приехали к дилеру, так и так. А у тех стандартный подход — ну давайте будем менять. Все попеременяли, полмашины, причем не задаром, но не ушла проблема, так же клинят. Приезжает ко мне, из моего опыта давно была такая проблема еще по российским машинам, там надо было шток главного тормозного цилиндра отрегулировать. Высказал мнение, он не поверил, посмеялся даже, но в итоге так и оказалось, устранил ему чисто механическую неисправность. Правда, еще перекалибровал все системы, потому как непонятно, что там делали. Получается, дилеры не разобрались, они вообще, как я понимаю, не делают аппаратные ремонты. Если коробка или рейка сломались, меняют агрегатно, не морочатся.
Красота требует
Комфорт в салоне, управление основными и вспомогательными сервисными функциями, приборная информация — все это тоже давно перебазировалось с аналоговых технологий на «красивые» платформы с оптитронными шкалами, ЖК-дисплеями, сенсорными панелями. Как они уживаются с понятиями о надежности и неприхотливости, тем более что внедряются как в обычные легковые автомобили для города, так и в весьма еще брутальные внедорожники.
— Машины 2000 годов, у них все эти люминесцентные подсветки начинают умирать естественным образом. Приходится переделывать на светодиоды. В некоторых случаях получается использовать обычные светодиодные ленты, ставить их со стабилизаторами, чтобы не было никаких скачков напряжения и работало долго. Если на борту 13,5 вольта, а светодиодная лента на 12 вольт, то 1,5 вольта для диода критично. Перегорит — это полбеды, а если загорится? Заезжал Крузер-«сотка», у которого панель приборов погасла полностью. Поменял все внутренности, сделал, все засветилось красиво, но человек поездил, ему кажется тускловато. Сделать там поярче хотя бы с точки зрения безопасности — нежелательно, но все же потом разобрал, кардинально переделал, с другими светодиодами, более яркими, все распределил красиво, клиент остался доволен. И это тоже опыт, теперь если будет Крузер с такой же проблемой, сделаю быстрее, лучше, людям понравится. Кстати, вот Хонда стоит, у нее погас штатный центральный дисплей, а на ней «климат» и прочее. Тоже сначала сказали — тускловато, надо ярче. Переделал, причем так, что днем светит ярко, с включением габаритов притухает. Со светодиодами сложновато это, но реализовал, все работает.
В современных автомобилях, нашпигованных электроникой, десятки блоков управления — без них ни согреться, ни запарковаться, ни тем более включить автопилот. Кажется, все очень переусложнено и, наверное, это сказывается на общей надежности?
— Это усложнение с точки зрения обывателя, я бы сказал. На деле все наоборот. Все упрощается в какой-то степени. Если раньше шли толстые пучки проводов, работа с аналоговым подключением, то сейчас шины. Единственно, конечно, если шина где-нибудь ляжет, все отрубится и встанет в аварийный режим, ничего работать не будет, вся панель засветится. Да, системы идут сложнее, но ремонтировать их даже попроще. Опять же, если есть соответствующее оборудование. Вот так пальцем лазить, с одной «контролькой», конечно, нельзя уже. Сейчас, когда автомобильные технологии шагают вперед, совершенствуется и оборудование.
Менять нельзя ремонтировать
Нередко именно с электронными устройствами автовладельцы связывают такие понятия, как одноразовые, неразборные, неремонтопригодные, по крайней мере в наиболее ответственных системах, связанных с безопасностью.
— Много чего можно восстановить. Тут ведь как, если блок без болтиков, то это не значит, что он не разбирается и не ремонтируется. Но дело еще в другом. Блок управления двигателем на вид неразборный, но его купить — это полбеды, туда же еще надо данные записать, машина же не поедет на абы каком процессоре. И с остальными так же. Вот у меня ждут своей очереди блоки АБС и ЕСП, на вид неразборные, но они тоже ремонтируются. То есть разбираешь, расклепываешь, все распаиваешь, потом запаиваешь, заклеиваешь и так далее. Все это, наверное, процентах в 60-ти ремонтируется. Вопрос, опять же, рациональности, стоит ли оно того.
Блоки ABS и ESP от различных моделей автомобилей. Замена на новый — очень дорого, альтернативно — купить б/у или в ряде случаев отремонтировать родной
Блоки управления полным приводом у популярных нынче кроссоверов находятся в этом же ряду?
— Конечно, но с такими системами обычно другая беда. Приезжают люди с жалобой — не работает полный привод, там, где задняя ось муфтой подключается. Это бывает у «японцев» тоже, но чаще на корейских кроссоверах встречал. Прозваниваю муфту, но уже наверняка знаю, в чем дело. По электрике маловероятно, в 80 процентах случаев — агрегат просто разваливается внутри. Не выдерживает нагрузки, это происходит особенно в условиях, если резко трогается, когда передние колеса на льду, а задние на асфальте. Механическая поломка довольно серьезная, здесь работа для других специалистов, надо разбирать, ремонтировать или менять.
Многодисковая муфта подключения задних колес с электронным управлением (в данном случае и с электрогидравлическим актуатором), но поломки чаще механические. В этом случае официально узел меняется в сборе, альтернативно подлежит восстановлению, причем с помощью… нет, все же не кувалды, но благодаря специалистам по металлу — токарю и сварщику
И все же ситуации по электронике, когда не удалось докопаться до истины, а клиента пришлось отправить ни с чем, бывают?
— Если честно, таких случаев не припомню. Да и с запчастями сейчас проблем нет. Хотя у меня, может, еще консервативная тактика — применять меньше запчастей. Если есть возможность восстановить родную деталь, я стараюсь восстанавливать. Потому что по затратам намного меньше, и второй момент — эта деталь все-таки родная, и она будет ходить. Знаю, есть в сервисах позиция, мол, не экономьте деньги клиента. Может, это и правильно, но мне такой подход не нравится. Если есть возможность восстановить, почему нет? Если не могу, отправляю человека за деталью, он покупает, но на разборку от нас пока еще никто не поехал. Стараемся, чтобы не было таких ситуаций. И свое время терять зачем, лучше его с семьей проведу. Не очень люблю с «европейцами» связываться. Но, бывает, человек приезжает, в отчаянии говорит, я уже везде был, куда только ни обращался, что мне теперь делать, на разборку сдавать? Стараюсь помочь. Считаю, что самое важное, когда клиент говорит — ну прямо супер! Вот это самая большая награда.
Источник https://back-in-ussr.com/2019/02/redkie-avtomobilnye-gadzhety-iz-sssr.html
Источник https://myavtopodbor.ru/diagnostika-elektriki-avtomobilya/
Источник https://www.drom.ru/info/misc/78367.html