Содержание
Технические характеристики и устройство грузовой машины БелАЗ-7555 и ее основных модификаций
Карьерный самосвал БелАЗ-7555 обладает грузоподъёмностью в 55 тонн. Его предназначение – перевозка масс грунта и руды при разработке разнообразных месторождений полезных ископаемых открытым способом, в глубоких карьерах. Может использоваться при сооружении крупных промышленных, дорожно-транспортных и гидротехнических объектов. Автомобиль адаптирован для работы на технологических дорогах, в самом широком спектре природно-климатических условий, в диапазоне температур от -50 до +50 градусов.
Особенности и сфера применения БелАЗ-7555В
Опытный образец самосвала грузоподъемностью 55 тонн БелАЗ-7555В был изготовлен в 1994 году. Через несколько лет он стал головной моделью нового семейства самосвалов из Жодино, оснащённых гидромеханической трансмиссией. От БелАЗ-7555А этот автомобиль отличается двигателем. БелАЗ-7555В укомплектован силовым агрегатом марки Камминз, а не ЯМЗ, как БелАЗ-7555А.
За прошедшие четверть века это семейство было неоднократно модернизировано и усовершенствовано. Появились и другие новинки похожей грузоподъёмности от Белорусского автомобильного завода. Но БелАЗ-7555В, как одна из наиболее удачно проявивших себя моделей, по-прежнему прочно занимает своё место в производственной программе предприятия и в ассортименте выпускаемой продукции.
При помощи данного большегрузного самосвала производится транспортировка добытых рудных и грунтовых материалов к местам их последующей окончательной переработки. Для карьерных самосвалов подобного класса в карьерах оборудуются специальные технологические автодороги, шириной в шесть метров и более. Благодаря тому, что объём кузова грузовиков серии БелАЗ-7555 достигает до 50-ти кубических метров, машина является довольно производительной, способной эффективно работать с несколькими мелкими или одним крупным промышленным экскаватором.
При штатной грузоподъёмности 55 тонн, фактически на промышленной разработке карьеров данные автомобили регулярно загружаются по 60 и более тонн. Помимо карьеров, БелАЗ-7555В применим и на любых других производственных объектах, где требуется перевозка грузов больших объёмов. Для передвижения по дорогам общего пользования эти автомобили не предназначены, из-за своей большой массы. Тысячи тонн грузов, которые за один рабочий день на карьере способен перевезти БелАЗ-7555В, с лихвой окупают затраты на дизтопливо, содержание и обслуживание этого сверх-тяжеловеса.
Особенности машины
Особого внимания достойна кабина водителя, которая полностью соответствует европейским стандартам. Вибрация в ней достигает всего лишь уровня 80 дБ, что позволяет водителю не уставать от нее, даже находясь на рабочем месте довольно долгий период времени. В заключение отметим, что БелАз-7555, руководство по эксплуатации которого приводит рекомендации по регулировке механизмов машины, ее систем, а также основные правила обслуживания, является именно тем самосвалом, который сочетает в себе высокую эффективность работы и невысокую стоимость ремонта своих узлов.
Рама и кузов БелАЗ-7555В
Рама грузовика – сварная, из особо прочной стали низколегированной марки. Коробчатого сечения и переменной высоты продольные лонжероны соединены между собой поперечинами. В местах максимальной нагрузки применены литые элементы.
Вся конструкция рамы не является цельнолитого типа. При помощи сварки или болтовых соединений к её средней основе присоединяются остальные специальные секции.
В самой раме предусмотрены особые крепления для монтирования вспомогательного и основного оборудования. После произведения подробных расчётов правильности развесовки автомобиля, моторный щит был вынесен на 120 см вперёд. Кабина водителя БелАЗ-7555В вместе с моторным отсеком смонтирована в передней части, а кузов занимает 2/3 всей площади машины.
Кузов данного самосвала – специального карьерного (ковшового) типа. Он оснащается системой безопасности по международным стандартам FOPS. Кузов сваривается из отдельных составных частей, снабжён мощным защитным козырьком. Центр тяжести тщательно выверен и располагается таким образом, что переворачивание самосвала полностью исключается. Кузов снабжен системой обогрева снизу выхлопными газами, оборудован системой механического стопорения в поднятом положении и специальными камне-выталкивателями.
Вместимость кузова БелАЗ-7555В составляет: вровень с бортами – 22,7 кубометров; с «шапкой» 2:1 – 33,3 кубометра; с надставными бортами – 35,5 кубометров и свыше того, до 50-ти кубических метров. Справа от грузовой платформы можно увидеть три сигнальных лампы. Они показывают степень загрузки кузова. Слева направо: белый свет говорит о резерве грузоподъёмности, жёлтый – об оптимальной норме, красный – о перегрузке.
Устройство самосвала
Для повышения устойчивости и увеличения плавности хода БЕЛАЗ-7555 оснащен пневмогидроподвеской с гидравлическими амортизаторами в паре с зависимым механизмом направляющего хода. В устройстве БЕЛАЗ-7555 применена сварная рама, изготовленная из низколегированной стали. Она оснащена дополнительными креплениями для установки оборудования. Литые элементы конструкции использованы в тех местах, где отмечена повышенная нагрузка на раму (сама она не цельнолитая). Справа от самосвальной платформы установлены три сигнальные лампы, оповещающие об уровне загрузки машины.
Двигатель БелАЗ-7555В
Дизельный двигатель китайского производства, от корпорации Камминз – с системой электронного управления и центральной крыльчаткой системы охлаждения.Это обеспечивает оптимальную удельную мощность, скорость самосвала на подъёмах, а также топливную экономичность.
Для облегчения запуска двигателя в условиях предельно низких температур карьерные самосвалы БелАЗ-7555В оборудуются предпусковыми подогревателями охлаждающей жидкости и дизтоплива для двигателя. Этоделает легче его запуск и гарантирует стабильно устойчивую работу в суровых климатических условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Марка двигателя БелАЗ-7555В – Cummins KTTA 19-C. Это дизельный, четырёхтактный, с рядным расположением цилиндров, с непосредственным впрыском топлива, газотурбинным наддувом и охлаждением наддувочного воздуха мотор. Он имеет следующие технические параметры: суммарная масса – 1 975 кг; максимальная мощность – 522 кВт; рабочий объем камеры сгорания – 19 000 см3; суммарное количество рабочих цилиндров – 6 шт.; цилиндры расположены в ряд; имеется турбонаддув (двойной).
- Количество цилиндров – 6.
- Рабочий объём цилиндров – 18,9 литров.
- Номинальная мощность (при 2100 об/мин) –522 кВт, или 710 лошадиных сил.
- Максимальный крутящий момент (при 1400 об/мин) – 2731 Н.м.
- Диаметр цилиндра – 159 мм; ход поршня – 159 мм.
- Удельный расход топлива при номинальной мощности – 209 г/кВт ч.
- Минимальная устойчивая частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода – 750 об/мин.
- Максимальная частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода – 2325 об/мин.
Очистка воздуха для мотора производится трёхступенчатым фильтром с активными элементами сухого типа. Система смазки — смешанная, выполненная по принципу «мокрого картера. Система охлаждения — жидкостная, с организацией принудительной циркуляции, и объединением с системой охлаждения гидромеханической трансмиссией. Охлаждение масла гидромеханической трансмиссии производится водомасляным теплообменником. Система пуска — электростартерная. Напряжение в системе электрооборудования составляет 24 Вольта.
Разновидности и модификации
На сегодняшний день Белорусский автомобильный завод выпускает целых четыре модификации рассматриваемого «карьерника». Маркируются они все следующим образом:
- 7555В,
- 7555D,
- 7555E,
- 7555F.
Отличаются они друг от друга лишь конструкцией кузова и некоторыми малозначительными параметрами, а также устанавливаемыми двигателями.
Модификации, маркируемые как 7555В и 7555D, оснащаются моторами Cummins KTTA 19-C. В модификации 7555Е и 7555F устанавливаются двигатели Cummins QCK 19-C.
Трансмиссия
БелАЗ-7555В оснащён гидромеханической передачей с шестью автоматическими ступенями переднего хода и одной ступенью заднего хода. Она позволяет выбирать самый оптимальный тягово-скоростной режим движения самосвала, для облегчения управления транспортным средством и обеспечения необходимой безопасности движения.
Гидромеханическая трансмиссия БелАЗ-7555В состоит из следующих основных составных частей: гидротрансформатор; четырёхвальная коробка передач с фрикционными муфтами; микропроцессорная система (для защиты от перегрузок и управления механизмами); система аварийного управления. Привод управления переключением передач – электрогидравлический. Тормоз-замедлитель – гидродинамический, лопастного типа.
Комплексный четырёхколёсный гидротрансформатор с автоматической блокировкой способствует снижению динамических нагрузок в трансмиссии, обеспечивая стабильность и устойчивую работу двигателя при изменении этих нагрузок.
Система автоматического управления ГМП (САУ ГМП) улучшает эксплуатационные характеристики карьерного самосвала, увеличивает ресурс и надёжность, за счёт поддержания оптимальных рабочих режимов.
Эксплуатация
Руководство по эксплуатации содержит следующие рекомендации:
- Во время внезапной остановки мотора нельзя переводить рукоятку управления гидромеханической передачи в нейтральное положение до полной остановки транспортного средства.
- Если транспорт остановился на уклоне, необходимо предотвратить самопроизвольное движение автомобиля, затормозить стояночный тормозной механизм.
- Запрещено выходить из кабины, если педаль зафиксирована.
- Во время проведения работ по техническому обслуживанию транспортного средства грузовую платформу приподнимают и фиксируют в этом положении при помощи специальных стопорных тросов.
- Во время подъема платформы нельзя находиться рядом с самосвалом.
- Загрузка транспорта осуществляется только сбоку и сзади.
- Нельзя использовать разгрузочные площадки с мягким покрытием, чтобы не спровоцировать опрокидывание самосвального грузовика во время разгрузки.
Инструкция по эксплуатации включает в себя следующие разделы:
- Общие сведения о транспорте.
- Меры безопасности во время эксплуатации и ремонта автомобиля.
- Полное описание всех основных узлов и механизмов БелАЗа.
- Рекомендации по обкатке.
- Периодичность проведения технического обслуживания.
- Разгрузка и монтаж самосвала.
- Правила хранения и транспортировки БелАЗа.
Тормозное управление БелАЗ-7555В
Несмотря на то, что трансмиссия автоматическая, в кабине присутствуют три педали. Третья педаль – это не сцепление, а дополнительный тормоз. Хотя его можно назвать и основным. Стандартная дисковая тормозная система передних колёс (средняя педаль) используется преимущественно на ровной поверхности и при пустом кузове. Но когда в кузове БелАЗа груз – свыше 50-ти тонн и он едет с уклона, обычных тормозов будет недостаточно. Они не только до конца не остановят едущую с горы машину, но и трение колодок о диски может привести к пожару.
Поэтому – крайняя левая педаль регулирует многодисковые маслоохлаждаемые тормоза задних колес. Поскольку тормозные диски находятся в охлаждаемом масле, они не перегреваются. Многодисковые тормозные механизмы увеличивают на 10…20% среднетехническую скорость при движении на уклонах за счёт повышенной эффективности ММОТ и принудительной системы охлаждения; повышают надёжность и безопасность движения.
Тормозная система БелАЗ-7555В соответствует международным нормам безопасности «СТБ ИСО 3450». Она оборудована рабочей, стояночной, вспомогательной и запасной тормозными системами. В рабочей системе–сухие однодисковые тормозные механизмы для передних и задних колёс. Привод — гидравлический, раздельный для колёс передних и задних. В стояночной системе– колодочный тормозной механизм, постоянно-замкнутого типа на ведущем валу главной передачи. Привод — пружинный, управление гидравлическое.
Вспомогательная система – гидродинамический тормоз-замедлитель на ведущем валу коробки передач, с ускоренным временем срабатывания, управление – электрогидравлическое. В запасной системе использованы стояночный и исправный контуры рабочих тормозов.
Рулевое управление
Конструкция гидрообъёмного привода обеспечивает надёжность в эксплуатации рулевого управления и исключает обратную механическую связь. Рулевая колонка отличается возможностью регулирования по углу и высоте, небольшим усилием на рулевом колесе, эргономичным, травмобезопасным, удобным управлением, и гарантирует водителю достойный уровень комфорта. Высокая маневренность самосвалов БелАЗ-7555В поддерживается малым радиусом поворота в сочетании с их короткой колёсной базой.
Управляемыми колёсами являются передние. Угол поворота управляемых колёс составляет 41 градус. Радиус поворота – 9 метров. Габаритный диаметр поворота составляет 20,5 метров. Рулевое управление БелАЗ-7555В соответствует требованиям международного стандарта ИСО-5010.
Подвеска и ходовая часть
Самосвал БелАЗ-7555В оборудован подвеской пневмогидравлического типа со встроенным гидравлическим амортизатором. В сочетании с зависимой системой направляющего аппарата это обеспечивает высокую плавность хода, производительность, техническую скорость, устойчивость от боковых кренов, долговечность узлов самосвала и комфортные условия для работы водителя. Зависимая для передней оси и ведущего моста, подвеска снабжена продольными рычагами, центральными шарнирами и поперечными штангами.
По два пневмогидравлических цилиндра предусмотрено на каждую переднюю ось и задний мост (масло и азот). Ход поршня цилиндра составляет – переднего 300 мм; заднего – 270 мм. БелАЗ-7555В оснащён задним ведущим мостом, который состоит из следующих основных составных частей: коническая одноступенчатая передача; конический дифференциал с четырьмя сателлитами; планетарные передачи колёсного типа с цилиндрическими прямозубыми шестернями; карданная передача. Карданная передача состоит из карданных валов (открытого типа); подшипников (игольчатого типа); защитного ограждения; упругой муфты.
Два карданных вала открытого типа с шарнирами на игольчатых подшипниках, соединяют гидромеханическую передачу с двигателем и ведущим мостом. Между передним карданным валом и дизелем установлена упругая муфта. Предусмотрено защитное ограждение переднего карданного вала. Передаточные числа: главной передачи – 2,73; колёсной передачи – 7,62; общее ведущего моста – 20,8.
Передняя ось – не ведущая, управляемая, коробчатого сечения. Колёса – бездисковые, с бортовыми, замочными и посадочными кольцами. Шины на БелАЗ-7555В установлены бескамерные, пневматические, с специальным карьерным рисунком протектора. Их размер 24.00R35, обозначение «24.00-35 HC42/24.00R35»; номинальное внутреннее давление – 0,65 МПа. С данными шинами используется обод, имеющий размера 17.00-35/3.5.
Устройство и особенности
Конструкция этого самосвального грузовика включает в себя следующие механизмы:
- Трансмиссия. Она состоит из гидравлического трансформатора, коробки передач, устройства, замедляющего работу тормозов, и из узлов гидравлической системы. Автоматическая КПП оборудована системой блокировки гидравлического трансформатора электронного типа.
- Ходовая часть. Здесь установлен зависимый подвесной механизм с пневмогидравлическим приводом. На каждую ось приходится по 2 цилиндрических элемента.
- Устройство БелАЗа-7555 включает в себя бездисковые колесные механизмы, оснащенные кольцами замочного и посадочного типа.
- Рулевое управление. Сюда входит гидравлический руль и 2 цилиндра силового типа.
- Тормозная система. На этом транспортном средстве установлено тормозное устройство барабанного типа с двумя внутренними колодками. Тип привода — пружинный, управление системой — гидравлическое.
- Электрооборудование. Здесь установлено 4 аккумуляторных батареи, номинальное напряжение которых равно 24 В. Они соединены попарно между собой. Отрицательные выводы источников тока соединяются с корпусом транспорта.
- Опрокидывающий механизм. Для комфортной эксплуатации управление этим устройством осуществляется из кабины водителя.
Гидравлическая система
Объединённая (для опрокидывающего механизма кузова, рулевого управления и привода тормозов) гидросистема БелАЗ-7555В построена на унифицированных элементах, обладает конструктивной простотой и минимальными потерями в мощности. Обеспечивает необходимое охлаждение масла без использования радиатора в конструкции.
Основными рабочими частями гидравлического оборудования самосвала являются масляные насосы шестерёночного типа; а также гидроцилиндры, которые непосредственно осуществляют подъём кузова. Цилиндры подъёма грузовой платформы — телескопические, двухступенчатые, с одной ступенью двойного действия. Марка насосов: НШ-100А3, или НШ-50М-4.
Система гидропривода имеет следующие временные рабочие параметры: подъём платформы до верхней точки происходит за 15 секунд; опускание платформы осуществляется за 14 секунд; максимально возможное давление в системе, создаваемое насосами, составляет 17 МПа; а максимальная производительность насосов, при 2100 об/мин– 342 дм3/мин. Степень фильтрации составляет 10 мкм.
Модификации
БелАз-7555, фото которого приведено в данной статье, производится в четырех вариантах, которые обозначаются латинскими буквами: B, D, E, F. Каждая из моделей имеет свои конструктивные особенности и различные рабочие параметры.
Максимальный показатель грузоподъемности равен 60 тоннам, что очень хорошо для грузовых машин. Подбирая модификацию самосвала, необходимо грамотно подходить к учету всех его показателей, дабы достичь таких преимуществ, как:
- Длительный срок эксплуатации.
- Широкая область использования.
- Легкость проведения технического обслуживания.
- Оптимальная стоимость.
- Доступные и недороги запасные части и узлы.
А чтобы максимально верно подобрать этот массивный грузовик, следует детально ознакомиться с БелАз-7555, технические характеристики которого будут рассмотрены в следующем разделе.
Технические характеристики в цифрах
- Длина (от края переднего бампера до задней части грузовой платформы) – 8,890 м;
- Ширина (от края протектора левого колеса до края протектора правого колеса) – 4,740 м;
- Высота от дорожного покрытия до верхней точки кабины – 4,560 м.
- Масса эксплуатационная – 40,2 тонны;
- Грузоподъёмность – 55 тонн;
- Масса полная – 95,2 тонны;
- Распределение эксплуатационной массы по осям: передняя ось – 20,5 тонн; задняя – 19,7 тонн.
- Колёсная база – 4 м. Колея: передних колёс – 3,7 м; задних колёс – 3,73 м.
- Минимальный радиус поворота по оси переднего колеса – 9 м.
- Максимальная скорость – 55 км/ч.
Объёмы баков для топлива и технических жидкостей:дизтоплива – 740 л; гидробак – 230 л; смазочного материала заднего моста – 108 л; передача гидромеханическая – 90 л; система жидкостного охлаждения двигателя – 205 л.
Описание устройства автомобиля и его габариты
БелАЗ-7555 является самым популярным карьерным самосвалом, обладающим превосходными функциональными характеристиками. Машина используется для работы на промышленных, дорожных и гидротехнических объектах. Она прекрасно адаптирована к работе в сложных климатических условиях, к температурному режиму в диапазоне от -50 до +50 градусов.
Грузовик обладает внушительными габаритами:
Размеры БелАЗ 7555
Колесная база машины составляет 4 м. Для осуществления поворота необходим радиус в 9 м. Предельная скорость БелАЗа-7555 составляет 55 км/ч.
Выпускается четыре модификации самосвала, для обозначения которых используются буквы B,D,E и F. Самой большой грузоподъемностью характеризуется модель 7555Е, которая может перевозить до 60 тонн груза.
Габаритные размеры БелАЗ 7555 предусматривают создание при работе на карьерах технологических дорог шириной не менее 6 м.
Стандартные и дополнительные опции
БелАЗ-7555В оснащается набором различных опций и специализированных систем:
- Система пожаротушения; отопительно-кондиционерный блок – в стандартной комплектации;
- Устройство предпускового подогрева двигателя; централизованная смазочная система; дополнительный отопитель в кабине; индикаторы загрузки кузова и количества топлива; индикаторы, регистрирующие величину давления в шинах в режиме реального времени; диагностическая система, определяющая причину возникновения неисправности; футеровка днища кузова – дополнительные опции.
Кабина БелАЗ-7555В
Кабина водителя довольно комфортная. Она полностью соответствует актуальным европейским стандартам качества, применяемым к тяжёлой технике подобного рода. Уровень вибрации, присутствующей в кабине, не превышает восьмидесяти дециБелл. Уровень общей вибрации составляет до 115-ти дБ. Нахождение в кабине позволяет не испытывать усталости даже при условии очень продолжительной работы.
То, что посадка тут высока, очевидно и для тех, кто ни разу не имел дела «БелАЗом». Есть строгое правило: подниматься по лестнице в кабину необходимо только лицом к машине, чтобы избежать падения. Имеется специальная лампа, освещающая лестницу, – на те случаи, когда работа завершается после заката. Включается/выключается она кнопкой, что скрыта в переднем бампере.
Кабина БелАЗ-7555В двухместная и двухдверная, с пневмо-подрессоренным регулируемым сиденьем для водителя, с дополнительным, простым жёстким, сиденьем для пассажира, рулевой колонкой с набором регулировок. Кабина отвечает требованиям системы безопасности «RОPS»; требованиям стандартов «ЕН 474-1» и «СТБ ЕН 474-6», которые устанавливают допустимые уровни внутреннего шума, вибрации, концентрации вредных веществ и запыленности воздуха внутри кабины.
Кабина снабжена солнцезащитными шторками и современным дисплеем на основной панели приборов представляет собой современный дисплей, соседству с набором лампочек, что дублируют показания. Тут выведены шкалы рабочего давления в коробке передач, температуры в системе охлаждения, скорости, давления масла в двигателе, нагрева мотора, числа оборотов в минуту. В углу – особенный одометр: он демонстрирует, через сколько моточасов машине потребуется плановая диагностика.
Рукоятку, которая связана с педалью газа, можно назвать «круиз-контролем». Он также выполняет функции ускорения, стабилизации подъёма и опускание платформы. На самой платформе, кстати, также предусмотрено несколько датчиков. Один не даёт развивать большой скорости при незакрытом до конца кузове. Другой заставляет «крышку» опускаться в автоматическом режиме, если водитель уже начал движение и забыл про неё. Имеется и кнопка блокировки.
Водители БелАЗ-7555В первых годов выпуска жаловались на сильный удар при опускании грузовой платформы. К этому прислушались на заводе, и теперь механизм работает намного плавнее и мягче – подобно доводчику двери, не нарушая комфорта в кабине.
Ремонт
Руководство по ремонту БелАЗа:
- Если в системе отсутствует давление масляной жидкости гидравлической линии, значит, необходимо провести внешний осмотр датчика на наличие повреждений и дефектов, долить масло в систему до требуемой отметки, осмотреть и при необходимости заменить насосный элемент.
- Низкий уровень давления может быть связан с неисправностью манометра, засорением фильтрующих деталей маслозаборного механизма, заклиниванием толкателя. В этом случае рекомендуется осмотреть все эти механизмы на износ, при обнаружении неисправностей заменить их на новые.
- При резко возросшем уровне давления масляной жидкости следует разобрать коробку передач и заменить вышедшие из строя элементы и уплотнительные кольца.
- Если не включается ступень коробки передач, нужно заменить вставку, устранить обрыв цепи, заменить пульт управления.
- Если транспорт продолжает двигаться даже при нахождении рычага в нейтральном положении, необходимо убедиться в исправности электрического магнита, разобрать узел и промыть все детали, заменить фрикцион и проверить уровень давления масла в системе.
Отзывы о БелАЗ-7555В
Водители говорят, что управлять БелАЗом несложно, рулить можно почти как на «легковушке»– современные системы намного облегчают работу водителя. Дело в другом: почувствовать габариты гиганта и приноровиться к ним нелегко. Для усиления безопасности правый борт и заднюю часть современных БелАЗ-7555В оснастили камерами.
У семейства БелАЗ-7555 существует немало неоспоримых преимуществ, благодаря которым этот грузовик приобрёл популярностьи на отечественном пространстве, и за пределами СНГ. Ни один зарубежный аналог не обладает сочетанием 55 тонн грузоподъёмности и объёма кузова в 50 кубометров. Самосвал БелАЗ-7555В эксплуатируется в диаметрально противоположных тяжёлых условиях: морозы Сибири и зной юго-восточной Африки, демонстрируя надёжность, неприхотливость, высокую маневренность.
Однако обслуживание требуется дорогое, осуществлено оно может быть только в специализированных местах. Запчасти для выполнения ремонтных работ не купишь в магазине, необходимо предварительно заказывать у уполномоченных дилеров. Высокий расход топлива, который тоже можно отнести к недостаткам, компенсируется большой грузоподъёмностью и производительностью.
Для некоторых карьеров, в особенности африканских, серьёзной проблемой становится пыль. Она просто вездесущая: проникает всюду и забивает фильтры намного раньше срока. В целях борьбы с пылью на алмазные копи Зимбабве, где трудится большой отряд БелАЗ-7555В, привезли несколько поливооросительных машин на базе других БелАЗов. Когда одна из них во время тестовой обкатки ударила струей из брандспойта на добрую сотню метров, это произвело настоящий фурор среди африканских работников карьера!
Стоимость самосвалов БелАЗ-7555В
Цены на автомобили марки БелАЗ-7555В достаточно разнообразны, и зависит, как правило, от его технической «начинки», состояния и года производства. Цены на новые автомобили заводом БелАЗ, по традиции, никогда не разглашаются. Есть немало предложений на вторичном рынке, где предлагаются к продаже карьерные самосвалы БелАЗ-7555. Средняя стоимость единицы находится в пределах трёх миллионов рублей.
Общая информация и назначение
Данный карьерный самосвал эксплуатируется для транспортирования грузов, имеющих сыпучую консистенцию, и различных горных масс. Также БелАз-7555 просто незаменим во время строительства сложных с технической точки зрения, крупных объектов промышленности. За счет продуманной конструкции машина превосходно зарекомендовала себя как в сложных дорожных условиях, так и в суровых климатических зонах.
Карьерный самосвал БелАЗ 7547 на сварной платформе
БелАЗ 7547 — технические характеристики автосамосвала
Для проведения карьерных работ требуется специализированная тяжелая техника. Самосвалы БелАЗ незаменимы при строительстве крупных объектов и больших дорожно-магистральных комплексов. Технические характеристики «БелАЗ-7547» позволяют с легкостью справляться с транспортировкой самых тяжелых грузов.
Модификации машины
«БелАЗ 7547» – это грузовой автомобиль, имеющий платформу-ковш, предназначенную для транспортировки сыпучих материалов, горных пород и прочих грузов. Отличительной особенностью именно этого автомобиля является то, что его технические характеристики позволяют выполнять работы в температурном диапазоне, составляющем от -50°С до +50°С.
Эта модель выпускается в трех модификациях:
Технические характеристики этих моделей практически совпадают с основной. Отличие заключается лишь в марке и мощности установленного двигателя.
Конструктивные особенности
«БелАЗ-7547» создан на базе 27-тонного карьерного самосвала «БелАЗ-540». При создании современной модели были учтены все недостатки. Устранить их удалось за счет изменения конструкции некоторых деталей и узлов, увеличения диаметра шин и применения ряда других технических решений.
Производитель улучшил технические характеристики основных несущих элементов и агрегатов трансмиссии. Внесены изменения в дифференциал главной передачи заднего моста, карданный вал и упругую муфту.
Дизельный двигатель оснастили 3-хступенчатым воздушным фильтром. Использована гидромеханическая передача, которую оснастили автоматически управляемым тормозом-замедлителем. «БелАЗ-7547» получил новый расширенный кузов, позволивший на 25 см снизить высоту загрузки. В стандартную комплектацию «БелАЗ-7547» включены системы пожаротушения и видеообзора.
Описание технических характеристик
Самосвалы «БелАЗ-7547» обладают следующими габаритами:
В стандартной комплектации вес автомобиля составляет не более 33,1 тонны, при полной загрузке — до 78,1 тонны.
Габаритные размеры БелАЗа 7547
Описание двигателя
«БелАЗ-7547» оснащается 4-хтактным дизельным двигателем «ЯМЗ-240 НМ2» с 12 цилиндрами, мощностью 500 л. с.
Емкость топливного бака — 610 литров, при расходе топлива 224 г/кВт в час. Максимальная скорость автомобиля не превышает 50 км/ч.
Охлаждение двигателя осуществляется принудительно антифризом. Для охлаждения масла в смазочной системе предусмотрен масляный радиатор. Для запуска двигателя предусмотрен пневмо-стартер.
Двигатель ЯМЗ-240 НМ2
Описание трансмиссии и рулевого управления
Конструкция механической коробки передач состоит из четырех валов с гидроприводами. Автомобили «БелАЗ-7547» имеют коробку скоростей с 5 передними и 2 задними передачами.
Технические характеристики гидрообъемного рулевого управления соответствуют международным требованиям безопасности. Колесная формула — 6*4. Ведущими являются передние колеса. Шины имеют карьерный протектор. Барабанные тормоза снабжены тормозными колодками и пневматическим приводом.
Самосвал БелАЗ 7547
Описание ходовой части и кабины
Рама в грузовиках «БелАЗ-7547» изготовлена из высокопрочной стали. А ее конструкция состоит из продольных лонжеронов коробчатого сечения, которые соединяются между собой поперечными трубками.
Пневмогидравлическая подвеска крепится на продольных и поперечных штангах. На каждую из осей приходится по 2 цилиндра со встроенным гидравлическим амортизатором.
Салон Белаза 7547
Сварная грузовая платформа имеет ковшеобразную форму и снабжена защитным козырьком, расположенным над кабиной. Для удерживания в поднятом состоянии предусмотрен стопорный механизм. Выгрузка облегчается за счет камневыталкивателей.
Кабина грузовика «БелАЗ-7547», как и другие элементы, также имеет улучшенные технические характеристики и показатели комфорта. Хотя кабина одноместная, в ней предусмотрено дополнительное кресло для стажера. Кресло водителя — с гидравлическим амортизатором и комплектом регулировок, чего нельзя сказать о сидении стажера.
Просторная кабина снабжена эффективной системой отопления, удобной панелью приборов и подсветкой, работающей в дневном и ночном режимах. Плавность хода руля и легкость переключения скоростей делают управление самосвалом «БелАЗ-7547» не сложнее, чем легковушкой.
Благодаря улучшенным техническим характеристикам, «БелАЗ-7547» пользуется любовью потребителей, четко выполняя поставленные перед ним задачи.
Видео по теме: Тест БелАЗ 7547
БелАЗ 7547: краткая информация о самосвале
В 1970-х годах в Советском Союзе остро встал вопрос о создании очень мощных автомобилей, способных помочь в строительстве разнообразных крупномасштабных энергетических объектов. Самую большую популярность в результате обрели машины, грузоподъемность которых превышала 40 тонн, а технические характеристики их давали возможность им без проблем перемещаться по карьерам. Одним из таких широко востребованных самосвалов стал БелАЗ 7547, о котором и пойдет речь в данной статье.
Назначение
Мощный автомобиль выпускается в Беларуси. Карьерный самосвал БелАЗ 7547 создан для транспортировки различных горных масс в рыхлом состоянии по дорогам специального назначения в условиях открытых карьеров. Машина может быть использована во время строительства масштабных промышленных, гидротехнических объектов, а также во время прокладки дорожных комплексов. Кроме того, грузовик активно задействован на предприятиях, связанных с переработкой сырья. Автомобиль может преодолевать значительные уклоны, практически не восприимчив к поверхности дороги и, можно сказать, незаменим во время перевозки сырья из карьеров с повышенной степенью притока воды.
Двигатель
Самосвал БелАЗ 7547 оснащен четырехтактным, дизельным мотором, цилиндры в котором расположены V-образно. Очистка поступающего воздуха происходит при помощи сухих фильтров (двухступенчатых или трёхступенчатых), оснащенных датчиками загрязнения.
Смазочная система двигателя – смешанного типа, жидкость в ней циркулирует в принудительном порядке. Мотор также имеет предпусковой подогрев, который осуществляется за счет жидкостной системы. Кроме того, в наличии электростартерная и пневмостартерная системы пуска.
Описание трансмиссии
Коробка переключения передач самосвала выполнена в гидромеханическом варианте и имеет четыре вала и шесть муфт фрикционного типа, с помощью которых и происходит переключение. КПП предусматривает 5 скоростей для движения вперёд и 2 – назад. Также имеется тормоз с лопастями. Гидромеханическая передача сопряжена с основным силовым узлом и ведущим мостом с помощью пары карданов открытого исполнения.
Колесные пары
На грузовике стоят шины с пневмоподкачкой и рисунком протектора карьерного исполнения. Предусмотрен и второй вариант колес – металлокордные бескамерные. Оба варианта без проблем могут выдержать нагрузку в пределах 14500 килограмм на каждое колеса, что дало возможность увеличить работоспособность всей машины. Высокая проходимость и большая грузоподъемность автомобиля позволили отказаться на многих промышленных объектах от использования дорогостоящих в обслуживании внутренних железнодорожных веток.
Тормозная система
БелАЗ 7547 оснащается колодочными тормозами с раздельным пневматическим приводом для передних и задних колес. Тип тормозов – барабанные. Однако конструкторы также предусмотрели и наличие сухих однодисковых (в некоторых случаях и многодисковых) тормозов.
На ведущем валу главной передачи монтируется стояночный тормоз постоянно замкнутого типа с пневматическим управлением. В роли запасного тормоза применяется контур работающей тормозной системы, который находится в рабочем состоянии. Ведущий вал КПП оборудован гидродинамическим тормозом-замедлителем с электроуправлением.
Водительская кабина
БелАЗ 7547 имеет одноместную кабину водителя, в которой установлено регулируемое сидение. Оно закрепляется на торсионной или пневматической рессоре. В наличии также вспомогательное боковое сидение. По требованию заказчика в кабине может быть установлена система кондиционирования. Имеющиеся обогреватели выполнены в жидкостном варианте, а на зеркалах заднего вида предусмотрен электрический обогрев. Система рулевого управления предусматривает наличие гидравлического привода.
Технические параметры
БелАЗ 7547, характеристики которого указаны ниже, может работать в температурном диапазоне окружающей среды от – 50 до + 50 градусов Цельсия.
Технические данные самосвала следующие:
- тип двигателя – ЯМЗ-240НМ2;
- мощность – 500 лошадиных сил;
- крутящий момент – 1600 оборотов в минуту;
- максимальная скорость передвижения – 50 км/ч;
- собственный вес самосвала – 33 тонны;
- машина способна перевезти 45 тонн породы;
- радиус поворота – 10,2 метра;
- шины – 21.00 –35;
- показатель объема платформы – 19 кубических метров;
- длина самосвала – 8,09 метра;
- ширина – 4,62 метра;
- высота – 4,39 метра;
- показатель расхода топлива – 224 литра на каждые 100 километров пройденного пути;
- задний мост оснащен коническим дифференциалом и планетарными колесными передачами.
Особенности конструкции
БелАЗ 7547 оснащен сварной высокопрочной платформой – ковшом со специальным козырьком для защиты кабины водителя. Ковш вместе с грузом поднимается до полной выгрузки за 25 секунд, а опускается – за 20. Перемещения ковша обеспечивают трёхступенчатые телескопические гидравлические цилиндры.
Свистать всех на палубу: обзор самого большого в мире самосвала БЕЛАЗ-75710
Мне довольно часто приходится фотографировать машины снизу: ходовую часть, элементы трансмиссии и прочие вещи, невидимые сверху. Как правило, для этого надо использовать подъёмник, иначе под машину не забраться. А вот просто ходить под автомобилем и щёлкать затвором мне пришлось впервые. Как, впрочем, и залезать по лестнице на уровень второго этажа, чтобы попасть в кабину самосвала. Да, размеры впечатляют, а конструкция – тем более: уж больно сильно БЕЛАЗ отличается от всего остального, что может ездить по земле. Предлагаю рассмотреть его подробно снизу доверху и оценить масштабы этого автомобиля.
Нужен – сделаем!
П ри виде БЕЛАЗа-75710 сразу возникает вопрос: зачем? Зачем нужен такой огромный самосвал, которому, кажется, и футбольного поля для разворота не хватит? Может, проще возить груз на двух грузовиках поменьше (например, на БЕЛАЗах-7530 грузоподъёмностью 200–220 тонн) вместо одного монстра, способного увезти 450 тонн за один раз? Нет, просто так такой самосвал появиться не мог, его создатели не болеют гигантоманией, а хотят удовлетворить потребности заказчиков. И если один из клиентов холдинга захотел получить себе на карьер в Кемеровской области такую машину, значит, нужно её построить. В 2013 году на свет появился первый БЕЛАЗ-75710. О том, как делают такие БЕЛАЗы, мы расскажем позже, этот процесс почти так же интересен, как и готовый продукт. А пока немного шокируем вас цифрами. Итак, включайте свою фантазию.
Высота БЕЛАЗа-75710 составляет 8,17 метра (это больше высоты второго этажа типового дома), ширина – 9,75 метра («автобус-луноход» ЛиАЗ-677 длиннее всего на 78 сантиметров), длина – 20,6 метра (это почти два 677-х). Грузоподъёмность, как я уже говорил, составляет 450 тонн, но в 2014 году во время испытаний этот самосвал перевёз чуть больше пятисот тонн груза. Снаряжённый вес машины тоже впечатляет – 360 тонн, соответственно, полная масса может достигать 810 тонн.
Несмотря на свои огромные габариты, язык не поворачивается назвать эту махину неповоротливой: радиус разворота составляет всего 45 метров. Максимальный крутящий момент – 9 313 Нм. Но дизели MTU тут нужны не для того, чтобы крутить вал коробки передач, а для выработки электроэнергии – КПП у БЕЛАЗа нет и в помине, а движут самосвал тяговые электромоторы. Так что самый большой в мире самосвал – гибридный. Спокойно заходим под машину и смотрим, как это всё работает.
До чего дошёл прогресс!
Честно говоря, находиться под БЕЛАЗом не слишком уютно, чувствуешь себя Гулливером в стране великанов. Человек, даже не самый маленький, кажется хрупким и каким-то уж очень ненадёжным по сравнению с карьерным гигантом. Но робость – в сторону, и рассматриваем машину снизу.
Борьбу за миллиметры пространства в моторном отсеке здесь никто не вёл. Два огромных дизеля MTU Detroit Diesel 16V4000 расположены поперечно. Мощность каждого – 1 715 кВт, а это почти 2 332 л. с. (или 4 664 суммарно). Казалось бы – катайся и горя не знай, но нет, этого мало. Эти два мотора рабочим объёмом в 65 литров каждый нужны для обеспечения работы генераторов, вырабатывающих ток для тяговых электродвигателей. Помимо генераторов, дизели также обеспечивают работу гидравлических систем.
Каждый дизель работает в паре со своим генератором, да и все системы, обеспечивающие работу моторов, у каждого агрегата независимые. Иногда можно услышать, что, мол, без нагрузки этот БЕЛАЗ едет только на одном моторе для экономии топлива, а второй дизель вступает в работу только при необходимости. Это не так. Чисто теоретически такая схема возможна, но заводом она пока не реализована. Говорю «пока», потому что в планах она всё же есть.
Генераторы вырабатывают переменный ток для четырёх электродвигателей, установленных внутри ступиц колёс. Связка из двух генераторов и четырёх двигателей называется тяговой установкой, но её производитель не БЕЛАЗ, а компания Siemens (марка её соответствующая – Siemens MMT500). Каждый из электромоторов имеет мощность 1 200 кВт (1 630 л. с.), поэтому итоговая мощность на колёсах достигает 6 520 л. с. Как хорошо, что мне не приходится платить налог за машину с таким двигателем!
Такая трансмиссия называется электромеханической. Помимо всего перечисленного в неё входит силовой шкаф управления (его мы ещё увидим на палубе) и тормозная установка УВТР. Кстати, тормоза заслуживают пару отдельных слов.
Тормозные механизмы всех колёс – двухдисковые и имеют гидравлический привод. Но гружёную машину весом больше восьмисот тонн одними такими тормозами не удержишь, поэтому у БЕЛАЗа есть ещё одна тормозная система – электродинамическая. Здесь исполнительным механизмом является тот же колёсный электромотор. При работе этой тормозной системы выделяется огромное количество тепла, которое надо как-то отводить, поэтому конструкцией предусмотрено принудительное воздушное охлаждение тормозных резисторов.
Разумеется, есть и стояночный тормоз. Он обычный, дисковый.
Как я уже говорил, электромеханическую трансмиссию для БЕЛАЗа-75710 делает Siemens. Но сейчас идут переговоры с российским ООО «Силовые машины», так что вполне вероятно, что в будущем трансмиссия станет родом из Санкт-Петербурга, как на машинах грузоподъёмностью 90–220 тонн. Но вернёмся к осмотру.
БЕЛАЗ штатно комплектуется противооткатными упорами, которые крепятся перед передними колёсами.
В базовой комплектации есть и предпусковые подогреватели, которых тоже два – по числу дизелей.
Снизу видна и часть противопожарной защиты.
В первую очередь она реагирует на повышение температуры в моторных отсеках, но датчики также стоят и внутри колёс, рядом с тяговыми электродвигателями.
На БЕЛАЗе установлены два топливных бака по 2 500 литров каждый. Удельный расход топлива – 198 г/кВт*ч.
Для обслуживания топливной системы есть даже отдельные лестницы, ведущие на баки – именно их можно увидеть сбоку. Какой бы фантастической машиной ни был этот самосвал, а менять фильтры и заправлять его периодически надо, и без лестницы тут делать нечего.
Один из интереснейших механизмов – это, пожалуй, ходовая часть самосвала. Строго говоря, она тут зависимая пневмогидравлическая со встроенным гидравлическим амортизатором.
Благодаря стабилизаторам поперечной устойчивости самосвал почти не кренится под нагрузкой, сохраняя высокую плавность хода. Внутри гигантских амортизаторов, которые видны на фотографиях, азот и масло.
И ещё одну особенность заметит только самый внимательный: передний и задние мосты абсолютно одинаковые. Возникает вопрос: как же эта махина поворачивает? Тут же ни шкворней, ни шаровых опор… Да, потому что оба моста на БЕЛАЗе-75710 управляемые. Два цилиндра тут играют роль своеобразных рулевых тяг (утрировано, конечно, зато понятно), а в остальном рулевое управление почти традиционное, гидрообъёмное, с обычной рулевой колонкой в кабине. Кстати, в конструкции предусмотрено наличие пневмогидроаккумуляторов – таковы требования безопасности.
Нельзя не сказать пару добрых слов про покрышки этого самосвала. Размерность резины – 59/80R63. Сейчас её основным поставщиком является Bridgestone. Для более лёгких машин выбор производителя не так однозначен, хотя тоже весьма ограничен. Собственно, инженеры белорусского холдинга могут построить и ещё более безумный автомобиль, всё ограничивается как раз таки покрышками и… здравым смыслом, наверное. Вообще, не дай бог перебортировать лишний раз эти колёса, поэтому разработчики постарались сделать тяговые моторы таким образом, что их ремонт и обслуживание возможны без снятия колёс. Это очень важно, особенно для тех, кто эти самосвалы будет эксплуатировать. Снять колесо без крана невозможно, а каждый такой простой стоит больших денег.
Теперь поднимемся на палубу – именно так называют площадку на «втором этаже» рядом с кабиной водителя (водителя, кстати, тут называют оператором, хотя сути дела это не меняет).
Всё выше и выше и выше.
Мне, конечно, приходилось подниматься в кабину грузовика по лесенке. Но вот так, чтобы два пролёта и площадка между ними – такое, конечно, впервые.
Странно, но именно тут, на ступеньках, размеры ощущаются больше всего. На площадке идём вдоль восьми круглых элементов, которые ошибочно издали можно принять за закрытые какими-то заглушками фары.
На самом деле, это воздушные фильтры.
Пройдя вдоль них, мы поднимаемся по второму пролёту и оказываемся на палубе.
Металлический шкаф, как ни странно, так шкафом и называется – силовым шкафом управления. Тут спрятан «мозг» электрики, самой главной её части – электромеханической трансмиссии.
Слева от шкафа – уже упомянутая система принудительного воздушного охлаждения тормозных резисторов.
Прямо за кабиной расположились части объединённой гидравлической системы (рулевого управления, тормозной системы и опрокидывающего механизма).
И почти посреди палубы, прямо из её поверхности, торчит ещё одна ёмкость. Это – «верхушечка» расширительного бачка. Так уж устроена система охлаждения, что бачок не может стоять ниже какого-либо из её элементов, поэтому он установлен так высоко.
На задней стенке кабины стоят радиаторы и вентиляторы кондиционера кабины. Зеркала заднего вида, издали кажущиеся маленькими, вблизи оказываются не намного меньше того, что висит у меня дома в прихожей. Речь идёт именно о левом зеркале, справа оно значительно меньше. Погуляв по палубе, насладившись собственным ничтожеством и величием грузовика, открываем дверь в кабину.
Дверцы открываются против хода движения. В этом есть определённый смысл: так удобнее садиться на место водителя, да и пассажира тоже.
Вроде бы всё достаточно стандартно, но некий диссонанс присутствует: как могут соседствовать селектор «коробки» и три педали на полу? Во-первых, вспомним, что собственно КПП тут нет в принципе. Коробки нет, а селектор есть: как-то задавать направление движения нужно. Справа от него – управление кузовом.
Так, а зачем третья педаль? А это ещё одна педаль тормоза. В центре, как и положено, педаль обычного гидравлического тормоза, а вместо рычага сцепления – педаль электродинамического тормоза. Хочется, конечно, понажимать на все это, но нельзя – даже с грузовой категорией «С» без специального удостоверения оператора БЕЛАЗа садиться за руль этого самосвала никто не разрешит, ни представители завода, ни инстинкт самосохранения. Поэтому горько вздыхаем и смотрим дальше.
Рулевое колесо обычное, да и подрулевые переключатели точно такие же, как на тысячах других машин, даже обидно. Но, конечно, удобно: чем интуитивно понятнее управление, тем лучше.
Блок клавишей слева от руля нужен для управления всей светотехникой БЕЛАЗа. Кстати, обратили внимание, что наш самосвал без фар? Да, на заводе их не ставят вообще: для доставки машины заказчику после проверки всё равно надо её разбирать, поэтому смысла крепить оптику нет. Её проверяют в процессе сборки и сразу снимают.
Кнопками справа оператор управляет трансмиссией, дизелями, обогревом стёкол и стеклоочистителем. Тут же – блок управления отоплением и кондиционированием. А где же приборы?
Начнём с того, что даже при всём желании, соколином зрении и умении крутить головой на 360 градусов, всё равно невозможно увидеть габариты самосвала. А въехать на этом чудовище в другую технику или препятствие ой как опасно (в первую очередь – для другой техники и препятствий), поэтому БЕЛАЗ-75710 штатно оснащён устройством сигнализации приближения высоковольтной линии и системой видеообзора. На центральном экране и выводится вся информация и картинка видеообзора. То есть обычных стрелочных приборов на БЕЛАЗе нет, они ему просто не нужны.
Вообще, выглядит кабина не слишком богато, да и материалы используются далеко не изысканные. Впрочем, зачем самосвалу кожа, дерево или хотя бы мягкий пластик? Ему всё это мещанство чуждо, как пролетарию – канарейка в клетке.
… И ещё несколько фактов
Развесовка самосвала так рассчитана, что нагрузка на каждое из восьми колёс абсолютно одинаковая. Но вот ходы подвесок карьерного самосвала очень небольшие, и если водитель увидит перед собой сколько-нибудь существенное препятствие, лезть на него напролом он не станет, а вызовет бульдозер – грунт карьера должен быть подготовлен для передвижения такого автомобиля.
Самосвал штатно оборудован не только автоматической системой пожаротушения, но и системой контроля давления в шинах, системой контроля загрузки и централизованной автоматической системой смазки. Электродинамическая тормозная система не только позволяет экономить ресурс колодок, но и способна очень быстро среагировать на торможение: переход с режима полной тяги в режим торможения занимает менее секунды. Ну, а отсутствие классической коробки передач позволяет делать разгон абсолютно равномерным и без перерывов на переключения передач.
Мало того, что разгонять машину с электромеханической трансмиссией проще и безопаснее, так и ломаться там практически нечему: нет трущихся деталей – нет поломок и износа. Говорят, БЕЛАЗы способны проехать по карьеру не менее 900 тысяч километров, а реально служат более миллиона. На самом деле, ресурс таких машин считают в моточасах, а не в километрах, но приятно, что кое-что в этом мире ещё может называться настоящим «миллионником». Ну и последнее, без чего обзор никак не может быть обзором: максимальная скорость самосвала составляет 64 км/ч. Медленно, но верно. Очень верно.
Источник https://minitraktor34.ru/stroitelnaya/belaz-7555.html
Источник https://retrotruck.ru/gruzovoj-transport/belaz-7548-tehnicheskie-harakteristiki.html
Источник https://www.kolesa.ru/test-drive/svistat-vseh-na-palubu-obzor-samogo-bolshogo-v-mire-samosvala-belaz-75710