Содержание
Противники колебаний: что представляют собой современные амортизаторы
Напомним, что амортизатор представляет собой специальный компонент ходовой части, предназначенный для гашения колебаний кузова, вызываемых работой упругих элементов подвески — листовых рессор, пружин или пневмобаллонов. Комфортность езды и управляемость автомобиля напрямую зависят от работы и характеристик амортизаторов, что во многом определяется их конструкцией. Попробуем рассмотреть основные виды амортизаторов: от проверенных временем до технологических новшеств.
Гидравлический двухтрубный
Конструкция, появившаяся еще в 30-е годы прошлого столетия и до сих пор не потерявшая актуальность. Телескопический гидравлический двухтрубный амортизатор (он же «масляный») состоит из двух полостей в виде труб, вставленных одна в другую. Во внутренней трубе располагается шток с поршнем, прикрепляемый к кузову.
При наезде колесом на препятствие происходит процесс сжатия амортизатора — шток с поршнем во внутренней (рабочей) трубе перемещается вниз, выдавливая специальную жидкость определенной вязкости во внешнюю (компенсационную) трубу. При прохождении препятствия можно наблюдать обратный процесс — отбой амортизатора, при котором жидкость возвращается в рабочую полость. Гашение колебаний кузова происходит за счет вязкости жидкости — при перекачивании из одной полости амортизатора в другую она поглощает кинетическую энергию.
Двухтрубный амортизатор в разрезе: 1 — перепускной клапан; 2 — рабочая камера; 3 — поршень; 4 — компенсационная камера
На основе данной конструкции и по тому же принципу к настоящему времени разработано множество других амортизаторов, таких как трехтрубные, регулируемые и адаптивные. Но о них поговорим чуть позже.
Двухтрубный с газовым подпором низкого давления
Конструктивно практически полностью схож с «масляным». Единственная разница: во внешней трубе у такого амортизатора закачан газ (как правило, азот). Такое решение позволяет уменьшить вредное пенообразование в жидкости амортизатора, из-за которого масло перекачивается неравномерно и амортизатор теряет в функциональности.
Рынок амортизаторов: основные игроки
Формально двухтрубные газовые амортизаторы считаются средними по жесткости. Благодаря наличию газового подпора они оказываются более жесткими, чем двухтрубные гидравлические. Но при этом за счет двухтрубной конструкции и невысокого давления газа такие амортизаторы мягче, чем однотрубные «газовые».
Однотрубный с газовым подпором высокого давления
Конструкция имеет одну трубу, где перемещается поршень с клапаном, через который перекачивается рабочая жидкость. Также в трубе амортизатора находится механически не связанный ни с чем плавающий поршень, разделяющий рабочую жидкость и газ под высоким давлением.
По сравнению с двухтрубной однотрубная конструкция считается более совершенной, обеспечивающей лучшую теплоотдачу и демпфирующие свойства. Единственный серьезный недостаток — полная непереносимость механических воздействий. Если стенку однотрубного амортизатора даже совсем немного замять, его сразу заклинит и он выйдет из строя. При этом гидравлический двухтрубный небольшой вмятины даже не заметит.
Однотрубный амортизатор в разрезе: 1 — газонаполненная область; 2 — плавающий поршень; 3 — область с рабочей жидкостью; 4 — рабочий поршень
Однотрубные амортизаторы считаются самыми жесткими, так как обеспечивают большее усилие сжатия. На практике это означает, что автомобиль с такими амортизаторами меньше кренится при скоростном прохождении поворотов. Но при езде по грунтовке с множеством мелких ям вибрация и толчки на кузов будут передаваться сильнее, чем у двухтрубных амортизаторов.
Амортизаторы с ручной регулировкой
Возможность изменять характеристики амортизатора в зависимости от дорожного покрытия привлекала конструкторов достаточно давно, и уже к 80-м годам прошлого столетия было предложено несколько систем. Так появились амортизаторы с выносной камерой, соединяемой с рабочей полостью через трубку или канал, в котором находится клапан. Поворачивая его в то или иное положение, можно изменять жесткость амортизатора.
Также были разработаны трехтрубные амортизаторы, у которых одна рабочая полость (где перемещается поршень) и две компенсационные (куда выдавливается жидкость). Компенсационные полости соединены между собой через клапан, задав положение которого также можно менять жесткость амортизатора.
Амортизаторы с внешней выносной компенсационной камерой
На практике это выглядит так: нужно остановиться, залезть под машину и повернуть регулировочные болты на каждом из амортизаторов. Поэтому в серийных версиях автомобилей такие амортизаторы не устанавливаются и являются компонентом для тюнинга.
Кроме того, для спорта и тюнинга предназначаются байпасные (от англ. bypass — обводная трубка) амортизаторы и койловеры. В первых перетекание рабочей жидкости происходит не внутри корпуса амортизатора, а по внешним трубкам, снабженным регулируемыми клапанами. При этом здесь можно отдельно настроить характеристики амортизатора на сжатие и отбой.
В свою очередь, койловер ( от англ. сoil-over) представляет собой амортизатор с надетой на него пружиной. Некоторые модели позволяют отрегулировать высоту амортизатора и, соответственно, клиренс автомобиля.
Амортизаторы с внешней пружиной и возможностью ручной регулировки по высоте
Амортизаторы с автоматической регулировкой
Настраивать жесткость амортизатора, не выходя из машины, — вот основной современный тренд разработчиков подвесок. Весьма интересно здесь выглядит гидромеханическая адаптивная система с дополнительным клапаном, предложенная Koni. В зависимости от частоты колебаний подвески клапан открывается, перепуская жидкость и делая амортизатор более мягким. Таким образом, на ровной дороге амортизаторы сохраняют жесткость, не давая кузову крениться в поворотах, а при въезде на разбитую грунтовку, где колеса начинают прыгать, клапаны в амортизаторах открываются, обеспечивая более плавную езду.
Другой вариант — изменение давления газового подпора. Здесь применяются амортизаторы с выносными камерами, в которых установлены вентили и подведены пневматические магистрали. Нагнетая компрессором или сбрасывая давление, можно регулировать жесткость амортизаторов, а в некоторых системах — и клиренс автомобиля. Регулировка давления осуществляется из салона через специальный электронный блок управления компрессором. Используется данная система для тюнинга, в продаже множество комплектов для установки в гаражных условиях.
Элеуктронно-управляемые амортизаторы, в которых жесткость меняется постредством изменения степени пропускания жидкости перепускными клапанами
Свое видение автоматически регулируемого амортизатора предложила компания Monroe. Конструкторы фирмы разработали систему с управляемыми электроникой перепускными клапанами. Получая сигнал, встроенный в клапан соленоид меняет его сечение, делая амортизатор более жестким или мягким. В зависимости от модели система либо управляется вручную, когда водитель может выбрать один из нескольких режимов, либо работает как адаптивная, автоматически меняя жесткость амортизаторов по показаниям датчиков.
Иным путем пошли инженеры Delphi, создав технологию MRC (Magnetic Ride Control). Здесь для амортизаторов была разработана специальная магнитореологическая рабочая жидкость, меняющая вязкость в магнитном поле. В шток амортизатора встроен электромагнит, управляемый отдельным контроллером. В данной системе удалось добиться самой быстрой реакции, когда амортизаторы могут менять жесткость практически мгновенно и бесступенчато, в зависимости от скорости движения, положения руля и работы подвески каждого колеса. Технология выглядит весьма перспективно, однако остаются проблемы со сроком службы рабочей жидкости и стабильности ее свойств при разных температурах.
Принципиальная схема работы технологии MRC: под воздействием электромагнитного поля рабочая жидкость меняет вяхкость, частицы «выстраиваются в линию», отчего изменяется и жесткость амортизатора
Каков итог?
Сохраняя свою принципиальную конструкцию, сейчас амортизаторы превратились в высокотехнологичный компонент с электронным управлением, незаменимый при создании различных «умных» подвесок, адаптирующихся к дорожному покрытию и режиму движения. Есть где разгуляться и любителям тюнинга: разнообразие амортизаторов для доводки очень велико — выбирай на вкус и настраивай подвеску как угодно. Но не будем сбрасывать со счетов и старую проверенную двухтрубную «гидравлику»: пока существует парк бюджетных автомобилей и доступного секонд-хенда, недорогим «обычным» амортизаторам всегда найдется работа.
Как правильно выбрать амортизатор
Статья о том, какими критериями нужно руководствоваться при выборе амортизаторов для машины. Принципы работы и виды амортизаторов. В конце статьи — видео о том, как делают амортизаторы для авто. Статья о том, какими критериями нужно руководствоваться при выборе амортизаторов для машины. Принципы работы и виды амортизаторов. В конце статьи — видео о том, как делают амортизаторы для авто.
Автомобильный амортизатор – это основная часть ходовой системы любого транспортного средства, которая может сделать путешествие на автомобиле максимально комфортным. Многих автовладельцев беспокоит вопрос о том, как выбрать хорошие амортизаторы.
Первый амортизатор появился очень давно, в то время, когда скорость передвижения самоходных экипажей увеличилась до 25 км/ч. Ведь при таких поездках по неровным дорогам пассажиры чувствовали себя некомфортно, их постоянно трясло. Поэтому нужно было найти способ, как избавиться от этих неудобств на дороге. Таким образом, появился автомобильный амортизатор. С его помощью ездить на автомобиле стало мягко и удобно, управляемость транспортным средством возросла, поэтому автомобиль стал маневренным.
Основные принципы работы
Амортизаторы, которые использовали еще в давние времена, практически ничем не отличаются от современных аналогов, разве что они немного видоизменили свою конструкцию и функциональные возможности. Работа амортизатора заключает в передвижении поршня, содержащего специальные отверстия. Эти отверстия наполняются специальной рабочей жидкостью, в результате чего автомобиль сохраняет ровное движение. В зависимости от скорости перемещения жидкости амортизаторы бывают жесткими и мягкими.
Необходимость диагностики и ремонта
Все амортизационные системы необходимо периодически диагностировать для того, чтобы своевременно производить их замену. Покупая новые амортизаторы, не следует слишком экономить — большинство автолюбителей даже не задумываются о том, что, покупая дешевые амортизационные системы, придется платить дважды.
Во-первых, срок эксплуатации у таких изделий достаточно небольшой, и они в скором времени могут выйти из строя. В такой ситуации потребуется покупка новых амортизаторов, а это снова влетит в копеечку. Во-вторых, амортизаторы низкого качества могут нанести существенный вред подвеске вашего автомобиля, в результате машине нужен будет дорогой ремонт.
Но если вовремя провести диагностические работы, можно избавиться от других более серьезных проблем. Поэтому специалисты на СТО советуют проводить диагностику любого транспортного средства после пробега в 20 тыс. км.
Главными показателями необходимости ремонта амортизаторов или их полной замене могут быть ухудшение комфортности автомобиля во время его движения, а также неравномерное изнашивание шин.
Многие автомобилисты предпочитают использовать недостаточно эффективный способ проверки состояния амортизации своего автомобиля. Надавливая на капот машины, они расшатывают весь автомобиль. Но таким образом сложно определить состояние ваших амортизаторов. Ведь все зависит от силы нажатия и его интенсивности. Поэтому по поведению автомобиля сложно судить о состоянии его амортизационной системы.
Виды амортизаторов
По конструкции амортизаторы бывают газовые, гидравлические, однотрубные и двухтрубные. Более современные модели могут быть регулируемыми и нерегулируемыми. Некоторые специалисты могут их относить к разновидностям деталей тюнинга. Различные виды амортизаторов могут отличаться схемой действия.
Гидравлические амортизаторы наполняются специальной рабочей жидкостью в виде масла. Самым популярным их видом является двухтрубный гидравлический амортизатор. В газовых амортизаторах в процессе гашения колебаний дополнительно используется специальный газ. Двухтрубный амортизатор состоит из двух цилиндров, между которыми происходит перемещение рабочей жидкости.
А однотрубные изделия вторых цилиндров не имеют, их дополнительно наполняют специальной газовой смесью, которая имеет высокое давление. От величины этого давления зависит быстрота реагирования амортизатора на неровной дороге. Поэтому если вы во время путешествия на своей машине почувствуете малейший дискомфорт (непонятная тряска или какой-либо шум), это, скорее всего, связано с функционированием амортизаторов. Поэтому к выбору и установке амортизационной системы необходимо подходить максимально ответственно.
Причины выхода амортизаторов из строя
Изначально для того, чтобы понять, не вышел ли ваш амортизатор из строя, его нужно осмотреть. Сделать это можно на смотровой яме или на эстакаде. При внешнем осмотре вы сможете увидеть, не потекло ли масло, не треснул ли корпус цилиндра, не появились ли дефекты на штоке. При обнаружении любой из этих поломок на изделии его нужно сменить.
Основные причины, из-за которых автомобильный амортизатор может выйти из строя:
- Чаще всего амортизаторы выходят из строя по причине их старения, долгой эксплуатации. При старении амортизатора изнашиваются сальник, клапанная система, корпус цилиндра становится негерметичным и др;
Если вы решили самостоятельно установить на свой автомобиль амортизационную систему, работа должна быть выполнена качественно. Для этого вы можете предварительно взять уроки по установке у квалифицированного специалиста, ведь от качества работы зависит качество и безопасность вашего передвижения. Поэтому если вы не уверены в своих возможностях, лучше установку амортизаторов доверить профессионалам.
Нюансы выбора амортизаторов
Перед покупкой амортизатора следует изначально определиться с тем, чего вы хотите добиться от передвижения в автомобиле – мягкости или устойчивости.
Если вам важно ощущать комфорт и мягкость в своем автомобиле, который постоянно перемещается по городским дорогам, нужно отдать предпочтение обыкновенным двухсторонним гидравлическим амортизаторам. Они обладают хорошей износостойкостью в условиях любого города. Такую амортизационную систему характеризуют как достаточно мягкую на неровных дорожных покрытиях.
Если вы хотите видеть свое авто маневренным и легко управляемым, вам понадобятся однотрубные газовые амортизаторы, которые имеют высокое давление. Эта амортизационная система отлично взаимодействует с любым дорожным покрытием, в результате чего автомобиль становится более устойчивым независимо от скорости передвижения.
Часто автомобильные производители изначально указывают, какие амортизаторы стоит устанавливать на конкретную модель автомобиля. Это поможет значительно облегчить задачу автомобилиста по подбору амортизационной системы.
В дальнейшем вы сможете выбрать амортизатор по своему личному опыту использования данного изделия с учетом прежних параметров.
Автомобильные амортизаторы необходимо устанавливать на каждую опору машины, то есть на каждое колесо, поэтому любая амортизационная система состоит из четырех амортизаторов на каждом колесе. Они непосредственно создают гашение колебаний, которые могут возникнуть на неровной поверхности дороги. Поэтому вопрос по подбору амортизаторов достаточно простой.
Амортизатор работает при помощи специальной пружины, которая сжимается, когда машина попадает в яму. И тем самым происходит смягчение удара. После чего пружина разжимается и возвращается в свое исходное положение. При этом амортизатору необходимо контролировать плавное разжатие пружин для того, чтобы колесо скорее заняло свое нормальное положение, которое обеспечивает максимальную устойчивость автомобиля.
Газовые и масляные амортизаторы
Для того чтобы автовладельцы не гадали о том, каким амортизаторам для своего автомобиля отдать предпочтение, производители машин уже побеспокоились об этом, установив самые подходящие изделия на транспортное средство. Для этого были проведены специальные расчеты, соответствующие весу и параметрам авто. Поэтому проводить самостоятельно такие эксперименты не стоит.
На каждую модель машины производитель может устанавливать масляные или газовые амортизационные системы. При частых поездках по ровной дороге предпочтение отдают газовым амортизаторам, которые обладают большей жесткостью.
Если же вы ездите в основном по неровным дорогам, тогда лучше отдать предпочтение масляным амортизаторам, с которыми будет проще проходить дорожные неровности.
Газовые амортизаторы сложнее в производстве и дороже по цене. Для их изготовления необходимо использование специальных демпфирующих камер и уплотнительных материалов. Такие амортизаторы при качественном изготовлении очень долговечны.
Время от времени необходимо проводить диагностику амортизационной системы вашего автомобиля. Ведь только специалисты могут вовремя обнаружить неисправность той или иной автомобильной системы и сменить ее. Поэтому не экономьте на мелочах и отдавайте предпочтение амортизаторам средней ценовой категории.
Видео о том, как делают амортизаторы для автомобилей:
Как и какой амортизатор для автомобиля лучше выбрать
Автомобильные амортизаторы – это тема, которую чаще всего обсуждают автолюбители. Разнообразие их видов, различные характеристики, вызывают разные мнения и споры. Однозначно можно сказать одно: при замене амортизатора характер движения автомобиля может резко измениться. Какой амортизатор лучше предпочесть газовый, масляный или газомасляный? Какая конструкция эффективнее, однотрубная или двухтрубная? Ответы на эти вопросы и советы экспертов – в данном обзоре.
Устройство и функции амортизаторов
Для удобства путешествия в гужевых повозках была придумана рессора. Но для автомобилей такой детали оказалось недостаточно, и разработчики должны были решить проблему вертикальных колебаний. Амортизаторы, изобретенные конструкторами, до сих пор являются необходимым инструментом для достижения лучшего соотношения между комфортом и управляемостью.
Внимание! Жесткость или мягкость амортизаторов зависит от количества масла (или другой амортизирующей жидкости), проходящей через отверстия за единицу времени.
Суть работы амортизаторов – снижение амплитуды и количества колебания пружин. Они действуют, как обычные масляные насосы. Малый цилиндр находится в большом. Колеблющаяся подвеска двигает шток. Они приводит в движение поршень, сжимающий масло в цилиндре. Масло выдавливается через микроскопические отверстия во второй цилиндр большего размера, замедляя поршень, а значит, и подвеску.
Как проверить амортизатор?
Выявить выход из строя амортизатора вполне возможно и самому. Для начала нужно внимательно проверить его на наличие подтеков. Даже незначительные следы масла на поверхности будут указывать на разгерметизацию.
Если наблюдаются вмятины на корпусе масляного или газомасляного амортизатора, то еще не означает, что он вышел из строя, а вот изгиб штока будет сигнализировать о надобности в замене.
Выявить неработоспособность амортизатора можно и путем раскачивания кузова. Однако таким способом можно выявить только полную неисправность, частичное вытекание масла выявить раскачкой не удастся.
Проверяется амортизатор так: нужно с силой надавить на кузов авто со стороны проверяемого амортизатора, а затем отпустить. При исправном амортизаторе кузов сразу же станет в исходное положение, а вот если он неисправен, то кузов будет раскачиваться.
Самым же достоверным способом проверки состояния амортизатора является диагностика на специализированном стенде. Такая диагностика не только покажет состояние амортизаторов, она полностью оценит состояние подвески авто.
Амортизационная стойка (амортизатор) — устройство для предотвращения свободных колебаний и поглощения ударов ходовой части автомобиля путем превращения энергии движения механической в энергию тепловую.
Амортизационные стойки isuzu например, которые используются в ходовой части автомобильной индустрии, выполняет задачи по уменьшению количества колебаний рессор и пружин. Благодаря чему в независимости от дорожного покрытия колесо имеет постоянный контакт с поверхностью дороги.
У большинства автомобилистов бывали такие ситуации на дорогах когда, при незначительной скорости автомобиля пройдя участок дороги с неровным покрытием (ямами, выбоинами), колебания пружин продолжается, в результате чего колеса «прыгают» относительно положению кузова, и как следствие уменьшается сцепление с поверхностью. Значительно теряется контроль управления автомобилем. Это говорит о том, что амортизационная стойка вышла из строя и дальнейшее использование транспортного средства чрезвычайно опасно. Амортизационные стойки бывают двух видов масляные и газовые.
Классификация автомобильных амортизаторов
Амортизирующие механизмы делятся по содержания рабочего вещества на:
- Газовые.
- Масляные.
- Газомасляные.
На самом деле масло содержится в каждом варианте.
По количеству трубок механизмы бывают:
- Однотрубные. Одна полость (трубка) у масляных и газомасляных устройств.
- Двухтрубные. Такая конструкция бывает только у газовых механизмов.
По способу управления:
- С возможностью управления.
- Без возможности управления.
В зависимости от установки того или иного вида машина может двигаться плавно, как авто бизнес-класса или жестко, как спортивная модель.
Достоинства и недостатки масляных амортизаторов
Итак, в амортизаторах с маслом как основным рабочим веществом конструкция простая и надежная. Они устойчивы к перегрузкам. Однако есть и серьезные недостатки:
- Резкое перемещение поршня провоцирует вспенивание масла, снижая таким образом пропускную способность клапанов. Что до пружинящих свойств амортизаторов, они могут снизиться до нуля при езде по разбитым дорогам;
- Масло при отрицательных температурах становится слишком вязким, из-за чего амортизатор хуже гасит колебания.
Частично недостатки конструкции можно компенсировать аккуратной ездой и прогревом в период холодов. Хотя можно попросту поставить амортизаторы следующего типа.
Газовые амортизаторы
Особенность конструкции в том, что вместо основного вещества в цилиндре газ под давлением. Он отделен от масла плавающим поршнем, который не дает газу и маслу смешиваться.
Газовые амортизаторы обеспечивают хорошую управляемость автомобилем
Преимущество использования механизма – обеспечение великолепной управляемости авто. К сожалению, такой амортизатор достаточно жесткий. Он подходит для тех, кому важнее управляемость на высокой скорости во время движения по трассам, чем комфортное движение по камням, ямкам и ухабам. Стоимость данного механизма на порядок выше, т.к. его производство отличается трудоемкостью и сложностью технологического процесса.
Основные преимущества и недостатки однотрубного газонаполненного амортизатора
Разумеется, не обошлось без определенных недостатков и в конструкции однотрубных газонаполненных амортизаторов. Самая заметная проблема здесь заключается в том, что производство амортизаторов подобного типа требует к себе предельной точности, что, естественно, находит четкое отражение в их конечной стоимости. К примеру, для обеспечения соответствующего уплотнения штока, его поверхность не может обладать шероховатостью более 0,1 микрон. Второй недостаток однотрубного газонаполненного амортизатора – это его длина, которая значительно больше, чем у двухтрубных конструкций. Кроме всего прочего, при очень толстом поршневом штоке и высоких смещениях самого поршня, камера, наполненная газом, начинает играть роль своего рода дополнительной пружины – это приводит к неблагоприятным эффектам, отражающимся на качестве управляемости транспортного средства в самых разных режимах движения.
К слову, невзирая на ряд недостатков, характерных однотрубным газонаполненным амортизатором, и даже не смотря на их относительно высокий ценник, данные конструкции на практике демонстрируют более высокие технические параметры, чем двухтрубные амортизаторы. Чрезвычайно важным можно назвать тот факт, что однотрубный амортизатор способен работать в наиболее неблагоприятных условиях эксплуатации и справляться с критическими и экстремальными нагрузками. Именно благодаря такой особенности большинство современных спортивных автомобилей оснащается именно газонаполненными однотрубными амортизаторами. Более того, гидравлические характеристики пневматических однотрубных амортизаторов обладают более жестким характером, чем обеспечивается значительно более уверенный контакт колес транспортного средства с покрытием дороги. Стоит ли говорить, что это положительно влияет на плавность хода автомобиля, его управляемость, топливную эффективность и экономичность, эффективность работы тормозной системы и общую устойчивость при движении на самых разных скоростях и дорожных покрытиях.
Двухтрубные амортизаторы
Двухтрубные масляные или газомасляные механизмы считаются наиболее распространенным и простым вариантом. Особенность конструкции в наличии двух емкостей. Масло перетекает из одной в другую через специальный клапан.
Масляные амортизаторы предназначены для передвижения по ровным дорогам
- надежность;
- демократичные цены.
- масло вскипает, что нарушает эффективность устройства;
- двухтрубная конструкция плохо охлаждается;
- обладают большой массой.
Эксперты рекомендуют устанавливать двухтрубные амортизаторы на семейные автомобили, водитель которых обладает спокойной манерой езды. Для спортивных авто, кроссоверов и внедорожников они не подходят.
Двухтрубные и однотрубные амортизаторы
Преобладающей на рынке раньше была двухтрубная конструкция. Не вдаваясь в подробности, объясним принцип работы. Когда поршень в колбе перемещается, сжимается жидкость, которая по клапану двигается во внешний цилиндр, сжимая также воздух. При отбое клапаны открываются, давая жидкости из упомянутого внешнего цилиндра быстро перетечь в колбу.
В двухтрубных амортизаторах происходит так называемая аэрация, то есть смешение излишнего воздуха с жидкостью в условиях высокого давления. Также устройство плохо охлаждается. При установке штоком вниз амортизатор не будет работать правильно.
Более совершенная однотрубная конструкция по системе De Carbon работает только с клапанами на единственном поршне. Уже упомянутый свободно плавающий поршень отделяет жидкость от газа. Сложность здесь в том, чтобы создать амортизатор со множеством правильно работающих клапанов сжатия и отбоя. Такой амортизатор меньше двухтрубного, лучше охлаждается, может устанавливать штоком как вниз, так и вверх.
Из недостатков однотрубных амортизаторов несправедливо не отметить их уязвимость к механическим повреждениям. Но также на их работу влияет внешняя среда – когда снаружи жарко, подвеска становится жестче, а когда холодно, то наоборот.
Однотрубная конструкция легко модернизируема. Так, например, появляются специальные клапаны сжатия, дополнительные каналы для масла. Теперь такой амортизатор имеет режимы работы, числом иногда до 10 штук. Меняется длина хода штока, жесткость, скорость, с который поршень будет перемещаться. По этой причине модернизированные газовые амортизаторы набирают все большую популярность.
Однотрубные газовые устройства
В газовых амортизаторах используется одно вещество, значит, нет необходимости в наличии второй полости (трубы). Интересно, что из-за особенности конструкции механизм можно установить наоборот, вверх ногами. А двухтрубные можно устанавливать только в одном положении.
Совет. Необходимо знать, что чем выше давление в газовом амортизаторе, тем быстрее он реагирует на каждое движение.
Рассматриваемый вариант считается самым эффективным, т.к. он лишен недостатков двухтрубных собратьев. Единственный минус – относительно высокая стоимость.
Двухтрубный гидропневматический амортизатор
В роли наиболее разумного, практичного и оптимального компромисса между возможностями классического гидравлического двухтрубного амортизатора и газонаполненного однотрубного амортизатора способен выступить гидропневматический двухтрубный амортизатор. В этом типе конструкции используется закачанный под относительно небольшим давлением (около 4 атмосфер) инертный газ, что позволяет добиться значительного повышения эффективности ее работы. Кроме всего прочего, благодаря разделению рабочей жидкости и резервуара посредством инертного газа (как правило, азота), исключаются риски образования эффекта вспенивания (кавитации) рабочей жидкости в цилиндре. Отметим также, что основные гидравлические характеристики гидропневматического двухтрубного амортизатора, оснащенного газовым подпором пониженного давления, почти полностью идентичны характеристикам, которые демонстрируют однотрубные газонаполненные амортизаторы, газовый подпор в которых закачан под более высоким давлением. В то же самое время, производство амортизаторов этого типа совсем не требует к себе каких-то чрезвычайно сложных подходов, высокотехнологичного оборудования или высокоточных деталей. Это позволяет сохранить цену на гидропневматические амортизаторы в разумных пределах, не сильно превышающих стоимость самых доступных на сегодня классических двухтрубных пневматических систем.
Основные нагрузки при движении авто в подвеске воспринимает на себя пружинистый элемент – рессора или винтовая пружина. За счет возможности изгибаться или сжиматься эти элементы принимают вертикальное движение колеса, которое оно получает от дорожного покрытия, предотвращая полную передачу этого движения на кузов или раму авто.
Однако в работе этих элементов имеется один серьезный недостаток – при работе на изгиб или сжатие, в них образуется инерционные колебательные движения, которые как раз на кузов и передаются, раскачивая его. При этом эти колебательные движения приводят к тому, что колесо теряет постоянный контакт с дорожным полотном, что сказывается на управляемости авто.
Чтобы убрать эти колебательные движения, в конструкцию подвески включены амортизаторы. В их задачу входит снижение инерции в пружинистых элементах за счет создания сопротивления, поглощающего данную энергию.
Внешне все амортизаторы очень схожи и представляют собой цилиндрический продолговатый герметичный корпус, из которого выходит шток, перемещающийся внутри его. В нижней части корпуса имеется крепежный элемент, которым амортизатор крепится к оси колес. В авто, использующих стойки МакФерсона, амортизатор помещен в саму стойку, а вот она уже прикрепляется к ступице колеса. Шток в верхней части тоже имеет крепежные элементы, которым он присоединен к кузову или раме авто.
А внутренняя конструкция отличается. Они бывают двухтрубными и однотрубными. Из-за конструктивных особенностей амортизаторы подразделяются на масляные и газовые. Существуют еще так называемые газомасляные, но они скорее — подвид масляных. Интересно, что в газовых тоже присутствует масло, которая является рабочей жидкостью амортизатора.
Выбор автомобильного амортизатора
Оптимальный выбор зависит от стиля вождения. Если водитель предпочитает неторопливое, спокойное передвижение то ему больше всего подойдет масляный механизм. Для того, кто не может жить без больших скоростей и часто передвигается по трассам и автобанам идеальный вариант – газовый амортизатор.
Совет. Опытные водители советуют не экономить на амортизаторе. Некачественные механизмы замедляют разгон и торможение и ухудшают управляемость.
Если автовладельцу приходится путешествовать по ухабам, грунтовке и бездорожью то масляный вариант ему не подойдет, ведь масло может вспениться. Газовый амортизатор тоже не лучшее решение. С ним водитель и пассажиры чувствуют каждую кочку. В таких условиях подойдет газомасляный вариант.
Грамотный подбор амортизатора обеспечивает комфортное и безопасное передвижение.
Подробнее о неисправностях
Идеальные амортизаторы компенсируют неровности дороги. Не стоит говорить о том, что состояние дорожных путей на востоке Европе таково, что здесь бесполезен всякий амортизатор. Естественно, справиться с большими ямами он не сможет – это на совести водителя. А в остальных случаях со своей работой он справляется, хоть и изнашивается достаточно быстро.
Обращайте внимание на следующее:
- Управляемость серьезно упала;
- Автомобиль вибрирует при езде по неровностям;
- Пассажиры начали жаловаться на толчки и вибрацию;
- При движении слышится скрип, стук и т.п.
Все вышеперечисленное указывает на поломку. Визуальный осмотр скажет больше.
Во-первых, обратите внимание на сам амортизатор. Потеки масла говорят про износ сальника штока. Часто вместе с ним страдает пружина, корпус. Во-вторых, попробуйте несильно нажать на корпус авто в точке выше колесной арки. Если машина начала раскачиваться, стоит грешить на амортизатор.
Источник https://dvizhok.su/parts/protivniki-kolebanij-chto-predstavlyayut-soboj-sovremennyie-amortizatoryi
Источник https://fastmb.ru/soveti_auto/1401-kak-pravilno-vybrat-amortizator.html
Источник https://cooptech.ru/obsluzhivanie-avto/amortizator-odnotrubnyj-ili-dvuhtrubnyj.html