Содержание
Какое масло лить в МКПП
Ну что ж, начну, пожалуй, традиционным сео-оборотом типа перед многими автолюбителями время от времени встаёт вопрос о том, какое масло лить в МКПП?:) Забив себе таким нехитрым способом место в ТОП3 выдачи Яндекса, продолжу по сути вопроса:))
Заливать, конечно же, нужно трансмиссионное масло, всё же оно специально для этого придумано. Однако, оно бывает разное, и в первую очередь масла отличаются вязкостью и допусками по эксплуатационным свойствам API. Подробности по этим спецификациям можно посмотреть на странице о классификации трансмиссионных масел.
Для начала желательно узнать, что для вашей машины рекомендует производитель (машины, а не масла:)) и что, соответственно, было залито в МКПП на заводе. Обычно это пишется в мануале, а если его нет, то можно полазить по сайту того же производителя. Также эта информация бывает в ФАКах на соответствующих форумах, посвященных вашей модели. Там обычно мануалы и лежат.
2. Вязкость масла в МКПП.
Для нормирования показателей вязкости в трансмиссионных маслах был разработан стандарт SAE J306. В статье о классификации моторных масел есть его описание с табличкой вязкостей, здесь же лишь выскажу основные соображения. Цифра «зимней вязкости (та, сразу после которой идёт буква w – winter («зима» по-английски)) должна быть не больше 75, по крайней мере для средней полосы России, где зимой бывают морозы за -20. Иногда далеко «за» . По большому счёту больше ни о чём эта цифра не говорит.
Вторая цифра (например, 90) говорит нам о кинематической вязкости при 100С. Здесь, как и у моторного масла чем вязкость выше, тем лучше смазывающие свойства масла. Кстати, различие цифр вязкости у трансмиссионного (например, 75W-90) и моторного (10W-40) масел условны. Фактические показатели вязкости у приведённых в пример масел практически одинаковы. Просто у трансмиссионки цифры повысили для исключения путаницы, чтобы люди не заливали моторку в МКПП (что, в принципе, терпимо в разовом исполнении) и наоборот (что уже чревато катастрофой для двигателя в недалёком будущем). Значения, отличные от 90 обусловлены особенными условиями работы узлов (МКПП, раздатки, мостов…), где нужно либо лучшее смазывание при больших нагрузках (цифры выше, например, 140), либо меньшее время срабатывания переключения (цифры ниже, например, 85, 80).
3. Машины с передним приводом.
Итак, у вас переднеприводный автомобиль, соответственно, лить, скорее всего нужно масло с допуском по API GL-4. Масла, имеющие этот допуск вполне справляются с нагрузками, возникающими в ручной коробке передач, и при этом имеют в составе умеренное количество противозадирной присадки, портящей синхронизаторы (это такие составные зубчатые колёсики, находящиеся рядом с основной шестерёнкой передачи и облегчающие её включение). Они в недорогих коробках (недорогих авто) сделаны из цветмета (по цвету что-то вроде латуни, на зуб не пробовал:)), главное, что сплав содержит медь), поэтому, в отличие от стальных защитная плёнка, образованная противозадирными присадками может оказаться прочнее материала синхронизатора, и в этом случае он будет изнашиваться и под таким покрытием. В стандарте API GL-4 говорится следующее:
Видим, что противозадирные присадки тоже есть. А значит воздействие на синхронизаторы будет, просто не такое сильное.
4. Машины с задним приводом.
Традиционно для заднеприводных автомобилей выбирают масло с допуском API GL-5. От GL-4 оно отличается большим количеством противозадирной присадки, которая как раз и вредна для синхронизаторов в коробке, поскольку содержит серу и фосфор. Давайте глянем, что пишут в API GL-5:
Количество противозадирной присадки больше, чем в GL-4. Помимо этого, наблюдаем надпись «кроме коробки передач». То есть GL-5 изначально предназначались только для мостов заднеприводных машин! Однако, в некоторых машинах производитель рекомендует лить масло в МКПП именно GL-5. Почему? Потому что синхронизаторы в этой машине сделаны не из латуни, а из стали с молибденовым покрытием, которое не портится от воздействия присадок. Такие синхроны дороже в производстве, и на дешёвых авто вы их вряд ли встретите.
Особенностью гипоидных передач от передач в МКПП является бОльшее усилие, передаваемое ими, а значит бОльшие контактные напряжения. Например, в российской классификации трансмиссионных масел ГОСТ 17479.2-85 указываются конкретные цифры: ТМ-4 – до 3000МПа, ТМ-5 – свыше 3000МПа при одинаковой граничной температуре до 150 градусов Цельсия. Плюс к этому в гипоидных передачах имеет место скользящий контакт в зацеплении, в отличие от простого косо- или прямозубого зацепления в КПП. И теперь слово «многофункциональная» приобретает значение «уменьшающая трение» в данном контексте. А синхронизаторы в МКПП работают как раз на принципе трения и его уменьшение означает ухудшение работы синхронов (читай, увеличение времени переключения передач).
Так что, по-хорошему, масло GL-5 в МКПП нужно либо при наличии гипоидной передачи (есть, говорят, такие коробки), либо при штатной нагрузке в них свыше обозначенных 3000МПа (да простится нам эта вольность в смешении стандартов русских с нерусскими, они примерно одинаковые). В остальных случаях они там не нужны, вполне подходит тот же GL-4.
5. Полноприводные автомобили.
Здесь в отношении масла в МКПП всё то же самое, что и с остальными: скорее всего, GL-4. В полном приводе мест заливки масла гораздо больше, чем недоприводных авто
(КПП, раздаточная коробка, передний и задний мосты). Соответственно, в мосты, где стоят гипоидные передачи, заливается GL-5, а в КПП и РК – GL-4. Здесь какую-то роль может сыграть удобство заливки во все узлы одинакового GL-5, но мне это упрощение кажется сомнительным с точки зрения здравого смысла.
6. Универсальные масла.
Некоторое время назад появились масла, имеющие маркировку GL-4/GL-5. То есть соответствующие обоим стандартам. Соответственно, заливать эти масла можно и в коробку, и в мосты. Дело в том, что не так давно появились противозадирные присадки, не портящие материал синхронизаторов, поэтому подходящие к использованию в обычных МКПП. Правда, здесь я дам волю своей паранойе: как известно всем «заинтересованным лицам», с начала 21 века у производителей всего и вся в ходу концепция «регулируемого износа» или в вольном перефразе ограниченного (искусственно) ресурса. Применительно к маслам в МКПП и других узлах трансмиссии это означает, что совокупность рекомендуемых к применению масел, используемых в производстве авто и материалов и состава присадок обеспечивает работу этих узлов до момента снятия с гарантии, то есть 3-5 лет и около 200-300 тыс. километров пробега. Иначе сложно объяснить, почему раньше масло в коробке меняли через 40-60 тыс. пробега, а потом вдруг стали заливать его «на весь срок службы автомобиля» деликатно не афишируя этот самый срок службы.
Так что может статься, что несмотря на существование безвредных для цветмета противозадирных присадок допуск GL-4/GL-5 подразумевает лишь то, что количества «портящей» присадки с одной стороны, хватит на поддержание работы гипоидных передач в течении указанных сроков использования машины, а с другой стороны, не так много для того, чтобы раньше этого срока убить синхронизаторы в МКПП.
Вот случай из жизни, говорящий в пользу такого расклада. Несколько лет назад, когда как раз начали появляться универсальные трансмиссионные масла, один из крупнейших в мире производителей масла на основном продаваемой трансмиссионке с допуском GL-5 взял да и поменял его на GL-4/GL-5. Можно, конечно, говорить об изменении рецептуры, но при этом не было ни изменения торгового названия, ни оговорок по дате производства, начиная с которой масла выпускаются по новой рецептуре и, соответственно, имеют новый допуск. Просто перепечатанная этикетка и новые рекомендации в каталогах применяемости масел в автомобилях.
Выбор масла для МКПП и интервала замены
21.08.2019
Коробка передач — второй по стоимости после двигателя агрегат автомобиля. А замена или ремонт вышедшей из строя коробки — трудоемкое и долгое дело. Поэтому щепетильный уход за узлом трансмиссии оправдан в экономическом и практическом смыслах. Разберемся, какое масло лить в МКПП и как часто требуется менять масло в механической коробке перемены передач.
Какое масло заливается в МКПП
Трансмиссионное масло для механической коробки передач выбирается в зависимости от конструктивных особенностей узла и климатических условий эксплуатации. При рассмотрении конструкции коробки учитываются два основных фактора:
- тип зубчатых передач;
- максимальные скорости вращения и относительного перемещения контактирующих деталей;
- максимальные нагрузки в пятнах контакта зубьев шестерен.
Учитываются конструктивные особенности коробки при маркировке трансмиссионных масел в классе по API () или по ГОСТ (), где «x» — цифра от 1 до 6. Чем выше числовой индекс в маркировке, тем более совершенное масло и тем большие контактные нагрузки оно способно выдержать без разрушения масляной пленки. Например, масло API () имеет более устойчивую к контактным нагрузкам пленку, чем API ().
Но есть один нюанс: чем выше класс масла, тем эффективнее в нем пакет антифрикционных присадок. А для нормальной работы фрикционных дисков синхронизаторов некоторых МКПП требуется определенный коэффициент трения. Когда этот коэффициент трения падает ниже допустимой нормы, синхронизаторы начинают проскальзывать дольше нормы — это вызывает их ускоренный износ. Также при переключении передач скользящих синхронизаторов сопрягаемые шестерни не успевают выровнять угловую скорость, что может привести к затрудненному переходу с одной передачи на другую.
Особенно заметен разрыв в коэффициенте трения между маслами классов и . Поэтому в коробках, рассчитанных на масла для МКПП класса , не рекомендуется использование смазок . Но можно без опасений заливать универсальные адаптированные масла, которые маркируются как /.
В плане климатических условий для МКПП играют роль максимальная и минимальная температура окружающей среды. Этот параметр учитывается в вязкости по SAE. Вязкость по SAE состоит из двух характеристик: зимнего и летнего индекса, разделенных буквой «W». Летний индекс показывает вязкость масла при 100 °C. Зимний — точку потери текучести при отрицательных температурах. Например, у масла 75W90 так называемый летний коэффициент вязкости равен 75, зимний — 90. В переводе на физические единицы это означает, что при 100 °C масло будет иметь вязкость не менее 24 сСт, а замерзнет при температуре не ниже -40 °C.
Какое же масло лучше заливать в МКПП? Ответ прост: то, которое рекомендует производитель авто. Важно соблюдать класса масла по API или ГОСТ. А в плане вязкостных характеристик нужно оценить климат эксплуатации авто: для северных районов лучше взять маловязкое масло с зимней вязкостью 70W или 75W. В жарком поясе нет смысла использовать морозостойкие масла, достаточно 80W или 85W.
Часть индекса, отвечающую за летнюю вязкость по SAE, желательно не менять. А если и отступать от рекомендаций производителя, то не более чем на одну позицию. Например, если авто рекомендуется масло 75W80, можно для жаркого климата использовать более вязкое 80W90. Обычно подобные допущения указываются в инструкции по эксплуатации авто.
Важно понимать, что чем больше вязкость, тем прочнее масляная пленка и тем дольше она держится на зубьях шестерен. С другой стороны, слишком большая вязкость увеличивает потери на внутренне трение в МКПП, что приводит к перерасходу топлива и ухудшению динамики авто. Поэтому нужно искать баланс для тех или иных условий эксплуатации авто.
Интервал замены масла в механической КПП
Интервал замены масла регламентирует . Для каждой отдельно взятой коробки этот интервал разный. Обычно он составляет от 60 до 120 тысяч км пробега. Просто придерживаемся этих интервалов. Однако есть ситуации, когда нужно менять масло в МКПП досрочно:
- Покупка авто с пробегом. Неизвестно, когда предыдущий владелец менял масло в коробке, поэтому для профилактики не будет лишним обновить смазку в этом узле трансмиссии.
- Ремонт коробки со сливом масла. В этом случае масло меняется по той простой причине, что это удобный момент для замены.
- Попадание в коробку воды через сальники полуосей. Если через отверстие при проверке уровня масла видны признаки эмульсии — производим замену.
- Масло почернело. Трансмиссионные смазки, в отличие от моторных, не должны чернеть даже при солидном пробеге. Заметно потемневшее масло меняем на новое без оглядки на пробег. При этом нужно выяснить причину этого явления: вполне вероятно, что коробка перегревается.
Помните, что в автосервисах редко смотрят за уровнем и состоянием масла в коробке без отдельной просьбы сделать это. Поэтому момент, когда надо менять масло в механической коробке передач, кроме автовладельца, как правило, никто не контролирует.
Какое масло лучше заливать в МКПП: краткий обзор производителей
Рассмотрим несколько популярных производителей трансмиссионных масел.
- «Лукойл». Удерживает на российском рынке репутацию недорогих и качественных смазок, славится отсутствием подделок. Трансмиссионные масла «Лукойл» отлично подойдут практически для всех коробок отечественных авто и ненагруженных МКПП иномарок. . Дорогие масла для требовательных к смазкам МКПП. Подойдут для водителей с агрессивным стилем езды. Практически вся линейка трансмиссионных масел Mobil имеет повышенный запас прочности масляной пленки и увеличенный срок службы. . Золотая середина. Признанное во всем мире качество от корейского нефтеперерабатывающего гиганта SK Energy. Технологичное масло по приемлемой цене.
В TopDetal.ru вы всегда сможете купить оригинальные трансмиссионные масла от ведущих мировых производителей по доступной стоимости. Просто откройте каталог и убедитесь: наши цены ниже среднерыночных.
Почему запотевают автомобильные стекла? Читайте в статье, как избавиться от запотевания автостекол для улучшения обзорности зимой.
Проанализировав независимые рейтинги и отзывы автомобилистов, мы составили рейтинг летних шин 2022 года с оптимальным соотношением цены и качества.
Какой допустимый износ тормозных колодок, и как его определить? Предлагаем подробно изучить эти вопросы.
В этой статье мы выбираем передние и задние тормозные колодки с оптимальным соотношением цены и качества, учитывая разные стили вождения и условия езды.
Какое масло заливать в механическую коробку передач?
Описание и основные характеристики масла для механических коробок передач: топ наиболее качественных составов. Видео про масло для МКПП.
При эксплуатации транспортного средства его трансмиссия подвергается повышенным нагрузкам и сложным испытаниям. Это приводит к износу важных деталей и сокращению срока службы узла. Масло для механической коробки передач обеспечивает обработку подвижных составляющих с целью поддержания работоспособности системы.
Когда меняется масло в механической коробке передач и как проверить
Специалисты рекомендуют менять масло в МКПП не реже, чем через 80-100 тыс. км пробега либо спустя 5 лет эксплуатации машины. Если транспортное средство подвергается высоким нагрузкам, менять смазывающее вещество нужно через 50-60 тыс. км. Точные цифры указываются в руководстве по использованию конкретной модели автомобиля.
Однако в некоторых случаях замена выполняется не при проведении планового ТО и обслуживания, а при других обстоятельствах. Среди них:
- Покупка подержанного автомобиля. Масло меняется в обязательном порядке, поскольку нет точных гарантий, что его обновляли согласно регламентным требованиям. Даже если предыдущий владелец утверждает, что регулярно обслуживал машину, лучше пополнить запас смазывающего вещества.
- Установка новой трансмиссии. В новую механическую коробку передач заливается новое масло. При этом, если состав обновляли по регламенту, но спустя некоторое время пришлось менять коробку, можно повторно использовать его.
- Обслуживание коробки. Нередко трансмиссионный узел выходит из строя по причине отсутствия ухода или использования низкокачественного масла. Поэтому для предотвращения подобных проблем следует заливать подходящий и рекомендованный производителем состав.
- Шум или рывки во время переключения передач. Наименее затратным, но эффективным методом устранения неполадок является заливка новой жидкости. В большинстве случаев способ решает проблему и восстанавливает нормальную работу коробки.
При агрессивной эксплуатации машины с частой пробуксовкой составляющие трансмиссии подвергаются повышенным нагрузкам и износу. В таком цикле масло теряет свои свойства намного быстрее, а присадки начинают пениться. В результате теплоотводные и смазочные показатели теряются, и коробка изнашивается. Заметив странные изменения при переключении передач, необходимо обязательно проверить состояние смеси.
Несмотря на то, что качественные масла обладают ресурсом в 100 тыс. км, их свойств может не хватить на этот срок действия. Дефицит средства провоцирует ускоренный износ и выход из строя узла. Поэтому специалисты советуют проводить проверку уровня через каждые 10-15 тыс. км пробега.
В зависимости от марки и устройства машины, способ оценки запаса масла может отличаться. Но универсальный метод предусматривает откручивание пробки в поддоне с последующим слитием небольшого количества смеси. По оттенку и консистенции состава можно определить его качество – чем он темнее, тем хуже свойства.
Проверка осуществляется после установки автомобиля на максимально ровной яме или подъемнике. Затем следует подождать несколько минут, чтобы технические жидкости остыли. Если в машине присутствует щуп, можно использовать его для проверки. При отсутствии приспособления, необходимо найти заливную пробку (в большинстве случаев она размещается сбоку) и открутить ее (уровень масла должен соответствовать нижней резьбе контрольного отверстия). При этом важно не спутать ее со сливной пробкой, которая направлена вниз.
Если жидкости меньше или ее вообще не видно при внешнем осмотре, потребуется восстановить запас шприцем. Также на данном этапе нужно проверить картер коробки на подтеки со стороны уплотнителей (шайб и сальников). При наличии каких-либо подозрений на износ деталей их надо поменять.
При доливке масла оценить текущий уровень несложно – оно начнет вытекать из контрольного отверстия. Завершив действие, следует вытереть картер насухо.
ТОП лучших масел для МКПП
На рынке предлагается обширный выбор смазочных материалов для механических коробок передач. При составлении рейтинга лучших составов учитывались такие характеристики:
- мнение независимых и профессиональных экспертов;
- результаты тестов и испытаний;
- отзывы владельцев авто;
- соотношение цены и качества.
В списке предлагаются как синтетические, так и полусинтетические и минеральные жидкости.
Spirax S4 G
Масло производится ведущим концерном Shell на предприятиях Германии и продается по цене от 500 рублей за емкость на 1 л. Его вязкость соответствует уровню 75W90. Жидкость разработана для коммерческого легкового и грузового транспорта от компании Volkswagen, но может использоваться и на автомобилях от других брендов с механической коробкой передач. Кроме того, смесь подходит для прогрессивных синхронизированных агрегатов.
Модель популярна среди российских водителей, т.к. она адаптирована под эксплуатацию в суровых климатических условиях. Нижний порог температуры составляет минус 42°C.
Syntrans Transaxle GL4
Разработка немецкой фирмы Castrol с показателем вязкости 75W90. Состав обладает улучшенными антизадирными показателями и эксплуатируется в механических коробках разных производителей. Средство обеспечивает эффективную защиту трущихся поверхностей в трансмиссии и мостах.
Использование масла положительно сказывается на эксплуатационном ресурсе коробки передач, особенно в холодное время года.
Повышенная текучесть обеспечивает эффективность работы даже при низких температурах и холодном старте. Цена 1 л масла составляет 750 руб. Недостатки модели связаны с относительной дороговизной и большим количеством подделок на рынке.
Motul Motylgear 75W-90
Полусинтетический состав подходит для механических коробок передач со сложным переключением скоростей, а также для несинхронизированных и синхронизированных гипоидных мостов без автоматической блокировки.
Модель характеризуется неплохими температурными показателями, а минимальный порог составляет 45°C, что упрощает эксплуатацию авто в холодный период.
Средство обеспечивает эффективное смазывание конструкций с деталями из цветных металлов и эластомеров, которые используются в коробках передач. Повышенные смазывающие характеристики снижают интенсивность трения, предотвращая быстрый износ составляющих трансмиссионного узла. Это позволяет увеличить эксплуатационный срок системы.
За счет высокотемпературных показателей (вязкость класса 90) масло создает устойчивую пленку на поверхности и минимизирует шумы в коробке передач при интенсивном нагреве.
Lukoil TM-5 75W-90
Универсальный полусинтетический состав от Lukoil выделяется высоким качеством сборки и подходит для раздаточных коробок, механических КПП и редукторов со смазывающим веществом. Средство используется в грузовом и легковом транспорте, на внедорожниках и автобусах, за исключением машин с синхронизаторами из цветного металла.
В качестве исходного сырья для производства масла используются минеральные компоненты с присадками собственной разработки Лукойл.
Специализированный состав с уникальными добавками повышает сопротивляемость средства окислению и позволяет поддерживать рабочие параметры в течение долгого времени.
Масляная жидкость защищает внутренние детали трансмиссионного узла от коррозийных процессов. За счет повышенных низкотемпературных показателей, состав минимизирует расход топлива и способствует быстрому запуску силовой установки в холодную пору.
MOBIL Mobilube GX 80W-90
MOBIL Mobilube GX 80W-90 – это минеральный состав для коробок передач с улучшенными эксплуатационными параметрами. Он производится на основе высокоэффективных присадок и разработан для тех автомобилей, которые эксплуатируются в условиях сильных нагрузок. Масло защищает перегруженный транспорт от негативного воздействия высокого давления и механических факторов.
Уровень допуска у состава соответствует стандарту API GL-5, что обеспечивает максимальную защиту шестерней коробки передач от износа и выхода из строя при интенсивной эксплуатации.
Масло характеризуется повышенной температурной стабильностью и стойкостью к окислению при высокотемпературном воздействии. Еще оно эффективно препятствует развитию коррозии и не лишается базовых характеристик при изменении температуры эксплуатации.
ELF Tranself NFJ 75W-80
Данное трансмиссионное масло разрабатывалось для автомобилей французского концерна Renault с коробками передач типа «J», NDX, TL4.
Жидкость обладает повышенной стойкостью к температурам и окислению, а также соответствует всем требованиям качества, которые приписываются к смазочным материалам для механических коробок. Ее используют на легковом транспорте и минивэнах с латунными синхронизирующими элементами в трансмиссии. Модель соответствует сертификату API GL4+.
За счет особой формулы и повышенной текучести масло способствует легкому переключению передач в холодный период. Еще оно защищает коробку от самопроизвольного отключения скорости.
В составе присутствует комплекс присадок EP, препятствующий появлению задиров на зубчатых поверхностях шестерней, даже если узел эксплуатируется при пиковых нагрузках. Основная задача масла – защита трансмиссии от преждевременного износа.
Liqui Moly Top Tec ATF 1100
Масляная жидкость производится на основе синтетических компонентов и подходит как для механических коробок передач, так и для «автомата». В ее составе присутствует пакет эффективных присадок, обеспечивающих стойкость узла к износу, химическим реагентам и прочим негативным воздействиям.
За счет повышенной термической стабильности и низкотемпературных показателей масло поддерживает бесперебойную работу коробки передач в течение всего года, независимо от степени нагрузок.
Еще оно подавляет интенсивность трения комплектующих, защищая их от износа. Масло препятствует развитию коррозии в двигателе и поддерживает надежность работы коробки при любом режиме эксплуатации.
Liqui Moly Vollsynthetisches Getriebeoil (GL-5) 75W-90
Синтетическое масло предназначается для гипоидных мостов МКПП и систем, предусматривающих обслуживание маслами класса API GL-5. При минимальной температуре застывания и высоком показателе вязкости жидкость позволяет защитить узлы от износа в холодный период. В состав смеси входят особые антикоррозийные присадки, препятствующие повреждению детали.
Масло способствует безотказному функционированию главных передач, которые предъявляют повышенные требования к качеству и составу смеси. Также Liqui Moly Vollsynthetisches Getriebeoil (GL-5) 75W-90 соответствует международным сертификатам качества.
Hochleistungs Getriebeoil
Масляная жидкость выпускается Liqui Moly и отличается превосходными техническими характеристиками. При стандартной вязкости в 75W90 состав полностью отвечает высоким европейским требованиям.
Масло можно использовать для гипоидных редукторов и механических коробок передач. Ему свойственны улучшенные противоизносные показатели и коррозийная стойкость.
Hochleistungs Getriebeoil продается на рынке больше 10 лет, поэтому за время существования оно получило большое количество положительных отзывов со стороны автовладельцев. Цена 1 литра масла – около 1 тыс. рублей
ATF 320
Состав выпускается американской компанией Mobil, имеющей производственные мощности в Швейцарии. Он представляет собой универсальное средство на минеральной основе для механических и автоматических коробок в легковых и грузовых автомобилях.
В результате сложных испытаний было подтверждено, что масло обладает бескомпромиссным качеством и большим сроком службы. Цена за 1 л составляет 500 руб.
Заключение
Актуальный рейтинг лучших масел для механических коробок передач позволит упростить выбор подходящего состава для автомобиля. Но при покупке следует учитывать и ряд других критериев, таких как рекомендации производителя, финансовые возможности и планируемый стиль езды.
Видео про масло для МКПП:
Описание и основные характеристики масла для механических коробок передач: топ наиболее качественных составов. Видео про масло для МКПП.
Источник https://masloteka.ru/transmissionnoe-maslo/kakoe-maslo-lit-v-mkpp.html
Источник https://topdetal.ru/stati/vybor_masla_dlya_mkpp_i_intervala_zameny/
Источник https://fastmb.ru/soveti_auto/5107-kakoe-maslo-zalivat-v-mehanicheskuyu-korobku-peredach.html