Содержание
Научиться водить машину на механической коробке передач
Даже при наличии транспортного средства с автоматической КПП научиться водить машину на механике следует любому пользователю. Это позволит не переучиваться на МКПП, водить любые авто и увеличить эксплуатационный ресурс трансмиссии.
Почему учиться вождению лучше на механике?
В XXI веке вождение автомобиля является аналогом умения ездить на велосипеде в XX столетии. Причем обучение лучше производить на машине с МКПП по ряду причин:
- механическая коробка переключения скоростей сложнее в освоении;
- даже при покупке машины с АКПП механика может попасться при аренде на отдыхе или в другом городе;
- научившись переключать скорости на механике, легче освоить вариатор, автомат или робот.
Внимание: При сдаче практической части экзамена на права в ГИБДД на машине в механикой автолюбитель допускается к управлению транспортными средствами категории Б с любыми КПП (автоматические, вариаторы, роботы и механика). Остальная часть автолюбителей имеет отметку «только на автомобилях с АКПП», чтобы пересесть на механику, им придется пересдавать вождение.
Достоинства МКПП
По умолчанию вождение автомобиля любой категории с МКПП обладает следующими преимуществами:
- стоимость авто дешевле при аналогичной комплектации;
- безопасность движения увеличивается, так как в экстренной ситуации можно тормозить двигателем;
- пользователь самостоятельно выбирает стиль вождения;
- бюджет эксплуатации механики значительно ниже, чем у автомата;
- механику можно завести «с толкача» под горку при разряженной АКБ;
- конструкция и обслуживание максимально простое, нет дорогостоящих расходников;
- КПД максимальный, допускается буксировка на дальние расстояния;
- для гололеда, грунтовых дорог и грязи это лучший вариант;
- динамика разгона выше, а вес агрегата меньше, чем у АКПП.
Лучше пройти обучение на более сложной МКПП, а затем за несколько часов привыкнуть к автоматической коробке, а не наоборот.
Основы вождения с механической коробкой
Перед тем, как ездить в машине по дорогам, следует практиковаться в вождении на ровном участке без интенсивного движения. В свое время каждого водителя со стажем учил автоинструктор по следующей схеме:
- теория о водительском месте и МКПП;
- посадка в машину и подгонка под себя кресла, рулевой колонки, зеркал заднего вида;
- трогание в разных режимах и маневрирование.
Внимание: Максимально эффективным является обучение на автомобиле, механическая коробка передач которого отрегулирована и не имеет износа.
Водительское место
Управлять автомобилем с механической коробкой передач можно лишь после настройки водительского места под себя:
- после посадки кресло следует отрегулировать таким образом, чтобы ноги доставали до педалей свободно;
- наклон и вылет рулевой колонки подгоняется под анатомию водителя;
- затем настраивается наклон боковых зеркал заднего вида и центрального зеркала, находящегося в салоне.
Рекомендуется производить подобные настройки перед каждой поездкой. Так как в режиме парковки боковые зеркала могут быть задеты пешеходами. Перед тем, как научиться ездить, следует попрактиковаться при выключенном двигателе переключаться педалями и рычагом КПП.
Приборы
Начинается обучение, как правильно ездить на механике, с ознакомления с приборами на панели:
- спидометр – определяет скорость движения;
- тахометр – показывает обороты приводного вала;
- индикатор топливного уровня – указывает степень наполнения бака бензином/соляркой;
- индикатор температуры – выводит показания температуры антифриза в системе охлаждения.
Кроме того, на панели имеются лампы индикации основных узлов машины. Если загорелась любая из них, следует устранить неисправность перед эксплуатацией машины.
Для автомобиля с механической коробкой передач основным прибором является тахометр, так как именно по оборотам производится переключение скоростей. В его отсутствие главным прибором становится спидометр, так как по скорости транспортного средства также можно ориентироваться в оборотах приводного вала.
Педали и рычаги
Для получения навыков, как пользоваться МКПП необходимо разбираться с педалями:
- сцепление – предназначено для левой ноги водителя;
- газ (акселератор) – педаль установлено под правую ногу пользователя на некотором расстоянии от сцепления;
- тормоз – педаль так же нажимается правой ногой, находится рядом с акселератором.
Такое расположение педалей в автомобиле снижает вероятность ДТП и ошибок:
- правая нога либо давит на газ, либо тормозит машину, одновременно нажать их невозможно;
- левая нога всегда находится на педали сцепления.
Основными нюансами управления авто являются:
- газ – нажимается плавно, отпускается резко;
- тормоз – вначале выбирается свободный ход, затем педаль нажимается плавно, при аварийной ситуации тормоз нажимается резко;
- сцепление – для включения необходимо нажать до упора с любой интенсивностью, отпускать педаль следует плавно во время трогания и разгона, резко для переключения с высшей передачи на низшую.
Внимание: Для комфортного вождения, особенно в первое время, следует выбрать удобную обувь с подошвой средней толщины – туфли (для женщин без высокого каблука), ботинки, полусапожки. Это поможет «почувствовать» педаль сцепления и закрепить навык трогания с места.
Машины с одним ведущим мостом (переднеприводные или заднеприводные) укомплектованы только коробкой передач, поэтому переключение передач осуществляется единственным рычагом. При наличии двух мостов добавляется раздаточная коробка, появляется второй рычаг.
Схемы включения передач
На первых уроках инструктор по вождению МКПП обучает водителя переключать скорости на неработающем двигателе. Схемы включения передач не всегда совпадают на авто разных производителей. Однако соблюдаются общие принципы:
- 3 и 4 скорость включаются из нейтрали вперед-назад ;
- 1 и 2 передачи включаются влево, затем вперед-назад;
- 5 и задняя скорость чаще всего включаются вправо, затем вперед-назад.
Однако на отечественных ВАЗах задняя скорость может включаться по схеме «дальше влево, затем вперед», поэтому на рычаге в обязательном порядке наносится схема, по которой переключаются скорости, а для заднего хода используются специальные приемы:
- рычаг нужно утопить глубже;
- необходимо приподнять пальцами втулку, расположенную под рукояткой рычага.
Внимание: Во время тренировок двигатель должен быть заглушен, переключайтесь до тех пор, пока схема не будет усвоена, а рычаг не будет переводиться в нужное положение рукой без поворота головы в его сторону.
Начало движения
Чтобы тронуть машину с механической коробкой передач с места, необходимо выполнить последовательность действий:
- нажать педаль сцепления и установить рукоятку в нейтральное положение;
- завести двигатель ключом и прогреть его в зависимости от температуры окружающего воздуха 2 – 15 минут (лето, зима, соответственно);
- включить низшую (первую) передачу;
- плавно нажимать педаль акселератора, одновременно так же плавно отпуская педаль сцепления с 2 секундной задержкой в середине ее хода.
Внимание: Во время прогревания ДВС педаль сцепления лучше держать в нажатом положении несколько минут, чтобы масло внутри коробки разогрелось быстрее.
Затем следует остановиться, заглушить двигатель, потом завести автомобиль и тронуться еще несколько раз, чтобы добиться уверенного старта. Техника трогания в гору, с горы, при повороте на перекрестке и по прямой использует одинаковый вышеуказанный принцип, но с некоторыми дополнениями.
По прямой
Первое упражнение, которое задает инструктор по вождению МКПП, это задача, как трогаться по прямой. Кроме вышеуказанных операций в этом случае следует уделить внимание нюансам:
- в теории и при сдаче экзамена трогаться следует только на первой, низшей скорости;
- однако в дальнейшем эта передача может выйти из строя, чтобы добраться до СТО можно стартовать на 2 передаче, но только по прямой;
- нужно привыкнуть отпускать педаль сцепления в течение 2 секунд, так как более длительный срок вреден для диска сцепления.
Старт машины – это основа вождения, поэтому вначале учимся на ровных участках с уклоном 4 градуса максимум.
В гору
Тронуться в гору на машине с механической коробкой значительно сложнее, чем на автомате. После парковки на горе по ходу подъема дороги стояночный тормоз полностью затянут, передние колеса выкручены к обочине, рычаг переключения передач для большей безопасности обычно установлен на 1, 2 или заднюю передачу, поэтому к вышеуказанным действиям добавляется работа со стояночным тормозом:
- после посадки и регулировки зеркал заднего вида вы заводите двигатель, прогреваете его в зависимости от сезона;
- при трогании в гору вначале левой ногой нажимается педаль сцепления, правой – педаль тормоза, рычаг переводится в 1 низшую передачу;
- правая нога перемещается на педаль газа;
- затем одновременно отпускается стояночный тормоз, плавно нажимается акселератор и так же плавно отпускается педаль сцепления.
Внимание: Машина должна тронуться сразу вперед без отката назад. В противном случае двигатель может заглохнуть.
Упражнение называется «эстакада», входит в обязательную программу при сдаче практической части обучения на права.
С горы
Старт под горку является очень простым упражнением, даже для чайников. Порядок действий здесь немного меняется:
- после включения первой передачи правая нога выжимает педаль тормоза;
- «ручник» отпускается полностью;
- правая нога переставляется на педаль газа;
- машина начинает катиться под гору, что облегчает старт.
Этот прием можно использовать при запуске ДВС при полностью разрядившемся аккумуляторе. Даже при поломке шестеренок 1 скорости передаточного числа 2 и даже 3 передачи хватает, чтобы завестись с горы.
Разгон
После трогания управление автомобилем происходит в следующем режиме:
- разгон ДВС до 2500 – 3000 оборотов;
- переключение на высшую передачу.
Однако разобравшись с этим, следует учесть нюансы:
- время переключения составляет 2 – 4 секунды;
- при движении в гору или на тяжело нагруженной машине обороты снизятся, поэтому следует переключаться на 3000 оборотах;
- при спуске с горы, наоборот, достаточно набрать 2500 оборотов;
- в пробках и в пределах прямой видимости перекрестка не имеет смысла переключаться на верхнюю передачу, так как, все равно, сразу же придется притормаживать;
- на каждой передаче ДВС более уверенно работает на средних оборотах, а детали трения коробки при этом испытывают меньшие нагрузки.
Для движения со скоростью 40 – 60 км/ч лучше переключиться на 3 передачу, 70 – 90 км/ч на 4 передачу, и так далее. Передавать на приводной вал обороты более 4000 мин-1 не рекомендуется.
Маневрирование
Во время учебы вождению для новичка на машине с МКПП существует скоростной регламент 40 км/ч. Однако даже на столь невысокой скорости ему может потребоваться обгон транспортных средств, двигающихся с меньшей скоростью, и перестроение по полосам дорожной разметки.
Так, еще до начала обгона/перестроения нужно убедиться, что скоростной интервал передачи, которым в данный момент пользуется водитель, достаточен, чтобы не помешать обгоняемому транспортному средству.
Другими словами, если машина идет перед вами со скоростью 30 км/ч, у вас должна быть включена минимум 3 передача, на которой можно развить скорость до 60 км/ч. Чтобы не создать помеху участнику движения, которое вы опередите.
Повороты
Перед тем, как переключать скорость, убедитесь, что в непосредственной близости по ходу движения отсутствуют повороты, так как для деталей КПП это вредно. Повороты нужно преодолевать на уже включенной скорости, не нарушая ее скоростной диапазон или обороты 3000 мин-1.
Задний ход
Любой инструктор по вождению МКПП уделяет особое внимание режиму заднего хода, так как движение назад необходимо при парковке и выезде со стоянки. Принцип здесь тот же самый, что и при трогании, однако движение осуществляется по зеркалам заднего вида.
Чтобы тронуться задним ходом в гору, заведите ДВС, включите заднюю передачу, плавно отпускайте стояночный тормоз вместе с педалью сцепления при одновременном нажатии акселератора.
Внимание: Высших задних передач на легковых авто не существует. Включение задней скорости до момента полной остановки транспортного средства запрещено категорически.
Торможение двигателем
В базовые принципы, как управлять автомобилем на механике, в обязательном порядке заложено торможение двигателем. Устройство механической КПП позволяет переключаться с высшей передачи на низшую без 2 секундной задержки педали сцепления. Обороты в этом случае, наоборот, сбрасываются педалью тормоза.
Однако при аварийной ситуации, когда торможение педалью не окажет значительного эффекта из-за большой длины тормозного пути, применяется торможение двигателем:
- отжимается педаль сцепления;
- рычаг переводится в следующую низшую передачу;
- сцепление отпускается резко.
Внимание: Запрещено перескакивать передачи, например, переключаться с 5 на 3 или с 4 на 2. Даже при аварийной ситуации останавливайте машину ступенчато, через все передачи последовательно.
Парковка
Чтобы полностью научиться водить машину в городском цикле на механической коробке передач, необходимо овладеть навыком парковки. Основными нюансами для этого упражнения являются:
- боковая парковка осуществляется движением назад, так как это позволяет снизить радиус разворота транспортного средства;
- во время парковки обычно используется 1 и задняя передача, боковые зеркала;
- передачи включаются после окончательной остановки машины педалью тормоза;
- при парковке на крутом склоне дополнительно используется стояночный тормоз и упражнение «эстакада»;
- после установки транспортного средства затягивается стояночный тормоз;
- на ровных участках включается нейтральная передача;
- на крутых склонах включается задняя или первая передача, колеса выкручиваются в сторону обочины/тротуара.
При въезде в гараж или парковки перпендикулярно бордюру задняя скорость включается только при выезде со стояночного места.
Остановка
При остановке на перекрестках или у тротуара/обочины правила управления машиной на механике подразумевают последовательность действий:
- выжимается педаль сцепления;
- включается нейтральная передача;
- педалью тормоза плавно снижается скорость машины.
Внимание: Не рекомендуется стоять на перекрестках с отжатой педалью сцепления и включенной 1 передачей. Это вызывает износ главного цилиндра сцепления и пружины штока.
Во время остановки для высадки/посадки пассажиров или выгрузки вещей следует затягивать стояночный тормоз. Независимо от уклона проезжей части.
Переключение передач по приборам и на звук
Уверенно пользоваться механической коробкой передач позволяет тахометр – переключение на оборотах 2500 – 3000 мин-1.
Однако не все транспортные средства оснащены этим прибором, поэтому можно ориентироваться на скорость движения авто:
- 20 км/ч – включается II передача;
- 40 км/ч – переключение на III скорость;
- 60 км/ч – включение IV передачи;
- 80 км/ч – переключение на V скорость.
Обороты в этом диапазоне примерно равны вышеуказанным значениям. После получения некоторого опыта вождения пользователи часто переключаются «на слух», безошибочно определяя диапазон оборотов.
Таким образом, навыки вождения авто с МКПП можно получить без инструктора автошколы. Первые несколько уроков должен провести владелец транспортного средства или знакомый, имеющий некоторый стаж вождения.
Как научиться ездить на механике?
Выбирая для себя автомобиль, будущие водители становятся перед выбором: какую выбрать марку машины, цвет, тип кузова, а также с механической коробкой передач, либо с АКПП.
Все зависеть будет от личных предпочтений и материальных возможностей. Ведь автомобили с МКПП будут стоить на порядок дешевле, нежели автомат. Но не все знают, как правильно ездить на механике.
Для чего нужно умение вождения авто с механической коробкой?
Некоторые автошколы предоставляют такие услуги, как обучение вождению исключительно на автомобили автомат. Это значит, что и права будут выданы соответствующие. То есть, потом сесть за руль МКПП не представится возможным без получения нового удостоверения.
Ситуации в жизни возникают различные, и иногда возникает острая необходимость управлять автомобилем с механической коробкой. Получив права, позволяющие это делать, всегда можно пересесть на автомат. Наоборот же, сделать не получится.
Покупка авто на механике является более выгодным приобретением. Помимо более низкой цены автомобилей, их эксплуатация выйдет также более экономичной. Как правило, расход топлива у них меньший, и ремонт некоторых деталей выйдет также менее дорогим.
В ситуации, когда оказывается разряженным аккумулятор, можно выйти из положения. Например, перекинуть провода из другого автомобиля для подзарядки. Либо же машина может завестись, с так называемого толкача. Эти варианты не подходят, если транспортное средство с автоматической трансмиссией.
Только используя механическую коробку, можно чувствовать полный контроль над автомобилем. Когда многие манипуляции выполняются на автомате, этого не происходит.
Основы езды на механике
Прежде чем узнать, как научиться ездить на механике, желательно понимать, с чем вообще придется иметь дело:
- Педали. При управлении ТС используется три педали: газ (крайняя правая), тормоз (по центру), сцепление (располагается слева). В отличие от автоматической трансмиссии, здесь используются в управлении обе ноги. Если водитель, севший за руль механики новичок, поначалу, это делать будет непривычно.
- КПП. При помощи смещения шестеренок в трансмиссии, происходит переключение скоростей. На многих автомобилях данный селектор оснащен подсказками, используя которые проще разобраться, какая передача выбрана.
- Тахометр. Располагается на панели приборов, и позволяет определить, сколько коленвал двигателя делает оборотов в минуту. При помощи него новички контролируют, когда необходимо переключаться на следующую передачу.
Разбираемся с передачами на МКПП
Механика тем и отличается от автомата, что требует постоянного контроля водителя, то есть, самостоятельного переключения скоростей. В основном ТС имеют 4 или 5 скоростей, и в дополнении к ним задняя. Чтобы понимать месторасположение каждой, необходимо знать их предназначение.
Коробка передач: инструкция для начинающих
- Всякий раз движение начинается с выжима педали сцепления, таким образом, появляется возможность переходить на другую скорость. Вводить требуемую передачу допустимо в том случае, когда сцепление будет полностью выжато.
- Когда избрана нейтральная передача, при выжимании газа, автомобиль не двинется с места. Когда селектор находится в данной позиции, возможно, выбирать желаемую скорость, включая заднюю.
- Рабочей передачей считается вторая. На ней удобно передвигаться по наклонной местности, а также осуществлять езду в пробках. Первую же обычно используют для старта пути, затем, ускоряясь, переходят на вторую. Набрав еще большую скорость и обороты, можно переходить на третью.
- Труднее освоить неопытным водителям как ездить на механике, на задней передаче. Используя ее, разгон происходит быстрее, нежели на первой, но все же, водить машину часто, таким образом, весьма опасно.
Прежде чем выезжать на автомобиле в город, необходимо хорошо ориентироваться, где какая передача расположена. Теория это хорошо, но в данном случае, необходимы практические навыки. Ведь во время езды отвлекаться и смотреть на селектор, выбирая нужную передачу, нельзя, поскольку это небезопасно. Первое время можно тренироваться на авто, в нерабочем состоянии, доводить до автоматизма включение передач.
Начало движения
Порядок действий:
- Прежде чем, повернуть ключ в замке зажигания, необходимо полностью выжать педаль сцепления левой ногой, а правой нажать на тормоз, и только после этого завести мотор. Мотор заведен, сцепление выжато, можно включать первую передачу (до этого селектор находиться в нейтральном положении). Чтобы автомобиль не заглох, нельзя отпускать левую ногу с педали. Когда машина работает, с тормоза, нога перемещается на педаль газа и одновременно необходимо начинать убирать ногу со сцепления, только плавно.
- Чтобы выполнить переход на следующую скорость, необходимо, чтобы стрелка тахометра приравнивалась к 3000 оборотам. Если переключиться слишком рано, то машина может заглохнуть.
Как выполняется переход:
- Правая нога убирается с газа, а левой полностью выжимается сцепление, и в это время селектор переводится в необходимое положение,
- Сцепление необходимо отпустить, а педаль газа нажать,
- Далее в управлении участвует только правая нога, до перехода на следующую скорость или остановки.
Более опытные водители обычно не обращают внимания на показания тахометра, а ориентируются на звук двигателя.
Если автомобиль не разгоняется и слишком низкие обороты, то необходимо переключиться на скорость ниже. А если же обороты слишком высокие, то необходимо включение следующей скорости, чтобы не перегружать двигатель.
Остановка и парковка
Чтобы заглушить автотранспорт можно использовать два варианта:
- Переключение на пониженные передачи, вслед за тем, необходимо выжать педаль тормоза.
- Надавить сцепление и переместить селектор в нейтральную позицию, затем устранить ногу со сцепления и поднажать, если есть надобность, тормоз.
Чтобы износ коробки был меньшим лучше использовать второй способ, и не забывать помимо тормоза обязательно выжимать сцепление.
Припарковав свой автомобиль всегда необходимо использовать ручной тормоз, особенно, если поверхность с наклоном. Также всегда стоит помнить о положении колес во время стоянки. Их требуется выворачивать таким образом, чтобы в случае внезапного движения, машина не очутилась на проезжей части.
Также для большей безопасности советуют переставлять селектор на первую передачу. Это поможет подстраховать авто от случайного скатывания. Но при возобновлении движения, нужно помнить, что селектор требуется переместить в нейтральное состояние. И только потом начинать выжимать сцепление.
На сегодняшний день, некоторые автолюбители новички отдают предпочтение автомобилям с АКПП, считая их более простыми в управлении. Но стоит помнить о том, что механика была и остается наиболее надежной. Наибольший контроль над транспортным средством, увеличенная мощность и экономия в топливе, вознаградят своего владельца за выбор именно МКПП. И приобретя опыт, езда на таких машинах, будет доставлять удовольствие.
Вождение автомобиля с механической коробкой передач – от теории к практике
Добрый день, начинающие водители. Сегодня будем закреплять навыки вождения автомобиля с механической коробкой передач. Рассмотрим тонкости управления машины на механике, как начать движение с места и под горку, как правильно вести себя на перекрестках. Затронем все возможные варианты езды на МКПП. Минимум теории, максимум практических советов, основанных на опыте профессиональных водителей.
Заводим двигатель
Есть определенный алгоритм действий, чтобы запустив мотор не въехать в соседа по парковке:
- Проверяем, чтобы был включен стояночный тормоз, он же «ручник». Многие автомобилисты оставляют машину с включенной первой передачей. Потом расскажу почему.
- Правой ногой нажимаем на тормоз. Это обезопасит вас от скатывания, если ручник не работает.
- Левой ногой выжимаем педаль «сцепление», включаем нейтральную передачу. В этот момент двигатель не будет «держать» машину, она может покатиться, если стояночный тормоз не работает.
- Плавно отпускаем правую ногу. Если автомобиль стоит на месте, не катиться, то полностью убираем её с педали, она вам потом может еще пригодиться.
- Вставляем ключ в замок зажигания, лишний раз убеждаемся, что включена нейтральная передача. Левую ногу не отпускаем со сцепления, держим её нажатой. Двигателю будет легче заводиться.
- Заводим двигатель. Плавно отпускаем педаль сцепления. Помните, долго держать её в нажатом положении опасно, быстро изнашивается выжимной подшипник.
Все, силовой агрегат запушен, стоим, греемся. Контролируем, чтобы авто не укатилось.
Начало движения
Чтобы начать двигаться на автомобиле с механической коробкой, необходимы определенные навыки. Это не «автомат», где перевел селектор в положение «D», нажал на акселератор и поехал. Ничего страшного, если вы с первого раза не сможете тронуться, заглохните – все приходит с опытом. Чтобы этого не произошло, выработайте для себя алгоритм. Я расскажу вам свой, он простой, но эффективный, моя жена с его начинала и со второго раза смогла поехать без дерганий.
- Выжимаем сцепление левой ногой, включаем первую передачу. Автомобиль «стоит» на ручном тормозе.
- Правую ногу переводим на педаль тормоза, снимаем машину с ручника. Это нужно для защиты от самопроизвольного скатывания авто. Почему я на этом акцентирую внимание? – Было немало случаев, когда начинающие водители забывали о ручнике и ехали с ним, с трудом, но передвигались.
- Держим правую ногу на тормозе, отпускаем плавно сцепление. Доводим левую ногу до половины хода педали. Вы почувствуете незначительное снижение оборотов двигателя, легкое подергивание кузова – вы словили момент «схватывания» сцепления.
- В это время плавно отпускаем тормоз, убеждаемся, что машина стоит на месте. Это важно. Если резко отпустить тормоз, то машина может покатиться назад, если не дошли до момента «схватывания». Или дернутся вперед, если «перешагнули» его. Плавным отпусканием педали тормоза, вы контролируете поведение автомобиля. Если он стоит на месте – её можно полностью отпускать.
Момент схватывания сцепления – это такое положение дисков механизма, при котором они еще недостаточно плотно прижатые друг к другу, чтобы передавать крутящий момент от мотора к ведущим колесам и уже не достаточно далеко, чтобы полностью была разорвана связь между КПП и двигателем. За счет небольшого зазора не обеспечивается достаточная сила трения между дисками, они проворачиваются между собой. Автомобиль не скатывается, его держит трансмиссия и силовой агрегат.
Навык поймать этот момент особенно полезен при начале движения в горку на механике. Чтобы его освоить, нужно долго тренироваться. Вам будет нестрашен старт в гору на светофорах, когда сзади подпирает другая машина.
Помните, долго держать автомобиль на одном сцеплении опасно его повышенным износом. Диски быстро нагреваются, ускоряется их износ. Поэтому, переходим к последнему этапу.
Езда и переключение передач на механике
Правой ногой немного нажимаем на педаль газа и плавно отпускаем полностью сцепление. Автомобиль должен медленно начать двигаться. Для вождения автомобиля с механической коробкой, нужно четко знать расположение передач. Их положение нарисовано на набалдашнике рычага переключения КПП. Запомните их.
Рекомендуется, стоя на парковке с заглушенным двигателем, переключать скорости. Начинайте с первой и заканчивайте задней. Нужно чтобы у вас выработалась мышечная память. Вы интуитивно должны знать, какое положение рукоятки коробки соответствует определенная передача.
Разогнавшись до 5-10 километров в час, нужно переключить скорость. Для этого:
- Нажимаем на педаль сцепления и одновременно отпускаем акселератор. Эти движения должны быть синхронными. В противном случае у вас мотор «взвоет», резко подрастут обороты, если поздно отпустите газ. Или машина «клюнет» носом, если раньше отпустите педаль газа, чем выжмите сцепление.
- Включаем вторую скорость. Переключение должно происходит на счет «два». То есть, «Раз» — включили нейтралку, «два» — перешли на вторую передачу. Это убережет синхронизаторы МКПП от повреждений.
- Плавно и одновременно отпускаем педаль сцепления и немного нажимаем газ. Этот процесс должен происходить на одном выдохе. Выработав такой навык работы с педалями механической коробки, вы обеспечите плавную езду автомобиля.
Четкой рекомендации, какой скорости должна соответствовать определенная передача, нет. Например, при обгоне иногда необходимо перейти с четвертой на третью, чтобы машина быстро ускорилась, хотя скоростной режим будет выше, чем обычно.
Придерживайтесь таких значений:
- Первая скорость 0-5 км/ч. Она нужна, чтобы тронутся с места;
- Вторая – 5-20 км/ч;
- Третья – 20-50;
- Четвертая – 50-70 до 80 км/ч;
- Пятая – 70-80 и выше.
Самые экономные водители уменьшают эти значения на 10-20 км/ч. То есть, пятую включают уже на 60 километрах в час. Это обеспечивает низкий расход топлива, мотор не «раскручивается» до больших оборотов, и «палит» меньше бензина.
С появлением навыков вождения автомобиля с механической коробкой передач, вы уже не будете смотреть на тахометр и высчитывать момент переключения скоростей. Опытные водители чувствуют машину. Если двигатель «ревет» – большая скорость и низкая передача. Авто тяжело разгоняется, при этом слышен «стон» мотора – низкая скорость и высокая передача.
Кратковременная остановка
Простая ситуация: подъехали к светофору или толкаетесь в пробке. Что может быть сложного? Правильно вождение автомобиля с механической коробкой в таких режимах езды, может существенно продлить срок эксплуатации КПП.
Чтобы элементы трансмиссии быстро не изнашивались, нужно придерживаться определенного алгоритма:
- Подъезжаем к светофору, нажимаем сцепление и правой ногой жмем на тормоз, замедляя машину;
- Включаем нейтральную передачу;
- Отпускаем сцепления, правой ногой удерживаем автомобиль тормозом.
Если не выключать скорость и постоянно держать нажатой педаль сцепления при включенном двигателе, то можно быстро «угробить» выжимной подшипник. Его замена – не дешевое удовольствие.
Загорелся желтый свет – выжимаем сцепление, включаем первую скорость и трогаемся. Обязательно полностью отпускайте её. Даже слегка нажатая педаль заставляет работать выжимной подшипник – это сокращает его срок службы.
Важно! Никогда, во время движения автомобиля с механической трансмиссией не держите ногу на сцеплении. Выработайте в себе навык – начали движение, полностью отпустили педальку, убрали ногу с нее в сторону. На некоторых машинах специально установлена площадка для левой ноги.
Старт и движение в горку
Опять жизненная ситуация: остановились в горку перед светофором, сзади вас подпер другой автомобиль. Такая ситуация даже у опытных водителей вызывает переживание.
Чтобы не беспокоиться, что ваша машина покатиться назад, пользуемся такой последовательностью:
- Включена нейтральная передача, левая нога отдыхает, правая на тормозе.
- Загорается желтый свет. Выжимаем сцепление, нога по-прежнему на тормозе, включаем первую передачу. Некоторые прибегают к помощи ручника, но им, по мне, пользоваться в такой ситуации неудобно.
- Плавно отпускаем сцепление, ждем момента его «схватывания».
- Почувствовали легкую дрожь по кузову, обороты слегка подсели, пробуем плавно отпускать тормоз.
- В этот момент контролируем автомобиль. Если он начал скатываться назад, значит, вы недостаточно отпустили сцепление. Прижимаем тормоз, чуть-чуть больше ослабляем педаль сцепления и пробуем вновь отпускать правую ногу с тормоза.
- Убедились, что машина не покатилась назад, не стала глохнуть, стоит на месте. Переносим правую ногу на газ и плавно нажимаем на него.
- Авто начало медленно двигаться, плавно отпускаем полностью сцепление. Вы тронулись в горку на механике, поздравляю.
С первого раза может не получится. Нужно тренироваться и вырабатывать навык. Выбираем открытый участок дороги, где нет машин, это может быть учебный полигон, гаражи. Становимся под горку и учимся работать с педалями, чувствовать авто и момент схватывания сцепления. Если получается удержать машину на уклоне с заведенным мотором без помощи тормоза, только трансмиссией – вы достигли мастерства.
Вывод
Сегодня рассмотрели почти все варианты вождения автомобиля с механической коробкой. Осталось разобрать торможение двигателем, но это будет тема отдельного руководства. Так как много споров на эту тему в автомобильной среде. Некоторые считают, что тормозить мотором нельзя, некоторые наоборот рекомендуют только им замедляться. Разберем это в следующий раз.
Как видите, управление машиной на механике требует определенных навыков. Выработав которые, вы сможете по-настоящему почувствовать себя автомобилистом. Умея управляться МКПП, вы с легкостью пересядете на любой тип трансмиссии. Руководствуясь сегодняшними простыми советами, можно легко освоить тонкости вождения на «палке» — так называют механическую КПП. Так получилось с моей женой, теперь она из машины не вылезает, работа ногами, руками доведено до автоматизма. Я надеюсь, что это тоже вам пригодиться.
От вас я только прошу оценить эту статью и написать комментарий, смог я вам помочь или нет. Всем удачи в обучении.
Источник https://swapmotor.ru/korobka-peredach/nauchitsya-vodit-mashinu-na-mehanicheskoj-korobke-peredach.html
Источник https://pdd-helper.ru/kak-nauchitsya-ezdit-na-mehanike/
Источник https://avtoyoutube.ru/vozhdenie-avtomobilya-s-mekhanicheskoj-korobkoj-peredach.php