Содержание
Принцип действия механической коробки передач
Все автомобили с двигателями внутреннего сгорания непременно оснащены коробками передач. Любой автолюбитель знает, сколько всего существует и каких разновидностей этого устройства, а также принимает факт, что самой распространенной на сегодняшний день является механическая коробка передач. Ее краткое обозначение – МКПП. Основное отличие, помимо конструкционных и показательных, заключается в том, что переключение передач полностью контролируется водителем. Разберемся подробнее, что собой представляет названная разновидность КП.
Подробнее о том, что представляет собой «механика»
Как работает механическая КП? Что она из себя представляет? Давайте разберемся.
Механическая коробка передач выполняет простую и понятную функцию: смена передаточного отношения скорости вращения колесам от мотора. Важная составляющая часть её – передаточный механизм зубчатого (чаще всего) вида. Мы уже выяснили, что функционирует механическая КП путем манипуляций водителя, который самостоятельно решает, какое в настоящий момент значение передаточных чисел требуется для корректной работы всего авто.Отсюда и название – механическая, что предполагает полностью ручное управление.
Принцип работы МКПП
В общем и целом, КП – это ступенчатые редукторы закрытого типа. В себе они содержат зубчатые шестеренки, которые в зависимости от востребованности в данный момент могут быть сцеплены и могут изменять обороты и меж входным и выходным валами, а так же их частоту.
Как работает механическая КП
Важно! «Проще говоря, принцип действия механической коробки передач состоит в том, что на различных ступенях входного и выходного валов происходит переключение (вручную) и соединение различных комбинаций шестеренок». Следует рассмотреть ещё один важный вопрос: устройство МКПП.
Устройство механической коробки передач
Стоит понимать, что сама по себе любая коробка передач не сможет функционировать отдельно от других, не менее важных узлов автомобиля. Одним из них является сцепление. Данный узел осуществляет разъединение мотора и трансмиссии в требуемый момент времени. Это позволяет осуществлять переключение передач без последствий для автомобиля при сохранении оборотов двигателя.Наличие сцепление и необходимость его применения обусловлена тем, что МКПП пропускает через свои шестерни большой по значению крутящий момент.Так же важно знать, что любая коробка передач при условии классической конструкции имеет оси валов, на которые нанизаны зубчатые шестеренки. О них мы упоминали ранее. Корпус при этом обычно называют «картером». А самыми распространенными компоновками являются трех- и двухвальные.
В первых расположены:
- ведущий вал;
- промежуточный вал;
- ведомый вал.
Ведущий вал обычно соединяется со сцеплением, а уже по нему осуществляются перемещения особого диска (его называют диском сцепления). Далее вращение уходит к промежуточному валу, который крепко соединен с шестеренкой первичного вала.При рассмотрении конструктивных особенностей МКПП следует брать во внимание особое расположение ведомого вала. Часто он соосен с ведущей осью, и соединены они посредством подшипника, что находится внутри ведущего вала. Такое устройство обеспечивает независимость их вращений. Блоки шестерней с ведомого вала не зафиксированы, а сами шестерни ограничены специальными муфтами. Они так же могут смещаться по оси.При включенной нейтральной передаче обеспечивается свободное вращение шестеренок. Тогда муфты приобретают разомкнутое положение. После того, как водителем выжато сцепление, а передача переключена, скажем, на первую, специальная вилка в КП переместит муфту таким образом, что она зацепится за требуемую пару шестеренок. Так осуществляется передача вращения и усилия, направленного от двигателя.
Устройство механической коробки передач
От ведомой оси происходит передача крутящих моментов и оборотов двигателя посредством карданного вала (в случае с задним приводом) на ведущие колеса. В момент зацепления синхронизатором ведущего и ведомого вала при условии, что шестерни не участвуют в процессе, достигается наивысший коэффициент полезного действия.Для осуществления движения назад механика оснащена «паразитной» шестеренкой, приводя в действие которую водитель может сменить путь вращения на обратный.Многие из коробок передач механического типа снабжены косозубыми шестернями. Это обусловлено их способностью справляться с большими усилиями и при этом создавать меньше механического шума.Что касается 2-вальной КП, там точно так же предусматривается соединение ведущего вала со сцеплением. Разницей между двуосной и трехосной является наличие блока шестерней на ведущем валу. Ну и, конечно же, отсутствие промежуточного вала.На ведомой оси находится жестко закрепленная шестерня главной передачи. Другие из шестерней оснащены синхронизационными муфтами.
Такое устройство и принцип работы очень похожи с трехосной версией МКПП.Стоит отметить, что двухвальные механические коробки передач обладают большим коэффициентом полезного действия, но из-за особенностей своей конструкции и связанного с этим ограничения на допустимо возможное повышение передаточного числа используются только в легковых автомобилях.Также важным элементом в конструкции механических коробок переключения передач являются синхронизаторы.
Подробнее о МКПП
Ранее, когда первые образцы таких КП ими не оснащались, водителям приходилось осуществлять двойной выжим для равнения окружных скоростей шестерней. С появлением синхронизаторов эта необходимость исчезла.Следует отметить, что синхронизаторы не применяются для коробок передач с большим их числом (когда речь идет, скажем, о 18 ступенях), ведь с технической точки зрения комплектации такого формата просто невозможна. Так же для увеличения скорости переключения передач синхронизаторы не применяются при конструировании спорткаров.Синхронизаторы функционируют таким образом: когда управляющий переключает передачи, муфта смещается к нужной шестерне. Усилия поступают на блокировочное кольцо муфты, и при имеющейся силе трения поверхности зубьев начинают своё взаимодействие.Механическая коробка передач принцип работы имеет, как мы выяснили, доступный и ясный. Рассмотрим теперь вопросы, касающиеся переключение передач.
Переключение передач
Теперь, когда мы знаем, как работает коробка передач механического принципа управления, важно разобраться с самим процессом переключения. За этот процесс ответственным выступает специальный механизм.Автомобили с задним приводом оснащаются рычагом переключения именно на самой МКПП. Механизм же скрыт в корпусе, а рычаг позволяет производить управление. Этот вариант расположения характеризуется некоторыми преимуществами и недостатками. Среди достоинств:
- доступность и простота с точки зрения конструкционных решений;
- четкое переключение;
- высокий срок службы.
К недостаткам относятся:
- невозможность расположить мотор в задней части машины;
- невозможность применения на автомобилях с передним приводом.
Если автомобили оснащены передним приводом, то рычаги предусмотрены на полу между сидением водителя и сидением пассажира, на панели руля или же на приборной панели.Конструктивные особенности в переключении передач автомобилей с передним приводом тоже обладают своими преимуществами и недостатками. Среди первых выделяются особенный комфорт в расположении и удобство переключения, отсутствие вибраций на рычаге, относительно высокая свобода с точки зрения дизайнерской и инженерной компоновки.
Переключение передач МКПП
Недостатки, главным образом, представлены относительно небольшой долговечностью, вероятностью возникновения люфтов, а так же потребности регулировки тяги. К тому же, такой вариант в конструкции и расположении рычага обладает меньше четкостью, чем при расположении на корпусе МКПП.Любому, кто интересуется темой разнообразия коробок передач, следует ознакомиться с плюсами и минусами конкретно механической КП, ведь она – это своего рода «мать» всех последующих вариантов исполнения и функционала коробок переключения.
Плюсы и минусы механических коробок передач
Разумеется, идеальной коробки передач просто не существует. Но несравненными преимуществами именно механической являются:
- Относительная дешевизна конструкции по сравнению с аналогами.
- Небольшая масса и завидный КПД (коэффициент полезного действия).
- Отсутствие особых требований к охлаждению.
- Преимущество с точки зрения экономии и лучшая среди аналогов динамика разгона.
- Легкость и простота с точки зрения инженерии.
- Высокая надежность и высокий ресурс эксплуатации.
- Наличие возможности применять различные техники (что важно для асов и водителей со стажем) и стили вождения при некоторых условиях (например, во время гололедицы и при езде по бездорожью).
- Машину с МКПП можно завести посредством толчка и осуществить её буксировку максимально легко и удобно на большие расстояния при любой скорости.
- Наличие возможности рассоединения двигателя и трансмиссии.
- Потребность при переключении полного разобщения между силовым механизмом и трансмиссией, а это оказывает влияние на время осуществления переключения.
- Для достижения плавности переключения, придется долго набивать руку и копить опыт.
- Идеальной плавности добиться не получится вообще, так как число ступеней в современных авто с механической коробкой передач колеблется от 4 до 7.
- Относительно малый ресурс на узле сцепления
- Статистические данные, говорящие о том, что водители, предпочитающие механику, более подвержены утомлениям в пути.
- Наличие трех педалей. Моя жена долго возмущалась инженерами автомобилей, зачем делать три педали, если у человека две ноги!
- Рычаг переключения скоростей не имеет в своем основании цифр или режимов работы КПП. Обычно рукоятка селектора в своем основании закрыт кожаным или тканевым чехлом. Цифры нанесены на «набалдашнике» сверху него. Там же нарисована схема положения передач МКПП.
- Когда нажать на педаль сцепления;
- Какую скорость включить, чтобы плавно поехать с места или после проезда перекрестка, на обгоне или крутом подъеме;
- Как работать с педалью «Сцепления», чтобы машина не дергалась и не заглохла.
- Но в отличие от других типов трансмиссии, механическая коробка передач будет служить много сотен тысяч километров.
- Замена механизма сцепления происходит не раньше 150 тысяч километров пробега, в отличие от «робота».
- Масло можно менять один раз в 100 тысяч.
- Стоимость замены смазки в районе 700 рублей, а в АКПП – от 2000 рублей. Цена самого масла тоже небольшая.
- Ремонт механической КПП стоит в разы дешевле, чем отремонтировать любую из современных трансмиссий.
- корпус, он же картер;
- два, три или больше валов: ведущий, ведомый (может быть два или больше), промежуточный (если модель с тремя валами);
- шестерни валов;
- рычаг переключения скоростей;
- синхронизатор (2 блокировочных кольца, муфта, сухари),
- проволочные кольца;
- подшипники, сальники.
- двухвальные;
- трехвальные.
- рычаг выбора передачи, оснащенный тросом для ее включения;
- шток, оснащенный вилками;
- рукоятка для переключения скорости;
- блокирующий замок.
- при расположении рычага на нейтральной, двигатель не взаимодействует с колесами, шестерни свободно крутятся;
- после того, как водитель включил передачу, кулиса соединяет рычаг с коробкой, вилка двигает муфту к нужной шестерне через тросики;
- одновременно сухари двигают блокирующее кольцо;
- вращением шестерни и вала создается трение, благодаря которому до упора проворачивается кольцо;
- муфта перестает двигаться из-за того, что кольцо и шестерня расположились друг против друга;
- скорости выравниваются, муфта может пройти через кольцо, чтобы соединиться с нужной шестерней, передать крутящий момент;
- шестерня и вал блокируются, скорость включается.
- сравнительно низкая стоимость;
- простое, понятное устройство;
- небольшой вес КПП в сборе;
- высокий КПД;
- простое охлаждение;
- хороший разгон;
- возможность завести транспортное средство буксировкой, толчком;
- экономия топлива;
- высокая надежность;
- длительный срок службы;
- простое обслуживание.
- сравнительно длительное время для изменения скорости;
- для плавного переключение требуется опыт;
- ненадежность узла сцепления.
- наличие посторонних шумов;
- затруднения при включении скоростей;
- самопроизвольное выключение скоростей;
- вытекание жидкости из трансмиссии;
- невозможность включить одну или все передачи.
- износ синхронизаторов слишком большой;
- ослабли крепления коробки;
- чрезмерно изношенны шестерни;
- недостаточно выжато сцепление.
- износились шестерни, синхронизаторы;
- неисправно (износилось) устройство включения;
- неисправны тяги;
- ослабли крепления.
- ослабли крепления коробки;
- вышли из строя подушки мотора;
- застряли тяги, управляющие приводом;
- чрезмерно изношены шестерни, вилки переключения, подшипники валов.
- приподнять авто домкратом (подвесить);
- отсоединить провода, систему управления;
- слить из КПП масло;
- отсоединить карданный вал (при заднем приводе);
- отсоединить полуоси, несколько деталей подвески (при переднем приводе);
- выкрутить болты крепления коробки, опорных подушек;
- снять КП;
- разобрать;
- проверить состояние шестерен, подшипников, шлицевых соединений, муфт.
Устройство механической коробки передач
Впечатляющий список. Поговорим о недостатках. Среди них:
В завершение статьи рассмотрим краткий курс езды на МКПП для не имеющих опыта водителей.
Механическая коробка для «чайников». 9 важных деталей
Плюсы и минусы МКПП
Новичку, приобретшему авто с механической коробкой, требуется ознакомиться с важными нюансами в обращении с коробкой и уяснить некоторые моменты.Начнем по порядку. Для чего нужны передачи? Для того, чтобы выбирать, какая именно и при каких условиях будет наилучшей для применения в требуемой вам ситуации (погодные условия, качество дорожного покрытия и т.п.)
Важно! Освоение расположения передач. Важным моментом является синхронное нажатие педали сцепления с одновременным переключением скоростей.
1. Запуск мотора. Схема: «нейтралка» — сцепление – запуск двигателя. И никак иначе.
2. Правильное применение сцепления. Выжимать – строго до конца и не больше 2 секунд. Бережем машину.
НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.
3. Похвальная координация и гладкие действия. Сцепление. Скорость (например, первая). Бросаем сцепление (медленно, конечно же), при этом так же медленно принимаемся за газ.
4. «Дауншифтинг». Проще говоря, при понижении скорости важно понижать и передачи, точно так же, как осуществлялось их повышение при разгоне.
5. Задний ход. Никогда и ни при каких обстоятельствах не рекомендуется включать заднюю передачу до момента, пока авто не остановится.
Важные детали МКПП
6. Паркуемся. Мотор заглушен, выжато сцепление, включена первая передача, ручной тормоз в рабочем положении. Все просто.
Непонятно, трудно и нудно? Больше практики! Только при условии постоянного и непрерывного вождения описанные принципы и тонкости будут не просто сводом правил или законов, а чем-то естественным и понятным.
Заключение
Механической коробки передач устройство и принцип работы, как мы выяснили, довольно интересны, хоть вместе с тем и сложны для восприятия. Работает МКПП исключительно вкупе с двигателями внутреннего сгорания. Такой тип конструкции и принципов в управлении наделяет рассмотренный тип коробки передач определенными превосходствами перед своими аналогами, которые всё чаще начинают занимать лидирующие по продажам места на рынке. Однако не стоит забывать, что наиболее практичной, хоть и не совсем на первый неопытный взгляд простой в использовании, является именно МКПП.
Познакомьтесь с «механикой» поближе, и вы будете приятно удивлены!
Механическая коробка передач – все, что нужно знать начинающему автомобилисту
Добрый день, дорогие автолюбителя. Сегодня поговорим о механической коробке передач. Вдаваться в технические аспекты её работы или устройства не будем – это мало интересно для простого владельца автомобиля. Лучше рассмотрим, чем она выгодно отличается от других типов коробок передач, её достоинства и недостатки. Как начинающему водителю отличить «механику» от «автомата» или вариатора. Почему в современном мире всё больше людей отказывается от этой трансмиссии.
Как её отличить от других видов коробок
Представьте – вы новичок, не только в вождении, но и у вас никогда не было автомобиля. Вы понятия не имеете, что такое механическая коробка передач, но слышали, что лучше покупать машину именно с ней. Пришли смотреть в салон или на авторынок, и не знаете, как отличить МКПП от «автомата». Вот несколько основных внешних отличительных признаков:
Отличить механическую коробку передач можно по рычагу:
В автомобиле с механической коробкой передач три педали:
Прежде чем, покупать машину на «палке», именно так называют механическую КПП, нужно немного иметь представление, что это такое. К чему вам готовится и чего ожидать от неё. Может и не стоит смотреть в её сторону, а обратить внимание на другие типы трансмиссий.
По своему опыту хочу сразу сказать, «механика» – это для настоящих мужчин, если в полной мере хотите прочувствовать автомобиль. Давайте это обсудим без сложных технических терминов, по-простому, как будто, мы сидим в гараже за стопкой чая.
Что такое механическая коробка передач
Это механизм с набором шестеренок разного размера. За счет включения определенных звездочек, происходит разная передача крутящего момента от мотора к ведущим колесам. Количество пар шестерней определяет, сколько скоростей имеет трансмиссия. Её принцип работы, назначение не сильно отличается от других типов КПП, но почему же её называют «механикой».
Дело в том, что все переключения передач происходят механически, то есть, вручную. Включение или отключение скоростей на МКПП совершает водитель. Именно он сам решает, в каком режиме движения автомобиля нужно подключить ту или иную передачу. Нажатие на педаль сцепления также происходит механическим способом – ногой человека.
То есть, механическая КПП полностью лишена автоматических систем контроля и управления. В ней нет электронных помощников и узлов. Вся работа осуществляется только водителем. Манипуляции с механикой – это настоящая «работа», здесь нет режима «D» — включил и поехал.
Водителю нужно знать:
По сути, это самая сложная трансмиссия, особенно для новичков. Но именно она дает неповторимые ощущения полного контроля за автомобилем и процессом езды. Тот, кто смог научиться ездить на «механике», сможет поехать на любом типе КПП, а наоборот – нет. Кроме этого, есть еще ряд неоспоримых плюсов, давайте их рассмотрим.
Чем она хороша, а что в ней плохого
Достоинства
В купе это дает существенную экономию на протяжении всего срока эксплуатации.
Недостатки
Без них никуда. Вождение с механической коробкой передач требует от водителя определенных навыков. Просто так сесть и поехать новичкам не всегда удается. Именно езде на «механике» обучают учеников автошкол.
Комфорт. Этим приходится жертвовать. Водителю постоянно нужно работать с педалями и рычагом трансмиссии. Частые нажатия на сцепление, переключение скоростей, выбор необходимой передачи в зависимости от дорожной ситуации. Особенно это болезненно в городских пробках – ноги сильно устают.
Почему многие отказываются от механики
Несмотря на все её положительные черты, большинство автомобилистов в современном мире отказывают от машин с механической коробкой передач. Это связано с её основным недостатком – механическое переключение передач и работа со сцеплением.
В крупных городах, где скорость движения автомобилей небольшая, частые пробки и заторы, поездка домой или на работу может обернуться в настоящий кошмар.
Это я на себе ощутил, когда целый час двигался в «тянучке». Проехал три метра – нажимая педаль сцепления и тормоз, машина остановилась. Если долго стоять – включаем нейтральную передачу. Поток начал движение – опять выжимаем сцепление, включаем скорость, плавно трогаемся. Проехал еще пять метров и снова процесс повторяется.
После такой поездки ноги устают так, как будто вы пробежали несколько километров. И так каждый день. После таких испытаний вождение с механической коробкой передач покажется настоящим издевательством для водителя. Поэтому, многие жители мегаполисов присматривают к покупке авто с автоматическими трансмиссиями. Зато за городом – это настоящий кайф – вы хозяин ситуации и полностью контролируете автомобиль. Здесь раскрываются все преимущества МКПП.
А что вы думаете по этому поводу? — Пишите в комментариях, нужно ли вам такая КПП и почему. Всем удачи на дорогах.
Устройство и работа механической коробки передач
КПП (коробками переключения передач) называют механизмы, отсоединяющее трансмиссию от двигателя, изменяющие скорость транспортного средства. Исключение составляет МКП (механическая коробка передач) в виде многоступенчатого редуктора, которая лишь меняет скорость (двигатель отсоединяется сцеплением). Обычно это узел в отдельном корпусе, содержащий механизм, передающий выбранную водителем мощность. МКПП (механическая коробка переключения передач) может имеет несколько ступеней, всегда переключается вручную.
Назначение и устройство МКПП
МКП на данный момент не самые распространенные, хотя тоже широко используются благодаря надежности, простоте конструкции, ремонтопригодности. Скорость выбирает и переключает водитель вручную. Главное назначение МКПП — преобразование крутящего момента и его передача от мотора на колеса, изменяя передаточное число.
Устройство МКПП:
По количеству валов МКП делятся на:
По количеству ступеней бывают
Неотъемлемая часть МКП сцепление, отсоединяющая коробку от мотора, не повреждая в процессе переключения агрегаты. Говоря упрощенно, сцепление выключает крутящий момент, переключая двигатель и колеса на холостую работу.
Двухвальная коробка передач: устройство и принцип работы
МКПП с двумя валами устанавливаются в легковые авто с передним приводом. Какое-то количество шестеренок вращаются, остальные закреплены, шестерни ведущего и ведомого валов зацеплены. На каждый вал обязательно установлен хотя бы один синхронизатор.
Для чайников принцип работы можно объяснить как соединение шестерен с разным количеством зубьев, чтобы приспособить работу двигателя (обороты) к постоянно меняющейся скорости автомобиля при разгоне или торможении.
Первичный вал через маховик соединен с коленвалом двигателя, передаточные числа передаются с него на вторичный, потом на передние колеса через главную передачу и дифференциал. Благодаря отсутствию промежуточного вала у такой КПП небольшие размеры.
Для соединения шестерен используются муфты синхронизаторов. При необходимости увеличить количество ступеней в КП устанавливают 2 или 3 вторичных вала.
Переключающий скорости механизм располагается отдельно от трансмиссии, связывается с ней тягами или тросиками.
Устройство механизма для переключения скоростей:
Читайте также: Топливные насосы в автомобиле — виды, конструкция, принцип действия, основные неисправности
В процессе изменения скорости рычаг перемещается вертикально и горизонтально, переводя усилие на устройство, выбирающее нужную передачу.
Трехвальная коробка передач — устройство и принцип работы
Трехвальные коробки передач монтируются на автомашины с задним приводом, устройство и принцип работы мало отличается от агрегата с двумя валами, основное отличие конструкции — присутствие дополнительного (промежуточного) вала.
1 — первичный вал; 2 — крышка подшипника; 3 — выключатель света заднего хода; 4 — манжета первичного вала; 5 — задний подшипник первичного вала; 6 — шестерня привода промежуточного вала; 7 — сапун; 8 — шестерня 3-й передачи; 9 — передний картер; 10 — шестерня 1-й передачи; 11 — шестерня заднего хода; 12 — штоки переключения передач; 13 — шарик-фиксатор; 14 — пружина; 15 — рычаг переключения; 16 — защитный уплотнитель; 17 — колпак рычага; 18 — корпус рычага переключения; 19 — задний картер; 20 — вторичный вал; 21 — манжеты удлинителя заднего картера; 22 — сталебаббитовая втулка; 23 — шестерня привода спидометра; 24 — привод спидометра; 25 — задний подшипник промежуточного вала; 26 — шестерня 5-й передачи; 27 — болты крепления оси промежуточной шестерни заднего хода; 28 — промежуточная шестерня заднего хода; 29 — промежуточный вал; 30 — маслозаливная пробка.
Соединенный со сцеплением первичный вал через шестеренчатую передачу передает крутящий момент промежуточному, все шестерни которого жестко зафиксированы. Первичный и вторичный валы вращаются в одной оси, но независимо друг от друга. Шестерни первичного вала не зафиксированы, вторичный с промежуточным сцеплены постоянно. Между шестеренками вторичного вала монтируются выравнивающие скорость вращения синхронизаторы.
Механизм переключения (шток, рычаг, вилки), монтируется на корпус коробки. Устанавливается так же устройство, предотвращающее одновременное включение двух скоростей.
Существуют типы механических КПП с большим количеством ступеней (от 4-х до 6-и), оснащенные дополнительными коробками передач, которые называют редукторами. Они бывают понижающие (демультипликаторы), повышающие (мультипликаторы). Первые с двумя, тремя скоростями монтируются за КПП, до 3-х раз уменьшает передаточное число. Вторые монтируются перед КПП, в 2 раза увеличивают количество передач.
Принцип работы КПП
Устройство любой коробки передач:
сцепление (которое в автоматической коробке называются гидротрансформатором);
передаточный механизм из шестерен (планетарный ряд);
компоненты, переключающие передачи;
система управления.
Принцип работы механической КПП более или менее понятен: водитель вручную переключает передачи, создавая различные комбинации шестерен. Ведущий вал через сцепление соединен с коленвалом двигателя, с ведомым валом соединение не фиксированное.
Нужная пара шестерен выбирается при помощи вилок управляющего механизма. Рукояткой передвигаются приводы, муфты, ползуны. Механизм выбора передачи устанавливается в трансмиссии, на руле или в кузове.
На коротком видео ниже показана вся суть механической коробки передач
Синхронизатор, уравнивающий вращением валов, дает возможность менять скорость без вреда агрегату. Чтобы поменять передачу, нужно нажать на сцепление, отсоединяющее коробку от двигателя. Затем включаем нужную передачу (при старте — первую). Педаль отпускается после изменения скорости.
Как работает синхронизатор:
1 — ступица; 2 — скользящая муфта; 3 — блокировочное кольцо; 4 — пружина; 5 — стопорное кольцо; 6 — косозубая шестерня передачи; а) прямозубый дополнительный венец шестерни; б) внутренняя рабочая поверхность скользящей муфты.
Иногда синхронизатор включает 2 шестерни одновременно. Чтобы авто двигалось задним ходом, монтируется дополнительный вал, оснащенный промежуточной шестерней.
Виды механических коробок передач
Кроме количества валов и ступеней КПП классифицируются в зависимости от наличия-отсутствия синхронизаторов. Если их нет, переключение скоростей требует определенного времени, которое сокращается при регулировании коробки и манипуляций с педалями газа и сцепления. Такие МКПП более надежны при высоких нагрузках, поэтому устанавливаются на мотоциклах, спортивных авто, сельхозтехнике, тяжелых грузовиках, в которых синхронизацию невозможно использовать по техническим причинам.
К механическим относят и роботизированные коробки. Их конструкция такая же, включая наличие диска сцепления, но управление осуществляется электроникой, выполняющей функции педали. Схема переключений тоже не отличается.
Схемы переключений
Есть довольно много разных схем переключения передач. Ниже некоторые из них.
Плюсы и минусы механических КПП
У всех видов КПП есть преимущества и недостатки, идеальных агрегатов не существует.
Плюсы механической конструкции:
Механика позволяет применять разные техники и стили вождения, незаменима при гололеде и на бездорожье.
К минусам можно отнести:
Из данных статистики можно сделать вывод, что механика более утомительная для водителя.
Основные неисправности МКП, их признаки
Механические коробки надежные, но время, неверный выбор жидкости для трансмиссии, использование не оригинальных деталей при ремонте, агрессивная езда, нерегулярное или непрофессиональное техобслуживание, некорректная работа делают свое.
Основные неисправности МКП, их признаки:
Если посторонний шум слышен на нейтрали, в первую очередь проводится проверка уровня жидкости в трансмиссии, степень износа подшипников на первичном валу.
Если коробка шумит при выборе скорости, это свидетельствует о том, что:
Если скорости включаются с усилием, существует вероятность, что:
При самопроизвольном выключении скоростей:
Для самостоятельного проведения диагностики нужно демонтировать и разобрать коробку. Чаще всего она выходит из строя из-за чрезмерного износа деталей. Единственное исключение — выход из строя привода. Если знать, из чего он состоит, можно визуально определить и заменить неисправную деталь.
Что бы снять и разобрать коробку нужно:
После замены изношенных деталей коробка устанавливается на место, в трансмиссию заливается масло.
Не каждый водитель хочет и умеет делать эту работу. Если нет опыта или авто на гарантии, лучше обратиться в сервис. Там работают квалифицированные, опытные специалисты, использующие для диагностики специальное оборудование, для ремонта оригинальные детали.
Опытные водители не сомневаются в преимуществах механики, главным считается экономия топлива. Чтобы механическая коробка передач служила дольше, скорости нужно переключать плавно, зимой не оставлять авто с включенной передачей, регулярно осматривать трансмиссию на протечку масла, проверять его уровень, своевременно доливать. При любой поломке лучше всего обращаться в специализированный сервис. Это позволит в полной мере пользоваться достоинствами механики, в том числе возможностью выбирать стиль и скорость вождения.
Источник https://akppgid.ru/mkpp/mkpp.html
Источник https://avtoyoutube.ru/mekhanicheskaya-korobka-peredach.php
Источник https://vaznetaz.ru/mexanicheskaya-korobka-peredach