Содержание
Принцип работы, возможности и поколения трансмиссии Super Select
Трансмиссия «Супер Селект» от компании Мицубиси в начале 90-х годов произвела революцию в конструкции систем полного привода. Водителю требуется одно переключение рычага, и к его услугам – три режима трансмиссии и понижающая передача.
Что такое полноприводная трансмиссия от Мицубиси
Трансмиссию «Супер Селект» 4WD впервые реализовали на модели Pajero. Конструкция системы позволяла на скорости до 90 км/ч перейти внедорожнику на необходимый режим передвижения:
- задний;
- полный привод;
- полный привод с заблокированным межосевым дифференциалом;
- понижающая передача (на скорости до 20 км/ч).
Впервые полноприводная трансмиссия «Супер Селект» была опробована на внедорожниках для спортивных соревнований на выносливость 24 часа Ле-Мана. После высоких оценок экспертов система устанавливается как штатная на все внедорожники и микроавтобусы компании.
Конструкция мгновенно переключает монопривод в режим полного привода на скользкой поверхности. Во время выезда на бездорожье включается блокировка межосевого дифференциала.
Пониженная передача позволяет значительно увеличить крутящий момент на колесах.
Поколения системы на Паджеро Спорт и других моделях
С момента серийного выпуска в 1992 году трансмиссия прошла единственную модернизацию и одно обновление. Поколения I и II отличаются небольшими изменениями в конструкции дифференциала, и перераспределении момента. В модернизированной системе “Селект 2+” использован “Торсен”, который заменил вискомуфту.
Система состоит из двух главных элементов:
- раздаточная коробка на 3 режима;
- понижающая передача или демультипликатор на две ступени.
Синхронизаторы муфты обеспечивают переключение режимов непосредственно во время движения авто.
Характерная особенность трансмиссии в том, что вискомуфта только корректирует работу дифференциала при распределении момента. При езде по городу узел неактивен.
В таблице ниже – использование трансмиссии Super Select в автомобилях Mitsubishi:
Супер Селект первого и второго поколения и 2+ | ||
1 | 2 | 2+ |
Mitsubishi L200 |
Принцип работы
В трансмиссии первого поколения использован симметричный конический дифференциал, момент передается через зубчатую скользящую передачу с синхронизаторами. Переключения передач осуществляются рычагом.
Главные характеристики “Супер Селект-1”:
- механический рычаг;
- распределение момента между осями 50х50;
- передаточное отношение понижающей передачи: 1-1,9 (Hi-Low);
- использование вискомуфты 4Н.
Второе поколение системы получило несимметричный полный привод, изменилось соотношение передачи момента ― 33:67 (в пользу задней оси), при этом передаточное соотношение понижающей передачи Hi-Low осталось без изменений.
В конструкции заменили механический рычаг управления на электронный с использованием электропривода. По умолчанию в трансмиссии установлен режим передвижения 2Н, с ведущим задним мостом. При подключении полного привода за корректную работу дифференциала отвечает вискомуфта.
В 2015 году конструкция трансмиссии была доработана. Вискомуфту заменил дифференциал “Торсен”, система получила название Super Select 4WD поколение 2+. В системе был оставлен несимметричный дифференциал, который передает усилие в соотношении 40:60, изменилось и передаточное соотношение 1-2,56 Hi-Low.
Для переключения режимов водителю достаточно использовать шайбу селектора, рычаг «раздатки» отсутствует.
Возможности Super Select
Система полного привода имеет четыре основных и один дополнительный режим работы, которые позволяют автомобилю передвигаться по асфальту, грязи и снегу:
- 2Н ― только задний привод. Самый экономичный режим, используется в городе на обычной дороге. При таком режиме межосевой дифференциал полностью разблокирован.
- 4Н ― привод на все колеса с автоматической блокировкой. Переход на полный привод можно провести на скорости до 100 км/ч с режима 2Н, просто отпустив педаль газа и переведя рычаг или нажав кнопку селектора. 4Н обеспечивает маневренность на любой дороге, сохраняя управляемость. Дифференциал будет блокироваться автоматически при обнаружении пробуксовки колес на задней оси.
- 4НLc ― полный привод с жесткой блокировкой. Режим предназначен для крутого бездорожья и для дорог с минимальным сцеплением: грязь, скользкие склоны. 4НLc нельзя использовать в городе – трансмиссия испытывает критические нагрузки.
- 4LLc ― активная понижающая передача. Используется когда необходимо обеспечить колесам максимальный крутящий момент. Такой режим необходимо активировать только после полной остановки автомобиля.
- R/D Lock ― особый режим блокировки, позволяющий имитировать блокировку межколесного заднего дифференциала.
Плюсы и минусы
Главный плюс трансмиссии от Митсубиси – отключаемый дифференциальный полный привод, который превосходит практичностью известный Part-Time. Имеется возможность на ходу менять режимы движения. Используя только задний привод, уменьшается расход топлива. По сведениям производителя, разница в расходе топлива составляет около 2 литров на 100 км пробега.
Дополнительные преимущества трансмиссии:
- возможность использовать полный привод неограниченное время;
- простота в использовании;
- универсальность;
- надежность.
Несмотря на явные преимущества, у японской системы полного привода есть существенный недостаток – высокая стоимость ремонта.
Отличия от “Изи Селект”
Трансмиссию Easy Select часто называют облегченной версией “Супер Селекта”. Главная особенность – в том, что в системе используется жесткое подключение передней оси без межосевого дифференциала. Поэтому полный привод включается вручную только по необходимости.
Эксплуатация автомобиля с системой Easy Select с постоянно включенным полным приводом запрещена. Узлы трансмиссии не рассчитаны на постоянные нагрузки.
Полезное видео
Ознакомьтесь с дополнительной информацией о работе трансмиссии Super Select на видео ниже:
Стоит отметить, что пока Super Select остается одной из самых универсальных и простых систем полного привода. Уже существуют сложные варианты с электронным управлением, но все они значительно дороже.
Коробка Передач: Автомат Или Механика, Робот Или Вариатор?
Коробки передач в деле: «Механика» или «автомат»? «Робот» или «вариатор»? Проблема выбора так или иначе встает перед каждым автомобилистом, выбирающим новую или подержанную иномарку.
Итак, виды коробок передач:
- Классическая «механика»
- Роботизированная механическая коробка
- Автоматическая коробка передач
- Коробка передач автомат вариатор
Рассмотрим особенности, типичные поломки и стоимость ремонта КПП на примере двух марок — Hyundai и Mitsubishi. Поможет нам в этом эксперт — Сергей Дмитриев, начальник слесарного цеха сервисного центра Hyundai компании BLOCK.
Классическая механическая коробка передач
По эксплуатационным качествам в лидерах находится классическая механическая коробка: именно с такой КПП можно достичь максимальной экономии топлива при соответствующем стиле вождения. Техническое обслуживание «механики» сводится к плановой замене масла небольшого объёма (обычно около 2,5 — 3 литров, стоимость около 500 рублей за литр), а ресурс при правильной эксплуатации выходит далеко за пределы гарантийного пробега в 100 тысяч км.
Из типичных неисправностей механической коробки на автомобилях марки Hyundai можно отметить шум подшипников первичного вала, износ осей сателлитов дифференциала, а также износ направляющей выжимного подшипника на «младших» моделях — Gets, Accent, Elantra, Matrix. Данные поломки как правило вызваны грубой эксплуатацией агрегата и могут проявляться при пробеге около 50-60 тысяч км. Стоимость ремонта при этом составляет около 45 – 60 тысяч рублей, что опять же зависит от общего состояния КПП. Механические коробки передач «старших» моделей Hyundai — Sonata, Grandeur, Tucson, Santa Fe, Н-1 и др. — намного более надёжны, каких либо массовых неисправностей у них отмечено не было, притом что пробег многих экземпляров автомобилей перевалил далеко за 250 тысяч км.
Механические коробки автомобилей Mitsubishi также очень надёжны, МКПП некоторых моделей наша компания ни разу не разбирала для ремонта. Исключение составляет разве что КПП автомобиля LancerХ: на этой модели часто отмечается гул подшипников при сравнительно небольшом пробеге в 40-50 тысяч км.
Как подчеркивает специалист сервисного центра BLOCK, в отличие от автоматической коробки, «в придачу» к «механике» мы получаем узел сцепления, имеющий определённый ресурс и соответственно, требующий ремонта, когда ресурс исчерпывается. Стоимость ремонта узла сцепления МКПП в отдельных случаях может быть сопоставима со стоимостью ремонта МКПП.
Коробка передач «робот» (роботизированная коробка)
Следующей в списке логично было бы поставить роботизированную коробку переключения передач. По сути, «робот» — это обычная механическая коробка, управляемая компьютером с помощью специальных электроприводов — так называемых актуаторов. В активе данной коробки все преимущества «механики» плюс функция автоматической смены передач и отсутствие педали сцепления. Среди недостатков — некоторая «задумчивость» при переключении (проблема частично решена за счет изменения программы управления), быстрый износ диска сцепления (иногда требуется замена при пробеге в 20-30 тысяч км), а также низкая надёжность актуаторов и датчиков при их довольно высокой стоимости (актуатор привода сцепления стоит около 25 тысяч рублей, актуатор выбора передач — около 35 тысяч рублей, датчик положения вилок КПП – около 7 тысяч рублей). На практике недостатки перевешивают достоинства «робота», и именно поэтому КПП данного типа не получают массового распространения и устанавливаются как правило лишь на самых младших моделях гаммы. В частности, у Mitsubishi «робот» есть только на модели Colt, а Hyundai вообще не комплектует свои автомобили такими КПП.
Коробка передач «Автомат»
Автоматическая коробка переключения передач классической конструкции – это агрегат, более затратный в эксплуатации в связи с немного большим количеством заменяемого масла (обычно около 4,5 — 5 литров при частичной и 6,5-8 литров при полной замене, стоимость около 350 рублей за литр) и более высоким расходом топлива (около 0,5-1,5 литра) из-за наличия гидротрансформатора и связанных с ним гидравлических потерь. Из характерных неисправностей АКПП младших моделей Hyundai — Getz, Accent, Elantra, Matrix, так же как и в случае с «механикой», можно отметить износ подшипников, осей сателлитов дифференциала, проявляющийся при пробеге в 60-80 тысяч км, а также износ опорной втулки переднего пакета фрикционов, приводящий к повреждению масляного насоса, что в свою очередь вызывает падение давления масла, пробуксовку фрикционов, их разрушение и в итоге требует полной переборки АКПП (90-150 тысяч рублей). Данная неисправность характерна для «автоматов», выпущенных до 2005 года, при пробеге в 60-80 тысяч км. На коробках, выпущенных после 2005 года, вместо втулки применён подшипник, и такой проблемы уже не наблюдается.
«Автоматы» старших моделей Hyundai, как и механические коробки, более надёжны, чем у младших. Из типичных неисправностей можно отметить разрушение пакета фрикционов третьей-четвертой передачи на автомобилях Tucsonс бензиновыми двигателями объёмом 2,0 и 2,7 литра, что также приводит к необходимости переборки АКПП. На автомобилях Elantra New отмечены случаи выхода из строя гидравлического блока управления коробки (цена ремонта — 40 тысяч рублей). Также выходят из строя датчики, измеряющие скорости вращения валов АКПП, что в принципе не является дорогостоящим ремонтом (5-7 тысяч рублей).
«Автоматы» Mitsubishi очень надёжны. Исключение составляют коробки моделей Pajero 3 и 4, у которых отмечаются случаи разрушения планетарного механизма, приводящие к повреждению множества дорогостоящих деталей и влекущие замену агрегата в сборе (ремонт 150+ т. р.).
Коробка передач вариатор
Вариатор — наиболее дорогой в эксплуатации агрегат (количество масла составляет от 3,5 — 4 литров при частичной замене и около 8 литров при полной, при этом стоимость одного литра составляет 1000 рублей). Вариатор сконструирован таким образом, что при движении автомобиля двигатель большую часть времени работает в зоне отдачи оптимального крутящего момента. Теоретически это положительно влияет на расход топлива и снижает выбросы вредных веществ, однако не реализуется в полной степени из-за обязательного наличия гидротрансформатора (хотя и меньшего по сравнению с гидротрансформатором «автомата») и связанных с ним гидравлических потерь. К тому же основной узел вариатора — ремень и связанные с ним шкивы имеют небольшой ресурс и при активной эксплуатации иногда начинают пробуксовывать при пробеге в 80-100 тысяч км. В качестве запасных частей поставляются лишь немногие детали вариатора, ремень и шкивы к ним не относятся, соответственно, при неисправности этих деталей меняется вариатор в сборе. Также в случае с вариатором отмечаются случаи выхода из строя гидравлических блоков управления (ремонт стоит около 80 тысяч рублей).
АКПП на Mitsubishi Pajero
На автомобиле Mitsubishi Pajero установлена автоматическая коробка передач выпуска 1.6.6. Агрегат оборудован пятью ступенями передачи, что позволяет обеспечить комфортное и надежное управление транспортного средства.
Конструкция
Помимо основных передач и ступеней у автоматической коробки имеется одна передача заднего хода. Что касается переключения между ними, то осуществляется оно в автоматическом режиме в зависимости от того, как будет расположен селектор – рычаг.
Рычаг, в свою очередь, оснащен двумя прорезями:
- Основная. Стоит отметить, что в ней имеется четыре положения, благодаря которым осуществляется перемещение селектора коробки передач.
- Прорезь для ручного режима.
Дополнительно к конструкции автоматической коробки передач относятся контрольные лампы, которые находятся на щитке приборов. С их помощью удается обеспечить индикацию положения селектора во время движения автомобиля. Так, например, одна из ламп включается, когда происходит поворот ключа зажигания транспортного средства в режим «ON». При этом цвет лампы зеленый, что говорит о возможной дальнейшей эксплуатации коробки передач.
Расход топлива
Что касается расхода топлива, то ниже представлена таблица потребления бензина двигателем, установленным на последнее поколение Mitsubishi Pajero, в зависимости от определенных условий эксплуатации.
Условие | Расход топлива, л/100 км |
---|---|
Движение по городу | 17 |
Движение по трассе | 11 |
Движение в холодное время года | 15 |
Также необходимо отметить, что данный мотор считается довольно-таки мощным благодаря 250 лошадиным силам, что позволяет разогнать его до 200 км/ч.
Частые проблемы
Автоматическая коробка не вечна, поэтому не секрет, что внутри конструкции также периодически возникают различные неисправности, приводящие к затрудненной эксплуатации автомобиля.
Поэтому производители АКПП рекомендуют проводить регулярный осмотр автомобиля, а также своевременно осуществлять ремонт или замену деталей агрегата или жидкостей. Так, например, довольно актуальной является проблема замены масла в автоматической коробке передач. Дополнительно среди наиболее распространенных поломок можно отметить:
- Повреждение проводки.
- Выход из строя датчиков.
- Возникновение перепадов напряжения.
- Износ элементов конструкции, и в особенности – электронного блока управления.
Таким образом, при эксплуатации Mitsubishi Pajero, оснащенной автоматической коробкой передач, стоит обращать внимание на то, как ведет себя агрегат или автомобиль, а также своевременно осуществлять ремонт.
Ремонт АКПП на Mitsubishi Pajero: возможно ли это?
В случае, если на приборной панели начинает мигать значок аварийного режима коробки, значит, что с агрегатом что-то не так. В большинстве случаев специалисты рекомендуют сразу же отправляться в автосервис и доверить автомобиль настоящим профессионалам своего дела для проведения диагностики и выявления причины возникновения неисправности.
Конечно, осуществить диагностику можно самостоятельно, но для этого владельцу авто необходимо обладать соответствующими знаниями об устройстве коробки передач, ее конструкции и принципе работы. Также можно отметить, что в автомобилях иногда встраивается функция самодиагностики, но и она порой может подвести.
В любом случае, диагностика, проведенная на станции технического обслуживания, будет проще, быстрее и понятнее. Что касается последовательности действий при диагностике, то она заключается в следующем:
- Демонтаж коробки.
- Ее разбор.
- Осмотр АКПП.
По результатам проведенного осмотра коробки передач автомеханик сможет сделать вывод, какой вид поломки возник в устройстве, а также необходим ему ремонт или требуется полная замена.
Что касается самого ремонта или замены элементов коробки передач, то лучше и в этом случае довериться специалистам. Стоит отметить, что стоимость автоматических коробок передач на Mitsubishi Pajero составляет:
- В случае использования б/у агрегата от 20 000 рублей.
- В случае применения новой АКПП от 65 000 рублей.
Несмотря на то, что за процедуру при посещении СТО придется доплатить, данный вариант все же будет более выгодным, так как при самостоятельной замене есть риск ухудшить ситуацию и вызвать дополнительную поломку.
Как осуществляется ремонт?
К ремонту механик автосалона прибегнет сразу после того, как будет проведена диагностика АКПП. Далее будут рассмотрены наиболее распространенные ситуации, требующие ремонта элементов конструкции. Согласно вышеуказанным ценам на новые и б/у АКПП для Mitsubishi Pajero, ремонтировать агрегат намного выгоднее по стоимости, нежели осуществлять его полную замену.
Ремонт гидроблока
Если проблема была обнаружена в гидроблоке, то его:
- Вскрывают.
- Изучают состояние деталей и клапанов устройства, а также осматривают пружины и соленоиды.
- В случае загрязнения гидроплиты проводят ее очистку и заменяют агрегат.
При этом стоит отметить, что профессиональный мастер способен в случае необходимости выполнить капительный ремонт гидроблока, что приведет к улучшению работоспособности всей системы коробки передач.
Ремонт гидротрансформатора
В случае возникновения неисправности в работоспособности гидротрансформатора сложность может возникнуть при демонтаже устройства, поэтому еще раз стоит повторить рекомендацию доверить процедуру настоящим профессионалам.
Необходимо отметить, что после демонтажа устройства его дальнейший ремонт не представляет особых сложностей, поэтому осуществляется довольно-таки быстро. После замены гидротрансформатор будет установлен свое на место.
Ремонт селектора
Иногда проблема может заключаться в изнашивании селектора из-за отсутствия или потери своих функций за счет смазки.
Во время ремонта данный элемент демонтируют и устанавливают новый. Однако перед этим происходит промыв всех контактов.
Ремонт ЭБУ
ЭБУ может выйти из строя в результате резкого перепада температур или переохлаждения транспортного средства. Если возникла необходимость в ремонте данного устройства, то специалисты в первую очередь приступают к проверке целостности проводки и только затем осматривают сам агрегат.
Ремонт ЭБУ, в свою очередь, подразумевает полный разбор устройства и замену его комплектующих элементов. После этого блок собирают заново и устанавливают на место.
Наконец, если никакой из этих устройств не подлежит восстановлению, речь пойдет о капитальном ремонте коробки передач или покупке нового агрегата.
Замена масла в АКПП
Своими руками при необходимости можно справиться с заменой масла в автоматической коробке передач на Митсубиси Паджеро. Специалисты рекомендуют заменять жидкость примерно каждые 80 тыс. км пробега автомобиля, так как масло теряет свои свойства, а также снижает работоспособность элементов конструкции коробки. Так, например, может туго переключаться рычаг из-за отсутствия в нем необходимой смазки.
Иногда при замене может понадобиться дополнительная промывка КПП. Это можно определить по таким характеристикам, как:
- цвет масла;
- его консистенция.
Чем масло гуще и темнее, тем больше требуется промывка.
Несколько советов по эксплуатации АКПП на Mitsubishi Pajero
Чтобы не приходилось часто посещать СТО или прибегать к ремонту самостоятельно, стоит учесть несколько советов по эксплуатации данного вида коробки передач:
- Заводить мотор рекомендуется в том случае, когда рычаг находится в нейтральном положении или в режиме паркинга ТС.
- После того, как двигатель будет запущен, следует выждать небольшое количество времени. Это поспособствует равномерному распределению масла по механизмам, что значительно увеличит срок их службы.
- Трогаться лучше после легкого толчка автомобиля. Именно этот толчок будет означать, что нужная передача была включена.
- Переключать режимы паркинга и заднего хода можно только в том случае, если автомобиль остановился.
- Не стоит ставить рычаг в нейтральное положение, если машина стоит под уклоном или едет накатом. Если проигнорировать этот совет, можно привести к образованию больших нагрузок на коробку передач.
- В случае буксировки машины рекомендуется осуществлять процесс только на короткие расстояния и только в том случае, если двигатель будет заведен.
В результате следует сказать, что если заботиться о автомобиле, обеспечивать комфортные условия эксплуатации и регулярно проходить технический осмотр, можно избежать возникновения серьезных поломок в АКПП, а с небольшими проблемами автовладелец может справиться и самостоятельно.
Источник https://techautoport.ru/transmissiya/sistemy-polnogo-privoda/super-select.html
Источник https://mitsubishi-time.ru/2014/01/korobka-peredach-avtomat-ili-mehanika-robot-ili/
Источник https://zapchasti.expert/kpp/akpp-na-mitsubishi-pajero.html