Содержание
Коробка передач на ГАЗ-3309, ГАЗ-3308, «ВАЛДАЙ»: зачем и как?
Коробка передач, а также ходовая система автомобиля считаются наиболее нагруженными узлами любой машины. Это особенно касается грузовых авто, включая ГАЗ-3309, ГАЗ-3308 и ГАЗ «Валдай». Чтобы понять, как обслуживать и выполнять ремонт коробки переключения передач, необходимо ознакомиться с её особенностями.
Нужно отметить, что КПП на ГАЗ-3309, ГАЗ-3308 и ГАЗ «Валдай» достаточно сложные механизмы. Ремонт КПП нужно выполнять с привлечением квалифицированных специалистов. Ознакомимся с основными принципами работы коробки передач, а также рассмотрим особенности, которые нужно знать всем владельцам вышеописанных марок автомобилей.
Общие особенности устройства КПП автомобиля
Трансмиссия машин специально разработана для передачи и изменения крутящего момента от ДВС к колесам. Иными словами, именно от качества работы КПП ГАЗ-3309 и подобных машин зависят многие технические параметры, включая скоростные и динамические характеристики.
МКПП ГАЗ-3309 представлен штатной механической 5-ступенчатой коробкой передач с рычагом, позволяющим переключать режимы работы. Схема переключения простая и понятная. Смена передач реализуется посредством системы зубчатых передач и валов, которые при необходимости позволяют увеличить или же уменьшить крутящий момент.
Чтобы система передач работала, требуется выжимать сцеплением. Нужно отметить, что у предшественников КПП ГАЗ-3308 и КПП ГАЗ-3309, а в частности в ГАЗ-3307, механическая коробка передач имела ряд недостатков. Они были связаны с переходом от одной скорости к другой. В ГАЗ-3309 и других поздних модификациях инженерам удалось полностью избавиться от данной проблемы. Этого удалось достичь благодаря применению инерционных синхронизаторов.
Такой узел, как МКПП ГАЗ «Валдай» и подобных автомобилей полностью состоит из подвижных деталей. Для их нормальной эксплуатации необходимо использование масла. Заливать техническую жидкость необходимо в 2 картера коробки сцепления автомобиля. Картеры изготавливаются из сплава алюминия.
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ
Устройство коробки переключения передач ГАЗ-3309
На грузовой автомобиль ГАЗ-3309 устанавливают механическую пятиступенчатую коробку передач. Все передачи, кроме первой и заднего хода, снабжены инерционными синхронизаторами.
Переключение передач осуществляется с помощью рычага. Схема переключения передач расположена в кабине на панели приборов. Масса узла 75 кг (без масла). Детали 5-ступенчатой коробки передач ГАЗ-3309 собраны в переднем 1 (рис. 1) и заднем 29 картерах, изготовленных из алюминиевого сплава.
Для обеспечения необходимой соосности деталей коробки передач картеры центрируются по двум установочным штифтам, запрессованным в задний картер. Картеры соединены между собой через прокладку двенадцатью болтами с пружинными коническими шайбами.
Рис. 1. Коробка передач ГАЗ-3309 1 — передний картер; 2 — регулировочные прокладки; 3 — промежуточный вал; 4,5,44 — шестерни промежуточного вала; 8,31 — манжеты; 7 — крышка первичного вала; 8 — первичный вал; 9 — роликовый подшипник; 10 — шайба подшипника; 11 — синхронизатор четвертой и пятой передач; 12 — съемный венец первичного вала; 13 — блокирующее кольцо синхронизатора; 14,32 — заглушки; 15,25,28 — вилки включения передач; 16 — шарики фиксатора; 17 — прокладка картера рычага; 18 — рычаг переключения передач; 19 — колпак рычага; 20 — уплотнитель рычага; 21 -прокладка колпака рычага; 22 — картер рычага; 23 — съемный венец шестерен второй и третьей передач; 24 — болт крепления вилок; 26 — синхронизатор второй и третьей передач; 27 — вторичный вал; 29 — задний картер; 30 — ведущая шестерня привода спидометра; 33 — гайка фланца; 34 — фланец вторичного вала; 35,40, 41,45, 46 — шестерни вторичного вала; 36 — ступица муфты включения первой передачи и передачи заднего хода; 37 — муфта сцепления; 38 — съемный венец шестерен первой передачи и передачи заднего хода; 39 — подшипник промежуточного вала; 42 — игольчатый подшипник шестерен вторичного вала; 43 — пробка сливного отверстия Все шестерни коробки передач косозубые (кроме шестерен заднего хода) и находятся в постоянном зацеплении. Первичный 8 и вторичный 27 валы установлены в картерах на шариковых подшипниках, которые удерживаются от осевого смещения полукольцами 3 и 6 (рис. 2), крепящимися к картерам болтами 1 и 5. Передний конец вторичного вала КПП ГАЗ-3309 опирается на роликовый подшипник 9 (см. рис. 1), расположенный внутри первичного вала. Промежуточный вал 3 установи картерах на двух одинаковых конических роликовых подшипниках 39. При сборке коробки передач должен быть обеспечен предварительный натяг подшипников промежуточного вала 0,06-0,16 мм, который достигается подбором и установкой металлических прокладок 2 под торец наружного кольца переднего подшипника. Дополнительной регулировки подшипников при эксплуатации автомобиля не требуется.
Рис. 2. Крепление подшипников КПП ГАЗ-3309 1, 5 — болты; 2 — заклепка; 3 — полукольцо подшипника первичного вала; 4 — шайба переднего подшипника вторичного вала; 6 — полукольцо подшипника вторичного вала; 7 — первичный вал; 8 — вторичный вал; 9 — передний картер; 10 — задний картер Шестерни промежуточного вала 4, 5 и 44 установлены на вал на прессовой посадке. Шестерни вторичного вала установлены на роликовых игольчатых подшипниках 42 единого типоразмера. Первая передача и передача заднего хода включаются с помощью муфты 37. Шестерни второй, третьей, четвертой передачи вторичного вала и первичный вал имеют съемные венцы, на конической поверхности которых расположены блокирующие кольца 13 синхронизаторам 11 и 26. Синхронизаторы имеют по три пружины 4 (рис. 3), фиксатора 1 и сухаря 2. включение передач осуществляется соединением внутренних зубьев-муфт 3 с наружными зубьями съемных венцов. От самопроизвольного выключения муфта синхронизатора КПП ГАЗ-3309 удерживается благодаря скошенным внутрь под углом 4 градуса к зубьям самой муфты и съемного венца, образующих при включенном положении замок. Три площадки на зубчатом венце муфты ограничивают ее ход при включении передач. Рис. 3. Синхронизатор КПП ГАЗ-3309 1 — фиксатор; 2 -сухарь; 3 — муфта; 4 — пружина; 5 — распорное кольцо игольчатого подшипника; 6 — вторичный вал С правой стороны по направлению движения на оси, запрессованной в задний картер, на роликовом подшипнике вращается промежуточная шестерня заднего хода, от которой возможен отбор мощности через специальный люк. От осевого смещения ось застопорена болтом 6, завернутым в прилив заднего картера. Под головку болта подложены плоская и пружинная коническая шайбы. Рис. 4. Предохранители включения передач ГАЗ-3309 1,3- пружины предохранителей; 2 — предохранитель включения; 4 — заглушка; 5 — головка включения первой передачи и передачи заднего хода; 6 — штифты; 7 — головка включения второй и третьей передач; 8 — вилка включения четвертой и пятой передач; 9 — болт Механизм переключения передач содержит три вилки включения, которые крепятся на трех штоках болтами 24 (см. рис. 1) и пружинными коническими шайбами. Вилки имеют стальные съемные сухари, которые расположены в пазах муфт. Кроме того, на штоках с помощью штифтов 6 (рис. 4) крепятся головки включения 5 и 7, в пазах которых расположен нижний конец рычага переключения передач. В положении включенной передачи и в нейтрали каждый шток зафиксирован шариками 16 (см. рис. 1), поджатыми пружинами. В заднем картере КПП ГАЗ-3309 расположено блокирующее устройство, состоящее из четырех шариков 1 (рис. 5), расположенных попарно между штоками, и штифта 2, установленного в отверстии среднего штока, что предотвращает одновременное перемещение двух штоков. Расположенные в верхней части переднего картера подпружиненные предохранители 2 (см. рис. 4) удерживают нижний конец рычага переключения передач в нейтральном положении в головке 7 включения второй и третьей передач. Рис. 5. Блокирующее устройство коробки передач ГАЗ-3309 1 — шарик; 2 — штифт; 3 — шток переключения четвертой и пятой передач; 4 — заглушка Рычаг переключения передач с пружиной и седлом установлены в картер 22 (см. рис. 1) рычага и закреплены колпаком 19, под которым установлена прокладка 21.
Уплотнитель 20 предотвращает попадание в коробку передач грязи и воды. Картер рычага установлен сверху на переднем картере коробки передач через прокладку 17. В отверстии заднего картера установлен штуцер с ведомой шестерней привода спидометра, который крепится в картере болтом. Ведущая шестерня привода спидометра установлена на вторичном валу. Смазка деталей коробки передач ГАЗ-3309 осуществляется окунанием и разбрызгиванием. К роликовым подшипникам шестерен, переднему подшипнику вторичного вала масло поступает через специальные отверстий шестернях и первичном валу. Для уплотнения валов используются армированные манжеты 6 и 31 (см. рис. 1). Пробка 4 сливного отверстия снабжена постоянны магнитом для сбора и удерживания продуктов износа. На стенке заднего картер расположен сапун, предназначенный для сообщения внутренней полости коробки передач с атмосферой.
Устройство автомобилей
Ниже приведены примеры устройства и работы ступенчатых коробок передач некоторых марок отечественных автомобилей.
Трехвальные коробки передач
Основными преимуществами трехвальных коробок передач являются возможность получения большого передаточного числа передачи и наличие прямой передачи, при которой КПД коробки передач близко к 100%. Поэтому они применяются как на грузовых, так и на легковых автомобилях.
Коробка передач автомобиля ВАЗ-2105
На автомобилях модели ВАЗ-2105 стандартной комплектации устанавливается трехвальная четырехступенчатая коробка передач с непосредственным механическим приводом. Силовой агрегат (двигатель, сцепление и коробка передач) устанавливается вдоль оси автомобиля, крутящий момент от него передается на задние ведущие колеса посредством карданной передачи, главной передачи с межколесным дифференциалом и полуосей.
Коробка передач автомобиля ВАЗ-2105 (рис. 1) имеет литой алюминиевый картер 4 с нижней 30 и задней 19 крышками.
Полость коробки передач сообщается с атмосферой посредством сапуна 5, что исключает повышение давления в картере и связанную с этим утечку масла через уплотнения.
Коробка передач крепится к картеру сцепления, образуя вместе с ним и двигателем силовой агрегат. Механизм переключения передач расположен в задней крышке картера.
Первичный вал 36 выполнен заодно с консольно-расположенным зубчатым колесом 34, и установлен передним концом в расточке коленчатого вала двигателя, а задним концом на шариковом подшипнике 2 в передней стенке картера. Этот подшипник благодаря тарельчатой шайбе, установленной в проточке его наружной обоймы, обеспечивает осевую фиксацию первичного вала.
На передней части вала нарезаны шлицы, которыми он соединяется с ведомым валом сцепления. На заднем конце вала имеется зубчатый венец с прямыми зубьями, который может входить в зацепление с зубьями синхронизатора.
Промежуточный вал 31 представляет собой блок четырех зубчатых колес и опирается передним концом на двухрядный шариковый подшипник 33, а задним концом на роликовый подшипник 24.
Вторичный вал вращается на трех подшипниках. Передний подшипник 3 вторичного вала устанавливается в расточке консольной части первичного вала. Для его смазывания в зубчатом колесе первичного вала просверлены отверстия.
Средний подшипник 11 расположен в задней стенке картера, а задний подшипник 17 в задней крышке. Задний конец вала уплотняется манжетой 14 и закрыт грязеотражателем 18.
На обработанных шейках вала вращаются зубчатые колеса третьей и второй передач, а зубчатое колесо 10 первичной передачи вращается на стальной втулке. Каждое из зубчатых колес помимо основного косого зубчатого венца имеет прямозубые венцы, расположенные сбоку.
На двух поясах ведомого вала нарезаны по три глубоких паза, с помощью которых вал жестко соединяется с муфтами 6 и 26 синхронизаторов. В коробке передач применяются синхронизаторы с блокировочными кольцами, обеспечивающие безударное переключение передач. Промежуточное колесо 22 заднего хода вращается на неподвижной оси 23 на металлокерамической втулке.
Работает коробка передач следующим образом.
При работающем двигателе, включенном сцеплении и нейтральном положении рычага переключения передач крутящий момент через зубчатые колеса 34 и 32 постоянного зацепления передается на промежуточный вал 31 и далее на все зубчатые колеса вторичного вала. Но ни одно из этих зубчатых колес не может передавать крутящий момент, поскольку они в данном случае не связаны жестко с вторичным валом.
При включении первой передачи через привод и механизм переключения передач перемещается муфта 26 синхронизатора и соединяет малый венец зубчатого колеса 10 со ступицей. При этом крутящий момент через зубчатое колесо 10, муфту 26 и ступицу передается на вторичный вал 9.
Когда включается вторая передача, муфта 26 соединяет зубчатый венец зубчатого колеса 8 со ступицей и крутящий момент на вторичный вал передается через зубчатое колесо 8, муфту 26 и ступицу. Включение третьей и четвертой передачи осуществляется перемещением муфты 6.
Крутящий момент на третьей передаче передается с промежуточного вала 31 на вторичный вал 9 через зубчатое колесо 7 третьей передачи вторичного вала, муфту синхронизатора 6 и ступицу, а на четвертой передаче непосредственно с зубчатого венца первичного вала 36 через муфту 6 на вторичный вал 9. Эта передача является прямой.
Для включения заднего хода необходимо рычаг переключения передач передвинуть вправо, затем утопить и переместить назад. При этом переместится промежуточное зубчатое колесо 22 заднего хода и войдет в зацепление с ведущим 37 и ведомым 12 зубчатым колесом заднего хода.
Крутящий момент будет передаваться через все три зубчатых колеса.
Коробка передач автомобиля ГАЗ-66
Коробка передач многих бензиновых автомобилей марки «ГАЗ» (семейства ГАЗ-66, ГАЗ-53, ГАЗ-3307 и некоторых других) – четырехступенчатая, трехвальная, трехходовая, без синхронизаторов, четвертая передача прямая. На более поздних моделях устанавливались коробки передач с блокирующим синхронизатором включения III и IV передач.
Коробка состоит из чугунного картера 12 (рис. 2), крышки с механизмом переключения передач, первичного 1, вторичного 7 и промежуточного 14 валов, зубчатых колес 6, 5, 4 первой, второй и третьей передач соответственно, муфты 15 включения третьей и четвертой передач и блока зубчатых колес заднего хода.
Валы установлены на шариковых и роликовых подшипниках.
Передний конец вторичного вала входит в выточку первичного вала. Зубчатое колесо 6 первой передачи и заднего хода прямозубое, установлено на шлицах вторичного вала. А зубчатые колеса 4 и 5 косозубые, установлены свободно и вращаются на бронзовых втулках.
Все зубчатые колеса промежуточного вала 14 изготовлены заодно с валом и представляют собой блок шестерен.
Для упрощения конструкции в коробке передач не применяются синхронизаторы, а включение третьей и четвертой передач осуществляется муфтой 15 быстрого включения. С этой целью она перемещается соответственно назад или вперед по ходу автомобиля с помощью механизма переключения передач.
В первом случае зубчатое колесо 4 третьей передачи вторичного вала блокируется с валом 7, и крутящий момент передается от зубчатого колеса 11 промежуточного вала на зубчатое колесо 4 и далее на вторичный вал 7.
Во втором случае валы 1 и 7 блокируются, и включается прямая передача.
Для включения второй передачи блокируют зубчатое колесо 5 с валом 7 через зубчатое колесо 6 первой передачи, перемещая его вперед.
Для включения первой передачи зубчатое колесо 6 перемещают назад до зацепления с зубчатым колесом 8 первой передачи промежуточного вала.
Для движения задним ходом в зацепление с зубчатыми колесами 6 и 8 вводят блок 9 зубчатых колес заднего хода.
Коробка передач автомобиля ЗИЛ-433360
Автомобили ЗИЛ-433360 и некоторые другие модели автомобилей марки «ЗИЛ» с бензиновым двигателем оборудованы трехвальной трехходовой пятиступенчатой коробкой передач с двумя синхронизаторами для включения всех передач переднего хода, кроме первой.
Детали коробки передач (рис. 3) смонтированы в чугунном литом картере, закрытом крышкой. На правом люке устанавливается (при необходимости) коробка отбора мощности или лебедка, левый люк закрыт крышкой.
В правой стенке картера имеется резьбовая пробка отверстия для заправки коробки маслом и для проверки уровня масла.
В левой стенке картера снизу имеется сливное отверстие, закрываемое резьбовой пробкой, оснащенной магнитным улавливателем металлических продуктов износа, содержащихся в масле.
Механизм переключения передач размещен в крышке коробки передач, переключение осуществляется рычагом прямого управления коробкой.
Принципиальное устройство коробки передач автомобилей семейства «ЗИЛ» аналогично рассмотренной выше коробке передач автомобилей «ГАЗ», имеются лишь конструктивные отличия.
Двухвальные коробки передач
Основными достоинствами двухвальных коробок передач являются простота конструкции, небольшие масса и габаритные размеры, высокий КПД. К основным недостаткам относятся невозможность получения больших значений передаточных чисел.
Двухвальная схема позволяет использовать такие коробки передач на легковых автомобилях с передними ведущими колесами.
Коробка передач автомобилей ВАЗ-2108, -2109
Особенностью коробки передач переднееприводного легкового автомобиля ВАЗ-2108 является отсутствие прямой передачи, так как в ней нет соосных валов, а главная передача и коробка размещены в одном картере.
Коробка передач автомобиля ВАЗ-2108 двухвальная четырехступенчатая, без прямой передачи. Картер 1 коробки передач (рис. 4) выполняется из алюминиевого сплава и закрывается крышками. В задней крышке 14 имеется сапун для соединения полости картера с атмосферой. Это предотвращает повышение давления внутри картера во время работы передач, что может вызвать утечку смазочного материала через уплотнения в корпусе коробки.
В передней крышке, являющейся также картером 22 сцепления, расположены главная передача и дифференциал.
Первичный вал 18 выполнен в виде блока косозубых зубчатых колес и установлен на двух подшипниках 15 и 19 в стенках картера. В постоянном зацеплении с зубчатыми колесами первичного вала находятся ведомые зубчатые колеса 5, 7, 9, 11 вторичного вала, вращающиеся на игольчатых подшипниках 12.
Вторичный вал 26 выполнен заодно целое с ведущим зубчатым колесом главной передачи и установлен на переднем шариковом 13 и заднем роликовом 25 подшипниках.
На шлицах вторичного вала установлены два синхронизатора с блокировочными зубчатыми кольцами. Ведущее зубчатое колесо главной передачи вторичного вала находится в постоянном зацеплении с ведомым зубчатым колесом 27 главной передачи.
Синхронизаторы обеспечивают безударное включение всех передач прямого (переднего) хода. Муфта 6 синхронизатора первой и второй передач является одновременно зубчатым колесом заднего хода.
Для включения заднего хода в зацепление с муфтой 6 и прямозубым зубчатым колесом заднего хода первичного вала вводится промежуточное зубчатое колесо.
На автомобилях ВАЗ-2109 устанавливается модифицированная двухвальная коробка передач, в которой предусмотрена пятая передача. Первичный и вторичный валы выполнены более длинными, при этом их задние концы выходят за пределы картера.
На концах валов устанавливается дополнительная пара зубчатых колес и третий синхронизатор с блокирующими зубчатыми кольцами.
Установка дополнительных зубчатых колес потребовала усиления подшипников, поэтому здесь применяются двухрядные шариковые подшипники. Картер закрывается увеличенной в размерах крышкой.
При такой конструкции усложняется смазывание дополнительных зубчатых колес пятой передачи, что снижает ее надежность. Поэтому предпочтительнее коробки, изначально разработанные как пятиступенчатые, а не модифицированные.
В настоящее время существуют сконструированные аналогично шестиступенчатые коробки передач.
Техническое обслуживание коробок передач
При ТО-2 в коробках передач проверяют и доливают до установленного уровня масло.
Устраняют подтекания масла, которые могут быть через сальники и прокладки. При наличии подтеков масла следует проверить сапун — его засорение может быть причиной утечки масла через уплотнения.
Проверяют и при необходимости регулируют механизм включения передач.
Замену масла производят в соответствии с нормативами.
Трансмиссионные масла, применяемые для коробок передач (по ГОСТ 23652-79):
ТСп-15К, ТАП-15В, ТАД-17И, ТСп-10 (в холодное время года).
В соответствии с инструкцией по эксплуатации заменяют масло в корпусах коробки передач и раздаточной коробки.
Вал КПП ГАЗ: основа трансмиссии автомобилей из Нижнего Новгорода
Вал КПП ГАЗ: основа трансмиссии автомобилей из Нижнего Новгорода
Во всех старых и новых автомобилях ГАЗ (в «ГАЗонах», «Волгах», «ГАЗелях») используются коробки передач с ручным управлением классической трехвальной конструкции. О трансмиссии автомобилей ГАЗ, их коробках передач и используемых в них валах, а также о некоторых неисправностях КПП читайте в данной статье.
Схемы трансмиссии автомобилей ГАЗ
Трансмиссия всех автомобилей Горьковского автозавода выполнена по традиционным схемам, которых сегодня используется две:
• Автомобили с колесной формулой 4х2 и задним приводом — ГАЗ-53, ГАЗ-3307, «ГАЗель», «ГАЗон Next», легковые автомобили «Волга»;
• Автомобили с колесной формулой 4х4 — ГАЗ-66, семейство ГАЗ-3308 и другие.
Также ГАЗ ограниченными партиями выпускает автомобили специального назначения на колесном и полугусеничном ходу, эти автомобили имеют различные колесные формулы, однако их трансмиссия построена на тех же принципах, что и соответствующие системы массовых серийных моделей.
Устройство трансмиссии всех заднеприводных автомобилей ГАЗ следующее. Крутящий момент с коленчатого вала двигателя посредством механизма сцепления поступает на МКПП (4-х или 5-ступенчатую), где он изменяется по величине. С КПП момент посредством обычного карданного вала направляется на главную передачу ведущего моста, где еще раз изменяется, а затем на дифференциал, где разделяется на два потока. Оба потока с помощью привода (роль которого играют полуоси) поступают на правое и левое колеса.
Полноприводные грузовики ГАЗ имеют более сложную трансмиссию. Здесь появляется еще одна коробка передач (механическая, 2-ступенчатая), называемая раздаточной. «Раздатка» разделяет мощность на два независимых и противоположно направленных потока, поступающих (посредством обычных карданных валов) на передний и задний ведущие мосты.
На серийных моделях грузовых и легковых автомобилей ОАО «ГАЗ» до самого недавнего времени устанавливались исключительно механические 4-ступенчатые КПП. Однако сегодня на автомобили «ГАЗель», «Соболь», «Валдай», актуальные модели «Волга» (с 1994 года), ГАЗ-3308/33086, «ГАЗон Next» и другие устанавливаются механические 5-ступенчатые МКПП.
В качестве эксперимента на некоторые ранние модели автомобилей «Волга», а также на все представительские ГАЗ-13 «Чайка» устанавливалась автоматическая 3-ступенчатая КП, которая, однако, широкого применения не нашла. Более современной АКПП оснащался легковой автомобиль Volga Siber, который выпускался с 2008 по 2010 годы. Но к сегодняшнему дню «автоматы» так и не получили массового распространения.
Во многих моделях грузовых автомобилей ГАЗ возможна установка коробки отбора мощности (КОМ), с помощью которой производится отбор крутящего момента для привода разнообразных механизмов. Главным образом, КОМ используется для привода насоса гидравлической системы. Специально для установки КОМ в картере КПП предусмотрен лючок с установленной на болтах крышкой.
Здесь мы рассмотрим устройство и особенности работы только наиболее распространенных 4-х и 5-ступенчатых МКПП актуальных и снятых с производства автомобилей ГАЗ.
Устройство коробок передач автомобилей ГАЗ
Можно выделить три основных типа коробок передач, имеющих принципиально одинаковое устройство:
• 4-ступенчатые КПП легковых автомобилей «Волга» до 1994 года выпуска;
• 4-ступенчатые КПП грузовых автомобилей ГАЗ-53, ГАЗ-3307, ГАЗ-66;
• 5-ступенчатые КПП легковых автомобилей «Волга» после 1994 года и «ГАЗель»;
• 5-ступенчатые КПП грузовиков ГАЗ-3308, ГАЗ-33086 и других актуальных моделей.
Основу КПП составляет цельнолитой картер. В его верхней части расположены ведущий и ведомый валы (также они называются первичным и вторичным). Ниже располагается промежуточный вал, играющий роль посредника между первыми двумя. В верхней крышке КПП предусмотрен специальный механизм выбора передач, в его состав входит рычаг, три горизонтальных штока (а также фиксаторы), на каждом из которых установлена вилка, с помощью которой производится передвижение муфт или шестерен.
Валы несут на себе косозубые и прямозубые шестерни, которые в том или ином порядке входят в зацепление друг с другом, что и обеспечивает изменение величины крутящего момента. Более подробно об устройстве валов в «ГАЗовских» КПП рассказано чуть ниже.
Включение и выключение скоростей может производиться разными способами:
• Фиксацией (заклиниванием) неподвижных шестерен ведомого вала посредством подвижной муфты (которая обычно объединена в единую конструкцию с синхронизатором);
• Зацеплением венцов подвижной шестерни на вторичном валу и неподвижной шестерни на промежуточном валу.
В КПП обязательно присутствует отдельный вал малой длины с одной или двумя шестернями, который служит для включения задней скорости. Шестерня (или шестерни) этого вала включаются между шестернями 1-й (в 4-ступенчатых КПП) или 5-й (в 5-ступенчатых передач) скорости промежуточного и ведомого вала. Введение дополнительной шестерни изменяет направление вращения выходного вала на противоположное, что изменяет и направление движения авто.
Теперь рассмотрим конструктивные отличия разных типов КПП автомобилей Горьковского автозавода.
Четырехступенчатые КПП легковых автомобилей ОАО «ГАЗ». Используемые на «Волгах» (ГАЗ-24 и более поздних) коробки оснащаются ведущими (вторичными) валами с неподвижными шестернями. Включение и выключение передач (заклинивание шестерен на валу) осуществляется посредством двух инерционных муфт синхронизаторов. Рычаг, с помощью которого осуществляются манипуляции по переключению передач, монтируется сверху, со стороны задней стенки картера коробки, на специальном удлинении — это сделано для более удобного расположения КПП и возможности вывода рычага в салон.
Четырехступенчатые КПП грузовиков ГАЗ-53, ГАЗ-66, ГАЗ-3307. Переключение передач производится с помощью одной муфты (3-я и 4-я передачи) и подвижной шестерни (1-я и 2-я передачи). Рычаг переключения передач расположен непосредственно в верхней части картера КПП. Такая конструкция обеспечивает компактность коробки, что облегчает компоновку трансмиссии и ее обслуживание.
Пятиступенчатые КПП актуальных моделей ГАЗ. В данных коробках все шестерни ведомого вала неподвижны, а включение скоростей производится с помощью трех подвижных муфт синхронизаторов (одна муфта служит для включений 1-й и 2-й передач, вторая — для включения 3-й и 4-й передач, и третья — для включения 5-й и задней скоростей). Рычаг монтируется непосредственно на верхней части картера, со стороны ведомого вала.
Более подробно нужно рассказать о конструкции и особенностях используемых в коробках передач ГАЗ валах.
Назначение и устройство валов КПП
Каждый из трех валов имеет свое место в КПП и решает свои задачи, чем обусловлено их конструкция и расположение.
Ведущий (он же первичный) вал. Данная деталь принимает поток мощности от сцепления, и передает его на промежуточный вал (либо напрямую на ведомый вал в случае выбора прямой передачи, роль которой в «ГАЗовских» коробках выполняет четвертая скорость). Ведущий вал на всех КПП ОАО «ГАЗ» имеет малую длину, на его внутреннем конце расположена косозубая шестерня, зубчатый венец которой входит в постоянное зацепление с венцом шестерни промежуточного вала. Внешний конец вала имеет шлицевое соединение со ступицей ведомого диска сцепления.
Ведущий вал имеет две опоры, одну — в коробке, другую — за ее пределами. Роль первой опоры играет подшипник, который установлен непосредственно в картере КПП (в его передней стенке), а вторая опора — подшипник, которые монтируется в специальной выточке на торце коленчатого вала. Такой способ установки просто и изящно решает задачу обеспечения соосности коленчатого вала двигателя, сцепления и коробки передач, исключая перекосы и упрощая конструкцию агрегатов трансмиссии.
Ведомый (он же вторичный) вал. Наиболее сложный узел в КПП, что обусловлено выполняемыми им функциями:
• Данный вал является одним из ключевых узлов механизма включения передач — он служит основой для установки подвижных муфт синхронизаторов или шестерен (в КПП ГАЗ-53, 66 и других), обеспечивающих включение передач;
• С данного вала снимается поток мощности, который поступает на ведущий мост автомобиля.
Ведомый вал — это сложная составная конструкция, ее основой выступает стальной вал, на который устанавливаются шестерни (на подшипниках) и муфты синхронизаторов (на шлицах, в КПП ГАЗ-53 и ГАЗ-66 на шлицах устанавливается также одна подвижная шестерня). На заднем конце вала, выступающем из КПП, выполнены шлицы, на которых монтируется фланец для соединения с карданным валом.
Вал также имеет две опоры, обе находятся внутри коробки. Роль первой играет выточка, выполненная в заднем торце ведущего вала, внутри которой установлен подшипник. Роль второй берет на себя подшипник, вмонтированный в картер (его заднюю стенку). Это обеспечивает соосность и центрирование ведущего и ведомого валов.
Промежуточный вал. Данный вал конструктивно представляет собой неразборный блок шестерен различного диаметра и типа. Он устанавливается непосредственно под ведущим и ведомым, его опорами служат подшипники, зафиксированные в передней и задней стенках картера КПП.
В 4-ступенчатых КПП грузовиков ГАЗ-53 (и его «потомка» ГАЗ-3307) и ГАЗ-66 венцы только трех шестерен, смонтированных на промежуточном валу, постоянно соединены (зацеплены) с венцами шестерен на остальных двух валах — это передняя шестерня, а также шестерни второй и третьей скоростей. Венцы шестерен первой передачи и заднего хода соединяется с венцами соответствующих шестерен на ведомом валу только при включении передачи.
В 4-ступенчатых КПП автомобилей «Волга» венцы всех шестерен промежуточного и ведомого валов находятся в постоянном зацеплении, поэтому они вращаются независимо от включенной передачи. Такая же ситуация наблюдается и в современных 5-ступенчатых КПП всех автомобилей ОАО «ГАЗ».
Отметим, что валы многих коробок передач, используемых (и применяемых ранее) на различных моделях автомобилей ГАЗ взаимозаменяемы, так как номенклатура КПП и валов не слишком широка. В частности, идентичные коробки и валы используются в старых ГАЗ-53 и их преемниках ГАЗ-3307, а также в «Шишиге» ГАЗ-66. Взаимозаменяемы коробки и валы грузовиков ГАЗ-3308, ГАЗ-33086, «ГАЗон Next» и других моделей.
Высокую степень унификации имеют пятиступенчатые коробки передач автомобилей «Волга» и «ГАЗель». Во многих моделях КПП этих машин используются одинаковые валы, шестерни и другие детали, поэтому с покупкой запасных частей и ремонтом этих коробок проблем не возникает.
Неисправности «ГАЗовских» валов КПП
Валы — одни из самых надежных компонентов МКПП, так как это стальные прочные детали, в которых особо и нечему ломаться. Обычно приходится сталкиваться с проблемами со стороны деталей, контактирующих с валами, главным образом — с износом и разрушением венцов установленных на них косозубых и прямозубых шестерен, и с износом и поломками разнообразных подшипников.
Однако необходимо понимать, что первичный и промежуточный валы — это не просто цилиндры с надетыми шестернями, которые можно снять. Шестерни этих валов — несъемные, зачастую выточены с ними заодно из одной болванки (либо изготовлены отдельно, но зафиксированы так, что снять их можно только с помощью специального приспособления). А это значит, что разрушение зубчатых венцов шестерен или их чрезмерный износ равноценен поломке всего вала. На ведомом валу выточены шлицы, которые, как и шестерни, подвержены износу и поломкам. Так что валы КПП подвержены износу и периодически нуждаются в замене.
Проявляются такие неисправности повышенной шумностью работы КПП, резкими стуками и скрежетом при манипуляции рычагом, а также чрезмерным нагревом масла и всей коробки. При возникновении таких «симптомах» коробку необходимо снять, полностью разобрать, и произвести замену неисправных деталей. Для успешного проведения ремонта кроме запчастей нужно использовать и ремкомплекты, которые значительно упрощают и ускоряют работы.
Другие статьи
В любом поршневом двигателе внутреннего сгорания присутствует деталь, соединяющая поршень с верхней головкой шатуна — поршневой палец. Все о поршневых пальцах, их конструктивных особенностях и способах установки, а также о верном подборе и замене пальцев различных типов подробно рассказано в статье.
На прицепах и полуприцепах иностранного производство широко применяются компоненты ходовой части от немецкого концерна BPW. Для монтажа колес на ходовой используется специализированный крепеж — шпильки BPW. Все об этом крепеже, его существующих типах, параметрах и применяемости читайте в материале.
Для монтажа автомобильных стекол в кузовные элементы используются специальные детали, обеспечивающие уплотнение, фиксацию и демпфирование — уплотнители. Все об уплотнителях стекол, их типах, конструктивных особенностях и характеристиках, а также о подборе и замене этих элементов — читайте в статье.
В практике авторемонта и при выполнении слесарно-монтажных работ возникает необходимость работы с резьбовым крепежом, имеющим неудобное положение или наклон. В этих ситуациях на помощь приходят карданные переходники для ключей — об этих приспособлениях, их конструкции и применении читайте в статье.
Источник https://furra.ru/remont-i-tehservis/kpp-gaz-3309-shema.html
Источник http://k-a-t.ru/mdk.01.01_transmjssia/kpp_3/index.shtml
Источник https://www.autoopt.ru/articles/products/5834602