Содержание
Коробка передач ZF 16 S 1820 TO, 16 S 2221 TO, 16 S 2223 TD, ECOSPLIT — часть 8
Крупнейший производитель трансмиссий для автомобилей немецкая , после создания совместного с предприятия с в 2005 году, стали поставлять коробки переключения передач (КПП) для установки на наши отечественный грузовые автомобили.
Благодаря возможности оптимального выбора передаточного отношения в каждом конкретном случае, при любом скоростном режиме движения автомобиля, коробки передач ZF помогают не только экономить топливо (до 16%), но и улучшают тягово-динамические характеристики двигателей Камаз, повышают их ресурс и раскрывают их потенциал на все 100%.
На Камазы сейчас устанавливают следующие модели КПП от ZF:
Конструкция, устройство и принцип работы
ZF Ecomid
Самая распространенная КПП, 9 ступеней, устанавливается на большинство среднетоннажных грузовиков Камаз (такие модели как 65155 и 65116), отличная пониженная передача, оптимальный скоростной режим при транспортировке тяжелых грузов.
КПП Ecomid от ZF представляет собой основной 4-х ступенчатый редуктор, в который интегрирована передача для заднего хода, а также дополнительная пара шестерен для пониженной передачи. На выходе основного редуктора стоит демультипликатор (планетарный редуктор). В итоге получаем: 4 передачи на основном редукторе*2 (передачи на демультипликаторе)+пониженная передача, итого 9 передач для движения вперед и 1 для заднего хода.
ZF Ecosplit
16 ступеней, чаще всего устанавливается на тяжелые автомобили с двигателями Камаз от 320 до 500 л.с. мощности (740.51-320 или 740.50-360). Масса КПП 290 кг.
КПП Ecosplit так же состоит из 4-х ступенчатого основного редуктора с передачей заднего хода и демультипликатором на выходе, но плюс к этому в конструкцию добавлен делитель (промежуточный вал на входе с дополнительной парой шестерен). В итоге передач здесь уже 16: 4 на основном редукторе*2 на демультипликаторе*2 на делителе+2 передачи для заднего хода.
Делитель
Делитель в конструкции нужен для увеличения количества передач в определенном диапазоне движения. Он представляет собой две пары шестерен с разным передаточным отношением, которые установлены на приводе промежуточного вала. Такое решение дает возможность выбирать оптимальную передачи в зависимости от дорожной ситуации и меньше нагружать двигатель. Переключается делитель с помощью воздуха под давлением (пневматический привод).
Демультипликатор
Демультипликатор представляет собой редуктор планетарного типа. На вторичный вал устанавливается его солнечная шестерня, а выходной вал КПП это его водило. При движении в пониженном диапазоне передач демультипликатор повышает крутящий момент, в повышенном диапазоне крутящий момент остается без изменений. Переключение демультипликатора происходит с помощью пневматического привода.
Коробка передач ZF
Продукция ZF сегодня включает в себя большой список элементов трансмиссии, шасси, ходовой части для грузовиков, легковых авто и спецтехники. Компания ЗФ изготавливает МКПП на различные виды техники, АКПП для легковых авто и грузовиков, сцепление, ведущие мосты, ГУР, редукторы и т.д.
Читайте также: Замена кабины, и увеличение рабочей жилплощади) + покраска — Зил БЫЧОК тягач, 4.2 л., 2002 года на DRIVE2
При этом многие агрегаты ZF выпускается под собственной маркой, благодаря чему компания имеет большую популярность. Например, ресурс МКПП ZF и надежность коробок передач для грузовых и коммерческих авто (линейка Ecolite, Ecosplit, Ecomid) делают данный бренд весьма узнаваемым.
Не отстают по популярности и АКПП (AS Tronic для грузовиков, eTronic, AS Tronic lite, коробки автомат Ecomat). Также продукция ZF активно устанавливается на модели Volkswagen, Audi, BMW, Renault, Iveco, MAN и DAF и т.д. При этом с АКПП ZF принято ассоциировать надежность, известное немецкое качество и большой ресурс агрегатов.
Коробка — автомат ZF
Коробка передач ЗФ «механика» традиционно считается надежным решением с большим ресурсом. При этом сегодня ничего особенного в этом нет, так как кроме немцев качественные МКПП выпускают и другие производители. Другое дело, коробки автомат.
На фоне конкурентов АКПП ZF не уступают, а в отдельных аспектах даже превосходят автоматы других производителей. Кстати, первыми по достоинству оценили коробки автомат ZF именно в компании BMW, которая начала массово устанавливать КПП данного производителя на свои модели, начиная с престижных БМВ 7-й серии и заканчивая компактными BMW первой серии.
Что касается современных версий автоматов, следует отдельно упомянуть популярную 8-ми ступенчатую автоматическую коробку передач ZF. Данная восьмиступенчатая АКПП сегодня остается востребованной даже с учетом появления большого количества РКПП и вариаторов. При этом 8-и ступенчатая коробка автомат ставится не только на BMW, ее можно встретить на премиальном Bentley и многих других авто.
Естественно, с выходом первой версии такой коробки (6-и ступенчатой) на рынок в 2009 году многие производители, следуя мировой тенденции покупки агрегатов у сторонних производителей с целью удешевления производства, немедленно обратили внимание на новинку от ZF. В результате АКПП ЗФ появилась на многих авто с автоматом.
Первой версией стал 6-и ступенчатый автомат, который получил большую популярность, после чего была выпущена вторая версия данного агрегата, но уже на 8 ступеней. Обновленная трансмиссии ZF была представлена в 2014 г. Давайте рассмотрим, почему 8-и ступенчатая АКПП стала бестселлером.
- Итак, хорошо известно, что достаточно долго автоматические коробки АКПП имели всего 3 передачи для движения вперед. Конструкция надежная и проверена временем. Однако есть и минусы, главным из которых являются потери, снижение КПД автомата, увеличение расхода топлива.
Далее инженеры стали усложнять автомат, появилась четвертая передача, стала активно использоваться блокировка гидротрансформатора и т.д. Но и этого оказалось недостаточно, чтобы успешно конкурировать с «роботами» и вариаторами. Именно по этой причине в АКПП передач стало еще больше, что необходимо для повышения КПД трансмиссии, а также для экономии горючего и снижения уровня вредных выбросов в атмосферу.
Если просто, чем больше передач имеет ступенчатая коробка, тем производительнее и экономичнее такая трансмиссия работает в паре с двигателем, позволяя мотору «крутиться» в диапазоне оптимальных оборотов. Естественно, расход топлива уменьшается, снижается количество вредных выбросов. Также машина становится более «эластичной» при езде, ступенчатая коробка с большим количеством передач обеспечивает высокую плавность хода.
Такой подход позволил сохранить все плюсы «классического» автомата, при этом по ряду показателей и характеристик не уступать CVT и преселективным роботам с двойным сцеплением. Фактически, компания ZF в условиях жесткой конкуренции разработала действительно легендарную 8-и ступенчатую автоматическую коробку.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое блокировка гидротрансформатора. Из этой статьи вы узнаете о принципах работы и назначении блокировки ГДТ, а также об основных проблемах «бублика» АКПП, которые связаны с блокировкой гидродинамического трансформатора.
Указанный 8-ми ступенчатый автомат ZF модно считать «универсальным», так как трансмиссия ZF может стоять на авто с различным типом привода (передний, задний, полный привод). Агрегат может ставиться в паре с бензиновыми моторами, а также и дизельными. Еще коробка ZF может ставиться и на гибридные авто. Также 8-ми ступенчатая коробка получила расширенный диапазон выходной мощности.
В результате коробку автомат ZF можно ставить в паре с любым типом двигателя с разной мощностью и крутящим моментом, независимо от расположения ДВС, продольно или поперечно, а также на машины с разным типом привода.
Еще можно выделить уникальное ПО данной АКПП, что позволяет самому производителю автомобиля адаптировать настройки под разные модели. Естественно, большинство производителей приняли решение купить коробку ZF вместо разработки собственной АКПП. Данный агрегат активно разошелся по всему миру.
Например, такую КПП можно встретить на BMW, Alfa-Romeo, Alpina, Aston Martin, Audi, Bentley, Chrysler, Iveco, Jaguar, Jeep, Land Rover, Maserati, Range Rover, Rolls-Royce, Volkswagen и т.д.
Переключение КПП ZF на автомобилях Камаз
Схема переключения КПП ZF Ecomid и Ecosplit на грузовых автомобилях КАМАЗ это так называемая «двойная Н». Т.е. есть пониженный (S) и повышенный (L) диапазон передач. В каждом диапазоне по четыре базовых передачи, которые расширяются за счет делителя и демультипликатора. Возвращение рычага в «нейтраль» после выключения передачи происходит автоматически за счет того, что рычаг прижимается в нейтральное положение пружинными фиксаторами. Демультипликатор из L диапазона (ряд 3/4) в S (ряд 5/6) и обратно, так же переключается автоматически по средствам подачи воздуха под давлением в рабочий цилиндр. Включить новую передачу можно только после того как будет завершен процесс предыдущего переключения. Задний ход и пониженная передача (С) доступна только в пониженном (S) диапазоне демультипликатора. Включение этих передач идет через небольшое усилие, т.к. там установлена предохранительная пружина, которая исключает возможность случайного выбора одной из этих передач.
Переключение передач на ZF Ecomid
Переключение передач на ZF Ecosplit
Рекомендации по переключению передач
- Рычаг КПП следует перемещать плавно, без рывков и лишних усилий с разжатой рукой.
- Когда включаете передачу, удерживайте рычаг, пока синхронизатор выполнит переключение.
- Для того, чтобы переключиться с дорожки 3-4 на 5-6 и наоборот, нужно сделать короткий толчок в нужную сторону и потом плавно включить нужную передачу.
- Если автомобиль замедляется, передачи переключать в обратном порядке рекомендуется последовательно или максимум через две ступени.
- Двигаться автомобиль должен всегда при включенной передаче. Особенно это касается движения накатом на спуске.
- При переключении с высшего диапазона на низший скорость должна быть меньше 30 км/ч.
- Заднюю передачу включать только на стоящем автомобиле.
Технические характеристики
ZF 9S1310 Ecomid
- Количество передач — 9
- Крутящий момент – 1300 Нм.
- Передаточное отношение: 1-я – 9,48;
- 2-я – 6,58;
- 3-я – 4,68;
- 4-я – 3,48;
- 5-я – 2,62;
- 6-я – 1,89;
- 7-я – 1,35;
- 8-я – 1,00;
- 9-я – 0,75;
- задний ход – 8,97
- Новая – 380 тыс.руб.
ZF 16S1650 (16S1820) Ecosplit
- Количество передач — 16
- Крутящий момент – 1850 Нм.
- Передаточное отношение: 1-я – 16,47;
- 2-я – 13,79;
- 3-я – 11,32;
- 4-я – 9,48;
- 5-я – 7,79;
- 6-я – 6,52;
- 7-я – 5,48;
- 8-я – 4,58;
- 9-я – 3,59;
- 10-я – 3,01;
- 11-я – 2,47;
- 12-я – 2,07;
- 13-я – 1,70;
- 14-я – 1,42;
- 15-я – 1,20;
- 16-я – 1,0;
- задний ход 1 – 15,42;
- задний ход 2 – 12,91;
Эксплуатация КПП ZF
Для продления срока службы коробки передач и получения заметной экономии топлива следуйте следующим рекомендациям.
- Старайтесь держать обороты двигателя всегда в среднем диапазоне для каждой передачи. Используйте наибольшую доступную передачу в каждом скоростном режиме.
- Всегда полностью выжимайте сцепление при переключении передачи, это предотвратить повышенный износ синхронизаторов КПП.
- КПП ZF, которые устанавливаются на грузовые автомобили Камаз оборудованы синхронизаторами, они позволяют переключать передачи быстро, без излишнего усилия и практически бесшумно. Нет необходимости двойного выжимания сцепления как при переходе с низших на высшие передачи, так и наоборот.
Компания ZF: история и производственные мощности
Начнем с того, что ZF является немецким производителем, а коробки передач и другая продукция данного немецкого концерна хорошо известны по всему миру. Агрегаты и узлы ЗФ активно используются как немецкими автопроизводителями, так и другими.
Более того, КПП ZF ставятся даже на российские автомобили. Сегодня ZF входит в тройку крупнейших производителей комплектующих для автомобилей в Германии и пятнадцати крупнейших мировых поставщиков деталей, агрегатов и узлов для авто в мире.
Компания ZF имеет богатую историю. Полное название Zahnradfabrik GmbH, что дословно означает «завод шестерен». С самого начала данная компания, которую зарегистрировали еще в далеком 1915 году, специализировалась на производстве шестерен и коробок передач для летательных аппаратов, автомобилей и судов.
Завод был построен в городе Фридрихсхафен (Германия), где еще в 1908 г. базировалось предприятие Цеппелин. Фактически, мощности данного предприятия легли в основу ZF. По состоянию на сегодня компания произвела большое количество коробок передач как для обычных городских авто и гоночных машин, так и для грузовиков, автобусов и спецтехники.
Кстати, концерн ZF стал использовать данное название официально только в начале 90-х. При этом компания уже давно выпускала достаточно широкий ассортимент продукции, а не только шестерни и КПП.
Сегодня мощности компании находятся в разных странах мира, так как с 1958 г. компания ZF начала активно развиваться, открывая заводы за пределами Германии. Для справки, в составе концерна ZF отмечены более 120 заводов, которые находятся на территории 27 разных стран.
Кстати, в РФ с 2005 года успешно работает совместное предприятие ZF и «КАМАЗ», известно как ZF KAMA из города Набережные Челны. Данное предприятие производит КПП для отечественных грузовиков.
При этом основные мощности традиционно расположены в Германии, среди которых можно выделить 3 ведущих в отдельных направлениях. Прежде всего, ZF Friedrichshafen является штаб-квартирой и главным заводом по производству КПП и узлов шасси для грузовых авто.
Также следует отметить ZF Saarbruecken, специализацией предприятия является разработка и выпуск КПП, а также шасси для легковых авто. Параллельно внимания заслуживает и ZF Passau, где объединены два предприятия по производству КПП и мостов для автобусов, а также дорожной и строительной техники.
Рекомендуем: Как правильно эксплуатировать приобретенный автомобиль
Техническое обслуживание и ремонт
Регулярно производите техническое обслуживание КПП от ZF на своем автомобиле Камаз. Это повысит ресурс ее использования и сведет к минимуму возможные неисправности в период эксплуатации.
Ремонт КПП ZF рекомендуется производить только в сертифицированных сервисных центрах или у опытных мастеров, которые разобрали и собрали не одну такой коробку передач.
Список сертифицированных центров ZF Friedrichshafen AG
г. Иркутск, Россия
г. Набережные Челны, Россия
Мастер Сервис»
Центр»
г. Волжский, Волгоградская область, Россия
Н. Новгород, Россия
«ЦФ Руссия»
Замена масла
Масло следует заливать только то, которое рекомендовано заводом изготовителем (спецификация ZF TE-ML 01). При первичном заполнении коробки передач требуется 11 л. масла, при очередной смене 8 л. Максимальный интервал замены масла составляет 90 тыс.км. пробега, минимальный — ежегодно. Если автомобиль Камаз с коробкой ZF эксплуатируется на строительных площадках или в тяжелых погодных условиях, то замену масла рекомендуется производить через 45 тыс. км. пробега или через 1000 моточасов работ двигателя.
Периодичность замены масла
- Тяжелые условия эксплуатации: 02A — 1 год или 60 000 км.
- 02B, 02C, 02H — 1 год или 120 000 км.
- 02D, 02E, 02L — 2 года или 240 000 км.
- 02A — 1 год или 90 000 км
Замену масла в КПП следует производить при горячем двигателе. Открутите сливную пробку и слейте отработанное масло. Очистите магнитом сливное отверстие и сливную пробку от металлической стружки. Замените прокладку и закрутите пробки с моментом 60 Нм. Залейте масло через маслозаливное отверстие до тех пор, пока уровень его не достигнет нижнего края отверстия или будет уже выливаться из него.
Не допускайте низкого уровня масла в КПП. Это может привести к серьезным повреждениям коробки. Для проверки уровня масла поставьте автомобиль на горизонтальную площадку и дайте маслу остыть до температуры ниже 40 С.
Проверка сцепления
Для того, чтобы синхронизаторы в коробке работали долго, должно безупречно работать и сцепление. Для его проверки сделайте следующее:
- На холостых оборотах выжмите сцепление.
- Не позднее чем через 20 секунд медленно и аккуратно включите заднюю передачу.
Если при этом будет слышен скрежет, то сцепление нужно регулировать или полностью проверить его работоспособность.
Вентиляция КПП
Т.к. при движении автомобиля в коробке передач происходит нагрев масла, то внутри образуется повышенное давление. Для сброса излишнего давления вверху корпуса коробки есть специальный сапун. Периодически проверяйте его чистоту.
Стихия зубчатых колес: как ремонтируют трансмиссии ZF
Участок капитального ремонта трансмиссий для коммерческой техники, созданный на базе центра промышленного восстановления агрегатов ZF в Москве, планомерно расширяет спектр предоставляемых услуг. Сегодня здесь готовы дать вторую жизнь практически всей номенклатуре узлов и агрегатов именитого бренда — сотням моделей и модификаций, носителями которых являются марки автомобильной, специальной и дорожно-строительной техники. Как работает этот ремонтный конвейер?
Михаил Ожерельев
Здание на юго-западе Москвы с крупным логотипом ZF на фасаде до недавнего времени было известно лишь крупным автодилерам — с 2013 года здесь функционирует цех промышленного восстановления АКП типа 6 HP для легковых автомобилей. Между тем, после запуска участка капитального ремонта трансмиссий и редук торов для коммерческой техники в 2014 году клиентская база собственного сервисного подразделения ZF Russia значительно расширилась — его услугами стали пользоваться независимые и дилерские СТО, а также автобусные и грузовые парки из разных регионов России.
Пригодность ответственных деталей определяется с помощью измерительного инструмента
«Российский офис концерна ZF видит свою задачу не только в поставке продукции на местный рынок, но и в обеспечении гарантийного и постгарантийного сервиса, снабжении запасными частями в течение 20 лет после выхода соответствующей продукции в серию», — отметил Олег Молотков, генеральный директор ZF Russia. Появление в центре промышленного восстановления участка для коммерческой техники — лишнее подтверждение приверженности данной концепции.
Для каждой модели трансмиссии имеется свой набор специального инструмента и оснастки
Грузовой участок занимает площадь 500 м2 (треть от общей производственной площади центра) и рассчитан на выполнение 20 ремонтных заказов в месяц. Здесь производятся все виды сервисных работ по трансмиссиям и редукторам ZF, применяемым не только в автомобильной и специальной технике, но и в рельсовом транспорте.
Сборка осуществляется с неукоснительным соблюдением технологической карты
Например, один из проектов с ОАО «Метровагонмаш» касается планово-предупредительного ремонта редукторов моторных вагонов столичного метрополитена. Кроме того, близки к завершению переговоры с ГУП «Мосгортранс»: планируется, что сервисный центр будет давать вторую жизнь автобусным коробкам ZF EcoLife, Ecomat и портальным мостам AVE. Причем в данном случае технологический процесс будет организован по углубленной программе, аналогично промышленному восстановлению легковых АКП — с обменным фондом и по фиксированной цене. К слову, считается, что система промышленного восстановления REMAN, которую в настоящее время практикуют практически все крупнейшие игроки мировой автоиндустрии, удобна и заказчику, и исполнителю. Заказчик получает фиксированную цену, что позволяет планировать затраты на долгосрочную перспективу. Кроме того, важно и сокращение простоя в ремонте: сдал неисправный агрегат и тут же получил отремонтированный. Исполнитель, в свою очередь, имеет стабильную загрузку ремонтного участка.
Качество выполнения работ проверяется стендовыми испытаниями
Концерн ZF производит широчайший спектр продукции для коммерческого транспорта. Задача сервисных специалистов — оказать полный объем технической поддержки, причем речь идет не только о самой современной технике, но и о моделях, давно снятых с производства. «Наши компетенции распространяются на сотни моделей и модификаций, — рассказывает Павел Круглов, руководитель сервисного . Взять, к примеру, строительно-дорожную технику. Линейка трансмиссий ErgoPower, мосты MultiTruck и MultiSteer — зачастую дилеры на местах не готовы к серьезному ремонту этих сложных агрегатов. Мы их всегда поддерживаем». Есть и необычные заявки. Например, недавно специалисты ZF выполнили заказ от страховой компании — требовалось привести в порядок трансмиссию пострадавшего от пожара колесного крана Liebherr.
В работе используются только оригинальные детали ZF, для которых существует специальный склад. На нем хранится вся номенклатура наиболее востребованных комплектующих. Исключение составляют дорогостоящие корпусные детали. В случае необходимости их заказывают в Германии.
На складе хранится вся номенклатура наиболее востребованных комплектующих
Вкратце непосредственно о производстве. Процесс ремонта начинается с тщательной наружной мойки. Далее агрегат поступает в зону разборки, где имеется два специально оборудованных рабочих места со стационарными и передвижными кантователями. Независимо от причины обращения, трансмиссия разбирается полностью, до последнего винтика. Ответственные детали измеряют высокоточным инструментом для определения их пригодности к дальнейшему использованию (от этого в итоге будет зависеть и стоимость ремонта). Коробка передач для коммерческого транспорта — агрегат достаточно дорогой, поэтому подводить под приговор все подряд здесь не принято. Даже если вышел из строя гидротрансформатор или электрогидравлический блок, их, скорее всего, не спишут в утиль целиком, а лишь заменят негодные детали. Правда, из этого правила есть исключения. Например, если в масле обнаружена эмульсия, то, вероятнее всего, придется менять пакеты фрикционных дисков — их покрытие разлагается в воде.
Павел Круглов, руководитель сервисного , Москва
Для каждой модели трансмиссии имеется свой набор специального инструмента и оснастки — он размещается на передвижных стеллажах. Еще одно обязательное правило: все детали ремонтируемого агрегата должны находиться на одной тележке во избежание «пересортицы» и путаницы.
Автоматизированная мойка для деталей, большой и малый гидравлический прессы, испытательная станция — вот лишь краткий список оборудования, имеющегося в арсенале ремонтного участка ZF. Из уникального оборудования стоит упомянуть стенд для проверки гидравлических клапанов — местные специалисты разработали и изготовили его самостоятельно. «Мы сталкиваемся с тем, что электрогидравлические блоки АКП выходят из строя по причине загрязнений, — поясняет Павел Круглов. — По всей видимости, это типично российская проблема, и раз так, было решено ввести дополнительную проверку».
По окончании всех работ качество их выполнения подтверждается стендовыми испытаниями. Программа испытаний зависит от типа и модели трансмиссии. Например, большинство АКП обкатываются в автоматическом режиме по заранее заданной программе, а вот механические коробки тестируются с участием оператора — в основном они проверяются на отсутствие посторонних шумов, а также измеряются давление и температура масла.
В настоящее время грузовой участок ежемесячно выпускает около десяти восстановленных трансмиссий, что составляет примерно половину от его производственных возможностей. Но это лишь начало. Конкуренцию у независимых сервисов нужно выигрывать не только за счет неукоснительного соблюдения регламента, высокой квалификации специалистов, использования оригинальных запчастей и материалов, но и за счет расширения спектра услуг, считают в ZF Services.
КАК НА ЗАВОДЕ
В 2013 году в Москве был открыт центр промышленного восстановления агрегатов ZF, первоначально рассчитанный на «реставрацию» 6-ступенчатых АКП ZF 6HP. Эти автоматы в России самые распространенные — они выпускаются с 2001 года. Мощность производства — 1200 АКП в год. В 2014 году центр подтвердил соответствие системы менеджмента качества требованиям ISO 9001-2008г. Поддержку и контроль производственных процессов осуществляют эксперты из Германии, представители головного центра по восстановлению в Саарбрюккене.
Агрегаты для восстановления поставляют дилерские сети автопроизводителей. В процессе восстановления используются только детали ZF, для которых существует специальный склад. На коробки передач, восстановленные промышленным способом, клиенты получают такую же гарантию, как и на новые компоненты, при этом их стоимость примерно на 20 % дешевле новых.
При восстановительном ремонте потребность в материалах по сравнению с производством нового компонента снижается на 50–90 %. Благодаря этому ZF имеет возможность ежегодно экономить до 20 000 тонн материалов.
Устройство и принцип работы КПП от немецкой компании ZF Friedrichshafen AG на машины КамАЗ
Крупнейший производитель трансмиссий для автомобилей немецкая компания «ZF Friedrichshafen AG», после создания совместного с предприятия с заводом «КАМАЗ» в 2005 году, стали поставлять коробки переключения передач (КПП) для установки на наши отечественный грузовые автомобили.
Благодаря возможности оптимального выбора передаточного отношения в каждом конкретном случае, при любом скоростном режиме движения автомобиля, коробки передач ZF помогают не только экономить топливо (до 16%), но и улучшают тягово-динамические характеристики двигателей Камаз, повышают их ресурс и раскрывают их потенциал на все 100%.
На Камазы сейчас устанавливают следующие модели КПП от ZF:
Блок: 1/6 | Кол-во символов: 739
Источник: https://miniteh.com/articles/Informaciya/Nemeckie-KPP-ZF-na-gruzovyh-avtomobilyah-KAMAZ
Конструкция, устройство и принцип работы
ZF Ecomid
Самая распространенная КПП, 9 ступеней, устанавливается на большинство среднетоннажных грузовиков Камаз (такие модели как 65155 и 65116), отличная пониженная передача, оптимальный скоростной режим при транспортировке тяжелых грузов.
КПП Ecomid от ZF представляет собой основной 4-х ступенчатый редуктор, в который интегрирована передача для заднего хода, а также дополнительная пара шестерен для пониженной передачи. На выходе основного редуктора стоит демультипликатор (планетарный редуктор). В итоге получаем: 4 передачи на основном редукторе*2 (передачи на демультипликаторе)+пониженная передача, итого 9 передач для движения вперед и 1 для заднего хода.
ZF Ecosplit
16 ступеней, чаще всего устанавливается на тяжелые автомобили с двигателями Камаз от 320 до 500 л.с. мощности (740.51-320 или 740.50-360). Масса КПП 290 кг.
КПП Ecosplit так же состоит из 4-х ступенчатого основного редуктора с передачей заднего хода и демультипликатором на выходе, но плюс к этому в конструкцию добавлен делитель (промежуточный вал на входе с дополнительной парой шестерен). В итоге передач здесь уже 16: 4 на основном редукторе*2 на демультипликаторе*2 на делителе+2 передачи для заднего хода.
Делитель
Делитель в конструкции нужен для увеличения количества передач в определенном диапазоне движения. Он представляет собой две пары шестерен с разным передаточным отношением, которые установлены на приводе промежуточного вала. Такое решение дает возможность выбирать оптимальную передачи в зависимости от дорожной ситуации и меньше нагружать двигатель. Переключается делитель с помощью воздуха под давлением (пневматический привод).
Демультипликатор
Демультипликатор представляет собой редуктор планетарного типа. На вторичный вал устанавливается его солнечная шестерня, а выходной вал КПП это его водило. При движении в пониженном диапазоне передач демультипликатор повышает крутящий момент, в повышенном диапазоне крутящий момент остается без изменений. Переключение демультипликатора происходит с помощью пневматического привода.
Блок: 2/6 | Кол-во символов: 2125
Источник: https://miniteh.com/articles/Informaciya/Nemeckie-KPP-ZF-na-gruzovyh-avtomobilyah-KAMAZ
Поиск деталей ZF
- Если Вы знаете номер необходимой запчасти для коробки ЗФ, введите его в строку поиска и нажмите «Найти», чтобы увидеть цену и наличие.
- Если нет номера необходимой запчасти, но известен номер коробки переключения передач (указан на информационной табличке), воспользуйтесь каталогами, чтобы выяснить номер запчасти.
- Вы всегда можете связаться с нами и получить подробную консультацию у наших сотрудников. Они помогут подобрать необходимые запчасти для трансмиссиии помочь купить запчасти на КПП ЗФ.
НЕ МОЖЕТЕ НАЙТИ ТО, ЧТО НУЖНО?
Найдем в каталоге сами, а если нет, закажем и привезем необходимую Вам запчасть!
Блок: 2/10 | Кол-во символов: 629
Источник: https://nashipoezda.ru/bulldozer/marka-masla-v-korobke-peredach-kamaz-55111-ustroistvo-i-princip-raboty-kpp-ot.html
Переключение КПП ZF на автомобилях Камаз
Схема переключения КПП ZF Ecomid и Ecosplit на грузовых автомобилях КАМАЗ это так называемая «двойная Н». Т.е. есть пониженный (S) и повышенный (L) диапазон передач. В каждом диапазоне по четыре базовых передачи, которые расширяются за счет делителя и демультипликатора. Возвращение рычага в «нейтраль» после выключения передачи происходит автоматически за счет того, что рычаг прижимается в нейтральное положение пружинными фиксаторами. Демультипликатор из L диапазона (ряд 3/4) в S (ряд 5/6) и обратно, так же переключается автоматически по средствам подачи воздуха под давлением в рабочий цилиндр. Включить новую передачу можно только после того как будет завершен процесс предыдущего переключения. Задний ход и пониженная передача (С) доступна только в пониженном (S) диапазоне демультипликатора. Включение этих передач идет через небольшое усилие, т.к. там установлена предохранительная пружина, которая исключает возможность случайного выбора одной из этих передач.
Переключение передач на ZF Ecomid
Переключение передач на ZF Ecosplit
Рекомендации по переключению передач
- Рычаг КПП следует перемещать плавно, без рывков и лишних усилий с разжатой рукой.
- Когда включаете передачу, удерживайте рычаг, пока синхронизатор выполнит переключение.
- Для того, чтобы переключиться с дорожки 3-4 на 5-6 и наоборот, нужно сделать короткий толчок в нужную сторону и потом плавно включить нужную передачу.
- Если автомобиль замедляется, передачи переключать в обратном порядке рекомендуется последовательно или максимум через две ступени.
- Двигаться автомобиль должен всегда при включенной передаче. Особенно это касается движения накатом на спуске.
- При переключении с высшего диапазона на низший скорость должна быть меньше 30 км/ч.
- Заднюю передачу включать только на стоящем автомобиле.
Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1860
Источник: https://miniteh.com/articles/Informaciya/Nemeckie-KPP-ZF-na-gruzovyh-avtomobilyah-KAMAZ
Каталоги
В разделе размещены оригинальные и неоригинальные Каталоги трансмиссий ZF различных моделей. С помощью них вы сможете самостоятельно подобрать интересующие вас запчастина коробкуZF.
Блок: 3/10 | Кол-во символов: 191
Источник: https://nashipoezda.ru/bulldozer/marka-masla-v-korobke-peredach-kamaz-55111-ustroistvo-i-princip-raboty-kpp-ot.html
Тех. информация
В разделе представлена информация технического характера. Здесь Вы найдёте:
- — информацию об особенностях конструкции и эксплуатации механических и автоматических коробок передач ZF;
- — спецификацию смазочных материалов со списком одобренных компанией ZF марок масел;
- — технические характеристики коробок передач (объём масла в КПП, передаточное отношение, вес).
Блок: 4/10 | Кол-во символов: 379
Источник: https://nashipoezda.ru/bulldozer/marka-masla-v-korobke-peredach-kamaz-55111-ustroistvo-i-princip-raboty-kpp-ot.html
Эксплуатация КПП ZF
Для продления срока службы коробки передач и получения заметной экономии топлива следуйте следующим рекомендациям.
- Старайтесь держать обороты двигателя всегда в среднем диапазоне для каждой передачи. Используйте наибольшую доступную передачу в каждом скоростном режиме.
- Всегда полностью выжимайте сцепление при переключении передачи, это предотвратить повышенный износ синхронизаторов КПП.
- КПП ZF, которые устанавливаются на грузовые автомобили Камаз оборудованы синхронизаторами, они позволяют переключать передачи быстро, без излишнего усилия и практически бесшумно. Нет необходимости двойного выжимания сцепления как при переходе с низших на высшие передачи, так и наоборот.
Блок: 5/6 | Кол-во символов: 709
Источник: https://miniteh.com/articles/Informaciya/Nemeckie-KPP-ZF-na-gruzovyh-avtomobilyah-KAMAZ
Оплата и доставка
Возможные способы оплаты представлены на странице Оплата . В настоящее время мы принимаем оплату наличными, безналичный перевод и оплату банковскими картами.У нас можно купить запчасти КПП ZFс доставкой транспортными компаниями. По договоренности мы можем отправить запчасти ZF другим способом или организовать экспресс доставку. Более подробная информация о способах доставки представлена в разделе
Блок: 5/10 | Кол-во символов: 418
Источник: https://nashipoezda.ru/bulldozer/marka-masla-v-korobke-peredach-kamaz-55111-ustroistvo-i-princip-raboty-kpp-ot.html
Техническое обслуживание и ремонт
Регулярно производите техническое обслуживание КПП от ZF на своем автомобиле Камаз. Это повысит ресурс ее использования и сведет к минимуму возможные неисправности в период эксплуатации.
Ремонт КПП ZF рекомендуется производить только в сертифицированных сервисных центрах или у опытных мастеров, которые разобрали и собрали не одну такой коробку передач.
Список сертифицированных центров ZF Friedrichshafen AG
Наименование организации
Адрес
Телефон/Факс
ООО «СИБМАП»
1 ул. Байкальская, 277А,
г. Иркутск, Россия
ООО «АвтомагистральСервис»
Стройбаза, база 4Б,
г. Набережные Челны, Россия
ООО «ZF Сервис Сибирь»
Новосибирская область, пос. Красный Восток, ул. Советская, 62А, Россия
ООО «СКИВ
Мастер Сервис»
Челябинская область, г. Миасс, ул. 60 лет Октября, 19, Россия
ООО «М 4»
ул. Промышленная, 2, г. Аксай, Ростовская область, Россия
ООО «ВолгаСкан-
Центр»
г. Волжский, Волгоградская область, Россия
Торговый дом «Литер – НН»
Ореховская ул., 80, 603069,
Н. Новгород, Россия
ООО «Трак Сервис 36»
ЦФ – Сервис на Мосгортрансе
ООО
«ЦФ Руссия»
ул. Стрельбищенская, 1А,
Автодом Энергия ГмбХ
ул. Тимирязева, 68, Минск Республика Беларусь
ТОО «СВС-Транс»
ул. Майлина, 85, Алматы, Казахстан
Трак Центр Лтд.
ул. Чапаева, 1, Гостомель, Киевская область, Украина
Замена масла
Масло следует заливать только то, которое рекомендовано заводом изготовителем (спецификация ZF TE-ML 01). При первичном заполнении коробки передач требуется 11 л. масла, при очередной смене 8 л. Максимальный интервал замены масла составляет 90 тыс.км. пробега, минимальный — ежегодно. Если автомобиль Камаз с коробкой ZF эксплуатируется на строительных площадках или в тяжелых погодных условиях, то замену масла рекомендуется производить через 45 тыс. км. пробега или через 1000 моточасов работ двигателя.
Периодичность замены масла
- Тяжелые условия эксплуатации:
- 02A — 1 год или 60 000 км.
- 02B, 02C, 02H — 1 год или 120 000 км.
- 02D, 02E, 02L — 2 года или 240 000 км.
- 02A — 1 год или 90 000 км
- 02B, 02C, 02H — 1 год или 160 000 км.
- 02D, 02E, 02L — 2 года или 300 000 км.
Замену масла в КПП следует производить при горячем двигателе. Открутите сливную пробку и слейте отработанное масло. Очистите магнитом сливное отверстие и сливную пробку от металлической стружки. Замените прокладку и закрутите пробки с моментом 60 Нм. Залейте масло через маслозаливное отверстие до тех пор, пока уровень его не достигнет нижнего края отверстия или будет уже выливаться из него.
Не допускайте низкого уровня масла в КПП. Это может привести к серьезным повреждениям коробки. Для проверки уровня масла поставьте автомобиль на горизонтальную площадку и дайте маслу остыть до температуры ниже 40 С.
Проверка сцепления
Для того, чтобы синхронизаторы в коробке работали долго, должно безупречно работать и сцепление. Для его проверки сделайте следующее:
- На холостых оборотах выжмите сцепление.
- Не позднее чем через 20 секунд медленно и аккуратно включите заднюю передачу.
Если при этом будет слышен скрежет, то сцепление нужно регулировать или полностью проверить его работоспособность.
Вентиляция КПП
Т.к. при движении автомобиля в коробке передач происходит нагрев масла, то внутри образуется повышенное давление. Для сброса излишнего давления вверху корпуса коробки есть специальный сапун. Периодически проверяйте его чистоту.
Заводская табличка
Заводская табличка расположена в верхней части корпуса коробки передач. Обычно от туда вам потребуется только три позиции:
- Номер КПП по спецификации.
- Тип КПП.
- Серийный номер КПП.
Блок: 6/6 | Кол-во символов: 4947
Источник: https://miniteh.com/articles/Informaciya/Nemeckie-KPP-ZF-na-gruzovyh-avtomobilyah-KAMAZНазначение и устройство КПП на КАМАЗ
Коробка переключения передач — необходимый для автомобиля агрегат, с помощью которого осуществляется изменение крутящего момента двигателя и передачи его на ведущие мосты. КПП на КАМАЗе позволяет в достаточно широких пределах регулировать скоростные и тяговые характеристики автомобиля и использовать двигатель с наибольшей эффективностью.
Устройство коробок, используемых на автомобилях КАМАЗ, не слишком отличается от аналогичных агрегатов других грузовых автомобилей, хотя и имеют свои конструктивные особенности.
Устройство наиболее распространенных (модели 14 и 15) сводится к следующему. В общем картере установлены ведущий, ведомый и промежуточный валы с шестернями и синхронизаторами. Шестерни задней передачи выполнены в виде отдельного блока. Также в виде отдельного блока, установленного в верхней части коробки, выполнен механизм переключения скоростей передач.
Коробки передач, используемые на автомобилях КАМАЗ, отличаются простой конструкцией, высокой надежностью и эффективностью. При грамотном уходе и нормальной эксплуатации КПП на КАМАЗе может служить многие годы, не доставляя проблем.
Блок: 6/10 | Кол-во символов: 1145
Источник: https://nashipoezda.ru/bulldozer/marka-masla-v-korobke-peredach-kamaz-55111-ustroistvo-i-princip-raboty-kpp-ot.htmlМасло в коробку передач ZF на КамАЗ
Инструкция по применению определяет, какое масло заливать в КПП ZF КамАЗ. Смазки отечественного производства имеют меньшую цену, однако для использования в дорогостоящих импортных механизмах лучше использовать брендовое масло в коробку передач ZF на КамАЗ. Для этих целей стоит выбрать Titan Cytrac Man Synth 75W-80 или Titan Cytrac LD 75W-80. Прекрасно подойдёт и Castrol EP 80W и Mobil GX-A 80W. Качественная марка масла в коробке передач продлит срок её службы уменшит износ деталей. Поэтому оптимальный выбор – использовать масло в КПП ЗФ КамАЗ, указанное в спецификациях к данной коробке. Это классы GL-4 и MIL-L2105. Вязкость также определяется температурными условиями среды. Для холодного климата 75 W-90(80), для средней полосы — 80W-90, и для жаркой погоды — 85W-90.
Спецтехника КамАЗ включает широкий модельный ряд большегрузных машин, которые оснащены мощными силовыми установками, ходовой частью, трансмиссией. За рулем такой машины чувствуется повышенный комфорт передвижения.
Коробка ZF встречается на грузовом автотранспорте производства КамАЗ. Приличную мощность при меньшем расходе горючего обеспечивает 9-ступенчатая автоматическая коробка передач ZF. Как правило, она устанавливается на машины, которые имеют передний привод. Наличие данной коробки гарантирует владельцу авто получение прекрасных динамических показателей.
Следует отметить, что на КамАЗ в коробках передач используется дополнительный делитель. Смена передач в делителе происходит путем перемещения переключателя крана управления. Благодаря делителю отмечается повышение тяги автомобиля, а также происходит его облегченное управление.
Для обеспечения надежности работы системы трансмиссии, необходимо соблюдать предписания для техобслуживания.
Блок: 8/10 | Кол-во символов: 1768
Источник: https://nashipoezda.ru/bulldozer/marka-masla-v-korobke-peredach-kamaz-55111-ustroistvo-i-princip-raboty-kpp-ot.htmlКонтроль уровня масла
Опасность представляет как излишнее количество масло в КПП, так и его недостаточное количество. Это нередко является причиной того, что ЗФ преждевременно выходит из строя. Проверка уровня масла в КПП может быть осуществлена при помощи контрольных отверстий, которые присутствуют на корпусе коробки. Замену масла следует осуществлять при разогретом двигателе. Так как масло теплое, оно обладает оптимальной степенью вязкости, следовательно, горючее быстрее выльется.
Блок: 9/10 | Кол-во символов: 490
Источник: https://nashipoezda.ru/bulldozer/marka-masla-v-korobke-peredach-kamaz-55111-ustroistvo-i-princip-raboty-kpp-ot.htmlВыбор масла для КПП
Какое масло заливается в КПП ZF КамАЗ? В качестве смазки можно использовать масло от отечественного производителя, так и известные зарубежные бренды. Для КамАЗ подходят варианты масел от таких брендов, как Castrol, Mobil.
Какое масло лить? Обращать внимание нужно на жидкости, которые обладают высокой концентрацией противозадирных присадок, например, горючее класса GL-4. При частой эксплуатации автомобиля при отрицательной температуре, следует делать выбор в пользу 75 W-80 или 75 W-90.
Mobil 75 W-90 Castrol 75 W-80
Сколько масла необходимо добавить в КПП КамАЗ с делителем? Требуемый объем составляет около 9 литров. Как правило, данную процедуру необходимо проводить каждые 100000 км.
В ряде случаев замена должна быть осуществлена раньше. Необходимость в этом возникает, если большегрузный транспорт часто эксплуатируется на строительных площадках.
Таким образом, автомобильная техника КамАЗ обладает высокой надежностью, хорошими эксплуатационными качествами. Уход за данной автомобильной системой заключается в своевременной диагностике транспортного средства. Способствует продлению рабочего срока КПП, подбор качественного трансмиссионного масла.
Блок: 10/10 | Кол-во символов: 1185
Источник: https://nashipoezda.ru/bulldozer/marka-masla-v-korobke-peredach-kamaz-55111-ustroistvo-i-princip-raboty-kpp-ot.htmlКол-во блоков: 18 | Общее кол-во символов: 17906
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:Коробка переключения передач (КПП) грузовых автомобилей
Коробка переключения передач предназначена для адаптации и передачи крутящего момента с вала автомобильного двигателя на колеса. Для разных режимов движения грузовику нужны соответствующие тяговые усилия, переданные на ведущие колеса. Именно КПП задает нужный диапазон усилий. Опытный водитель умеет так организовать движение, чтобы не только рационально задействовать мощность двигателя, но и экономно расходовать топливо.
Что такое КПП
Сама коробка представляет собой металлический корпус, в котором компактно размещена система валов и зубчатых передач, принимающих, корректирующих и передающих крутящий момент. Корпус съемный, для снятия и доступа к внутренним деталям откручивается несколько болтов.
Большинство деталей коробки передач подвижно, и практически все они – из металла. Чтобы эта сложная массивная система работала корректно (и относительно бесшумно!) необходима смазка.
Одной стороной КПП подсоединена к двигателю, другой – к коробке сцепления. У большинства грузовиков отечественного производства КПП механическая, спроектированная надежно и просто для обслуживания, относительно недорогая и эффективная. Однако операция переключения передач при управлении грузовиком остается одной из наиболее энергоёмких.
Внутреннее устройство и принцип работы КПП
В любой КПП есть несколько вращающихся валов, а на валах – косозубые шестерни с тем или иным количеством зубьев. Именно смена положений шестерён и валов определяет передачу крутящего момента. Когда коробка передач в действии, между собой соединена только одна пара шестерен (одна ступень), то есть, выбран один из скоростных режимов. Два скоростных режима одновременно выбрать нельзя – в КПП предусмотрена система блокировки. А процесс переключения передач заключается в размыкании одной пары шестерен (ведущей и ведомой) и замыкании другой пары.
Отношение количества зубьев ведомой шестерни к количеству зубьев ведущей шестерни называется передаточным числом.
- Чем у пары шестерен передаточное число больше, тем эта передача обеспечивает больше тяги и тем интенсивнее разгоняется грузовик.
- Чем передаточное число меньше, тем выше максимальная скорость на данной передаче и тем менее интенсивный разгон.
Очевидно, что для разных грузовиков подбирают специальные передаточные числа КПП, исходя из мощности двигателя и выдаваемого им крутящего момента, а также из целевого назначения транспортного средства. Конструкторы всегда стараются обеспечить водителю возможность сбалансировать динамику и расход горючего.
Чем меньше удельная мощность двигателя грузовика и чем разнообразнее физические условия на дорогах, при которых грузовик эксплуатируется, тем шире формируется диапазон передаточных чисел в коробке передач.
Два противоположных примера:
- если грузовик коммерческий и работает преимущественно в условиях города, диапазон передаточных чисел его коробки передач обычно лежит в пределах 5,0 – 8,0
- грузовые автомобили повышенной проходимости для бездорожья и скоростные крупнотоннажные тягачи оснащаются КПП с диапазоном передаточных чисел 10-20
У грузовиков в механических коробках бывает от 5 до 16 передач. С одной стороны, чем больше ступеней в КПП, тем эффективнее используется мощность двигателя и тем экономнее расходуется топливо. Соответственно, производительность автомобиля выше, а стоимость перевозок ниже.
Но есть и другая сторона медали. Чем больше ступеней в КПП, тем она сложнее, тяжелее, габаритнее и дороже.
Ремонт неисправностей КПП
Поскольку внутреннее устройство КПП грузовика достаточно сложно, со временем в ней что-то ломается. Наиболее частые неисправности:
- во время движения КПП издает шум
- передачи не переключаются, при попытках раздается металлический лязг
- с трудом происходит переход между передачами
- если автомобиль перегружен, включенная передача «слетает»
- рычаг КПП стопорится в одном положении и не переходит в нейтраль
- когда при работающем двигателе не включена ни одна передача, раздается шум. При нажатии на сцепление шум стихает
- протекание смазки
Известны причины этих типичных неисправностей:
- износ одиночных зубьев или сколы на шестернях
- поломка зубьев
- износ валов
- износ подшипников
- поломка сальников
- нехватка или негодность смазки
Очевидно, что в большинстве случаев проблемы решаются заменой соответствующих деталей. Другое дело, что для этого коробку передач нужно демонтировать, предварительно слив смазку.
Демонтаж в одиночку сложен, нужна как минимум помощь напарника, а в идеале – услуги специалистов.
Компания «ТрансМаркет» оперативно снабдит вас запчастями КПП, необходимыми для ремонта и обслуживания Вашего грузовика. Поможем с точным подбором деталей, доставкой и ремонтом.
Источник https://spectorg.su/avtobrendy/mkpp-zf.html
Источник https://kalibrtractor.ru/spetstehnika/ustroystvo-i-princip-raboty-kpp-ot-nemeckoy-kompanii-zf-friedrichshafen-ag-na-mashiny-kamaz.html
Источник https://www.tmufa.ru/info/korobka-pereklyucheniya-peredach-kpp-gruzovykh-avtomobiley_/