Содержание
Заповеди автотуриста: что предусмотреть для безопасного путешествия
Как только вы впервые отправляетесь в дальнюю поездку на автомобиле, вы понимаете, что это и есть настоящая свобода и комфорт. Больше ничего не надо таскать на себе, багаж и количество приятных мелочей для благоустройства поездки ограничено только вместительностью транспортного средства. Путешествие на автомобиле – это весь мир в ваших руках! Вы сами решаете, где и когда остановиться, как изменить маршрут, что увидеть по пути и где переночевать. Причем с легкостью меняете эти планы в зависимости от своих желаний. Но при путешествии на колесах возрастают и риски. Как их минимизировать, расскажем прямо сейчас.
Особенности навигации и связи
Даже если вы опытный автотурист, у вас время от времени наверняка возникают трудности навигации в незнакомой местности. «Во время путешествий можно запросто заблудиться на дорогах, проскочить нужные съезды с трассы или повороты, – говорит технический директор сервиса МЭТР Денис Голосюк. – Само по себе это вроде бы и не очень критично. Однако подобные блуждания способны повлечь за собой другие неприятности: например, закончится топливо, придется на ходу менять маршрут, запланированные места остановок и ночёвок. А значит можно потерять деньги на бронировании отелей или кемпингов».
Вот что советует в связи с этим генеральный директор Академии водительского мастерства Александр Каминский. «Несмотря на то, что сейчас во всех смартфонах есть карты и программы-навигаторы (как требующие подключения к интернету, так и работающие автономно), я очень рекомендую иметь отдельный специализированный навигатор (а лучше пару), запасные зарядные устройства ко всем вашим навигационным гаджетам и бумажную карту, – говорит он. – Обычно мобильный интернет, без специальных подключенных пакетов и тарифов, за рубежом безумно дорогой. Забыв об этом, можно запросто «попасть» на несколько сотен тысяч рублей долга своему мобильному оператору. Поэтому перед поездкой уточните у своего оператора тарифы и подключите оптимальный для вас пакет».
Фото: diego cervo/YAY/TASS
А Денис Голосюк и вовсе советует приобретать за рубежом местную симку. «Еще на стадии планирования путешествия нужно узнать о зонах покрытия различных мобильных операторов в тех краях, куда вы отправляетесь, поинтересоваться тарифами и выбрать оптимальный для себя вариант или обзавестись туристической симкой», – говорит он.
По словам Алексея Степанова, директора по продажам в России компании Mio Technology (фирмы-производителя техника для автомобилей, в том числе навигационных устройств), актуальность карт в приложениях для навигации может различаться. Поэтому эксперт рекомендует, если вы едете в незнакомые края, далеко от городов или в другие страны, установить сразу несколько навигационных программ. Если есть возможность заранее загрузить в них карты нужных стран и регионов, то сделайте это еще дома, иначе придется искать за рубежом бесплатный Wi-Fi или тратить «золотой» мобильный интернет.
Кстати, если будете пользоваться смартфоном как навигатором, запаситесь удобным автомобильным креплением для него, чтобы не держать телефон в руках – в той же Европе за это предусмотрен большой штраф, да и отвлекаться от дороги небезопасно.
Автомобильные мелочи. Что нужно иметь с собой
Самый главный риск, отличающий автомобильное путешествие от любого другого – это возможность поломки машины. Поэтому непременно проведите диагностику автомобиля перед выездом.
«Перед дальним путешествием обязательно убедитесь в исправности основных агрегатов», – говорит эксперт по безопасному управлению автомобилем Александр Каминский. В вашем автомобиле должны быть:
- Запас моторного масла (1 л)
- Запас антифриза
- Домкрат и ключи для замены колеса
- Запасное колесо
- Насос или компрессор (лучше второе)
- Манометр
- Противооткатный упор (лучше 2)
- Буксировочный трос
- Комплект проводов для «прикуривания» авто
- Жилет со светоотражательными полосками.
Фото: Maidav/YAY/TASS
«Помимо привычных нам предметов вроде знака аварийной остановки и аптечки, во многих европейских странах требуется наличие в машине полного комплекта используемых в автомобиле предохранителей и ламп, – говорит Александр Каминский. – Я также советую возить с собой хотя бы одну запасную канистру жидкости для омывателя стекла, и жидкость для мытья стёкол с пульверизатором. Это особенно полезно летом, когда после каждого перегона приходится оттирать с лобового стекла следы сотен насекомых. Многие возят с собой также небольшую канистру с топливом. Это может спасти вас в случае, если на заправке вдруг отказываются принимать вашу карту, и наличные внезапно кончились. А в Скандинавии порой просто можно проехать несколько сотен километров и не встретить ни одной заправки. Но если вы отравляетесь за рубеж, то не забудьте узнать заранее разрешённый максимальный объём ввозимого топлива, в некоторых странах с этим строго».
Конечно, в дальней дороге могут случиться поломки, которые вы не можете или не хотите устранять своими силами. Поэтому надо еще перед поездкой выяснить, кто в этим случае сможет прийти к вам на помощь. Скачайте приложения по эвакуации и ремонту авто, найдите и выпишите телефоны локальных служб техпомощи на дороге, местных дилеров вашей марки автомобиля. Помните, что лучшая защита от любых неприятностей – хорошая информированность и понимание, что вы будете делать в случае любых неприятностей.
Юридические подробности
При поездке на автомобиле в Европу можно столкнуться с новыми для себя юридическими нормами. «Например, в Евросоюзе строжайше запрещены радар-детекторы, – говорит Алексей Степанов. – Их начинают искать в автомобиле еще при прохождении границы. Но видеорегистраторы с GPS-базой радаров разрешены, имейте ввиду. При этом в Европе не принято прятать камеры в кустах, все полицейские радары стационарны и учтены в GPS-базах. Видеорегистратор – главный помощник автопутешественника, особенно за рубежом, где турист находится в уязвимом положении. Но в ряде европейских стран регистраторы запрещены. Среди них Австрия, Германия, Люксембург, Португалия, Швейцария и Швеция. Наконец, проверьте документы. Для прохождения границы с Европой на автомобиле необходимо свидетельство о регистрации автомобиля, права с продублированным латиницей именем водителя, зеленая карта (международная страховка на машину) и диагностическая карта.
Фото: Niall Carson/PA Wire/PA Images
Узнайте все подробности о требованиях страны, в которую вы отправляетесь, советует технический директор сервиса МЭТР Денис Голосюк. О страховке, ограничениях скорости, минимальной дистанции между машинами на трассе, о местных правилах парковки и городских зонах, где ограничено движение транспорта. Что нужно обязательно иметь в автомобиле? Дорожные условия (выясните, есть ли какие-то специальные требования к движению в сложных метеоусловиях). Разузнайте, есть ли в странах, которые вы собираетесь посетить на машине, платные дороги, мосты, тоннели. Как происходит оплата – на стационарных пунктах или посредством покупки виньетки? В случае отсутствия последней на лобовом стекле, можно получить солидный штраф. Где купить виньетки? Можно ли расплатиться за проезд банковской картой или потребуется местная валюта? Ответы на эти вопросы легко найти в интернете, и они избавят вас от ненужных проблем.
Тревел-блогер и путешественница Елена Бурдюгова советует покупать страховку на автомобиль всегда, даже если ее никто не проверит. «Если в поездке вы арендуете автомобиль – внимательно осмотрите его перед приемкой и зафиксируйте все сколы на видео», – говорит она. И конечно добейтесь, чтобы все они оказались вписанными в акт приема-передачи автомобиля, один из экземпляров которого должен остаться у вас. И при возврате арендуемого авто тоже необходимо подписать такой же акт, в котором обязательно зафиксировать факт отсутствия претензий со стороны арендодателя.
Вообще при аренде автомобиля нужно быть очень внимательным и подробно изучить все детали договора в части размера арендной платы, прав, обязанностей и ответственности сторон, последствий нарушения условий договора, штрафов и санкций за причинение вреда арендуемому автомобилю. Важно также уточнить порядок действий при ДТП, технической неисправности или угоне автомобиля. Вообще паранойя при аренде автомобиля – это хорошо и правильно! Лучше предусмотреть абсолютно все и расшифровать все буквенно-цифровые сокращения в договоре, чем платить потом втрое больше: например, за навязанные услуги, о которых даже не догадывался.
Заповеди автотуриста
И напоследок – еще несколько советов для радостного путешествия, не омраченного никакими неожиданностями. Ими делится Елена Бурдюгова. «Накатав более 60 000 километров по дорогам Европы, США и Северной Африки, я определила для себя несколько правил, которые позволяют быть готовой к любым обстоятельствам», – говорит она.
Оценивать не только расстояния по маршруту, но и возможные задержки из-за пробок, пересечения границ или качества дорожного покрытия. Например, граница с Грузией летом может отнять от 4 до 15 часов времени, а горный серпантин увеличит длительность пути минимум в 2 раза. В интернете легко найти информацию о пробках на границе, есть даже группы «стояльцев» и им сочувствующих в социальных сетях. Что до качества дорог, то по многим регионам можно прочитать отзывы о длительности маршрутов и их проходимости.
Фото: Maidav/YAY/TASS
Бронировать гостиницы в популярных городах нужно заранее, но с возможностью бесплатной отмены или только в тех пунктах, в которые вы точно доберетесь в срок. С одной стороны, если не бронировать, то можно остаться на обочине и ночевать в машине где-то под Мюнхеном, а если бронировать – можно не успеть доехать или просто потерять деньги в случае изменений в маршруте. После того, как однажды мне довелось приехать к закрытым дверям отеля под Кельном, я всегда смотрю время заселения, и звоню в отель заблаговременно, если заезд планируется после 10 часов вечера.
Продумывать места для парковки. Идеально, если у вашего отеля будет собственный паркинг, но если нет, то лучше поискать охраняемую парковку, чтобы не попасть на огромные штрафы.
Вовремя делать перерывы на отдых. Когда я путешествовала одна, то каждые 2-3 часа делала остановки, чтобы размяться, перекусить и отдохнуть, и через 10-12 часов старалась дать себе хотя бы 4-5 часов сна. Теперь мы с мужем рулим по очереди, и это сильно облегчает дорогу.
Технический директор сервиса МЭТР Денис Голосюк напоминает о возможности столкнуться в пути с воровством, подставами и разводами. «Больше всего начинающие автотуристы беспокоятся о криминальной обстановке в местах, куда они собираются, а также по дороге туда и обратно. Чаще всего их страхи бывают преувеличены, но и совсем пренебрегать мерами предосторожности не стоит, – говорит он. – Как и в отношении других потенциально опасных ситуаций, здесь лучше всё разузнать заранее, чтобы быть готовым правильно действовать». Общие советы тоже хорошо известны.
- Оставляя автомобиль даже на короткий срок, убирайте все хоть сколь-нибудь ценное из салона.
- Не оставляйте детей одних в автомобиле, даже если вы планируете это сделать на несколько минут.
- Сделайте копии всех документов (паспортов, медполисов, документов на автомобиль) в нескольких экземплярах и положите отдельно от документов.
- Имейте при себе лишь небольшое количество наличных. Не храните деньги на одной карте, а карты – все вместе. Выясните, действуют ли ваши банковские карты на территории государств, по которым проходит маршрут, и какова комиссия за снятие наличных.
- Никогда не оставляйте ключи в замке зажигания.
- Во время езды в «сомнительных» местах держите двери и окна закрытыми, особенно, если на заднем сиденье есть вещи.
- Не останавливайтесь, если вас явно к этому провоцируют, двигайтесь дальше и звоните в экстренную службу или полицию (ведь вы же позаботились о связи, не так ли?).
Кстати, обязательно возьмите с собой второй комплект ключей от машины и всегда держите его при себе (не оставляйте его в машине). Всякое может случиться, и оказаться за несколько тысяч километров от дома, в другой стране, снаружи от запертого автомобиля, в котором все ваши вещи, деньги и документы – не самая приятная перспектива.
Подводя итог, хочется сказать, что готовясь к худшему, вы обеспечиваете себе безмятежную, чистую радость летнего путешествия. Поэтому не ждите беды, но старайтесь продумывать и планировать всё заранее. Настройтесь на путь как на новое приключение и ко всем неприятностям в дороге относитесь соответственно. Главное – не спите за рулём!
Что взять в дорогу для путешествия на машине: список нужных вещей
Здравствуйте, друзья! Турне на автомобиле имеют ряд неоспоримых преимуществ. Вы не зависите от расписания самолета, поезда или автобуса, т. е. отсутствует риск опоздать. Еще в пути можете делать остановки, когда захочется, поменять маршрут и заехать в интересные места.
И, конечно, бесспорным плюсом будет возможность упаковать с собой гораздо больший комплект вещей, чем при передвижении на общественном транспорте. Хотя и подготовка потребуется основательная. Давайте вместе составим список, что взять в дорогу на машине, чтобы экспедиция прошла с комфортом.
Документы
Все документы удобно сложить в сумочку, чтобы при необходимости быстро достать. Собрать необходимо бумаги на всех, кто отправляется в дорогу:
- паспорт или свидетельство о рождении (для детей до 14 лет);
- загранпаспорт и/или виза – при посещении других стран;
- страховой медицинский полис – учтите, что перед поездкой за границу хорошо бы оформить дополнительную страховку;
- водительское удостоверение – проверьте документ какого образца требуется в страну, куда вы направляетесь.
Возьмите несколько банковских карт с небольшими суммами. Разложить деньги на разные счета лучше на случай утери или кражи карточки. Заблокировав один из счетов, вы не останетесь без средств к существованию.
Не забывайте о наличных деньгах. В отдаленных уголках бывает недоступна оплата безналичным способом, так что живые деньги точно понадобятся.
Для автомобиля тоже нужно собрать пакет с документами:
- технический паспорт;
- свидетельство о регистрации транспортного средства;
- страховой полис – ОСАГО должен присутствовать обязательно (Каско, если есть, но в дальний путь оформить очень желательно);
- документы на право управления ТС – если машина не ваша, то потребуется оформить доверенность или договор купли-продажи, если транспорт недавно куплен.
Пригодится и блокнот с ручкой, чтобы делать путевые заметки, записывать новые контакты и адреса. Так что положите их в бардачок.
Инструменты и автомобильное снаряжение
Еще до отправления стоит подготовить машину к дальней поездке: в автосервисе проверить техническое состояние транспорта и провести ремонт при необходимости. Это обезопасит от инцидентов на трассе.
Но мелкий ремонт может потребоваться даже исправному железному коню. У ответственного автомобилиста в багажнике всегда хранится снаряжение практически для любого происшествия, но перед дорогой убедитесь, что все необходимое есть в наличии. Итак, что должно быть в багажнике:
- Запасное колесо, ключ, домкрат и набор для ремонта мелких проколов колес.
- Компрессор для подкачки шин с манометром: ножной или электрический, а лучше оба.
- Комплект гаечных ключей и отверток.
- Пассатижи.
- Качественный буксировочный трос.
- Автомобильные лампочки.
- Запасные дворники.
- Набор предохранителей.
- Жидкости: тормозная, антифриз, масло.
- Провода прикуривателя.
- Батарейки для брелока сигнализации.
- Светоотражающий жилет на каждого пассажира – чтобы выходить из авто ночью.
- Огнетушитель.
- Знак аварийной остановки.
- Изолента – поможет временно отремонтировать проводку.
- Средство для очистки стекол и зеркал, а также тряпочки из микрофибры.
- Вода для омывателя стекла – не менее 5 л.
- Перчатки для грязных работ.
- Противобуксовочные траки – зубчатые пластины, которые подкладываются под колеса. Пригодятся, если застрянете в снегу, грязи или попадете в колею. Некоторые с этой целью берут небольшой пакетик с камнями.
- Пакет с солью – чтобы выехать со льда.
- Лопата – чтобы откидать снег из-под колес.
Заранее познакомьтесь с устройством автомобиля и разберитесь, как производить замену тех или иных частей.
Еще в поездке могут потребоваться: солнечные очки, фонарик на аккумуляторе (лучше налобный), большой скотч (универсальная и очень полезная вещь). Возьмите с собой небольшую канистру с бензином, особенно если заправляетесь АИ-95. На заправках в глухих краях его может не оказаться, и “заначка” очень выручит.
Ребенок обязательно должен находиться в детском автокресле. Если его нет, то купите и заранее установите в салон.
Когда едете в новую местность, нужно подготовиться по полной программе: неизвестно, какие трудности встретятся на пути. Это касается и построения маршрута.
- Навигатор с обновленными картами. Знаю, многие пользуются навигационной системой в телефоне, но она зависит от доступа в интернет, а потому часто дает сбои.
- Подробная бумажная карта – для спокойствия и уверенности.
- Видеорегистратор – не только предоставит доказательства в случае аварии, но и запишет видео о путешествии от начала до конца.
Перед выездом за границу ознакомьтесь с правилами ПДД страны-прибытия. Вероятно, потребуется снять тонировку или оснастить транспорт дополнительными знаками.
Организация питания
На первый перекус сделайте бутерброды, печеные пирожки, сварите яйца. Возможности значительно расширяются, если есть сумка-холодильник. Она позволяет упаковать с собой сыр (твердый или плавленый), сырокопченую колбасу, вареное или запеченное мясо, большой запас фруктов и овощей. Хорошо, если припасы будут в вакуумной упаковке: так срок хранения значительно увеличивается.
Уложите с собой растворимый кофе, чай в пакетиках, сахар, соль и жвачку. Конечно, не обойтись без стратегического резерва из еды: быстрорастворимая лапша и консервы – несомненные фавориты.
Не забудьте о приборах и сопутствующих аксессуарах:
- нож или мультитул;
- вилки и ложки – по количеству пассажиров;
- тарелки – тоже по числу участников;
- глубокая миска – чтобы сделать салат;
- кружки – если крышек от термоса недостаточно;
- скатерть – застелить багажник или стол;
- доска для нарезки.
Обязательно загрузите несколько пятилитровых бутылей с водой. Вдруг пополнить запасы питьевой воды будет негде. Также захватите таблетки для обеззараживания воды.
Наполните термосы. В один налейте кофе: он поможет водителю взбодриться, а в другой – чай (черный, зеленый, травяной – на ваш вкус).
Стоит взять термос с широким горлышком для горячего блюда. Его хватит на один прием пищи. Потом в нем удобно заваривать лапшу или быстрорастворимый суп.
Для бодрости водителя купите пару баночек с энергетиком или кофеин в таблетках. Разумеется, благоразумнее остановиться и немного отдохнуть, но иногда ситуация не позволяет, поэтому лучше иметь бодрящее средство.
Только учтите, что таблетки кофеина действуют не сразу, а где-то через полчаса-час. Не повышайте дозу, если сразу не почувствуете эффекта. Любое из этих веществ запрещено принимать, если у вас есть проблемы с сердцем!
Если нет желания останавливаться, чтобы пополнить кипяток в термосе, решит проблему термокружка, работающая от прикуривателя. С ней без горячего питья не останетесь.
Во время путешествия можно использовать две стратегии питания:
- Останавливаться в кафе и столовых.
- Заниматься приготовлением пищи самостоятельно.
Во втором случае вы сможете насладиться странствием сполна и заглянуть в интересные места. Если для вас ближе этот вариант, то придется брать с собой солидный резерв продуктов, заезжать в магазины и тратить время на организацию импровизированной кухни. Вот список того, что понадобится в дополнение к вышеперечисленному:
- складные стол и стулья;
- мангал, шампуры или решетка;
- походная газовая плитка и баллоны к ней;
- котелок или кастрюля;
- половник;
- угли;
- крупы, лук, картофель.
Можно попробовать самостоятельно наловить рыбы: и рацион разнообразите, и развлечетесь. Так что не забудьте рыболовные принадлежности: удочку, снасти, наживку.
В дороге невероятно тянет что-нибудь пожевать. К тому же это отлично помогает бороться с укачиванием и скоротать время. Запаситесь разными вкусняшками: орехами, шоколадом, мармеладом, леденцами, печеньем, сухариками. Они заглушают голод, когда ждать до остановки больше нет сил.
Комфортное размещение
Для комфортной посадки желательно купить подушки, которые устанавливаются на подголовник, или подушки-воротники. Они снимут напряжение с шеи и позволят комфортно вздремнуть.
Наверняка пригодится плед или одеяло, особенно если с вами в машине путешествует ребенок. Маленькие дети в пути обычно спят, поэтому стоит позаботиться, чтобы малыш не замерз. Теплое одеяло дольше сохранит тепло, если вдруг застрянете на трассе зимой.
Оснастите салон различными органайзерами и кармашками. Благо, их сейчас великое множество. Это позволит разумно использовать пространство и не допустить бардака.
Запаситесь мусорными мешками. Вы же не собираетесь выбрасывать мусор в окно? Избавляться от него стоит в специально оборудованных местах.
Экипировка во многом зависит от сезона. В летних турне реально обойтись минимумом:
- головной убор – чтобы не напекло в голову на привале;
- сменные носки и белье – после душа в гостинице или купания в речке наверняка захочется переодеться во что-то чистое;
- шлепки или тапочки – чтобы не пришлось подолгу обуваться, когда выходите из машины.
А вот зимой понадобятся:
- теплая куртка – чтобы выходить на улицу;
- теплые ботинки – нужны в холодный сезон, ведь ноги мерзнут быстрее всего;
- шапка и шарф – дополнительное тепло никогда не помешает;
- термобелье – обеспечивает нормальный теплообмен и не дает вспотеть.
Для тех, кто планирует устраивать длительные привалы и ночевать на природе, необходима туристическая экипировка:
- палатка;
- спальники или надувной матрас и одеяла;
- топорик;
- спички и сухое топливо для костра;
- подвесной фонарь;
- репелленты от комаров и клещей.
Подробнее о том, какое снаряжение для отдыха на природе следует взять, читайте в другой нашей статье.
Если планируете ночевать в транспорте, то купите надувной матрас для заднего сиденья. Он имеет особую форму, позволяющую организовать почти полноценную двуспальную кровать.
Гигиена
Чистота – залог здоровья. Об этом не стоит забывать. В первую очередь позаботьтесь о чистоте рук: санитайзеры и влажные салфетки должны присутствовать в большом количестве и использоваться регулярно. Иначе и до кишечной инфекции недалеко. Также понадобятся сухие салфетки и туалетная бумага.
Ничто не радует так, как свежий и опрятный внешний вид. Чтобы поддерживать приличный облик, уложите:
- мыло;
- бритвенный станок;
- расческу;
- дезодорант.
Женщинам следует захватить декоративную косметику. Конечно, наносить полный боевой раскрас будет излишне, да и для кожи грим – нелегкая задача, но вот подкрасить губы и ресницы вполне уместно.
Аптечка
В автомобиле по правилам должна быть аптечка с минимальным набором наиболее важных медицинских приспособлений. Проверьте срок годности каждой упаковки, и если он уже истек или близок к этому, то замените средство на новое.
Если отправляетесь в долгую поездку и нет уверенности насчет того, есть ли там аптеки, то дополните стандартный набор следующими медикаментами:
- Средства от укачивания.
- Жаропонижающие и лекарства от простуды.
- Антигистаминные лекарства.
- Обезболивающие широкого спектра действия.
- Перекись водорода.
- Препараты от диареи и отравлений.
- Раствор для пероральной регидратации.
- Электронный термометр.
- Эластичный бинт на случай растяжений.
- Крем “Пантенол” от ожогов.
Особое внимание этой категории багажа уделите, если отправляетесь за границу. Изучите правила страны, в которую направляетесь. Скорее всего, потребуется рецепт на ввозимые препараты, поэтому заранее позаботьтесь о его получении у врача.
Развлечения и связь
Скоротать время можно за прослушиванием радио, а там, где радиовещание будет недоступно, включайте флешку или диск с песнями. Закачивайте не меньше 100–200 треков, чтобы не пришлось по кругу слушать одни и те же мелодии.
А вот от прослушивания аудиокниг лучше отказаться. Многие водители отмечают, что монотонный голос рассказчика действует на них усыпляюще.
Не помешает ноутбук или планшет. Он позволит пассажиру заняться полезным делом: скинуть фотографии на жесткий диск, забронировать гостиницу, найти интересные достопримечательности в ближайшем городе и т. д.
Возьмите мобильные телефоны на каждого члена семьи, плюс зарядные устройства к ним. Весьма кстати будет Power Bank: позволит восполнить заряд батареи гаджетов.
Рация желательна, если едете компанией на нескольких машинах. Сотовая сеть не везде хорошо ловит и часто недоступна. К тому же звонить в роуминге дорого.
Заключение
Список из необходимых вещей составляется в зависимости от времени и дальности турне. Для трехчасовой поездки достаточно минимального автомобильного снаряжения и небольшой бутылки с водой. А вот для путешествия продолжительностью несколько дней понадобится внушительный багаж.
Какой транспорт для дальних странствий предпочитаете вы? Чем еще можно дополнить перечень для комфортного автопутешествия?
Заглянуть за горизонт: всё, что нужно знать перед поездкой на машине в Европу
Все мы испробовали на себе стандартный набор услуг от туристических агентств по системе «All inclusive», но сегодня представления об отдыхе меняются. Путешествие на машине дает свободу самому выбирать маршрут и возможность получить множество ярких впечатлений. О том, что нужно знать и уметь, чтобы отправиться в отпуск на автомобиле, рассказывает Инга Хрущева, в прошлом комментатор Олимпийских Игр, а ныне организатор автопутешествий в самые отдаленные уголки Европы, где почти не бывает туристов.
О безопасности, или «Аптечка – не для дорожной полиции»
Отправляясь в автопутешествие, следует четко осознавать, что состояние машины – это ваша безопасность. Понятно, что на убитом чадящем масляным дымом Volkswagen Passat 1997 года выпуска вас развернут на границе. Но сегодня парк обновился, и очень уж старых машин я на дорогах почти не встречаю. Разумеется, надо пройти ТО, учесть слабые места своей машины – их знает каждый водитель. Ведь любая поездка в Европу – это никак не меньше пяти тысяч километров. Надо проконсультироваться у специалистов, поменять масло, прокачать тормозную систему, особенно если вам предстоит путь в горы. Для автопутешествий многие берут автомобиль напрокат в своей стране, поскольку это в любом случае наматывание километража. Но наши соотечественники в основном ездят на своих машинах.
Что еще взять с собой в дорогу? Аптечку, светоотражающий жилет, трос. Обязательно должны быть огнетушитель, детское сиденье, если в машине ребенок. Уже в Польше дорожная полиция может поинтересоваться наличием всего этого. Не ставить радар-детекторов и шипованной резины (если дело зимой). И, конечно, аптечка должна быть не для техосмотра, как у большинства наших водителей, а действительно в расчете на то, что в дороге может случиться всякое. Здесь, как говорится, «лучше перебдеть, чем недобдеть», особенно если вы отправляетесь в путь с детьми. Разумеется, должна быть оформлена медицинская страховка и «гринкарта» на автомобиль.
Важно примерно определить свой путь исходя из собственных сил и возможностей, из того, сколько водителей в машине. Если двое, можно без напряга проезжать за день около тысячи километров. 500-700 километров – это максимум, который может проехать за день даже опытный водитель. Причем вряд ли в этот день силы останутся на еще какие-то прогулки. Есть лихие люди, которые ездят без отдыха тысячу и даже больше километров. Но я считаю, что это неправильно. Автопутешествие должно быть удовольствием, а не мучением.
О путешествии кортежем, или Когда навигаторы – зло
Некоторые начинающие автопутешественники считают, что лучше отправиться в поездку кортежем из нескольких машин. Мол, чем больше людей, тем безопаснее. Это ошибка. Я понимаю, что кортеж – это весело и здорово, но ведь по трассе все идут с разной скоростью, у всех разная манера вождения. Я сопровождала кортежи туристов, сама ездила с друзьями на дальние расстояния «караваном» из нескольких машин. Идти кортежем так, как хотелось бы, никогда не получается.
Обязательно кто-то потеряется, у кого-то ребенок захочет в туалет, случатся еще какие-нибудь непредвиденные обстоятельства. И через некоторое время это начинает напрягать. Плюс навигаторы порой по-разному выстраивают маршрут в одну и ту же точку.
Решив все-таки отправиться в путешествие несколькими машинами, позаботьтесь о средствах связи между водителями. Опыт показывает, что лучше всего пользоваться рацией с радиусом действия несколько километров, как дальнобойщики. Общаться за границей по телефону слишком дорого. А самый оптимальный вариант – отправиться несколькими машинами в какую-то заранее оговоренную точку, в которую каждый прибывает в назначенное время. Но едут туда люди сами, в соответствии со своим индивидуальным ритмом и манерой вождения.
Честно говоря, навигаторы – это зло. К навигатору привыкаешь, и если в дороге с ним что-то случается, то просто не знаешь, куда ехать. Я – водитель старой формации. Я начинала ездить, когда навигаторов еще не было, и могу доехать куда угодно по картам и дорожным знакам. Конечно, навигационная система предложит варианты объезда и грамотно выстроит маршрут, но порой дорожная ситуация требует принять решение, а когда целиком полагаешься на навигатор, у тебя выключается мышление.
О «надежде на русский авось» и любителях романтики
Бывает, я отговариваю людей от поездки: просто знаю, чем это может обернуться. Отправляясь в путь с ребенком возрастом в несколько месяцев, надо учитывать, что потребуется гораздо больше остановок, чем вы предполагали изначально. Разумеется, нельзя планировать автопутешествие, если стаж вождения меньше двух лет. С теми, кто хочет ехать за тридевять земель, едва сдав на права, я отказываюсь работать. Только с опытом приходит умение читать дорогу, а не просто крутить руль. Я сама, получив права, уже на следующий день отправилась в путешествие. Но со мной были умные люди, и, когда начался серпантин, за руль сел опытный водитель.
Наши люди любят романтику. Просто поедем летом куда глаза глядят, а заночуем где-нибудь «по ходу движения». К сожалению, так не всегда получается. Например, австрийцы отдыхают уже с четверга, и если вам захочется переночевать где-нибудь на озере в Австрии, то придется потратить три-четыре часа на поиск отеля, и очень вероятно, что спать придется в машине. Летом вся Европа путешествует на автомобилях. Так зачем тратить бензин и нервные клетки, когда можно забронировать себе места для ночлега заранее, просчитав свой маршрут. Могу сказать исходя из личного опыта: если в начале недели вам удастся без проблем переночевать в понравившемся отеле, к концу недели вы всё равно неизбежно столкнетесь с трудностями.
В 2007 году, проезжая через Австрию, мы не знали, где заплатить за дороги. Думали, что будет итальянский вариант – турникеты, где и состоится оплата. Оказалось, надо было покупать виньетку. Полицейские нас выловили и спросили, где оплата за дорогу. Штраф был огромным, но нас простили, и мы просто купили виньетку. В те времена еще не было возможности так свободно получать любую информацию, как сейчас. Но и сегодня частенько наши люди стараются «проскочить на авось».
Я не сторонница нашей национальной бесшабашности. Восемь с половиной евро стоит виньетка, оплатил дороги – и ты законопослушный гражданин. Другого подхода там просто не понимают. И коль ты гость — соблюдай законы страны, где ты находишься. Есть разные системы оплаты дороги. В Чехии и Австрии – виньетки, в Польше – турникеты и так далее. У нас же это – такая особая лихость: проскочить Австрию, потому что там якобы почти нет полиции на дорогах. Но там есть видеофиксация, и если один раз ты чудом не попался, это не значит, что не попадешься во второй раз. Плюс дорожная полиция имеет возможность отправить в посольство информацию, что ты совершил правонарушение на территории Евросоюза. Тебе это надо? Если едешь – соблюдай закон.
О свободе и ответственности
Отправляясь в дорогу, некоторые хотят просто добраться до точки (например, до Средиземного моря), другие – объехать нетуристские уголки. Например, побывать на Сардинии и Сицилии, познакомиться с жизнью страны. В такой поездке за две недели можно даже выучить язык! Автомобильное путешествие – это свобода.
Да, ты выстраиваешь свой маршрут, заранее бронируешь номера в отеле или апартаменты по пути следования. Но когда ты прибыл в какую-то точку, у тебя есть целый регион, который ты можешь изучить. Можешь свернуть направо или налево, остановиться в понравившемся месте, посмотреть и убедиться, что это красиво и потрясает воображение, или, наоборот, разочароваться.
Когда мы с подругой едем в горы в Германию, мы за завтраком смотрим погоду. Допустим, там, куда мы собирались ехать, сегодня дождь. Значит, мы поедем во Францию, там сейчас солнечно. А если бы это была запланированная экскурсия с туроператором, мы бы целый день ходили под зонтиком в толпе незнакомых людей… Автопутешествие позволяет увидеть места, куда туроператорам невыгодно возить людей, и ненакатанные направления оказываются самыми интересными. Например, лучший вид на Флоренцию открывается с холмов городка Фьезоле, куда туристы обычно не добираются.
Путешествие на машине обходится намного дешевле, чем на самолете. Все дорожные расходы, как правило, делятся на троих-четверых, плюс возможность снимать жилье не в отеле, а в апартаментах. Разумеется, надо иметь при себе какую-то сумму на непредвиденные расходы. Но если машина в порядке, то серьезных поломок не будет.
К сожалению, обычно наши люди не знают языков, кроме родного, и даже английский на уровне школьной программы помнят далеко не все. Но и это не проблема. Ну проколол ты колесо. Любой мужчина без проблем поставит запаску. Если в машине только женщины, можно попросить помощи у местных. Существует водительская взаимовыручка, и в Европе так же, как у нас, любой водитель остановится и поможет. У него и спросите, как доехать до шиномонтажа. Тебе на пальцах объяснят, а часто даже довезут и покажут.
Классическая турпоездка предполагает, что всё происходит по заранее намеченному плану. Считается, что большинство любит «по графику». Но, как оказалось, это не так. Да, гид не будет водить тебя за ручку. Ты берешь ответственность на себя. Но – на себя, ты в здравом уме и не станешь разгоняться и врезаться в столб. А кто за штурвалом самолета, ты не знаешь. Достаточно вспомнить последнюю авиакатастрофу, когда псих-пилот решил врезаться в гору…
Отечественную статистику ДТП с европейской не сравнить. Я часто путешествую на машине и в Европе практически не видела ДТП, а у нас на кольцевой не проходит ни дня, чтобы что-нибудь не стряслось. Там другая культура вождения, есть уважение к участникам дорожного движения. В Германии, например, если ты на автобане держишь дистанцию меньше 20 метров, то можешь заплатить крупный штраф. Кстати, если раньше на немецких автобанах не было скоростных ограничений, то сегодня существует ограничение 130 км/ч. Как-то у меня было превышение скорости, за мной даже гналась полиция. Я не убегала от них, просто не сразу их заметила. Ну а потом сбавила скорость, они меня обогнали, мы съехали с автобана и я заплатила штраф.
Классическое психологическое препятствие, мешающее впервые решиться на автопутешествие – боязнь за здоровье. Скажу сразу: медицинское обслуживание везде в Европе на высоте. Когда моя маленькая дочь заболела в поездке, мы пошли в какую-то сельскую амбулаторию, и там я впервые узнала, что такое настоящая медицина. Теперь мне страшно, что что-то случится со здоровьем здесь, а не в поездке.
Был случай: на Сардинии друзья из Санкт-Петербурга перевернулись в машине. Они позвонили мне, я была поблизости и сразу приехала помочь, выступала в качестве переводчика. Неправ был итальянец: он выехал из гаража задним ходом на улице с односторонним движением прямо перед их машиной. Пострадавших сразу же отвезли в госпиталь, сделали полное медицинское обследование и оказали необходимую помощь. В случае ДТП в Италии медицинская помощь оказывается бесплатно, причем в том объеме, который у нас не получишь. Во Франции свои нюансы: там, если ты стал участником ДТП, но жертв нет, полиция на такие случаи не выезжает, происходит просто обмен страховками. Всё это желательно предварительно узнать, отправляясь в ту или иную страну.
Путешествие на машине – это всегда приключение. Жизнь коротка, и хочется заглянуть за горизонт. А в путешествии по Европе вообще нет ничего страшного. Скажу по личному опыту: нет ничего страшнее любой нашей кольцевой в большом городе. Автопутешествия – это путешествия hand madе, разрыв шаблона. И уникальные впечатления от такого отпуска не сравнить с тем, что мы получаем от пакетных туров по раскрученным направлениям.
выпускающий редактор Kolesa.ru
Позволю себе внести некоторые ремарки. Я не вожу туристов, но определенный опыт поездок по Европе наличествует. Во-первых, навигаторы – добро, да еще какое. Не пользоваться ими, предпочитая знаки и карты, можно только «по старинке». Примерно как многие мужики за 40 упорно катаются на машинах с МКПП, потому что АКПП «ломается и, вообще, это для девочек».
Навигатор не может «сломаться»: смартфонов на компанию обычно несколько, и даже если каким-то магическим образом слетела навигационная программа, можно сменить гаджет, плюс всегда есть бесплатный Google Maps и такая полезная штука, как зарядка от прикуривателя. Не везде бывает мобильная связь – это правда, хотя в Европе покрытие уверенно стремится к 100%.
Карту можно иметь при себе на самый крайний случай, но я как-то проехал всю Польшу с одним лишь атласом – это был натуральный ад, потому что планов мелких городишек, через которые пролегал путь, в атласе не было и быть не могло. И вот мы въезжаем в такое польское полусело, видим развилку, круговое движение или перекресток. Куда ехать? Ни знаков, ничего… Поляки не понимают английского, не говорят и по-русски (схожесть языков на слух вообще не воспринимается, не понятно ни слова из того, что они говорят). Каждый мини-город был этапом по спортивному ориентированию. Теперь без навигатора – вообще никуда.
Во-вторых, в Германии таки остались безлимитные автобаны, хотя большинство действительно имеют ограничения 100, 120 или 130 км/ч. В-третьих, во Франции полиция таки выезжает на ДТП без пострадавших, просто чтобы зафиксировать аварию. Правда, никаких дознавателей там нет, если ситуация спорная, ее решают страховщики, причем натурально «от балды» или просто в пользу местного жителя. Но не звать полицию нельзя, если машина прокатная. Без фиксации ДТП с вас вообще безальтернативно снимут весь депозит с кредитки – замучаетесь доказывать, что вы не виноваты. На своей машине всё проще, можно разъехаться «полюбовно», хотя я бы всё равно вызвал полицейских, чтобы на вас не «настучали». Европейцы, в особенности южные и восточные, далеки от образа кристально честных «добрых эльфов», и кидалово различного рода любят не меньше наших соотечественников.
Данная статья написана в рамках Конкурса авторов — 2015.
Лучшие работы читайте здесь .
Источник https://mir24.tv/articles/16360929/zapovedi-avtoturista-chto-predusmotret-dlya-bezopasnogo-puteshestviya
Источник https://iklife.ru/puteshestviya/podgotovka/chto-vzyat-v-dorogu-na-mashine.html
Источник https://www.kolesa.ru/article/zagljanut-za-gorizont-vse-chto-nuzhno-znat-pered-poezdkoj-na-mashine-v-evropu-2015-05-08