Инструкция по охране труда для водителя автомобиля (2022)

Содержание

Инструкция по охране труда для водителя автомобиля (2022)

Инструкция по охране труда для водителя автомобиля — документ кадрового документооборота, обязательный для составления и последующего ознакомления с ним сотрудника компанией-работодателем в силу требований ТК РФ. В чем его специфика, расскажем в нашей статье.

Обязательно ли составлять инструкцию по охране труда для водителя?

Обязанность по разработке внутрикорпоративных инструкций по охране труда для всех сотрудников, независимо от их специализации, установлена для российских работодателей положениями ст. 214 ТК РФ.

В свою очередь, ст. 212 ТК РФ требует от российских работодателей соблюдать государственные нормативные требования в сфере охраны труда. В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 к нормативным актам, в которых содержатся государственные нормативные требования по охране труда, относятся и типовые инструкции по охране труда.

С 1 марта 2022 года Трудовой кодекс и многие другие нормативы, регулирующие охрану труда, действуют в обновленной редакции. О ключевых новшествах читайте здесь.

Соответствующие типовые инструкции должны использоваться фирмами в качестве основы для разработки внутрикорпоративных инструкций для работников, в том числе и для водителей (п. 3 Методрекомендаций, утвержденных Минтрудом России 13.05.2004).

Разработка инструкций — лишь часть необходимых действий работодателя в целях обеспечения функционирования системы охраны труда. Есть много других обязанностей — например, составление локального положения об охране труда на предприятии.

Особенности разработки инструкций по охране труда

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается с учетом специфики производственных процессов в фирме, особенностей трудовых функций работника и условий труда. Положения документа должны пересматриваться не реже чем один раз в пять лет. Внеплановый пересмотр инструкций возможен, если:

  • были изменены положения типовых инструкций, на основе которых разработан внутрикорпоративный документ;
  • изменились условия работы сотрудников;
  • изменились технологические процессы на производстве;
  • были получены предписания о пересмотре инструкций от государственных органов;
  • расследование аварии или инцидента на производстве показало, что необходим пересмотр инструкции.

Инструкции по охране труда могут выдаваться работникам фирмы на руки после прохождения первичного инструктажа, располагаться в непосредственном доступе на рабочих местах либо в иных местах, удобных для работников.

В установленном порядке работодатель проводит для работников первичные инструктажи на рабочем месте.

На предприятии ведутся журналы учета:

  • инструкций;
  • их выдачи.

Факт ознакомления с инструкцией работник удостоверяет подписью в журнале учета выдачи инструкций.

Эксперты «КонсультантПлюс» рассказали о ключевых особенностях составления инструкций по охране труда. Получите бесплатный пробный доступ к материалу на данную тему.

Существует типовая инструкция по охране труда для водителя автомобиля (ТОИ Р-200-01-95), утвержденная приказом департамента автотранспорта при Минтрансе РФ от 27.02.1996 № 16 (согласованная к моменту утверждения с компетентными профсоюзными организациями). В соответствии с приказом Минтранса России от 14.08.2020 № 308 она отменена. Но многим фирмам данная форма инструкции привычна, и целесообразно продолжение ее использования. На практике заниматься составлением инструкций для работников, как следует из положений рассматриваемой типовой инструкции, должны руководители подразделений.

При этом работодатель должен согласовать разработанную инструкцию по охране труда:

  • с профсоюзом или иной организацией, представляющей интересы сотрудников, если таковые учреждены и функционируют (ст. 214 ТК РФ, п. 4Методрекомендаций Минтруда);
  • инженером службы охраны труда предприятия (как следует из рекомендаций по применению типовых инструкций, содержащиеся в ТОИ Р-200-01-95).

Структура типовой инструкции для водителей

Типовая инструкция включает:

  • введение;
  • раздел, регламентирующий общие требования по безопасности;
  • разделы, регламентирующие требования по безопасности перед началом работ, в процессе их выполнения, по окончании работ, а также в аварийных ситуациях.

Изучим, какие формулировки должны содержаться в перечисленных разделах внутрикорпоративных инструкций по охране труда для водителя.

Пример инструкции по охране труда для водителя легкового автомобиля приведен в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к К+ и прочитайте актуальный материал.

Введение к инструкции

В данный раздел документа могут включаться положения, устанавливающие:

  • для кого предназначена инструкция;
  • какие еще инструкции по охране могут использоваться водителем наряду с основной (с указанием ссылок на соответствующие документы);
  • обязанность водителя участвовать в контроле за соблюдением норм безопасности труда другими работниками, оказывать первую помощь пострадавшим при инцидентах;
  • обязанность водителя исполнять распоряжения комиссии по охране труда фирмы или представителей профсоюза;
  • что водитель, прежде чем начинать какую-то непрофильную работу, должен пройти целевой инструктаж.

Работодатель компенсирует работнику расходы на эксплуатацию личного автомобиля в корпоративных целях. Эксперты «КонсультантПлюс» разъяснили, как именно это происходит. Получите пробный доступ к материалу на данную тему.

Рекомендуется к прочтению  ТОП-10 самых безопасных «японцев»

Общие требования по безопасности

В данном разделе следует привести формулировки:

  • регламентирующие допуск водителей предприятия к автомобилям;
  • регламентирующие допуск водителей к работе;
  • закрепляющие обязанность водителя следовать правилам трудового распорядка;
  • устанавливающие длительность рабочего времени водителя (в неделю, день, по специальным графикам);
  • устанавливающие перечень опасных факторов, которые могут воздействовать на водителя в процессе работы и о которых он должен знать;
  • разъясняющие, в связи с чем соответствующие факторы опасны и как они могут влиять на организм;
  • устанавливающие запрет на использование водителем оборудования, порядок эксплуатации которого не изучен им в ходе инструктажа;
  • устанавливающие порядок выдачи водителю спецодежды, обуви и средств защиты;
  • обязывающие водителя соблюдать правила пожарной безопасности;
  • устанавливающие порядок устранения неисправностей автомобиля, обнаруживаемых водителем в ходе работы;
  • устанавливающие порядок координации совместной работы водителя, получившего инструкцию, с другими водителями и специалистами фирмы;
  • регламентирующие особенности эксплуатации газобаллонных автомобилей;
  • устанавливающие базовые нормы личной гигиены водителя;
  • устанавливающие порядок ответственности водителя за несоблюдение положений инструкции и иных связанных с ней источников норм.

Работодатель обязан уделять пристальное внимание технике безопасности на рабочих местах, осуществлять документирование работы в данном направлении. Подробности — в специальном материале.

Безопасность перед началом работ

В данном разделе инструкции следует зафиксировать положения, устанавливающие:

  • необходимость прохождения водителем предрейсового медосмотра, получения путевого листа, а также сведений о работе на линии и перевозимом грузе;
  • необходимость проверки вместе с механиком КПП технической исправности автомобиля, а также регламентирующие основные критерии определения его исправности;
  • необходимость ежедневного осмотра газобаллонных автомобилей на предмет герметичности топливного оборудования, а также обязывающие устранять выявляемые неисправности на специализированных постах или в мастерских;
  • порядок действий водителя перед пуском двигателя;
  • порядок действий водителя в процессе пуска двигателя;
  • перечень запрещенных действий водителя, связанных с пуском двигателя, управлением различными агрегатами автомобиля и иными нюансами эксплуатации транспортного средства.

Существует ряд предписаний для водителей в ситуации, когда рабочий автомобиль оказывается неисправен. Эксперты «КонсультантПлюс» разъяснили их специфику, а также рассказали о последствиях использования неисправной машины. Получите пробный доступ к материалу на данную тему бесплатно.

Безопасность во время работ

В данном разделе инструкции рекомендуется выделить несколько тематических блоков, которые включали бы формулировки, регламентирующие:

  • осуществление водителем основных действий, связанных с эксплуатацией автомобиля в процессе работы на линии;
  • отдельные нюансы управления автомобилем на линии;
  • отдельные нюансы заправки автомобиля, диагностики неисправностей топливных, охлаждающих систем;
  • процедуру прохождения дополнительных инструктажей, необходимых в целях обеспечения безопасности труда в нетипичных для водителя условиях работы;
  • отдельные нюансы заправки газобаллонных автомобилей;
  • перевозку пассажиров;
  • перевозку грузов;
  • порядок остановки автомобиля в различных ситуациях;
  • отдельные нюансы диагностики и ремонта автомобиля;
  • порядок эксплуатации автокранов, подъемников и иных механизмов, которыми оснащен автомобиль;
  • перечень запрещенных действий водителя автомобиля в процессе работы на линии.

Безопасность по завершении работ

В данный раздел инструкции следует включить положения:

  • отражающие тот факт, что по завершении работы водитель должен осуществить необходимые процедуры в рамках следования требованиям безопасности, а также устанавливающие перечень данных процедур;
  • регламентирующие порядок завершения работы на газобаллонных автомобилях;
  • обязывающие водителя удостовериться в отсутствии утечки автомобильного топлива перед постановкой транспортного средства на стоянку с подогревом;
  • обязывающие водителя провести необходимые гигиенические процедуры по завершении работы;
  • обязывающие водителя информировать своего руководителя о неисправностях автомобиля, обнаруженных им в ходе работы.

Безопасность при аварийных ситуациях

В данном разделе следует отразить формулировки:

  • обязывающие водителя оперативно информировать работодателя об аварийных ситуациях и иных инцидентах, свидетелем которых он стал;
  • обязывающие водителя оказывать пострадавшим первую помощь в соответствии с установленными правилами, содействовать доставке пострадавшего в лечебное учреждение, вызывать человеку скорую помощь либо обращаться за помощью к медработникам организации;
  • устанавливающие порядок реагирования водителя на обнаружение неисправностей в газовой системе;
  • устанавливающие порядок реагирования водителя на обнаружение утечки газа из топливного баллона;
  • регламентирующие порядок управления газовыми вентилями, устанавливающие требования по безопасности управления вентилями;
  • устанавливающие запрет на осуществление определенных действий по управлению газовым оборудованием при работающем двигателе либо активированном зажигании, а также при расположении автомобиля около стоянки, источников огня либо мест нахождения граждан.

Инструкцию по охране труда водителя грузовика вы найдете в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к К+ и скачайте образец инструкции.

Нюансы оформления инструкции

Приказ № 16 предусматривает составление инструкций по охране труда с учетом установленных требований к структуре обложки, первой и последней страниц соответствующих документов. Данные требования содержатся в приложениях 1, 2 и 3 к данному приказу.

В приложении 1 к приказу № 16 зафиксирована структура обложки инструкции по охране труда. Она предполагает несколько блоков:

  • наименование фирмы-работодателя;
  • наименование должности, для которой составляется инструкция;
  • место и год составления инструкции.

В приложении 2 к приказу № 16 приведена структура первой страницы документа. Она предполагает наличие полей, в которых приводятся:

  • наименование предприятия;
  • отметки об утверждении инструкции руководителем фирмы и представителем профсоюза;
  • наименование должности, для которой составляется инструкция.

В приложении 3 к приказу № 16 отражена структура последней страницы документа. Она предполагает наличие:

  • блока с Ф. И. О. руководителя подразделения, в котором разработана инструкция, а также его подписью;
  • блока с Ф. И. О. начальника службы охраны труда, с которым согласована инструкция, а также его подписью.

В целях более эффективного усвоения водителями норм безопасности труда, формирования у них последовательных установок на осуществление необходимых действий в нештатных ситуациях на производстве рекомендуется дополнять инструкции по охране труда документами, раскрывающими ее отдельные положения и демонстрирующими их более наглядно. Это могут быть, к примеру, памятки, схемы, плакаты. Нюансы инструкций можно также разъяснять посредством показа сотрудникам тематических фильмов, презентаций, иных мультимедийных продуктов и т. д.

Рекомендуется к прочтению  Классификация пожарных автомобилей и спасательной техники

Работодатель обязан хранить инструкции по охране труда в течение установленного срока. Подробнее читайте в специальном материале, размещенном в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к нему бесплатно.

Итоги

Инструкция по охране труда для водителя автомобиля — документ, который работодатель обязан составлять в силу требований ТК РФ. Алгоритм составления и утверждения данной инструкции регламентируется положениями федеральных и ведомственных нормативных источников.

Ознакомиться с иными аспектами обеспечения безопасности труда на предприятиях вы можете в статьях:

  • «Как проводится вводный инструктаж по охране труда»;
  • «Как провести инструктаж по технике безопасности (нюансы)».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Инструкция по охране труда для водителя

Должность водителя грузового или легкового автомобиля есть в штате многих предприятий. Эта профессия относится к классу профессий, связанных с повышенной опасностью. Во время работ на водителя воздействует целый ряд факторов, представляющих опасность для его здоровья и жизни:

  • само ТС: высокая температура двигателя, опасные элементы ТС, его пожароопасность;
  • другие участники движения;
  • специфика самого рабочего места: необходимость длительно находиться в статичной позе, напряжение, слабое освещение и многие другие факторы.

Именно поэтому для обеспечения безопасных условий труда составляется подробная инструкция по охране труда для водителей автотранспорта.

Кто отвечает за составление инструкции по охране труда для водителя?

Это не самый простой вопрос. Статья 212 Трудового кодекса РФ и «Правила по охране труда на автомобильном транспорте», утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 февраля 2018 г. № 59 возлагают эту ответственность на работодателя, без уточнения должностного лица, которое должно этим заниматься.

Возникает вопрос на кого возложить данный вид обязанности: на лицо ответственное по ОТ в организации или на сотрудников ответственных по ОТ на рабочих местах? Дело в том, что во многих других отраслевых актах (например, Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства) ответственность за разработку инструкций несут именно руководители структурных подразделений, то есть ответственные по ОТ на рабочих местах.

В «Рекомендациях по организации работы службы по охране труда в организациях», утвержденных Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14, на специалистов по ОТ (ответственные по ОТ в организации) возложена обязанность методической помощи при разработке инструкций и контроля сроков пересмотра.

На практике, на многих предприятиях специалисты по ОТ разрабатывают инструкции по охране труда сами. Видимо, учитывая это во многих недавно переработанных правилах, к которым относятся и указанные выше «Правила по охране труда на автомобильном транспорте» вместо словосочетания, — «руководитель структурного подразделения», указывается нейтральное «работодатель». Поэтому если мы говорим именно о водителях, то правильнее будет сказать, что составлением инструкции по ОТ будет заниматься должностное лицо определяемое работодателем, с учетом специфики предприятия.

На какие нормативные документы следует ориентироваться при составлении ИОТ водителя автомобиля?

В первую очередь, следует обратить внимание на ТОИ Р-200-01-95 «Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей», утвержденная Приказом Департамента автомобильного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации от 27 февраля 1996 г. N 16. Именно ее можно брать за основу при составлении ИОТ для водителей организации.

Следует учитывать и другие документы, например:

  • Правила по охране труда на автомобильном транспорте;
  • Методические рекомендации по разработке нормативных требований ОТ, утв. постановлением Минтруда от 17.12.2002 г. № 80;
  • Методические рекомендации по разработке инструкций по ОТ, утв. Минтрудом России 13.05.2004 г.;
  • Письмо Минтруда РФ № 15-2/ООГ-2373 от 30.06.2016 г. (в котором изложена позиция Министерства по поводу содержания инструкции).

Виды и содержание ИОТ водителя

Хотя в основе ИОТ любого водителя будет лежать типовая инструкция, правила безопасности будут разниться в зависимости от вида автотранспорта и груза, который перевозится — инструкции, которые получат водитель легкового автомобиля и водитель мусоровоза, будут очень разными.

Можно выделить три основных вида ИОТ:

  • для легковых автомобилей;
  • для грузовых автомобилей;
  • для ТС специального назначения.

Первая часть инструкции, выдвигающая общие требования по технике безопасности, может совпадать для различных видов транспорта.

  • Водитель АТ должен быть старше 18 лет.
  • Не иметь противопоказаний по состоянию здоровья.
  • Он обязан пройти все требуемые инструктажи (вводный, первичный на рабочем месте, повторный (1 раз в три месяца), внеплановый, инструктаж по электро- и пожарной безопасности). График прохождения инструктирования составляется работодателем, а их прохождение фиксируется в специальном журнале.
  • Водителю необходимо пройти стажировку на рабочем месте (длительность стажировки определяется руководителем).
  • Он должен регулярно проходить медицинские осмотры: 1 раз в два года проводится плановый осмотр, также проводится психиатрическое освидетельствование.

Инструкция также оговаривает использование защитных средств.

В следующих разделах инструкции указываются действия водителя по подготовке автомобиля, проверке его готовности к выполнению маршрута (прописаны действия в случае обнаружения неисправности, правила обращения с разными видами топлива и тд); действия во время работы, после ее окончания (обязательно проводится проверка автомобиля вместе с механиком, составляется список неисправностей). Также указываются требования по ОТ в чрезвычайных ситуациях. При возникновении внештатной ситуации водителю необходимо сообщить о ней непосредственному руководителю, прекратить выполнение работ, оповестить чрезвычайные службы (в случае необходимости), оказать первую медицинскую помощь пострадавшим (в ТС всегда должна быть аптечка со средствами первой помощи. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 697н от 08.09.2009 регламентирует состав и порядок использования аптечки).

Рекомендуется к прочтению  Когда все было просто и ресурсно. Чем так хороша старая Skoda Octavia

Ответственность за неисполнение

Нарушение инструкции по охране труда влечет за собой дисциплинарную, административную, материальную или уголовную ответственность.

Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля

Положение о системе управления охраной труда за 10 минут! Не теряйте своих нервов и времени, переходите по ссылке.

Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля

инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля

Согласно положениям 212 статьи Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности. Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля — один из таких нормативных правовых актов. Его мы разберём сегодня, а в конце статьи Вы сможете скачать шаблон инструкции.

Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля: общие требования

Помимо всех инструктажей по охране труда, которые должен пройти водитель легкового автомобиля, требуется прохождение медицинского осмотра и право на управление транспортным средством. Безусловно, у водителя легкового автомобиля не должно быть медицинских противопоказаний, а в отдельных случаях сам водитель должен обладать II группой допуска по электробезопасности.

Ну а давайте прикинем, сколько Вы тратите на топливо? Да ладно, мы и так знаем, немало. А так же знаем, как это количество радикально снизить. Всего лишь установить газовое оборудование https://softfiler.net вот по этой ссылке. Присмотритесь!

Конечно, в этой профессии немало романтики: дорога, приключения, путешествия (пускай и краткосрочные)… Но и опасностей здесь немало. Только взгляните, о чём предупреждает инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля: повышенная запылённость и загазованность воздуха, вибрация и шум на рабочем месте, физические перегрузки, стресс. Безусловно, чем новее автомобиль, за рулём которого работает водитель, тем меньше вредных производственных факторов на него воздействует.

Что нужно сделать водителю легкового автомобиля перед началом работы?

В первую очередь, привести в порядок рабочее место. А рабочее место у водителя — его автомобиль. А значит, следует убедиться в исправности управляемого транспортного средства, целостности покрышек колес, комплектации. В качестве последнего мы имеем в виду аптечку, огнетушитель и минимальный набор инструментов для замены колеса в дороге.

Да, бывают и неприятные ситуации на дороге. Скажем, ДТП с незначительными повреждениями. Вмятины, царапины, потёртости. Хорошо, что есть сервис, который поможет это всё восстановить за минимальное количество времени и по приемлемым ценам: https://www.autototemm.ru/services/kuzov/

Не стоит забывать и про предрейсовые медицинские осмотры — врач должен убедиться, что состояние водителя не повлечёт за собой дорожно-транспортное происшествие. Проверив своё здоровье и получив путевой лист, можно смело отправляться в путь.

Посмотрите видео по теме:

«Перечень инструкций по охране труда — составляем правильно».

Правила безопасной работы
водителя легкового автомобиля

Самое главное, о чем говорит инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля, — соблюдать правила дорожного движения. Именно поэтому водителю запрещается передавать свою работу третьим лицам, оставлять автомобиль без поднятого ручного тормоза (особенно, если это авто в кредит) и уж абсолютно точно употреблять спиртное во время работы или накануне.

Отдельные правила безопасности для водителя легкового автомобиля касаются курения: сама по себе пагубная привычка может сказаться на безопасности. По инструкции, курить вблизи бензобака запрещено, а во время управления транспортным средством не рекомендуется, так как это отвлекает водителя от дороги.

Если случилась неприятность на дороге, и требуется заменить пробитое колесо, инструкцией по охране труда для водителя легкового автомобиля предусмотрено несколько правил. По возможности припарковаться на обочине. Обязательно выставить знак аварийной остановки и зафиксировать транспортное средство ручным тормозом и ограничителями движения. Приподнять автомобиль домкратом и произвести замену колеса, а при первой возможности обратиться за помощью в шиномонтаж.

Впрочем, давайте начистоту. Если есть возможность отдать груз на перевозку профессионалам, то лучше это сделать. Таким образом будет снижена вероятность ДТП, усталости водителя да и содержания самого ТС. Особенно, если дело касается дальних расстояний. Смотреть, как это можно сделать.

Что делать в аварийных ситуациях?

В случае дорожно-транспортного происшествия водитель легкового автомобиля, согласно инструкции по охране труда, должен немедленно известить о случившемся своего непосредственного руководителя и при необходимости вызвать сотрудника ДПС. Если в аварии есть пострадавшие, применяя полученные в обучении знания, оказать первую помощь и вызвать врачей на место происшествия.

Усталость для водителя — хуже алкоголя (когда ни то, ни другое не допустимо в работе).

Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля по окончании работы

Как и в случае с другими профессиями, инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля не отличается оригинальностью: рабочее место (вернее, салон автомобиля) надо привести в порядок, проветрить. В конце рабочей смены водителю требуется сдать путевой лист, а если он перевозил пассажиров, то пройти и послерейсовый медицинский осмотр.

Источник https://nalog-nalog.ru/ohrana_truda/instrukciya_po_ohrane_truda_dlya_voditelya_avtomobilya-nn/

Источник https://ecostandardgroup.ru/journal/instruktsiya-po-okhrane-truda-dlya-voditelya/

Источник https://pgc-expert.ru/instrukcija-po-ohrane-truda-dlja-voditelya-legkovogo-avtomobilya/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Похожие записи

Несущий кузов автомобиля в массовом производстве – благо или неверное развитие отрасли?

Несущий кузов автомобиля в массовом производстве – благо или неверное развитие отрасли? Отрасль автомобилестроения стремительно развивается. Но не все нововведения воспринимаются на ура. Так массовое производство автомобилей с несущим кузовом вместо стандартного рамного у многих вызывает негативные возражения. Уместны ли они? Разберемся в характеристиках, структурных особенностях, плюсах и минусах и сможем сделать объективный вывод. Несущий […]

Эксплуатация и неисправности Renault Megane 2 (2002 — 2008 г. в. ). Основные проблемы, сбои и поломки

Ремонт автомобиля Рено Меган 2 Конструкция системы пассивной безопасности Рено Меган 2 Система пассивной безопасности (SRS) автомобиля Рено Меган 2 объединяет в комплексе подушки безопасности для водителя и переднего пассажира (в вариантном исполнении) Кроме того, в комплексную систему пассивной безопасности включены регулируемые по высоте ремни безопасности для водителя и переднего пассажира с преднатяжителями, инерционные ремни […]