Содержание
Обеспечение безопасности при грузоперевозках
Безопасность перевозок — приоритет не только для ответственного логиста, но и сторон, которые перемещают груз, заключая договор. В пути возникают разные риски, способные причинить серьезный ущерб заказчику, получателю доставки, окружающим: полная утрата отправления из-за кражи, потери, уничтожения во время ДТП. Страховые компании также заинтересованы, чтобы не наступил страховой случай в пути, иначе придется компенсировать убытки.
Возможные риски при транспортировке грузов
Обеспечением безопасности грузоперевозок занимается логист, принимающий меры для защиты партии. Авторитетная компания обязательно предложит застраховать груз, оборудует машину системами безопасности. Но специфичные риски во время грузоперевозок автомобильным транспортом исключить невозможно:
- Кража объекта — при недостаточных мерах безопасности перевозок возможно несанкционированное проникновение, взлом охранных систем.
- Порча полная или частичная — состояние объекта может быть ухудшено по причине несоблюдения правил перевозок, ДТП, вандализма.
- Риски для жизни и здоровья водителя — при перевозке груза, безопасность важна для управляющего ТС, который несет ответственность за партию.
Помимо специфичных рисков, доставка партии без соблюдения правил перевозки, грозит значительными финансовыми потерями для всех сторон договора. Как обеспечить безопасность грузов, придется решать ответственному логисту, чтобы не допустить:
- Авто неправильно оборудовано, нет климатических систем — порча партии, потеря товарного вида.
- Несвоевременная доставка по причине форс-мажора, ДТП, задержка на маршруте из-за поломки машины — штраф за сорванные сроки, получатель предъявит претензию отправителю, логисту.
Технику безопасности при перевозке груза обязан соблюдать водитель, который проходит специальный инструктаж, подписывает соответствующий документ.
Правила безопасной перевозки грузов
Обеспечить своевременную доставку без риска потерять, повредить партию помогут правила:
- Техническое состояние автомобиля — перед маршрутом проверка на исправность, соответствие перевозимой партии по параметрам, грузоподъемности, габаритам кузова.
- Установка системы безопасности — это обязательное требование безопасности при транспортировке груза. В зависимости от специфики партии будет выбрано оборудование: сложные замки, видеонаблюдение, сигнальные маяки и т.д.
- Обязанности водителя — не распространяет конфиденциальные данные о составе груза, специфике, ценности, номенклатуре партии. Четко соблюдает технику безопасности, не отклоняется от намеченного пути, не задерживается.
- Маршрут — для безопасности грузовых перевозок логист разрабатывает маршрут, учитывая время в пути, пункты остановок, отдых дальнобойщика.
- Координация в пути — ее обеспечивает диспетчер, постоянно поддерживая связь с водителем. Во время общения недопустимо присутствие посторонних, разглашения информации.
- Отдых водителя — только в специализированных местах. Сотрудник может ночевать, отдыхать в мотелях, гостиницах, где есть охраняемый паркинг для автомобиля.
- Контроль передвижения партии. Чтобы избежать опасных ситуаций, вовремя на них отреагировать, помочь водителю, диспетчер должен круглосуточно поддерживать связь с дальнобойщиком.
- Обязательное страхование — гарантия компенсации убытков.
За безопасное перемещение грузов несет ответственность не только дальнобойщик. Это кропотливая работа компании-перевозчика, где активное участие принимают много специалистов:
- логист — разрабатывает маршрут;
- диспетчер — непрерывная коммуникация;
- персонал — подготавливает грузовик перед выездом на маршрут;
- водитель — соблюдение техники безопасности в пути.
Перемещение ценных, опасных грузов нужно доверять логисту, который заранее предусматривает все риски.
Безопасная погрузка и разгрузка
Чтобы сохранить партию, важно ее не только правильно перемещать, но и аккуратно погрузить, выгрузить. Эти обязательства ложатся на отправителя и получателя. Решение — доверить задачу перевозчику, у которого есть специальная техника, команда опытных такелажников. Безопасная погрузка:
- Колющие, острые объекты — перемещают в защитных пеналах, чехлах.
- Тара с жесткой, травмоопасной поверхностью — работа в перчатках.
- Использование погрузочной техники, лифт — тяжелые, габаритные предметы.
- Система крепления в кузове — эстакады, обрешетки, подпорки. Натягивают крепежные ремни, используют подставки.
- Тяжелые объекты — размещают ближе к кабине.
- Легкие предметы — в верхней части кузова.
При погрузке ответственное лицо должно убедиться, что длина объекта не превышает габариты машины больше чем на 1/3 — гарантия безопасного движения. Игнорирование правила приведет к аварийной ситуации.
Безопасность в рейсе
Водитель — лицо, от которого зависит безопасная и своевременная доставка партии. Поэтому перевозчик обязан соблюдать правила охраны труда для сотрудников:
- Длительность рейса. Один человек не должен находиться за рулем дольше 12 часов — одна рабочая смена.
- Смена водителей — если маршрут превышает 250 км, длится дольше 12 часов, рейс обслуживают два дальнобойщика, меняя друг друга.
- Рабочая неделя для одного трудящегося — не должна превышать 38-40 часов.
Водитель обязуется соблюдать установленный скоростной режим, не совершать опасных маневров, которые могут провоцировать аварию.
Как выбрать транспортную компанию для надёжных перевозок?
Безопасность грузоперевозки — залог сохранения партии, своевременная доставка без потери, кражи, порчи отправления. Не стоит рисковать имуществом, доверять транспортировку непроверенным компаниям.
Выбираем надежного логиста:
- Предлагает застраховать партию.
- Имеет большой автопарк, специально оборудованные машины — климатическая техника, охранные системы, крепления.
- Использует погрузочную профессиональную технику, привлекает опытных такелажников.
- Заключает договор с клиентом.
Авторитетная компания — это много выгодных опция, а не только перемещение груза. Подход гарантирует безопасность доставки, сохранность партии, которую вовремя отгрузят получателю.
Как правильно разместить груз в кузове автомобиля
Грузоперевозки — процесс, требующий тщательной подготовки. Каждый шаг содержит нюансы, на которых стоит заострить внимание. Разместить груз в кузове автомобиля, правильно закрепить, обеспечить сохранность на протяжении поездки — эти задачи далеко не второстепенны, а значит, стоит рассмотреть подробнее.
Выбор автомобиля
Автомобильные перевозки — популярный и доступный вид доставки по России и за пределами. Разнообразие видов автомобилей поможет выбрать нужный без усилий, но необходимо убедиться в соответствии с параметрами.
Рекомендации выбора ТС:
- грузовместимость соответствует объему перевозимого;
- проходимость ТС в трудной местности;
- использовать для малогабаритных перевозок автомобили с малым тоннажем;
- для провоза сыпучих материалов выбирать открытый тип кузова;
- избегать перегруза;
- перевозить специфичные вещества с соблюдением условий (цистерна, рефрижератор, контейнеровоз);
- длинномерный груз может выступать за пределы автомобиля не более, чем на 1/3 длины.
Размещение
Несмотря на то, что погрузочные работы выполняются отправителем, компания — перевозчик должна знать о специфике того или иного типа груза. При подготовке грузов, отличающихся габаритами, обязательна схема расчета укладки.
Предоставляется грузоотправителем, но окончательно утверждается транспортной компанией. Правильная схема составляется с учетом норм загрузки и характеристики ТС, особенностей груза и обеспечивает сохранность и безопасность.
Несмотря на схемы, существуют правила погрузки и размещения в кузове:
- осуществлять погрузочные работы только в соответствии с утвержденной схемой;
- учитывать маркировку и требования манипуляционных знаков, опираясь на ГОСТ 14192-96;
- не производить погрузку в транспортные средства с повреждениями;
- грузы в упаковках разного типа укладывать более тщательно;
- заполнять пустое пространство перевозимым грузом, а специальными прокладками или целлофаном;
- товары, упакованные в пакеты, укладывать с минимальным зазором между пакетами;
максимальное расстояние от стенок кузова (контейнера) 15 см.
И еще одно обязательное правило — груз требуется надежно закрепить.
Как закрепить
При правильном размещении материалов в кузове или контейнере автомобиля потребность в креплении практически нулевая. Но, если нарушен баланс сил, неверно выбрано ТС или кузов загружен не полностью, то вопрос как закрепить груз становится актуальным.
Распространены три способа крепления груза в кузове:
- Притягивание.
- Растяжка.
- Блокирование.
Крепление методом притягивания осуществляется на основе нейтрализации силой трения инерционного воздействия, возникающего при наличии свободного пространства в кузове после погрузки.
Крепежную функцию в этом способе выполняют ремни, которые натягивают поверх расположенного груза, тем самым придавливая.
В случае крепления прижимом стоит присмотреться к качеству ремней:
- предельная нагрузка;
- рабочая нагрузка;
- длина;
- когда и из чего изготовлен;
- соответствие ГОСТу.
Эти характеристики всегда можно найти на этикетке производителя.
Для длительной службы рэтчетов желательно соблюдать следующее:
- при креплении одного грузового места использовать как минимум два ремня;
- не натягивать крепеж поверх острых углов;
- контролировать цельность ремней;
- соблюдать требования допустимой нагрузки;
- не допускать скручивания, завязывания, склеивания крепежа.
Для крепления крупногабаритного груза или тяжеловесных конструкций допускается использование металлических цепей, тросов вместо крепежных ремней. Метод прижима также используется для крепления груза на легковом транспорте.
Использование растяжек (якорный метод) востребовано в морских грузоперевозках. В транспортировке грузов автотранспортом такое крепление нечасто.
Суть якорного метода в том, что груз расположен в середине, а цепи, ремни или тросы (в зависимости от типа груза) закрепляются одним концом за груз, а вторым — за стену кузова, настил или борт. Получается, что с виду товар словно разрывает на части креплением.
- крепить одно грузовое место не менее, чем четырьмя тросами. Это создаст равномерное натяжение;
- производить натягивание крепежа под одинаковым углом;
- наличие специальных точек для крепежа якорным методом;
- соблюдать требования к эксплуатации средств крепления.
При креплении растяжками рекомендуется рассчитывать угол крепления и силу натяжения. Это обезопасит груз от смещения в процессе перевозки.
Блокирование часто используется при полной загрузке транспортного средства.
Суть метода в том, чтобы разместить товар в кузове или контейнере таким образом, чтобы был прижат друг к другу и не допустить смещение при провозе. В качестве крепежных средств выступают распорки, пустые поддоны, воздушные пакеты.
Дополнительные способы крепления
Указанные способы крепления редко используются обособленно, чаще всего в сочетании с дополнительными средствами:
- Грузовое место упаковывают пищевой или специальной термоусадочной пленкой, служащую своеобразным каркасом, а также фиксирует положение товара на паллете.
- Противоскользящие настилы. Располагая груз на анти скользких матах увеличивается устойчивость грузовых мест.
- Сетки. При вероятности повреждения ремнями, цепями или тросами, груз накрывают металлическими сетками. Это обеспечивает равномерное покрытие, аккуратное расположение крепежных средств и сохранность товара.
- Для устойчивости колесных грузовых мест распространены колодки, с помощью которых колеса блокируются и смещение не происходит.
Выбор крепления
Выбор способа крепления основан не столько на силе людей — грузчиков, сколько на инерционных силах самого груза. Зависит от того, какое количество инерционных сил действует на него во время транспортировки — при резкой смене положения ТС, слабо закрепленный груз массой повредит стенки или настил кузова, а также нарушит целостность.
Выбирая крепежную схему стоит принять во внимание:
- возможные опасные ситуации при перевозке;
- вспомогательные средства крепления;
- расчет количества креплений;
- надежность крепежных приспособлений.
Указанные условия помогут выбрать тип крепления.
При отсутствии уверенности в правильности выбора можно воспользоваться Приложением No 2 к «Правилам обеспечения безопасности перевозок». Там указаны специальные формулы для расчета угла крепления, количества крепежных средств и прочее.
Заключение
Правильное размещение и крепление груза — обязательные к выполнению условие. Схема крепления зависит от типа груза и кузова, а также от того, поедет ли автомобиль сам или его транспортируют на морском или железнодорожном транспорте. Грамотный подход к расположению обеспечит контроль баланса сил автомобиля и сохранность груза на протяжении поездки.
Как правильно закреплять груз. Средства крепления груза.
Как правильно размещать и закреплять груз в кузове фуры
При перевозке различных видов грузов автомобильным транспортом необходимо соблюдать правила грузоперевозки. От добросовестности и профессионализма грузоперевозчиков зависит не только сохранность перевозимых предметов, но и жизни участников дорожного движения. Чтобы обезопасить самих себя и других, следует выполнять правила размещения и крепления груза в кузове грузового автомобиля.
Существуют условия, дающие надежность крепления груза в кузове полуприцепа. Их соблюдение позволяет технически грамотно провести работу по фиксации продукции в грузовом отсеке без боязни повреждения товара на всем пути следования ТС.
Способы крепления груза в кузове грузового автомобиля
- Крепление груза прижимом — крепление грузов, связанное с действием сил за счет увеличения трения между транспортной платформой и грузом. Применяются в основном регулируемые тканные ремни и противоскользящие коврики. Принцип крепления состоит в том, что через установленный на платформу груз перекидываются прижимные ремни и закрепляются за края борта с натяжкой. Этот способ достаточно распространен, однако, он не может являться основным, так как не обеспечивает надлежащей безопасности, да и ремней требуется довольно много для обеспечения даже небольшой силы трения.
- Крепление груза растяжками — при помощи ремней, найтов, цепей, тросов, проволоки и т. д. Способ помогает избежать сдвижки или опрокидывания груза. Этот способ требует меньшего количества ремней, однако, лучшего их качества по сравнению с предыдущим методом. Этот метод более безопасен, так как ремни, закрепленные за металлические скобы, надежно фиксируют груз, не позволяя ему сдвигаться. Всего в креплении участвует четыре ремня, прикрепляемых к грузу по углам, и столько же крепежных скоб.
- Крепление груза блокированием — крепление грузов, связанное с формой груза, при помощи контакта с поверхностью, например, укладка у твердых стен, заполнение пустых пространств или использование амортизационного материала. Этот метод тоже является достаточно безопасным, основан он на том, что грузы помещаются вплотную к другим грузам, бортам автомобиля или специальным деревянным конструкциям, которые в свою очередь упираются в борта. Такой способ исключает движение предметов по горизонтали, однако не спасает груз от подпрыгивания. Применяется в основном при разно-размерном грузе в одном ТС или при хорошо оборудованном транспортном средстве (наличие распорных устройств, колодок, подушек и т.п.
Требования к креплениям перевозимых грузов на грузовом автотранспорте предъявляются самые строгие. Технология крепежа груза осуществляется при помощи приспособлений для обвязки и фиксации, размещенных в кузове грузового полуприцепа. Обычно, это трос или канат, прижимные ремни и т.п. Также важно наличие нескользящих матов для исключения трений. Груз в грузовом автомобиле закрепляют несколькими способами. Какой способ увязки и средство крепления груза использовать, напрямую зависит от того, что перевозится в кузове грузового автомобиля.
Крепление груза вспомогательными средствами:
- Щиты, поддоны;
- Ремни, тросы;
- Цепи, сетки;
- Воздушные пневмооболочки;
- Деревянные бруски и колодки;
- Стойки, штанги, распорки, планки и т.п.
Каждый из нас понимает, что незакрепленный груз при транспортировке может смещаться, падать и переворачиваться. Так же незафиксированный и незакреплённый груз может выпасть на дорогу. Такой сценарий может привести к серьёзному ДТП. В последствии такой груз будет повреждён, появится брак, что повлёчёт за собой финансовый ущерб. Поэтому для безопасной перевозки любых грузов и продукции необходимо обязательно использовать специальные средства крепления груза.
Крепление груза комбинированным способом:
- Блокировка и увязка петлей;
- Блокировка и увязка по верху;
- Увязка и блокировка плюс увязка по верху;
- Ставятся нескользящие маты плюс блокировка грузов и увязка их по верху.
Во избежание смещения груза инерцией силы вперед применяют средства креплений, работающих на сжатие. Применяются специальные распорные штанги или блокировочные планки. Находящиеся в кузове поддоны и панели также фиксируют для препятствия их смещения. Дополнительно можно применять различные колодки и брусья для дополнительной фиксации груза в кузове ТС. Чтобы заполнить образовавшиеся пустоты между поддонами, используют воздушные пакеты и различные пневматические оболочки. Прямая увязка при помощи петли или уголка кольцевого ремня, считается один из способов фиксации груза.
Крепление груза стяжными ремнями
Данный способ крепления груза стяжными ремнями, применяется чаще всего в автомобильных и контейнерных перевозках. Стяжные грузовые ремни (рэтчеты) предназначены для быстрого и надежного крепления различных грузов, перевозимых на всех видах транспорта. Удобство в применении и легкость в эксплуатации дает этим ремням большие преимущества перед обычными средствами крепления грузов. Мягкая текстильная лента ремня не повреждает груз и надежно закрепляет его на транспортном средстве, полностью сохраняя товарный вид перевозимых изделий.
Эти средства изготавливаются в большом ассортименте, разных типоразмеров и имеют следующие характерные особенности:
- 1. Натяжное устройство (храповый замок) предотвращает ослабление ленты, закрепляющей груз, во время движения транспорта, что обеспечивает безопасность участников движения и сохранность перевозимых товаров;
- 2. Стяжная лента из полиэфирного материала устойчива к истиранию и к воздействию погодных условий, масла и многих химических веществ, а ещё с нее легко удаляется грязь;
- 3. Крепежные фитинги (крюки, кольца и т.п.), позволяют закреплять груз в различных типах транспорта, с различными видами крепежных устройств.
Правила крепления груза ремнями
При выборе стяжных ремней необходимо учитывать нагрузку и номинальное натяжение ленты. Строго соблюдать соответствие с указанными на этикетках параметров стяжного ремня. Кроме того, необходимо принимать во внимание форму груза, его массу, а также коэффициенты трения и скольжения. Это нужно, чтобы рассчитать и обеспечить максимальный прижим груза к платформе.
Максимальное натяжное усилие ленты (тонн) | Ширина ленты (мм) | Длина ленты (м) |
0.5 / 1 | 25 | 5 |
2.5 / 5 | 35 | 6 |
4 / 8 | 50 | 10 |
5 / 10 | 50 | 10 |
10 / 20 | 75 | 10 |
Правила эксплуатации крепежных ремней
Также при использовании данных средств крепления грузов необходимо соблюдать ряд требований безопасности:
- Перед эксплуатацией необходимо проверить ремни на отсутствие каких-либо повреждений и убедиться в том, что груз размещен устойчиво;
- Перед эксплуатацией проверить наличие маркировки изделия. Четко соблюдать указанные параметры крепления, не допускать превышения допустимой рабочей нагрузки;
- Нельзя применять ремни для иных целей кроме фиксирования продукции при ее перевозке. Категорически запрещается поднимать на ремнях груз. Не использовать его для буксировки;
- Ремни должны полностью и равномерно обхватывать груз, не перекручиваясь и не завязываясь узлами;
- Не натягивать через острые углы или иные поверхности, которые могут нанести ленте повреждения;
- При наличии каких-либо дефектов ленты, шва, крепежных элементов эксплуатация изделия запрещается.
Помимо крепления различных грузов, стяжные ремни широко используются при перевозках автомобилей на автовозах. Применение стяжных ремней наиболее эффективно в сочетании с другими способами крепления груза. Используя стяжные ремни во время крепления грузов, необходимо учитывать следующее. Продукция внутри транспортного средства должна быть закреплена равномерно, примерно через каждые 1,5 м, что, конечно же, приводит к уменьшению в транспортном средстве площади, на которой можно разместить полезный груз.
При креплении груза стяжными ремнями в расчет берутся следующие параметры:
- Масса груза;
- Форма и габариты груза;
- Коэффициент трения и скольжения;
- Действие сил инерции груза.
Необходимо помнить, что перевозимые предметы при креплении ремнями снизу должны располагаться в кузове равномерно. Наиболее известные способы крепления ремнями, так называемое крепление снизу и диагональное. В зависимости от характера перевозимого груза и типа подвижного состава, крепежные ремни подбираются с различной стяжной нагрузкой, определенной длины и в сочетании с конкретными крепежными фитингами (крюки, кольца и т.п.)
Крепление груза деревянными распорками
Один из самых распространенных способов крепления груза, который получил популярность благодаря своей надежности и дешевизне. Суть способа крепления груза заключается в том, что распорки прибиваются к платформе кузова по периметру. Достаточно часто, особенно при железнодорожных перевозках, перевозимая продукция закрепляется при помощи деревянных распорок, которые прибиваются к полу.
Преимущества крепления груза деревянными распорками:
- Не дорогая стоимость;
- Надежность.
Недостатки крепления груза деревянными распорками:
- Деревянные распорки могут быть сделаны только из того вида дерева, который предписан в инструкции. Дерево должно быть быть высокого качества (не сырое и не пересушенное) . Если не соблюдать этот пункт, то дерево вряд ли выдержит нагрузку.
- Сложная установка, которая требует создавать большие конструкций. Это вызывает немало затруднений во время подготовки груза к отправке.
- Несмотря на хорошую фиксацию груза, сохраняется риск того, что конструкция может не удержать груз в зафиксированном положении.
- Значительный вес деревянной конструкции может в итоге привести к перегрузу транспортного средства, что является нежелательным последствием для грузоперевозок.
Крепление деревянными распорками препятствует смещению и перемещение груза по кузову грузового автомобиля во время движения. Если такая возможность отсутствует, то в кузове автомобиля специальным образом раскладываются деревянные поддоны и европаллеты, бруски и колодки, которые обеспечивают фиксацию груза. Способ расположения деревянных поддонов, как средства фиксации, зависит от тары, упаковки и вида перевозимого груза. В качестве дополнительных крепёжных элементов для фиксации груза могут применяться распорные планки.
Крепление груза распорными планками
Блокировочные распорки или планки блокировочные применяются для дополнительной фиксации груза при его перевозке. Распорные планки крепятся к внутренним стенкам кузова грузового транспортного средства. Фиксация распорными планками позволяет обеспечить неподвижность груза во время транспортировки. Распорные планки часто применяют совместно с деревянными распорками и со стяжными ремнями. Выбор способа крепления груза зависит от конкретных условий его перевозки.
Преимущества применения распорных планок:
- Простота в использовании, легко крепятся в кузове ;
- Малый вес распорных планок ;
- Универсальность (можно приспособить под любой размер кузова);
- Высокая прочность.
Планка блокировочная подходит для грузовых автомобилей с различной шириной бортов от 2,4 до 2,7 метра. Распорные планки используется для разделения кузовов грузового автомобиля на сектора при перевозки различных грузов. Надежно фиксирует груз и уберегает его от инерционного смещения во время движения транспортного средства. Блокировочная, распорная планка сделана из алюминия и выдерживает допустимую нагрузку 300 кг.
Крепление груза с применением воздушных пнемо-пакетов
Пневмомешки (пневмооболочка) для фиксации груза, это один из новейших способов транспортировки, который используется при перевозке опасных и хрупких грузов. Благодаря простоте, быстроте и экономичности такой метод крепления груза обретает все большую популярность в области грузоперевозок. Суть метода применения пневм-омешков и пневмооболочек заключается в том, что в пустое пространство между грузом помещаются специальные мешки в сдутом состоянии. Потом их накачивают воздухом и происходит фиксация транспортируемых предметов в кузове грузового автомобиля.
Мешки и пневмооболочки для фиксации груза выполнены из эластичных и прочных материалов. Такой метод фиксации соответствует правилам безопасного размещения грузов. Водители, перевозящие сборные грузы, прекрасно знают, насколько трудно заполнить пространство между коробками разного калибра. Если в кузове находятся еще и бочки, то это создает дополнительные проблемы. Чтобы их зафиксировать, водители заполняют пространство между ними и бортом подручными материалами. Подобные неудобства просто исчезают, когда на помощь приходят пакеты с воздушной подушкой. Потому что пневмо-оболочка, как раз и придумана для раскрепления груза в закрытом кузове или контейнере.
Воздушные мешки для заполнения пустоты имеют ряд преимуществ:
- Легкий вес пневмооболочки исключается возможность перегруза грузового автомобиля;
- Пневмомешки не оказывают существенной нагрузки на груз, в отличие от деревянных распорок;
- Универсальность воздушных мешков и пневмо-пакетов для фиксации грузов позволяет применять их во всех грузовых автомобилях;
- Воздушные мешки можно расположить в самых сложных местах кузова грузовика;
- Экономия времени, так как ничего не нужно крепить;
- Пневмомешки в спущенном состоянии занимают мало места.
Воздушные мешки для заполнения пустоты (пневмооболочка) — позволяют стабилизировать груз во время транспортировки и снижают риск его повреждения. Пневмооболочки с клапанным блоком выгодно отличаются от других способов и материалов крепежа груза в закрытом кузове, фуре, контейнере, ж/д вагонах, морских и речных судах, грузовых автомобилях и самолетах.
Обеспечение безопасных условий перевозок грузов
33. Разрешенная максимальная масса транспортного средства и осевая нагрузка не должны превышать предельных значений, указанных в паспорте транспортного средства.
34. При размещении груза на транспортном средстве должны соблюдаться значения весовых и габаритных параметров, установленных Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, а также обеспечиваться условия равномерного распределения массы груза по всей площади платформы или кузова транспортного средства, контейнера.
35. При размещении груза на транспортных средствах и в контейнерах необходимо исключить повреждения груза, тары и упаковки, транспортных средств и контейнеров.
36. При размещении груза учитываются следующие требования:
- более крупные и тяжелые грузы размещаются в нижней части и ближе к продольной оси симметрии платформы или кузова транспортного средства, контейнера с учетом установления центра тяжести как можно ниже над настилом платформы (кузова) и в середине длины платформы (кузова);
- однородные штучные грузы в кузове транспортного средства, в контейнере необходимо штабелировать с соблюдением одинакового количества ярусов и обеспечением надежного крепления верхнего яруса штабеля;
- грузы с меньшей объемной массой размещаются на грузы с большой объемной массой;
- свободное пространство, зазоры между штабелями груза и стенками кузова заполняются при помощи прокладок, надувных емкостей и других устройств.
37. При погрузке и размещении на транспортных средствах длинномерных грузов разных размеров, разной длины и толщины следует подбирать их одинаковые габариты в каждом отдельном ряду, более длинные грузы размещать в нижних рядах.
38. При размещении грузов в кузове транспортного средства или в контейнере допускаются зазоры до 15 см между частями груза, между грузом и боковыми бортами либо боковыми стенками кузова (контейнера), между грузом и задним бортом либо дверью кузова транспортного средства, контейнера.
39. Размещение и крепление грузов в кузове транспортного средства, в контейнере производятся согласно схеме размещения и крепления грузов, применяемой к конкретному типу (модели) транспортного средства, контейнера с учетом технических условий транспортировки продукции, входящей в состав груза, предъявленной для перевозки (далее — схема размещения и крепления грузов), которая утверждается в соответствии с настоящими Правилами.
Схема размещения и крепления грузов утверждается для каждой перевозки субъектом транспортной деятельности. Для сборных грузов схема размещения и крепления грузов утверждается для каждой партии, содержащей сборный груз.
Схема размещения и крепления грузов должна содержать:
- графическое изображение позиции (позиций) размещаемого(ых) груза (грузов) в кузове автомобильного транспортного средства;
- графическое изображение мест крепления груза (грузов) с указанием типов средств крепления груза (грузов) и их рабочих нагрузок.
40. Погрузка груза на транспортное средство должна проводиться в соответствии со схемой размещения и крепления грузов с соблюдением следующих требований:
- перед погрузкой настил бортовой платформы, опорные поверхности груза должны быть очищены от снега, льда и иных загрязнений, снижающих поверхностное трение;
- не допускается превышение предельной нагрузки на ось (оси) транспортного средства, вызванное изменением распределения массы груза при его частичной выгрузке (для сборных грузов).
При перевозках грузов навалом и насыпью (грунт, глина, гравий, песчано гравийная смесь и др.) грузоотправитель при погрузке должен равномерно размещать их в кузове автомобиля с таким расчетом, чтобы груз не выступал за верхние кромки открытого кузова. Во избежание выпадения груза из кузова во время движения автомобиля субъект транспортной деятельности должен дооборудовать кузов средством укрытия.
41. При перевозках жидких грузов в автоцистернах или контейнерах-цистернах субъект транспортной деятельности обязан соблюдать требования изготовителей цистерн по их заполнению.
42. Не допускается для перевозки грузов использовать кузова, имеющие:
- повреждения настила пола и бортов;
- неисправные стойки, петли и рукоятки запорных устройств;
- внешние и внутренние повреждения, разрывы, перекосы кузова, а также тента бортовой платформы.
43. При определении способов крепления груза учитываются следующие силы, действующие на груз во время движения транспортного средства:
- продольные горизонтальные инерционные силы, возникающие в процессе торможения транспортного средства;
- поперечные горизонтальные силы, возникающие при движении транспортного средства на поворотах и на закруглениях дороги;
- вертикальные силы, возникающие при колебаниях движущегося транспортного средства;
- сила трения (сила, действующая за счет трения между грузом и прилегающих поверхностей при движении груза);
- сила тяжести (вес груза).
Величины сил, действующих на груз, должны компенсировать:
- силу, равную 0,8 веса груза, в направлении вперед (продольном горизонтальном по ходу движения транспортного средства);
- силу, равную 0,5 веса груза, в обратном направлении движения и в стороны (влево, вправо) по ходу движения транспортного средства.
- Сила трения определяется с учетом коэффициента трения, а сила тяжести — с учетом ускорения свободного падения.
44. Грузы, перевозимые транспортными средствами, закрепляются в кузове согласно схеме размещения и крепления грузов, независимо от расстояния перевозки.
Средства крепления грузов подразделяются на:
- прижимные (ремни, цепи, тросы);
- растяжные (ремни, тросы);
- распорные (деревянные устройства, бруски, упоры);
- фрикционные (противоскользящие маты).
Перед погрузкой субъектом транспортной деятельности проводится визуальный контроль состояния средств крепления.
Выбор средств и соответствующих им способов крепления грузов осуществляется на основании схемы размещения и крепления грузов.
Расчет количества прижимных средств крепления грузов и рабочей нагрузки на средства крепления осуществляется согласно приложению N 2 к настоящим Правилам.
Бортовые платформы, грузовые площадки для размещения груза, кузова оборудуются приспособлениями для увязки и крепления груза.
Средства крепления, которые предотвращают движение груза, должны находиться максимально близко к полу кузова транспортного средства, и угол между средством крепления и поверхностью пола кузова (платформы) должен составлять не более 60°.
Для устойчивости груза необходимо использовать не менее двух крепежных ремней при креплении к платформе и двух пар крепежных ремней при креплении растяжками в продольном и поперечном направлениях относительно платформы транспортного средства.
Уполномоченное субъектом транспортной деятельности лицо осуществляет контроль за размещением и креплением грузов согласно схеме размещения и крепления груза.
45. Для крепления груза не применяются:
- совместно различные средства крепления (ремень с тросом, ремень с цепью и другие);
- механические вспомогательные средства (штанги, рычаги, монтировки и другие средства, не предназначенные для крепления груза);
- завязанные узлом крепежные ремни, цепи, тросы.
46. Крепежные ремни, цепи, тросы необходимо защищать от выступающих поверхностей груза в целях исключения механических повреждений посредством защитных приспособлений — уголков, подкладок и других приспособлений.
Таблички с маркировкой крепежных ремней, тросов и цепей не должны иметь повреждений, на них должны быть четкие маркировочные надписи.
47. Крепежные ремни запрещается применять в следующих случаях:
- при образовании разрывов, поперечных трещин или надрезов, расслоений, значительных очагов коррозии металлических частей, повреждении зажимных или соединительных элементов;
- при повреждении несущих швов;
- при отсутствии маркировки крепежного ремня.
48. Крепежные тросы запрещается применять в следующих случаях:
- при износе троса, когда его номинальный диаметр уменьшен более чем на 10%;
- при сплющиваниях, когда трос сдавлен более чем на 15% или он имеет острый кант.
49. Крепежные цепи запрещается применять в следующих случаях:
- при уменьшении толщины звеньев в любом месте более чем на 10% номинальной толщины;
- при удлинении звена посредством любой деформации более чем на 5%;
- при надрезах.
50. Водитель обязан проверять исправность крепежных приспособлений на транспортном средстве после приведения их в рабочее состояние, а также во время перевозки груза.
51 — 60. Утратили силу. — Приказ Минтранса России от 12.01.2018 N 10.
60.1. Безопасность перевозки опасных грузов в городском, пригородном и междугородном сообщении обеспечивается соблюдением следующих специальных требований:
- осуществление перевозки веществ и изделий, которые допускаются к перевозке только с соблюдением предписанных в приложениях A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее — ДОПОГ) условий. Перечень опасных грузов приведен в главе 3.2 ДОПОГ;
- осуществление перевозки опасных грузов в упаковках, навалом/насыпью и в цистернах с соблюдением требований к погрузке, разгрузке и условий перевозки, предусмотренных разделом 7 ДОПОГ;
- осуществление перевозки опасных грузов с использованием упаковки, отвечающей требованиям раздела 6 ДОПОГ, а также имеющей маркировку в соответствии с разделом 5 ДОПОГ;
- осуществление перевозки при наличии оборудования и документации, предусмотренных разделом 8 ДОПОГ, а также при соблюдении условий перевозки, предусмотренных настоящим разделом;
- осуществление перевозки опасных грузов в цистернах, отвечающих требованиям глав 4.2 — 4.5 и 6.7 — 6.10 Приложения А к ДОПОГ.
60.2. Специальные требования к перевозке опасных грузов не применяются в случаях и при соблюдении условий, предусмотренных разделом 1.1.3 ДОПОГ.
60.3. При осуществлении перевозки опасных грузов субъектом транспортной деятельности должны соблюдаться меры предосторожности, предусмотренные в главе 1.10 ДОПОГ.
Перевозка грузов, относящихся согласно ДОПОГ к грузам повышенной опасности, осуществляется по специальным разрешениям, предусмотренным законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
Источник https://www.jde.ru/article/obespechenie-bezopasnosti-pri-gruzoperevozkah.html
Источник https://gruz0perevozki.ru/gruz-v-kuzove-avtomobilya.html
Источник https://xn--80aaahpr6aegphgefgd9d.xn--p1ai/press-centr/stati/harakteristiki_gruza_i_transporta/kreplenie_gruza/