Содержание
Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники
Еще не прошло 100 лет с тех пор, как единственным помощником пожарной бригады была лошадь. Именно она привозила на пожар людей, инструменты, бочки с водой. По сравнению с этим временем автомобильный парк современных огнеборцев выглядит как невероятный рывок эволюции. Это хозяйство требует заботы, а грамотная организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники позволяет успешно тушить огонь и спасать людей.
Боевое дежурство
Готовность к немедленным боевым действиям по уничтожению огня или боевое дежурство требует, чтобы специальная спасательная техника была полностью готова к эксплуатации:
- Исправное техническое состояние.
- Внешний вид должен соответствовать требованиям ГОСТ (окраска, надписи).
- Полная заправка горюче-смазочными материалами (ГСМ) и огнетушащими веществами (ОТВ).
- Полная укомплектованность оборудованием, инструментами, средствами тушения.
На боевое дежурство пожарные автомобили (ПА) принимаются постоянно действующей комиссией, в которую входят представители технических служб, отделов пожарной техники, старшие водители подразделений. Комиссия должна провести комплекс мероприятий:
- Проверить документацию.
- Провести внешний осмотр.
- Испытать технику и оборудование (прослушивание работающего двигателя, диагностика систем, включение агрегатов, испытание на ходу).
- Проверить наличие инструментов, оборудования по списку укомплектованности ПА.
Эксплуатация пожарной техники во время боевого дежурства – основное назначение автомобилей. Однако, существует необходимый начальный этап – приемка техники.
Приемка новых автомобилей
Парк пожарной техники
Эксплуатация пожарной и аварийно-спасательной техники в первую очередь зависит от пополнения автомобильного парка подразделений МЧС новыми моделями. Новая техника должна пройти проверку комиссией технического состояния. Если выявлена неисправность или некомплектность оборудования, то комиссия может отказаться от приемки. Результаты приемки оформляются актом.
Новые автомобили в течение одного месяца должны быть зарегистрированы органом Госавтоинспекции, пройти обкатку и постановку на учет в подразделении МЧС. Обкатка считается важным условием надежной работы двигателя и оборудования. Во время ее проведения происходит притирка рабочих поверхностей, деталей. Режим обкатки (скорость и время движения, удельное давление) указывается рекомендациями организации-изготовителя.
Организация технического обслуживания пожарной техники и оборудования предусматривает комплект учетных документов. Его состав:
- Паспорт транспортного средства (ПТС).
- Свидетельство о регистрации.
- Формуляр (сопроводительный документ).
- Эксплуатационная карта (заполняется водителем).
- Журнал учета наличия, работы и движения автомототехники (ведет руководитель отдела пожарной техники).
- Путевой лист на выезд, журнал учета путевый листов.
- Карточки учета работы автомобильной шины и эксплуатации аккумуляторной батареи.
- Журнал учета технического обслуживания.
Техническое обслуживание
Техническое обслуживание (ТО) – это комплекс мероприятий, действий, операций, направленных на поддержание исправного технического состояния механизмов. Оно является гарантией надежной работы, снижения расходов на ремонт. Особенности эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники в организации двух видов ТО:
- текущего;
- планово-предупредительного.
Текущее ТО подразумевает следующие виды мероприятий:
- Ежедневные — при наступлении нового дежурства.
- Действия на пожаре, учениях.
- Восстановление рабочего состояния после пожара, учений.
Планово-предупредительное ТО состоит из следующих мероприятий:
- ТО-1 или первое техобслуживание.
- ТО-2 – второе.
- СО – сезонное.
Первое (ТО-1)
Техобслуживание пожарной техники
Организация технического обслуживания пожарной техники и оборудования заключается в использовании расчетного пробега каждой машины, который определяется по формуле Sобщ. = Sсп. + Sпр. где:
Sсп. – показатель спидометра в км,
Sпр. = 50*тн – приведенный показатель пробега (тн – время работы насоса).
Первый комплекс мероприятий проводят, когда расчетный пробег машины достигает 1000 км для специальной техники и 1500 км — основных. На это время машина снимается с боевого дежурства на 1-2 дня. Порядок и состав работ определяется инструкцией по проведения ТО-1. Характер проводимых процессов:
Второе (ТО-2) и сезонное (СО)
Организация эксплуатации пожарной техники и аварийно спасательной техники предусматривает проведение второго комплекса работ, когда расчетный пробег достигнет показателей: 5000 км для специальных машин, 7000 км – для основных. Продолжительность процесса составляет 2-3 дня, автомобиль также снимается с боевого дежурства. Работы выполняются согласно инструкции по проведению ТО-2.
Сезонное обслуживание учитывает особенности эксплуатации пожарных автомобилей в различное время года. Сезонное деление подразумевает два периода — зимний и летний. Инструкция по проведения сезонных мероприятий содержит такие работы:
- Замена автомобильной резины шин.
- Установка чехла на капот машины для сохранения тепла двигателя.
- Проверка исправности сливных кранов, термостата и других контрольных приборов.
Кроме того, проводятся занятия с личным составом с контрольными проверками полученных знаний.
Конспект «Организация эксплуатации пожарной и аварийно спасательной техники» можно СКАЧАТЬ ТУТ.
Планирование техобслуживания
Все планово-предупредительные ТО проводятся в соответствии с планом-графиком, который устанавливается на год. Отделом пожарной техники планируется расчетный пробег за определенный период времени. План-график может составляться на все виды ТО как по-отдельности, так и совместный. Периодичность мероприятий следующая:
- ТО-2 – не реже одного раза в год;
- СО – 2 раза в год в периоды с 15 марта по 15 мая и с 15 сентября по 15 ноября.
Организация эксплуатации пожарной техники совместно с обслуживанием подразумевает различные виды ремонта – текущий, средний, капитальный.
Заключение
Особенность организации эксплуатации пожарных машин заключается в избежании, предупреждении аварийных ситуаций. Техника должна быть исправной, вовремя выехать на пожар, выполнить свои функции и вернуться на место дислокации.
Использование пожарной техники
Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники.
проведения занятий с группой дежурного караула пожарной части по Пожарной технике.
Тема: Организация эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники.
Вид занятия: классно-групповой. Отводимое время: 90 минут.
Цель занятия: закрепление и совершенствование знаний личного по теме:
1.Литература, используемая при проведении занятия:
Учебник: «Пожарная техника» В.В.Теребнёв. Книга №1.
Приказ №630.
Общие положения
Пожарная техника должна применяться только для тушения пожаров и проведения, связанных с ним первоочередных аварийно-спасательных работ. Использование сверхштатных транспортных средств, комплектование подразделений ГПС легковыми автомобилями за счет штатной положенности вспомогательных пожарных автомобилей других марок – запрещается.
Вспомогательные пожарные автомобили используются для обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ГПС.
На каждое транспортное средство, с учетом выделенного по фондам количества топлива и других условий, устанавливается индивидуальная норма эксплуатации ( пробега) на год и квартал.
На основании квартальных норм эксплуатации устанавливаются нормы пробегов на квартальный месяц.
Для повышения технических возможностей и боевой готовности подразделений создается резерв пожарных машин.
Пожарные машины, находящихся в боевом расчете и в резерве должны быть в состоянии технической готовности.
Техническая готовность пожарных машин определяется:
• исправным техническим состоянием;
• заправкой горюче-смазочными и другими эксплуатационными материалами, огнетушащими веществами;
• укомплектованностью пожарно-техническим вооружением и инструментом согласно табельной положенности и правил по охране труда;
• соответствием их внешнего вида, окраски и надписей требованиям ГОСТ 50574-93
Исправной считается машина, техническое состояние которой не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической документации. В этом случае эксплуатация запрещена.
Техническое обслуживание и ремонт пожарных машин организуется по планово-предупредительной системе.
Прием и постановка пожарных автомобилей на боевое дежурство
Для приемки прибывшего в УГПС, ОГПС пожарного автомобиля руководителем органа управления ГПС назначается постоянно действующая комиссия в составе: председатель- представитель отдела (отделения) пожарной техники, члены- начальник ПТЦ, отряда, части технической службы, руководитель и старший водитель (водитель) подразделения в который передается автомобиль.
Приемка ( передача) пожарного автомобиля (агрегата) оформляется актом. О результатах приемки председатель комиссии докладывает начальнику УГПС, ОГПС.
Поступивший в подразделение новый пожарный автомобиль в установленный срок регистрируется в Госавтоинспекции и перед постановкой на боевое дежурство должен пройти обкатку.
Обкатка пожарных автомобилей осуществляется в соответствии с требованиями завода-изготовителя, изложенными в руководствах и инструкциях по эксплуатации. Результаты обкатки заносятся в формуляр пожарного автомобиля.
После обкатки выполняется техническое обслуживание шасси пожарного автомобиля в объеме работ, рекомендуемых инструкцией по эксплуатации шасси, а специального оборудования — в объеме работ первого технического обслуживания в соответствии с техническим описанием и инструкцией по эксплуатации ПА.
Постановка пожарного автомобиля на боевое дежурство и закрепление его за водителями производится руководителем подразделения ГПС.
Учет пожарных автомобилей и их работы
Учетными документами пожарных автомобилей являются:
• Свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон), паспорт транспортного средства;
• формуляр;
• журнал учета наличия, работы и движения автомототехники;
• эксплуатационная карта;
• путевка основного (специального) пожарного автомобиля;
• карточка учета работы автомобильной шины;
• карточка эксплуатации аккумуляторной батареи;
• журнал учета технического обслуживания;
• путевой лист вспомогательного пожарного автомобиля;
• журнал выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательного пожарного автомобиля.
Свидетельство о регистрации выдается Госавтоинспекцией при регистрации автомобиля и сдается в Госавтоинспекцию при его списании.
Формуляр пожарного автомобиля входит в состав сопроводительной документации завода-изготовителя и подлежит обязательному заполнению при поступлении автомобиля в подразделение ГПС. Ведение формуляра осуществляется старшим водителем, а при его отсутствии –начальник караула.
При наличии на пожарных автомобилях счетчиков, учитывающих работу специальных агрегатов (пожарного насоса, генератора и т.п.), величину приведенного пробега необходимо устанавливать по показаниям счетчика.
Контроль за ведением формуляра, своевременностью и объективностью заполнения его разделов осуществляет руководитель подразделения ГПС. Журнал учета наличия, работы и движения автомототехники ведется в каждом УГПС, ОГПС. Заполнение журнала осуществляет начальник отдела (отделения) пожарной техники.
Эксплуатационная карта заводится на каждый пожарный автомобиль, является документом учета его работы и заполняется водителем. Правильность внесенных записей контролируется при смене караулов руководителем подразделения ГПС. Полностью заполненная и подписанная руководителем подразделения эксплуатационная карта ежемесячно, в установленные дни, сдается в бухгалтерию с отчетом о расходовании горюче-смазочных материалов.
Путевка на выезд основного пожарного автомобиля выписывается диспетчером (радиотелефонистом) и выдается начальнику караула перед выездом на пожар (учение, занятие и т.д.). Форма путевки приведена в приложении Боевого устава пожарной охраны.
Карточка учета работы автомобильной шины заводится при поступлении автомобиля в подразделение и при установке новой покрышки на автомобиль.
Заполнение карточки осуществляется старшим водителем, а при его отсутствии – начальник караула, согласно специализации.
Карточка эксплуатации аккумуляторной батареи заводится на каждый аккумулятор при поступлении автомобиля в подразделение и при замене аккумуляторов на новые.
Заполнение карточки осуществляется старшим водителем, а при его отсутствии – начальник караула согласно специализации.
Журнал учета технического обслуживания пожарного автомобиля заводится на каждый автомобиль и заполняется старшим водителем, а при его отсутствии – начальником караула согласно специализации.
В журнал вносится записи о техническом обслуживании (непосредственно после его проведения):
• первого технического обслуживания автомобиля и обслуживания пожарно-технического вооружения –не реже 1 раз в месяц.
• второе техническое обслуживание – не реже 1 раз в год.
• сезонного технического обслуживания –2 раза в год
• о проверке уровня и плотности электролита, а также давления в шинах и затяжки гаек крепления колес – 1 раз в 10 дней
• о проверке работоспособности, прочистки регулировке пеносмесителя газоструйного вакуум –аппарата –1 раз в месяц.
Все записи заверяются подписями водителей, проводящих ТО, а сведения об обслуживания пожарно-технического вооружения завершаются подписью командира отделения.
Правильность ведения журнала учета ТО контролируется руководителем подразделения ГПС.
Путевой лист на выезд вспомогательного пожарного автомобиля выписывается старшим водителем, а при его отсутствии диспетчером (радиотелефонистом).
Путевой лист подписывается руководителем подразделения ГПС и является распоряжением водителю на выполнение задание. Использование путевых листов, форма которых не соответствует установленной Наставлением о технической службы запрещается.
Путевые листы на работу транспортных средств в выходные и праздничные дни ( кроме выездов на пожары) выдаются с разрешения начальника гарнизона пожарной охраны или лица его замещающего.
Путевой лист выдается водителю на одни сутки, а в случае командировки- на весь период командировки под расписку в журнале выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательных пожарных автомобилей.
Журнал выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательных пожарных автомобилей заводится на весь транспорт подразделения, в том числе прикомандированных.
Итог работы пожарного автомобиля подводится ежемесячно старшим водителем, а при его отсутствии – начальником караула согласно специализации или руководителем подразделения ГПС.
Техническое обслуживание пожарных автомобилей
Техническое обслуживание (ТО) – это комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания пожарных автомобилей в технической готовности.
Техническое обслуживание пожарных автомобилей должно обеспечивать:
• постоянную техническую готовность к использованию;
• надежную работу автомобиля, его агрегатов и систем в течении установленного срока службы;
• безопасность движения;
• устранение причин вызывающих преждевременное возникновение отказа неисправностей;
• установленный минимальный расход горюче-смазочных и других эксплуатационных материалов;
• уменьшение отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду.
Виды, периодичность и место проведения технического обслуживания
Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняемых работ подразделяются на следующие виды:
• ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) при смене караулов;
• техническое обслуживание на пожаре (учении);
• техническое обслуживание по возвращении с пожара (учении)
• техническое обслуживание после первой тысячи км. пробега ( по спидометру);
• первое техническое обслуживание ( ТО-1);
• второе техническое обслуживание ( ТО-2);
• сезонное техническое обслуживание ( СО);
Ежедневное обслуживание проводится в подразделении при смене караулов заступающим на дежурство водителем и личным составом боевого расчета под руководством командира отделения.
Перед сменой караула все пожарные автомобили, находящиеся в боевом расчете и резерве, должны быть чистыми, полностью заправленными эксплуатационными материалами и огнетушащими веществами, укомплектованными согласно табельной положенности. Водитель сменяющегося караула обязан внести все записи о работе пожарного автомобиля во время боевого дежурства в эксплуатационную карту и подготовить автомобиль к сдаче.
Личный состав под руководством командира отделения осуществляет подготовку ПТВ к сдаче согласно обязанностям боевого расчета.
Водитель, принимающий пожарный автомобиль, в присутствии водителя сменяющегося караула должен проверить состояние автомобиля в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и сделать соответствующую запись в эксплуатационной карте.
При этом работа двигателя не должна превышать:
• для основных пожарных автомобилей общего применения с карбюраторным двигателем – 3 мин;
• для основных пожарных автомобилях целевого применения, автомобилей с дизельным двигателем и автомобилей, оборудованных многоконтурной тормозной пневмосистемой – 5 мин;
• для специальных пожарных автомобилей – 7 мин:
• для пожарных автолестниц и коленчатых подъемников – 10 мин;
При обнаружении неисправностей пожарной техники, пожарно-технического вооружения и оборудования принимаются меры по их устранению силами личного состава караула. В случае невозможности немедленного устранения неисправностей пожарное оборудование и снаряжение заменяются, а пожарная техника выводится из боевого расчета и заменяется резервной, о чем уведомляется ЦППС.
Решение о замене пожарного оборудования и снаряжение принимается начальником караула, а о замене пожарной техники – руководителем подразделения (оперативным дежурным)
Резервный пожарный автомобиль перед постановкой на боевое дежурство должен пройти ежедневное техническое обслуживание, которое выполняется водителями заступающего и сменяющегося караулов.
О выполненных работах по устранению неисправностей старший водитель (водитель) делает запись в журнале учета ТО.
Водитель, приняв автомобиль, отвечает в установленном порядке за все неисправности, обнаруженные в его дежурство.
Техническое обслуживание на пожаре (учении) выполняется водителем пожарного автомобиля в объеме требований Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля.
Техническое обслуживание после возвращения с пожара (учений) проводится водителем и личным составом под руководством командира отделения в подразделении.
Техническое обслуживание после первой тысячи километров пробега проводятся закрепленным за автомобилем водителем под руководством старшего водителя на посту ТО подразделения в объеме требований Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля.
Первое техническое обслуживание проводится на посту ТО подразделения закрепленным за автомобилем водителем в служебное и свободное от дежурства время под руководством старшего водителя в объеме требований Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля.
Перед ТО руководитель подразделения совместно со старшим водителем, командиром отделения водителем поводит контрольный осмотр технического состояния пожарного автомобиля и ПТВ. По результатам контрольного осмотра старший водитель, с учетом замечаний водителей, составляет план проведения ТО с распределением всего объема работ между привлекаемыми на ТО водителями личным составом боевого расчета.
Старший водитель подразделения обязан подготовить необходимые для технического обслуживания эксплуатационные материалы, инструмент, приспособления и запасные части.
В дни проведения ТО пожарных автомобилей не планируются практические занятия с выездом в охраняемый район. Расписание занятий в этот период составляется таким образом, чтобы занятия можно было провести в любое другое удобное время в течении текущих дежурных суток.
После проведения ТО каждый водитель расписывается в журнале учета ТО. Второе техническое обслуживание, проводится в ПТЦ, отряде,(части), отдельном посту технической службы рабочими этих подразделений с участием водителя пожарного автомобиля согласно годовому плану-графику ТО-2 .
Как исключение, допускается проведение ТО-2 на посту ТО в подразделении при наличии необходимых условий для его выполнения.
При этом техническое обслуживание проводится закрепленным за автомобилем водителя под руководством старшего водителя.
В объектовых подразделениях ТО может проводится на базе автохозяйства охраняемого объекта в соответствии с разработанным и согласованным графиком.
Первое и второе техническое обслуживания выполняются после пробегов, устанавливаемых в зависимости от видов пожарных автомобилей, особенностей и конструкций условий эксплуатации согласно нормативам периодичности технического обслуживания.
Сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год и включает работы по подготовке пожарных автомобилей к эксплуатации в холодное и теплое время года.
Сезонное обслуживание, как правило, совмещается с очередным техническим обслуживанием. Как самостоятельный вид технического обслуживания СО проводится в районах очень холодного климата.
Порядок планирования, проведения и учета технического обслуживания
Технические обслуживания пожарных автомобилей (ТО-1 и ТО-2) проводятся в дни, установленные планом-графиком.
Годовой план –график ТО-2 составляется отделом пожарной техники, согласовывается с отделом службы и подготовки и утверждается начальником УГПС, ОГПС.
Выписки из плана-графика ТО-2 направляются в каждое подразделение, имеющее на вооружении пожарные автомобили, за 15 дней до начала планируемого года.
Годовой план-график ТО-1 разрабатывается в каждом гарнизоне пожарной охраны начальником ТС гарнизона, согласовывается со службой пожаротушения гарнизона и утверждается начальником гарнизона. Годовой план-график ТО-1 составляется по форме, аналогичной плану-графику ТО-2
При составлении годового плана-графика ТО-1 обеспечивается равномерность вывода пожарных автомобилей из боевого расчета в районах выезда, а также учитывается план-график ТО-2 и другие особенности гарнизона.
Выписки из плана-графика ТО-1 направляются в каждое подразделение, имеющее на вооружении пожарные автомобили, за 5 дней до начала планируемого года.
Допускается составление единого плана-графика ТО-2 и ТО-1
График технического обслуживания составляются на основании планируемых общих пробегов пожарных автомобилей, нормативов периодичности технического обслуживания, равномерной загрузки постов ТО.
В графики технического обслуживания включаются все пожарные автомобили подразделений.
Техническое обслуживание в виде исключения разрешается проводить на станциях ТО автомобилей, а также в автохозяйствах и автотранспортных предприятиях других министерств и ведомств на основании заключенных в установленном порядке договоров с оплатой выполненных работ по безналичному расчету по действующим на этих станциям тарифам.
О проведении технического обслуживания делается записка в журнале учета, формуляре и эксплуатационной карте.
Ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание пожарных автомобилей несут:
при проведении ТО на пожаре (учении)- водитель пожарного автомобиля;
при проведении ежедневного обслуживания и технического обслуживания по возвращении с пожара (учения) начальник караула;
при проведении ТО первой тысячи километров пробега и ТО-1-руководитель подразделения ГПС;
при проведении сезонного обслуживания и ТО-2 – руководитель подразделения, в котором проводится обслуживание;
Основные работы, выполняемые при техническом обслуживании автомобилей.
Для проведения ТО-1 и ТО-2 пожарный автомобиль выводится из боевого расчета и заменяется резервным. Порядок вывода из боевого расчета на ТО пожарных автомобилей и замены их резервными определяется с учетом местных условий начальником гарнизона ГПС.
Время пребывания пожарного автомобиля на техническом обслуживании не должно превышать:
• двух дней для ТО-1;
• трех дней для ТО-2.
При техническом обслуживании автомобилей могут выполняться отдельные операции текущего ремонта (сопутствующий текущий ремонт) в объеме, не превышающем 20% трудоемкости соответствующего вида ТО.
Пожарный автомобиль, прошедший ТО-2 (ремонт), получает руководитель и старший водитель (водитель) подразделения по акту (сдачи выдачи).
Пожарный автомобиль, прошедший ТО, должен быть исправным, заправленным эксплуатационными материалами, чистым, отрегулированным, смазанным и отвечать требованиям эксплуатационной документации.
Постановка на боевое дежурство пожарных автомобилей, не прошедших очередное обслуживания, запрещена.
Ремонт пожарных автомобилей
Ремонтом является комплекс операций по восстановлению работоспособного состояния пожарных автомобилей и обеспечению безотказной их работы.
Он может выполняться по потребности или после определенного пробега.
Ремонт, связанный с разборкой или заменой агрегатов и узлов, должен выполняться, как правило, по результатам предварительного диагностирования.
В соответствии с назначением и характером выполняемых работ ремонт пожарных автомобилей подразделяется на следующие виды:
• для автомобилей: текущий, средний, капитальный;
• для агрегатов: текущий, капитальный.
Пожарный автомобиль после ремонта получает руководитель подразделения и старший водитель (водитель) по акту сдачи (выдачи). Руководитель подразделения ТС несет ответственность за качество выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту.
Перед постановкой на боевое дежурство пожарный автомобиль должен пройти обкатку:
• после капитального ремонта – пробегом 400 км. и работой специальных агрегатов продолжительностью 2 часа;
• после среднего и текущего ремонта (с заменой или капитальным ремонтом одного из основных агрегатов) – пробегом 150 км. и работой специального агрегата продолжительностью 2 часа.
Подготовка пожарных автомобилей к эксплуатации в летний зимний периоды года
Подготовка пожарной техники к эксплуатации в летний и зимний периоды осуществляется по приказу начальника УГПС, ОГПС. Летний и зимний периоды, в зависимости от климатических зон определяется решениями органов исполнительной власти субъектов РФ.
Перед наступлением летнего и зимнего периодов с водителями личным составом организуются занятия, на которых изучаются:
• Особенности обслуживания и содержания пожарных автомобилей;
• Способы и средства повышения их проходимости;
• Особенности вождения;
• Эксплуатационные материалы и нормы их расходования.
При подготовке к эксплуатации в зимний период, кроме того, изучаются:
• Порядок пуска холодного двигателя при низкой температуре;
• Средства, облегчающие пуск холодного автомобиля;
• Средства обогрева и поддержания нормальной температуры в движении и на стоянках;
• Меры безопасности при подогреве двигателя и при обращении с тактичными охлаждающими низкозамерзающими жидкостями;
• Особенности тушения пожаров в условиях низких температур.
Меры безопасности при эксплуатации пожарного автомобиля
Автомобиль является не только транспортным средством, но и источником повышенной опасности ввиду своих эксплуатационно-технических характеристик. Поэтому при его использовании и хранении следует применять правила пожарной безопасности во избежание возникновения воспламенения. Это относится к особенностям эксплуатации, технического обслуживания, правилам постановки ТС на стоянку либо в гараж.
Правила пожарной безопасности эксплуатации ТС
Топливные баки автомобилей всегда должны быть закрыты, для чего следует проверять герметичность закрытия заливных горловин. В том случае, если имеется течь в баке, автомобиль запрещено ставить на стоянку.
На стоянке не должно быть предметов, которые мешали бы произвести перемещение транспорта при пожаре. Аналогично запрещается курить и работать с открытым огнём, хранить горючие и воспламеняющиеся вещества на стоянках. Водителям запрещается разогревать двигатели, коробки передач и мосты, прочие узлы автомобилей открытым огнём. Во избежание воспламенения нельзя оставлять автомобиль с включённым двигателем или бросать в нём промасленный материал и рабочую одежду.
На временных стоянках в полевых условиях следует обязательно пропахать полосу шириной не менее 1 м, а само место стоянки очистить от древесных и травянистых остатков, стерни. Временная стоянка располагается на расстоянии не менее 100 м от злаковых полей, стогов и скирд, мест лесозаготовки.
Во время заправки автомобиля топливом необходимо заглушить двигатель, выполнить заземление бака или цистерны при помощи цепочки, обеспечить герметичность в месте соединения сливного шланга с приёмным патрубком. В случае возникновения протекания топлива следует срочно его устранить, а топливо засыпать песком.
Автомобили, осуществляющие перевозку легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и веществ, обеспечивают песком и лопатой, двумя огнетушителями ОП-5. На отверстиях в баках и цистернах устанавливают взрывобезопасные сетки, на цистернах – устройства для заземления при сливе и наполнении жидкостей.
В том случае, если на автомобиле неисправна топливная система, запрещается подача прямо в карбюратор бензина при помощи шланга или другим способом. Мойку двигателя нельзя осуществлять бензином или прочими легковоспламеняющимися жидкостями. Водитель обязан следить, чтобы на двигателе и картере не было масла или грязи. Нельзя использовать открытое пламя при диагностике неисправностей автомобиля, курить при открытом баке или вблизи от любых элементов системы питания.
Техническое обслуживание автомобилей с ГБО
Как показывают статистические данные, автомобили с ГБО намного реже попадают в пожаро- и взрывоопасные ситуации. Основной причиной пожаров на них, как правило, является негерметичность газовой системы (свыше 60 % пожаров связаны с ней, причём в основном из-за изменений, которые владельцы вносили в конструкцию оборудования и самовольного ремонта). Почти 10 % пожаров случились из-за нарушения техники безопасности и правил ремонта ГБО.
Водители ГБА должны запомнить, что перед постановкой на стоянку следует использовать газ в системе и перекрыть вентиль на баллоне. Ставить автомобили с ГБО на стоянку в подземные автостоянки и паркинги запрещено. Пуск автомобиля после долгой стоянки осуществляется при открытых капоте и дверях. Также необходимо обращать внимание на возможность утечки газа и появление его запаха, регулярно проводить профилактический осмотр ГБО при помощи пены для бритья и кисти. Водитель должен помнить, что моторный отсек – самое пожароопасное место автомобиля. Наибольшее количество возгораний начинается именно здесь либо во время движения, либо при запуске двигателя.
Заправка автомобилей сжиженным газом проводится таким образом, чтобы уровень жидкости не превышал максимально допустимой отметки, а объем паровой подушки оставался прежним. В противном случае происходит превышение допустимого давления, в результате чего может произойти разрыв газового баллона.
При заправке газом запрещается находиться вблизи газонаполнительного шланга, осуществлять регулировку или ремонт двигателя, выполнять подтягивание гаек или стучать по ним металлическими инструментами. Нельзя, чтобы во время заправки в автомобиле был взрывоопасный груз. Следует учитывать свойство сжиженного газа забирать тепло при испарении, поэтому при заправке обязательно пользуются защитными перчатками.
Особенности ремонта техники
Ремонтные работы в автомобиле проводятся при выключенном двигателе и зажигании при освещении лампами мощностью до 12 В. Перед заменой предохранителя необходимо устранить причину короткого замыкания. В месте подзарядки аккумулятора не используют открытые источники огня, во избежание взрыва смеси водорода и кислорода. Клеммы аккумулятора должны плотно контактировать с зажимами.
Промывка агрегатов и деталей автомобиля выполняется негорючими составами, а если двигатель работает на неэтилированном бензине, это можно делать керосином. Ремонт топливного бака и топливопроводов осуществляют при слитом горючем. Если выполняется ремонт газовой аппаратуры, необходимо пользоваться инструментом, который изготовлен из неискрящих материалов типа алюминия, латуни. Систему электрооборудования на автомобилях с ГБО проверяют и обслуживают при закрытии вентилей и после естественной вентиляции пространства под капотом.
Водитель должен знать о пожарной опасности отдельных узлов, агрегатов, ГСМ, а также представлять себе, что несвоевременно проведённое ТО увеличивает риск возникновения пожара на автомобиле. Поскольку наличие значительного количества электрооборудования и обшивка автомобиля могут отягчить результаты возгорания, это следует обязательно учесть.
Применение огнетушителей на автомобилях
Огнетушитель является неотъемлемой частью комплектации транспортного средства. Обычно ТС оснащают хладоновыми или порошковыми огнетушителями. Можно использовать углекислотные огнетушители, имеющие огнетушащую способность для ликвидации пожара класса В. Конструкция огнетушителя должна иметь соответствующую вибрационную прочность. Для заправки в порошковый огнетушитель используют смеси класса АВСЕ.
Объём огнетушителя для легковых и грузовых ТС, особо малых автобусов должен быть не менее 2 л. Другие автобусы, осуществляющие перевозку людей, комплектуют двумя огнетушителями типа ОП-2 или ОП-5. ТС, перевозящие нефтепродукты и опасные грузы, снабжают двумя огнетушителями ОП-5, которые размещают соответственно на шасси и цистерне (в кузове). Для большегрузных ТС достаточно иметь один огнетушитель ОП-5. Огнетушители располагают в удобном для водителя месте, если их размещают вне кабины, то защищают от осадков, грязи, лучей и прочих природных факторов. Крепления огнетушителя должны быть надёжными и исключать его выпадение при случае возникновения аварийной ситуации.
Чёткое соблюдение правил пожарной безопасности позволяет обеспечивать надёжную и длительную эксплуатацию ТС, без риска возникновения возгорания. Поэтому водители должны придерживаться требований инструкции по пожарной безопасности при использовании автомобиля.
Источник https://pozharanet.com/pozharnoe-oborudovanie/transport/organizatsiya-ekspluatatsii-pozharnoj-i-avarijno-spasatelnoj-tehniki.html
Источник https://nachkar.ru/texnika/index5.htm
Источник http://pojarunet.ru/obespechenie-pozharnoj-bezopasnosti-avtotekhniki