Пожарная безопасность закрытых паркингов и подземных автостоянок

Пожарная безопасность закрытых паркингов и подземных автостоянок

Пожаротушение автостоянок и паркингов

Количество паркингов и автостоянок в нашей стране растет вместе с количеством автомобилей, поэтому задача обеспечения пожарной безопасности на этих объектах становится все более актуальной. При возникновении возгорания в салоне автомобиля, находящегося на парковке, пламя способно распространиться по салону за 8–10 минут, при этом, если не принять меры по ликвидации пожара, площадь возгорания начинает увеличиваться лавинообразно, за счет быстрого возгорания соседних автомобилей. А ведь на автостоянке в момент пожара могут находиться не только автомобили, но и владельцы, следовательно, возникает реальная угроза их здоровью и жизни.

Согласно постановлению Правительства РФ от 17 ноября 2001 года № 795 «Об утверждении правил оказания услуг автостоянок», и постановка, и хранение автомобиля на автостоянке должны производиться согласно противопожарным правилам, изложенным в законодательных актах РФ. Кроме того, статья 7 Федерального закона РФ от 17 декабря 1999 года № 212-ФЗ «О защите прав потребителей» гласит, что у каждого потребителя есть право на безопасность оказываемой услуги для его здоровья и жизни и отсутствия в результате ее оказания имущественного ущерба. Требования, обеспечивающие это право, устанавливаются законодательно.

Соответственно, требования к системам пожарной безопасности на любых автостоянках, включая закрытые и подземные, являются обязательными к выполнению и регламентируются несколькими документами:

· Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, утвержденным Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ;

· Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, принятыми постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390;

· Сводом правил «СП 113.13330.2016. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*»;

· Сводом правил «СП 154.13130.2013. Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности»;

· Сводом правил «СП 300.1325800.2017. Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования»;

· Сводом правил «СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;

· СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74;

· специализированными сводами правил.

В силу особенностей конструкции, к подземным автостоянкам и закрытым паркингам предъявляются и особые требования.

Многоуровневая автостоянка.jpg

Требования к планировочным и конструктивным решениям паркингов

По степени опасности развития пожара Приложение Б СП 5.13130.2009 относит автомобильные стоянки и паркинги ко 2-й группе помещений. Эта степень определяется по двум параметрам:

· удельной пожарной нагрузке сгораемых материалов (для автомобильных стоянок 181–1400 МДж/м 2 ).

Согласно СП 113.13330.2016, допустимое число этажей на стоянках, степень огнестойкости конструкции и площадь отдельного пожарного отсека определяют, руководствуясь требованиями нормативных документов, при этом наземные стоянки автомобилей не могут иметь более 9 этажей, а подземные многоуровневые автостоянки — более 5. Во внутренней отделке автостоянок и паркингов следует использовать огнеупорные материалы.

В наземных закрытых паркингах возможно хранение автомобилей в индивидуальных боксах, разделенных огнестойкими перегородками (предел огнестойкости R45). Ворота в таких боксах допускается изготавливать в виде ограждения из металлической сетки, а если в боксах применяются установки объемного пожаротушения, то разрешается использование глухих ворот.

Что касается подземных стоянок, то в них разделение машиномест на отдельные боксы полностью запрещено. Для отдельно стоящих на незастроенной территории подземных стоянок, количество этажей в которых не превышает двух, необходимо наличие на каждом этаже самостоятельных въездов-выездов.

В последнее время широкое распространение получили подземные встроенные парковки, расположенные в зданиях самого различного назначения, включая жилые дома. По требованиям пожарной безопасности автостоянки могут быть встроены в здания I и II степеней огнестойкости классов C0 и C1. Поскольку возгорание на встроенных парковках без своевременно принятых мер может перекинуться на основное строение, к ним предъявляются особенно строгие требования пожарной безопасности.

Эвакуационные выходы и пути в паркингах

На каждом этаже закрытой или подземной автостоянки необходимо оборудовать от двух и более эвакуационных выходов. В одноэтажных подземных паркингах эвакуацию допустимо производить через лестничные клетки, также оборудованные прямым выходом с паркинга. Ширина лестниц, по которым может производиться эвакуация, должна превышать 1 метр.

Максимальное расстояние от самого дальнего места парковки автомобилей до эвакуационного выхода определяют по СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

Рекомендуется к прочтению  Замени или отремонтируй SRS AIRBAG - повысь уровень безопасности авто на 25%

Таблица 1. Допустимое расстояние от места парковки до ближайшего эвакуационного выхода

Таблица 1. Допустимое расстояние от места парковки до ближайшего эвакуационного выхода.png

На всех подземных паркингах и закрытых наземных автостоянках должны иметься световые указатели эвакуационных и аварийных выходов и путей эвакуации. Все они, а также указатели мест расположения наружных пожарных гидрантов, огнетушителей, пожарных кранов подключаются к аварийному освещению. Знаки, указывающие направление движения, размещаются на входах, въездах на этажи, поворотах, выходах на лестницу. Знаки с указанием направления движения располагают в зоне свободной видимости из любого места на путях эвакуации.

Следует отметить, что безопасные расстояния между паркингами и зданиями, сооружениями, объектами отдыха регламентируются в том числе и нормами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (см. табл. 2).

Таблица 2. Требования к минимальным расстояниям от открытых паркингов до зданий и территорий различного назначения

Таблица 2. Требования к расстояниям от открытых паркингов до зданий различного назначения.png

Системы противопожарного водоснабжения и тушения на закрытых автостоянках

Внутренний противопожарный водопровод на автостоянке должен соответствовать положениям свода правил «СП 10.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности». При этом, по требованиям СП 113.13330.2016 для внутреннего пожаротушения закрытых стоянок число струй воды и ее расход на каждую из них определяется площадью защищаемого помещения. При объеме этого помещения от 0,5 м до 5000 м требуется две струи по 2,5 л/с, а при объеме защищаемого помещения более 5000 м — две струи по 5 л/с.

В одноэтажных и двухэтажных стоянках боксового типа, каждый бокс которых имеет собственный выезд, разрешено обходиться без противопожарного внутреннего водопровода. Противопожарный водопровод в подземных многоэтажных стоянках, включая и встроенные, должен иметь наружные патрубки, чтобы при необходимости к ним можно было подсоединить передвижную пожарную технику. Полы таких стоянок необходимо оснастить устройствами водоотведения в ливневую канализацию, а сам противопожарный водопровод должен быть выполнен отдельно от других внутренних водопроводных систем.

Если автомобили на стоянке хранятся в несколько ярусов, размещение установок автоматического пожаротушения проектируют так, чтобы обеспечивать тушение на каждом ярусе хранения.

Рис. 1. Система пожарной безопасности паркинга.jpg

Рис. 1. Система пожарной безопасности паркинга

Вентиляция и противодымная защита паркингов

Закрытые наземные паркинги и подземные автостоянки оборудуются системами противодымной вентиляции, которые должны эффективно удалять дым из помещений. В 2017 году был разработан и 22 февраля 2018 года введен в действие новый свод правил «СП 300.1325800.2017. Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования», по которому должен составляться проект и изготавливаться система струйной и противодымной вентиляции именно на крытых и подземных автостоянках. Вентиляционная система автостоянки, согласно данному своду правил, должна состоять из трех частей:

1) приточно-вытяжной вентиляции;

2) противодымной вентиляции;

3) струйной вентиляции (см. рис. 1).

Приточно-вытяжная вентиляция отвечает за подачу в помещение стоянки свежего воздуха извне и удаления воздуха загрязненного. Она, свою очередь, состоит из двух систем: вытяжной вентиляции и приточной вентиляции.

В систему противодымной вентиляции входят вытяжная вентиляция с вентиляторами дымоудаления и приточная противодымная вентиляция с приточными вентиляторами. Побуждение тяги в системах должно быть механическим. Все вентиляторы системы дымоудаления должны эффективно и безаварийно работать 2 часа при температуре газов в помещении, равным 400 °С. Приточные вентиляторы устанавливают так, чтобы они были способны полноценно возмещать объем удаленных дымовых газов.

Схему и параметры вентиляционной системы выбирают на основе ее способности максимально быстро и безопасно обеспечить эвакуацию людей через свободные от дыма выходы, а также обеспечить параметры воздуха на стоянке, соответствующие требованиям ПДК СО (по ГОСТ 12.1.005-88) — около 70 мг/м 3 .

Проектирование и монтаж вентиляционной установки производится согласно требованиям отраслевых нормативных документов.

Пожарная безопасность электротехнических устройств на стоянках

Электротехнические устройства на автостоянках проектируют и монтируют согласно требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ и Правилами устройства электроустановок (ПУЭ).

В первую очередь надежным электроснабжением следует обеспечить электроустановки первой категории, применяемые в противопожарной защите: системы автоматического пожаротушения и сигнализации, системы оповещения, противодымной защиты и прочие. Ко второй категории относят электроприводы лифтов и прочих механизмов для перемещения автомобилей, аварийное освещение стоянок, а к третьей — все остальные потребители электроснабжения технологического оборудования автомобильных стоянок (пункт 6.4.2 СП 113.13330.2016).

В местах прохождения электропроводок инженерных систем и кабельных линий через строительные конструкции, имеющие нормируемый предел огнестойкости, необходимо предусмотреть кабельные проходки с соответствующим пределом огнестойкости.

Рис. 2-1. Спринклерная система пожаротушения в подземном паркинге.jpg

Рис. 2-1. Спринклерная система пожаротушения в подземном паркинге

Системы автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации

Требования к системам автоматического пожаротушения (АУПТ) и автоматической пожарной сигнализации (АУПС) изложены в «СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

Рекомендуется к прочтению  Консультация безопасность детей в автомобиле

АУПТ обязательна для закрытых наземных паркингов, имеющих два и более этажей. Кроме того, если автомобили расположены в индивидуальных боксах, подобными системами должны быть оснащены следующие одноэтажные наземные парковки:

· площадью от 7000 м 2 , I–III степени огнестойкости;

· площадью от 3600 м 2 , IV степени огнестойкости;

· площадью от 2000 м 2 , класса конструктивной пожарной опасности С1;

· площадью от 1000 м 2 , классов конструктивной пожарной опасности С2 и С3.

Подземные паркинги, включая встроенные, независимо от этажности стоянки и класса ее пожароопасности, оборудуют АУПТ. Тип огнетушащего вещества для автомобильных стоянок выбирают исходя из характеристик объекта пожаротушения и руководствуясь вышеупомянутым Сводом правил. Для автостоянок закрытого типа, как наземных, так и подземных, при температуре воздуха в них выше 0 °С обычно используют порошковые, аэрозольные или водяные системы пожаротушения (см. рис. 2-1 и 2-2).

Рис. 2-2. Спринклерная система пожаротушения в подземном паркинге.jpg

Рис. 2-2. Спринклерная система пожаротушения в подземном паркинге

АУПС оснащают следующие объекты:

· одноэтажные закрытые наземные стоянки площадью менее 1000 м 2 или с количеством машиномест до 25 единиц;

· отдельные автомобильные боксы, в которых применяются самосрабатывающие модули пожаротушения.

В многоэтажных (не менее двух этажей) наземных закрытых стоянках, вмещающих до 100 автомобилей, должны быть установлены системы оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) первого типа, а на стоянках, вмещающих более 100 автомобилей — второго типа.
Подземные автомобильные паркинги вместимостью до 50 автомобилей оборудуются СОУЭ 2-го типа, от 50 до 200 — третьего типа, более 200 — четвертого типа.

Итак, выбор решения для пожаротушения автостоянки или паркинга зависит от их конструктивных особенностей, размера помещений, температурных условий. Работоспособность всех систем пожарной защиты ежегодно проверяется представителями Государственного пожарного надзора и сопровождается составлением соответствующего акта.

Обеспечить эту работоспособность на должном уровне под силу только специализированным компаниям. Альянс «Комплексная безопасность» возьмет на себя все работы по проектированию и оборудованию автоматизированными системами пожарной безопасности автомобильных стоянок любого типа под ключ. Обратившись в Альянс «Комплексная безопасность», вы также сможете заключить договор на сервисное обслуживание систем пожаротушения, пожарных сигнализаций и видеонаблюдения паркингов, и получить квалифицированные консультации по любым вопросам пожарной безопасности.

Тушение автомобиля

Тушение автомобиля

Пожары

Из-за большого количества горючих материалов и благоприятных условий для образования горючей среды возгорание автомобиля считается ситуацией повышенной опасности. Именно поэтому Главным управлением МЧС России для водителей была разработана памятка по тушению пожара автотранспортного средства.

Общие рекомендации

  1. Распознать начало пожара можно по запаху бензина при холодном моторе, запаху горящей резины или дыму из-под капота.
  2. Тушение горящего автомобиля не проводится во время движения и при работающем моторе.
  3. Если пожар произошел под капотом, то запрещено резко открывать крышку, чтобы не вызвать выброс пламени под воздействием притока кислорода.
  4. Для тушения автомобиля используется огнетушитель класса В и Е.
  5. Если горит пролитое топливо, то тушение автомобиля проводят по схеме от края очага горения к центру.
  6. Если горит подкапотное пространство, воду использовать запрещено. Вода может вызвать замыкание электропроводки и увеличить поверхность горения легковоспламеняющихся жидкостей.
  7. Если горит салон, то используют воду, чтобы остановить тление обивочных материалов.
  8. Нельзя находиться рядом с горящим автомобилем в промасленной одежде.
  9. Если потушить машину собственными силами не получается, необходимо отойти от нее на безопасное расстояние, так как высок риск взрыва топливного бака, особенно, если огнем охвачена задняя часть автомобиля.
  10. Запрещено садиться в горящую машину и заводить ее.
  11. Радиус опасной зоны – 10 метров.
  12. Если рядом находятся другие автомобили, до приезда пожарных необходимо поливать их водой или откатить на безопасное расстояние.
  13. Если возгорание произошло в закрытом помещении (гараже), то автомобиль следует выкатить на открытое пространство, чтобы уменьшить вероятность образования взрывоопасной среды.

Рекомендации по тушению пожара

Горит автомобиль в ходе движения

Сложность тушения автомобиля состоит в том, что за 3-4 минуты пламя охватывает весь кузов, и за это время пожарные просто не успевают прибыть к месту аварии. Основная нагрузка в этом случае ложится на самого водителя.

Если во время движения слышен резкий запах или из-под капота появился дым, необходимо как можно быстрее остановиться. Рекомендуется сделать это немедленно, независимо от интенсивности движения на дороге. Необходимо выключить зажигание и вытащить ключ.

Водитель и пассажиры должны немедленно покинуть салон автотранспортного средства и сообщить о случившемся по номеру 101. Далее достать огнетушитель и попробовать самостоятельно купировать очаг возгорания.

Если из-под капота нет языков пламени, то его следует аккуратно открыть. Надев перчатки, необходимо отключить клеммы. Если же из-под капота валит дым и тем более пламя, открывать его не следует. Чтобы сбить пламя, необходимо направить раструб огнетушителя в щель между капотом и радиаторной решеткой. Если погасить горение удалось, капот открывают и отсоединяют клеммы, чтобы не спровоцировать повторное возгорание.

Рекомендуется к прочтению  Место установки передвижной пожарной техники

Горит автомобиль в ходе движения

Горит автомобиль на стоянке

Принцип тушения сходен с действиями, рекомендованными для ситуации, описанной выше. Главная сложность в этом случае состоит в упущенном времени обнаружения возгорания и в фиксации уже сильного пламени. Тушение пожаров на стоянках пожарными автомобилями считается приоритетным способом, так как именно в этом случае удается добиться массированной атаки при помощи подачи пены под давлением.

Однако именно из-за большого очага горения тушение проводят собственными силами, используя несколько огнетушителей и подручные средства (песок, землю, снег). Если огонь распространяется дальше, необходимо отойти от автомобиля на безопасное расстояние и дождаться помощи спасателей.

Горит автомобиль на стоянке

Причины пожарной опасности

Автомобиль – сложная система, в которой множество элементов являются потенциально опасными для горения.

  1. Утечка топлива. Это наиболее частая причина пожаров автотранспортных средств. Разгерметизация топливной системы возможна в любой момент. Утечку удается обнаружить не сразу. Чаще всего бензин просачивается через микротрещины в шлангах. При холодном двигателе первым признаком считается сильный запах топлива в салоне авто. Когда мотор разогрет, капли бензина быстро испаряются, что усложняет фиксацию причины. При движении же машины малейшая искра приводит к возгоранию. В этом случае тушение пожара водой запрещено.
  2. Перегрев двигателя. Если мотор разогревается до критических температур, то повышается вероятность воспламенения масла и электропроводки в подкапотном пространстве.
  3. Перегрев конвертеров-нейтрализаторов, что связано с износом свечей и попаданием в выхлопную систему большого количества отработанных веществ. Как результат – воспламенение изоляции салона.
  4. Негерметичность соединений с вращающимися горючими жидкостями. Потенциальную опасность представляет масло в моторе и трансмиссионные жидкости.
  5. Неисправность электрики, в результате чего возникает искра, которая приводит к быстрому возгоранию горюче-смазочных жидкостей.

Причины пожарной опасности авто

Меры профилактики

Чтобы избежать спонтанного пожара автотранспортного средства, необходимо соблюдать определенные меры безопасности.

Пожарная безопасность автомобиля

Скоротечность – главная особенность пожаров на транспорте. Полное выгорание автомобиля может произойти за 2-3 минуты, поэтому так важна пожарная безопасность автомобиля. Стоит помнить, что проверять на исправность все автомобильные системы является первоочередной задачей владельца транспортного средства. Поддерживать в чистоте только внешний вид недостаточно.

Сертификаты

Лицензия МЧС

Лицензия МЧС сторона 2

Свидетельство об аккредитации

Свидетельство

Свидетельство

Свидетельство

СРО

СРО 2

Разгерметизацию различных систем, в том числе и топливной системы, считают одной из самых распространенных причин пожара. Нишы и полости автомобиля из-за негерметичных соединений становятся местами образования легковоспламеняющихся газов, концентрация которых высока. Скопление капель топлива или масла на поверхности так же способствует возникновению возгорания. Некоторым деталям в подкапотном пространстве во время работы двигателя свойственно нагреваться до 800°С. Подобные условия провоцируют пожар.

Электропроводка также нуждается в регулярной проверке. Поврежденный провод будет постоянно нагреваться, что приведет к короткому замыканию. Из-за «вырвавшейся» наружу искры может загореться изоляция проводника, скопившаяся в полостях автомобиля пыль или горючее вещество. Если перегружается бортовая электросеть, то и этот факт негативно скажется на электропроводке. При оснащении машины мощными сабвуферами необходимо их «запитывать» от сети. При этом происходит возрастание силы тока на определенном участке проводника. Проводка на это не рассчитана, и самое слабое ее место станет местом повышенного нагрева, за которым практически неизбежно последует короткое замыкание, а короткое замыкание и возгорание автомобиля – понятия взаимосвязанные.

Фиксированная цена

НЕ ПОДНИМАЕМ СТОИМОСТЬ
— Гарантия фиксированной цены

Мы составляем смету по вашему запросу, с оборудованием от проверенных поставщиков и с применением расходных материалов надлежащего качества. Исходя из этого сметная стоимость не самая низкая по рынку, но она адекватна уровню качества услуг, используемых материалов, исполнения монтажных работ и сроку гарантийного обязательства

Пожарная безопасность автомобиля: советы специалистов

По советам специалистов в автомобиле лучше иметь два огнетушителя. Если загорится топливная система, то порошковый огнетушитель эффективно справится с возгоранием. Для борьбы с замыканием электропроводки лучшими будут углекислотные. В случае возникновения пожара в машине и отсутствия в ней огнетушителя необходимо вызвать пожарную охрану по телефону 112 (с мобильного телефона) и обратиться за помощью к автомобилистам, которые оказались в этот момент рядом. Отказывать друг другу в помощи не принято у автолюбителей. Позаимствованный огнетушитель сможет предотвратить беду. Пожарная безопасность автомобиля во многом зависит от правильного отношения к своему автомобилю ее владельца.

Каталог Ростехпроект

Сэкономьте нам время на составление коммерческого предложения, а мы сэкономим ваш бюджет на пожарную безопасность!

Источник https://www.complex-safety.com/stati-o-pozharnoj-bezopasnosti/pozharotushenie-avtostoyanok-i-parkingov/

Источник https://www.pozhmashina.ru/articles/articles-pozhary/tushenie-avtomobilya.html

Источник https://rtp01.ru/node/271

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Похожие записи

Несущий кузов автомобиля в массовом производстве – благо или неверное развитие отрасли?

Несущий кузов автомобиля в массовом производстве – благо или неверное развитие отрасли? Отрасль автомобилестроения стремительно развивается. Но не все нововведения воспринимаются на ура. Так массовое производство автомобилей с несущим кузовом вместо стандартного рамного у многих вызывает негативные возражения. Уместны ли они? Разберемся в характеристиках, структурных особенностях, плюсах и минусах и сможем сделать объективный вывод. Несущий […]

Эксплуатация и неисправности Renault Megane 2 (2002 — 2008 г. в. ). Основные проблемы, сбои и поломки

Ремонт автомобиля Рено Меган 2 Конструкция системы пассивной безопасности Рено Меган 2 Система пассивной безопасности (SRS) автомобиля Рено Меган 2 объединяет в комплексе подушки безопасности для водителя и переднего пассажира (в вариантном исполнении) Кроме того, в комплексную систему пассивной безопасности включены регулируемые по высоте ремни безопасности для водителя и переднего пассажира с преднатяжителями, инерционные ремни […]