Пожаротушение для станции технического обслуживания автомобилей

Содержание

Организация пожарной безопасности в автосервисе

Возгорание в автомастерской и СТО может привести к повреждению материальных ценностей самого предприятия, причинить ущерб собственности клиента, который отдал на ремонт транспортное средство, и, конечно, нанести вред здоровью сотрудников. В связи с этим к пожарной безопасности в автосервисе предъявляются высокие требования.

Причины возникновения пожаров в автосервисах и СТО

К возгоранию в автомастерских и на станциях технического обслуживания нередко приводит нарушение техники безопасности в работе. Наиболее распространенные из них:

  • курение на рабочем месте;
  • неосторожное обращение с источником огня, в том числе подогрев двигателя открытым пламенем;
  • подзарядка автомобильного аккумулятора, не снятого с транспортного средства;
  • нарушение техники безопасности в процессе пайки, резки, сварки металла;
  • промывка деталей автомобиля с использованием горючих и легковоспламеняющихся средств.

Помимо нарушений требований пожарной безопасности в автосервисе и СТО причинами могут стать короткое замыкание, неправильная эксплуатация электрооборудования (приборов обогрева, вентиляторов, чайников и пр.), несвоевременный ремонт оборудования, хранение легковоспламеняющихся веществ в непосредственной близости от места проведения работ с открытым огнем.

Оборудование для пожарной защиты автосервиса

Основные требования пожарной безопасности

Пожарные требования к автосервисам и СТО изложены в ФЗ № 69 (гл. 1, п. 2-3, 12 и пр.). Согласно им, безопасность должна быть обеспечена следующим образом:

  • На территории автосервиса должна проводиться своевременная уборка горючих и пожароопасных материалов, включая отходы, образовавшиеся в процессе работы.
  • Нельзя загромождать входы в помещение и пути эвакуации, устанавливать глухие решетки на окнах.
  • Необходимо регулярно проводить уборку помещения.
  • В конце рабочего дня необходимо вывозить мусор с территории автосервиса, а зимой освобождать ее от снега.
  • Следует регулярно проверять исправность автоматической пожарной сигнализации.
  • Если в помещении установлены устройства самозакрывания дверей, следует проводить их контроль.
  • Недопустимо хранение пожароопасных веществ и материалов.
  • Нельзя проводить работы с огнем в непредусмотренных для этого местах, уборку с использованием легковоспламеняющихся жидкостей.
  • Персонал должен контролировать исправность электропроводки и оборудования, которое используется в работе. Если обнаружен перегрев изоляционной оболочки кабелей, следует немедленно отключить их от источника питания.
  • Помещение автосервиса снабжается минимум двумя огнетушителями. При этом сотрудники должны знать, как пользоваться ОТ, в каких случаях их следует применять.
  • Персонал следует регулярно инструктировать о том, как предотвращать и правильно себя вести в случае задымления и возгорания.
  • На стенах необходимо разместить план эвакуации из помещения, ознакомить с ним всех сотрудников, назначить должностных лиц ответственными за пожарную безопасность. Они должны следить за выполнением правил и организацией работы в автосервисе или СТО с точки зрения ПБ.

Чтобы обеспечить надежную защиту автомастерских и СТО, используют системы пожарной сигнализации, аварийного освещения, оборудуют противодымную вентиляцию. При этом пожарные датчики должны вовремя реагировать на признак пожара. Если используется питание от батареек, необходимо регулярно проверять состояние каждого устройства.

Эффективный способ предотвратить распространение огня и вовремя справиться с возгоранием — установка автоматических генераторов огнетушащего аэрозоля. В этом случае система сработает, даже если в помещении не будет ни одного человека. Использование автоматических установок исключает риск распространения пожара, минимизирует материальные потери в случае возгорания.

Генераторы для защиты автосервиса и СТО от пожара

Компания АО «НПГ Гранит-Саламандра» предлагает эффективное решение по защите автосервисов и СТО от пожаров. Системы борьбы с возгоранием на базе огнетушащего аэрозоля работают в автоматическом режиме.

Преимущества установок

  • высокая эффективность. Аэрозольные системы обладают огнетушащей способностью q = 50 мг/м3 — самой высокой среди других средств ликвидации пламени по всей площади;
  • компактность и автономность. Установки не занимают много места и функционируют без подключения дополнительных коммуникаций;
  • температурный диапазон работы — от минус 50 до плюс 50 °С;
  • системы просто монтировать в любой части помещения;
  • в состав аэрозоля не входят опасные для здоровья людей и окружающей среды вещества.

Оптимальное количество установок и общее количество огнетушащего вещества определяются в соответствии с внутренним объемом помещения, его планировкой и другими особенностями. Специалист АО «НПГ Гранит-Саламандра» произведет необходимый расчет для правильного выбора систем. Вы можете ознакомиться с примером расчета оборудования для автосервиса 15х7х4 м (внутренний объем 420 м³) при использовании огнетушащего аэрозольного генератора АГС — 8/2.

Рекомендуется к прочтению  Безопасность движения пожарных автомобилей конспект

Пожаротушение для станции технического обслуживания автомобилей

Станции техобслуживания автомобилей (автосервисы) оказывают услуги по обслуживанию и ремонту автотранспорта. В зависимости от своей специализации, они нередко могут быть оснащены оборудованием с высокой стоимостью, кроме того, часть их полезной площади обычно отведена под хранение различных материальных ценностей (например, зимней резины, масел, краски и пр.). Автомобили клиентов на время ремонта также остаются на территории автосервиса.

 Станции техобслуживания автомобилей

Несложно понять, что пожар на СТО может привести к очень серьезным убыткам и вопросы обеспечения надежной пожарной безопасности здесь выходят на передний план.

Требования к пожарной безопасности в автосервисах

Действующие нормы российского законодательства требуют в центрах обслуживания автомобилей обязательного наличия как пассивной, так и активной систем защиты от возгораний. Таким образом, автосервис должен быть оснащен:

  • Системой оповещения и управления эвакуацией при пожаре.
  • Автоматической пожарной сигнализацией.
  • Автоматической системой пожаротушения.
  • Системой пожарного освещения.
  • Системой принудительного дымоудаления.

Федеральный закон №123 (от 22.07.2008г.) предписывает оборудовать противопожарными системами все места диагностики автотранспорта, его технического обслуживания и ремонта. В этот перечень попадают следующие объекты:

  • Места хранения горюче-смазочных материалов (ГСМ).
  • Все подвальные помещения.
  • Все двух- и более этажные здания.
  • Одноэтажные здания с огнестойкостью 1 и 2.
  • Все здания с огнестойкостью 3 и 4 (со всеми подклассами).

Наибольшую опасность представляют места хранения ГСМ, автошин и т.п. складские помещения – их необходимо оснащать автоматическими средствами пожаротушения в обязательном порядке.

Персонал СТО необходимо обучить правилам пожарной безопасности, особенно при работе с горючими веществами. На территории автомобильного сервиса необходимо поддержание чистоты. Необходимо организовать проведение:

  • Своевременной и правильной уборки любых горючих отходов.
  • Уборку мусора с его вывозом в конце рабочей смены.
  • Очистку территории от снега в зимнее время.

На территории станции обслуживания и ремонта автомобилей запрещено:

  • Хранение пожароопасных материалов, кроме специально отведенных для этого зон.
  • Проведение любых видов работ с открытым огнем, искрами и т.п. кроме специально отведенных для этого мест.
  • Уборка помещений с использованием легковоспламеняемых жидкостей, растворителей и т.п.
  • Загромождение чем-либо путей эвакуации, аварийных и обычных выходов из помещений.
  • Монтаж на окнах глухих решеток.

Электрооборудование на территории СТО должно эксплуатироваться в строгом соответствии с прилагаемыми к нему инструкциями, с постоянным контролем технического состояния как самих электроустановок, так и их кабелей питания, розеток и т.п.

 Тушение огнетушителями

Такие первичные средства пожаротушения, как огнетушители должны быть размещены в автосервисе в строгом соответствии с правилами пожарной безопасности. На каждое здание СТО необходимо выделить не менее двух огнетушителей. Персонал должен пройти обучение пользованию ручными средствами пожаротушения и разбираться в их применимости в тех или иных случаях.

Системы АСПТ, применяемые на СТО

Системы автоматического пожаротушения принято разделять по типу действующего ОТВ (огнетушащего вещества) на следующие группы:

  • Аэрозольные.
  • Порошковые.
  • Водяные.
  • Газовые.
  • Пенные.

У каждого типа АСПТ есть свои преимущества, недостатки, различные ограничения по применимости в тех или иных случаях.

Системы водяного пожаротушения

Спринклерные водяные АСПТ — это широко распространенный и недорогой вариант, однако не лишенный ряда недостатков. Датчики и трубопроводы с головками распыления монтируются под потолком защищаемого от возгораний помещения. Система энергозависимая, поэтому для надежной работы требует резервный источник энергии.

При срабатывании, водяная АСПТ демонстрирует высокую эффективность тушения, однако существенно повреждает все неводостойкое содержимое помещения. Кроме того, при тушении ГСМ подобные системы недостаточно эффективны и на объектах хранения горюче-смазочных материалов не применяются.

Одним из самых существенных недостатков водяных систем пожаротушения является невозможность их применения для неотапливаемых помещений.

Аэрозольные и порошковые АСПТ

Интересный вариант для автосервиса – установка аэрозольных или порошковых комплексов тушения возгораний. К недостаткам таких систем в первую очередь стоит отнести вредность для людей и существенное ухудшение видимости при срабатывании, высокую стоимость их перезарядки.

 Аэрозольные и порошковые АСПТ

С другой стороны, такие комплексы автономны, эффективны в плане тушения огня, не наносят значительного экологического вреда, не сильно повреждают имущество (в первую очередь аэрозольные).

Газовые системы пожаротушения на СТО

Наиболее безопасный (хотя и не дешевый) вариант для сохранности имущества автосервиса – АСПТ на основе газов. При срабатывании подобных систем, газы эффективно тушат очаги возгорания, не нанося совершенно никакого ущерба любым материальным ценностям и оборудованию.

В качестве ОТВ в таких комплексах используются сжатые и сжиженные газы и их смеси (азот, углекислый газ, хладоны, аргон и др.). Газопровод с направляющими насадками, как правило, монтируется под потолком помещения (и под фальшполом). Кроме того, в систему входит набор датчиков, пожарная сигнализация, подключенные баллоны с огнетушащим газом, пульт управления.

 Газовые системы пожаротушения на СТО

При срабатывании газовой АСПТ, достигаются такие эффекты, как охлаждение зоны возгорания, снижение концентрации кислорода, изоляция очага горения (в зависимости от используемого газа, эти эффекты носят разную степень выраженности). Время работы системы также может быть разным – от нескольких секунд и до нескольких минут.

Наиболее популярные газы в системах пожаротушения:

  • Углекислота. Отличается невысокой ценой, экологичностью и простотой перезаправки. Главный недостаток – опасность для людей, вследствие чего применение углекислого газа запрещено для АСПТ в помещениях с большим количеством людей или в случаях, когда нет гарантии, что люди успеют покинуть опасную зону до срабатывания пожаротушения.
  • Инерген. Это смесь газов – азота, аргона и углекислоты. Основной эффект при тушении с помощью инергена достигается за счет снижения уровня кислорода ниже необходимого для поддержания горения значения . При этом для людей и природы инерген не опасен.
  • Хладон 23 (фтороформ, трифторметан). Один из самых безопасных вариантов с точки зрения воздействия на людей. Однако, системы пожаротушения на этой основе сложны в устройстве и достаточно дороги.
  • Хладон 125 (пентафторэтан). Весьма эффективный и недорогой вариант ОТВ. К минусам относится его токсичность, а значит и необходимость обезопасить персонал от воздействия этого газа.
  • Хладон 227ЕА (гептафторпропан). Малотоксичный газ, может применяться в помещениях с большим количеством людей. Но при температурах выше 600 градусов начинает распадаться с образованием ряда токсичных продуктов.
  • Хладон 318C (октафторциклобутан). Малораспространенный вариант за счет легкости распада при нагреве на высокотоксичные продукты.
  • Хладон ФК-5-1-12 (Novec 1230, сухая вода). При срабатывании АСПТ, данное пожаротушащее вещество интенсивно поглощает тепло из зоны горения, а также химически подавляет реакции кислородного окисления. Безопасно для персонала и окружающей среды, но обладает высокой стоимостью.
Рекомендуется к прочтению  Безопасность детей при перевозке в автомобиле

Применение автоматических комплексов пожаротушения на основе газов и газовых смесей – надежный способ достижения высокой пожарной безопасности на объекте при отсутствии рисков повреждения имущества огнетушащим веществом в случае срабатывания АСПТ.

Установки пожаротушения на тонкораспыленной воде

Комплексы, использующие в качестве ОТВ мелкодисперсную воду (тонкораспыленную воду, водяной туман) значительно меньше повреждают имущество по сравнению с спринклерными системами (при сопоставимой эффективности), однако и стоят они дороже.

 Установки пожаротушения на тонкораспыленной воде

Применение водяного тумана (установок ТРВ) в системах пожаротушения позволяет воздействовать на очаг возгорания за счет его охлаждения, локального снижения концентрации кислорода, образования на поверхностях водяной пленки.

Основные недостатки установок ТРВ – их непригодность для тушения ГСМ и невозможность использования при отрицательных температурах.

Системы пенного пожаротушения

Главное преимущество АСПТ на основе пены – высокая эффективность тушения за счет обволакивания горящих предметов, их быстрого охлаждения и блокирования доступа кислорода. Пены прекрасно справляются и с тушением разного рода горящих жидкостей, таких как масла, бензин, и др. За этот счет, именно пенные системы огнетушения находят самое широкое применение на складах ГСМ.

К основным недостаткам стоит отнести губительное воздействие на содержимое помещений при срабатывании системы пожаротушения и невозможность использования таких систем в неотапливаемых помещениях.

Монтаж и обслуживание АСПТ в автосервисах

Быстрая ликвидация очага возгорания до того, как он превратится в полноценный пожар – основная причина установки автоматических систем пожаротушения на станциях технического обслуживания и ремонта автомобилей.

Самостоятельное размещение таких систем недопустимо, для их расчета и монтажа необходимо обращаться в организации, имеющие соответствующий опыт и лицензию на проведение данных работ.

 Пожар на СТО

Кроме непосредственной установки автоматического противопожарного оборудования, необходимо провести и обучение ответственных лиц предприятия нормам противопожарной безопасности и работе с АСПТ.

 СТО АСПТ

Поддержание противопожарной системы в рабочем состоянии – не менее важно, чем ее первичный монтаж. Поэтому, через установленные промежутки времени необходимо проводить проверку и регулярное техническое обслуживание устройств, входящих в эту систему.

Техника безопасности на СТО

Не только движение автомобильного транспорта по дорогам, но и нахождение в гараже или СТО на ремонте должно подчиняться правилам безопасности. Нормативные акты, регулирующие этот вопрос, помогают сохранить жизнь и здоровье сотрудников сервиса, а также целостность автомобиля. Подчиняться требованиям данных документов должны абсолютно все, кто участвует, так или иначе, в процессе обслуживания: механики, практиканты, водители легковых и грузовых машин.

Проверка технического состояния автомобиля и его агрегатов

При проведении диагностики:

  • Перед началом нужно проверить состояние рычага коробки: он должен быть в нейтральном положении.
  • При прослушивании различных узлов конструкции нужно быть осторожными.
  • Система диагностики устанавливается только специалистом.
  • Тормоза нужно проверять в месте, где нет других ТС и людей.

Работа сотрудника автосервиса

Правила техники безопасности при самостоятельном проведении ТО

Если принято решение отремонтировать авто самостоятельно:

  • Нужно проверить инструменты, если они были получены на СТО.
  • Клемма «-» должна быть отключена при работе с электроникой. Это касается также мотоциклов и тракторов.
  • Если требуется запуск двигателя, нужно подсоединить выхлоп к вытяжке.

Общие требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

Важно! При работе должна выполняться техника безопасности на СТО.

  • Запрещено проводить работы или просто находиться под поднятыми объектами.
  • Для сохранения здоровья глаз не стоит смотреть на дугу сварки без специальных очков или маски сварщика.
  • На месте проведения работ должен быть порядок. Не допускается нахождение инструментов и материалов на путях движения.
  • Запрещено нарушение правил безопасности даже ради ускорения рабочего процесса.
  • При необходимости использования платформы для подъёма, прежде всего, нужно убедиться в горизонтальном расположении поверхности и исправности подъемного механизма. Если масса транспортного средства больше, нежели максимально разрешенная масса, указанная в паспорте подъемника, то пользование им запрещено.
  • Загонять машину на смотровую яму должен водитель или специалист, назначенный на эту должность. При этом нужно выдерживать малое число оборотов двигателя на пониженной передаче, прибегая к помощи автомеханика.
  • Для снижения риска скатывания автомобиля требуется применять стояночную тормозную систему и специальные башмаки под колеса.
  • Переходить смотровую яму можно только по специальным настилам.
  • Масляные загрязнения следует засыпать опилками, которые убираются после каждой рабочей смены.
  • Большую роль играет на СТО пожарная безопасность: обязательно нахождение на всей территории пожарной сигнализации, запрещено применение открытого пламени.
  • В помещении должно быть хорошее освещение.
  • Все действия по ремонту и обслуживанию автомобиля нужно проводить с выключенным двигателем кроме тех операций, которые этого требуют.
  • Конец выхлопной трубы при работе с двигателем нужно подсоединить к вытяжке.
  • При разборке из колес нужно убрать избыточное давление.
  • При проведении заправки маслом и бензином при их пролитии нужно сразу же удалить пятна.
  • Почему окончания работ нужно убрать инструмент, отключить оборудование и станки от сети, а затем съехать с места стоянки, предварительно убедившись в отсутствии поблизости других сотрудников.
Рекомендуется к прочтению  А что Вы знаете о спутниковой сигнализации для машины

Требования безопасности при уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей

Важно! Перед проведением техобслуживания необходимо помыть автомобиль.

При этом также стоит соблюдать определенные правила:

  • Автомобиль запрещено поливать из шланга, если поблизости находится электропроводка, электродвигатели и прочие электрические приборы.
  • Перед началом мойки нужно убедиться, что рядом с авто и в кабине отсутствуют люди.
  • Сотрудник мойки не имеет права отлучаться о пульта при работе моечного аппарата.
  • Мойщик обязан иметь водонепроницаемый костюм и средства индивидуальной защиты.
  • Заходить в помещение, где расположены приводы моечной машины, а также к пульту управления имеет право лишь сотрудник, который в приказном порядке наделен этими полномочиями.
  • Нельзя подходить к транспортному средству во время мойки, в особенности при обдуве поверхности воздухом, так как при этом можно травмироваться отлетающими кусочками грязи.

Техника безопасности для работников станций технического обслуживания автомобилей

Важно! Сотрудника сервиса должны также выполнять правила охраны труда на СТО.

  • К рабочему процессу разрешается допускать только работников с соответствующей квалификацией в данной сфере.
  • Все сотрудники должны быть проинструктированы по правилам работы и обеспечению безопасности на рабочем месте.
  • Организация обязана обеспечить условия труда в соответствии с принятыми нормами.
  • Ответственность за выполнение правил и норм безопасности несет руководитель, на его же плечи ложится обеспечение безопасности труда на производственном участке СТО.
  • Несовершеннолетние, а также беременные и кормящие матери не имеют права проводить работы с химическими веществами, сваркой, электроинструментами и пневматикой, а также под подъёмными устройствами.
  • Заниматься ремонтом и обслуживанием можно только в специальной одежде нужного размера и средствах защиты при необходимости.

Важно! Волосы обязательно должны быть спрятаны под головной убор, как у мужчин, так и у женщин.

Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей

Охрана труда в автосервисе регламентирует несколько этапов работ: поднятие и проведение ремонта под машиной, ремонт отдельных узлов конструкции, правила при использовании инструмента.

Техника безопасности при работе под автомобилем

Проведение работ под дном автомобиля выполняется по такому алгоритму:

  1. Убедиться в надежности подъемного устройства: канатов и цепей либо домкрата (нескольких домкратов).
  2. Поднять машину на нужную высоту.
  3. Установить специальные подставки в дополнение к подъемникам.
  4. Приступить к монтажным или ремонтным работам.

Техника безопасности при ремонте автомобиля

При ремонте отдельных частей особенно нужно соблюдать ТБ:

  • При ремонте ходовой нужно поставить рычаг на пониженную передачу.
  • При замене системы охлаждения нужно избегать попадания антифриза на руки.
  • При съеме коробки передач нельзя находиться под ней в яме.

Работа ручным слесарно-монтажным инструментом и приспособлениями

При работе с ручным (столярным) инструментом нужно:

  • Использовать его по назначению.
  • Не применять несправный инструмент.
  • В начале работы проверить его состояние.

Как безопасно поднимать автомобиль домкратами

Прежде всего, нужно убедиться, что подъемные механизмы исправно. Поднимать авто лучше с помощью нескольких домкратов. Делается это в специально обозначенных местах, а если таковых не нашлось, то нужно выбрать максимально подходящие участки, обеспечивающие равномерное распределение веса. В случаях, если используется несколько домкратов, нужно поднимать их равномерно.

Поднятие авто с помощью домкрата

Законодательство и РД

Работа в автосервисах регламентируется в основном локальными актами:

  • Инструкции, основанные на правилах эксплуатации отдельных агрегатов и оборудования.
  • Правилами пожарной безопасности на производстве.
  • Приказами о назначении ответственных за соблюдение ТБ.

Ремонт автомобиля — ответственное мероприятие, требующее строгого соблюдения правил безопасности. Это поможет избежать нанесения вреда здоровью сотрудников, но и сохранить состояние автомобиля.

Источник https://www.granit-salamandra.ru/information/publications/organizaciya-pozharnoj-bezopasnosti-avtoservise/

Источник https://pozhavt.ru/stati/pozharotushenie-sto

Источник https://ohranatryda.ru/tehnika-bezopasnosti/na-sto.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Похожие записи

Несущий кузов автомобиля в массовом производстве – благо или неверное развитие отрасли?

Несущий кузов автомобиля в массовом производстве – благо или неверное развитие отрасли? Отрасль автомобилестроения стремительно развивается. Но не все нововведения воспринимаются на ура. Так массовое производство автомобилей с несущим кузовом вместо стандартного рамного у многих вызывает негативные возражения. Уместны ли они? Разберемся в характеристиках, структурных особенностях, плюсах и минусах и сможем сделать объективный вывод. Несущий […]

Эксплуатация и неисправности Renault Megane 2 (2002 — 2008 г. в. ). Основные проблемы, сбои и поломки

Ремонт автомобиля Рено Меган 2 Конструкция системы пассивной безопасности Рено Меган 2 Система пассивной безопасности (SRS) автомобиля Рено Меган 2 объединяет в комплексе подушки безопасности для водителя и переднего пассажира (в вариантном исполнении) Кроме того, в комплексную систему пассивной безопасности включены регулируемые по высоте ремни безопасности для водителя и переднего пассажира с преднатяжителями, инерционные ремни […]