Содержание
Движение в потоке
Одним из важных качеств водителя (читайте — ваших качеств), в процессе обеспечения безопасного движения автомобиля в транспортном потоке, является умение наблюдать за дорогой, и предвидеть изменение дорожной ситуации.
Умение наблюдать сводится к тому, чтобы распределять свое внимание рационально. А умение предвидеть основывается на рациональном анализе происходящего. См. статью Смотрим на дорогу правильно.
Для того, чтобы предположить развитие обстоятельств, не требуется способностей к пророчеству, достаточно следить за всем, что имеет отношение к процессу движения, за тем, что происходит вокруг вашего автомобиля.
Соблюдение вами ПДД — условие обязательное, но для вашей безопасности этого недостаточно. Чтобы не попасть в аварию еще необходимо предпринимать некоторые действия. Речь о них пойдет ниже.
Далее по тексту:
Движение в транспортном потоке
В каждый момент времени необходимо контролировать ситуацию на дороге, анализировать намерения других участников движения, и в связи с этим корректировать свои действия.
«Корректировать свои действия» означает заранее изменять скорость, интервал и дистанцию таким образом, чтобы избежать столкновения, и чтобы в запасе оставалось место для маневра (на сколько это возможно).
Ваша безопасность на дороге — это комплекс мер, принимаемых вами в управлении автомобилем, необходимых для того, чтобы не допустить ущерб и не причинить вреда здоровью себе или другим участникам движения.
Преимущество проезда определяется не формальным приоритетом, которым наделяют ПДД (главная дорога, зеленый сигнал светофора и др.), а гарантией отсутствия ДТП.
Если кто-либо пренебрегает вашим приоритетом, целесообразно ему не препятствовать!, юридически это выглядит как уступить дорогу.
Такой поступок вам не навредит, и вы никуда не опоздаете. Когда у вас преимущественное право проезда, и вы при этом уступаете дорогу – вы не нарушаете ПДД.
Но если ваше присутствие на дороге игнорируют, а вы продолжаете движение, потому что «право имеете!», то рискуете попасть в аварийную ситуацию.
В «народе» данный комплекс мер получил название «правило трех Д» — дай дорогу дураку.
Впрочем, любое нарушение может быть сознательным, и даже специально спровоцированным, но вас это не должно волновать.
Ваша реакция должна сводиться к тому, что вы видите перед собой некие обстоятельства, способные повлиять на вашу безопасность. В ваших интересах их проанализировать, и принять меры, чтобы вас это не коснулось.
Вот, для этого и необходимо постоянно наблюдать за соседними по дороге машинами. В поле зрения должно попасть как можно больше участников дорожного движения по вашему направлению. Старайтесь понять их намерения, и в соответствии с вашими целями корректируйте свое движение.
Если кто-то из участвующих создает вам помеху, то меняйте скорость, (интервал, дистанцию), или поступайте таким образом, чтобы компенсировать это нарушение с пользой для себя.
Например, какой-то автомобиль резко перестраивается перед вами (на водительском сленге: «подрезает» вас), вынуждая вас тормозить.
В этой ситуации вы можете возмутительно сигналить ему, типа (если мягко выразиться) предупредить о возможном столкновении, а можете сбавить скорость, и по возможности, сместить свой автомобиль чуть в сторону, чтобы не столкнуться с ним.
Т.е. всегда есть две возможности: либо реагировать по-делу, т.е. принять меры, чтобы не столкнуться (продуктивно), либо начать выражать свои эмоции о том, какой он нехороший человек (контрпродуктивно).
Если же вы сами кому-то помешали, то нет смысла ждать от того водителя компенсирующего действия – нужно попытаться самостоятельно, в зависимости от ситуации, исправить свою ошибку.
Это, собственно, и есть основное правило безопасного движения в транспортном потоке, помимо соблюдения ПДД. Необходимо видеть, что происходит на дороге, и реагировать должным образом.
Скорость движения в транспортном потоке
Другой, не менее важной составляющей безопасного движения в транспортном потоке, является выбор и коррекция скорости своего автомобиля в конкретной ситуации.
Общее правило по выбору скорости движения выглядит так: скорость движения автомобиля должна быть такой, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости.
Это относится к движению вообще, к проезду перекрестков с ограниченным обзором, к движению по узким переулкам, в «закрытых» поворотах. Особенно актуально это правило при движении в темное время суток, во время тумана, дождя, снегопада.
Есть специальная формула для вычисления тормозного пути с применением коэффициентов, в зависимости от характеристик автомобиля и состояния дорожного покрытия, но суть не в этом.
Остановочный путь автомобиля это тормозной путь плюс время вашей реакции, и он всегда больше тормозного пути. В темное время суток это расстояние увеличивается по естественным причинам.
Для примера, летом на сухой асфальтированной дороге при скорости 40 км/ч тормозной путь легкового автомобиля будет около 8 метров.
А теперь представьте, что вы с такой скоростью едете вдоль стоящих у края проезжей части машин, и перед вами, предположим, метрах в пяти, у какой-то машины вдруг открывается дверь. Или вдруг неожиданно кто-то людей появляется на дороге
Хорошо, если в этой ситуации вам будет куда свернуть, потому что остановиться до возникшего «препятствия», у вас, скорее всего, не получится.
Поэтому целесообразно двигаться с такой скоростью, как этого требует дорожная обстановка, как говорится, здесь и сейчас, в соответствии с погодными условиями, ехать при которой будет безопасно.
В дополнение рекомендую к прочтению статью Что такое безопасная скорость.
Значение безопасной скорости движения не всегда совпадает со значением разрешенной ПДД скорости. В населенном пункте, к примеру, разрешенная скорость 60 км/ч.
Но в некоторых обстоятельствах, например, в условиях ограниченной видимости, целесообразно ехать намного медленнее, чем разрешают Правила.
К вопросу о внезапно открытых дверях автомобиля на стоянке у края дороги есть смысл ознакомиться с материалом статьи Как правильно садиться в машину и выходить из машины.
Также целесообразно снижать скорость на узких участках дорог, например, во время встречного разъезда в узком месте. Но, разумеется, если для этого есть необходимость.
Безопаснее всего в потоке машин двигаться или со скоростью потока, или с очень небольшой разницей — примерно на 10-15 км/час быстрее или медленнее потока. В особенности, это актуально для нешироких дорог, имеющих по одной полосе для каждого направления.
Если будете двигаться медленнее, то будете задерживать других участников – им придется все время обгонять или перестраиваться для опережения.
Если ехать быстрее – обгонять уже придется вам, соответственно, для этого будет необходимо выезжать из своей полосы (перестроиться).
В целом, величина превышения скорости потока, равно, как и целесообразность увеличения скорости, зависит от характера движения (ширина проезжей части, количество полос, интенсивность, состояние покрытия дороги и др).
Но поток машин всегда разнородный. Цели участников движения почти всегда не совпадают. И если вы придерживаетесь спокойного стиля езды, то будьте готовы, что вас будут обгонять (либо опережать на многополосной дороге).
Обгон всегда (опережение реже) связан с перестроением на смежную полосу, и в процессе перестроения автомобили подолгу находятся в слепых зонах друг друга. Это увеличивает общее психическое напряжение, и повышает риск столкновения.
Правила выполнения обгона, а также связанные с этим маневром «тонкости» рассмотрены в серии статей Обгон. На многополосных маневрах применяется перестроение с опережением (см. статью Одиночное перестроение. Теория и практика).
Одним из важных условий, позволяющих совершить маневр, является наличие свободного пространства с той стороны автомобиля, в которую предполагается сманеврировать.
В условиях плотного транспортного потока возрастает вероятность попадания в ДТП, причем, в происшествие может быть вовлечено несколько участников.
Поэтому, перед началом маневра есть смысл «мониторить» обстановку сзади своего автомобиля и с той его стороны, в которую маневрируете (перестраиваетесь). Это очень важно в условиях массового скопления транспортных средств.
Ну а, непосредственно, возможность самого маневра вам обеспечат безопасная дистанция до едущей впереди машины, и боковой интервал до своих «попутчиков».
Дистанция между автомобилями
Когда вы движетесь вплотную за какой-либо машиной, вы лишаетесь, можно сказать, определенной степени свободы действий:
- вы лишаете себя должного обзора;
- лишаете себя возможности совершить объезд, если едущий впереди автомобиль по каким-то причинам остановился. Сдать назад получается не всегда – обычно ваш автомобиль тоже «подпирают»;
- вы не сможете совершить разгон для выполнения маневра;
- вы не сможете прибегнуть к торможению в экстренном случае, да и вообще к безопасному торможению, потому что не оставляете себе места для остановочного пути.
Поэтому во время движения в транспортном потоке старайтесь держать такую дистанцию до впереди идущего автомобиля, которая позволит вам без изменения полосы остановить свой автомобиль и избежать столкновения с тем, кто впереди вас.
Во время движения в потоке, как рекомендуют бывалые автомобилисты, дистанцию между машинами удобнее считать не в метрах, а в секундах. Почему именно в секундах?
Во-первых, глазомер у всех людей разный и при изменении скорости, расстояние в метрах всегда будет изменяться. А посчитать секунды движения для человека проще, чем определять на глаз метры.
Во-вторых, дистанция в секундах всегда остается одна и та же при любой скорости.
Безопасной дистанцией можно считать такую дистанцию, когда время достижения того места, в котором только что находился впереди идущий автомобиль, составляет 2-3 секунды на сухом асфальте.
На скользкой дороге безопасную дистанцию целесообразно увеличивать до 4-5 секунд.
Из этого правила можно сделать вывод, что дистанция между автомобилями должна быть тем большей, чем:
- выше скорость движения;
- хуже состояние дорожного покрытия и хуже видимость;
- больше ограничен обзор дороги препятствиями, неподвижными или движущимися автомобилями.
Опасность движения на короткой дистанции подробно рассмотрена в статье Почему важно соблюдать дистанцию.
Еще один момент. Следуя в дорожном потоке по своей полосе, периодически придется останавливаться, например, перед светофорами, при случайных заторах или, что еще хуже, в пробках.
На таких остановках не следует близко прижиматься к впереди едущей машине. Необходимо оставлять себе немного места впереди для возможного маневра.
Может случиться так, что та машина, которая перед вами, не сможет продолжить движение (заглохнет, сломается и т.п.) и вам потребуется ее объехать. Если подъедите вплотную к ней, тогда для того, чтобы объехать, придется сдать назад. А сзади вас может «подпереть» другая машина.
Тогда, на каком расстоянии лучше всего остановиться или на сколько не доехать до «переднего» автомобиля?
Ориентиром в данном случае может послужить «пятно» контакта задних колес «переднего» автомобиля с дорогой. Другими словами, подъезжая к машине, что остановилась впереди вас, смотрите на ее задние колеса.
По мере приближения к ней ваш капот начнет перекрывать обзор. Сначала скроются из вида задние колеса, а когда приблизитесь совсем вплотную, скроется задний бампер.
Старайтесь остановиться так, чтобы задние колеса и «пятно» их контакта с дорогой были вам видны полностью. В таком случае вы спокойно сможете объехать автомобиль, что остановился впереди вас, не сдавая назад.
Боковой интервал
Для общего понимания: под боковым интервалом подразумевается расстояние между бортами автомобилей, когда они либо стоят параллельно, либо движутся параллельно друг другу (попутно или навстречу).
Безопасный боковой интервал еще учитывает выступающие части автомобиля: боковые зеркала заднего вида либо груз, выступающий за габариты ТС.
В процессе движения в транспортном потоке необходимо (по возможности) оставлять свободное пространство слева и справа от своего автомобиля.
Это нужно для того, чтобы снизить риск бокового столкновения с соседним автомобилем, в случае его внезапного перестроения, сноса или заноса.
Достаточный боковой интервал позволит вам в случае необходимости экстренно перестроиться с опережением в соседний ряд. Наличие достаточного свободного места с боку позволит совершить объезд вас другим автомобилем.
Но при соблюдении бокового интервала необходимо учитывать возможность видеть в зеркала других участников и быть видимым для едущих впереди вас. Другими словами, необходимо стараться избегать «мертвых зон» друг друга.
О том, что такое «мертвая» или слепая зона -в статье О слепой (мертвой) зоне автомобиля.
Идеальная схема расположения автомобилей в соседних рядах – в шахматном порядке так, чтобы оставалась возможность безопасного проезда между ними другого автомобиля.
Но идеальных условий для движения не бывает, поэтому, выдерживая боковой интервал в совокупности с дистанцией, старайтесь ехать так, чтобы вас, в случае необходимости, можно было легко объехать.
Безопасный боковой интервал особенно важен в зимний период, когда часть дороги находится под снегом оказывается как бы «исключенной» из проезжей части.
Проезжая часть сужается и машины начинают теснить друг дружку, создавая опасность прикосновения. Эти обстоятельства рассмотрены в статье Количество полос и боковой интервал.
Еще рекомендую материал статьи Как предупредить опасные ситуации на дороге. В ней рассмотрены общие вопросы безопасности движения в транспортном потоке, и даны некоторые «рецепты», как избежать наихудшего.
Подводя итог по теме движения в транспортном потоке, приведу несколько пунктов, выполнение которых поможет обеспечить себе относительную безопасность на дороге:
- При движении в потоке всегда смотрите на несколько машин вперед. Если, к примеру, водитель третьей машины из тех, что впереди вас, начал торможение (загорелись его СТОПы), то будьте готовы тоже затормозить.
Этого может и не понадобится, но вы должны быть готовы в случае чего оперативно замедлить свой автомобиль.
- Если едущий позади вас автомобиль подобрался к вам вплотную (как говорят, «сел на бампер»), увеличьте дистанцию до впереди идущего автомобиля. Это даст вам запас расстояния для дополнительного плавного торможения.
В таких случаях можно слегка придавить педаль тормоза – стоп-сигналы загораются раньше, чем начинают срабатывать тормозные колодки – это насторожит едущего сзади и он, возможно, отстанет.
- Избегайте движения за крупногабаритным транспортом, так как обзор сзади у них сильно ограничен, и для вас, соответственно, также обзор дороги перекрывается его габаритами.
Если такое случилось, то целесообразно увеличить дистанцию до крупного автомобиля, и стараться не заезжать в его слепые зоны. Рекомендую статью Соседство с грузовиком на дороге.
Ну и последнее. Одним из показателей выбора правильной скорости вашего автомобиля и дистанции на конкретном участке дороги является число ваших торможений.
Чем меньше вам приходится тормозить (речь не идет о запланированном снижении скорости), тем адекватнее ваша скорость и дистанция, а значит, комфортнее и безопаснее ваше движение.
Будьте внимательны за рулем.
Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 04.03.2022
Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.
Предрейсовый инструктаж водителей по БДД
Безопасность дорожного движения в автотранспортных предприятиях и коммерческих компаниях, содержащих на балансе автомобили – обязательный комплекс мер, который направлен на предотвращение и профилактику ДТП, обеспечение защиты жизни и здоровья людей, а также сохранности имущества и материальных ценностей при выполнении автоперевозок и эксплуатации транспортных средств.
Согласно ФЗ №196, каждое юридическое лицо или ИП, владеющие автомобилями, должен уделять БДД максимум внимания и соблюдать требования по ее обеспечению. Занимается этим специальный сотрудник по БДД или полноценный отдел безопасности (на предприятиях с числом сотрудников более 200 человек), а частью мер являются предрейсовые инструктажи водителей.
Водительский инструктаж: задачи и виды
Перевозка пассажиров и грузов всегда сопряжены с определенными рисками и могут иметь специфические особенности, которые водители должны знать и учитывать в процессе выполнения своих обязанностей. Информирование водителей об особенностях каждой перевозки и мерах, которые позволят сократить риски до минимума, предотвратить ДТП и обеспечить защиту людей и грузов – задача специальных инструктажей, которые проводятся специалистами по БДД.
Каждая автоперевозка имеет свои особенности и список рисков, о чем водителям необходимо донести во время инструктажа. Кроме того, такие мероприятия несут обучающую функцию и позволяют определить уровень подготовки и квалификации штатных водителей, сотрудников с допусками к управлению авто и экспедиторов. Поэтому лекции специалистов по БДД проводятся с определенной регулярностью, по заранее составленным программам и разделены на несколько видов:
- Вводные – инструктажи водителей, которые принимаются на работу в организацию. В процессе до водителя доносится информация о предприятии, структуре и правилах работы, логистике, графиках рабочего времени и порядке охраны труда и отдыха. Уровень подготовки, водительский стаж и квалификация водителя значения не имеют – инструктаж проходят все новые работники.
- Первичные – проводятся в начале работы нового сотрудника и при изменении условий работы, включают в себя правила безопасной эксплуатации транспортных средств и общие правила техники безопасности, пожарной и аварийной безопасности. Проводятся для всех водителей.
- Повторные (периодические) – проводятся ежеквартально, по содержанию идентичны первичному инструктажу и позволяют освежить в памяти водителей полезную информацию. Проводятся для всех водителей.
- Сезонные – проводятся дважды в год, перед сменой погодного сезона (переход на весенне-летний и осенне-зимний сезон), и содержат информацию об особенностях безопасной эксплуатации автомобилей, соблюдения ПДД и скоростного режима с учетом особенностей погоды, видимости, качества и состояния дорожных покрытий. Проводятся для всех водителей.
- Специальные – проводятся нерегулярно, а в зависимости от ситуации и изменяющихся условий работы (изменение законодательства, логистики перевозок, режима работы, новых требований труда и отдыха, а также в связи с произошедшим ДТП). Для водителей, участвующих в работе при новых условиях.
- Предрейсовые (текущие) – проводятся при выполнении перевозки по новому маршруту или на новом транспортном средстве, перевозке детей и пассажиров, транспортировке опасных и специфических грузов. Проводятся для водителей, которые принимают участие в таких перевозках.
Предрейсовый инструктаж не нужен водителям, которые выполняют рейсы по привычным маршрутам и в городских условиях. Те водители, которым необходимо пройти такой инструктаж, должны получить отметку о прослушанной лекции специалиста по БДД в путевом листе.
Содержание предрейсового инструктажа по БДД
Предрейсовые инструктажи относятся к текущим, решение об их проведении принимает руководитель по транспортной безопасности организации и специалист по БДД. На инструктаже водители получают информацию о:
- маршруте движения, протяженности маршрута, состоянии дорожного покрытия, сезонных и погодных условиях во время перевозки;
- виде, характере, особенностях грузов, правилах их транспортировки и защиты;
- особенностях перевозки людей и детей (если перевозятся пассажиры);
- специфических условиях и потенциальных опасностях рейса, правилах поведения при возникновении экстренной ситуации в дороге;
- правилах проезда потенциально опасных участков дороги, ж/д переездов перекрестков и пешеходных переходов;
- времени выезда на линии и времени прибытия в пункт назначения, предполагаемых остановках, режиме труда и отдыха;
- обязательных мерах защиты транспортного средства и ответственности за его исправность;
- безопасности выполнения погрузочно-разгрузочных работ;
- ответственности за отклонение от маршрута, нецелевое использование транспорта и несанкционированный слив горючего.
Кроме того, водитель получает информацию о наличии на трассе маршрута АЗС, СТО им медицинских учреждений, правилах прохождения таможенных и пограничных пунктов пропуска, порядке действий при ДТП, остановке сотрудниками ГИБДД или нарушении графика перевозки, правилах безопасности проезда населенных пунктов (особенно в период школьных каникул) и т.д.
Водителям-пассажироперевозчикам дополнительно сообщается информация о правилах этикета и поведения, порядку и правилам остановок, посадки и высадки пассажиров. При перевозке детей, водители инструктируются по вопросам состояния транспортных средств (не старше 10 лет), наличия тахометра и ГЛОНАСС, предупреждающих знаков, правил посадки-высадки пассажиров, остановок (каждые 100 км или каждые 50 минут, каждые 3-5 часов для приема пищи), времени перевозки (с 6 утра до 123 вечера) и парковок на ночлег.
Важно! Предрейсовый инструктаж проводится непосредственно перед выездом на линию. Его обязаны проходить как водители, так и сопровождающие груз (экспедиторы) лица.
Общие требования при предрейсовом инструктаже
Общие требования к автоперевозкам и графику труда/отдыха, которые должны быть озвучены во время предрейсового инструктажа:
- перед выездом на линию водитель в обязательном порядке должен пройти медосмотр и получить отметку о нем в путевом листе;
- при недомогании или наличии в крови алкоголя выезд на маршрут исключен;
- водитель должен соблюдать режим труда и отдыха (если в машине один), что должно быть отмечено по тахометру;
- во время отдыха в кабине, двигатель должен быть заглушен;
- автомобилю необходимо провести предрейсовый техосмотр (отметка в путевом листе);
- в кабине должен находиться полный пакет документов на водителя, автомобиль и груз;
- в машине обязательно должны быть исправный огнетушитель и укомплектованная аптечка первой медицинской помощи.
Отметка о проведенном инструктаже также должна быть внесена в путевой лист, иначе сотрудники ГИБДД могут отстранить водителя от выполнения должностных обязанностей, а автомобиль отправлен на штрафстоянку.
Важно! Не прошедшего инструктаж и не получившего отметку о прослушанной предрейсовой лекции по БДД водителя нельзя выпускать на линию. В противном случае, водитель может быть отстранен от рейса, специалист по БДД наказан, а компания оштрафована на крупную сумму за несоблюдение требований по безопасности дорожного движения .
Документы по предрейсовому инструктажу
Проведение предрейсовых инструктажей всех видов законодательно регламентируется:
- ФЗ №196 «О правилах безопасности дорожного движения»;
- Приказами Минтруда и Минтранспорта о безопасности пассажироперевозок и транспортировки грузов, а также об обязательных мероприятиях по снижению аварийности на транспорте;
- Внутренними приказами и инструкциями самой организации по проведению инструктажей по БДД.
Кроме того, специалист организации по БДД обязан разработать и утвердить Положение (цели и задачи, порядок, время и место инструктажа, план лекций) и Инструкцию по предрейсовым инструктажам водителей с перечнем основных правил и тем для информирования рабочего персонала, порядком проведения медосмотров водителей и техосмотров транспорта, правилами поведения при общении с сотрудниками ГИБДД.
Ответственный по БДД также ведет журналы по предрейсовым инструктажам, где отмечает дату и тему лекций, а также данные водителя, прослушавшего его. Водитель расписывается в журнале и получает отметку в путевом листе.
- Что служит подтверждением того, что водитель прошел предрейсовый инструктаж?
Основные данные о прослушанных инструктажах вносятся в журнал проведения инструктажей, который находится на рабочем месте специалиста по БДД. На руках же у водителя есть для этого путевой лист. Там помимо даты, рабочего задания и общей информации о маршруте и грузе, должны быть отметки о пройденном медосмотре и техосмотре транспортного средства, а также отметка о прохождении инструктажа по БДД. Без путевого листа выезжать на линии запрещено. Без отметки специалиста по БДД, путевой лист недействителен.
- Зачем водитель должен расписываться в журнале инструктажей?
Подпись водителя в журнале – это доказательство того, что он лично присутствовал на лекции по БДД и прослушал необходимую информацию по безопасности. Если в путевом листе будет стоять отметка, а в журнале подписи нет, водитель будет отстранен от управления автомобилем, ответственный по БДД наказан, а руководство компании оштрафовано.
- Кто может проверить подлинность того, что водитель прослушал предрейсовый инструктаж?
Проверить соблюдение требований законодательства по БДД у водителя коммерческого транспорта может инспектор ГИБДД (достаточно проверить отметку в путевом листе), проверку документов и совпадение отметок об инструктажах служба Минтранса. Для компаний-автоперевозчиков (доставка грузов и перевозка пассажиров) главным контролером является УГАДН РФ.
- Если водитель перевозит детей в пределах города и на регулярной основе, нужно ли ему проходить предрейсовый инструктаж?
Да, в обязательном порядке, при выполнении перевозки детей, все водители, независимо от опыта, стажа и порядка работы, проходят предрейсовый инструктаж. Этот вид пассажироперевозок опасен и подвергается наиболее жесткому контролю со стороны государства.
В заключении следует отметить, что предрейсовый инструктаж водителей – обязательная мера по информированию персонала юридического лица о всех особенностях автоперевозки, что позволяет дать водителям необходимую информацию о самой перевозке, ее климатических, временных и технических особенностях, специфике груза, режима и уровня безопасности транспортировки, а также о мерах обеспечения защиты людей и грузов от аварийных ситуаций.
Проводят инструктажи для водителей специалисты по БДД, которые составляют предварительный график лекций, продумывают их содержание и контролируют прохождение водителями инструктажей в обязательном порядке. Без отметки о прослушанном инструктаже в путевом листе, выезжать на линию нельзя, даже если все остальные документы в полном порядке.
Автор: Киселев Я.Л.
Устройство автомобилей
25.12.2017 года вступил в силу Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 06 апреля 2017, № 141 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств». Новый порядок устанавливает требования к организациям по проведению предрейсового контроля технического состояния автотранспортных средств.
В общем случае за выпуск на линию подвижного состава автотранспортных предприятий несут ответственность три должностных лица:
— диспетчер – за правильность оформления путевой документации и проверку водительского удостоверения (нельзя выдавать путевку, не проверив водительское удостоверение);
— медицинский работник – за проверку состояния здоровья водителя;
— механик-контролер (механик КТП) – за исправность транспортного средства, выпускаемого на линию. Каждое должностное лицо подписывает путевой лист в соответствующих графах.
Механик проверяет автомобиль последним, и после его проверки транспортное средство (ТС) может выезжать на линию, поэтому он должен убедиться не только в исправности автомобиля, но и в наличии допусков ТС к работе со стороны диспетчера и медика.
В отдельных случаях допускается совмещение обязанностей диспетчера и механика-контролера одним должностным лицом.
На должность механика-контролера (в отдельных случаях – механика-диспетчера) по выпуску автотранспорта принимается лицо, имеющее высшее техническое образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 1 года или среднее специальное образование и стаж работы по специальности на инженерно-технических должностях не менее 3 лет.
Последовательность операций, выполняемых механиком-контролером (механиком КТП) перед выпуском автомобиля на линию приведена ниже.
Проверка документации
Механик проверяет наличие в путевых листах:
- штампа предприятия и подписи диспетчера;
- штампа и подписи медицинского работника;
- записей о дате выпуска ТС на линию и дате возвращения в транспортное предприятие (фиксирует в планшете механика);
- записей показаний спидометра и остатков топлива;
- отметок о метеорологических и дорожных условиях;
- записей и отметок работников ГИБДД и других должностных лиц.
После того, как транспортное средство подано на КТП для проверки, необходимо взять у водителя путевой лист (путевка выдается диспетчером, после чего водитель обязан пройти медицинский осмотр у медика) и проверить правильность его заполнения, в т. ч.:
- проверить правильность даты и времени выезда автомобиля на линию и возвращения с линии; зафиксировать эти данные в планшете механика;
- проверить соответствие фамилии водителя в путевом листе с фамилией водителя, выезжающего на линию (при необходимости – по водительскому удостоверению);
- проверить наличие в путевке подписи диспетчера и штампа медицинского работника о допуске водителя к работе;
- проверить соответствие типа подвижного состава характеру перевозимого груза (т. е. на бензовозе, например, нельзя перевозить песок и т. п.);
- проверить наличие в путевке специальных записей для водителей автомобилей, осуществляющих перевозку опасных грузов, а также записей о метеорологических и дорожных условиях;
- проверить соответствие реальных показаний спидометра записям в путевом листе.
В случае фиксации нарушений механик запрещает выезд автомобиля на линию, отправляя водителя устранить выявленные недостатки.
В случае, если на механика КТП возлагается контроль за своевременностью прохождения транспортными средствами планового технического обслуживания (ТО1, ТО2, СО), необходимо проверить, нет ли выпускаемого автомобиля в списках на очередное ТО.
Следует отметить, что с 1 марта 2019 года в порядок оформления путевых листов введены некоторые изменения. Так, например, при оформлении путевого листа нет необходимости ставить штампы (слово «штамп» в новых требованиях не упоминается вообще). Поэтому механик-контролер не должен требовать от водителя наличия штампов медика либо какого-нибудь другого должностного лица, да и вообще каких-либо штампов в путевом листе, поскольку новым законом это требование не предусмотрено.
Кроме того, медицинский работник при оформлении путевого листа обязан ставить в соответствующей графе только свою фамилию и инициалы, тогда как ранее требовалось полностью указывать фамилию, имя и отчество.
Еще одно изменение касается сроков, на которые можно выдавать путевой лист водителю. Если раньше закон разрешал выдачу путевого листа сроком на один месяц, при этом в течение этого периода водитель мог неоднократно выезжать и заезжать в гараж, то в настоящее время путевой лист должен выдаваться либо на один день, либо на один рейс, при этом продолжительность рейса не ограничивается. Т. е. если водитель занят перевозкой грузов во всей стране, и длительность его поездки превышает месяц или даже значительно больше, закон разрешает весь этот период использовать один путевой лист.
Но стоит водителю вернуться в гараж к месту постоянной дислокации, следующий выезд разрешается только по новому путевому листу.
Некоторые новшества введены в терминологию. Так, в новых нормативных документах термины «гараж», «место постоянной стоянки» и т. п. заменены единым понятием – «парковка» («парковочное место»). Также в терминологии добавлено новое понятие «предсменный контроль технического состояния», которое используется наряду с понятием «предрейсовый контроль».
Как и ранее, в путевом листе необходимо указывать точную информацию о владельце транспортного средства. Юридические лица указывают ОГРН, индивидуальные предприниматели — ОГРИП. Как упоминается выше, печать и штамп в заголовочной части путевки теперь не являются обязательными реквизитами.
(Приказ министерства транспорта Российской Федерации «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» в редакции от 1 марта 2019 года.)
Осмотр автотранспортного средства
После проверки правильности оформления путевой документации механик приступает к проверке технического состояния автотранспортного средства.
При этом в обязательном порядке проверяются:
Внешний вид автотранспортного средства , общая комплектность и наличие повреждений на кузове и элементах конструкции:
- автомобиль должен быть чистым, не иметь подтеков ГСМ из агрегатов и систем;
- автомобиль должен быть укомплектован в соответствии с конструктивными требованиями: наличие зеркал заднего вида, стандартных номерных знаков (в т. ч. нанесенных на кузов), стекол кабины, фар, фонарей, запасного колеса (или колес), брызговиков и т. п.;
- если на автомобиле планируется перевозить насыпные грузы он должен быть укомплектован палаткой для предохранения от россыпи;
- на автомобиле не должно быть следов повреждений, имеющих признаки участия в ДТП, если таковые не зарегистрированы ранее;
- проверяется исправность замков дверей кабины, бортов, пробок топливных баков и горловин цистерн;
- проверяется отсутствие внесения в транспортное средство конструктивных изменений в нарушение законодательства (например, незаконная установка газового оборудования, дополнительного топливного бака, световых приборов и т. п.)
В кабине автомобиля проверяются следующие элементы:
- приборная панель на наличие сигналов предупреждающих значков, свидетельствующих о неисправностях, которые могут влиять на безопасность дорожного движения;
- проверка обзорности с места водителя (лобовые стекла не должны иметь трещин, затемнений, штор и т. п., другие стекла кабины должны иметь хороший обзор);
- проверка обзора в зеркалах заднего вида;
- проверка ремней безопасности и подголовников;
- проверка исправности механизмов фиксации подушки и спинки водительского сиденья;
- проверка работоспособности устройств обдува и обогрева стекол;
- проверка укомплектованности транспортного средства аптечкой, огнетушителем, противооткатными упорами и знаком аварийной остановки;
- работоспособность тахографа (при наличии);
- исправность оборудования спутниковой навигации и работоспособность устройства для вызова экстренных и оперативных служб (если это оборудование обязательное)
Проверка исправности тормозной системы:
- утечка тормозной жидкости (визуально по подтекам на колесах со стороны рабочих цилиндров, из трубопроводов и шлангов, главного цилиндра и гидровакуумного усилителя);
- утечка воздуха из пневматического привода тормозов (на слух при заглушенном двигателе и номинальном давлении в пневмоприводе);
- ход штоков тормозных камер (для пневмоприводных тормозных систем);
- свободный и полный ход педали тормоза;
- работа гидровакуумного (вакуумного) усилителя тормозов
- работоспособность стояночного тормоза
Проверка исправности рулевого управления:
- общий осмотр состояния и крепления элементов рулевой трапеции и рулевого механизма;
- проверка отсутствия деформации рулевых тяг (особенно поперечной тяги);
- проверка люфта в шарнирных сочленениях рулевых тяг (водитель слегка вращает рулевое колесо в разные стороны, при этом люфта в сочленениях тяг и рычагах быть не должно);
- проверка герметичности рулевого механизма (отсутствие подтеков смазки) и ГУР (отсутствие подтеков жидкости из трубопроводов и элементов усилителя);
- проверка свободного хода рулевого колеса; для автомобилей с ГУР или ЭУР выполняется при заглушенном двигателе, после чего двигатель запускается и проверяется эффективность работы усилителя руля
Проверка состояния колес и шин:
- соответствие шин данному типу транспортного средства;
- состояние протектора (глубина рисунка, однотипность шин на всех колесах);
- крепление колес к ступицам (крепежные элементы должны быть хорошо затянуты; проверяется визуально или простукиванием специальным молотком с длинной ручкой);
- давление в шинах (проверяется манометром);
- отсутствие признаков отслоения и повреждения элементов покрышки (визуально);
- наличие и состояние шипов или цепей противоскольжения (при необходимости);
- проверка состояния держателя запасного колеса
Проверка работоспособности световой и звуковой сигнализации , световых приборов и электрооборудования (водитель по сигналу механика включает приборы):
- состояние и работоспособность фар (ближний и дальний свет, габаритная подсветка фар);
- состояние и работоспособность габаритов, указателей поворота, стоп-сигнала, фонаря заднего хода, фонарей подсветки номерных знаков (обращать внимание на цветовую гамму приборов – запрещается размещение впереди фонарей красного цвета);
- состояние и работоспособность дополнительных световых сигналов (указатель автопоезда, сигнализатор перевозки опасных грузов и т. п.); работоспособность стеклоочистителей;
- исправность клаксона (звукового сигнала);
- наличие установленных без соответствующего разрешения дополнительных световых приборов
Если автомобиль-тягач выпускается на линию с прицепом или полуприцепом:
- проверка состояния тягово-сцепного устройства (фаркопа): фаркоп должен быть надежно закреплен в поперечине, детали головки не иметь значительных люфтов, износ зева фаркопа не должен превышать нормы, обязательно наличие предохранительной шпильки;
- наличие и состояние страховочных тросов, предохраняющих увод прицепа при самопроизвольной расцепке с тягачом;
- состояние дышла прицепа (износ петли дышла, наличие повреждений и деформаций элементов конструкции дышла);
- состояние седельного устройства тягача;
- проверка положения опор полуприцепа и работоспособность механизма их подъема и опускания;
- проверка состояния тормозной системы и системы световой сигнализации прицепного ТС осуществляется совместно с соответствующими системами тягача
По результатам проведенного технического осмотра в путевом листе проставляется соответствующая отметка о допуске ТС к работе, подтверждаемая подписью механика.
В случае фиксации нарушений механик запрещает выезд автомобиля на линию, отправляя водителя устранить выявленные недостатки.
Ответственность
В соответствии с действующим законодательством за выезд транспортного средства на линию без предрейсового осмотра предусмотрена административная ответственность, по части 3 статьи 12.31.1 КоАП РФ.
При этом должностные лица, ответственные за выпуск подвижного состава на линию, а также водители, уклонившиеся от предрейсовых процедур, в зависимости от правонарушения, могут быть подвержены административному наказанию в виде штрафа от 20 тыс. руб (для должностных лиц) до 100 тыс. руб (для юридических лиц).
Следует иметь в виду, что механик-контролер подчиняется непосредственно руководителю автотранспортного предприятия (либо предприятия, эксплуатирующего автотранспорт для нужд производства), и на его действия и решения не могут влиять другие должностные лица (главный инженер, заместители директора и т. п.). Т. е. распоряжениям со стороны, например, главного инженера «. ладно, пусть сегодня выезжает, а завтра обязательно починим. » механик-контролер подчиняться не обязан, и за выпуск неисправного транспорта на линию ответственность будет нести он, а не главный инженер.
Источник https://avtonauka.ru/voghdenie/dvizhenie-v-potoke.html
Источник https://www.driver-helper.ru/bezopasnost-dorozhnogo-dvizheniya/predrejsovyj-instruktazh-voditelej-po-bdd
Источник http://k-a-t.ru/PM.01_mdk.01.02/1_vypusk_TS/index.shtml