Содержание
Примерная инструкция по охране труда при выполнении шиномонтажных и вулканизационных работ
Инструкция по охране труда при выполнении шиномонтажных и вулканизационных работ
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
1. Настоящая инструкция устанавливает требования по охране труда для работников, занятых в области эксплуатации и ремонта автотранспорта и выполняющих шиномонтажные и вулканизационные работы (далее – работающий).
2. К работам по производству шиномонтажных и вулканизационных работ допускаются работающие, прошедшие в установленном порядке обучение (и имеющие соответствующую выполняемой работе профессию), медицинский осмотр для определения соответствия физического состояния требованиям, предъявляемым к работникам этой профессии, инструктаж по охране труда с учетом требований к персоналу с I группой по электробезопасности, а также обучение, стажировку, проверку знаний по вопросам охраны труда.
3. Работающий обязан:
- соблюдать установленный в организации режим труда и отдыха, трудовую дисциплину;
- выполнять только ту работу, которая определена заданием непосредственного руководителя;
- монтаж и демонтаж шин выполнять только в шиномонтажном или ином приспособленном для этих работ помещении с применением специального оборудования, приспособлений и инструмента, а также специальных ограждений, обеспечивающих безопасность. Участок шиномонтажа и вулканизации автомобильных шин должен размещаться в изолированных помещениях организации;
- работы по снятию и установке колес, монтажу, демонтажу шин проводить в строгой последовательности с использованием соответствующего оборудования и инструмента согласно технологическому процессу;
- работы по ремонту и вулканизации шин проводить в специально выделенных для этого помещениях (цехах, участках, отделениях), оснащенных необходимым шиноремонтным и вулканизационным оборудованием, инвентарем, инструментом, а также вентиляционными системами и средствами пожаротушения, обеспечивающими безопасное выполнение работ;
- знать санитарно-гигиенические условия труда и соблюдать требования производственной санитарии;
- соблюдать требования по охране труда, эксплуатационных документов организаций – изготовителей используемого оборудования, инструмента; применять способы, обеспечивающие безопасность труда;
- понимать значение знаков безопасности, звуковых и световых сигналов, назначение и принцип работы средств измерений и автоматических устройств;
- заботиться о личных безопасности и здоровье, а также о безопасности окружающих в процессе выполнения работ либо во время нахождения на территории организации;
- содержать в порядке рабочее место;
- немедленно сообщать непосредственному руководителю или иному уполномоченному должностному лицу работодателя о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работающих и окружающих, несчастном случае, произошедшем на производстве; оказывать содействие работодателю в принятии мер по оказанию необходимой помощи потерпевшим и доставке их в учреждение здравоохранения;
- исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда;
- использовать безопасные приемы в работе, выполнять требования, изложенные в правилах и инструкциях по охране труда, а также правильно применять средства индивидуальной (далее – СИЗ) и коллективной защиты;
- выполнять требования пожарной безопасности, знать сигналы оповещения и порядок действий при пожаре, уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения и знать места их расположения;
- в установленные сроки проходить периодические медицинские осмотры, а также проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующей комиссии не реже одного раза в год;
- знать местонахождение аптечки первой помощи и уметь пользоваться ее содержимым;
- соблюдать правила личной гигиены: перед приемом пищи, в перерывах, по окончании работы мыть руки водой с мылом; пищу принимать в оборудованных для этих целей помещениях.
4. Не допускается:
- нахождение работника в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических средств на рабочем месте и в рабочее время;
- курение в неустановленных местах.
5. В процессе работы на работающего могут воздействовать следующие вредные и (или) опасные производственные факторы:
- движущиеся транспортные средства и механизмы, подвижные части производственного оборудования;
- повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;
- повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
- повышенная или пониженная подвижность воздуха;
- повышенная температура поверхности оборудования и материалов;
- повышенное давление воздуха;
- недостаточная освещенность места производства работ;
- острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях инструментов и оборудования;
- испарения растворителей и клеев;
- разлетающиеся предметы (вылет стопорного кольца при накачке неправильно смонтированного колеса).
6. При производстве шиномонтажных и вулканизационных работ специальные одежда и обувь, другие СИЗ выдаются работающему как монтировщику шин и шинно-пневматических муфт или вулканизаторщику в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автомобильных транспортных средств, строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог [1] (таблицы 1 и 2).
Таблица 1. Нормы выдачи СИЗ для монтировщика шин и шинно-пневматических муфт (код профессии 8141-044 [2] )
Классификация (маркировка) СИЗ по защитным свойствам или конструктивным особенностям
Срок носки
в месяцах
Головной убор из хлопчатобумажной ткани
Ботинки кожаные на маслобензостойкой подошве
Зимой на наружных работах дополнительно:
костюм для защиты от пониженных температур из хлопчатобумажной ткани
сапоги кирзовые утепленные на маслобензостойкой подошве
Таблица 2. Нормы выдачи СИЗ для вулканизаторщика (код профессии 8141-005)
Классификация (маркировка) СИЗ по защитным свойствам или конструктивным особенностям
Срок носки
в месяцах
Головной убор из хлопчатобумажной ткани
Зимой на наружных работах дополнительно:
куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке
7. Работающий имеет право отказаться от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и окружающих до ее устранения, а также при непредоставлении ему СИЗ, непосредственно обеспечивающих безопасность труда. При этом он обязан незамедлительно письменно сообщить работодателю либо уполномоченному должностному лицу работодателя о мотивах такого отказа, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка за исключением выполнения вышеуказанной работы.
8. Работающий, не выполняющий требования по охране труда, привлекается к ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
ГЛАВА 2
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
9. Перед началом выполнения работ проверить наличие и исправность СИЗ, надеть специальные одежду и обувь, соответствующие предстоящей работе. Одежду застегнуть на все пуговицы, обувь застегнуть или зашнуровать.
10. Осмотреть и подготовить свое рабочее место:
- убрать все лишние предметы с проходов. Проходы не должны быть загромождены ремонтными материалами, отходами производства, тарой, неиспользуемой оснасткой и т.п.;
- проверить состояние пола на рабочем месте. Полы должны быть ровными и прочными, иметь покрытия с нескользящей поверхностью, удобной для очистки. Если пол скользкий или мокрый, необходимо убрать его или засыпать опилками.
11. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений и оборудования:
- отсутствие сколов на рабочих поверхностях и заусенцев на рукоятках гаечных ключей, искривления губок гаечных ключей;
- отсутствие зазоров на головке (зеве) гаечного ключа. Головка на всю высоту должна охватывать крепеж. Внутренние рабочие поверхности, места крепления сменных элементов гаечных ключей должны быть очищены от загрязнений. Сменные элементы гаечных ключей должны монтироваться и сниматься усилием руки без ударов или применения дополнительных устройств;
- исправность вулканизационного аппарата, наличие заземления, ограждения, надежность крепления, исправность провода и штепсельной вилки;
- наличие устройств для местного отсоса пыли, надежных приспособлений для поддержания и крепления покрышки, предохранительных экранов у станков для шероховки покрышек;
- наличие поверки и пломбировки (клейма поверки) на манометрах, контролирующих давление воздуха в шинах при накачке.
12. Не допускается работать неисправным инструментом, приспособлениями или на неисправном оборудовании и самому устранять неисправности.
13. Проверить работу местной вытяжной вентиляция на участке шиномонтажа и вулканизации автомобильных шин – от станков шероховки и стендов разбортировки и балансировки колес, мест работы с материалами с нанесенным клеевым составом.
14. Для снятия колеса установить транспортное средство на ровную поверхность, заглушить двигатель, включить пониженную передачу, затормозить его стояночным тормозом, подставить под неподнимающиеся колеса упорные колодки, у автобуса проверить состояние опорной площадки кузова.
15. Вывесить часть транспортного средства подъемными механизмами (домкратами, передвижными подъемниками, талями и т.д.). Плунжер домкрата (передвижного подъемника) или надставку к нему установить в местах, указанных в технологической документации, руководстве по эксплуатации транспортных средств.
16. Домкрат устанавливается на ровную нескользкую поверхность. В случае непрочного грунта под основу домкрата следует подложить прочную деревянную подставку площадью не менее 0,1 м 2 или доску.
17. Для осмотра, ремонта под вывешенные с помощью домкрата (передвижных подъемников, талей и т.п.) части транспортного средства устанавливают подставки (козелки) в местах, указанных в технологической документации, руководстве по эксплуатации транспортного средства.
18. Перед снятием колеса необходимо проверить положение замочного кольца и убедиться в том, что автомобиль надежно установлен на козелках, а под неснятые колеса подложены упоры.
19. Полностью выпустить воздух с шины и открутить гайки крепления бездисковых колес на ступице для их снятия или перестановки.
20. Колеса и шины необходимо катить, придерживая их от падения. Работы по снятию, перемещению и установке колес массой более 20 кг выполняются при помощи специально предназначенного для этого устройства. Подъемно-транспортные механизмы должны быть оборудованы специальными приспособлениями (захватами).
21. Обо всех выявленных недостатках следует сообщать непосредственному руководителю или уполномоченному должностному лицу работодателя. К работе приступать только после устранения недостатков.
ГЛАВА 3
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ
22. Монтаж и демонтаж шин производить после предварительного их увлажнения для предупреждения пылеобразования.
23. Шину с диска демонтируют после полного снятия давления в камере на специальном стенде или с помощью специального съемного устройства.
24. Не допускается демонтировать одно из сдвоенных колес транспортного средства без применения домкрата или подъемника путем наезда вторым колесом на возвышение (брусья, доски, кирпичи и т.п.).
25. Перед монтажом шины проверить исправность и чистоту обода колеса, его бортового и замочного колец, а также шины. Монтировать покрышку на обод, покрытый ржавчиной или имеющий вмятины, трещины и заусенцы, не допускается.
26. После монтажа шины на обод колеса проверить положение вентиля и посадку бортов покрышки на полки обода колеса.
27. Замочное кольцо устанавливать на колесо только с помощью специальной монтажной лопатки без применения ударного действия.
28. Замочное кольцо при монтаже шины на обод должно полностью входить в его выемку всей внутренней поверхностью.
29. Шину в сборе с ободом колеса накачивать в специальном металлическом ограждении, способном защищать от ударов съемными деталями обода колеса при самопроизвольном демонтаже.
30. Не допускается накачивать шины при неисправных манометрах, отсутствии пломб (клейма поверки) и нарушении сроков испытания (поверки) манометров.
31. Шины с разборным ободом колеса накачивать в два этапа: вначале доводить до давления 0,05 МПа (0,5 кгс/см 2 ) с проверкой положения замочного кольца колеса, а затем – до нормативного давления, установленного организацией-изготовителем.
32. В случае обнаружения неправильного положения замочного кольца колеса выпустить воздух из накачиваемой шины, исправить положение кольца колеса, а затем повторить действия, указанные в п. 31.
33. Если сборка колеса нарушена или давление в нем снижено более чем на 40 % от нормативного значения, подкачивать колеса без снятия их с транспортного средства не допускается.
34. При выполнении шиномонтажных работ не допускается:
- демонтировать с обода колеса шину, находящуюся под давлением;
- снимать с транспортного средства колесо с разборным ободом, когда шина находится под давлением;
- выбивать обод колеса кувалдой (молотком);
- при накачивании шины исправлять ее положение на ободе постукиванием;
- монтировать шину на обод (диск), не соответствующий ее размеру;
- во время накачивания шины ударять по замочному кольцу молотком или кувалдой;
- накачивать шину свыше установленной организацией-изготовителем нормы давления;
- применять при монтаже замочные и бортовые кольца, не соответствующие данной модели колеса;
- заменять золотники на колесе различного рода заглушками;
- накачивать шину на разборном ободе колеса с болтовыми соединениями, не убедившись, что все гайки затянуты одинаково.
35. Для осмотра внутренней поверхности шины надеть СИЗ рук и применять спредер (борторасширитель).
36. Для изъятия из шин металлических предметов использовать специально предусмотренное для этого приспособление.
37. При проведении шиномонтажных работ следить за тем, чтобы обозначения одинарных шин и наружных шин сдвоенных колес находились на наружной стороне транспортного средства, а внутренних шин – на внутренней стороне транспортного средства.
38. При установке сдвоенных колес на ось транспортного средства совместить окна обоих дисков для обеспечения возможности подхода к вентилю шины внутреннего колеса при замере или подкачке воздуха в шину без снятия наружного колеса.
39. При эксплуатации вулканизационного оборудования не разрешается допускать к работе на нем лиц, не имеющих права работы с подобным оборудованием, а также покидать рабочее место.
40. Не следует прикасаться к нагретым рабочим частям электровулканизаторов во избежание получения ожогов.
41. При работе на паровом вулканизационном оборудовании необходимо постоянно следить за уровнем воды в котле, давлением пара по манометру и действием предохранительного клапана. При снижении уровня воды ее можно подкачивать только небольшими порциями.
42. При неисправности насоса (невозможности подкачать воду) немедленно прекратить работу, удалить топливо из топки и выпустить пар. Гасить топливо водой не допускается.
43. Не допускается:
- работать на вулканизационном оборудовании без предохранительного клапана, а также с неисправным или неопломбированным предохранительным клапаном;
- устанавливать на предохранительный клапан дополнительный груз;
- пользоваться вулканизационным оборудованием с неисправным, неопломбированным или с истекшим сроком поверки манометром.
44. В процессе вулканизации шины (покрышки, камеры) постоянно контролировать показания:
- термометра, не допуская повышения температуры вулканизации резины выше установленной нормы (при отсутствии автоматического регулятора или ограничителя температуры);
- счетчика времени, не допуская превышения установленной нормы времени на вулканизацию резины (при отсутствии таймера).
45. Камеру из струбцины после вулканизации вынимать только после того, как восстановленный участок остынет.
46. Промазывать покрышки и починочные материалы клеем на специальных столах, верстаках или стендах, оборудованных местной вытяжной вентиляцией.
47. При нанесении клея вручную пользоваться малярной кистью соответствующей формы и размера, ручка которой снабжена отражателем, предохраняющим руку от загрязнения клеем.
48. Сушить ремонтируемые покрышки и починочные материалы после промазки клеем в закрытых сушильных камерах, оборудованных местной вытяжной вентиляцией.
49. В помещении вулканизационного участка не допускается работать с огнем, а также выполнять работы, вызывающие появление искр.
ГЛАВА 4
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ
50. По окончании работ:
- отключить от электросети электрооборудование;
- осмотреть и привести в порядок место производства работ и подходы к нему, убрать посторонние предметы, мусор;
- убрать приспособления, инструмент в отведенное для их хранения место;
- остатки клея, бензина, а также кисти, лопатки и другие приспособления возвратить на склад или разместить в вытяжном шкафу;
- использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь и т.п.) удалить из производственного помещения в специально отведенные места;
- переодеться, специальную одежду, обувь и другие СИЗ убрать в установленные для их хранения места;
- тщательно вымыть лицо и руки теплой водой с мылом, по возможности принять душ.
51. Сообщить непосредственному руководителю обо всех неполадках, возникших во время работы, и о мерах по их устранению.
ГЛАВА 5
ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
52. При возникновении аварийной ситуации:
- принять меры по предотвращению ее развития и воздействию травмирующих факторов на других лиц;
- выйти самому и обеспечить вывод людей из опасной зоны, если есть опасность для их здоровья и жизни;
- сообщить непосредственному руководителю или уполномоченному должностному лицу работодателя о возникновении аварийной ситуации.
53. В случае пожара:
- при необходимости отключить электрооборудование;
- вызвать аварийно-спасательную службу по тел. 101 или 112, при этом назвать адрес и место возникновения пожара, пути подъезда и свою фамилию;
- доложить о случившемся непосредственному руководителю;
- принять меры к эвакуации лиц, находящихся в опасной зоне;
- приступить к тушению имеющимися средствами пожаротушения. Пламя в электроустановках следует тушить углекислотными или порошковыми огнетушителями, асбестовыми покрывалами и песком;
- встретить прибывшее аварийно-спасательное подразделение, указать места возгорания, возможного нахождения людей, пути подхода и эвакуации, расположения пожарных гидрантов, кранов, электрораспределительных устройств, а также хранения взрыво- и пожароопасных материалов.
54. Работающий не должен покидать рабочее место без разрешения руководителя ликвидации аварии до полного ее устранения.
55. При каждом несчастном случае, очевидцем которого стал работающий, он обязан немедленно:
- принять меры к освобождению пострадавшего от воздействия травмирующего фактора;
- оказать первую помощь, вызвать врача или помочь доставить пострадавшего в учреждение здравоохранения;
- обеспечить сохранность обстановки на момент аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья окружающих, в противном случае (существует угроза жизни и здоровью окружающих, остановки непрерывного производства) зафиксировать ее путем составления схемы, протокола, фотографирования или иным методом;
- сообщить о случившемся непосредственному руководителю.
56. Если несчастный случай произошел с самим работающим, он должен по возможности обратиться за медицинской помощью, сообщить о случившемся непосредственному руководителю или попросить сделать это кого-либо из окружающих.
57. Для освобождения пострадавшего от действия тока отключить токоведущие части или провода, которых он касается. При невозможности отключить электроустановку для отделения пострадавшего от токоведущих частей напряжением до 1000 В принять меры по обеспечению собственной безопасности. Если погода сухая, одной рукой оттянуть пострадавшего за части одежды, не прилегающие к телу (рукав, полы костюма и т.п.) или отвести токоведущую часть предметом-изолятором (сухой доской). Изолировать себя от действия тока можно, встав на сухую доску, диэлектрический коврик или надев диэлектрические перчатки.
58. Возобновлять работу следует только после устранения причин, приведших к аварийной ситуации и (или) несчастному случаю, и с разрешения непосредственного руководителя.
Внимание
Подписчики журнала «Охрана труда» имеют возможность бесплатно по e-mail получать электронные версии ранее вышедших номеров (в формате PDF).
Заявки просим присылать на следующие адреса электронной почты:
ohrana-truda@tut.by
135@tut.by
Как заменить колесо своими руками
При повреждении покрышки необходимо поставить запасное колесо. Работа по замене несложная, но многие водители допускают целый ряд ошибок. Это приводит к травмам при замене, возможно возникновение аварийных ситуаций в дальнейшем. Разберем процесс установки нового колеса подробнее.
Что нужно учитывать перед снятием колеса – меры предосторожности
Перед тем, как заменить колесо необходимо правильно подобрать место. Желательно выбирать площадку с твердым покрытием. Это позволит оптимально поставить домкрат. Если такой возможности нет, можно под домкрат положить широкую доску.
Площадка должна быть ровной. Не рекомендуется менять колесо на спусках или при наличии выраженного уклона. Наличие уклона может привести к падению автомобиля с домкрата, скатыванию его или опрокидыванию.
Обязательно под колеса ставьте противооткатные упоры. Желательно возить с собой в багажнике специализированные упоры. Если их нет, можно воспользоваться кирпичом, или другим похожим предметом. Во время работы запасное колесо должно лежать под порогом, это защитит ваш автомобиль в случае падения с домкрата, потом туда укладываем снятое колесо до момента полного окончания работ.
Автомобиль необходимо поставить на ручной тормоз. Это позволит избежать качения. Если необходимо поменять колесо на задней оси, дополнительно включайте первую передачу.
Подготовительные работы
Перед тем как снять колесо, необходимо подготовить инструмент. Обычно достаточно домкрата и балонного ключа. В качестве балонника используется торцовый ключ. Большая часть легковых автомобилей имеет болты или гайки на 19. Но, на всякий случай стоит убедиться, в некоторых случаях могут встречаться варианты на 17 или 21.
На данный момент стандартом считается использование болтов в качестве крепежных элементов. Ошибочно их называют колесными шпильками. Но, на внедорожниках, легких и тяжелых грузовиках можно встретить крепеж с помощью гаек, которые накручиваются на шпильки, выходящие из ступицы.
Сказать какой способ более надежен нельзя. Обычно производитель выбирает вариант крепления исходя из технических особенностей автомобиля.
Как снять колпак с колеса
Часто водители используют декоративные колпаки на колесные диски. Снять их зачастую оказывается непросто, выполнены из пластика, легко трескаются при неаккуратном движении. Необходимо понимать, как правильно их снимать.
- Проверьте наличие пластиковых стяжек, их используют чтобы не потерять колпак. Все стяжки необходимо срезать.
- Далее пальцами находим защелки, держащие диск, с одной стороны. Для этого удобно воспользоваться прорезями. Лучше надеть перчатки, колпак с внутренней стороны достаточно грязный. Нажимаем на защелки, и дождавшись легкого щелчка отсоединяем колпак с одной стороны.
- Повторяем действие с противоположной стороны.
В итоге колпак должен остаться у нас в руках.
Как окрутить секретку
Следующим этапом может стать откручивание секретных болтов. Чтобы избежать кражи колес часто применяют болты со специальными головками. Для их откручивания достаточно воспользоваться переходником, который обычно идет в комплекте с секретками.
Но, что делать если переходник утерян. На самом деле открутить болт можно, но придется повозиться. Если вы производите замену в автосервисе, можно попросить наварить на секретку обычную гайку. На дороге придется воспользоваться другим способом.
Для этого вам потребуется домкрат, молоток, пассатижи. Затягиваем болты без секреток максимально сильно. Подвешиваем колесо, и наносим несколько сильных ударов по секретке. Опускаем домкрат, откручиваем все болты, и снова поднимаем колесо. Беремся за шину двумя руками и несколько раз дергаем на себя. Опускаем домкрат и затягиваем остальные болты.
Повторяем процесс 3-5 раз. Обычно этого достаточно, и секретку можно выкрутить пассатижами.
Виды домкратов
Важно иметь подходящий домкрат. Есть несколько разновидностей домкратов, рассмотрим только три типа, которые проще всего возить в багажнике.
- Винтовой. Самый простой вариант. Может быть вертикальными или горизонтальным. Недостатком является высота. Не подойдет для спортивных моделей или современных седанов с клиренсом в 15-20 мм.
- Реечный. Еще один вид механического домкрата. Отличается низкой высотой, но требует большого усилия. Считается недостаточно устойчивым.
- Гидравлический домкрат. В автомобилях возят бутылочные разновидности. Недостатком является большая высота, подойдет только для внедорожников или грузовых автомобилей.
- Пневматический. Использует сжатый воздух, нагнетаемый компрессором. Обладает низкой посадкой и большой грузоподъемностью.
Как правильно установить домкрат
Важным моментом является правильная установка домкрата. Если поставить его неправильно, можно замять порог. Это приведет к необходимости кузовного ремонта.
На всех легковых автомобилях возле каждого крыла имеется специальная площадка – «поддомкратник», она укомплектована специальным выступом в виде ребра. Это ребро должно помещаться в выемку домкрата.
Иногда на старых автомобилях «поддомкратник отсутствует или проржавел. В таком случае можно взять доску толщиной 25-50 мм и длиной до середины кузова, она вставляется между домкратом и кузовом.
Ставить домкрат следует на твердую и нескользкую поверхность. Если приходится поднимать автомобиль на грунтовке, лучше поставить под домкрат дощечку.
Часто менять колесо приходится на обочине, она обычно имеет песчаное покрытие, на всякий случай возите с собой небольшую дощечку или фанерку.
Поднимать колесо необходимо до полного отрыва от земли. Достаточно добиться отрыва в 1-2 см.
Как снять колесо
Снять колесо самостоятельно не проблема. Но, делать это нужно правильно. Разберем подробно процесс.
- Передние колеса должны стоять ровно.
- Снимаем декоративный колпак.
- С помощью ключа срываем с места болты. Они откручиваются против часовой стрелки. Для упрощения задачи можно надеть на ключ трубу, рычаг получится больше, и сорвать болты будет проще. Не выкручиваем их полностью, просто обеспечиваем подвижность.
- Вывешиваем колесо на домкрате.
- Полностью выкручиваем болты.
- Берем колесо двумя руками и сдергиваем со ступицы.
Если колесо прикипело и не снимается, аккуратно постучите по краю.
Установка колеса
Установить колесо своими руками также не сложно. Чтобы поставить колесо на место достаточно выполнить следующие действия.
- Запасное колесо берем двумя руками и надеваем на ступицу. Иногда без диска подвеска немного провисает, просто немного поднимите авто на домкрате.
- Проверяем совпадение отверстий в ступице и диске. Наживляем болты.
- Закручиваем болты. Делать это нужно равномерно, желательно крест-накрест, по очереди подтягивая противоположные болты.
- Машина опускается с домкрата. Производит окончательную затяжку болтов.
На этом можно считать, что замена колеса произведена.
Через 5-10 километров проверьте затяжку болтов.
Как поставить колпак на место
Декоративный колпак на место устанавливается просто. Достаточно прижать его к диску до щелчка. Чтобы не потерять колпак, закрепляем деталь на диске пластиковыми стяжками.
Поменять колесо можно самому, главное знать основные правила и нюансы. Этот навык пригодится каждому автомобилисту.
Как разбортировать бескамерное колесо?
Как разбортировать колесо автомобиля?
Как отремонтировать шину своими руками
Как снять и установить колпаки с колес
Набор для ремонта шин: когда пригодится, состав, как пользоваться
Температура эксплуатации летних шин
Перестановка колес местами: зачем нужна, схема перестановки
Безвоздушные шины: преимущества и недостатки технологии, виды конструкций
Все права защищены © 2003 – 2022. Автомобильный журнал TIRES I. Любое использование материалов, размещенных на сайте tires1.ru, допускается только с письменного разрешения правообладателя.
Замена автомобильного колеса своими руками — порядок действий и меры предосторожности
В дороге водителям приходится сталкиваться с самыми разными непредвиденными ситуациями. Никто не застрахован от спущенного колеса, с которым нельзя двигаться дальше. Чаще всего причиной служит саморез или острый кусок металла, стекла. Порез может проявиться даже от неосторожного прыжка с бордюра.
Замена спущенного колеса своими силами — дело вовсе не хлопотное, и с ним может справиться даже женщина-водитель. Необходимо знать несколько основных правил замены и принять максимум мер предосторожности. Тем, кто не имеет навыков установки запаски, поможет нижеприведённая инструкция.
Как понять, что колесо пробито
Обнаружение того, что колесо спустило не самопроизвольно, поможет избежать аварийной ситуации и сохранит в целостности колёсный диск. Опытные водители определяют это на слух по соприкосновению колеса и дорожного покрытия. Однако факторов, влияющих на восприятие, много, начиная от модели покрышки и заканчивая уровнем загрузки салона.
Основные признаки, которые могут указывать на то, что у автомобиля пробито колесо:
- вибрация. Она будет обязательно отдавать в рулевое колесо при недостаточном давлении. Даже на небольшой скорости её ощутит водитель;
- шум. Появятся характерные шлепающий звуки спущенной покрышки об дорожное полотно. Другой вариант — возникновение характерного гула;
- машину может тянуть в сторону, особенно это бывает характерно для автомобилей с задним приводом;
- ходовая становится жёстче, и на неровностях каждая яма сильно отдаёт тряской пассажирам и водителю.
Итак, водителю следует обязательно прислушиваться к таким симптомам, которые могут свидетельствовать о спущенном колесе. В современных авто предусмотрен специальный датчик, который загорается, как только давление становится недостаточным. Выход из ситуации — установить запаску самостоятельно или подкачать воздух компрессором, чтобы доехать до ближайшего автосервиса.
Совет: при наличии признаков спущенной шины, не нужно поддаваться панике. Достаточно выровнять транспортное средство относительно полосы движения и аккуратно съехать на обочину, постепенно сбавляя скорость.
Как поменять колесо
Навыки самостоятельной замены колеса никогда не будут лишними, особенно для девушки. При наличии необходимых инструментов и небольшого опыта, это вполне можно сделать прямо на дороге, потратив не более 30 минут времени.
Припаркуйтесь на обочине
Как говорилось выше, медленно сбавляя скорость, водитель принимает к обочине и останавливает автомобиль — таковы основные требования безопасности. Останавливаться посреди дороги крайне нежелательно, поэтому даже с полностью пустой покрышкой можно проехать лишних несколько метров. Лучше всего выбрать для ремонта кусок ровной и сухой обочины. Чем дальше это место будет от потока движущегося транспорта, тем безопаснее для всех участников движения.
Перед тем, как заменить спущенное колесо запасным, необходимо предпринять меры для обездвиживания транспортного средства. Владельцы машин с автоматической трансмиссией переводят рычаг в позицию паркинга, а водители с МКПП ставят на первую скорость после того, как заглушили двигатель. В любом варианте необходимо дополнительно зафиксировать автомобиль ручным тормозом.
Установите знак аварийной остановки и подготовьте инструменты
Само транспортное средство должно быть припарковано в удобном для ремонта месте и не создавать препятствий для других водителей. Помимо этого, рекомендуется включить кнопочку аварийной сигнализации для дополнительного привлечения внимания. Если проблема случилась в черте города, знак относят на 20 метров от автомобиля. Если колесо пробито за городом, это расстояние увеличивается до 40 метров.
Нормальный водитель всегда возит с собой запасное колесо, а также баллонный ключ, домкрат и манометр. Полезно приобрести компрессор, работающий от прикуривателя — он помогает устранить проблему на месте, а замену колеса доверить профессионалам. Всё это обычно хранится в багажном отсеке, в специальной нише под ковриком. Ещё обязательно понадобятся упоры для фиксации колёс. Если их нет, то придётся найти поблизости пару камней. Хлопчатобумажные перчатки уберегут руки от загрязнений и ссадин.
Как снять пробитое колесо
Ещё до того момента, как водитель начнёт снимать спущенное колесо, нужно провести подготовительные работы. Весь необходимый инструментарий лучше разложить возле машины и поблизости от себя. Всем пассажирам следует покинуть салон, невзирая на окружающие погодные условия. Даже включенная скорость на коробке передач и стояночный тормоз не заменят противооткатных упоров. Их можно подложить под любые колеса, кроме спущенного, но обязательно с противоположных сторон. Делается это для того, чтобы поддомкраченная машина не покатилась.
Теперь начинается непосредственно демонтаж пробитой покрышки. Если на колесе установлен декоративный пластиковый диск, то сначала нужно его снять. Теперь баллонным ключом ослабляем затянутые крепко колёсные болты. Внимание: только ослабляем, но не выкручиваем полностью! Теперь их можно будет выкрутить на приподнятой от земли машине.
Около колеса в каждой машине предусмотрены специальные площадки или выемки, куда будет устанавливаться домкрат. В нижней части порога можно найти соответствующую пометку от производителя. Домкрат заводится в места крепления и фиксируется на ровной и твёрдой поверхности. Это не должен быть мягкий грунт, трава или песок, чтобы он не накренился впоследствии. Можно начинать вращать его ручку в направлении хода часовой стрелки, наблюдая за тем, как автомобиль отрывается от земли спущенным колесом.
Достаточно поднимать домкратом машину до тех пор, когда колесо приподнимется на 5 см. от уровня дорожного покрытия. Как только его свободно можно провернуть, болты выкручиваются полностью поочерёдно и аккуратно складываются неподалеку. Чтобы их не потерять, можно сложить на кусок любой ветоши из багажника. Наконец можно снимать колесо, подлежащее замене.
Как поставить запаску
На место проколотого колеса водитель должен установить целое запасное. Периодически его стоит проверять по мере эксплуатации, чтобы быть уверенным в его целостности. Пробитое колесо нужно отремонтировать в ближайшее время, а не ездить на авось. Устанавливаем запаску, совмещая отверстия на диске и на ступице между собой. Теперь можно наживить болты, но не затягивать их при помощи ключа, а просто закрутить пальцами.
Опускаем домкрат, вынимаем полностью и уже на земле до конца затягиваем крепежные болты. Делать это нужно поочередно и лучше затягивать противоположные болты, а потом переходить к следующей паре. Останется лишь убрать спущенное колесо обратно в багажник, убрать туда же домкрат с инструментами. Важно: не забываем вытащить упоры из-под колёс транспортного средства! Также необходимо проверить давление в установленной покрышке и подкачать её, если потребуется.
Ещё один момент касается так называемых «докаток». На некоторых авто применяется малогабаритная запаска, которая отличается узким профилем. На ней не предусмотрено развивать скорость выше 80 км/час. Желательно перемещаться не дальше, чем на 100 км. от места ремонта, и за это время заклеить и установить на прежнее место обычное колесо. Вот так вкратце выглядит инструкция, как самому заменить пробитое колесо на автомобиле, чтобы иметь возможность продолжить движение.
Источник https://ohranatruda.of.by/primernaya-instruktsiya-po-okhrane-truda-pri-vypolnenii-shinomontazhnykh-i-vulkanizatsionnykh-rabot.html
Источник https://tires1.ru/kak-zamenit-koleso/
Источник https://drivertip.ru/zhizn/kak-pravilno-zamenit-koleso-na-avtomobile.html