Пропан как топливо для автомобилей

Содержание

Пропан или метан. Что лучше для авто. И какая у них разница? Что выбрать: метан или пропан

Сегодня большинство автомобилистов предпочитают бензиновое топливо. Альтернативой является газовое топливо, которое более экологично, экономит денежные средства и благоприятно сказывается на ресурсах автомобиля. АЗС на сегодняшний день предлагают в наличии и по доступной цене два вида газа: пропан, входящий в пропан-бутановую смесь, и метан.

Функционирование газо-баллонного оборудования существенно проще бензиновой топливной системы. В автомобиль устанавливается металлический баллон, наполненный газом. Газ из него под определенным давлением поступает в редуктор, прогретый охлаждающей жидкостью. Газ испаряется, попадая в дозатор и далее в смеситель. Насыщенный воздухом газ проникает в камеру сгорания, где сгорает полностью, равномерно и медленно, что способствует более тихой и мягкой работе двигателя и уменьшает его шумовой фон на 3-8дБ.

ДВС на газовом топливе отработает в 1,5-2 раза дольше до капитального ремонта.

Автомобиль на метане

Метан – газ природного происхождения, который легче воздуха и при утечке зависает в воздухе и легко перемещается дуновением ветра. Именно метан используют в домашних плитах и дачных котлах обогрева.

Поскольку газ метан не обладает свойством сжижаться, его хранят в баллонах под большим давлением в 200 атм. с утолщенными стенками из композитного сырья или из легированной стали. Подобные баллоны тяжелы, что исключает возможность крепления баллонов для метана на днище автомобиля натяжными лентами. Устанавливаются они на особую конструкционную панель, смонтированную к раме машины несколькими точками креплений. Такая непростая процедура и специальные баллоны для хранения метана значительно увеличивают стоимость перевода автомобиля на метан. Ещё одним неприятным моментом будет невозможность поставить баллон в углубление для запасного колеса.

Баллоны для метана производятся только цилиндрической формы.

Поскольку баллоны для хранения метана производят толстостенными, вес их начинается с 63 кг на 12,5 куб. метров газа внутри. При таком объеме газа в баллоне на обеспечение максимального пробега при одной заправке понадобится установить на автотранспорт минимум три баллона, содержащих метан.

На легковых автомобилях это условие значительно уменьшает полезное пространство багажного отделения. Отзывы об использовании метана на автомобиле гласят, что удобнее и целесообразнее покупать ГБО, работающее на метане, на грузовой и пассажирский автотранспорт. Единственным недостатком будет уменьшение грузоподъемности.

Топливомером газа метана в баллоне является манометр с рабочим давлением от 0 до 400 бар.

Измеряется метан в кубических метрах: 1 куб.м. равен 1,2 литра бензина.

Расход метанового топлива на автомобиле в смешанном цикле:

  • При бензиновом расходе 10л/100км, расход метана составит 9 куб.м./100км
  • При бензиновом расходе 15л/100км, расход метана составит 15 куб.м./100км

В Европе метановое топливо очень популярно, в частности, за его экологичность. Многие известные европейские автопроизводители предлагают приобрести легковые автомобили, грузовой автотранспорт и пассажирские автобусы на метане с завода. Жителям РФ придётся перегонять такую машину на территорию проживания, поскольку дилеры не продают подобные варианты в центрах. Возможно приобрести подержанный заводской автомобиль на метане. Определяют такие автомобили по добавке в название модели: CNG, NGT, Natural Gas, Eco Fuel, Bi-Fuel. Топливная система в заводских автомобилях на метане двойная: газовая и бензиновая, однако объём бензинового топливного бака в большинстве случаев уменьшают на 10-20 литров для большей вместимости газа.

Установка на автомобиль ГБО с пропаном и его сравнение с метаном

Метан или пропан на авто, что лучше? Более популярное газовое топливо – пропан. Как и бензин, его хранят в жидком агрегатном состоянии. На АЗС предлагают пропан как состав из пропана, бутана и этана. Такая смесь дешевле бензина почти в 2 раза и дешевле метана.

Баллоны для пропана в автомобиле по вместимости газа не уступают объемам бензиновых топливных баков. Они вместительнее, чем баллоны для метана, и изготавливаются не только привычной цилиндрической формы, но и тороидальной, что позволяет скрыть баллон в отделении для запасного колеса.

В РФ слабо развита сфера предоставления метанового топлива потребителю. Владельцам ГБО на метане на своем автотранспорте потребуется удлинять маршрут, поскольку заправочных станций, предлагающих метан, немного.

Пропан, как побочный нефтяной продукт, более популярен в предложении заводов производителей. Заправочных станций, торгующих пропан-бутановой смесью — намного больше, чем продающих метан.

Главный элемент, обеспечивающий нормальную работу ГБО – это газовый редуктор . Его регулировка обязательна не только при покупке газовой системы, но и по мере эксплуатации. Газовые редукторы для автомобиля с ГБО 2-го поколения на пропане нуждаются в обязательной регулировке на автомобилях до 2000-х годов выпуска.

При установке ГБО, работающего на метане или пропане, необходимо ответственно отнестись к выбору места установки и специалистов.

ГБО требует тщательного и частого технический осмотра.

Помимо ежедневной проверки состояния креплений и узлов системы, её герметичности, каждые 15000 км необходимо проверяться на СТО.

Недостатки газового топлива

Заправка авто газом

  • неприятным недостатком газа будет невозможность завести двигатель на газу зимой при больших отрицательных температурах. Решением станет запуск двигателя автомобиля с бензинового топлива, а по достижению прогрева мотора до 30 градусов подключают ГБО;
  • страдает мощность двигателя, она уменьшается на 7-10% с использованием пропана и на 20% при использовании метана;
  • существенный недостаток – опасность газового топлива. Опасна именно утечка газа при повреждении баллона или несвоевременной проверке технического состояния системы. Не меньшую опасность, при исправном состоянии ГБО, представляют аварии с участием автомобилей на газовом топливе;
  • большой вес баллонов сокращает грузоподъемность автотранспорта. Ресурс багажного отделения легковых автомобилей значительно уменьшается при оборудовании его несколькими газовыми емкостями. Для метана, в отличие от пропана, не изготавливают баллонов тороидальной формы, которые подходят в отделение для запасного колеса;
  • цена монтажа ГБО на пропане на автомобиль в специальных центрах немалая. Метановое ГБО будет стоить чуть дороже. Так же возникнет необходимость перерегистрации документов на автомобиль с учетом внесения изменений в топливную систему;
  • газовые заправки в нашей стране не настолько хорошо развиты, как бензиновые.

Установка ГБО на автомобиль – подведём итоги

Пропан или метан: что выбрать

Многие автовладельцы сейчас задумываются о переходе на газовое топливо вместо бензинового или дизельного. С одной стороны, газ хорошо экономит как денежные ресурсы, так и ресурсы агрегатов автомобиля. С другой стороны, чем человечество будет пользоваться, когда на Земле закончится нефть?

ГБО, работающее на метане, экологично и экономично. За счёт тяжелых баллонов небольшой емкости, устанавливают такое оборудование обычно на габаритный автотранспорт большой грузоподъемности, поскольку баллонов потребуется более трёх и они значительно уменьшат полезную нагрузку автомобиля.

Главным преимуществом метанового топлива является экономичность его расхода и стоимости по сравнению с бензином и пропаном. Однако придётся потратиться на дорогостоящую установку ГБО на метане на автомобиль.

Чтобы начать экономить средства на газовом горючем придётся проехать более 40 тысяч км.

Пропановое топливо более развито в сети АЗС, баллоны для его хранения весят меньше и потребуется только один, чтобы уменьшить почти в 2 раза бензиновый расход легкового автомобиля.

Безопасная установка и эксплуатация ГБО на автотранспорт требует квалифицированных знаний и более частого технического осмотра, нежели бензиновая топливная система.

Подробнее о системах ГБО для автомобилей, их особенностях и недостатках — смотрите в видео на нашем сайте.

Метан (CH 4) и пропан (C 3 H 8) – органические вещества класса алканов, простейшие углеводороды, природные газы. Метан и пропан отличаются длиной цепи, количественным составом молекул и свойствами.

Определение

Метан – первый представитель ряда насыщенных углеводородов. Он основная составляющая рудничных, болотных, природных и попутных нефтяных газов. Метан выделяется в процессе постепенного медленного разложения органических остатков под действием существенных температур, давлений и микроорганизмов, без доступа воздуха.

Метан плохо растворим в воде и прочих жидкостях (кетонах, альдегидах, низших спиртах). Однако он поглощается твердыми адсорбентами, к примеру, активированным углем, и углеводородами. У него обнаружена наименьшая способность сорбироваться, поэтому это свойство успешно используют для очистки метана от других газообразных примесей.

Пропан – принадлежит к классу алканов. Он обнаружен в природном газе, образуется при разделении «жирного» природного и попутного нефтяного газа, крекинге нефтепродуктов. Пропан, не обладающий цветом и запахом газ, малотоксичен и пожаро- и взрывоопасен, тяжелее воздуха.

Сравнение

Главное практическое отличие метана от пропана заключается в том, что метан обладает в 2,5 раза меньшей теплотой сгорания, чем пропан. Поэтому пропан, как топливо, гораздо эффективнее.

Метан существенно легче воздуха, чего не скажешь о пропане. При плохой изоляции метан утекает из системы и зависает в воздухе. При этом даже малейшее дуновение способствует его перемещению на значительные расстояния. Взрывоопасность метана в 2 раза больше, чем у пропана. Поэтому он более опасен для человеческой жизни.

Пропану присуще слабое наркотическое действие на живые организмы. Метан обладает наименьшей химической активностью. Метан с трудом конденсируется, а пропан легко сжижается холодной водой при соответствующем давлении. Для метана по сравнению с пропаном характерна наименьшая реакционная способность.

Выводы сайт

  1. Пропан в качестве топлива более эффективен, чем метан.
  2. Метан инертнее пропана. Пропан активнее вступает в химические реакции.
  3. Пропан обладает наркотическим воздействием, а метан более взрывоопасен.

Автолюбитель, решивший перевести свой автомобиль на газомоторное топливо, сталкивается с дилеммой: «Что лучше — метан или пропан?» Что выбрать? Какой из них — более надежный и экономичный? Ведь установить дорогостоящее ГБО — не колесо поменять. Каждый вариант имеет как своих сторонников, так и противников. Статистика свидетельствует: более 70 % машин с ГБО работает на пропане, около 30 % — на метане. С чем связана такая разница? В данной ситуации лучшим решением будет объективно рассмотреть сильные и слабые стороны использования метана и пропана.

Знаете ли вы? Перевод автотранспорта на углеводородные газы начался в середине XX века в Европе и Северной Америке. Главной причиной этого стала кампания в защиту экологии. Рост цен на бензин сделал такой переход еще более привлекательным.

Расход и цена заправки

Рынок предлагает владельцам машин с ГБО два варианта газомоторного топлива: метан (СН4) — природный газ без запаха и цвета. Главное, чем отличается метан от пропана, он не сжижается, а в газообразном состоянии сжимается в баллоне до 270 атмосфер (баллоны очень прочные, тяжелые (от 65 до 130 кг) и громоздкие). Октановое число — 110-120. Следует учитывать, что заправка метаном — процесс довольно длительный (до 40 минут): заправить баллон, выдержать минут 20, дозаправить (без учета очереди); пропан-бутан. Пропан (С3Н8) — побочный продукт добычи нефти, углеродный газ без запаха и цвета. Находится в сжиженном состоянии. Бутан (схожий углеродный газ) добавляется в пропан для получения нужного октанового числа. Рабочее давление в баллоне — 12-15 атмосфер. Баллоны относительно легкие и компактные (40 — 50 кг). Октановое число — 102-105.

В оба газа добавляют специальные сильно пахнущие вещества — одоранты (чтобы можно было почувствовать утечку газа).

Расход обоих газов на 100 км пробега различается незначительно: пропан — 10-11 л (ГБО 5 поколения — 8-9 л); метан — 9-10 м куб. Перерасход по отношению к бензину: пропан — примерно 10% (при использовании современного оборудования — 1:1); метан — в городском режиме 1:1, за городом — на 15-20% ниже, чем на бензине. Учитывая, что оба газа дешевле бензина (пропан — примерно в два раза, метан — в три раза (чем метан лучше пропана)) — экономия налицо.

Безопасность использования

Вопрос «Насколько безопасно использовать газ как топливо автомобиля и что лучше для автомобиля — пропан или метан?», — один из важных при принятии решения об установке ГБО. К основным показателям безопасности относятся: температура воспламенения — или какова вероятность возгорания от контакта с разогретым двигателем. У бензина пары могут загореться при 170-250 градусах, пропан — 365-450, метан — 536-600 градусов. Выводы: по данному показателю использование газа безопаснее бензина; давление в газовом баллоне (показатель взрывоопасности). Этот показатель требует особого внимания. Баллоны авто на метане — высокопрочные (рассчитаны на очень высокое давление), их трудно повредить в ДТП (это плюсы), но они громоздкие и тяжелые (минусы). Баллоны для пропана более уязвимые и нуждаются в регулярном контроле; экологическая безопасность — выхлоп в несколько раз чище, чем у бензинового двигателя (метан — абсолютная безопасность).

Важно! Зимой заправка автомобиля газом происходит быстрее, чем летом. При высоких температурах увеличивается давление в баллоне из-за расширения газа. Чтобы снизить его, можно раскачать автомобиль вверх-вниз при заправке — стенки баллона охладятся.

Необходимо соблюдать несложные правила безопасности: Перед поездкой проверить герметичность соединений (на наличие запаха). Проверить надежность крепления баллона для газа и трубопроводов к нему. Регулярно проходить освидетельствование газового оборудования. Подводя итоги, скажем — уровень безопасности использования газа в качестве топлива — очень высокий (особенно при использовании ГБО 4, 5 поколений).

Цена установки

Цены на установку ГБО зависят от нескольких факторов: пропановые или метановые ГБО, их поколение, производитель, класс и возраст автомобиля.

Важно! Экономить на установке ГБО в профессиональных сервисных центрах за счет «гаражных мастерских» не стоит — от этого будет зависеть ваша безопасность!

Абсолютное большинство сервисных центров (до 90 %) предлагают установить оборудование под газ пропан-бутан. Предлагаются в основном иностранные системы из Италии (Lovato, Tomasetto, BRC), Польши (STAG, Valtek), Франции (Guther), Нидерландов (Prins), Литвы (Tamona) и др. На карбюраторные автомобили (отечественные и иностранные) можно устанавливать ГБО второго поколения (в ценовом эквиваленте это будет составлять от 275 до 300 евро). На инжекторные автомобили с впускным коллектором из металла — ГБО второго и четвертого поколения, с пластиковым коллектором (с 2001 года) — только ГБО 4.

Цена за ГБО четвертого поколения зависит от числа цилиндров и фирмы изготовителя (четыре цилиндра от STAG будет стоить — 300 евро, Lovato — 350, BRC — 620, восемь, соответственно — 640, 940, 1150). В стоимость входит комплектация, установка, гарантия, оформление полного пакета документов. Время установки составляет от 4 до 12 часов. Большинство производителей ГБО метана также иностранные производители. Минимальные цены на установку метанового ГБО 3 поколения (фирма Tartarini (Италия)) начинаются от 586 евро, 4 поколения — 800 евро. Плюс дополнительно около 200 евро на оформление сертификата. Следует учитывать, что 4 поколение ГБО метан в отличие от пропана — последнее и дальше развиваться уже не сможет (в 5 и 6 газ подается жидким, метан — газообразный). Еще одна проблема — в отличии от пропана, установкой метанового оборудования занимается немного предприятий и конкуренция здесь небольшая. Вывод: цена установки метанового ГБО значительно превышает установку аналогичного пропанового оборудования.

Важно! Не следует заправлять баллон «До полного!». Необходимо придерживаться правила — заправлять не более 80 % объема. Если на машине стоит отсекатель (мультиклапан), газ автоматически перекроется при достижении заданного давления. Если отсекателя нет — нужно контролировать самостоятельно.

Действие на мотор

Споры о том, что лучше для двигателя — бензин, метан или пропан длятся с того момента, когда начали использовать газомоторное топливо. Существует точка зрения, что газ плохо влияет на состояние двигателя. Более чем 60-летняя практика использования ГБО-оборудования показала что: Газ не смывает, подобно бензину, масло с цилиндров — цилиндры изнашиваются меньше и срок службы увеличивается. При работе на газе отсутствует детонация двигателя (октановое число метана и пропана выше, чем у бензина 95 или 98). Газ не выделяет при сгорании сажи (в отличии от некачественного бензина) на свечах. Соответственно срок службы свечей и катушки зажигания увеличивается. Температура горения газа (особенно метана) действительно выше бензина, но это не является большой проблемой.

Количество заправок

Количество газовых заправок не на много меньше числа обычных АЗС (половина из которых также продают сжиженный пропан). Для пользователей метана проблема заправки стоит на первом месте. Если в большом городе такую заправку отыскать можно (хотя и сложно), за городом, в глуши это исключено. Давление, под которым находится метан (до 250 атмосфер!) требует сложного и дорогого оборудования.

На основании изложенного, сравнивая плюсы и минусы метана, можно констатировать, что метан дает хорошую экономическую выгоду, но требует серьезных первоначальных вложений. Если речь идет об автобусном парке, грузовых перевозках и т.д. — это выгодно. Владельцев легковых автомобилей, желающих использовать метан, ожидает большее количество минусов (громоздкие баллоны займут все пространство багажника, установка оборудования гораздо дороже, невозможность устанавливать оборудование 5 и 6 поколений, постоянные поиски заправок и пр.), чем с пропановым ГБО. В любом случае — решать, стоит ли перевод легкового автомобиля на метан того плюса в экономии против остальных минусов — предстоит только вам.

Знаете ли Вы? В странах Европы газомоторное топливо маркируется — CNG (сжиженный газ или пропан-бутан) и LPG (сжатый газ — метан).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ НА САЙТЕ

Что это за элемент? Почему у него такое странное название и для чего нужен датчик кислорода в принципе? Второе название — лямбда зонд. Любой современный автомобиль скрывает внутри себя электронику. Даже у сверхбюджетной машины, не имеющей никаких бла.

Рекомендуется к прочтению  Как сэкономить бензин на автомобиле?

Датчик давления масла Камаз 740 — чувствительный элемент контрольно-измерительных приборов и приборов сигнализации системы смазки поршневых двигателей внутреннего сгорания; датчик для измерения давления в системе смазки и сигнализации о его снижении.

Транспортное средство на сегодняшний день является для многих неотъемлемой частью жизни для работы, семьи или просто для отдыха. Однако стоимость бензинового топлива постепенно увеличивается, с чем соответственно растут затраты на содержание автомобиля. Именно по этой причине многие автовладельцы уже установили, а многие уже готовые установить газобаллонное оборудование на свое транспортное средство. Среди обилия брендов от итальянских до отечественных, еще предлагаются ГБО на метане или пропане. Какой из видов газового топлива лучше подойдет для транспортного средства — мы постараемся дать ответ на этот вопрос в данной статье.

Виды топлива

На сегодняшний день, для заправки авто используют следующий тип топлива:

  • бензин марки от АИ-76 до АИ-98 и выше;
  • дизель;
  • метан;
  • пропан;
  • газовая смесь.

Так, как стоимость бензина существенно выше, чем газа, то наиболее правильным выбором будет установка ГБО. Особенно экономичность проявится в том случае, если автомобиль используется постоянно изо дня в день. При этом каждая заправка будет обходиться как минимум вдвое дешевле, чем при эксплуатации авто на бензине.

Отличие газа для ТС

Итак, в первую очередь расскажем, что лучше метан или пропан на авто. Метан состоит из природного газа, а пропан – продукт сжиженного нефтяного газа.

Отличия пропана от метана:

  • при горении первый газ выделяет значительно больше тепла, чем второй и поэтому отличается более высоким КПД;
  • метан по своей природе имеет инертные свойства, в то время как пропан легче вступает в различные химические реакции, что позволяет его использовать для приготовления различных смесей;
  • метан отличается более взрывоопасным свойством, в то время как пропан имеет наркотические свойства при его чрезмерном вдыхании;
  • жидкий метан для содержания его в таком состояния должен быть под высоким давлением не менее 200 атмосфер, в то время как для сжиженного пропана достаточно рабочего давления 4-6 атмосфер;
  • ввиду вышеописанного для транспортировки первого газа необходимо использовать баллоны металлические с толщиной стенки всего 4-5 миллиметров, в то время как для транспортировки второго нужны баллоны с очень толстой стенкой, способы выдерживать давление 200 атмосфер;
  • стоимость заправки на пропане обойдется значительно дешевле, чем на метане и расход на первом газе будет значительно ниже, чем на втором.

Экологичность

Если рассматривать газобаллонное оборудование с точки зрения экологичности при его эксплуатации, то в этом случае бензиновое топливо значительно проигрывает. Так как при сгорании газа в атмосферу выделяется обычный водород, а при сгорании бензина в атмосферу выделяются выхлопные газы: NO + NO2, углеводороды, СО и СО₂.

Как видим, при использовании ГБО мы более бережно относимся к нашей природе и не загрязнем окружающую среду. Конечно, эксплуатация электрических автомобилей TESLA является настоящим эталоном для экологии, но и их стоимость еще достаточно высока. Но, тем не менее, ГБО очень близко приблизились к электрокарам в плане экологии.

Безопасность

Рассматривая условия безопасной эксплуатации авто с ГБО можно смело отдать предпочтение бутану, так как данный газ не является взрывоопасным, в отличие от метана. Кроме этого для транспортировки первой смеси используются металлические или композитные баллоны с толщиной стенки всего 4-6 миллиметров.

Выбираем ГБО для своего авто

Безусловно, если рассмотреть все достоинства и недостатки можно смело сделать вывод, что газобаллонное оборудование на пропане будет наиболее предпочтительным, безопасным и экономичным.

Думаю мы дали вполне обоснованный и развернутый ответ на вопрос — метан или пропан на авто что лучше. Также стоит не забывать о качестве проведенных работ по установке газобаллонного оборудования на ТС. От этого также будет зависеть не только безопасная и надежная эксплуатация ГБО, но и технические характеристики, расход, приемистость авто и многое другое. Именно по вышеописанным причинам мы рекомендуем доверять работу по установке и подбору ГБО исключительно зарекомендованным и проверенным компаниям, которые имеют не только опыт и квалифицированный штат, но все необходимые сертификации для проведения данных работ.

Профессиональная установка ГБО на транспортные средства в компании «ЮгГазМонтаж»

Проводятся квалифицированные работы по подбору, установке, настройке и обслуживанию газобаллонных систем любого уровня сложности. На весь комплекс предоставленных услуг мы выписываем своим клиентам надежную гарантию на безопасную и надежную эксплуатацию ГБО. Кроме этого мы предоставляем услуги по быстрому и законному оформлению ГБО в государственных органах и ГИБДД.

В один прекрасный момент, вы решаетесь перейти на газомоторное топливо или попросту ГАЗ. Вы уже почти готовы, но перед вами встает еще один непреодолимый вопрос, а какой газ выбрать? Ведь сейчас в широком применении два состава – это пропан и метан. Какой из них лучше, дешевле, технологичнее и надежнее? Какой поставить, чтобы затем не жалеть? Давайте разбираться, после этой статьи у вас не останется больше сомнений. Будет и видео и голосование в конце …

НА данный период времени, одно оборудование используют очень часто, речь идет о пропане, а вот второе оборудование для метана, используют всего на 20 – 30% автомобилей! Да и то на коммерческих, те которые сами водители не выбирают, а им банально «поставило» руководство и они катаются, нравится им или нет вопрос второй. Но почему же так, почему такой разбег, почему пропана около 70 – 80%, а вот соперника намного меньше? Может это просто предвзятое отношение? Не совсем так ребята, читаем дальше, и начнем пожалуй, с аутсайдера.

Метан

Это природный простейший газ, не имеет цвета, запаха, взрывоопасен! Химическая формула – CH4. Для того чтобы вы почувствовали утечку в него добавляют одоранты (обычно тиолы), это вещества которые дают ему запах! То есть вы можете почувствовать утечку и вовремя среагировать.

Основное его применение:

  • Это топливо (для тех же автомобилей)
  • Используется для органического синтеза. Но это уже для химических реакций (нам собственно не так интересно).

Теперь давайте пробежимся в применении для машины.

Метан, не сжижают, он находится в газообразном виде, он в несколько тысяч раз меньше по плотности бензина и несколько сот раз пропана. Для того чтобы хоть как-то его приспособить для машины, его очень сильно сжимают в специальных баллонах, до 200 – 270 атмосфер. Это реально очень много, но находится он в них опять же в газообразном виде, запомните это важно! Поэтому баки для метана используются очень тяжелые и очень прочные, скажем так обычный бак для пропана тут не «прокатит», его просто разорвет от такого давления. Поэтому при небольшом объеме газа, бак получается просто огромный (ну может не такой огромный, но крупнее чем у оппонента), хотя помещается туда не так много!

Его октановое число равняется 110 единицам, он прекрасно воспламеняется в цилиндрах двигателя. Оборудование, которое применяется для такого газообразного топлива, стоит дороже в пару раз (а может быть и больше), чем оборудование оппонента. Все потому что давление огромно, и система должна быть достаточно прочной, чтобы все это дело выдерживать.

Двигатель теряет в мощности, примерно от 10 до 25%, все зависит от класса оборудования (про чуть ниже).

Расход на метане, примерно 10 – 12 литров на 100 км, я беру среднестатистический автомобиль, двигатель 1,6 литра

Также мастера, которые вам устанавливают это оборудование, должны иметь высокую квалификацию, перепроверить установку несколько раз. ЕЩЕ РАЗ ПОДЧЕРКИВАЮ ДАВЛЕНИЕ ОГРОМНО! Поэтому доверять установку шабашникам нельзя.

Из-за этого давления, скорее всего и заправок не так много, у нас в городе до 1 миллиона жителей, всего 1 заправка и кататься на нее ой как неудобно! Ведь газ нужно привезти закачать в хранилища и затем передать вам, и все это под давлением 250 атмосфер! Если что-то пойдет не так, просто боюсь представить, что будет. Однако плюсы здесь вроде тоже как есть

Положительные моменты :

  • Экологичен. Ведь это на 100% природный газ.
  • Цена. Немного дешевле пропана. Сейчас около 12 – 14 рублей за литр.
  • Быстро испаряется в воздухе, то есть если происходит утечка, он растворяется очень быстро, если пространство открытое то взрыва возможно и не будет, а вот если закрытое. Думайте сами …

Это все плюсы метана, их очень мало и они реально сомнительные. А вот минусов просто навалом

Отрицательные стороны:

  • Дорогое оборудование, в два (а то и больше) раз дороже оппонента.
  • Высокое давление (200 – 270 атмосфер).
  • Тяжелый и объемный баллон. Около 65 – 130 килограмм (в зависимости от объема) в который, кстати, заходит не так-то много газа, а вот места он замет весь багажник.
  • Заправки среднего баллона хватает всего на 150 – 200 километров, что в городских условиях мало.
  • Потеря мощности от 10 до 25% (внизу будет объяснение).
  • Очень мало, просто катастрофически мало заправок, их расположение неудобное.
  • Ставят не так много компаний.

Именно поэтому метан, не такое востребованное топливо, очень геморройный вариант – это чисто мое мнение. НУ что же, а как ведет себя оппонент, давайте разбирать.

Пропан

Пропан — это также углеродный газ, который является побочным продуктом при добыче нефти, также может выделять при крекинге нефти, может выделять из природного газа (да если честно полно, откуда его можно выделять, сейчас даже есть синтез-газ, он также похож на пропан и его производные). Также не имеет запаха, прозрачен и безвреден для человека. В него также добавляются одоранты, чтобы при утечках вы его могли почувствовать. Химическая формула – C3H8.

Иногда на заправках мы может видеть такую надпись «пропан – бутан», ПОЧЕМУ?

Бутан – это также углеродный газ, который выделяется при схожих условиях.

Сейчас я не буду лезть в дебри скажу только так — смешивают их только для того чтобы добиться нужного октанового числа. Причем в различные время года составы могут меняться – так зимой больше пропана, а вот летом бутана. Не будем забивать голову.

Он хранится в баллонах в автомобиле, в сжиженном виде, то есть он жидкий, а не газообразный, «плюхается» в баллоне. Также большим преимуществом является, то что рабочее давление у него всего 12 – 15 атмосфер. Таким образом, для него нужны емкости из более легкого металла, стенки намного тоньше. ДА вообще сейчас делают емкости, которые помещаются в углубление от запаски, круглые – то есть вы ничего не теряете из объема своего багажника (минус только запаска в гараже остается).

Но если хотите кататься и с запаской и с баллоном, тогда вам просто нужно установить небольшой резервуар в багажник. Именно не большой и не тяжелый, не то что у метана.

НА среднестатистическом оборудовании при полной заправке можно проехать около 650 – 850 километров, что в несколько раз, больше чем у оппонента.

Расход на пропане, примерно 11 – 13 литров на 100 км, я беру среднестатистический автомобиль, двигатель 1,6 литра. НА 4 поколении, запомните эти слова.

Оборудование стоит намного дешевле, да и поставить могут все и вся, практически 95% газовых контор «заточены» именно на пропан.

Также большим плюсом, является то что — заправиться можно во многих точках по городу, даже не буду считать, сколько у нас – но очень много, практически на каждой заправке (известного нефтяного бренда).

Потеря мощности двигателя здесь ниже, около 5 – 10%, все из-за технологичности оборудования! Это очень важно, про это чуть ниже. Сейчас же про плюсы и минусы.

Плюсы :

  • Дешевое оборудование
  • Очень много компаний, которые обслуживают и устанавливают
  • Низкое давление
  • Хранится в сжиженном виде
  • Легкое и компактное оборудование, можно установить в гнездо для запаски
  • Больший пробег
  • Меньшая потеря мощности около 5 – 10%

Как видите выигрыш почти по всем параметрам, но это еще не все, пока перечислим минусы

Минусы :

  • Топливо немного дороже, порядка 3 рублей литр, сейчас если не ошибаюсь, стоит около 17 рублей (против 14 метан)
  • Более взрывоопасен, чем метан. При повреждении баллона не так быстро испаряется в атмосферу как оппонент. То есть нужно чаще следить за оборудованием.

Что и говорить ребята, пропан это самый выгодный на сегодняшний день вид газомоторного топлива. Пусть стоит чуть дороже, но плюсов просто огромное количество, да банально метаться по городу не нужно в поисках заправки! НУ и наверное последний гвоздь в крышку гроба метана, читаем ниже.

Технологичность оборудования

Что дают эти 5 и 6 поколения, о ребята много чего! Расход примерно такой же как на бензине, мощность практически не теряется! Холодные пуски могут быть на газу, и еще много чего! То есть вы практически не видите разницы.

Метан или пропан на авто что лучше. ГБО на метане или пропане: отличия, преимущества, особенности, правила использования и особенности установки

Метан (CH 4) и пропан (C 3 H 8) – органические вещества класса алканов, простейшие углеводороды, природные газы. Метан и пропан отличаются длиной цепи, количественным составом молекул и свойствами.

Определение

Метан – первый представитель ряда насыщенных углеводородов. Он основная составляющая рудничных, болотных, природных и попутных нефтяных газов. Метан выделяется в процессе постепенного медленного разложения органических остатков под действием существенных температур, давлений и микроорганизмов, без доступа воздуха.

Метан плохо растворим в воде и прочих жидкостях (кетонах, альдегидах, низших спиртах). Однако он поглощается твердыми адсорбентами, к примеру, активированным углем, и углеводородами. У него обнаружена наименьшая способность сорбироваться, поэтому это свойство успешно используют для очистки метана от других газообразных примесей.

Пропан – принадлежит к классу алканов. Он обнаружен в природном газе, образуется при разделении «жирного» природного и попутного нефтяного газа, крекинге нефтепродуктов. Пропан, не обладающий цветом и запахом газ, малотоксичен и пожаро- и взрывоопасен, тяжелее воздуха.

Сравнение

Главное практическое отличие метана от пропана заключается в том, что метан обладает в 2,5 раза меньшей теплотой сгорания, чем пропан. Поэтому пропан, как топливо, гораздо эффективнее.

Метан существенно легче воздуха, чего не скажешь о пропане. При плохой изоляции метан утекает из системы и зависает в воздухе. При этом даже малейшее дуновение способствует его перемещению на значительные расстояния. Взрывоопасность метана в 2 раза больше, чем у пропана. Поэтому он более опасен для человеческой жизни.

Пропану присуще слабое наркотическое действие на живые организмы. Метан обладает наименьшей химической активностью. Метан с трудом конденсируется, а пропан легко сжижается холодной водой при соответствующем давлении. Для метана по сравнению с пропаном характерна наименьшая реакционная способность.

Выводы сайт

  1. Пропан в качестве топлива более эффективен, чем метан.
  2. Метан инертнее пропана. Пропан активнее вступает в химические реакции.
  3. Пропан обладает наркотическим воздействием, а метан более взрывоопасен.

Планирую установить оборудование, что лучше метан или пропан? Актуальная на сегодняшний день тема, в виду стремительного подорожания стоимости топлива, что стает для многих проблемой в использовании автотранспорта.

Нельзя сказать, что альтернатива в виде газа существенно дешевле, но разница все-таки ощутима. Тем более, что переход на альтернативу не означает полноценный отказ от привычного нам бензина, просто его потребление будет максимально сокращено.

С другой стороны это апгрейд и принуждение мотор потреблять иное топливо, при этом требовать от него определенных характеристик. О том, как это можно сделать с наименьшими потерями, давайте рассмотрим в данной статье.

Плюсы и минусы каждого варианта

Что лучше метан или пропан? Для точного и объективного ответа на данный вопрос давайте сразу перейдем к делу и рассмотрим оба вида. Сразу запомните: метан – газ природный, пропан – сжиженный углеводородный.

Пропан

  • Процесс монтажа системы газобаллонного оборудования ГБО прост и легок;
  • Арендуемая площадь на порядок меньше чем у метана;
  • На полном баллоне можно смело проехать до 380 км. без дозаправки;
  • Стоимость установки в два раза дешевле, чем для метана;
  • Октановое число – 100;
  • Заправки на каждом шагу.
  • В связи с меньшей плотностью, чем у бензина, а соответственно и меньшей наполняемостью цилиндров, перерасход с бензином составляет порядка 10-11%;
  • Показатель мощности авто уменьшается порядком на 5-6%.

Метан

По своему молекулярному составу этот газ в несколько тысяч раз меньше по плотности бензина. Для 30 л. бензина необходим бак в 30000 л. метана. Разница явно очевидна. Чтобы как-то приспособить метан, его сжимают давлением атмосфер до 250-270 и закачивают в баллон. Октановое число несколько выше и составляет 110 единиц.

  • Практически 100% экологичность и безвредность для человеческого организма;
  • Природность топлива;
  • Реальная экономия денег и топлива;
  • Летучесть газа. Даже если вдруг произошла утечка или повреждение канала, газ быстро улетучится в воздух.
  • Газобаллонное оборудование занимает в два раза больше места в багажном отделении. Что многих не устраивает, так как польза от автомобиля существенно сокращается в плане доступности к перевозкам груза;
  • Количество заправок минимально. Трудности могут возникнуть с дозаправкой по пути следования. Правда, такое замечается только в станах СНГ.

Для полной объективности рассмотрим следующие сравнения, где первым будет идти пропан, а вторым метан:

  • Цена: низка / высокая;
  • Стоимость относительно бензина: 1,7-1,9 р. / в 2,9 р. дешевле;
  • Расход на 10 л.: 11,0 – 12,0 л. / 8,5 – 9,0 л.;
  • Масса баллона: 25-35 кг. / 65-130 кг.;
  • Запас хода: 650 — 1100 км. / 270-370 км.;
  • Взрывоопасность: 2,2% /4,5%;
  • Губительное действие на двигатель: высоко / низко;
  • Степень сжатия в баллоне: 15 атм. / 250-300 атм.;
  • Экология: высокий показатель / полная безопасность;
  • Снижение мощности: 5-6% / 25-30%;
  • Октановое число: 100 / 110;
  • Доступность: достаточная/минимальная.

Сделать для себя итоговые выводы в плане, что лучше метан или пропан? Сопоставить мощность фактическую с будущей, и как это будет влиять на манеру . Обязательно, при установке проверяйте наличие разрешительных документов у автосервиса, а также берите оригиналы документов, подтверждающие монтаж данной системы.

Всем опытным автомобилистам прекрасно известно, что цены на бензин и дизельное топливо растут, что называется, не по дням, а по часам, причем вне зависимости от того, дорожает нефть или дешевеет. Именно по этой причине многие владельцы транспортных средств, оснащенных двигателями внутреннего сгорания, задумываются над тем, чтобы перевести свои машины на газовое топливо. При этом у них неизбежно возникает вопрос, что лучше, метан или пропан.

Рекомендуется к прочтению  Что лучше выбрать – дизельный или бензиновый двигатель

Именно их потребляют автомобили, переведенные на газ. Как свидетельствует статистика, на данный момент примерно 70% машин, оснащенных газобаллонным оборудованием (ГБО) работают на пропане, а 30% — на метане. У каждого из этих разновидностей газов есть как сторонники, так и противники, и поэтому прежде чем переводить свое авто на один из них (что, кстати говоря, связано с немаленькими расходами на специальное оборудование, его монтаж и наладку), нужно тщательно взвесить все «за и против» каждого из вариантов.

ТАБЛИЦА ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ ПРОПАНА И МЕТАНА

Оба эти газа существенно дешевле бензина, что и является основной причиной их все более широкого применения в качества топлива для двигателей внутреннего сгорания автомобилей. Относительно невысокая стоимость, однако, является далеко не единственным достоинством пропана и метана.

Среди прочих особо следует выделить следующие:

  • Оба эти газа отличаются высокой степеньюэкологической безопасности: при сгорании они выделяют в атмосферу существенно меньше вредных веществ, чем бензин или дизельное топливо;
  • И пропан, и метан, можно заправлять в значительных объемах, что существенно продлевает срок езды без дополнительной заправки топливом;
  • Применение в качестве горючего этих газов влечет за собой гораздо более медленный износ двигателя, чем при использовании бензина или солярки (особенно это касается специально приспособленных «под газ» силовых агрегатов).

В то же самое время и пропан, и метан имеют некоторые минусы по сравнению с соляркой и бензином. Прежде всего, следует заметить, что они пока не столь широко используются в качестве топлива, поэтому газовых заправочных станций существенно меньше, да и центров сервисного обслуживания автомобилей с установленным на них газовым оборудованием — тоже. Еще один весьма существенный недостаток — это то, что при переводе автомобиля на газ довольно значительно снижается мощность двигателя.

Если же сравнивать как автомобильное топливо метан и пропан между собой, то картина также получается весьма неоднозначная. Что касается стоимости, то метан существенно дешевле пропана, однако газобаллонное оборудование для него значительно (примерно на 70%) дороже. Таким образом, можно сделать вывод, что переводить автомобиль именно на метан имеет смысл тогда, когда предполагается его длительная и весьма активная эксплуатация. С течением времени за счет более низкой стоимости метана ГБО окупается, и использовать именно этот газ становится практически однозначно выгоднее, чем пропан.

Справедливости ради, следует заметить, что переводить авто именно на метан имеет смысл тогда, когда есть возможность без проблем заправляться этим газом. Дело в том, что «метановых» АЗС пока существенно меньше, чем «пропановых».

К неоспоримым достоинствам метана следует отнести и то, что он намного менее взрывоопасен, чем пропан. Специалисты вообще считают, что благодаря способности очень быстро рассеиваться в атмосфере этот газ вообще является наиболее безопасным среди практически всех других видов топлива. К тому же, следует учитывать и то обстоятельство, что из-за высокой прочности баллонов, используемых для заправки метаном, риск их повреждения при авариях существенно ниже, чем баллонов с пропаном (что, кстати говоря, вполне подтверждается статистикой ДТП).

При этом вес баллона с пропаном намного ниже, чем вес баллона с метаном. За счет того, что он содержится в емкости в сжиженном виде. Благодаря этому в одном и том же объеме его можно запасти существенно больше. Еще одним достаточно серьезным доводом в пользу использования в качестве топлива именно пропана является то, что падение мощности двигателя при его применении вместо бензина составляет всего около 5%, в то время как для метана эта величина составляет от 20% до 30%.

Некоторые выводы

Таким образом, можно констатировать, что однозначного преимущества нет ни у метана, ни у пропана, и окончательный выбор в пользу одного из этих видов газового топлива должен делать автомобилист, исходя из конкретных условий эксплуатации своего транспортного средства. Метан и дешевле, и безопасней, но ГБО для него обходится дороже, к тому же могут возникнуть проблемы с заправкой и серьезным падением мощности двигателя. Газобаллонное оборудование для пропана дешевле, сам этот газ довольно широко распространен, баллоны с ним весят меньше, однако он и опаснее, и дороже метана.

Поделитесь этой новостью у себя в социальной сети, а также добавляйте свои на сайт

Газобаллонное оборудование в последнее время стало практически неотъемлемой частью оснащения многих видов автотранспорта. Им оборудуются грузовые машины, автобусы, сельхозтехника и легковушки. Причем вне зависимости от типа двигателя и использовавшегося до переоборудования топлива. Причины повсеместного распространения ГБО ясны: газ позволяет экономить на расходе, в некоторых случаях повышает мощность и ресурс двигателя, снижает уровень вредных выбросов в атмосферу и так далее. Но в связи с этим напрашивается вопрос, какой газ выбрать или что лучше – пропан или метан на авто?

Если не брать в расчет спирт и электричество, двигатели автомобилей традиционно используют два вида топлива:

Каждый по-своему хорош и обеспечивает транспортным средствам заложенные конструкторами характеристики. Перевод автомобилей на газ в большей степени вызван экономическими причинами. Хотя автопроизводители уже не стесняются использовать фирменные газовые установки, позволяющие придавать силовым агрегатам новые качества.

Подробнее о том, каким газом заправляют автомобили, о его видах и достоинствах каждого можно .

Для ясности отметим, что из газов пока широкое применение получили тоже два вида:

Автомобильный пропан-бутан хранится в жидком состоянии. Метан, напротив, исключительно в газообразном. Причем для дизельных и бензиновых моторов применимы разные варианты, но чаще используются определенные, что обусловлено отличиями самих газов и размерами ТС. Например, легковое авто на газ метан переоборудуют реже, чего не скажешь о джипах, грузовиках и так далее. Не делают этого и на современных автомобилях, поскольку последние поколения ГБО рассчитаны исключительно на пропан.

В чем отличия

Октановое число пропана и метана выше, чем у бензина. Это примерно 100 и 110 соответственно. У метана оно чуть выше, поэтому двигатель на нем экономичнее. Его использование дает в полтора раза больший экономический эффект. Стоимость ниже в сравнении с бензином, чем стоимость пропана (примерно в 1,5 раза). Расход на метане ниже процентов на тридцать.

Ввиду того, что давление метана в баллоне авто очень велико (в районе 270 атмосфер), баллон должен иметь определенную форму и толщину стенок. Такие большие размеры и масса делают использование метана на легковых автомобилях сомнительным предприятием.

Пропан можно содержать в емкости любой формы, которую часто адаптируют под технологические вырезы в корпусе авто.

Запас хода на метане всегда будет меньше. На одном и том же авто на метане и пропане разница в пробеге на одной заправке будет существенной. Дело в том, что большой запас метана требует объемных и тяжелых баллонов, размещать которые чаще негде. Да и конструкцию ТС утяжелять лишний раз никому не хочется.

Если рассмотреть все минусы и плюсы авто на метане, то складывается впечатление, что он лучше. Может быть, так оно и есть, но стоит учесть, что бензиновый двигатель после перехода на метан теряет больше тяги. Правда, работает при этом тише и более плавно, чем на пропане. Но и стоит ГБО под метан раза в два больше.

А при переоснащении дизелей этот газ просто идеален. Чем отличается метан от пропана на авто с дизельной силовой установкой? В первом случае придется полностью переделать систему подачи топлива и установить систему зажигания. Пользоваться соляркой уже будет нельзя. Но достигается максимально возможная экономичность.

Для использования пропана устанавливается газодизель, позволяющий использовать и солярку, и газ.

Экологичность

Разница между пропаном и метаном имеется и в вопросе влияния на окружающую среду. Метан менее вреден. Это чисто природный продукт, который сгорает полностью. При этом он совсем не выделяет в атмосферу смолы, чего не скажешь о пропане, добытом из нефти.

Безопасность

Машина на метане менее опасна для водителя и пассажиров. Взрывоопасная концентрация у этого газа вдвое ниже, чем у пропана. Кроме того, последний токсичнее. Более летучий метан при утечке быстрее уходит из салона, оказывая меньше вреда. И на детали мотора он меньше влияет в худшую сторону.

Какой газ для автомобиля предпочтительнее

Что лучше для двигателя, пропан или метан, решать самому хозяину этого двигателя. Точнее, владельцу ТС. Выбор во многом определяется типом и размерами авто и условиями его эксплуатации. Для спецтехники, автобусов и грузовиков выгоднее метан: установка ГБО выполняется проще и такое . Но имеется определенная трудность с заправками. Сеть АЗГС пока еще недостаточно развита.

Вопрос, что лучше для легкового авто, метан или пропан-бутан, в принципе не актуален. Особенности таких автомобилей не позволяют эффективно пользоваться ГБО на метане. Никто не захочет ради небольшой разницы в расходе превращать свою ласточку в хранилище тяжеленных баллонов или снижать запас хода. Да и сертифицированных станций, выполняющих монтаж и настройку, очень немного.

Пропан или метан. Что лучше для авто? Основная разница. Просто о сложном: Видео

Как установить ГБО на метане в авто Какой газ используется в качестве автомобильного топлива

Метан или пропан на авто, что лучше – этот вопрос всегда задаёт та категория водителей, которая решила перейти на альтернативные источники топлива. Попытаемся разобраться какой газ лучше для автомобиля. Выясним слабые и сильные стороны оборудования, сделаем соответствующие выводы.

Сравнение двух видов топлива

Между газами существуют солидные различия. Это касается хранения и эксплуатации (пользования). Применимо к автотранспорту:

  • Метан – экологически чистый природный газ, добывается в месторождениях из недр земли. Автомобили с метановым ГБО маркируются — CNG (Compressed Natural Gas) сжатый природный газ или КПГ (компримированный);
  • Пропан-бутан – смесь двух газов, получаемая при деятельности нефтяной промышленности. Маркировка LPG (Liquified Petroleum Gas) или СНГ (сжиженный нефтяной газ ).

Хранение и перевозка метана как автомобильного топлива осуществляется под давлением 200-250 атмосфер (измеряется кубическими метрами), пропан-бутана 14-18 атм. (в литрах). Оба вида горючего широко применяются на легковых авто, грузовых, пассажирских и сельхозтехнике. В двигателях внутреннего сгорания бензиновых, дизельных (), газовых.

Рассмотрим основные плюсы и минусы авто на метане и пропане, в таких показателях как:

  1. Цена и конструктивная разница между газовым оборудованием.
  2. Финансово экономические выгоды.
  3. Характеристики мотора.
  4. Безопасность.
  5. Наличие заправочных станций.
  6. Вопросы, касающиеся экологии.

Отличия ГБО метан от пропанового

По понятным причинам просчёт точной экономики, в рамках данной статьи, сделать сложно (скачки цен на топливо и оборудование, особенности ТС, амортизация). Поэтому произведём усреднённый расчёт, где каждый, зная параметры своей машины, может подставить их, получив более конкретные цифры.

  • цена бензина 43 руб., пропана 20 руб., метана 17 руб.;
  • пробег за месяц 3000 км.;
  • автомобиль (ДВС 4 цилиндра, бензин, расход бензина на 100 км пробега 10 л. – 12900 рублей за месяц);
  • стоимость ГБО: пропан 30 000 руб., метан 60 000 руб.

Считается, что расход пропан-бутана по отношению к бензину выше на 10-35%. Возьмём максимальное значение – 35%, таким образом, коэффициент потребления относительно бензина составит 1,35. Получается, что на пропане расход на сотню составит 13,5 литров. В месяц 405 л. газа – 8100 руб. Выгода 37% или 4800 рублей.

Метан измеряется в кубометрах, его потребление к бензину в среднем на 10% меньше (выведено опытным путём) — коэф. 0,9. В нашем случае – 9 м3. По итогам месяца 270 метров кубических – 4590 руб. Выгоднее почти на 65% или 8310 рублей.

1. СНГ (стоимость ГБО/выгоду): 30000/4800=6,25 месяцев или (окуп.*пробег): 6,25*3000=18750 км. пробега ;

2. КПГ – 60000/8310=7,22 мес . или – 7,22*3000=21661 км .

Влияние газомоторного топлива на двигатель

Газ в двигателе сгорает медленнее бензина, так как октановое число метана 120, а пропан-бутановой смеси около 105. По этой причине появляются температурные нагрузки на выпускной тракт, потеря мощности и завышенный расход горючего.

Решаются эти проблемы с установкой (на некоторых марках делается прошивка контроллера ГБО). Рекомендуется установка на метан и на пропан.

По многочисленным отзывам водителей, как не настраивай авто на метане, всё равно динамические характеристики мотора снижаются примерно на 10%.

Преимуществом метана, также является тот факт, что сам по себе газ на много чище СНГ. Соответственно газовое оборудование проще и дешевле в обслуживании. К тому же при зимней эксплуатации нет проблем с замерзающим . Недостатком будет меньшее количество СТО занимающихся КПГ. С пропаном ситуация обратная.

Безопасность

При утечке пропана газ концентрируется по низу, с этой точки он более пожароопасен. Метан же напротив очень быстро растворяется в воздухе. Но если утечка происходит на открытом пространстве можно не переживать. В закрытом помещении – жди беды.

Многочисленные рассказы о взрыве метановых баллонов, имеют место быть, но эти случаи во многом происходят из-за не своевременного контроля установленного оборудования и игнорирование требований по .

Заправка и запас хода

На метане дальние загородные поездки противопоказаны – это правда. Заправочные комплексы АГНКС – скорее экзотика, нежели реальность. Их катастрофически не хватает и расположение неудобное. А в сосуд на 80 литров — один из распространённых вариантов для легковой машины, входит 19м3 метана (примерно 200 км хода).

При определённых обстоятельствах, имеется решение данного вопроса. Заправлять личный автомобиль можно с помощью индивидуального домашнего компрессора (мини АГНКС, АГНКУ). Но цена на него в районе 350-500 тысяч рублей, хоть и газ обойдётся более чем вполовину дешевле.

Домашняя заправочная колонка (метан)

Пропановая сеть АГЗС весьма разветвлённая, заправиться можно практически в любом месте. Вот только качество СНГ часто оставляет желать лучшего.

Ещё один несущественный, но минус – процесс закачки CNG длится немногим дольше.

Экология

Этот показатель интересует автолюбителей в последнюю очередь, но в экологическом плане к метану претензий практически нет. Он гораздо чище конкурента, у которого содержится достаточно большое количество вредных примесей. При сгорании метана почти полностью отсутствуют загрязняющие окружающую среду вещества. В современных мегаполисах этот вопрос очень актуален.

Заключение

Безусловно, что после сравнения видов газового топлива выбор остаётся за владельцем транспортного средства. Именно он принимает решение и сам определяет,

Пропан или метан. Что лучше для авто. И какая у них разница? Пропан или метан: аргументы и факты для вашего авто

Топливо для газобаллонного оборудование делится на два вида: это СПГ или метан и СНГ или пропан-бутан. О том, в чем разница между этими видами топлива, какое оборудование нужно для каждого из них, и какой вид топлива лучше мы и поговорим сегодня.

Метан

СПГ (сжиженный природный газ) или метан. Это топливо добывают из под земли, оно известно каждому пользователю бытовых газовых плит. Ведь в нашем доме именно метан помогает нагреть чайник или сварить суп.

Плюсом этого топлива для авто является относительная дешевизна и простота использования. Метан, в отличие от бензина, не нужно подвергать какой-либо дополнительной обработке после выработки. Для дальнейшего использования с СПГ проделывают ряд манипуляций, после чего это топливо можно использовать для заправки автомобилей.

К основным плюсам метана относят:

  1. Высокое октановое число.
  2. Стабильность работы при сильном минусе.
  3. Безопасность. Считается, что метан более безопаснее пропана из-за своих физических свойств.

Но и без минусов не обойтись, к ним относят:

  • Относительно небольшой КПД этого топлива требует частых заправок и наличия большего кол-ва баллонов для транспортировки больших объемов метана. А потеря мощности двигателя, работающего на СПГ, может достигать от 5 до 30%.
  • Цена оборудование для СПГ, в частности баллона в разы превышает цену баллона для ГБО пропан. А сами метановые баллоны бывают только конусообразной формы.

Более подробнее о метане Вы можете узнать из , в которой мы описывали все плюсы и минусы этого топлива, а также оборудование, необходимое для работы автомобиля на нем.

Пропан-бутан

Альтернативой метану считается СНГ (сжиженный нефтяной газ). На заправках его часто маркируют LPG (Liquified Petroleum Gas). Этот газ является побочным продуктом перегонки нефти. Он менее экологичен, нежели метан, но более эффективен в качестве автомобильного топлива.

К плюсам пропана относят:

  1. Дешевизну установки и комплектующих (в частности баллона).
  2. Возможность устанавливать баллоны тороидальной формы вместо запаски легкового авто.
  3. Меньший вес и размер баллона, при большем запасе хода.
  4. Меньшая потеря мощности двигателя при работе на ГБО пропан.
  5. Более развитая сеть заправок.
  • Экологичность . Сейчас во многих странах Европы большое внимание уделяется экологичным видам топлива. В некоторые города въезд дизельных и бензиновых автомобилей, а также работающих на ГБО пропан в дневное время суток уже запрещен. Многие города Европы к этому шагу только готовятся, и находятся на разных стадиях внедрения такого закона. А вот автомобили, работающие на метане и электричестве, к въезду допускаются круглосуточно. Разумеется, в нашей стране таких жестких мер не будет еще продолжительное время. Но для людей, которые планируют посетить Европ на собственном авто это может стать существенной проблемой.
  • Безопасность . Метан считается более безопасным видом топлива т.к. для его самовоспламенения требуется более высокая температура, которая в автомобиле, на открытых деталях (не в камере сгорания) недостижима. Также при утечке из баллона метан не будет собираться под днищем автомобиля, т.к. легче воздуха, а сразу испарится. Пропан же, тяжелее воздуха, и может собираться ближе к земле, тем самым создавая опасную для взрыва концентрацию.
  • Стоимость . На данный момент во многих регионах страны цена на пропан уже стала выше цены на метан. И тенденция увеличения стоимости LPG сохраняется.

Переход на ГБО набирает популярность в России. Причем газовое топливо выбирают не только владельцы дешевых автомобилей, но и водители дорогих иномарок. Какой газ лучше выбрать, чтобы максимально экономить на заправке? Рассмотрим, что лучше – пропан или метан на авто: по характеристикам, безопасности, экологии, а главное – по стоимости.

Виды газового топлива

Автомобили могут заправляться газовым горючим двух видов:

  1. Пропан-бутановая смесь (в народе – «пропан»). Состоит из пропана (С3Н8) и бутана (С4Н10). Без дополнительной примеси бутана, пропан не сможет выполнять функцию автомобильного топлива. Данный газ не является природным, его получают путем переработки сырья.
  2. Метан (СН4) – газ, который закачивается в баллоны практически в том же виде, что и добывается из недр земли. Подвергается лишь небольшой очистке.
Рекомендуется к прочтению  Разбавить бензин для 2 тактных двигателей. Как развести бензин для лодочного мотора и какой выбрать? Что будет если залить отработку в бензопилу

Основные отличия

Метан и пропан – два абсолютно разных типа газового топлива. Главное отличие состоит в разных агрегатных состояниях. Для пропана характерна сжиженная фаза, в то время как метан подвергается сжатию в газообразном виде. Его называют компримированным (сжатым) природным газом (КПГ).

Соответственно, пропан – сжиженный нефтяной газ (СНГ). Нефтяной, потому что является побочным продуктом от переработки нефти. Пропан-бутан также могут получать, отделяя его от природного газа.

Итак, главное отличие метана от пропана – разная фаза, обусловленная природными свойствами, а также технологией добычи. Помимо этого, газы отличаются по техническим характеристикам, экологичности и безопасности.

Технические характеристики

Первое отличие – разная способность сопротивляться взрыву, то есть самовозгоранию при сжатии. Детонационную стойкость, как известно, показывает октановое число. Чем оно больше, тем сильнее необходимо сжать газ, чтобы он взорвался.

Октановое число пропана и метана – соответственно 105 и 110. Как видим, пропан более подвержен взрыву, но в целом показатель у газов высокий, превышает аналогичный у бензина на 10–15 единиц.

Есть разница в изготовлении баллонов: давление внутри емкости должно быть в одном случае небольшое, а в другом – огромное. Под небольшим подразумевают величину 15 атмосфер, которая привычна для хранения пропана. А вот давление метана в баллоне авто составляет целых 200–250 атмосфер. Для сравнения: внутри накаченной шины данный показатель – чуть более 2 атм.

Пропановый баллон имеет толщину около 5 мм, а вот чтобы удержать внутри емкости газообразный метан, потребуется очень толстая стенка. Как следствие – заметная прибавка в массе. Емкость для жидкого газа весит 20–30 кг, для метана – от 60 до 120 кг.

Из-за толстых стенок также уменьшается внутренний объем баллона, и в полную метановую емкость вмещается меньше газа. Как следствие, разница между метаном и пропаном ощутима – на одном и том же автомобиле пропановый баллон позволяет проехать путь втрое больше. Запасов среднего комплекта пропан-бутана хватает на 600–1000 км, метан закончится через 250–350 км.

Поскольку пропан жидкий, его объем измеряют в литрах, количество метана определяется в кубометрах.

Еще один фактор, в чем отличается метан от пропана на авто, – расход. Если взять автомобиль, который расходует 10 литров бензина на 100 км, то ему же потребуется 11–11,5 л пропан-бутановой смеси и порядка 8–8,5 кубометров метана (1м3 = 1,2 л бензина).

Пропановая установка не приводит к значительной потере мощности двигателя (около 3–5 %), в то время как метановое ГБО может ослабить агрегат до 20 %. В установках новых поколений этот показатель постепенно удается уменьшать.

Что касается влияния низких температур, то метан практически не изменяет свои свойства на морозе, а показатели жидкого газа при сильном холоде резко ухудшаются.

Экологичность

Разница между пропаном и метаном в том, что природный газ экологически чистый. Заправка метана в баллон происходит на газонаполнительной компрессорной станции (АГНКС). Природный газ доставляется до заправки по газопроводу, цистерны использовать не нужно.

Метан считается наиболее чистым топливом на планете, он безопаснее, чем электродвигатели и солнечные батареи.

Выхлопы от метана соответствуют экологическому стандарту EURO-5. Тот факт, что природный газ (ПГ) поступает из недр прямо на заправку, исключает какие-либо примеси, поэтому качество не ухудшается.

Пропан заправляют в авто на газозаправочной станции (АГЗС). Доставка с места переработки – в цистернах. В состав нефтяного газа входят примеси, из-за которых его экологичность гораздо ниже, чем у метана. Но даже этот газ обеспечивает более чистый выхлоп, чем бензин.

Безопасность

Если рассматривать минусы и плюсы авто на метане, стоит отметить, что, несмотря на высокое давление в баллоне, ПГ безопаснее, чем пропан. Весит он меньше воздуха, и даже если произойдет утечка на открытом пространстве, потоки ветра подхватят частицы метана и газ улетучится. Но если утечка произошла в замкнутом помещении и концентрация метана в воздухе превысила 4,4 %, газ становится взрывоопасным.

Метановые баллоны безопасны и при ударе. Несмотря на давление в сотни атмосфер, толщины их стенок хватает, чтобы обезопасить баллон в случае столкновения. При производстве емкость проходит ряд испытаний: экстремальные температуры, падение с высоты, стрельба из оружия. Многочисленные краш-тесты также доказывают стойкость ГБО на метане.

В США на протяжении 10 лет проводился эксперимент, в ходе которого велись наблюдения за статистикой ДТП с участием автомобилей на метане. По результатам эксперимента ни один из 1360 ударов, которые случились в ДТП, не привел к взрыву баллона с газом.

К тому же машина на метане оснащена мультиклапаном, который при угрозе чрезвычайной ситуации мгновенно перекрывает подачу газа в мотор.

Пропан менее безопасный газ. Поскольку в его составе больше атомов углерода, газ значительно тяжелее воздуха и имеет свойство накапливаться.

Предельно допустимая доля пропана в воздухе – 2,1 %. Все, что выше, может привести к взрыву. Взрывоопасность пропана также обусловлена технологией его переработки, которой преусмотрены различные примеси и масла.

При большой концентрации автомобильное топливо пропан-бутан оказывает на человека наркотическое воздействие.

Все горючие материалы разделены на 4 класса по безопасности. Метан относится к самому высокому – четвертому. Класс пропана – второй, менее безопасный.

Чтобы пропан-бутановая смесь выполняла функцию топлива, в зимнее и летнее время соотношение пропана и бутана должно отличаться. Летом должно быть пропана и бутана по 50 %, зимой – пропана 90%, бутана 10 %.

Теперь перейдем к тому, что лучше для автомобиля – ГБО на метане или пропан-бутане: по стоимости оборудования, цене за литр, удобству и влиянию на двигатель.

Какой газ лучше для автомобиля

Начнем со стоимости оборудования. Метановое ГБО дороже в силу своей конструкции, а также из-за больших затрат на изготовление самого баллона. Установка ГБО на метане также более затратная. Процесс монтажа оборудования для двух газов отличается.

Но цена за литр немного выравнивает ситуацию: 1 л пропана дешевле бензина в 1,8–2 раза, а 1 л метана – в целых 3 раза. Природный газ меньше расходуется. Поэтому весь вопрос в том, за какое время окупится установка более дорогого метанового ГБО. Как только это произойдет, вы будете экономить больше, чем на пропан-бутане.

Рассмотрим, что лучше для двигателя – пропан или метан. В отличие от бензина, оба газа положительно влияют на мотор.

При использовании газа свечи не подвергаются нагару, моторное масло не разжижается. Более того, масло приходится менять реже, а износ поршней и цилиндров уменьшается.

Таким образом, оба газа увеличивают общий ресурс двигателя. Но в силу своей большей экологичности природный газ менее вреден для деталей силового агрегата.

Какой газ лучше для автомобиля по удобству использования: пропан или метан? На сегодняшний день – пропан. Поскольку сеть АГЗС для него охватывает как крупные, так и маленькие города. Метановые заправочные станции встречаются единично в крупных городах.

Баллоны с пропаном являются более удобными. Емкости для жидкого газа бывают двух видов: цилиндрические и тороидальные (в форме бублика). Вторые удобно размещать в багажнике, в нише для запасного колеса.

Метановые баллоны бывают только цилиндрической формы, а поскольку их стенки толстые, то габариты увеличиваются. Это приводит к тому, что баллон с природным газом занимает весь багажник.

Подведем итоги

Однозначно ответить, что лучше конкретно для вашего автомобиля: метан (природный газ) или пропан-бутан (жидкий), нельзя. Все зависит от частоты эксплуатации транспортного средства, ведь необходимо, чтобы более дорогое метановое ГБО быстрее окупилось и приносило экономию денег. Пропан менее экономичный, но установить такое ГБО проще и дешевле.

Несмотря на то, что метан – более экологичный, экономный и безопасный, чем пропан, заправок с природным газом крайне мало. По мере развития сети АГНКС по стране количество авто на газе метане будет увеличиваться. К тому же запасов природного газа хватит еще на 200 лет, а нефть закончится гораздо раньше.

Пропан или метан. Что лучше для авто, основная разница: Видео

При установке ГБО, многие задаются вопросом, чем отличается метан и пропан, есть ли разница в оборудовании и что лучше именно для них.

В этом вопросе нет ничего сложного, достаточно одного раза, чтобы разобраться в данных различиях и понять, какой вариант подойдет для установки на ваше авто.

ОТЛИЧИЯ МЕТАНА И ПРОПАНА
Прежде всего, стоит понимать, в чем отличия метана и пропана.

Пропан, или пропан-бутан является синтетическим газом, получаемый путем переработки нефтепродуктов. Он имеет сжиженное рабочее состояние и давление до 20 атмосфер.
Метан – это природный газ, который хранится в газообразном состоянии под высоким давлением в 200-250 атмосфер.

Соответственно, нагрузка на оборудование, а именно на баллон и редуктор, довольно разная. От этого зависит качество работы системы и безопасность ее использования.

ОТЛИЧИЯ РЕДУКТОРОВ
Например, редуктор пропан бутан, будет иметь менее толстые стенки и выполнен в более упрощенном варианте, потому как газ, поступающий во внутрь, имеет более низкое давление. Он имеет двухкамерную структуру, сначала испаряя газ, после чего происходит понижение давления.

Если рассматривать авто редуктор метан, его конструктивные особенности отличаются от пропанового более сложной, трехкамерной структурой, что связано с постепенным снижением давления в каждой камере. Его компоненты выполнены из более прочного материала, который обеспечивает надежную долговечную работу в условиях высокого давления газа.

БАЛЛОНЫ НА ПРОПАН И МЕТАН
На рынке ГБО существует два вида газовых баллонов: цилиндрические и тороидальные. Они различаются между собой формой и особенностями конструкции.

Для метановых систем подходят исключительно цилиндрические баллоны. Они выполнены таким образом, что не имеют швов, это делает их более прочными и исключает возможность протечки. Кроме того, толщина металла немного больше, чем у пропановых баллонов. Объем может варьировать от 20 до 200 л.

Для использования пропана подходят как цилиндрические, так и тороидальные баллоны. Разница заключается в следующем:

Объем тороидальных от 33 до 94 л, а цилиндрических – от 20 до 200 л.
В пропановых баллонах считается литраж, а в метановых – куб. м. Это значит, что объем баллона необходимо поделить на коэффициент 4.2, чтобы понять, сколько куб. м газа помещается в баллоне. Важно учитывать тот момент, что при разных температурах это число будет отличаться – чем ниже температура, тем больше сжимается метан, и наоборот.

ЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ
Перед установкой стоит ознакомиться с количеством тех или иных заправочных станций в вашем регионе. Где-то более распространены метановые заправки, а где-то – пропановые.
Выбрав нужный вид топлива, вы можете приобрети качественное газовое оборудование в Milano Ukraine. Мы даем гарантию 1 год на все комплектующие. Экономьте вместе с нами, используя газ.

Попытки создать двигатель для автомобиля, работающего на газовом топливе, делались ещё в 30-х годах прошлого века. Начиная с его середины, по мере увеличения надёжности устанавливаемого оборудования, переход с бензина на газ стал завоёвывать всё большее количество сторонников.

Теперь никого не удивишь наличием ГБО на автомобиле, более того, крупные автопроизводители запускают целые линейки не только грузовиков и автобусов, но и легкового транспорта использующего газ как топливо. Существует два его вида пропан и метан.

Относящийся к классу «алканов» газ пропан не существует в самостоятельном виде в природе. Он входит в состав нефти, сопутствующих её добыче попутных газов, насыщенного природного газа. Газ получается в процессе их высокотемпературной переработки. Пропан — это углеводородное соединение, которое тяжелее воздуха, легко воспламеняется, при концентрации выше 2.1% взрывоопасно.

Газ не имеет цвета и запаха, при вдыхании способен оказать воздействие на нервную систему схожее со слабым наркотическим опьянением. Для контроля возможной утечки, в газ добавляются компоненты, дающие ему характерный запах.

Для использования в качестве топлива для автотранспорта, пропан смешивается с бутаном или этаном. Смесь содержится в жидком виде под давлением 10-15 атмосфер в баллонах . Газы смешиваются для получения октанового числа 100. Процентное содержание газов в смеси зависит от времени года: в холода больше пропана, а в жару бутана. Баллон может быть любой формы, так как нет ограничений из-за сравнительно невысокого давления, оказываемого на его стенки.

Для двигателя объёмом 1.6 л и установленным ГБО 4-го поколения средний расход газа на 100 км составит от 11 до 13 л . При монтаже оборудования 5-6 поколения расход может быть снижен до 8-10 л на 100 км. На одной заправке в среднем можно проехать 600-800 км. Неприятным моментом есть то, что использование пропана может приводить к проблемам с клапанами.

Метан

Относящийся к простейшим углеводородам газ метан существует в природе в чистом виде с небольшими примесями. Его добыча ведётся из подземных месторождений, с последующей процедурой очистки от примесей.

Метан легче воздуха, мало растворим в воде, легко воспламеним, при концентрации свыше 4.4% взрывоопасен. Из-за своей летучести может концентрироваться исключительно в замкнутых объёмах. Газ не имеет цвета и запаха, поэтому в него добавляют специальные ароматические компоненты для контроля возможной утечки.

Чтобы использовать, как топливо для автотранспорта метан сжимается до 200-250 атмосфер и помещается в довольно тяжелые баллоны повышенной прочности. В них он находится в газообразном состоянии. Из-за внушительного давления баллон должен быть определенной формы и толщины стенок. Октановое число у метана 110.

Для двигателя объёмом 1.6 л средний расход газа на 100 км составит от 11 до 12 л . На одной заправке среднего по размеру баллона автомобиль сможет проехать 250-350 км. Положительным моментом есть минимальный износ деталей двигателя при работе на метане.

Общие черты обоих газов

Во-первых, пропан и метан как топливо для транспорта значительно дешевле бензина и дизтоплива. Во-вторых, они экологически менее опасны — содержание вредных веществ в выхлопных газах несравнимо меньше чем у нефтепродуктов. В-третьих, можно заправить большой объём и тем самым повысить количество пройденных километров до следующей заправки. В-четвёртых, износ деталей двигателя меньше чем при работе на бензине и солярке, особенно если последний специально спроектирован под газовое топливо.

Чем отличаются метан и пропан, как автомобильное топливо?

Сравнивая оба вида газового топлива можно сделать вывод о том что:

  • Пропан существенно дороже метана.
  • Метан находится под значительным давлением, поэтому ГБО для его использования имеет особые требования по прочности и форме.
  • Из-за меньшего давления стоимость ГБО для использования пропана почти на 70% дешевле.
  • Применение пропана ведёт к меньшей потере мощности двигателя (3-5%), по сравнению с метаном (20-30%)
  • Использование метана более экологично, так как он является природным газом, практически не имеет загрязняющих атмосферу выбросо.
  • Вес ГБО для метана (65-130 кг) значительно больше, чем для пропана (20-30 кг),
  • Метан менее взрывоопасен из-за своей летучести и необходимости большей концентрации (4.4% против 2.1%)
  • Метановые заправки встречаются очень редко в отличие от заправок пропаном, которых становится всё больше.

Какое и почему топливо выбрать?

Пропан и метан обладают своими преимуществами и своими недостатками. Рассматривая проблему выбора с финансовой точки зрения, может показаться, что выгоднее устанавливать ГБО для метана, поскольку из-за дешевизны топлива стоимость установки скоро окупится.

Целесообразна установка такого оборудования на грузовом и пассажирском транспорте из-за наличия места для его установки, большей грузоподъёмности и безопасности эксплуатации. Но пока непреодолимой проблемой является мизерное количество пунктов заправки. Имея на автомобиле такое оборудование, встает вопрос о возможности длительных путешествий.

Сделав свой выбор в пользу ГБО для пропана налицо ряд преимуществ. Это меньший вес и габариты самой установки, форма баллона, который можно установить в нишу для запасного колеса, оставив тем самым вместимость багажника без изменений. Это всё больше расширяющаяся сеть заправочных станций, снимающая вопрос о пополнении запасов топлива.

Это небольшая потеря мощности двигателя, а с учетом постоянного совершенствования оборудования эта проблема вообще может исчезнуть. Но есть и негативные стороны. Это более низкая безопасность эксплуатации, стоимость топлива и, наконец, более агрессивное воздействие на детали двигателя.

Автомобили, на которые устанавливается газобаллонное оборудование (ГБО), могут использовать в качестве топлива два вида газа: пропан-бутан (LPG) и/или метан (CNG).

Пропан-бутан (смесь двух газов для краткости называют просто пропан) – сжиженный нефтяной газ, обладающий многими ценными эксплуатационными качествами по сравнению с бензином. Главное из них – стоимость газа, которая держится на уровне 50 % от стоимости бензина. Среди автовладельцев, установивших газобаллонное оборудование на авто, пропан-бутан более распространен. Процесс заправки автомобиля очень похож на обычную заправку бензином. Отличие лишь в том, что заправка ГБО пропан-бутаном осуществляется в жидком состоянии под давлением в 16 атмосфер.

Метан — газ (углеводород) без цвета и запаха. В этом его первое и существенное отличие от пропана. Для того чтобы определить утечку в метан добавляют специальные одоранты с неприятным запахом. Метан – чуть менее распространенный газ, который, однако, имеет свои преимущества перед пропаном.
Газовое оборудование для автомобилей на метане считается более безопасным, так как метан легче воздуха и при утечке образует летучую смесь, которая быстро испаряется и не образует взрывоопасной ситуации. Есть и у метанового газового оборудования на автомобиль и свои минусы. И самый главный – его громоздкость. Метан хранится в баллонах под давлением в 300 атмосфер и поэтому требует наличия стальных баллонов, каждый из которых весит около 80 кг. Это определяет и довольно высокую стоимость установки ГБО на метане, которая в два-три раза выше, чем пропановая. Метановые заправки мало распространены и встречаются в основном в крупных городах.

Источник http://neftyanic.ru/propan-ili-metan-chto-luchshe-dlya-avto-i-kakaya-u-nih-raznica-chto/

Источник http://guarblog.ru/metan-ili-propan-na-avto-chto-luchshe-gbo-na-metane-ili-propane/

Источник http://yovape.ru/the-transport-tax/propan-ili-metan-chto-luchshe-dlya-avto-i-kakaya-u-nih-raznica-propan-ili-metan.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: