Дифференциал трансмиссии колесного трактора и автомобиля предназначен

Дифференциалы колесных тракторов и автомобилей

Дифференциал – механизм трансмиссии, выполняющий функцию распределения подводимого к нему крутящего момента между колесами или мостами и позволяющий вращаться ведомым валам как с одинаковыми, так и с разными угловыми скоростями, кинематически связанными между собой.

Чаще всего дифференциал устанавливают между центральной передачей и ведущими колесами конечных передач. Дополнительно дифференциал могут устанавливать между ведущими мостами трактора.

Дифференциал не влияет на общее передаточное число трансмиссии трактора. Он обеспечивает качение ведущих колес трактора без проскальзывания на поворотах и при движении по неровному пути.

При отсутствии дифференциала и жесткой кинематической связи ведущих колес их вращение сопровождалось бы взаимным скольжением или буксованием относительно почвы или дорожного полотна. Возникающая при этом паразитная мощность увеличивала бы износы деталей трансмиссии, протекторов шин и расход топлива на преодоление дополнительных сопротивлений движению трактора.

В межколесном приводе тракторов и автомобилей применяют только симметричные дифференциалы — конические (рис. 3.5, а) и цилиндрические (рис. 3.5, б). На тракторах и автомобилях самое широкое распространение получили простые симметричные конические дифференциалы. На некоторых моделях применяются и цилиндрические дифференциалы.

Рис. 3.5. Схемы простых дифференциалов с постоянным соотношением моментов на ведомых валах:

а – симметричного конического; б — симметричного цилиндрического;

в — несимметричного цилиндрического; г — несимметричного конического;

1,8- левая и правая полуоси дифференциала; 2, 6- левая и правая полуосевые шестерни; 3 — сателлит; 4 — корпус дифференциала; 5 — ведомое колесо центральной передачи; 7 — ось вращения сателлитов (водило); 9 — солнечная шестерня; 10 — эпициклическая шестерня.

Несимметричные простые дифференциалы (рис. 3.5, в и г) применяют только в межосевом приводе, когда вертикальная нагрузка на ведущие мосты тракторов или автомобилей различна. Более широкое распространение получили несимметричные цилиндрические дифференциалы (рис. 3.5, в). На отечественных тракторах межосевые дифференциалы не применяют.

Для осуществления принудительной блокировки дифференциала необходимо соединить между собой любые два центральные звена (корпус дифференциала, полуосевые шестерни). Возможные варианты блокировки простых симметричных дифференциалов показаны на рисунке 3.6.

На схеме, представленной на рисунке 3.6, а, блокировка дифференциала осуществляется с помощью зубчатой муфты 4, соединяющей между собой корпус 2 дифференциала и полуосевую шестерню 3. Данный способ блокировки дифференциала не позволяет блокировать дифференциал при движении машины.

Блокировка дифференциала производится также с помощью фрикционного сцепления 6 (рис. 3.6, б), которое при включении соединяет между собой ось 5 вращения сателлитов и полуосевую шестерню 3. В отличие от предыдущего она позволяет блокировать дифференциал при движении трактора или автомобиля. В результате существенно повышается его проходимость.

Блокировка дифференциала возможна также с помощью специального блокировочного валика 10 (рис. 3.6, в), дополнительно устанавливаемого в трансмиссию трактора. Здесь блокировка дифференциала 8 осуществляется с помощью блокировочной каретки 11, соединяющей левую и правую

полуоси дифференциала через шестерни 7 конечной передачи.

Блокировка дифференциала с помощью зубчатой муфты 4 показана на рисунке 3.6, г. Здесь при включении зубчатой муфты 4 блокируются левое и правое зубчатые колеса конечной передачи 7, следовательно, и полуоси дифференциала 8.

Рис. 3.6. Способы блокировки межколесного дифференциала:

1 — центральная передача; 2 — корпус дифференциала; 3 — полуосевая шестерня; 4 — зубчатая муфта; 5 — ось вращения сателлитов; 6 — блокировочное фрикционное сцепление; 7 — конечная передача; 8 — дифференциал; 9 — шестерня привода блокировочного валика; 10 — блокировочный валик; 11 — блокировочная каретка.

Дифференциал трансмиссии колесного трактора и автомобиля предназначен

Дифференциал трактора

Дифференциал. При повороте колесного трактора (рис. 74, а, б, в, г, д) его колесо, идущее ближе к центру поворота 0, проходит меньший путь, чем колесо, расположенное дальше от центра. Следовательно, внутреннее и наружное колеса за это время сделают различное число оборотов, т. е. будут вращаться с разной частотой.

Чтобы ведущие колеса трактора при поворотах могли иметь различную частоту вращения, их устанавливают не на одном общем валу, а на двух самостоятельных, называемых полуосями. На этих полуосях также укреплены ведомые шестерни конечной передачи. Кроме того, в ступице ведомой шестерни главной передачи установлен специальный механизм—дифференциал, который распределяет крутящий момент между ведущими колесами и обеспечивает при необходимости их вращение с различной частотой.

Рекомендуется к прочтению  Тип трансмиссии 5мт что это

Устройство. Дифференциал состоит из корпуса (его роль выполняет разъемная ступица ведомой шестерни главной передачи), внутри которого размещены конические шестерни, соединенные валами с ведущими шестернями конечной передачи, и жестко закрепленные оси 6 со свободно сидящими на них небольшими коническими шестернями — сателлитами. Сателлиты своими зубьями соединяются с шестернями.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Действие. При вращении вала ведущей шестерни главной передачи крутящий момент передается шестерне с закрепленными в ее ступице осями сателлитов. Сателлиты при этом увлекают за собой шестерни. От этих шестерен вращение через конечную передачу передается на ведущие колеса трактора.

Если сопротивление вращению обеих полуосевых шестерен одинаково, что бывает при движении трактора по прямой ровной дороге, сила Р передается на зубцы шестерен одинаковыми частями р/2. Сателлиты при этом не вращаются вокруг осей, а выполняют роль замка, соединяющего обе шестерни.

Если сопротивление увеличится, например, на колесе, получающем вращение через шестерню, тогда сателлит начнет вращаться на оси и, перекатываясь по шестерне, будет увеличивать частоту вращения шестерни. При этом частота вращения шестерни увеличится настолько, насколько уменьшится частота вращения шестерни, а передаваемые крутящие моменты на каждое из колес останутся равными. Если шестерню полностью затормозить, то частота вращения шестерни будет в 2 раза больше, чем при движении трактора по прямой.

Рис. 74. Дифференциал:
а — схема поворота колесного трактора; б — дифференциал не заблокирован; в — дифференциал заблокирован; г — устройство; д — схема действия; 1, 14 — валы; 2, 5, 11, 13, 15 — шестерни; 3, 12 — полуоси; 4 — педаль; 6 — ось; 7 — ступица; 8 — неподвижная муфта; 9 — подвижная муфта; 10 — пружина; 16 — сателлиты.

При движении трактора по прямой дороге с хорошим однородным покрытием сцепление с почвой, частоты вращения и толкающие силы его ведущих колес одинаковы.

Если правое и левое колеса трактора катятся по грунту различной плотности, то вследствие неодинакового сцепления колес с почвой их буксование будет разным, а это приведет к тому, что частота их вращения и развиваемая сила тяги каждого колеса будут различны.

Но так как между колесами установлен дифференциал, уравнивающий передаваемые крутящие моменты, общее тяговое усилие, развиваемое колесами, будет равно удвоенному тяговому усилию колеса, идущего по грунту меньшей плотности.

Пример. Универсально-пропашной трактор обычной конструкции, массой 3000 кг (распределение этой массы по передним и задним колесам как 1/3 к 2/3) движется по ровной, гладкой, сухой дороге. Коэффициент сцепления обоих колес с дорогой ср = 0,7.

Рис. 75. Влияние действия дифференциала на тяговое усилие трактора: / — оба колеса имеют одинаковое сцепление с почвой, дифференциал не заблокирован; II — колеса имеют разное сцепление с почвой, дифференциал не заблокирован; III — колеса имеют разное сцепление с почвой, дифференциал заблокирован.

Поскольку между колесами установлен дифференциал, уравнивающий передаваемые моменты, правое колесо может реализовать только такую силу, которую развивает левое колесо.

Устройства для блокировки дифференциала. Дифференциал можно блокировать механически, нажимая на соответствующую педаль, и автоматически.

Механическое устройство состоит из подвижной кулачковой муфты (см. рис. 74, г), установленной на шлицах полуоси левого ведущего колеса, приводимого в движение педалью, и неподвижной муфты, закрепленной на полуоси правого колеса.

Действие такого устройства заключается в следующем. Когда тракторист нажимает на педаль, пружина сжимается, подвижная часть муфты передвигается по шлицам, входит в выемки неподвижной муфты (см. рис. 74, в) и тем самым жестко соединяет обе полуоси в один общий вал. Ведущие колеса трактора при этом могут вращаться только с одинаковой частотой. При снятии ноги с педали подвижная муфта под действием пружины занимает исходное положение (см. рис. 74, б).

Автоматическое устройство состоит из исполнительного механизма, расположенного на кожухе левого тормоза трактора, и датчика, установленного в системе гидроусилителя рулевого управления.

Датчик автоматического устройства состоит из золотника и поворотного крана с маховичком. В состав датчика входит также нерегулируемый редукционный клапан 8, поддерживающий в гидросистеме давление 0,7…0,8 МПа при температуре масла 40…70 °С.

Действие механизма автоматической блокировки заключается в следующем. При установке маховичка в положение «Включено» во время движения трактора по прямой масло, подаваемое насосом, проходит через поворотный кран, затем поступает через золотник в исполнительный механизм и начинает давить на диафрагму. Диафрагма сжимает между собой диски и выключает дифференциал из работы.

Рекомендуется к прочтению  Трансмиссия грузовых автомобилей- Агрегаты и устройство

При повороте направляющих колес трактора на угол больше 8° рейка перемещается вправо или влево (в зависимости от направления поворота), шарик золотника выходит из углубления в рейке, золотник поднимается и соединяет внутреннюю юлость крана 9 со сливным отверстием. Через это отверстие масло из напорной магистрали и полости диафрагмы направляется в бак, в результате чего происходит разблокирование дифференциала.

Рис. 76. Автоматическая блокировка дифференциала:
а — устройство; б — механизм включения; 1 — блокировочный вал; 2 — ведомые диски; 3 — диафрагма; 4 — нажимные диски; 5 — маховичок; 6 — насос; 7 — бак; 8 — редукционный клапан; 9 — кран; 10 — направляющие колеса; 11 — золотник; 12 — рейка; 13 — шарик; 14 — крестовина; 15 — конечная передача; 16 — тросик; 17 — рукоятка.

Управление маховичком (см. рис. 76, б) производится рукояткой, установленной в кабине трактора, через тросик.

Если маховичок поставить в положение «Выключено», кран 9 встанет так, что напорная масляная магистраль отключится от полости диафрагмы и она соединится со сливной магистралью. Автоматическую блокировку целесообразно применять при скоростях движения трактора не выше 10 км/ч. При работе трактора на транспортных скоростях заблокированный дифференциал значительно ухудшает маневренность трактора, что может привести к аварии.

Самоблокирующийся дифференциал. На передних ведущих колесах устанавливаются самоблокирующиеся дифференциалы, которые при прямолинейном движении трактора в отличие от обычных дифференциалов могут обеспечивать передачу на ведущие колеса крутящих моментов различных по величине. При этом, как было показано выше, повышается тяговое усилие трактора.

Конструкции самоблокирующихся дифференциалов бывают различными. В качестве примера рассмотрим применяемую на универсально-пропашных тракторах.

Устройство. Дифференциал состоит из двух корпусов (рис. 77, а, б), соединенных между собой болтами. Внутри корпусов размещены четыре сателлита, посаженные на двух осях, две полуосевые шестерни и два комплекта фрикционных дисков ведущих, имеющих наружные зубья, соединенные с внутренними зубьями корпусов, и ведомых, внутренними зубьями, соединенными с наружными зубьями ступиц полуосевых шестерен. Вместе с ведомыми дисками на ступицы шестерен установлены нажимные чашки. Внутренние шлицы ступиц шестерен соединяются с полуосями.

Рис. 77. Самоблокирующийся дифференциал:
а — схема действия; б — устройство; 1,2,5 — шестерни; 3 — оси; 4 — сателлиты; 6 — чашки; 7 — ведущие диски; 8— ведомые диски; 9 — полуоси; 10.

Особенность данного дифференциала — наличие плавающих осей 3 сателлитов, которые могут перемещаться одна относительно другой. Для этой цели на концах осей сделаны скосы.

Действие. В том случае, если передний мост трактора не включен, дифференциал не заблокирован (см. рис. 77), он работает как обычный дифференциал.

После включения переднего моста в работу оси сателлитов под нагрузкой перемещаются по пазам — скосам в корпусах на величину зазоров между фрикционными дисками. От осей усилие передается на сателлиты, которые при этом нажмут на чашки, а те, в свою очередь, сожмут диски до упора в стенки корпусов.

При этом крутящий момент, подведенный шестерней, будет передаваться не только через зубья сателлитов, но и за счет сил трения между сжатыми дисками. При этом моменты, передаваемые зубьями сателлитов и полуосевых шестерен, окажутся одинаковыми, а моменты, передаваемые за счет трения, могут отличаться один от другого в зависимости от сцепления правого колеса с почвой.

При поворотах трактора с включенным передним мостом, когда внешние силы превысят силы трения между дисками, они будут пробуксовывать, не мешая повороту.

Главная передача, дифференциал, конечные передачи

Главная передача служит для увеличения общего передаточного числа и передачи вращающего момента через дифференциал (или механизм поворота) и конечные передачи к ведущим колесам трактора (автомобиля).

По числу пар зубчатых колес различают одинарные и двойные главные передачи, а по конструкции — конические со спиральными зубьями, гипоидные и цилиндрические.

Главная передача трактора представляет собой одинарную передачу, состоящую из пары конических или цилиндрических шестерен. Главные передачи автомобиля могут быть одинарными и двойными. Одинарные представляют собой конические шестерни с гипоидным зацеплением, позволяющим снизить шум при работе шестерен, габаритные размеры и массу ведущего моста уменьшить. Их применяют на легковых автомобилях малой и средней грузоподъемности.

Типы главных передач тракторов и автомобилей

Рисунок. Типы главных передач тракторов и автомобилей:
а — коническая с прямозубым зацеплением; б — коническая с косозубым зацеплением; в — коническая с гипоидным зацеплением.

Двойные главные передачи состоят из пары конических и пары цилиндрических шестерен. Конические шестерни выполняют со спиральным зубом, а цилиндрические — с прямым, косым или шевронным.

Рекомендуется к прочтению  Про АКПП на Ford

Дифференциал

Дифференциал представляет собой планетарный механизм, предназначенный для распределения вращающего момента между ведущими полуосями трактора или автомобиля и обеспечения вращения ведущих колес с различной частотой при движении по кривой или неровностям пути. На повороте, неровном пути ведущие колеса совершают движение по дугам разной длины. Если бы оба колеса были расположены на общем валу, то их движение сопровождалось бы скольжением, износом шин и поломками. Поэтому ведущие колеса устанавливают на отдельных валах — полуосях, соединенных дифференциалом.

Принцип действия дифференциала рассмотрим по схеме, изображенной на рисунке а. Шестерни — сателлит 7 (рисунок а) находится в зацеплении с рейками 6 и 8 (в реальной конструкции это шестерни 6 и 8). К оси 10 шестерни 7 приложена сила Р, стремящаяся переместить эту шестерню вверх.

Если сопротивление реек 6 и 8 перемещению силой Р одинаково, то на их зубья действуют равные силы Р/2 и рейки движутся вверх как единое целое с шестерней 7. Однако когда сопротивление движению одной из реек, например рейки 6, будет большим, чем рейки 8, шестерня 7 начинает вращаться вокруг своей оси и, перекатываясь по рейке 6, двигать рейку 8 вверх быстрее. При этом скорость движения рейки 8 увеличивается настолько, насколько уменьшается скорость движения рейки 6. Если сопротивление движению рейки 6 повысить так, что она остановился, то шестерня 7, перекатываясь по ней, увлечет за собой рейку 8 вверх, причем скорость движения рейки 8 будет в 2 раза больше скорости движения оси 10.

Схема дифференциала и механизма его блокировки

Рисунок. Схема дифференциала и механизма его блокировки: а — схема работы дифференциала; б — схема дифференциала с механизмом блокировки; 1 — корпус; 2 — кулачок на корпусе дифференциала; 3 — вилка включения механизма блокировки дифференциала; 4 — подвижная кулачковая муфта; 5, 9 — полуоси; 6, 8 — шестерни полуосей; 7 — сателлит; 10 — ось сателлита; 11 — ведомая коническая шестерня главной передачи.

Теперь рассмотрим реальную схему дифференциала (рисунок б). В приливах корпуса 1 на оси 10 свободно установлена шестерня сателлит 7. Отверстия боковых приливов корпуса служат опорами полуосей 5 и 9 с укрепленными на них коническими полуосевыми шестернями 6 и 8, находящимися в зацеплении с сателлитом 7. Вращение к корпусу 1 дифференциала передается от ведомой шестерни 11 главной передачи. Если у полуосей 9 и 5 сопротивление вращению одинаково, то сателлит 7, заклиненный шестернями 6 и 8, неподвижен на оси 10 и вся система вращается как единое целое.

Если сопротивление вращению одной полуоси, например полуоси 9, будет больше, чем сопротивление полуоси 5, то сателлит 7, проворачиваясь на своей оси, замедлит вращение шестерни 8 я ускорит вращение шестерни 6, подобно тому как это было в примере с движением шестерни 7 и реек 6 и 8 (см. рисунок а).

Изменение дифференциалом частот вращения полуосей при колебаниях сопротивлений на колесах понижает проходимость трактора на увлажненной или рыхлой почве. В тяжелых почвенных условиях для повышения сцепных качеств колес дифференциал лучше выключить. Для этой цели на тракторах предусмотрены механизмы блокировки дифференциала, весьма разнообразные по конструкции.

Механизмы блокировки дифференциала

Механизмы блокировки дифференциала по способу включения делят на:

  • принудительные
  • автоматические
  • самоблокирующиеся

А по типу привода на:

  • механические
  • гидравлические

Принудительная (механическая) блокировка дифференциала возникает при сцеплении подвижной кулачковой муфты 4 (см. рисунок б), установленной на шлицах полуоси 5 трактора, с кулачками 2 на корпусе 1 дифференциала. В этом случае частоты вращения корпуса 7 дифференциала и полуоси 5 будут одинаковые, т.е. дифференциал будет заблокирован.

Механизм блокировки включают педалью (или рукояткой), а выключается он оттяжной пружиной, когда действие усилия, приложенного водителем, прекращается.

Автоматическая блокировка дифференциала позволяет водителю не затрачивать каких-либо усилий — процесс включения и выключения механизма происходит автоматически. Автоматическая блокировка дифференциала применяется на тракторах МТЗ-80, МТЗ-82, Т-150К и др.

Конечные передачи

Конечные передачи представляют собой одно- или двухступенчатый редуктор с большим передаточным числом зубчатых передач. Шестерни конечных передач располагаются в корпусе заднего моста трактора (см. рисунок б и в).

Источник https://studopedia.ru/14_105398_tsentralnaya-glavnaya-peredacha.html

Источник https://stroy-technics.ru/article/differentsial-traktora

Источник https://ustroistvo-avtomobilya.ru/transmissiya/glavnaya-peredacha-differentsial-konechny-e-peredachi/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: