FAQ Трансмиссия ч. 2

Принцип работы, возможности и поколения трансмиссии Super Select

Трансмиссия «Супер Селект» от компании Мицубиси в начале 90-х годов произвела революцию в конструкции систем полного привода. Водителю требуется одно переключение рычага, и к его услугам – три режима трансмиссии и понижающая передача.

Что такое полноприводная трансмиссия от Мицубиси

Трансмиссию «Супер Селект» 4WD впервые реализовали на модели Pajero. Конструкция системы позволяла на скорости до 90 км/ч перейти внедорожнику на необходимый режим передвижения:

  • задний;
  • полный привод;
  • полный привод с заблокированным межосевым дифференциалом;
  • понижающая передача (на скорости до 20 км/ч).

Впервые полноприводная трансмиссия «Супер Селект» была опробована на внедорожниках для спортивных соревнований на выносливость 24 часа Ле-Мана. После высоких оценок экспертов система устанавливается как штатная на все внедорожники и микроавтобусы компании.

Конструкция мгновенно переключает монопривод в режим полного привода на скользкой поверхности. Во время выезда на бездорожье включается блокировка межосевого дифференциала.

Пониженная передача позволяет значительно увеличить крутящий момент на колесах.

Поколения системы на Паджеро Спорт и других моделях

С момента серийного выпуска в 1992 году трансмиссия прошла единственную модернизацию и одно обновление. Поколения I и II отличаются небольшими изменениями в конструкции дифференциала, и перераспределении момента. В модернизированной системе “Селект 2+” использован “Торсен”, который заменил вискомуфту.

Фото 2

Система состоит из двух главных элементов:

    на 3 режима;
  1. понижающая передача или демультипликатор на две ступени.

Синхронизаторы муфты обеспечивают переключение режимов непосредственно во время движения авто.

Характерная особенность трансмиссии в том, что вискомуфта только корректирует работу дифференциала при распределении момента. При езде по городу узел неактивен.

В таблице ниже – использование трансмиссии Super Select в автомобилях Mitsubishi:

Супер Селект первого и второго поколения и 2+
1 2 2+
Mitsubishi L200

Принцип работы

В трансмиссии первого поколения использован симметричный конический дифференциал, момент передается через зубчатую скользящую передачу с синхронизаторами. Переключения передач осуществляются рычагом.

Главные характеристики “Супер Селект-1”:

  • механический рычаг;
  • распределение момента между осями 50х50;
  • передаточное отношение понижающей передачи: 1-1,9 (Hi-Low);
  • использование вискомуфты 4Н.

Второе поколение системы получило несимметричный полный привод, изменилось соотношение передачи момента ― 33:67 (в пользу задней оси), при этом передаточное соотношение понижающей передачи Hi-Low осталось без изменений.

Фото 3

В конструкции заменили механический рычаг управления на электронный с использованием электропривода. По умолчанию в трансмиссии установлен режим передвижения 2Н, с ведущим задним мостом. При подключении полного привода за корректную работу дифференциала отвечает вискомуфта.

В 2015 году конструкция трансмиссии была доработана. Вискомуфту заменил дифференциал “Торсен”, система получила название Super Select 4WD поколение 2+. В системе был оставлен несимметричный дифференциал, который передает усилие в соотношении 40:60, изменилось и передаточное соотношение 1-2,56 Hi-Low.

Для переключения режимов водителю достаточно использовать шайбу селектора, рычаг «раздатки» отсутствует.

Возможности Super Select

Система полного привода имеет четыре основных и один дополнительный режим работы, которые позволяют автомобилю передвигаться по асфальту, грязи и снегу:

  • 2Н ― только задний привод. Самый экономичный режим, используется в городе на обычной дороге. При таком режиме межосевой дифференциал полностью разблокирован.
  • 4Н ― привод на все колеса с автоматической блокировкой. Переход на полный привод можно провести на скорости до 100 км/ч с режима 2Н, просто отпустив педаль газа и переведя рычаг или нажав кнопку селектора. 4Н обеспечивает маневренность на любой дороге, сохраняя управляемость. Дифференциал будет блокироваться автоматически при обнаружении пробуксовки колес на задней оси.
  • 4НLc ― полный привод с жесткой блокировкой. Режим предназначен для крутого бездорожья и для дорог с минимальным сцеплением: грязь, скользкие склоны. 4НLc нельзя использовать в городе – трансмиссия испытывает критические нагрузки.
  • 4LLc ― активная понижающая передача. Используется когда необходимо обеспечить колесам максимальный крутящий момент. Такой режим необходимо активировать только после полной остановки автомобиля.
  • R/D Lock ― особый режим блокировки, позволяющий имитировать блокировку межколесного заднего дифференциала.

Плюсы и минусы

Главный плюс трансмиссии от Митсубиси – отключаемый дифференциальный полный привод, который превосходит практичностью известный Part-Time. Имеется возможность на ходу менять режимы движения. Используя только задний привод, уменьшается расход топлива. По сведениям производителя, разница в расходе топлива составляет около 2 литров на 100 км пробега.

Дополнительные преимущества трансмиссии:

  • возможность использовать полный привод неограниченное время;
  • простота в использовании;
  • универсальность;
  • надежность.

Несмотря на явные преимущества, у японской системы полного привода есть существенный недостаток – высокая стоимость ремонта.

Отличия от “Изи Селект”

Трансмиссию Easy Select часто называют облегченной версией “Супер Селекта”. Главная особенность – в том, что в системе используется жесткое подключение передней оси без межосевого дифференциала. Поэтому полный привод включается вручную только по необходимости.

фото 4

Эксплуатация автомобиля с системой Easy Select с постоянно включенным полным приводом запрещена. Узлы трансмиссии не рассчитаны на постоянные нагрузки.

Полезное видео

Ознакомьтесь с дополнительной информацией о работе трансмиссии Super Select на видео ниже:

Стоит отметить, что пока Super Select остается одной из самых универсальных и простых систем полного привода. Уже существуют сложные варианты с электронным управлением, но все они значительно дороже.

FAQ Трансмиссия ч. 2

FAQ носит информационный характер и не является заменой руководству пользователя автомобиля!

Здесь будут даны некоторые особенности, опыт и хинты по поводу АКПП. Основным источником знаний, тем не менее, должна служить инструкция по эксплуатации. Вообще, лучше бы этот раздел написал бы кто-то вроде atservice, т.е. специалист, но надеюсь, он (и другие) меня поправят!

Наши АКПП называются V4A5 (4-ступенчатая, на 3.2 TD 2008 года) и V5A5 (5-ступенчатая, на 2.5 TD и 3.0i с 2010 года). Там ещё куча букв в обозначении, но наименование модели – такое. По информации atservice коробки практически полностью идентичные, различаются по устройству фактически только наличием 5-й передачи, для которой заранее уже было всё продумано. Кроме того, все АКПП (4-ступенчатая для дизеля 3.2 и два вида 5-ступенчатых – для дизеля 2.5 и бензинки 3.0) различаются между собой «электронными мозгами», т.е. блоком управления (электронным – с программой). С 2010 года на 5-АКПП дополнительно устанавливаются подрулевые лепестки переключения передач.
Вообще, по мнению специалистов, коробки достаточно надёжные и далеко не неженки. Т.е. даже кое-какие издевательства (неспециальные и специальные) выдерживают. Но АКПП надо таки жалеть и помнить, что это сложное и тонкое устройство, которое бездумными действиями можно и поломать.

Внимательно прочитайте инструкцию! Там всё очень правильно и чётко расписано.

ВАЖНО!
Обращу внимание только на один очень серьёзный (и опасный) момент, который в инструкции не отражён. В наших авто можно вынуть ключ зажигания в любом положении селектора АКПП! Т.е. можно вынуть ключ в положении D, N или R! Будьте внимательны! И про ручник не забывайте!
Какие подводные камни (кроме очевидных – авто покатился сразу при отпускании тормоза). Например, оставили в горку на D, работает турботаймер, двигатель работает – хватает сил для удержания авто в горку (не скатывается), вышли, закрыли, турботаймер отработал, двигатель заглох и машина покатилась задом под горку.
АКПП – это не МКПП, при выключенном двигателе автомобиль на передаче (например, в D или R) катится под горку фактически так же, как на нейтрали!

Толчок при включении режима D или R
Конструктивная особенность АКПП. Зависит от температуры, времени на прогрев, наклона авто, уровня ATF и др. Сам по себе такой толчок при включении D (через секунду) или R (через полторы секунды) не является признаком неисправности. Ну а там надо смотреть нюансы, если что-то сильно волнует кроме собственно толчка (например, машина почти глохнет)

Невключение передач на холодных авто
Иногда проявляется в холодное время, особенно, при стоянке на неровной поверхности (под горку, например). Особенность устройства и возможно – низкий изначальный уровень ATF: Нужно греть

«Ручное» переключение передач

«Честного» ручного режима нет
Т.е. наличествует «защита от дурака», что и полезно с т.з. сохранности АКПП, и иногда мешает водителю в некоторых ситуациях.
В случае достижения максимальных оборотов для текущей передаче, АКПП всё равно «перебросится» на передачу вверх. Полезно тем, что если забыл при разгоне – не упрёшься в ограничитель. Вредно тем, что в говнах такое «неожиданное» переключение вверх может сильно помешать, а иногда и навредить автомату (см. про буксование).
При снижении скорости меньше допустимой для данной передачи, идёт переключение «вниз». Т.е. при плавном замедлении со скорости, к примеру, 70 км/ч, в ручном режиме, коробка самостоятельно последовательно переключит передачи 5-4-3-1 (4-3-2-1 на 4-АКПП).

Включение ручного режима лепестками и селектором отличается
При включении лепестками при остановке машины (вернее, уже при снижении скорости до минимальной – менее 10 км/ч) автоматически включится режим D. Соответственно, тормозить двигателем до полной остановки, к примеру, перед светофором, удобней именно лепестками – потом не нужно включать D.
При включении ручного режима рычагом коробка остаётся в ручном режиме и после полной остановки машины, на индикаторе будет «1» (или «2»). Соответственно, в говнах лучше всего включать ручной режим именно селектором (особенно, если решите побуксовать – см. ниже).

Старт со 2-й передачи
Есть такая возможность для очень скользких условий. Имеет особенность. При старте со 2-й передачи, если скорость не превысила порог включения 3-й передачи (примерно 20 км/ч), то при остановке коробка так и останется на 2-й передаче. Если разгонялись выше, а тем более было переключение на 3-ю и далее передачи – при остановке будет включена 1-я передача.
С учётом сказанного выше про отличие включения лепестками и рычагом.

«Глюки» 5АКПП на 2.5 TD (с 2010 года)

Наибольшее количество нареканий вызывает 5-АКПП на 2.5 дизеле.

1. При сбросе скорости – движение на 3-й передаче вплоть до 10 км/ч, что затрудняет разгон с такой маленькой скорости «с хода». Ошибка в программе (для 5-АКПП 2.5TD), которая требует нажатия в этой ситуации на газ более чем на 55% — тогда вместо 3-й скорости включится 1-я. Иначе будет разгон на 3-й (мотор ревёт – машин не едет). При старте с места (стоящий автомобиль) не проявляется.

Хинты:
— в такой ситуации перед ускорением вручную включать 2-ю передачу (например, левый подрулевой на себя – рычаг влево – рычаг вправо, или рычагом влево – вниз – вправо);
— повышение мощности, которое позволит разгоняться с 10 км/ч на 3-й передаче без переключения вниз.

2. Самостоятельное включение АКПП 2-й передачи при движении на длительный подъём.
Ошибка в программе, связанная с повышением температуры АКПП при движении на подъём на высших передачах на малой скорости.

На 5-АКПП бензинках и 4-АКПП 3.2 подобных глюков нет. Вернее, задокументирован только один подобный глюк на 3.2 4-АКПП
Что характерно — во всех случаях лампа перегрева АКПП не зажигалась

Радиатор АКПП (ATF)

Изначально на L200 New (Triton) поставляемых в Россию в 2007 году был установлен родной радиатор ATF. Потом его в принудительном порядке снимали ОД в связи с возможным перемерзанием ATF и выходом АКПП из строя. На начавших поставляться в 2008 году НМПС его уже не было. Хотя производителем всё предусмотрено (ну или почти всё, с учётом того, что холодно у нас всё же действительно бывает).

Лампа на передней панели загорается при 135 градусах, гаснет при 110 градусах (НЕ ПЕРЕПУТАЛ)?
«Увидеть» температуру АКПП можно:
— диагностическим комплексом («прибором») M.U.T.-III;
— измерив напряжение, отдаваемое датчиком температуры АКПП

Вопросы-ответы (гы-гы, FAQ же )

Q: Можно ли переключать режимы на ходу? Нужно ли удерживать машину тормозом при переключении?
A: Для снижения нагрузки на АКПП лучше переключаться удерживая машину рабочей тормозной системой, причём чтобы машина была неподвижной. Это лучше всего. Хотя если один раз при скорости 2-3 км/ч перевести рычаг из R в D без остановки и тормоза – сразу не сломается. И со второго раза тоже. Но лучше не злоупотреблять

Q: Нужно ли переключаться в N (P) на светофорах или в пробках?
A: Вообще-то, надо читать инструкцию, там всё написано Но ответить можно и здесь: нет, не нужно. А с т.з. износа (хоть и там, и там он просто минимален) – переключать режимы вреднее, чем держать тормозом на D.

Q: А можно включать N на ходу?
A: Можно, но не нужно. Хотя если случайно перевели в N на скорости 60 км/ч можно спокойно перевести обратно в D. По-крайней мере, не развалится сразу Если скорость будет не 60, а 120 – лучше бы не надо, но если уж случилось – видимо, надо дать двигателю оборотов, чтобы уравнять скорости вращения.
А вообще — лучше так не экспериментировать
НО! При малых скоростях, для остановки на песке или в снегу, чтобы машина не нагребла перед собой горку песка/снега, останавливаться можно (нужно?) без нажатия на тормоз, просто переведя селектор в N (кнопку НЕ НАЖИМАТЬ – чтобы не перескочить в R).

Q: А можно перевести селектор в R на скорости?
A: Так делать нельзя! ЗАПРЕЩАЕТСЯ! Можно и самому убиться, и других. И поломка АКПП в этом случае уже ничто… Хотя технически, видимо, включить можно

Q: Нужно ли греть АКПП?
A: Нужно. Перевести рычаг в D и постоять, удерживая машину тормозом. Время прогрева зависит от наружной температуры. Чем холоднее – тем больше греть. Полчаса стоять не стОит, но пара минут при -20 – не повредит совсем. И сразу не рвать с места в карьер. А при плюсе – всё равно дать несколько секунд, чтобы масло разогналось (аналогично двигателю).

Q: Можно ли на АКПП выезжать «в раскачку»? Честную, R-D-R-D и т.д., а не с остановками и удерживанием тормозом в промежуточных положениях?
A: Можно. И об этом написано… правильно, в инструкции по эксплуатации Но сильно усердствовать не надо, всё равно это не полезно для автомата. Но знать о такой возможности надо.

Q: А буксовать?
A: Можно. Только учитывать надо такой момент. При пробуксовке АКПП считает, что автомобиль ускоряется, поэтому может начать переключать передачи «вверх» (1-2-3…). И вот если в момент переключения колёса неожиданно приобретут надёжное сцепление – это может быть очень вредно для автомата. Типа, буксуем на льду, скорость по спидометру уже 60 км/ч, 3-4 передача и тут бах, дотёрли до асфальта. Вот этот момент очень губителен. Поэтому буксовать на АКПП надо с головой и обязательно в ручном режиме.

Q: А что лучше в говнах, «автомат» или «ручка»?
A: Религиозные вопросы не рассматриваем

Q: СтОит ли ставить блокиратор на селектор АКПП в качестве защиты от угона?
A: Включение режимов (P, R, N, D) производится механически – тросиком, идущим от селектора АКПП на тоннеле к кулисе на самой АКПП. Электронные «мозги» управляют переключением передач и пр. Добраться что до тросика в салоне, что до кулисы снаружи автомобиля – дело нескольких секунд. А добравшись – можно переключаться передачи и «мимо» селектора, который будет оставаться неподвижным. Поэтому «защита» селектора АКПП каким-нибудь штырём, блокирующим его в режиме P – неэффективна. Но понятно, что свои 20-30 секунд и такая защита возьмёт.

Коробки передач Mitsubishi

Полный список моделей и модификаций всех коробок передач Мицубиси и каждая ссылка здесь ведет на отдельную статью о семействе акпп, роботов или вариаторов.

Все коробки передач Мицубиси разделены нами на группы согласно их типу и конструкции.

Автоматические коробки Мицубиси

Роботизированные коробки Мицубиси

Бесступенчатые вариаторы Мицубиси

Система наименования коробок передач Mitsubishi

Индекс любой коробки переключения передач компании состоит из пяти символов

Первая буква означает тип привода F/W — передний/полный, а R/V — задний/полный

Вторая цифра указывает на количество передач кпп и у вариаторов всегда единица

Третья буква это тип трансмиссии: A — классический автомат, C — вариатор, D — робот

Четвертый символ обозначает имя линейки, это может быть как буква, так и цифра

Пятая цифра показывает положение конкретной модели коробки внутри ее линейки

Все тексты написаны мной, имеют авторство Google, занесены в оригинальные тексты Yandex и заверены нотариально. При любом заимствовании мы сразу же пишем официальное письмо на фирменном бланке в поддержку поисковых сетей, вашего хостинга и доменного регистратора.

Далее подаем в суд. Не испытывайте удачу, у нас более тридцати успешных интернет проектов и уже дюжина выигранных судебных разбирательств.

Источник https://techautoport.ru/transmissiya/sistemy-polnogo-privoda/super-select.html

Источник https://www.drive2.ru/l/288230376152882706/

Источник https://otoba.ru/transmissii/mitsubishi.html

Рекомендуется к прочтению  Общий тюнинг трансмиссии
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: