Содержание
Сцепление автомобиля ВАЗ
Силовая передача автомобиля состоит из расположенного за двигателем механизма дискового сцепления, шестеренчатой коробки передач из двух валов с промежуточной опорой карданной передачи, заднего ведущего моста с конической шестеренной передачей, дифференциалом и полуосями привода ведущих колес.
Конструктивное различие в механизмах силовых передач автомобилей ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-21011, ВАЗ-21021 и BA3-2103 незначительно.
Механизм сцепления предназначен для постоянной и надежной (без пробуксовывания) передачи крутящего момента от двигателя к силовой передаче автомобиля и для временного отсоединения силовой передачи от двигателя при переключении передач, торможении автомобиля и для последующего плавного соединения двигателя с силовой передачей. Кроме того, механизм сцепления до некоторой степени предохраняет детали механизмов силовой передачи от износа и поломок при нагрузках.
На автомобиле применено сухое, постоянно замкнутое однодисковое сцепление с фрикционным гасителем крутильных колебаний (демпфером) и с диафрагменной (тарельчатой) нажимной пружиной. Привод выключения сцепления гидравлический с пружинным сервомеханизмом, уменьшающим усилие, прилагаемое к ножной педали для выключения сцепления.
Рис. Схема сцепления автомобиля ВАЗ:
1 — контргайка толкателя вилки выключение сцепления; 2 — картер сцепления; 3 — рабочий цилиндр гидравлического привода выключения сцепления; 4 — оттяжная пружина вилки выключения сцепления; 5 — колпачок клапана для прокачки гидравлического привода выключения сцепления; 6 — диафрагменная нажимная пружина сцепления; 7 — фрикционные накладки ведомого диска; 8 — ведомый диск сцепления; 9 — заклепка-упор демпфера; 10 — дисковые пластины демпфера; 11 — передний герметизированный шариковый подшипник первичного вала коробки передач; 12 — ступица ведомого диска; 13 — пружина демпфера; 14 — нажимной (ведущий) диск сцепления; 15 — передняя крышка картера сцепления; 16 — маховик коленчатого вала двигателя; 17 — зубчатый венец маховика; 18 — болт крепления кожуха к маховику; 19 — первичный (ведущий) вал коробки передач; 20 — упорный подшипник муфты выключения сцепления; 21 — пружинная пластина крепления упорного фланца; 22 — упорный фланец нажимной пружины; 23 — задний шариковый подшипник первичного вала коробки передач; 24 — ведущая шестерня первичного вала коробки передач; 25 — муфта выключения сцепления; 26 — вилка выключения сцепления; 27 — фрикционное кольцо упорного фланца; 28 — шаровая опора вилки; 29 — удерживающая пластина вилки; 30 — чехол вилки; 31 — ступенчатая заклепка (9 шт.) крепления опорных колец нажимной пружины и пластин упорного фланца; 32 — кожух сцепления; 33 — толкатель вилки выключения сцепления; 34 — регулировочная упорная гайка; 35 — пробка главного цилиндра; 36 — гнездо штуцера трубки для подачи жидкости в рабочий цилиндр; 37 — возвратная пружина поршня; 38 — главный цилиндр привода выключения сцепления; 39 — перепускное отверстие; 40 — штуцер гибкого шланга для подачи жидкости из бачка; 41 — впускное (компенсационное) отверстие для заполнения цилиндра; 42 — поршень главного цилиндра; 43 — уплотнительное кольцо поршня; 44 — толкатель педали сцепления; 45 — поршень толкателя главного цилиндра; 46 — канал уплотнения манжеты; 47 — манжета поршня; 48 — отверстие (0,2 мм) для выхода воздуха; 49 — фрикционные кольца демпфера; 50 — тарельчатая пружина фрикциона демпфера; 51 — клапан для прокачки гидравлического привода выключения сцепления; 52 — опорная тарелка поршня; 53 — поршень рабочего цилиндра; 54 — пробка рабочего цилиндра с гнездом под штуцер подачи жидкости в рабочий цилиндр
Применяемое на автомобиле сцепление обладает высокой надежностью и долговечностью, обеспечивает плавность переключение передач при изменении передаваемого момента, хорошо уравновешено и обладает минимальным моментом инерции. Нажимное усилие мало изменяется с повышением степени износа фрикционных накладок ведомого диска.
К заднему торцу коленчатого вала шестью самоконтрящимися болтами крепится чугунный маховик 16, который фиксируется относительно коленчатого вала по центральному отверстию. Болты, крепящие маховик, затягивают с приложением момента в 7,2—6,9 кгс*м (номинальное значение — 8,5 кгс*м). Нажимной (ведущий) диск 14 прижимает при помощи диафрагменной пружины 6 ведомый диск 8 с фрикционными накладками 1 к торцевой тщательно обработанной поверхности маховика. Ступица 12 ведомого диска установлена на первичном (ведомом) валу 19 коробки передач. Эти детали передают усилия от коленчатого вала двигателя к коробке передач. Ведущий диск 14 с диафрагменной нажимной пружиной 6 установлен в стальном кожухе 32, который крепится к маховику 16 шестью болтами 18 с резьбой М8Х1.25. Эти болты затягиваются с приложением момента 2,5 кгс*м и удерживаются от произвольного отворачивания стопорными шайбами.
Стальной ведомый диск по окружности имеет двенадцать секторов с чередующимися выпуклостями, расположенными по типу «волна», к которым с двух сторон заклепками прикреплены фрикционные накладки 7. Каждая накладка самостоятельно с шагом через один сектор укреплена шестью заклепками к шести секторам. Такое крепление обеспечивает упругость механизме и плавное включение диска сцепления. Фрикционные накладки имеют толщину 3,3 мм, наружный диаметр 200 мм и внутренний — 142 мм. Торцовое биение боковых сторон накладок ведомого диска 0,25 мм. Общая толщина ведомого диска с накладками 7,8 мм.
Ступица 12 ведомого диска имеет шлицы, при помощи которых она устанавливается на шлицах первичного вала 19 коробки. При сборке выступающая часть ступицы должна быть обращена в сторону коробки передач.
Механизм сцепления находится в отлитом из алюминиевого сплава картере 2. Картер крепится четырьмя болтами к заднему торцу блока двигателя и центрируется тремя штифтами, расположенными между болтами через 120″. К заднему торцу картера на шпильках укреплена коробка передач. Между картером 2 и блоком двигателя установлена стальная передняя крышка 15 картере, защищающая механизм сцепления от попадания масла и проникания пыли.
Сцепление выключается упорным подшипником 20, муфта 25 которого перемещается вилкой 26. Конец вилки закреплен к муфте 25 установленной на ней бронзовой проволочной пружиной.
Перемещение вилки осуществляется через регулировочную упорную гайку 34 толкателя 33, на который действует поршень 53 при подаче в рабочий цилиндр жидкости из главного цилиндра 38 гидравлического привода механизма выключения сцепления.
Рабочий цилиндр 3 отлит из мелкозернистого чугуна. Он укреплен к картеру 2 двумя болтами. Корпус рабочего цилиндра расточен под диаметр 19,05 мм по длине 70 мм. С наружной стороны закрывается пробкой 54, которая устанавливается на прокладке и затягивается с приложением момента 8—10 кгс*м. В торце пробки устанавливается штуцер подачи жидкости в цилиндр. В цилиндре помещен стальной хромированный поршень, сопряжение которого уплотняется резиновым кольцом 43 и манжетой 47. Кольцо 43 цельное, имеет наружный диаметр 19,2±0.15 мм. Плотное прижатие манжеты к зеркалу цилиндра обеспечивается подачей находящейся под давлением жидкости под манжету через каналы 46 диаметром по 2 мм. Плотная посадка манжеты на поршне обеспечивается установкой опорной тарелки 52, подпираемой своей пружиной. Уплотнение цилиндра со стороны толкателя 53 обеспечивается установкой на торец цилиндра резинового защитного чехла.
Для выпуска из цилиндра воздуха при заполнении его жидкостью или при прокачке гидравлического привода цилиндр имеет конусный клапан 51 с боковым отверстием диаметром 1,5 мм и центральным каналом диаметром 2,5 мм.
Перед сборкой детали рабочего цилиндра смазываются специальной смазкой PRL 52.
Корпус главного цилиндра 38 отлит из чугуна. Он крепится на кронштейне педалей под капотом двигателя. Его цилиндр расточен под диаметр 19,05 мм, длина 112 мм. С наружного торца он закрывается установленной на медной прокладке пробкой 35, она затягивается с приложением момента 8—10 кгс*м. В цилиндре размещается стальной поршень 42 главного цилиндра. Он уплотняется манжетой 47, плотно прижимаемой к зеркалу цилиндра находящейся под давленном жидкостью. Эта жидкость подается под манжету 47 через каналы 48 и 46, имеющие диаметры по 2 мм. Уплотняющая часть поршня (кольцедержатель) имеет размер 19 м. Манжета 47 одновременно является кольцевым плавающим клапаном, который при движении поршня перекрывает перепускное отверстие 39. Усилие на поршень 42 передается от педали сцепления через толкатель 44 и поршень 45 толкателя.
Стальной хромированный поршень 45 имеет наружный диаметр 19 мм. Усилия в начале хода поршня 45 и уплотнение сопряжения между поршнями 42 и 45 передаются через уплотнительное кольцо 43. После выключения сцепления поршни в исходное положение возвращаются пружиной 37.
Жидкость в главный цилиндр поступает из бачка, установленного под капотом, через резиновый штуцер 40 и впускное (компенсационное) отверстие 41, имеющее диаметр 4,5 мм. Компенсация разрежения, образующегося при возвратном движении поршня, осуществляется перетеканием жидкости в рабочую полость главного цилиндра 38 через отверстие 41, зазор по заднему торцу манжеты 47 и отверстия 46. Перепускное отверстие 39 (0 0,7 мм) предназначено для перепуска из главного цилиндра в бачок излишков жидкости, которая поступает из рабочего цилиндра в главный цилиндр при возвращении поршня 42 в исходное положение.
Перед сборкой детали главного цилиндра гидропривода смазываются специальной смазкой ДТ-1, а головка наконечника толкателя смазывается консистентной смазкой Литол-24 или ЛСЦ-15.
Сцепление ВАЗ — однодисковое с диафрагменной пружиной
Такие сцепления получили широкое распространение на легковых автомобилях. Сцепления имеют простую конструкцию, небольшие габаритные размеры и массу. Для их выключения требуется небольшое усилие, так как сила диафрагменной пружины при выключении уменьшается. Однако величина прижимного усилия диафрагменной пружины ограничена.
Сцепление автомобилей ВАЗ повышенной проходимости
На схеме 1 показано сцепление легковых автомобилей ВАЗ повышенной проходимости. Сцепление однодисковое, сухое, с центральной диафрагменной пружиной и с гидравлическим приводом.
Схема 1 – Сцепление легковых автомобилей ВАЗ
а – общий вид; б – схема; в – диафрагменная пружина; 1 – диафрагменная пружина; 2 – ведомый диск; 3 – фрикционная накладка; 4 – диск; 5 – ступица; 6 – гаситель; 7 – нажимной диск; 8 – маховик; 9 – картер; 10 – болт; 11 – вал; 12 – муфта; 13 – вилка; 14 – подшипник; 15 – фланец; 16 – кожух; 17 – пружина; 18 – крышка; 19 – кольцо; 20 – фиксатор
Сцепление ВАЗ имеет один ведомый диск, а ведущие и ведомые его части прижимаются друг к другу центральной пружиной. Крутящий момент от двигателя сцепление передает за счет сил сухого трения. Усилие от педали к вилке выключения сцепления передается через жидкость.
Устройство сцепления
Сцепление состоит из ведущих частей (маховик 8, кожух 16, нажимной диск 7), ведомых частей (ведомый диск 2) и деталей включения и выключения (пружина 1, муфта 12, подшипник 14).
Стальной штампованный кожух 16, чугунный нажимной диск 7 и диафрагменная пружина 1 представляют собой неразборный узел, который крепится к маховику 8 болтами 10. Между маховиком и нажимным диском на шлицах ведущего вала 11 коробки передач установлен ведомый диск 2, состоящий из ступицы 5, стального разрезного диска 4 и фрикционных накладок 3. Ведомый диск снабжен пружинно-фрикционным гасителем крутильных колебаний 6, который обеспечивает упругую связь между ступицей 5 и диском 4, а также гашение крутильных колебаний.
Диафрагменная пружина 1, отштампованная из листовой пружинной стали, в свободном состоянии имеет вид усеченного конуса с радиальными прорезями, идущими от ее внутреннего края. Радиальные прорези образуют 18 лепестков, которые являются упругими выжимными рычажками. Упругость этих рычажков способствует обеспечению плавной работы сцепления. Пружина 1 с помощью заклепок и двух колец 19 закреплена на кожухе 16 сцепления. При этом наружный ее край, соприкасающийся с нажимным диском, передает усилие от пружины на нажимной диск. Сцепление вместе с маховиком размещается в отлитом из алюминиевого сплава картере 9, закрытом спереди стальной штампованной крышкой 18 и закрепленном на заднем торце блока цилиндров двигателя.
Привод сцепления
Гидравлический привод сцепления (схема 2) состоит из подвесной педали 4 с пружиной 2, главного цилиндра 6 и его бачка, рабочего цилиндра 18, соединительных трубопроводов со штуцерами 10, 21 и вилки 13 выключения сцепления с пружиной 16.
Схема 2 – Привод сцепления легковых автомобилей ВАЗ
а – педаль и главный цилиндр; б – рабочий цилиндр и вилка; 1, 2, 9, 16, 20 – пружины; 3 – ограничитель; 4 – педаль; 5 – толкатель; 6, 18 – цилиндры; 7, 8, 19 – поршни; 10, 21 – штуцеры; 11 – подшипник; 12 – опора; 13 – вилка; 14 – шток; 15 – контргайка; 17 – гайка
Педаль и главный цилиндр прикреплены к кронштейну педалей сцепления и тормоза, соединенному с передним щитом кузова, а рабочий цилиндр установлен на картере сцепления.
При выключении сцепления усилие от педали 4 через толкатель 5 главного цилиндра передается на поршни 7 и 8 с пружиной 9, которые вытесняют жидкость в трубопровод и рабочий цилиндр. Поршень 19 рабочего цилиндра с пружиной 20 через шток 14 поворачивает на шаровой опоре 12 вилку 13 выключения сцепления с пружиной 16, которая перемещает муфту с подшипником 11. Подшипник через упорный фланец 15 (см. схема 1) перемещает внутренний край пружины 1 в сторону маховика 8. Пружина выгибается в обратную сторону, ее наружный край через фиксаторы 20 отводит нажимной диск 7 от ведомого диска 2, и сцепление выключается, т.е. не передает крутящий момент на трансмиссию.
При отпускании педали сцепления под действием пружины 1 нажимной диск прижимает ведомый диск к маховику, и сцепление включается – передает крутящий момент на трансмиссию. При этом все остальные детали сцепления и его привода возвращаются в исходное положение под действие пружины 17 вилки выключения 13, а также пружин поршней главного и рабочего цилиндров и педали сцепления.
Пружина 1 (см. схема 2) соединена с педалью сцепления и уменьшает усилие на педали при выключении сцепления. Свободный ход педали, равный 20…30 мм и соответствующий зазору 2 мм между торцом подшипника 11 выключения сцепления и упорным фланцем центральной нажимной пружины, регулируется гайкой 17, которая фиксируется контргайкой 15.
Свободный ход необходим для полного включения сцепления и предотвращения изнашивания и выхода из строя подшипника выключения сцепления. Полное включение сцепления обеспечивается зазором 0,1…0,5 мм между толкателем 5 и поршнем 7 при отпущенной педали сцепления, который устанавливается ограничителем 3. Гидравлический привод сцепления заполняют тормозной жидкостью в количестве 0,2 литра.
Сцепление автомобилей ВАЗ с передним приводом
На схеме 3 представлено сцепление переднеприводных легковых автомобилей ВАЗ.
Устройство
Кожух 11, нажимной диск 8 и центральная нажимная пружина 12 представляют собой неразборный узел, который крепится к маховику 7 болтами 10. Чугунный нажимной диск соединяется тремя парами упругих пластин 19 с кожухом сцепления.
Схема 3 – Сцепление переднеприводных легковых автомобилей ВАЗ
1 – картер; 2, 13 – втулки; 3 – вилка; 4 – подшипник; 5 – ведомый диск; 6 – вал; 7 – маховик; 8 – нажимной диск; 9 – крышка; 10 – болт; 11 – кожух; 12 – нажимная пружина; 14 – пружина; 15 – рычаг; 16 – ступица; 17 – накладка; 18 – гаситель крутильных колебаний; 19 – пластина; 20 – кольцо; 21 – муфта
Упругие пластины обеспечивают передачу крутящего момента от кожуха сцепления на нажимной диск, осевое перемещение нажимного диска и отвод его от ведомого диска при выключении сцепления.
В стальном штампованном кожухе сцепления закреплены опорные кольца 20 для нажимной пружины 12, относительно которых она прогибается при выключении сцепления. Нажимная пружина, отштампованная из листовой пружинной стали, имеет форму усеченного конуса с радиальными прорезями. Прорези образуют лепестки, которые имеют отогнутые до закругления концы и являются упругими выжимными рычажками.
Ведомый диск 5 сцепления состоит из ступицы 16, стального разрезного диска и фрикционных накладок 17. Он имеет пружинно-фрикционный гаситель крутильных колебаний 18. Упругая связь между ступицей и диском осуществляется через пружины гасителя, а гашение крутильных колебаний – с помощью его фрикционных колец. Ведомый диск сцепления установлен на шлицах ведущего вала 6 коробки передач.
Сцепление вместе с маховиком находится в отлитом из алюминиевого сплава картере 1, который крепится к блоку цилиндров двигателя и закрывается с его стороны верхней и нижней крышками 9. В картере сцепления установлена вилка 3 выключения сцепления в металлической 2 и пластмассовой втулках.
Привод
Сцепление имеет механический привод с пружинным усилителем.
Педаль 13 сцепления (схема 4) прикреплена к кронштейну 11 педалей сцепления и тормоза, связанному с передним щитом кузова. С педалью сцепления связан рычаг 14, шарнирно соединенный с толкателем 15, на конце которого установлена предварительно сжатая пружина 16. Эта пружина уменьшает усилие на педали при выключении сцепления и обеспечивает возврат педали в исходное положение.
Схема 4 – Механический привод сцепления ВАЗ
1 – поводок; 2 – чехол; 3, 11 – кронштейны; 4 – шайба; 5 – гайка; 6, 8 – наконечники; 7 – оболочка; 9 – втулка; 10 – трос; 12 – серьга; 13 – педаль; 14 – рычаг; 15 – толкатель; 16 – пружина
Педаль сцепления соединена с пластмассовой серьгой 12 троса привода сцепления. Трос 10 размещен в оболочке 7, на концах которой закреплены наконечники. Верхний наконечник 8 находится в резиновой втулке 9, установленной в переднем щите кузова. Нижний наконечник 6 закреплен в кронштейне 3 двумя регулировочными гайками 5 и шайбами 4.
На нижнем конце троса закреплен поводок 1, который шарнирно соединяется с рычагом вилки выключения сцепления. Нижний конец троса закрыт резиновым чехлом 2.
При выключении сцепления педаль 13 поворачивается на оси и через серьгу 12 тянет трос 10. Трос через рычаг 15 (см. схема 3) поворачивает вилку 3 выключения сцепления, которая перемещает муфту 21 с подшипником 4. Подшипник воздействует на лепестки нажимной пружины 12, и она прогибается относительно опорных колец в сторону маховика. При этом наружный край пружины прекращает давить на нажимной диск, ведомый диск отходит от маховика, и сцепление выключается – не передает крутящий момент.
При отпускании педали сцепления пружина 12 возвращается в исходное положение под действие пружины усилителя, а оттяжная пружина 14 рычага 15 отводит в исходное положение вилку 3 и муфту с подшипником 4 выключения сцепления. При этом под действием пружины 12 нажимной диск прижимает ведомый диск к маховику, и сцепление включается – передает крутящий момент.
Резиновые элементы, используемые в приводе сцепления, исключают вибрации его деталей, снижают шум при работе и обеспечивают эластичность привода. В связи с этим по усилию на педали сцепления трудно определить ее свободный ход. Поэтому свободный ход педали сцепления проверяют на рычаге 15 вилки выключения сцепления. Свободный ход рычага вилки выключения сцепления в исходном положении привода должен составлять 3,5…4 мм. Его регулируют гайками 5 (см. схема 4) путем изменения положения нижнего наконечника 6 троса привода сцепления относительно кронштейна 3.
Замена сцепления ВАЗ: разбираемся в деталях
Замена сцепления ВАЗ проводится разными способами в зависимости от модели. Если на переднеприводных машинах можно попробовать поменять без снятия КПП, то на «классике» придется полностью снимать данный узел.
Сама процедура довольно трудоемка, хотя и не очень сложна, так что можно ее провести своими силами. В нашей статье мы расскажем, как меняется сцепление на разных моделях ВАЗ, и дадим полезные рекомендации, которые облегчат ход работ.
Признаки неисправности сцепления
Если сцепление изношено, симптомы данной проблемы могут существенно отличаться, все зависит от того, насколько активно вы эксплуатируете машину. Поломка может возникнуть непосредственно в сцеплении либо в приводе.
В первом случае возникают следующие неисправности:
- изношены накладки ведомого диска;
- заедает вилка выключения сцепления;
- поврежден ведомый диск;
- изношены маховик либо поверхность нажимного диска;
- уменьшилась сила диафрагменной пружины;
- вышел из строя подшипник для включения сцепления.
Замена сцепления на ВАЗ потребуется, когда изношены либо пришли в негодность детали данного механизма. Такое зачастую случается, если эксплуатировать машину неправильно. К примеру, когда водитель удерживает ногу на педали сцепления во время движения. Нередко признаки неисправности видны невооруженным глазом. Однако для устранения поломки придется разобрать весь узел.
Как понять, что без замены сцепления ВАЗ не обойтись:
- сцепление работает с рывками;
- включается и выключается не полностью;
- при включении сцепления слышны посторонние звуки;
- при выключении сцепление вибрирует.
Когда сцепление выключается не полностью, вы будете с трудом переключать передачи. По этой причине появляются посторонние звуки: узел шумит и трещит.
При пробуксовке сцепления вы ощутите неприятный запах, он появляется из-за того, что горят фрикционные накладки ведомого диска.
Наиболее частый симптом поломки – похрустывания, возникающие, когда вы включаете заднюю передачу. Как распознать, что причина неисправности в этом? Необходимо запустить двигатель, а затем включить заднюю передачу. Если проблема имеется, вы услышите хруст и звон. Данный признак свидетельствует о том, что ведомый диск изношен. Если вы не можете включить вторую передачу, следует как можно скорее отправиться в автосервис.
Замена сцепления на «классике»
Замена цилиндра сцепления ВАЗ требуется, когда появились пробуксовки. Выполнять эту работу лучше всего на подъемнике либо над ямой в гараже. Также можно воспользоваться домкратом с защитными упорами.
Приведем подробный алгоритм работы для того, чтобы заменить сцепление на ВАЗ-2107. Прежде всего нужно подготовить все необходимое:
- набор отверток и гаечных ключей;
- пассатижи;
- ткань;
- монтировка;
- оправка.
Если вам необходимо выполнить замену сцепления на ВАЗ 2107, коробку переключения передач можно не снимать. Просто сдвиньте КПП так, чтобы первичный вал вышел из зацепления с корзиной. Но в большинстве случаев трансмиссию полностью демонтируют. Дело в том, что так вам будет удобнее работать, вы сможете проверить картер и сальники.
Как демонтировать коробку переключения передач:
- Снимаем стартер.
- Отсоединяем рычаг переключения скоростей.
- Демонтируем крепления глушителя.
- Снимаем траверсы днища кузова.
Как только трансмиссия будет демонтирована, для замены сцепления ВАЗ корзину с диском также нужно снять. Последовательность действий следующая:
- Фиксируем маховик монтировкой, чтобы он не прокручивался.
- Ключом на 13 откручиваем болты крепления корзины.
- Корзину отодвигаем монтировкой, осторожно достаем диск.
- Корзину нажимаем внутрь, выравниваем ее и достаем.
Следующий шаг – снимаем выжимной подшипник. Алгоритм действий такой:
- С помощью отвертки нажимаем на усики вилки, которая входит в зацепление с подшипником.
- Подшипник осторожно вытягиваем на себя вдоль шлицов первичного вала.
- После того как подшипник будет вытащен, разжимаем концы стопорного кольца его крепления к вилке.
Теперь нужно проверить стопорное кольцо. На нем не должно быть никаких повреждений. Если потребуется, его нужно заменить. Когда кольцо в идеальном состоянии, чего нельзя сказать о подшипнике, используем его повторно, а подшипник ставим новый.
После того как сцепление и коробка переключения передач будут сняты, следует осмотреть все узлы и элементы, к которым открылся доступ. На зеркала дисков и маховика необходимо нанести обезжириватель, на шлицы вала – смазку ШРУС-4. Монтируя корзину, обратите внимание на эти нюансы:
- Устанавливая корзину на маховик, совмещайте центрующие отверстия кожуха со штырями маховика.
- Болты крепления затяните по кругу равномерно, должно быть не больше одного оборота за проход. Момент затяжки составляет 19,1–30,9 Нм. Как понять, что вы правильно зафиксировали корзину? Оправка после установки должна легко сниматься.
- Устанавливая диск, вставляйте его в корзину выступающей частью.
- Монтируя диск, чтобы выполнить центрирование, применяйте специальную оправку. Она удерживает диск в определенном положении.
Последовательность действий для того, чтобы установить корзину с диском:
- Водим оправку в отверстие маховика.
- Надеваем новый ведомый диск.
- Устанавливаем корзину, наживляем болты.
- Затягиваем болты равномерно по кругу.
Устанавливая выжимной подшипник, необходимо действовать следующим образом:
- Шлицевую поверхность первичного вала следует смазать, подойдет «Литол-24».
- Правой рукой подшипник надеваем на вал, левой рукой выставляем вилку сцепления.
- Подшипник толкаем до упора, он должен зафиксироваться в усиках вилки.
- Чтобы понять, что вы установили выжимной подшипник правильно, нажмите на него рукой. Он должен двигать вилку сцепления.
Прежде чем устанавливать коробку переключения передач, выньте оправку, сдвиньте картер в сторону мотора. После этого необходимо:
- Закрутить нижние болты.
- Установить рычаг передней подвески на место.
- С помощью динамометрического ключа выполнить затяжку.
Важно, чтобы вилка входила под прижимную пружину на ступице выжимного подшипника. Устанавливая элемент, следует использовать крючок, который загнут на конце на 5 мм. С его помощью вы сможете поддеть вилку сверху, а затем направлять ее, чтобы установить под стопорное кольцо выжимного подшипника. Таким образом лапки вилки будут между данным кольцом и ступицей.
Если шланг сцепления потрескался либо наблюдается его сильный износ, жидкость из системы гидропривода будет вытекать. В результате передачи статут переключаться с трудом. Для его замены действуйте следующим образом:
- Из системы гидропривода сцепления сливаем жидкость.
- Отсоединяем, а затем отодвигаем в сторону расширительный бачок.
- С помощью ключей на 13 и на 17 отворачиваем соединительную гайку трубопровода сцепления у резинового шланга.
- С кронштейна снимаем скобу, скидываем конец шланга.
- Используя ключ на 17, под машиной от рабочего цилиндра откручиваем фиксатор шланга, затем снимаем шланг.
- Устанавливаем новый шланг. Для этого действуем в обратной последовательности.
- В бачок сцепления заливаем новую жидкость, после этого нужно прокачать гидропривод.
Рекомендуем
Как видите, с заменой сцепления ВАЗ без снятия коробки справится даже новичок. Главное подготовить новый комплект сцепления, все необходимые инструменты, а также придерживаться приведенных рекомендаций.
Замена сцепления на переднеприводных моделях ВАЗ
Как выполнить замену диска сцепления на ВАЗ с передним приводом? Никаких трудностей у вас не должно возникнуть, поскольку эта работа достаточно простая. Главное иметь навыки проведения подобного ремонта, подготовить все инструменты. Тогда вы сможете заменить сцепление своими руками.
Прежде всего надо подготовиться к ремонту:
- покупаем новый комплект сцепления ВАЗ 2110;
- достаем также набор торцевых и гаечных ключей;
- готовим отвертку, ломик, домкрат, кирпичи или подпорки.
Замена вилки сцепления и других деталей этого узла на ВАЗ 2110 своими руками выполняется следующим образом:
- Ослабляем болты крепления левого колеса, поддомкрачиваем переднюю часть машины, подставляем подпорки.
- Демонтируем левое колесо, откручиваем два крепежных болта нижней шаровой опоры.
- Скидываем с АКБ минусовую клемму, снимаем разъем с ДМРВ, ослабляем хомут крепления гофры к ДМРВ, извлекаем корпус воздушного фильтра машины.
- Снимаем тросик сцепления с вилкой сцепления, ослабляем две крепежные гайки троса к скобе на КПП.
- Откручиваем болт крепления МЗ к картеру КПП, а также первый крепежный болт самой трансмиссии.
- С помощью ключа на 19 или трубы-воротка откручиваем оставшийся крепежный болт КПП, ослабляем крепежную гайку.
- Откручиваем верхний болт крепления стартера, снимаем разъем с датчика скорости, откручиваем тросик спидометра.
- Снимаем продольную растяжку с рычагом.
- Откручиваем нижний болт крепления стартера, а также третий крепежный болт КПП, крепежная гайка коробки переключения передач находится в области внутреннего шарнира равных угловых скоростей (ШРУС).
- Откручиваем два крепежных болта реактивной тяги.
- Ослабляем гайку на хомуте тяги привода управления КПП, снимаем ее с трансмиссии.
- Когда КПП будет освобождена от креплений, при помощи гаечного ключа отсоединяем крепежные болты и одну гайку, а затем отсоединяем трансмиссию от машины.
- Откручиваем две гайки задней подушки, она соединяет коробку переключения передач и двигатель, снимаем ее.
- Демонтируя заднюю подушку, подставляем опору под мотор вашей машины, чтобы не опустить ДВС ниже положенного уровня, в противном случае шланги отопителя салона будут повреждены.
- По аналогии с двигателем, поднимаем КПП, для этого ее нужно отодвинуть от мотора.
- Когда у вас будет доступ к механизму, вы сможете заменить его или отремонтировать, выполнив все необходимые манипуляции.
- По завершении замены троса сцепления ВАЗ либо ремонта подшипников выключения, диска сцепления, корзины сцепления, накладки и других элементов, выполняем сборку в обратной последовательности.
- Собирая механизм, правильно затягиваем крепежные болты коробки переключения передач к двигателю.
Сложность ремонта определяется тем, насколько изношен механизм. Чтобы установить диск и корзину сцепления, потребуется имитатор первичного вала КПП.
Полезные рекомендации по замене сцепления на автомобилях ВАЗ
- Проводим дефектовку после того, как КПП и сцепление будут сняты.
Осмотрите внимательно диск сцепления. Когда он изношен неравномерно, к примеру, его края истончились, вероятнее всего, рабочая поверхность корзины и маховика также неровная.
Многие выполняют ремонтную работу неправильно, устанавливая новый диск, но не меняя корзину и маховик. В этом случае площадь прижима не будет полноценной. В результате через короткий временной промежуток диск выйдет из строя, придется заново демонтировать КПП.
Чтобы такого не допустить, меняйте сцепление в наборе. Потребуется не только диск сцепления, но и корзина, выжимной подшипник.
Стоимость маховика достаточно высока, кроме того, его может не быть в продаже. В таком случае маховик можно проточить в токарной мастерской. Однако если у него выступающая рабочая поверхность, протачивать будут только нерабочую поверхность. С нее снимут такой же слой, как и на рабочей поверхности. Это необходимо, чтобы прижим демпфера корзины был оптимальным.
Когда нет возможности приобрести сцепление в наборе, корзину получится легко проточить, никаких сложностей с этим не возникнет.
Даже в такой ситуации, если все плоскости будут выдержаны, сцепление сможет работать исправно в течение длительного времени.
Важно провести визуальный осмотр корзины, выход лепестков должен быть равномерным. Когда в невыжатом положении лепестки расположены криво, такую корзину нельзя эксплуатировать, так как демпфер не обеспечит должный прижим. Замена корзины сцепления ВАЗ требуется, когда изношены лепестки от выжимного подшипника.
Когда лепестки в идеальном состоянии, прежде чем устанавливать механизм, стоит сделать продувку корзины изнутри. Так вы удалите отработавшие кусочки диска, и механизм будет работать идеально. Данную процедуру можно выполнить под прессом либо сделав приспособление для выжима своими руками.
Один сальник коренной, второй на первичном валу коробки. Чаще всего сальник первичного вала расположен в съемной крышке, однако в ряде случаев придется разобрать КПП для его замены. На коробке ВАЗ придется демонтировать колокол, чтобы установить новый сальник.
Кроме того, нужно переклеить заднюю крышку двигателя, а также заглушки, скрывающие колокол коробки, крышки на ней, если они имеются. Если этого не сделать, после замены сцепления на ВАЗ случится масляная течь. На ряде двигателей задняя крышка идет в наборе с сальником. Однако на моторах Subaru крышка отсутствует ввиду конструктивных особенностей, но есть заглушки, которые в любом случае придется переклеивать.
Так вы сможете легко установить КПП. В противном случае может быть поврежден демпфер диска, он просто растрескается. Помните о том, что болты корзины следует тянуть в несколько этапов, в диагональ. Нельзя выполнять затяжку сразу до упора, иначе демпфер корзины выйдет из строя.
Рекомендуем
На зубцы первичного вала, а также лапки выжимной вилки следует нанести смазку при установке, а именно на область соприкосновения с выжимным подшипником. Также смазать следует место, по которому выжимной подшипник двигается при выжиме, обратную сторону вилки – область, где она крепится на упорном штоке.
Отзывы автолюбителей о замене сцепления на ВАЗ
«Если вы разобрали механизм, но не меняете корзину, следует пометить зубилом место установки. Так вы не собьете балансировку. Точно так же нужно поступить и на фланце карданного вала в области сопряжения с фланцем редуктора».
«Замену нужно производить с товарищем. После того как вы отстыкуете механизм, одному вынуть его будет невозможно. Рычаг с трудом пролезет в отверстие кузова. Выполнять обратную установку самостоятельно, без помощника, вообще невозможно».
«Выполнить замену сцепления на ВАЗ, не сняв коробку, не получится, исключение – модели с передним приводом. При замене сцепы всегда приходилось снимать коробку, других способов ремонта не знаю».
«Купите выжимной подшипник, вилку сцепления, втулку, которая надевается на первичный вал КПП, а также диск сцепления и корзину. Если не подготовить эти детали, придется в самый неподходящий момент отправляться в автомагазин, когда ваш автомобиль полностью разобран, а вы сам в масле. Только когда все будет готово, можно начинать работу».
«Чтобы заменить сцепление, мне достаточно двух часов. Не требуется выбивать приводы. Нужно справа открутить ступичную гайку, затем слева вывести привод из ступицы колеса. КПП сдвигаем и все, доступ открыт».
Профессионалы советуют при замене сцепления залить новую смазку в МКПП, отрегулировать кулисы. Действуя таким образом, вы продлите срок службы коробки переключения передач, сделаете вождение комфортным, даже несмотря на то, что у вас «механика».
Источник https://ustroistvo-avtomobilya.ru/transmissiya/stseplenie/stseplenie-avtomobilya-vaz/
Источник https://carspec.info/sceplenie-vaz
Источник https://rad-star.ru/pressroom/articles/zamena-scepleniya-vaz/