Содержание
Общее устройство трансмиссии
Т рансмиссия автомобиля предназначена для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам, обладает возможностью изменения величины и направления крутящего момента и его перераспределения.
Существует несколько типов трансмиссий таких как:
1. Механическая трансмиссия;
2. Электрическая трансмиссия;
3. Комбинированная трансмиссия.
Н а современных автомобилях чаще других используется механическая (автоматическая) трансмиссия.
А втомобили подразделяются в зависимости от типа привода на:
1. П олноприводные (ведущие все 4 колеса);
2. П ереднеприводные (ведущие только передние колеса);
3. З аднеприводные (ведущие только задние колеса).
Т рансмиссия современного автомобиля состоит из следующих основных элементов:
С цепление служит для кратковременного отсоединения двигателя от трансмиссии и плавного их соединения вновь, во время переключения передач, а также предохранения элементов трансмиссии от нагрузок. Работа сцепления основана на действии силы трения. Существует много различных типов сцеплений, но популярность получили сцепления с одним или несколькими фрикционными дисками плотно сжатыми друг с другом и с маховиком. |
К оробка передач служит для изменения крутящего момента, скорости и направления движения автомобиля, а также длительного разъединения двигателя от трансмиссии при включении нейтральной передачи. Коробки передач бывают механические и автоматические. Автоматическая коробка передач лучше механической потому что. |
Тип коробки: | Достоинства: | Недостатки: |
МКПП (механика) | Высокий КПД;Позволяет экономить топливо;Простое устройство;Недорогая в ремонте;Высокая надежность. | Новичку нужно много тренироваться, чтобы эффективно использовать потенциал коробки;По сравнению с остальными КПП эта не обеспечивает столько комфорта. |
«Робот» | Комфорт при переключении (нет необходимости тянуться к рычагу каждый раз, когда нужно переключиться);Электроника определят самый оптимальный момент перехода на нужную передачу (особенно полезным это будет для тех, кому сложно привыкнуть к этому параметру). | Во время переключения скорости наблюдается задержка;Переход на повышенную/пониженную передачу часто сопровождается рывками;Не дает возможность водителю сэкономить топливо. |
Автоматическая | Комфортное переключение передач (плавное и практически неощутимое);При резком нажатии на педаль газа переходит на пониженную передачу, чтобы максимально быстро ускорить автомобиль (например, при обгоне). | Дорогое обслуживание и ремонт;Не экономит топливо;Не экономична и по расходу масла;Сложность в ремонте, из-за чего нужно искать дорогостоящий сервис, не каждый механик способен правильно настроить или отремонтировать механизм;Нельзя завести мотор с буксира. |
Вариатор | Самое плавное переключение передаточных чисел без вывода мотора на повышенные обороты (что предотвращает его перегрев);Повышенный комфорт при езде;Бережное использование ресурса мотора;Простота в управлении автомобилем. | Дорогое обслуживание;Вялый разгон (по сравнению с предыдущими аналогами);Не дает возможности использовать мотор в экономичном режиме по части расхода топлива;Нельзя завести мотор с буксира. |
Подробней об отличиях этих типов коробок смотрите в данном видео:
Механическая трансмиссия
Особенность механической трансмиссии заключается в том, что весь процесс перехода между передачами происходит исключительно за счет механического вмешательства водителя. Только он выжимает сцепление, прерывая передачу крутящего момента от маховика на диск сцепления. Исключительно благодаря действиям водителя происходит переключение передач и возобновление подачи крутящего момента на шестерни коробки передач.
Но понятие механической трансмиссии не стоит путать с МКПП. Коробка – это агрегат, с помощью которого происходит распределение тяговых усилий. В механической трансмиссии передача крутящего момента происходит за счет механической передачи. То есть все элементы системы имеют непосредственную сцепку друг с другом.
Достоинств у механической передачи крутящего момента (в основном за счет шестеренчатого соединения) несколько:
- Максимальный КПД, так как не происходит потеря мощности на работу попутных механизмов, как, например, в гидротрансформаторе;
- Стоимость механической трансмиссии самая низкая среди идентичных аналогов с другим типом передачи крутящего момента за счет более простой конструкции;
- Все та же простая конструкция позволяет производителям создавать агрегаты с небольшими габаритами.
Гидромеханическая трансмиссия
В устройство такого агрегата входит:
Достоинства такой трансмиссии в том, что она облегчает управление переключением скоростей благодаря автоматизированному переходу между передачами. Также данная коробка обеспечивает дополнительное гашение крутильных колебаний. Благодаря этому снижаются нагрузки на детали агрегата при максимальных нагрузках.
К недостаткам гидромеханической трансмиссии относится небольшой КПД из-за работы гидротрансформатора. Так как в агрегате используется гидроблок с гидротрансформатором, ему нужно больше масла. Для него требуется дополнительная система охлаждения. Из-за этого коробка имеет увеличенные размеры и больше веса по сравнению с аналогичной механикой или роботом.
Гидравлическая трансмиссия
Особенность такой коробки заключается в том, что переключение скоростей выполняется при помощи гидравлических узлов. В конструкции агрегата может устанавливаться гидротрансформатор или гидромуфта. Этот механизм подключает нужную пару валов и шестерен.
Преимуществом гидравлической трансмиссии является плавное включение скоростей. Крутящий момент передается максимально мягко, а крутильные колебания в такой коробке сведены к минимуму благодаря эффективному гашению этих усилий.
К минусам данной КПП относится необходимость в использовании индивидуальных гидромуфт для всех передач. Из-за больших размеров и веса гидравлическая трансмиссия используется в железнодорожном транспорте.
Гидростатическая трансмиссия
В основе такой коробки лежат аксиально-плунжерные гидроагрегаты. Плюсами трансмиссии являются небольшие габариты и вес. Также в такой конструкции нет механической связи между звеньями, благодаря чему они могут разводиться на большие расстояния. Благодаря этому КПП имеет большое передаточное число.
Недостатки гидростатической трансмиссии в том, что она требовательна к качеству рабочей жидкости. Также она чувствительна к давлению в гидролинии, которая обеспечивает переключение передач. Из-за особенностей КПП ее используют в основном в дорожно-строительной технике.
Электромеханическая трансмиссия
В конструкции электромеханической коробки используется как минимум один тяговый электродвигатель. В ней устанавливается электрогенератор, а также контроллер, управляющий выработкой нужной для работы КПП энергии.
Благодаря использованию электромотора (ов) обеспечивается управление силой тяги. Крутящий момент передается в более широком диапазоне, а между механическими узлами отсутствует жесткая сцепка.
Минусами такой трансмиссии являются большие размеры (используется мощный генератор и один или несколько электродвигателей), а вместе с тем и вес. Если сравнивать такие коробки с механическим аналогом, то у них значительно меньший КПД.
Виды трансмиссий автомобиля
Что касается классификаций автомобильных трансмиссий, то все эти агрегаты делятся всего на три типа:
- Передне-;
- Задне-;
- Полноприводные.
В зависимости от типа коробки ведущими будут разные колеса (из названия трансмиссии понятно, куда поступает крутящий момент). Рассмотрим, чем отличаются эти три типа автомобильных трансмиссий.
Переднеприводная трансмиссия
Конструкция переднеприводной трансмиссии состоит из:
- Сцепления (если это механика или робот);
- Коробки передач;
- Главной передачи;
- Дифференциала;
- Валов, приводящих во вращение передние колеса.
Все элементы такой трансмиссии заключены в один блок, расположенный поперек моторного отсека. Связка коробки и двигателя порой называется модель с поперечным расположением мотора. Это значит, что машина с передним или полным приводом.
Заднеприводная трансмиссия
Конструкция заднеприводной трансмиссии состоит из:
- Сцепления (если это механика или робот);
- Коробки передач;
- Главной передачи;
- Дифференциала;
- Карданной передачи;
- Полуосей.
Большинство классических автомобилей оснащались именно такой трансмиссией. Что касается реализации передачи крутящего момента, то заднеприводная трансмиссия максимально простая для этой задачи. Карданный вал соединяет задний мост с коробкой передач. Для снижения вибраций используются опоры, немного мягче тех, что устанавливаются в переднеприводных машинах.
Полноприводная трансмиссия
Такой тип трансмиссии отличается более сложным устройством (подробно о том, что такое полный привод, и как в нем реализуется передача крутящего момента, читайте отдельно). Причина в том, что агрегат должен одновременно распределять крутящий момент на все колеса. Существует три разновидности такой трансмиссии:
- Постоянный полный привод. В таком исполнении агрегат оснащается межосным дифференциалом, который распределяет крутящий момент на обе оси, и в зависимости от качества сцепления колес с дорожным покрытием менять усилия между ними.
- Ручное подключение полного привода. В этом случае конструкция оснащается раздаточной коробкой (подробно об этом механизме читайте в другой статье). Водитель самостоятельно определяет, в какой момент нужно включить вторую ось. По умолчанию автомобиль может быть как передне-, так и заднеприводным. Вместо межосевого дифференциала, как правило, используются межколесные.
- Автоматически подключаемый полный привод. В таких модификациях вместо межосевого дифференциала устанавливается вязкостная муфта или аналог фрикционного типа. Пример того, как работает такая муфта, рассматривается здесь.
Агрегаты трансмиссии автомобиля
Независимо от типа трансмиссии, этот механизм состоит из нескольких узлов, которые обеспечивают эффективность и высокий КПД устройства. Вот из каких агрегатов состоит коробка передач.
Диск сцепления
Этот элемент обеспечивает жесткую сцепку маховика двигателя с ведущим валом главной передачи. Однако при необходимости данный механизм также разъединяет мотор и коробку. Механическая трансмиссия оснащается корзиной сцепления, похожее устройство имеет и робот.
В автоматических модификациях эту функцию выполняет гидротрансформатор. Единственное отличие – диск сцепления может обеспечить прочную связь мотора и механизма трансмиссии даже при заглушенном моторе. Это позволяет использовать передачу в качестве противооткатного механизма в дополнение к слабому ручнику. Сцепление позволяет запустить двигатель с толкача, чего нельзя сделать на автомате.
Механизм сцепления состоит из таких элементов:
- Фрикционные диски;
- Корзина (или корпус, в котором расположены все элементы механизма);
- Вилка (перемещает нажимной диск, когда водитель нажимает на педаль сцепления);
- Ведущий или первичный вал.
Среди разновидностей сцепления бывают:
- Сухие. В таких модификациях используется сила трения, благодаря чему фрикционные поверхности дисков не позволяют им проскальзывать во время передачи крутящего момента;
- Мокрые. Более дорогая модификация, в которой используется гидротрансформаторное масло, продлевающее срок службы механизма, а также делающее его более надежным.
Главная передача
Основная задача главной передачи – принимать усилия, поступающие от мотора и передавать их на подсоединенные узлы, а именно на ведущий мост. Главная передача увеличивает КМ (крутящий момент) и вместе с тем уменьшает обороты ведущих колес авто.
Машины с передним приводом оснащаются данным механизмом возле дифференциала КПП. Модели с задним приводом имеют этот механизм в картере заднего моста. В устройство ГП входит полуось, ведущая и ведомая шестерни, полуосевые шестерни, а также шестерни-сателлиты.
Дифференциал
Передает крутящий момент, изменяет его и распределяет на несоосные механизмы. Форма и принцип работы дифференциала отличаются в зависимости от привода машины:
- Заднеприводная модель. Дифференциал устанавливается в картере моста;
- Переднеприводная модель. Механизм установлен в коробке передач;
- Полноприводная модель. Дифференциал находится в раздаточной коробке.
В конструкцию дифференциала входит планетарный редуктор. Существует три модификации планетарной передачи:
- Коническая – используется в межколесном дифференциале;
- Цилиндрическая – применяется в межосном дифференциале полноприводного авто;
- Червячная – считается универсальной модификацией, которую можно использовать, как в межколесном, так и межосном дифференциалах.
В устройство дифференциала входят осевые шестерни, закрепленные в корпусе. Они связываются между собой планетарной передачей, которая состоит из шестерен-сателлитов. Подробней об устройстве дифференциала и принципе работы читайте здесь.
Карданная передача
Карданная передача – это вал, состоящий из двух или больше частей, которые соединены между собой при помощи шарнирного механизма. Она используется в разных частях автомобиля. Основное применение – в заднеприводном транспорте. Коробка передач в таких автомобилях часто находится ниже, чем редуктор заднего моста. Чтобы ни механизм коробки, ни редуктора не испытывал дополнительную нагрузку, вал, расположенный между ними должен разделяться на секции, соединение которых обеспечивало бы плавное вращение при деформации узла.
Если кардан неисправен, то в процессе передачи крутящего момента ощущаются сильные шумы и вибрации. Когда водитель заметил такой эффект, ему следует уделить внимание ремонту, чтобы из-за повышенных вибраций не вышли из строя механизмы трансмиссии.
Чтобы трансмиссия прослужила максимально эффективно и долго без ремонтов, каждую коробку необходимо обслуживать. Производитель устанавливает свой срок планового ТО, о чем автовладелец информируется в технической документации. Чаще всего этот период находится в районе 60 тысяч километров пробега авто. В техническое обслуживание входит замена масла и фильтра, а также сброс ошибок, если такие имеются в электронном блоке управления.
Подробней об уходе за коробкой рассказано в другой статье.
Коробка передач
Это самая сложная часть любой трансмиссии, даже механической. Благодаря этому агрегату происходит равномерное распределение тяговых усилий. Это происходит либо благодаря непосредственному участию водителя (механическая коробка передач), либо за счет работы электроники, как в случае автоматической или роботизированной трансмиссии.
Независимо от типа коробки передач этот агрегат позволяет максимально эффективно использовать мощность и крутящий момент двигателя в разных режимах его работы. Коробка передач позволяет двигаться машине быстрее при минимальных скачках оборотов мотора (для этого водителю или электронике необходимо определять подходящий показатель оборотов) или подвергать двигатель меньшей нагрузке при движении в горку.
Также благодаря коробке передач изменяется направление вращения ведомого вала. Это необходимо для движения машины задним ходом. Этот агрегат позволяет передать весь крутящий момент от мотора к ведущим колесам. Коробка передач позволяет полностью отключить мотор от ведущих колес. Это необходимо, когда машина должна полностью остановиться, но мотор должен продолжать работать. Например, в таком режиме должен быть автомобиль при остановке на светофоре.
Среди коробок передач бывают такие разновидности:
- Механическая. Это самый простой тип коробки, в которой распределение тяговых усилий осуществляет непосредственно водитель. Все остальные типы коробок свободно можно отнести к автоматическим типам.
- Автоматическая. В основе такой коробке лежит гидротрансформатор, а изменение передаточных чисел происходит в автоматическом режиме.
- Робот. Это автоматический аналог механической коробки передач. Особенностью роботизированной КПП является наличие двойного сцепления, которое обеспечивает максимально быстрое переключение скоростей.
- Вариатор. Это тоже автоматическая коробка передач. Только тяговые усилия распределяются за счет изменения диаметра ремня или цепи привода.
Благодаря наличию коробки передач можно использовать прежние обороты мотора, но изменять скорость вращения колес. Это, например, пригодится, когда машина преодолевает бездорожье.
Ведущий мост
Под мостом трансмиссии подразумевается опорная часть, которая крепится к раме автомобиля, а внутри нее располагается механизм передачи крутящего момента на колеса. В легковом транспорте мосты используются в заднеприводных или полноприводных моделях. Чтобы крутящий момент поступал от коробки передач на мост, используется карданная передача. Об особенностях этого элемента рассказывается в другой статье.
В автомобиле может быть ведущий и ведомый мосты. В ведущем мосту устанавливается редуктор, преобразующий поперечное вращение вала (направление поперек кузова авто) в продольное вращение (направление вдоль кузова) ведущих колес. В грузовом транспорте может быть более одного ведущего моста.
Раздаточная коробка
Раздатка используется только в полноприводных трансмиссиях (крутящий момент передается на все колеса). В ней, также как и в основной коробке передач, имеется набор шестерен, которые позволяют изменить передаточные числа (демультипликатор) на разные пары колес для увеличения крутящего момента. Это необходимо в вездеходах или в тягачах большой грузоподъемности.
Шарнир равных угловых скоростей
Этот элемент трансмиссии используется в автомобилях, в которых ведущими являются передние колеса. Этот шарнир непосредственно соединяется с ведущими колесами и является последним звеном в трансмиссии.
Наличие данного механизма обусловлено тем, что при повороте передних колес на них должно в той же степени поступать крутящий момент. Этот механизм работает по принципу карданной передачи. В машине на одном колесе используется два ШРУСа – внутренний и наружный. Они обеспечивают постоянную связь с дифференциалом.
Принцип работы
Трансмиссия автомобиля работает в такой последовательности:
- Запускается мотор благодаря слаженной работе системы зажигания и подачи топлива.
- В процессе поочередного сгорания воздушно-топливной смеси в цилиндрах мотора проворачивается коленчатый вал.
- Крутящий момент передается от коленчатого вала через маховик, к которому соединена корзина сцепления, на ведущий вал коробки передач.
- В зависимости от типа коробки передач крутящий момент распределяется либо по подключенным шестерням, либо через ремень/цепь (например, в вариаторе) и поступает на ведущие колеса.
- В механической коробке передач водитель самостоятельно разъединяет связь между маховиком и ведущим валом коробки. Для этого нажимается педаль сцепления. В автоматических трансмиссиях этот процесс происходит автоматически.
- В коробке передач механического типа изменение передаточных чисел обеспечивается за счет соединения шестерен с разным количеством зубьев и разным диаметром. Когда выбирается конкретная передача, соединяются между собой только одна пара шестерен.
- При поступлении кутящего момента на дифференциал тяга поступает на колеса в разной степени. Этот механизм необходим, потому что машина движется не всегда по прямому участку дороги. На повороте одно колесо будет вращаться быстрее, чем другое, так как проходит больший радиус. Чтобы резина на колесах не подвергалась преждевременному износу, устанавливается дифференциал между полуосями. Если машина полноприводная, то таких дифференциалов будет минимум два, а в некоторых моделях устанавливается и промежуточный (межосевой) дифференциал.
- Крутящий момент в заднеприводном автомобиле передается на колеса от коробки передач через карданный вал.
- Если машина полноприводная, в трансмиссии такого типа будет установлена раздаточная коробка, с помощью которой все колеса убудут ведущими.
- В некоторых моделях используется система с подключаемым полным приводом. Это может быть система с блокировкой межосевого дифференциала или между осями устанавливаться многодисковая фрикционная или вязкостная муфта. Когда основная пара колес начинает буксовать, межосевой механизм блокируется, и крутящий момент начинает поступать на вторую пару колес.
Наиболее частые поломки трансмиссии
К наиболее распространенным неисправностям трансмиссии относятся:
- Сложности с переключением одной или нескольких скоростей. В этом случае важно отремонтировать сцепление, настроить тросик или отрегулировать кулису.
- При переходе на нейтральную передачу в коробке появляется шум. Если этот звук исчезает при нажатии на педаль сцепления, то это может быть симптомом вышедшего из строя выжимного подшипника, износ подшипников первичного вала, при неправильно подобранном трансмиссионном масле или недостаточном его объеме.
- Износ корзины сцепления.
- Подтекание масла.
- Поломка карданного вала.
- Выход из строя дифференциала или главной передачи.
- Поломка ШРУСов.
- Неисправности в электронике (если в машине полное или частичное управление осуществляется электронным блоком управления). В этом случае на приборной панели будет светиться значок неисправности мотора.
- В процессе переключения скоростей ощущаются сильные рывки, стуки или скрежет. Причину этому способен определить квалифицированный специалист.
- Скорости произвольно выключаются (касается механических КПП).
- Полный отказ агрегата работать. Точную причину нужно устанавливать на станции техобслуживания.
- Сильный нагрев коробки.
Зависимость трансмиссии от типа привода
Итак, как мы разобрались, в зависимости от типа привода трансмиссии будут конструктивно отличаться. В описании технических характеристик разных моделей авто часто упоминается понятие «колесная формула». Она может быть AWD, 4х4, 2WD. Постоянный полный привод обозначается 4х4.
Если в трансмиссии осуществляется распределение крутящего момента на каждое колесо в зависимости от нагрузки на него, то такая формула будет обозначаться AWD. Что касается переднего или заднего привода, то такая колесная формула может обозначаться 4х2 или 2WD.
Конструкция трансмиссии в зависимости от типа привода будет отличаться наличием дополнительных элементов, которые будут обеспечивать постоянную передачу крутящего момента на оси или временное подключение второй оси.
Видео: Трансмиссия автомобиля. Общее устройство, принцип работы и строение трансмиссии в 3D
Об устройстве, принципе работы и строении трансмиссии автомобиля дополнительно рассказывается в данной 3D анимации:
Источник https://www.autoezda.com/transmission
Источник https://www.drive2.ru/b/827294/
Источник https://avtotachki.com/chto-takoe-transmissiya-i-kak-rabotaet/