Содержание
ТРАНСМИССИЯ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ
Трансмиссией называется совокупность агрегатов и механизмов тракторов и автомобилей, передающих крутящий момент двигателя ведущим колесам и изменяющих его по величине и направлению. Конструкция трансмиссии зависит от назначения трактора и автомобиля, а также от взаимного расположения двигателя и ведущих колес. В трансмиссиях современных тракторов и автомобилей используются различные способы изменения передаваемого крутящего момента.
Современные трансмиссии классифицируются по двум основным признакам.
1. По способу изменения передаточных чисел трансмиссии подразделяются на ступенчатые, бесступенчатые и комбинированные.
Ступенчатые трансмиссии имеют в заданном интервале определенные значения передаточных чисел (ступени), в пределах которых работа трактора и автомобиля может быть достаточно производительной и экономичной.
Бесступенчатые трансмиссии позволяют в заданном интервале передаточных чисел иметь любое их значение, вследствие чего работа трактора и автомобиля всегда может быть наиболее производительной и экономичной.
Комбинированные трансмиссии представляют собой сочетание интервалов передач, внутри которых возможно бесступенчатое изменение передаточных чисел.
2. По способу преобразования крутящего момента трансмиссии подразделяются на механические, гидравлические, электрические и комбинированные.
В ступенчатых трансмиссиях преобразование крутящего момента происходит в различных зубчатых передачах, и по этому признаку они являются механическими.
Бесступенчатые трансмиссии по этому признаку подразделяются на механические (клиноременные, фрикционно-тороидные и инерционно-импульсные), гидравлические (гидрообъемные и гидродинамические) и электрические.
Наибольшее распространение на тракторах и автомобилях получили механические ступенчатые и комбинированные трансмиссии.
Схема трансмиссии колесных тракторов с задним ведущим мостом 4К2 («Беларус-80.1») приведена на рис. 1.10, а.
Назначение и схема трансмиссии трактора
Трактора
Большинство колесных и гусеничных тракторов работают по одному принципу, ведь наличие ряда конструктивных особенностей позволяет технике удобно передвигаться и выполнять отведенные задачи. Трансмиссия является незаменимой частью любого трактора, ведь ее основная задача — передавать и преобразовывать полученную энергию к потребителю. Причем передача проходит максимально удобно и просто, а значит управлять трактором сегодня достаточно просто.
Нынешние тракторы создаются в различных вариантах трансмиссии, можно выделить две основных трансмиссии:
- Механическая — в основе лежат лишь механизмы и шестерни;
- Гидромеханическая — трансмиссия также имеет механизмы, но также присутствуют гидродинамические преобразователи.
Также производители создают несколько трансмиссий, которые различаются по изменению передаточного числа. В зависимости от этого выделяют комбинированную, ступенчатую и бесступенчатую трансмиссии.
Механическая и гидромеханическая трансмиссии
Наиболее популярной, недорогой и практичной считается механическая трансмиссия, она достаточно удобная и неприхотливая в работе. В основе механической коробки лежат такие главные механизмы как: сцепление, коробка передач, главная передача, дифференциал, конечные передачи, механизм поворота и карданная передача.
Также в зависимости от производителя выбранного трактора в его трансмиссию могут устанавливаться ходоуменьшители, раздаточная коробка и система повышения крутящего момента.
Также следует понимать, что нынешние зарубежные тракторы могут предлагаться с трансмиссиями электрического и смешанного типа. Вышеуказанные виды трансмиссий обычно различаются по способу обработки крутящего момента.
Классификация по преобразованию передаточного числа
В тракторах принято использовать ступенчатые трансмиссии, они удобные, неприхотливые в обслуживании и недорогие.
- Ступенчатая — предполагает специальные интервалы передаточного числа, в эти интервалы трактор способен выдать максимальную мощность и при этом оставаться экономичным.
- Бесступенчатая — определенные заданные интервалы передаточного числа способствуют изменению положения, поэтому не требуется усилие и внимание для выбора оптимального соотношения экономичности и мощности.
- Комбинированная — данный механизм позволяет сочетать одну бесступенчатую передачу и ступенчатую передачу. Таким образом вы получаете все плюсы бесступенчатой трансмиссии, одновременно контролируется максимальная мощность и экономичность.
Особенности трансмиссии гусеничного трактора
Для работы трактора на гусеничном ходу используется иная трансмиссия, предполагает наличие двух больших гидравлических передач. На каждой передаче устанавливается регулируемый насос и гидравлический мотор.
Гидравлические насосы созданы таким образом, что соединяются с двигателем, гидравлические моторы в передачах соединяются с ведущими звездочками. Непосредственно данные звездочки уже соединены зубчатым механизмом. Схемы трансмиссии гусеничного трактора позволяют проще оценить принцип работы и все особенности.
Какое использовать масло в трансмиссию трактора?
Для полноценной работы такого узла трактора как трансмиссия приходиться использовать специальное масло, характеристики которого устанавливаются еще на заводе производителе. Трансмиссионное масло создается согласно ГОСТ 17479.2-85, при маркировке масла производитель может указать буквы ТМ.
Также марка масла обозначается цифрами, обозначающими наличие присадок и определенную вязкость. Приведем пример: масло ТС-3-1H можно расшифровать как трансмиссионное, относиться к 3 группе и создано по 4 классу вязкости.
Масло для сельскохозяйственной техники имеет в составе дистиллятную и нефтяную разновидности, хорошее масло должно иметь присадки, уменьшающие износ и появление задиров. В основе могут содержаться такие компоненты как фосфор, сера, хлор и т. д.
При использовании на тракторе ведущего моста и гипоидной скорости обязательно требуется использование специального смазочного вещества — гипоидного масла. Также играют важную роль — защищают от появления задиров. Любое трансмиссионное масло должно выполнять единственную роль — смазка внутренних механизмов трансмиссии и обеспечение правильного теплоотвода.
Видео
Трансмиссия трактора и автомобиля
Сопротивление движению тракторного агрегата и автомобиля изменяется непрерывно и в широких пределах. Это объясняется колебаниями удельного сопротивления почвы, загрузки рабочих органов машин, сопротивлений качению колес и сцепления их с грунтом или дорогой, возникающими на пути движения, подъемами и уклонами и т.д. Соответственно требуется изменять вращающий момент, подводимый к ведущим колесам (звездочкам) как для преодоления возросших сопротивлений, так и для более полного использования мощности двигателя, получения высокой производительности при наименьшем расходе топлива.
Трансмиссия служит для передачи вращающего момента двигателя ведущим колесам трактора (автомобиля), а также части мощности двигателя агрегатируемой с трактором машине. При помощи трансмиссии можно изменить вращающий момент и частоту вращения ведущих колес по значению и направлению.
Рисунок. Схемы трансмиссий: а — автомобиля с колесной формулой 4х2; 1 — сцепление; 2 — коробка передач; 3 — карданная передача; 4 — главная передача; 5 — дифференциал; 6 — полуось; б — колесного трактора; в — гусеничного трактора: 1 — двигатель; 2 — сцепление; 3 — коробка передач; 4 — главная (центральная) передача; 5 — задний мост; 6 — дифференциал у колесных тракторов и конечные передачи у гусеничных тракторов; 7 — ведущее колесо (гусеница); 8 — направляющее колесо; 9 — бортовые фрикционы или планетарный механизм поворота.
К трансмиссии предъявляют следующие требования:
- высокий КПД
- возможность индивидуального регулирования частоты вращения колес
- низкая металлоемкость
- высокая надежность
- возможность привода агрегатов с большим относительным перемещением
- независимость размещения силовой установки
- возможность деления мощности
- применение группового и индивидуального приводов ходовых систем
- приспособленность к колебаниям тяговых нагрузок
- способность передавать мощность на значительные расстояния
- широкий диапазон регулирования силовых и скоростных параметров
По способу изменения вращающего момента различают ступенчатые, бесступенчатые и комбинированные трансмиссии.
Ступенчатые трансмиссии состоят из зубчатых колес различных типов. В этой трансмиссии при переходе от одного режима работы к другому вращающий момент меняется через интервалы, кратные передаточным числам, поэтому она получила название ступенчатой. При наличии ступенчатой трансмиссии на некоторых режимах невозможно полностью использовать мощность двигателя.
Бесступенчатые трансмиссии обеспечивают непрерывность и автоматичность процесса изменения вращающего момента, чем выгодно отличаются от ступенчатых. Вместе с тем им свойственны некоторые недостатки:
- сложность конструкции
- более низкий КПД
Различают фрикционные (механические), электрические и гидравлические бесступенчатые трансмиссии. Гидравлические передачи делят на гидродинамические и гидрообъемные.
Минский тракторный завод разработал инновационный трактор «Беларус-3023» с бесступенчатой электромеханической трансмиссией.
Комбинированные трансмиссии представляют собой сочетание одной из бесступенчатых передач со ступенчатой передачей, имеющей вспомогательное значение. Это позволяет расширить диапазон изменения вращающего момента на движителях и одновременно сохранить основные преимущества бесступенчатой передачи. Комбинированная трансмиссия, у которой в качестве одной из сборочных единиц применяют гидродинамическую передачу, называется гидромеханической. Такая трансмиссия применена в тракторе ДТ-175С.
Наиболее распространены механические трансмиссии. В механическую трансмиссию входят следующие механизмы:
Источник https://studref.com/612442/agropromyshlennost/transmissiya_traktorov_avtomobiley
Источник https://traktorspec.ru/traktora/naznachenie-i-shema-transmissii-traktora.html
Источник https://ustroistvo-avtomobilya.ru/transmissiya/transmissiya-2/