Минприроды ужесточит выдачу лицензий на работу с опасными отходами

Содержание

Лицензия на обращение с отходами Санкт-Петербург

Выдача лицензий на обращение с отходами и последующий контроль предприятий, получивших данное разрешение, входят в круг полномочий Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Документы необходимо подавать в территориальное Управление Росприроднадзора по месту фактического осуществления деятельности предприятия. В некоторых случаях имеет смысл пройти лицензирование на территории одного субъекта, а затем перенести или расширить производственную деятельность в пределах РФ. Закон не запрещает подобную практику, так как лицензия на обращение с отходами действует на федеральном уровне, но воспользоваться этим способом могут не все. В частности, перенос невозможен, если компания ведет деятельность по размещению отходов или перерабатывает их, используя для этого только стационарную технику любого типа.

Виды лицензий на отходы

Лицензия – разрешительный документ, выдаваемый уполномоченным органом государственной власти, предоставляющий право ведения деятельности по обращению с отходами в части: сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения.

Транспортирование

Федеральная лицензия на перевозку отходов дает право перемещать отходы от образователей отходов до объектов их переработки и размещения.

Обработка

В сравнении с другими видами работ по обращению с отходами, деятельность по обработке имеет свою специфику лицензирования.

Утилизация

Федеральная лицензия на утилизацию (рециклинг, регенерация, рекуперация и др.) отходов дает право перерабатывать отходы с получением вторичного сырья.

Обезвреживание

Федеральная лицензия на обезвреживание отходов (уменьшение массы, изменение состава, физических и химических свойств, понижение класса опасности) с целью снижения их негативного воздействия.

Размещение

Федеральная лицензия на захоронение отходов на полигоне с целью предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Сбор

Федеральная лицензия на сбор отходов дает право принимать отходы от третьих лиц с целью их дельнейшей самостоятельной переработки или размещения.

СРОЧНОЕ ПОЛУЧЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ НА ОТХОДЫ
1,5 МЕСЯЦА

Проведение отдельных мероприятий в ускоренном порядке с целью сокращения общего срока лицензирования.

ГОТОВЫЕ ФИРМЫ С ЛИЦЕНЗИЕЙ НА ОТХОДЫ
1 НЕДЕЛЯ

Проведение процедуры переоформления юридического лица с действующей лицензией на обращение с отходами.

Материально-техническое обеспечение лицензирования

ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК

Оборудованная производственная площадка, расположенная в промзоне, с учетом наличия достаточной санитарно-защитной зоны.

ПЕРСОНАЛ

Сотрудники предприятия, имеющие достаточную квалификацию и опыт работы в области обращения с отходами.

СПЕЦТРАНСПОРТ

Специально оборудованные т/с, предназначенные для перевозки отходов по дорогам общего пользования, а также прочая техника, участвующая в обращении с отходами.

ОБОРУДОВАНИЕ

Технологические линии и прочее оборудование, предназначенное для работы с отходами, соответствующее требованиям СанПиН и природоохранного законодательства.

ДОКУМЕНТАЦИЯ

Исполнительно-распорядительная документация, регламентирующая правила безопасного обращения с отходами на предприятии.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Заключение экспертной комиссии в рамках государственной экологической экспертизы на проектную документацию.

About

Требования к соискателям

Лицензия Росприроднадзора может быть выдана любой организации, которая способна подтвердить свое соответствие санитарным, природоохранным, трудовым и другим нормативам. Для этого ей потребуется:

  • Приобрести определенное имущество – участок земли, технику, автомобили. Можно взять имущество в аренду.
  • Провести подготовительные мероприятия, которые касаются обустройства производственной площадки, найма и профессиональной подготовки сотрудников.
  • Заключить договоры с организациями, оказывающими услуги, необходимые для работы соискателя. Сюда относятся договоры на уборку, дезинфекцию, дератизацию, стирку рабочей одежды сотрудников, поставку питьевой воды, канализацию и др.

Порядок лицензирования

Было бы не совсем корректно говорить о лицензировании без уточнения конкретных параметров планируемой деятельности, потому как процедуры контроля и глубина оценки напрямую зависит от потенциальной экологической опасности предприятия. Для сравнения: лицензия ТБО на перевозку мусора IV класса оформляется около 4.5 месяцев (или за 2,5 месяца в срочном порядке) и предполагает лишь две проверки соискателя, а в случае с обезвреживанием показатели совсем иные – 6 месяцев (3 месяца в срочном порядке при поддержке специалистов «Нева Консалт») и не менее 4 проверок. Лишь две процедуры актуальны для всех без исключения видов деятельности – получение СЭЗ на деятельность и основная лицензионная проверка Росприроднадзора.

СЭЗ (санитарно эпидемиологическое заключение) удостоверяет соответствие объекта или документа требованиям СанПиН. В сфере отходов все соискатели должны иметь площадку (участок земли со всеми зданиями постройками и сооружениями). Если лицензия Росприроднадзора оформляется на деятельность по обезвреживанию или размещению, дополнительно необходимо получить еще несколько санитарно-эпидемиологических заключений (на проектную документацию).

Рекомендуется к прочтению  Регистрация ГБО в ГИБДД: какие сложности могут возникнуть?

Когда подготовительные мероприятия завершены и на руках у соискателя имеются все необходимые документы, остается только сформировать лицензионное дело и обратиться с ним непосредственно в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования. По заявлению соискателя снова проводится две проверки – документарная и выездная – а затем выдается лицензия или предписания об устранении несоответствий.

Минприроды ужесточит выдачу лицензий на работу с опасными отходами

Минприроды предложило ужесточить правила выдачи и переоформления лицензий на обращение с промышленными отходами первых четырех классов опасности. С конца 2019 года создания на этом рынке федерального оператора добивается «Ростех»

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Минприроды предложило упорядочить правила выдачи лицензий на сбор, обработку, обезвреживание, транспортировку и хранение опасных отходов I—IV класса опасности, к которым преимущественно относятся промышленные отходы, а также твердые коммунальные отходы. С начала 2021 года получение лицензии должно зависеть от наличия собственного парка техники по вывозу отходов, а также результатов государственной экологической экспертизы для объектов размещения, обработки и обезвреживания отходов.

Об этом говорится в проекте постановления правительства, который замминистра природных ресурсов и экологии Константин Румянцев направил 3 июня в Минэкономразвития, Минпромторг, Росприроднадзор и Роспотребнадзор. У РБК есть копия письма Румянцева и прикрепленный к нему проект постановления правительства. Их подлинность РБК подтвердил представитель Минприроды.

Как изменятся правила работы операторов по сбору опасных отходов

Действующее постановление правительства «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I—IV классов опасности», принятое в октябре 2015 года, утратит силу до конца 2020 года в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины», сообщил РБК представитель Минприроды. Этот механизм, инициированный еще бывшим премьером Дмитрием Медведевым, предполагает отмену устаревших и избыточных регуляторных норм и введение моратория на принятие новых нормативно-правовых актов, которые содержат ужесточающие требования или формируют дополнительную контрольно-надзорную нагрузку для бизнеса.

Что относится к отходам I—IV классов опасности

К отходам I класса опасности относятся ртуть и приборы, содержащие соли свинца, например сложные термометры и конденсаторы, к отходам II класса — батарейки, автопокрышки, масла. Отходы III класса включают отработанные медные провода, шлам очистки труб от нефти, дизтопливо. Отходы IV класса в основном состоят из строительных отходов — бой кирпича, остатки щебня и арматуры, опилки и т.д.

По действующему постановлению лицензия на обращение с промышленными отходами выдается бессрочно. «Получил ее один раз на всю жизнь — и занимаешься обращением с отходами независимо от наличия специализированной техники и финансовых ресурсов», — говорила в интервью РБК глава Росприроднадзора Светлана Радионова. Она выступила не только за упорядочивание условий выдачи лицензий, но и за ограничение срока их действия.

Светлана Радионова

Фото: Dean Mouhtaropoulos / Getty Images

Какая стратегия поможет компании стать лидером после рецессии

Фото: Ilya S. Savenok / Getty Images

Ни слова о недовольстве: как быть с негативными эмоциями в коллективе

Фото: Tim Boyle / Getty Images

Вы переехали за рубеж. О каких законах своей страны не надо забывать

В России двузначная инфляция. Какие активы могут от нее застраховать

Фото: Spencer Platt / Getty Images

Повышенные цены и переориентация экспорта. Что ждет российский нефтегаз

Компания приостановила бизнес в России. К чему готовиться ее директору

Фото: Richard Rohrdanz / Unsplash

Чем поможет форс-мажор — инструкция по применению

Фото: Fiona Goodall / Getty Images

Как изменится потребитель и маркетинг в России в 2022 году

Радионова также предлагала сделать прозрачную для государства систему и вывесить публичный реестр утилизаторов отходов. «Не будет фейковых историй, когда компания подает утилизационных актов на 100 тыс. руб., имея мощности на 10 тыс. руб.», — говорила она.

Новые лицензии на обращение с промышленными отходами, согласно новому проекту Миприроды, будут выдаваться, если у компании или индивидуального предпринимателя (ИП) в наличии:

  • собственная техника для вывоза отходов (использование одних и тех же транспортных средств несколькими лицами, осуществляющими такую деятельность, будет запрещено);
  • здания, объекты и мощности для обработки, обезвреживания или утилизации отходов (объект размещения отходов должен быть включен в государственный реестр объектов по размещению отходов — ГРОРО, а земля, где расположен полигон, должна быть в собственности или в аренде на законных основаниях);
  • квалифицированный персонал для работы с отходами указанного класса опасности;
  • результаты государственной экологической экспертизы для технологий по обработке, обезвреживанию и хранению отходов.

К тому же компаниям или ИП, получившим такие лицензии, будет запрещено использовать мобильное оборудование по сбору и вывозу отходов на других проектах, а полезные компоненты, которые можно использовать, — вторсырье — запретят складировать на полигонах или сжигать.

Сейчас новые правила проходят стадию согласования с учетом замечаний бизнеса и профильных ведомств. Росприроднадзор еще в начале апреля направил в Минприроды письмо с предложением сделать лицензии на обращение с промышленными отходами ограниченными по срокам, сказал РБК представитель ведомства. По его словам, ведомство считает необходимым определить срок действия лицензий в пять лет, либо на срок эксплуатации объекта размещения отходов. Но в текущей редакции проекта постановления не прописано сроков действия лицензий. РБК направил запросы в пресс-службы Минэкономразвития, Минпромторга и Роспотребнадзора.

Как новые правила согласуются с планами «Ростеха» на рынке

Обращение с промышленными отходами I—II классов опасности курирует структура «дочки» «Росатома» «Федеральный экологический оператор». А глава «Ростеха» Сергей Чемезов предложил в декабре 2019 года на базе возглавляемой им госкорпорации создать федерального оператора по обращению с промышленными отходами III—V классов опасности, на которые приходится 95% всех отходов в России. В АКРА оценивали примерную стоимость вывоза и складирования таких отходов в 1,4 трлн руб. в год.

Рекомендуется к прочтению  Гарантийный ремонт — что надо знать потребителю

Фото:Максим Блинов / РИА Новости

Тогда глава Минприроды Дмитрий Кобылкин выступил против этой инициативы, заявив, что это ущемит интересы малого бизнеса и противоречит антимонопольному законодательству. Тем не менее в конце апреля 2020 года стало известно, что вице-спикер Совета Федерации Николай Журавлев внес в аппарат правительства поправки в законы об отходах и о «Ростехе», которые предполагают, что госкорпорация сможет рекомендовать федерального оператора по обращению с промышленными отходами и размер тарифов на его услуги. «Я бы села за круглый стол и хорошенько подискутировала о едином операторе промышленных отходов с самими промышленниками, бизнесом и потребителями. Одно ясно: надо наводить порядок», — говорила в интервью РБК Радионова.

Комментируя новый проект лицензирования сбора и вывоза опасных отходов, представитель «Ростеха» сказал РБК: «Это нужный отрасли документ, который призван упорядочить правила выдачи разрешительных документов, требования к юридическим лицам и предпринимателям, работающим в данной сфере». «Все компании, входящие в контур «РТ-Инвест» в области обращения с отходами, уже сегодня отвечают данным требованиям (которые предлагает ввести Минприроды — РБК), получая все необходимые лицензии. Корректировка правил вполне логична и, по сути, упорядочивает контроль за лицензиатами и за подобного рода деятельностью», — добавил представитель «РТ-Инвест», в которой «Ростеху» принадлежит 25%.

«Ростех» сможет выполнить новые требования переоформления и получения лицензий, как и большинство давно работающих в этой отрасли компаний, считает заместитель председателя комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам «Деловой России» Наталья Беляева. С рынка уйдут те компании, которые используют арендованную технику для вывоза отходов и владеют свалками, которые все равно придется закрывать, добавила она

Какие есть противоречия в новых правилах

«Ростех», «РТ-Инвест» и эксперты отраслевых бизнес-объединений обнаружили несколько противоречий в новых правилах по выдаче лицензий, которые подготовило Минприроды:

Ключевые аспекты заключения договоров на передачу отходов

/img/plugs/eco/2.png

Исполнение природоохранного законодательства в той или иной степени затрагивает всех хозяйствующих субъектов, особенно в области обращения с отходами, ведь даже работа офиса приводит к образованию отходов (таких как мусор от офисных помещений, отработанные картриджи принтеров и другая отработанная оргтехника, отработанные лампы).

К лицензируемым видам деятельности в области обращения с отходами относятся сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение (хранение и захоронение) отходов I–IV классов опасности[1]. Лицензия на обращение с отходами включает в себя закрытый перечень отходов с указанием разрешенного вида (разрешенных видов) обращения с ними.

Поскольку хранение отходов является лицензируемым видом деятельности, образователи отходов, не имеющие лицензии на обращение с ними, должны передавать образуемые отходы другим юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на обращение с отходами, в срок, не превышающий 11 месяцев с момента образования. Важно учитывать при заключении договора наличие образуемых видов отходов в лицензии лица, которому передаются отходы.

Собственники твердых коммунальных отходов (ТКО) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления[2].

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) взимается в том числе за размещение отходов производства и потребления. Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением ТКО, являются образователи отходов, при размещении ТКО — региональные операторы, осуществляющие (организующие) деятельность по их размещению[3].

Хозяйствующие субъекты, в процессе деятельности которых образуются исключительно ТКО, не вносят плату за НВОС при размещении отходов при условии передачи их региональному оператору.

Споры о плате за НВОС

Одним из распространенных судебных споров между хозяйствующими субъектами (а также между хозяйствующим субъектом и контрольно-надзорным органом) является спор о внесении платы за НВОС при размещении отходов и сопряженном с этим переходе прав собственности на отходы.

На практике случается, что хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по транспортированию и размещению отходов, намеренно не оговаривает в договоре аспекты перехода прав собственности на отходы, а также ответственность за внесение платы за НВОС при размещении отходов.

В случае когда заказчик, передающий отходы, не имеет большого штата сотрудников и компетентных специалистов в сфере природоохранного законодательства, он принимает условия договора, предложенные исполнителем. Это может привести к тому, что право собственности на отходы не переходит от заказчика к исполнителю и заказчик продолжает нести ответственность за переданные отходы, хотя на практике уже не может отслеживать безопасное обращение с ними. В данном случае и обязанность по внесению платы за НВОС при размещении отходов остается за заказчиком, т.е. лицом, передавшим отходы.

Рассмотрим более детально правовые нормы, которыми можно руководствоваться для установления легитимности возникших правоотношений.

Как уже говорилось, плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением ТКО, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Рекомендуется к прочтению  Растаможка авто в Украине 2022

Данная обязанность по компенсации причиненного окружающей среде вреда в виде внесения платы за НВОС не может быть прекращена только в связи с заключением договора на передачу отходов и не может автоматически возникнуть у лиц, оказывающих эти услуги, в отсутствие определенных условий, согласованных участниками договора, и без передачи образователем отходов специализированной организации — приемщику денежных средств в целях внесения данных платежей.

Судебная практика

Данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2008 № 8672/08 и Определении Верховного Суда РФ от 30.11.2010 № 78-Впр10-33.

Вопрос перехода права собственности на отходы, не согласованный в рамках договора на передачу отходов, может иметь важное значение при возникновении угрозы нанесения вреда окружающей среде при обращении с отходами, например при транспортировании или временном накоплении уже переданных отходов, т.к. согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (ст. 4 Федерального закона № 89-ФЗ). Право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 1 ст. 223 ГК РФ).

Обратите внимание

Сторона, принимающая отходы, должна озаботиться обеспечением безопасности для окружающей среды принимаемых отходов (например, целостностью корпусов отработанных ртутных ламп), т.к., если иное не предусмотрено договором, бремя содержания (в т.ч. и обеспечение безопасности для окружающей среды) данных отходов переходит к нему.

Условия договора на передачу отходов должны быть наиболее полными и регламентирующими прежде всего обязанности каждой из сторон договора.

Условия договора на передачу отходов

Условия, которые необходимо предусмотреть в договоре на передачу отходов, чтобы избежать судебных споров между участниками договора, включают в себя следующие аспекты:

• вид и количество передаваемых отходов;

• цель передачи и приема отходов (транспортирование, утилизация, обезвреживание, размещение);

• наличие соответствующей лицензии на обращение с отходами у стороны, которая принимает отходы;

• адрес передачи отходов;

• условия накопления передаваемых отходов;

• требования к состоянию передаваемых отходов;

• обязанность по внесению платы за НВОС (за исключением ТКО) в части размещения отходов;

• право собственности на передаваемые отходы;

• обязанность о своевременном уведомлении другой стороны при невозможности выполнения согласованных в договоре условий;

• ответственность за причинение вреда окружающей среде при обращении с отходами;

• срок оказания услуг по приему отходов, в т.ч. срок реагирования исполнителем на поступившую заявку от заказчика.

Рассмотрим подробнее некоторые из перечисленных выше условий передачи отходов.

Цель (цели) передачи и приема отходов

Одним из важнейших условий договора является цель (цели) передачи и приема отходов и соответствие данной цели (данных целей) виду (видам) обращения с отходами, указанному (указанным) в действующей лицензии принимающей стороны. Так, если цели передачи и приема отходов — транспортирование и размещение, то в действующей лицензии принимающей стороны должно быть и то, и другое.

При этом допускается отсутствие в действующей лицензии принимающей стороны конечной цели передачи отходов (размещение, утилизация, обезвреживание) в случае, если данная сторона договора представит надлежащим образом заверенную копию договора на дальнейшую передачу данных отходов.

Таким образом, должен ясно прослеживаться путь отходов от отходообразователя до субъекта, осуществляющего конечный этап обращения с ними — обезвреживание, утилизацию или размещение.

Транспортирование отходов

Вопрос транспортирования отходов также можно отнести к одному из ключевых условий договора. Хозяйствующий субъект может самостоятельно транспортировать отходы I–IV классов опасности при наличии соответствующей лицензии, а при ее отсутствии — только отходы V класса опасности.

Условия накопления и требования к состоянию отходов

Условия накопления и требования к состоянию передаваемых отходов разнообразны и зависят от специфики отхода. Стороны договора должны руководствоваться правилами и нормами, разработанными для конкретных видов отходов.

Например, в случае с отработанными ртутными лампами это Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314 «Об утверждении Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде».

Подобные правила должны строго соблюдаться сторонами договора во избежание возникновения опасности для окружающей среды.

Обязанность по внесению платы за НВОС

Обязанность по внесению платы за НВОС в случае передачи отходов (за исключением ТКО) на размещение является обязательным условием договора передачи отходов. В случае передачи отходов на утилизацию или обезвреживание внесение платы за НВОС не требуется.

Сроки оказания услуг

Срок приема отходов, в т.ч. срок реагирования исполнителем на поступившую от заказчика заявку, также имеет значение для стороны, передающей отходы: во-первых, накапливать отходы разрешается сроком не более 11 месяцев с момента их образования; во-вторых, несвоевременный вывоз отходов влечет невозможность их дальнейшего временного накопления заказчиком.

В завершение отметим, что самым важным моментом, безусловно, является предотвращение причинения вреда окружающей среде. Стороны договора должны стремиться принять все возможные действия, направленные на снижение НВОС при передаче отходов.

[1] Пункт 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

[2] Пункт 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

[3] Пункт 1 ст. 16, п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Источник https://neva-c.ru/licenzirovanie/othody

Источник https://www.rbc.ru/business/19/06/2020/5eeb15e29a79470bb874b71e

Источник https://www.profiz.ru/eco/blog/post_6453/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: