Содержание
Сколько денег получили казахстанцы от утильсбора в 2021 году
С 5 января в Казахстане возобновится приём старых авто для утилизации
Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК и Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК одобрили увеличенную квоту на прием 70 тысяч старой легковой и большегрузной техники для дальнейшей утилизации. Электронная очередь на прием техники и 18 пунктов сбора ВЭТС откроются 5 января, сообщает официальный сайт РОП.
Продажи автомобилей LADA в РК в 2021 году снизились вдвое
В 2022 году в связи с изменением размера месячного расчетного показателя, выплаты денежной компенсации за сдачу ВЭТС варьируются в диапазоне от 165 402 тенге до 606 474 тенге в зависимости от категории и комплектации транспортного средства.
Суммы выплат за единицу техники по категориям ТС:
Категории
МРП
Размер компенсации (тенге)
В 2021 году казахстанцы сдали рекордное количество старой транспортной техники на утилизацию. За период с января по ноябрь уходящего года у населения принято 50 005 транспортных средств, в числе которых: 37 495 легковых автомобилей, 5271 автобусов и 7 239 грузовиков.
Сколько платить за утильсбор на машину в Казахстане в 2022 году
Владельцам вышедших из эксплуатации транспортных средств выплачено 13,833 млрд тенге. Наибольшее количество старой техники принято в Шымкенте – 12 068 авто, следом идет Алматы – 5175 единиц транспорта, на третьем месте расположился Тараз – 4788, а замыкает четверку лидеров пункт сбора в Караганде, там принято за год 3239 транспортных средств.
Всего с начала реализации программ по стимулированию сдачи вышедших из эксплуатации транспортных средств пунктами приема было принято на дальнейшую утилизацию 214 932 транспортных средства. Из них 194 163 легковых автомобиля, 14 590 единиц среднетоннажной техники и порядка 6 179 большегрузной техники. Принятые ВЭТС утилизируются на Карагандинском заводе.
Категории транспортных средств
Автомобили легковые
Категория M1 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.
Категория М1 (2) — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения, без части кузовных деталей, агрегатов и запчастей.
Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства
Категория M2 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.
Категория M3 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.
Грузовые автомобили
Категория N1 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонны.
Категория N2 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн.
Категория N3 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.
Категории М2, N2, N1 (2) — транспортные средства указанных категорий, но также без части кузовных деталей, агрегатов и запчастей.
Утильсбор в Казахстане: каким он будет в 2022 году для легковых машин
Мой сосед почти год ездит на Toyota Camry 40 с российскими номерами. Он ярый любитель именно этой марки. Недавно я задал ему вопрос: «А не проще купить такую же в Казахстане и спокойно ездить, не переживая за документы и утильсбор»? На что он с улыбкой ответил: «Там легче найти в хорошем состоянии и дешевле, а по документам я не заморачиваюсь». Эту статью мы взяли у наших коллег с Bizmedia.kz.
«Как это так?» – подумал я и промолчал. Неужели так и есть? Когда я получил задание написать материал об утилизационном сборе, сразу решил проверить слова моего соседа. Я зашел на сайт «колёса» и вбил в поиске Toyota Camry 40. Потом зашел на российский «авито» и сравнил цены. Я был удивлен.
Я нашел почти одинаковые «камри». В Казахстане, по словам продавца, машина в идеальном состоянии. Он пишет: «Комплектация р4. Авто в идеальном состоянии! Мотор, коробка, ходовка в идеале! Салон в шикарном состоянии! Кузов в родной краске! Готов на любые проверки за ваш счёт! Толщиномер приветствуется! (прим. Ред. – орфография и пунктуация сохранены)». По характеристикам – 2007 год, объем двигателя 2,4, пробег 238 000 км, коробка передач – автомат. Цена за нее 7 600 000.
Казахстанская «камри». Фото: Kolesa.kz
Продавец в России пишет так: «Технически автомобиль в достойном состоянии! Двигатель работает ровно, коробка переключает плавно, ходовая в норме! Все ТО производилось по регламенту! Есть сервисная книжка» (прим. Ред. – орфография и пунктуация сохранены)». Характеристики этой Camry такие: 2008 год (свежее казахстанской), пробег 230 000 км, объем – 2,4, коробка передач – автомат, комплектация – комфорт плюс (такая же, как и у казахстанской). Стоит она ровно 1 миллион рублей.
Camry из России. Фото: Avito.ru
Курс рубля к тенге на 2 декабря 2021 года равен 5,89. Я умножил 1 000 000 на 5,89. Получилось – 5 890 000. А сосед ведь в какой-то мере оказался прав. Разница между стоимостью составила ощутимую сумму – 1 710 000 тенге. Но тут есть очень большой нюанс – утилизационный сбор. Поговорим об этом подробно.
Что такое утильсбор в Казахстане и зачем он нужен?
Если коротко и простыми словами – это, грубо говоря, налог, который оплачивается один раз. Делается это для того, чтобы в будущем государство потратило эти деньги на утилизацию машины. Оплачивается он при ввозе и регистрации автомобиля в страну. Платить его обязаны все – производители, импортёры и простые люди.
Сколько нужно платить за утильсбор в Казахстане?
Цены варьируются от бесплатно до почти 4 миллионов. Для расчёта есть базовая ставка – 50 МРП, которую умножают на коэффициент. А он уже зависит от характеристик машины. Например, утильсбор за электромобили составляет 0 тенге. А за ту же Camry 40, как у соседа, будет равняться 1 531 500 тенге. На таблице ниже будет представлена вся нужная информация.
А как в других странах?
В Европе с утильсбором особо не заморачиваются. Там для легковых авто он равен 100 евро – это данные с Википедии. А вот, например в России, он тоже дороговат. Там смотрят на возраст машины. Если машине нет 3-х лет, а ее объем варьируется от 2 до 3 «литров», то утильсбор составит примерно 180 000 тысяч рублей. По нынешнему курсу – это 1 060 200. Для машины, у которой такой же объем, но возраст старше 3-х лет, он составит аж почти 315 тысяч рублей (1 855 350 тенге).
Вывод
Разница в цене на почти одинаковые «камри» в Казахстане и России 1 710 000 тенге. Утильсбор в Казахстане на эту машину равен 1 531 500 тенге (в 2022 году). Если верить соседу, что в России легче найти машину в наилучшем состоянии, то купить её можно там. Потом оплатить утильсбор и спокойно ездить. Выйдет почти такая же стоимость, как и тут. Останется 178 тысяч. Эти деньги уйдут на оформление и перегон машины.
Однако многие водители почему-то не оплачивают утильсбор. Покупают там и ездят в Казахстане на российских номерах. Почему они этого не делают? Первые безответственные или, может даже, жадные. Вторые планируют сделать это позже, как появятся деньги. У третьих попросту нет возможности. Также еще нужно платить за первичную регистрацию авто. Подробнее об этом читайте здесь.
Цифра 5-летия
За пять лет общая сумма уплаты утильсбора составила более 579 миллиардов тенге. При этом автомобили только за этот год подорожали на 10 процентов, в некоторых областях — на 15-20 процентов.
Утильсбор в Казахстане: каким он будет в 2022 году для легковых машин
Бизнес-издание BIZ Media KZ
Мой сосед почти год ездит на Toyota Camry 40 с российскими номерами. Он ярый любитель именно этой марки. Недавно я задал ему вопрос: «А не проще купить такую же в Казахстане и спокойно ездить, не переживая за документы и утильсбор»? На что он с улыбкой ответил: «Там легче найти в хорошем состоянии и дешевле, а по документам я не заморачиваюсь».
«Как это так?» – подумал я и промолчал. Неужели так и есть? Когда я получил задание написать материал об утилизационном сборе, сразу решил проверить слова моего соседа. Я зашел на сайт «колёса» и вбил в поиске Toyota Camry 40. Потом зашел на российский «авито» и сравнил цены. Я был удивлен. Команда Bizmedia.kz разобралась в этом вопросе.
Продавец в России пишет так: «Технически автомобиль в достойном состоянии! Двигатель работает ровно, коробка переключает плавно, ходовая в норме! Все ТО производилось по регламенту! Есть сервисная книжка» (прим. Ред. – орфография и пунктуация сохранены)». Характеристики этой Camry такие: 2008 год (свежее казахстанской), пробег 230 000 км, объем – 2,4, коробка передач – автомат, комплектация – комфорт плюс (такая же, как и у казахстанской). Стоит она ровно 1 миллион рублей.
Курс рубля к тенге на 2 декабря 2021 года равен 5,89. Я умножил 1 000 000 на 5,89. Получилось – 5 890 000. А сосед ведь в какой-то мере оказался прав. Разница между стоимостью составила ощутимую сумму – 1 710 000 тенге. Но тут есть очень большой нюанс – утилизационный сбор. Поговорим об этом подробно.
Что такое утильсбор в Казахстане и зачем он нужен?
Если коротко и простыми словами – это, грубо говоря, налог, который оплачивается один раз. Делается это для того, чтобы в будущем государство потратило эти деньги на утилизацию машины. Оплачивается он при ввозе и регистрации автомобиля в страну. Платить его обязаны все – производители, импортёры и простые люди.
Сколько нужно платить за утильсбор в Казахстане?
Цены варьируются от бесплатно до почти 4 миллионов. Для расчёта есть базовая ставка – 50 МРП, которую умножают на коэффициент. А он уже зависит от характеристик машины. Например, утильсбор за электромобили составляет 0 тенге. А за ту же Camry 40, как у соседа, будет равняться 1 531 500 тенге. На таблице ниже будет представлена вся нужная информация.
А как в других странах?
В Европе с утильсбором особо не заморачиваются. Там для легковых авто он равен 100 евро – это данные с Википедии. А вот, например в России, он тоже дороговат. Там смотрят на возраст машины. Если машине нет 3-х лет, а ее объем варьируется от 2 до 3 «литров», то утильсбор составит примерно 180 000 тысяч рублей. По нынешнему курсу – это 1 060 200. Для машины, у которой такой же объем, но возраст старше 3-х лет, он составит аж почти 315 тысяч рублей (1 855 350 тенге).
Вывод
Разница в цене на почти одинаковые «камри» в Казахстане и России 1 710 000 тенге. Утильсбор в Казахстане на эту машину равен 1 531 500 тенге (в 2022 году). Если верить соседу, что в России легче найти машину в наилучшем состоянии, то купить её можно там. Потом оплатить утильсбор и спокойно ездить. Выйдет почти такая же стоимость, как и тут. Останется 178 тысяч. Эти деньги уйдут на оформление и перегон машины.
Однако многие водители почему-то не оплачивают утильсбор. Покупают там и ездят в Казахстане на российских номерах. Почему они этого не делают? Первые безответственные или, может даже, жадные. Вторые планируют сделать это позже, как появятся деньги. У третьих попросту нет возможности. Также еще нужно платить за первичную регистрацию авто. Подробнее об этом читайте здесь.
Цифра 5-летия
За пять лет общая сумма уплаты утильсбора составила более 579 миллиардов тенге. При этом автомобили только за этот год подорожали на 10 процентов, в некоторых областях — на 15-20 процентов.
Новость 2022-го года
Машины подешевеют? Утильсбор в Казахстане перейдёт к государству. Возможно, теперь в нашей стране подешевеют машины. Ведь Касым-Жомарт Токаев поручил прекратить утильсбор в Казахстане.
«У предпринимателей и в целом в обществе множество вопросов вызывает деятельность компании, которая называется «Оператор РОП». Дошло до того, что было организовано некое общественное движение против этой частной компании. Я поручаю правительству принять меры по прекращению утилизационного сбора и распоряжение утилизационным сбором «Оператором РОП».
Этим должна заниматься государственная организация, как положено в зарубежных странах. Что касается самих сборов, то следует пересмотреть их ставки. Функции государства по утилизации и поддержке автомобильной промышленности в сельхозмашиностроении никто не отменял. Нужно конструктивно обсудить данный вопрос с бизнесом и общественностью», — сказал Токаев на заседании Мажилиса.
Рассуждение от редакции
Утилизационным сбором отныне будет заниматься государство. Соответственно будут пересмотрены ставки. Скорее всего, ставки будут снижены, а это значит, что стоимость автомобилей подешевеет. Ждём хороших новостей!
Источник https://forbes.kz/auto/kazahstantsyi_vnov_smogut_izbavitsya_ot_staryih_avto_za_dengi
Источник https://optimism.kz/2021/12/02/utilsbor-v-kazahstane-kakim-on-budet-v-2022-godu-dlya-legkovyh-mashin-2/
Источник https://bizmedia.kz/2021/12/10/utilsbor-v-kazakhstane-kakim-on-budet/