Умение разбираться в условных обозначениях в электрических схемах безусловное преимущество любого автовладельца

Содержание

Умение разбираться в условных обозначениях в электрических схемах безусловное преимущество любого автовладельца

Каждая машина оснащается электрическим оборудованием, будь то потребители напряжения либо его источники. Все использующиеся девайсы, а также электроцепи, соединяющие их, отмечаются на электросхеме. Как самостоятельно расшифровать условные обозначения в электрических схемах, для чего это нужно и какие компоненты включает в себя оборудование? Об этом мы расскажем ниже.

Что представляют собой автомобильные электросхемы?

Какие девайсы и элементы включает система электропроводки и электрооборудования автомобиля? Принципиальная электросхема являет собой визуальные изображение, где указываются все без исключения пиктограммы использующихся компонентов. Все девайсы находятся в конкретном порядке на схеме, а друг с другом они могут быть соединены как последовательным, так и параллельным образом. Надо учитывать, что сама электро схема легкового или грузового автомобиля по факту не показывает реального расположения оборудования. Она только показывает, как все потребители и источники энергии связаны.

Вне зависимости от машины, схема включает в себя следующие компоненты:

  • оборудование системы питания, применяющееся для образования напряжения,
  • девайсы, использующиеся для преобразования энергии,
  • кроме того, сеть также включает компоненты, использующиеся для передачи тока, то есть проводники.

Какие возможности открываются перед автовладельцем, разбирающемся в схемах?

В автосхеме электрики должен разбираться каждый владелец машин, так как при появлении неполадок в работе оборудования можно будет самому разобраться с поломкой. Естественно, если произошли более сложные проблемы в работе сети и оборудования, то выявить их самостоятельно без опыта вряд ли получится. Особенно, если учесть, что в современных авто используются более сложные схемы, что связано с применением большего числа всевозможных девайсов.

Также необходимость разбираться в работе той или иной схемы для авто может возникнуть у тех владельцев машин, которые желают внести коррективы в работу системы. Например, если вы планируете произвести совершенствование и тюнинг транспортного средства, это не обязательно подразумевает использование модернизированных обвесов или бамперов. Если тюнингуется салон, то автовладелец может установить новую аудиосистему или кондер, в таком случае без внесения правок не обойтись. Помимо этого, понимать работу схемы нужно и в случае, если вы решите самостоятельно установить противоугонную установку.

Уметь разбираться в схеме должны и те автолюбители, которые периодически пользуются прицепом, поскольку часто наши соотечественники сталкиваются с проблемой подключения. Так или иначе, если вы хотите установить дополнительные устройства и добавить их систему, то разбираться в электросхеме просто необходимо.

Как устроено электрооборудование любого автомобиля?

Как сказано выше, любая бортовая сеть включает в себя источники энергии, потребители, проводники, а также компоненты управления. К источникам энергии относятся аккумулятор авто, а также генераторный узел. Назначение АКБ заключается в питании током всех потребителей при отключенном моторе, его запуске а также при функционировании силового агрегата на пониженных оборотах. Но основным источником энергии все же считается генераторный узел, позволяющий обеспечить питание всего оборудования и восстановление заряда АКБ. Нужно учитывать, что емкость АКБ, а также мощность генераторного устройства должны полностью соответствовать техническим параметрам потребителей напряжения, это нужно для поддержки баланса энергии.

Что касается потребителей, то все они делятся на несколько групп:

  1. Основные. К этим потребителям энергии относятся топливная система, зажигания, впрыска, ЭСУД (управления работы мотором), автоматической трансмиссии, а также усилителя руля, в частности, ЭУР.
  2. Дополнительные. К ним можно отнести охладительную систему, освещения и оптики, активной и пассивной безопасности, кондиционер, печку, автосигнализацию, акустику, а также навигационную систему.
  3. Также имеются и кратковременные потребители. К таким потребителям можно отнести системы комфорта, запуска, клаксон, прикуриватель (автор видео канал KroomcoTV).

Также любая система проводки подразумевает использование и компонентов управления. С их помощью обеспечивается согласованная работа источников энергии, а также ее потребителей. В список компонентов управления входят монтажные блоки с предохранительными устройствами и реле, управляющие модуля. Эти устройства обычно располагаются децентрализованным образом. В современных транспортных средствах большинство опций, которые должны выполнять реле, возлагаются на управляющие модули, то есть блоки управления. Также во многих авто сегодня применяются мультикомплексные системы, в частности, шины данных, которые соединяют электронные блоки.

Основные аспекты правильного чтения электросхемы оборудования

Итак, как читать автомобильные схемы и что нужно знать об их расшифровке? Как вы уже поняли, без знаний о расшифровке вы не сможете выполнить ремонт проводки и оборудования при необходимости. Подробная схема к конкретной модели авто должна быть отмечена в сервисном мануале к машине. Посмотрев на нее, вы сможете увидеть десятки всевозможных обозначений электрооборудования, которые соединены линями. Каждая из этих линий окрашена в определенный цвет это цвет проводов в системе проводки (видео снято каналом MR.BORODA).

В более современных автомобилях используются сложные схемы, поскольку такие транспортные средства оснащаются большим количеством оборудования и устройств. В таких электросхемах проводники могут быть указаны отрезками или с разрывами.

Какие аспекты для расшифровки электросхемы машины следует учитывать:

  1. Как мы уже сообщили, все электроцепи помечаются соответствующим их реальному состоянию цветом. Это во многом облегчает процесс ремонта и замены проводки. Сам цвет проводников может быть однотонным или двойным, это говорит о том, основной ли это кабель либо дополнительный. В том случае, если имеются в виду дополнительные проводники, то на самой электросхеме они отмечаются обычно штрихованными отрезками, которые бывают либо продольными, либо поперечными.
  2. Если в вашем авто несколько электрических цепей расположены на одном жгуте, при этом маркируются они аналогично, то такие цепи характеризуются гальваническим сопротивлением. То есть эти кабеля попросту соединены между собой.
  3. Если цепь входит в жгут, он будет отмечен с небольшим отклонением в определенную сторону, в которую он повернут.
  4. Обычно на любой электросхеме имеются несколько проводов одного цвета, как правило, черного. В данном случае речь идет об электроцепях, подключенных к заземлению, то есть кузову автомобиля. Такие контакты зовутся массой.
  5. Если говорить непосредственно о реле, то в этом случае контакты указываются в состоянии, когда через обмотку девайса не передается энергия. Если состояние работы устройства стандартное, то эти элементы могут отличаться друг от друга, так как они могут быть разомкнутыми и замкнутыми.
  6. Кроме того, посмотрев на электросхему, можно будет увидеть, что на самих электроцепях могут быть помечены дополнительные символы. А именно, речь идет о подключении электрической цепи к потребителю энергии. Такое обозначение даст возможность потребителю узнать, куда именно подключена цепи, при этом точно не прослеживая ее прокладку.
  7. Если вы заметили, что на девайсах или оборудовании указываются конкретные цифры, то эти номера в любом случае должны соответствовать. К примеру, если вокруг номера имеется круг, это свидетельствует о том, что это точка подключения цепи к отрицательному контакту. Если же вас интересуют комбинации из букв и цифр, то так отмечаются штекерные соединения.
Рекомендуется к прочтению  10-ка полезных инструментов для мастеров-электронщиков и сервисных центров

Фотогалерея «Обозначения электросхем»

Заключение

Как правило, вместе с сервисным мануалом пользователя прилагается специальная таблица, с помощью которой вы сможете оптимально расшифровать те или иные компоненты электросети. У тех автовладельцев, которые ранее никогда не сталкивались с необходимостью расшифровки, могут возникнуть сложности при выполнении этой задачи. Нужно быть более внимательным, чтобы точно расшифровать все составляющие и компоненты. Непосредственно принцип расшифровки аналогичен не зависимо от того, о какой машине идет речь об иномарке или авто отечественного производства.

Видео «Как самостоятельно выявить неполадки в работе электрики?»

Если вы не знаете, как своими руками определить неполадки в работе системы электропроводки автомобиля, то рекомендуем ознакомиться с роликом, где подробно описан этот процесс (видео опубликовано каналом Автоэлектрика ВЧ).

Электросхемы автомобилей – чтобы знать место каждому проводу!

Сегодня с таким стремительным развитием технологий очень важно знать, как читать электросхемы автомобилей. И не стоит думать, будто это нужно только владельцам современных иномарок, где полно автоматики. Даже если у вас старенькие Жигули, также полезно будет ознакомиться с этой информацией, так как устройство любой машины предполагает наличие автоэлектрики.

Что такое электросхемы?

Электросхемы – это обыкновенное графическое изображение, на котором показаны пиктограммы разных элементов, расположенных в определенном порядке в цепи и связанных между собой последовательно или параллельно. При этом такие чертежи не отображают реальное расположение данных элементов, а только указывают их связь между собой. Таким образом, человек, разбирающийся в них, с одного взгляда может определить принцип работы электроприбора.

Фото электросхемы автомобиля, autoprospect.ru

В схемах всегда изображаются три группы элементов: источники питания, вырабатывающие ток, устройства, отвечающие за преобразование энергии, и узлы, которые передают ток, в их роли выступают разные проводники. В роли источника питания могут выступать гальванические элементы с очень маленьким внутренним сопротивлением. А за преобразование энергии часто отвечают электродвигатели. Все объекты, из которых и состоят схемы, имеют свои условные обозначения.

На фото - электрические элементы автомобиля, manual-car.info

Зачем разбираться в электросхемах?

Уметь читать такие схемы довольно важно для всех, у кого есть автомобиль, ведь это поможет сэкономить очень много денег на услугах специалиста. Конечно, какие-то серьезные поломки починить самостоятельно без участия профессионалов сложно, да и чревато, ведь ток ошибок не терпит. Однако если речь идет о какой-либо элементарной неисправности либо же нужно подключить аккумуляторную батарею, ЭБУ, фары, габаритные огни и прочее, то сделать это самостоятельно вполне реально.

Фото подключения аккумуляторной батареи авто, insidecarelectronics.com

Кроме того, нередко мы хотим ввести в цепь и дополнительные электронные устройства, такие как сигнализация, магнитола, автомобильный кондиционер, которые значительно облегчают процесс вождения и наполняют нашу жизнь комфортом. И здесь не обойтись без умения разбираться в электрических схемах, ведь зачастую они прилагаются ко всем перечисленным приборам. Также это актуально и для владельцев машин с прицепом, так как иногда возникают проблемы с его подключением. И тогда понадобится электросхема прицепа легкового автомобиля и, естественно, навыки, позволяющие разобраться в ней.

На фото - электрическая схема автомобиля, autosecret.net

Как читать электросхемы автомобилей – основные обозначения

Для того чтобы понять принцип работы какого-то устройства, знающему человеку будет достаточно взглянуть на электросхему. Рассмотрим же основные нюансы, которые помогут разобраться в цепях даже новичку. Понятное дело, что ни один прибор не будет работать без тока, который поступает посредством внутренних проводников. Эти трассы обозначаются тонкими линиями, причем цвет их должен соответствовать реальному цвету проводов.

Фото схемы подключения электроприборов автомобиля, filekondr.ru

Если электросхема состоит из большого количества элементов, то трасса на ней изображается отрезками и разрывами, при этом обязательно указываются места их соединения либо же подключения.

На фото - электросхема авто из большого количества элементов, vaz-2115i.ru

Номера, указанные на узлах, должны соответствовать реальным цифрам. Числа в кружках показывают места соединений проводов с «минусом», а обозначение токоведущих дорожек облегчает поиск элементов, расположенных на различных схемах. Комбинации же цифр и букв соответствуют разъемным соединениям. Существуют специальные таблицы, с помощью которых очень легко идентифицировать элементы электрических цепей. Их очень просто найти как в интернете, так и в пособиях для специалистов. В общем, автоэлектросхемы читать достаточно легко, главное разобраться с функциональностью их элементов и следить за цифрами.

Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.

Увидев впервые электрическую схему автомобиля, многие автовладельцы теряются в условных обозначениях и терминах, хотя на деле всё достаточно просто. К тому же все элементы обозначаются одинаково на любом автомобиле, независимо от модели и производителя. Однако некоторые графические обозначения незначительно могут отличаться, встречаются как цветные, так и чёрно-белые элементы в схеме. Буквенные символы всегда идентичные. Сейчас наиболее популярны стали трёхмерные электросхемы, которые легко прочитает даже новичок, ведь всё показано более чем наглядно.

Читая электросхему, следует учитывать некоторые особенности:

  • электропроводка обозначается одним или двумя цветами, обычно на дополнительном цветовом обозначении есть риски, расположенные поперёк или вдоль;
  • в одном жгуте одноцветные провода всегда соединены друг с другом;
  • при входе в жгут любой провод имеет определённый наклон, указывающий на направление, в которое он проложен;
  • чёрный цвет провода всегда используется для соединений «на массу»;
  • часть проводов имеют цифровую маркировку в определённом месте подключения, так можно узнать, откуда идёт провод, не просматривая всю электрическую цепь.

Символы электрических схем автомобилей

Символы электрических схем автомобилей

Электрические системы автомобилей со­держат большое количество электрических и электронных устройств для управления двигателем и для систем обеспечения безо­пасности и комфорта. Обзор сложных цепей автомобильных электрических систем воз­можен только при наличии понятных сим­волов и электрических схем. Вот о том, какими бывают символы электрических схем автомобилей, мы и поговорим в этой статье.

Электрические схемы — принципиальные схемы и схемы контактов — помогают при диагностике, упро­щают монтаж дополнительных устройств и обеспечивают надежное подключение при модификации автомобильного электрообо­рудования.

Символы электрических схем автомобилей

Символы электрических схем автомобилей, показанные в табл. «Схематические символы по EN 60617«, представляют собой подборку стан­дартизированных символов, подходящих для автомобильной электрики. Но, за редким ис­ключением, они соответствуют стандартам Международной электротехнической комис­сии (IEC).

Таблица схематических символов электрических схем автомобилей по EN 60617

электрических схем автомобилей

Европейский стандарт «Графические сим­волы для схем» EN 60617 соответствует международному стандарту IEC 617. Он из­дан в трех официальных версиях (английской, французской и немецкой). Стандарт содержит элементы символов, указательные символы и, самое главное, символы электрических схем для следующих областей:

  • Общие области применения часть 2;
  • Проводники и соединительные устройства часть 3;
  • Пассивные компоненты часть 4;
  • Полупроводники и электронные лампы часть 5;
  • Производство и преобразование электроэнергии часть 6;
  • Коммутационная и контрольная аппаратура и защитные устройства часть 7;
  • Измерительные приборы, лампы и сигнальные устройства часть 8;
  • Телекоммуникационное передающее, коммутационное и периферийное оборудование часть 9;
  • Телекоммуникации, передающее оборудование часть 10;
  • Архитектурные и топографические монтажные схемы часть 11;
  • Двоичные элементы часть 12;
  • Аналоговые элементы часть 13.

Требования к символам электрических схем

Электрическая схема и схематический символ генератора с регулятором

Символы электрических схем-это мельчайшие элементы для упрощенного графического представления электрического устройства или его части. Символы электрических схем показывают принцип работы устройства и функциональные связи технического порядка. Символы электрических схем не учитывают форму и размеры устройства, и положение соединений на нем. Обособленное представление на принципиальной схеме возможно лишь абстрактно.

Символы электрических схем должны об­ладать следующими свойствами: они должны легко запоминаться, быть легко понятными, несложными в графическом отображении и логично вписываться в классификационную группу.

Символы электрических схем состоят из элементов и указательных символов. Вот не­сколько примеров указательных символов: буквы, цифры, символы, математические знаки и символы, символы единиц измерения и характеристические кривые.

Если электрическая схема становится слишком детальной из-за представления вну­тренних схем устройства (рис. а, «Электрическая схема и схематический символ генератора с регулятором» ) или если не все детали цепи нужны для идентифика­ции функции устройства, то электрическую схему для этого особого устройства можно заменить одним символом (без внутренней схемы) (рис. Ь, «Электрическая схема и схематический символ генератора с регулятором» ).

В случае интегральных схем, обеспечиваю­щих высокую степень экономии пространства (это синонимично высокому уровню интегра­ции функций в компоненте) предпочтительно упрощенное изображение схемы.

Изображение символов электрических схем

Рабочее состояние схематического символа отличное от базового

Символы схем отображаются без эффекта физического количества, т.е. в обесточенном и механически не активированном состоянии. Рабочее состояние символа схемы, отличаю­щееся от этого стандартного изображения (базового состояния), обозначается двойной стрелкой (рис. «Рабочее состояние схематического символа отличное от базового» ).

Символы схем и соединительные линии (электрические провода и механические со­единения) имеют одинаковую ширину линии.

Оконечные нагрузки

Во избежание ненужных изгибов и пере­сечений соединительных линий, можно по­ворачивать символы схем с шагом 90° или отображать их в зеркально отраженном виде, при условии, что их значение от этого не из­менится. Направление непрерывных линий можно выбирать произвольно. Исключе­ниями являются символы схем для резисто­ров (там символы соединения разрешаются только на узких сторонах) и соединения для электромеханических приводов (где сим­волы соединения разрешаются только на широких сторонах, рис. «Оконечные нагрузки» ).

Механические связи у многопозиционного выключателя

Соединения могут изображаться и с точ­кой, и без точки. Если в месте пересечения нет точки, значит нет электрического соеди­нения. Точки соединения на устройствах большей частью не отображаются специфи­чески. Точка соединения, штекер, гнездо или резьбовые соединения обозначаются симво­лами схем лишь в точках, необходимых для монтажа и снятия. Другие места соединения стандартно обозначаются точками.

Контактные элементы с общим приводом обозначаются на монтажной схеме таким об­разом, чтобы при активации они следовали направлению движения, установленному механическим соединением (- — -) (Рис. «Механические связи у многопозиционного выключателя» ).

Электрические схемы

Электрические схемы — это идеализи­рованные представления электрических устройств в виде символов. К таким схемам также относятся иллюстрации и упрощен­ные чертежи. С помощью схемы показыва­ются связи между отдельными различными устройствами и способ их подсоединения друг к другу. Электрические схемы могут дополняться таблицами, графиками или описаниями. Вид электрической схемы и ее использование обычно определяются в со­ответствии с конкретной целью (например, показ работы системы) (рис. «Классификация электрических схем» ).

Классификация электрических схем

Чтобы электрическая схема была «читае­мой», она должна удовлетворять следующим требованиям:

  • Она должна соответствовать требованиям стандартов, а какие-либо отклонения должны объясняться;
  • Пути прохождения тока должны рас­полагаться таким образом, чтобы поток проходящих сигналов или механическое действие имели место слева направо и сверху вниз.

В автомобильной электрике блок-схемы без отдельных входов/выходов и внутренних схем позволяют оперативно понять принцип работы системы или устройства. Схематиче­ское отображение различными способами (расположение символов схем) является подробным представлением для определе­ния функции и выполнения ремонта. Схема контактов (с указанием мест расположения контактов устройств) используется службами послепродажного обслуживания при замене или модификации устройств.

В зависимости от способа отображения различают:

  • Отображение с одной или несколькими линиями и по расположению символов схемы;
  • Отображение в смонтированном, полусмонтированном виде, обособленное и топографическое отображения, которые могут сочетаться в одной и той же элек­трической схеме.

Блок-схема

Блок-схема — это упрощенное представление электрической схемы, где учитываются только существенные детали (рис. «Блок-схема на примере ЭБУ Motronic» ). Она служит быстрым ориентиром для более под­робной документации (схематичного пред­ставления).

Блок-схема на примере ЭБУ Motronic

Устройства отображаются в виде квадратов, прямоугольников и кругов с отмеченными на них указательными символами, аналогично EN 60617, часть 2. Линии в большинстве слу­чаев чертятся в виде одиночных линий.

Принципиальная схема

Принципиальная схема является подробной схемой цепи. Четко отображая отдельные пути прохождения тока, она также показы­вает, как именно работает электрическая схема. В принципиальной схеме, которая упрощает чтение и дает ясное представление о работе цепи, не должно быть противоре­чий между отдельными компонентами цепи и их пространственными связями. На рис. «Принципиальная схема электродвигателя стартера типа KB для параллельной работы в двух вариантах представления» изображена принципиальная схема стартера в смонтированном и обособленном виде.

Принципиальная схема электродвигателя стартера типа KB для параллельной работы в двух вариантах представления

Принципиальная схема должна содержать:

  • Электрическую цепь;
  • Идентификацию устройств (EN 61346, часть 2);
  • Обозначение штырьков и контактов (DIN 72552).

Принципиальная схема может содержать:

  • Полное отображение с внутренней схе­мой для упрощения проверки, диагно­стики, обслуживания и замены (моди­фикации);
  • Контрольные обозначения для упрощения поиска символов схем, особенно при обо­собленном представлении.

Отображение электрической цепи

В принципиальных схемах в основном ис­пользуется многолинейное представление. Для символов схем стандарт EN 61346 часть 1 предусматривает следующие способы отображения, которые могут сочетаться в одной и той же схеме.

Монтажная схема

Все детали устройства непосредственно ото­бражаются вместе в смонтированном и под­ключенном виде двойной косой чертой или пунктирными линиями, определяющими ме­ханическую связь. Это отображение можно использовать для достаточно простых схем (рис. а, «Принципиальная схема электродвигателя стартера типа KB для параллельной работы в двух вариантах представления» ).

Представление в обособленном виде Символы схем для деталей электрических устройств отображаются отдельно и рас­полагаются таким образом, чтобы каждый путь протекания тока можно было отследить как можно проще (рис. Ь, «Принципиальная схема электродвигателя стартера типа KB для параллельной работы в двух вариантах представления» ). Пространствен­ное расположение отдельных устройств или их деталей не учитывается. Пути протекания тока должны располагаться как можно более линейно, четко и по возможности без пере­сечений. Главная цель этого представления — определить функцию электрической цепи.

Связь отдельных деталей должна опреде­ляться с помощью системы идентификации, согласно EN 61346, часть 2. Идентификатор устройства располагается на каждом от­дельно отображаемом символе схемы для этого устройства. Устройства, отображаемые обособленно, после сборки должны быть обозначены в какой-либо точке на электри­ческой схеме, если это необходимо для по­нимания электрической схемы.

Топографическое представление В этом представлении положение символов схемы полностью или частично соответствует пространственному расположению в устрой­стве или детали.

Обозначение массы

Представление массы

Для большинства автомобилей в силу своей простоты предпочитается однопроводная система, в которой масса (металлические детали автомобиля) служит возвратным проводником. Если идеально проводящее соединение отдельных деталей заземления не гарантируется или если имеет место на­пряжение более 42 В, то возвратный прово­дник также прокладывается изолированно от массы.

Все отображаемые на электрической схеме символы массы электрически соединяются между собой через массу устройства или автомобиля.

Все устройства, содержащие символ массы, должны подключаться к массе авто­мобиля и быть электрически проводимыми.

На рис. «Представление массы» показаны различные возможно­сти отображения массы.

Пути протекания тока и провода

Электрические схемы изображаются таким образом, чтобы они читались как можно проще. Отдельные пути протекания тока, предпочтительно в направлении слева на­право или сверху вниз, должны проходить параллельно краю электрической схемы, как можно более линейно, по возможности без пересечений и изменения направления.

При наличии нескольких параллельных линий они группируются в пучки по три ли­нии, с промежутками между пучками.

Разделительные и рамочные линии

Разделительные и рамочные линии из точек и тире ограничивают детали электрических схем, чтобы отобразить функциональную или конструктивную связь устройств или деталей.

Линия из точек и тире в автомобильной электрике обозначает непроводящее ограни­чение устройств или деталей. Она не всегда соответствует корпусу и не используется в качестве массы. В силовых системах эта ограничительная линия часто соединяется с линией, также из точек и тире, обозначающей провод защитного заземления.

Точки разрыва, идентификатор, обозначение пунктов назначения

Соединительные линии (провода и механиче­ские связи), занимающие большую длину на принципиальной схеме, для большей ясности можно прерывать. Отображаются только на­чало и конец соединительной линии. Связь этих точек разрыва должна легко опреде­ляться. Для этого используются идентифи­катор и обозначение пунктов назначения.

Обозначение точек разрыва

Идентификатор в связанных точках раз­рыва совпадает. Идентификатором слу­жат обозначения контактов по DIN 72552 (рис. а, «Обозначение точек разрыва» ), спецификация концепции работы и спецификации в виде буквенно-цифровых символов.

Обозначение пунктов назначения указы­вается в скобках, чтобы его нельзя было перепутать с идентификатором; оно со­стоит из номера раздела пункта назначения (рис. Ь, «Обозначение точек разрыва» ).

Код раздела (путь тока)

Возможные обозначения разделов

Код раздела, указанный в верхней части схемы (раньше он назывался «путь тока») ис­пользуется для определения местоположе­ния деталей электрической схемы. Это обо­значение может принимать три разных формы:

  • Последовательные числа с одинаковыми интервалами, слева направо (рис. а, «Возможные обозначения разделов» );
  • Ссылка на содержание разделов электри­ческой схемы (рис. 10, Ь);
  • Либо и то, и другое (рис. с, «Возможные обозначения разделов» ).

Маркировка устройств, деталей и символов

Устройства, детали и символы схем иденти­фицируются на электрических схемах буквой и числом в соответствии с EN 61346, часть 2. Эта маркировка размещается слева от сим­вола схемы или под ним.

Указательный символ, стандартно указы­ваемый для типа устройств, можно опустить, если это не вызовет путаницы.

В случае со встроенными устройствами, одно устройство является составной частью другого, например, стартер со встроенным сцепляющим реле Кб. В этом случае обозна­чение устройства будет таким: — М1 — Кб.

Обозначение связанных символов схем при обособленном отображении: каждому отдельно отображаемому символу схемы для того или иного устройства дается обозначе­ние, привычное для этого устройства.

Обозначения штырьковых контактов (на­пример, по DIN 72552) должны наноситься снаружи символа схемы, а при наличии огра­ничительной рамочной линии — предпочти­тельно с выносом за эту линию.

Там, где пути тока проходят горизон­тально: спецификации, относящиеся к от­дельным символам схемы, наносятся под ними. Обозначение контактов располагается непосредственно за символами схемы, над соединительной линией.

Там, где пути тока проходят вертикально: спецификации, относящиеся к отдельным символам схемы, наносятся слева от них. Обозначение контактов располагается не­посредственно за символом схемы, справа, если формат горизонтальный, и слева рядом с соединительной линией, если формат вер­тикальный.

Схема выводов

Схема выводов показывает расположение выводов электрических устройств и под­ключенные внешние и при необходимости внутренние проводные соединения (линии).

Отображение выводов

Отдельные устройства показываются в виде квадратов, прямоугольников, кругов или символов и даже в виде схем с монтажным изображением деталей и могут быть распо­ложены топографически. Для изображения точек вывода используются круг, точка, ште­керное соединение или просто линия вывода.

Пример схемы выводов

В автомобильной электрике обычно ис­пользуются следующие способы отображе­ния:

  • В смонтированном виде, символы схем по EN 60617 (рис. а, «Пример схемы выводов» ).
  • В смонтированном виде, с монтажным изо­бражением устройства (рис. Ь, «Пример схемы выводов«).
  • В обособленном виде, изображение устройства с символами схем, выводы с обозначениями пунктов назначения (рис. а, «Схема выводов в обособленном виде» ); возможна цветовая марки­ровка проводов.
  • В обособленном виде, изображение с монтажным расположением деталей, вы­воды с обозначениями пунктов назначения (рис. а, «Схема выводов в обособленном виде» ); возможна цветовая марки­ровка проводов.

Схема выводов в обособленном виде

Маркировка выводов

Обозначение генератора

Устройства маркируются согласно стандарту EN 61346, часть 2. Выводы и штекерные сое­динители маркируются теми же обозначени­ями, что нанесены на устройство (рис. «Пример схемы выводов» ).

Источник https://dorpex.ru/avtomobilnaya-elektronika/potrebiteli-elektroenergii/umenie-razbiratsya-v-uslovnyih-oboznacheniyah-v-elektricheskih-shemah-bezuslovnoe-preimushhestvo-lyubogo-avtovladeltsa

Источник https://carnovato.ru/kak-chitat-jelektroshemy-legkovogo-avtomobilja-pricepa/

Источник https://press.ocenin.ru/simvoly-elektricheskih-shem-avtomobi/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: