Содержание
Основные преимущества и недостатки ГБО
Главной причиной, по которой автолюбители прибегают к установке газобаллонного оборудования, становится стремление к экономии денежных средств с учетом постоянно растущих цен на бензин и дизельное топливо. Как и любое другое переоборудование транспортного средства, установка ГБО имеет очевидные преимущества наравне с определенными недостатками в результате подобного решения. Давайте разбираться с очевидными на первый взгляд и проявляющимися впоследствии плюсами и минусами, которые будут поджидать автолюбителя в процессе эксплуатации машины после перевода на систему питания газом.
Рекомендуем также прочитать статью об устройстве ГБО. Из этой статьи Вы сможете узнать о том, из чего состоит и как работает газовая система питания автомобильного двигателя.
Преимущества и основные плюсы ГБО
Значительная экономия, пожалуй, это главное преимущество ГБО для авто. Расход газа до 20% выше сравнительно с бензином, а стоимость почти в 2 раза меньше. Необходимо учитывать, что заметно экономить Вы сможете только в том случае, если активно эксплуатируете автомобиль, а пробеги далеко превышают отметку в 10-15 тыс. пройденных километров в год. Если Вы наезжаете меньше, тогда целесообразность покупки ГБО становится сомнительной.
Не стоит забывать и про показатель расхода Вашего конкретного ДВС. Если он не превышает 6-и литров бензина, тогда стоит еще раз крепко задуматься о необходимости покупки газового оборудования. Дело в том, что затраты на приобретение ГБО и его последующую установку будут очень долго возвращаться при маленьких пробегах и малообъемном двигателе даже с учетом заметной разницы цен на 1 литр бензина по сравнению с одним литром газа.
Параллельное использование бензина и газа
Такое преимущество параллельного использования видов топлива, несомненно, оценят те водители, которым необходимо регулярно совершать поездки на дальние расстояния. Получается, что у Вас появляется дополнительный запас хода. Вы можете проехать ощутимо большее расстояние при наличии ГБО. Такая особенность позволяет снизить риск заправки автомобиля некачественным топливом на сомнительных АЗС вдали от крупных населенных пунктов. Например, часть пути Вы движетесь на газе, а после окончания его запаса немедленно переходите на бензин или наоборот. Многие водители используют практику, когда в трассовом режиме задействуется бензин для высоких скоростей и интенсивных обгонов, а в населенных пунктах мотор переключаются на питание газом, так как именно на газе ДВС зачастую теряет свою мощность, что на трассе не всегда хорошо по понятным причинам.
Газ и двигатель
Многие автолюбители в процессе эксплуатации отмечают, что двигатель на газе работает стабильнее и тише сравнительно с бензином. Такая особенность объясняется тем, что октановое число газа выше и находится на отметке около 110. Именно это позволяет мотору на газу работать мягче и более плавно, а также снизить уровень его шума и вибраций. Если говорить о шумовом загрязнении густонаселенных мегаполисов, тогда налицо еще одно преимущество ГБО, хотя в СНГ этому не уделяется должного внимания, чего никак не скажешь о развитых странах Европы и США.
Среди сторонников ГБО бытует также мнение, что двигатели, работающие на газу, имеют больший ресурс. Главным аргументом в защиту такого утверждения становится тот факт, что пропан-бутан, который представляет собой в системе питания легковых авто сжиженный газ, попадает в цилиндры мотора в наиболее оптимальном газообразном состоянии. Добавим, что установки на метане в «легковушках» не используются по причине большого веса системы и габаритов. Как мы уже сказали, подобного свойства пребывать в газообразном состоянии при попадании в цилиндр бензин не имеет, а конструкторы по всему миру пытаются максимально приблизить рабочую смесь воздуха и бензина к газу.
На газе зажигание в двигателе становится намного эффективнее. Сам газ сгорает медленнее бензина, но зато процесс отличается большей равномерностью. Это означает, что ударные нагрузки на цилиндропоршневую группу заметно снижаются. Большее октановое число газового топлива позволяет минимизировать детонацию и последствия этого неприятного явления. Итоговым результатом является уменьшенный износ деталей мотора с ГБО на 30-45% по сравнению с бензиновым агрегатом.
Газ равномернее смешивается с воздухом и не оставляет отложений на стенках цилиндров. Поэтому моторное масло в двигателе после работы на газу чище, дольше сохраняется его вязкость и увеличивается срок службы от замены до замены на 30-40%. Более того, защитная масляная пленка в силовом агрегате на газе не смывается со стенок цилиндров. Совокупность таких особенностей позволяет говорить о том, что газ вместо бензина теоретически увеличивает общий ресурс мотора.
Наблюдается также увеличение срока службы и качества работы свечей зажигания. При работе на газе в камере сгорания ДВС нет накопления смолистых отложений, уменьшается образование нагара на свечах. Получается, что ресурс свечей увеличивается до 40%. Это можно объяснить тем, что в газе отмечено более высокое содержание водорода.
Экологичность моторов с ГБО
Двигатели на газе менее токсичны. Газ является более чистым и экологичным топливом по сравнению с бензином. Использование газа снижает уровень выбросов в атмосферу, газ не имеет содержания серы, в него не добавляют присадки. Газ экологичнее неэтилированного бензина минимум в 3 раза. Как утверждают специалисты известной компании BOSCH, сгорание газа по уровню токсичности уступает только электромобилям и двигателям на водороде. Имеет место более полное сгорание газа в цилиндрах мотора, что также способствует снижению уровня СО.
Если взглянуть на этот аспект, тогда экология действительно меньше страдает от моторов на таком виде топлива. Данное преимущество ГБО сейчас не особенно ценно в СНГ, но со временем вполне возможно ужесточение экологических норм. Достаточно вспомнить наглядный пример и посмотреть на опыт более развитых стран. В Европе существуют даже определенные льготы для автомобилей на газе.
Некоторые европейские города, где уделяется пристальное внимание проблеме загрязнения воздуха и охране культурных памятников, готовят водителям «бензинок» и «дизелей» некоторые ограничения на движение таких машин. Примечательно, что подобные запреты не касаются транспортных средств, оснащенных газовым оборудованием, а также электромобилей.
Простота эксплуатации
Современные ГБО просты в эксплуатации. Актуальные решения газового впрыска автоматически переходят на необходимый тип топлива. Система также сообщает водителю данные самодиагностики и анализирует остаток уровня газа в баллоне. Водитель может с легкостью эксплуатировать авто как на газе, так и на бензине. В любой момент доступна функция самостоятельной смены вида топлива посредством переключателя из салона.
Взрывоопасность и вероятность пожара
У ГБО меньшая вероятность пожара или взрыва. Утечка газа не является такой опасной по сравнению с утечкой бензина. Если происходит механическое повреждение газопровода или газового баллона, тогда газ немедленно охлаждается. Для примера отметим, что при наружной температуре воздуха около +20ºС произойдет понижение до -130 градусов Цельсия. Затем газ перейдет в газообразное состояние и попросту улетучится. Если наружная температура является отрицательной, тогда риски возгорания газа практически полностью отсутствуют. Такое отличие сжиженного газа от бензина, который является легковоспламеняемым топливом при любой температуре даже от небольшой искры, позволяет говорить о преимуществе ГБО.
Неоднократно проводились эксперименты зарубежных и отечественных специалистов, которые подтвердили это утверждение. Использование оборудования известных производителей ГБО, установка в специализированных центрах и плановое ТО газовых систем сделают возгорание практически невозможным. Современный газовый баллон оснащают клапанами безопасности и располагают в автомобиле так, чтобы свести к минимуму возможность деформации или его разрушения при ДТП.
Клуб ADAC из Германии, который представляет интересы владельцев авто этой страны, провел целый ряд испытаний. Немцы имитировали аварию с ударом в заднюю часть автомобиля с ГБО. Газовому оборудованию наносился максимальный ущерб, потом осуществлялся поджог повреждённой автомашины. Результаты данного теста признали вполне приемлемыми. Эксперты пришли к выводу, что исправное и правильно установленное газовое оборудование не является опасным при условии его нормальной эксплуатации. ГБО даже менее опасно по сравнению с баком бензина в случае ДТП.
Прочность газового баллона оказывается на целые порядки выше, чем прочность того же бензобака. Возгорания авто с ГБО случаются, но они оказываются демонстрацией грубого нарушения элементарных правил эксплуатации газовых систем питания двигателя. К таким последствиям может привести езда на автомобилях с заведомо неисправным газовым оборудованием. Аналогичных примеров возгорания или взрыва машин с неисправной системой бензиновой топливоподачи оказывается не меньше. К плюсам ГБО можно отнести и то, что запах при утечке газа в автомобиле чувствуется намного раньше и более отчетливо. Для того чтобы утечка была распознана своевременно, в газовую смесь добавляют особые вещества под названием меркаптаны, которые и обладают этим специфическим запахом.
- Никогда не пытайтесь заправлять ГБО бытовым газом;
- Не нарушайте требований касательно максимально допустимого давления в газовом баллоне;
- Соблюдайте рекомендации производителя ГБО;
- Учитывайте требования специалистов по обслуживанию газовых систем;
Остается только соблюдать эти основные правила. Если Вы заметили малейший признаки утечки в моторном отсеке, зафиксировали присутствие запаха газа в салоне автомобиля или в багажнике, тогда необходимо осуществить немедленную проверку газовой аппаратуры и её элементов на герметичность. Эксплуатация автомобиля до устранения проблемы категорически запрещена! Уделите отдельное внимание элементам крепления газового баллона. Если крепеж ослаблен, тогда очень высока вероятность того, что произошел разрыва газопровода.
Главные недостатки ГБО
Наибольшим минусом становится высокая начальная стоимость. С этим не поспоришь, так как ГБО 4-го поколения с установкой «под ключ» может обойтись около 500 у.е. Эти средства Вы инвестируете в «перспективу» экономии, подобно банковскому депозиту с его процентами. Так что выгода от ГБО проявится не сразу, а также с учетом многих факторов.
Мощность ДВС на газе
На газе проявляется снижение мощности, которое вызвано тем, что скорость горения у газа меньше, чем у бензина. Мощность автомобиля падает до 15 %, особенно это заметно при интенсивном разгоне. Немного спасает положение плавность при наборе скорости на газу, отсутствие провалов и дерганий на переходных режимах. Такая особенность аналогично связана напрямую с замедленным горением газа.
Необходимость переоборудования авто
Вынужденное переоборудование приводит к необходимости последующего дополнительного сервиса системы питания газом, который нужно проводить регулярно. Однако финансово обслуживать ГБО не особенно затратно, но только при учете правильно установленной и настроенной газовой системы. Так или иначе, но с ГБО двигатель потребует повышенной заботы о его техническом состоянии. Мы не будем говорить о первых системах питания газом, но даже с решениями 3-го и более поздних поколений ГБО мотор потребует более частого ТО и замены группы фильтров.
Газ является более «грубым» топливом по сравнению с бензином, при этом его сложнее поджечь и температуры внутри камеры сгорания более высокие. Вполне очевидна необходимость регулярной заботы о состоянии не только газовой, но и бензиновой системы впрыска, а также системы зажигания. Некоторые авто дополнительно требуют учащенной замены высоковольтных свечных проводов и т.д. Интервал планового технического обслуживания автомобиля с ГБО однозначно сокращается до 10000-15000 км. Такую рекомендацию стоит взять на заметку водителям, которые стараются максимально экономить на обслуживании своих автомобилей.
Обслуживание систем ГБО
Такие дополнительные расходы однозначно присутствуют, а цена зависит от поколения и типа установленной системы, от качества заправляемого газа и от индивидуального прайс-листа каждого автосервиса по установке и обслуживанию ГБО. На самом деле, вполне можно сказать, что обслуживать ГБО выходит не так и дорого. Для примера, итальянская система BRC 4-го поколения не потребует особых дополнительных процедур или ремонтов. Единственная манипуляция, это замена фильтра спустя каждые 15 тыс. км. пробега. Плановый же ресурс указанного оборудование находится на отметке около 200 тыс. км, но с оговоркой.
Запускать двигатель в зимний период необходимо на бензине, так как холодный пуск на газе сокращает срок службы диафрагмы редуктора. Когда ДВС прогреется до 50 градусов, тогда можно переходить на газ.
Исправность системы также зависит от того, какого качества газ Вы обычно заправляете. Если газовое топливо содержит примеси или грязь, тогда относительно быстро выйдут из строя элементы газового впрыска (газовый инжектор). Ресурс данной части системы фактически и определяет затраты на содержание газового оборудования. Фильтр, подпадающий под плановую замену применительно к 4-ому поколению ГБО, стоит около 10-15 у.е. в зависимости от той или иной системы. Относительно простое ГБО с газовым инжектором Valtek, Rail или Lovato параллельно требует периодической подстройки, чистки газовых форсунок и ремонта сопутствующих элементов. Стоимость таких регламентных работ и замена фильтра обычно составляет около 30-40 у.е. Производится обслуживание каждые 30 000 км пробега, что получается вполне доступно по деньгам.
Вес автомашины и вместительность багажника
Если первый нюанс касательно веса можно назвать условным, то со вторым невозможно не согласиться. Газовое оборудование действительно занимает место и отнимает полезное пространство в багажном отсеке, так как именно там в 95% случаев установлен газовый баллон. Цилиндрический баллон буквально «съедает» багажник, а тороидальный баллон занимает нишу для запасного колеса.
Во втором случае автовладельцы очень часто возят полноразмерную «запаску», помещенную в специальный чехол, просто в багажнике. На территории СНГ лишь немногие приобретают «докатку» или компактные наборы для ремонта колес, так как не самое лучшее состояние отечественных дорог диктует свои правила, согласно которым наличие в автомобиле полноценного запасного колеса является практически обязательным условием для нормальной эксплуатации автомобиля.
Бензиновая система питания и ГБО
Возникают сложности с бензиновой системой топливоподачи при наличии ГБО. Затруднения могут проявиться при диагностике неисправностей, ремонте бензиновой системы питания, а также в процессе работ касательно регулярного обслуживания автомобиля, что зависит от модели ТС. Если возникает неисправность штатной топливной системы, диагностировать неполадки становится намного сложнее именно по причине тесно интеграции газовой и бензиновой систем. Усложняется доступ к элементам бензиновой системы питания, так как установка ГБО подразумевает связь со штатными элементами.
Если неисправности возникли по причине некорректной настройки или установки ГБО, тогда рядовые автосервисы могут и вовсе отказать Вам в проведении диагностических процедур и последующем ремонте автомобиля с газовой системой. В крупных населенных пунктах эта проблема не особенно актуальна, но в случае с «гаражными» ремонтами довольно распространена.
Газ «убивает» двигатель
Очень часто можно услышать от автовладельцев, что газ полезен для ДВС, а другие говорят, что именно он выводит ГБЦ двигателя из строя раньше срока. Давайте разбираться. Частично второе утверждение правдиво, но сегодня в значительной мере дела обстоят уже не так . Слухи о порче мотора появились одновременно с первыми поколениями ГБО лет 15 лет. Это касается оборудования эжекторного типа и ГБО 2-го поколения. Тогда двигатели были проще, рассчитаны на 76, 80 и 92 октановое число бензина. На таких моторах отсутствовали датчики детонации, не было автоматической корректировки УОЗ и т.д. Да и сами системы первого и второго поколения настраивались не по компьютеру, а вручную.
Еще встречалось такое явление, когда после подстройки на газоанализаторе, самими владельцами или недобросовестными установщиками подкручивалась подача топлива так, чтобы расход газа был в итоге меньше расхода бензина применительно к конкретному ДВС.
Такая настройка недопустима при абсолютно исправном силовом агрегате и нормальных для него показателях расхода бензина. Именно сомнительная «экономия» приводила к проблемам с ГБЦ, происходила усадка и даже прогар клапанов.
Вторым неприятным явлением были «хлопки», когда во впускном коллекторе происходил микровзрыв газовоздушной смеси. Микровзрывы приводили к серьезным последствиям и даже пожарам. С появлением ГБО 4-го поколения эти нюансы исключены. Современные двигатели рассчитаны на бензин 92-98, оборудованы датчиками детонации. Начиная с ГБО 4-го поколения, впрыск газа в системе управляется штатным ЭБУ или контроллером, рабочая смесь по качеству не уступает бензиновой смеси. Это позволило минимизировать или полностью исключить проблемы с ГБЦ. Ускоренный износ ГБЦ еще возможен, но это больше касается моторов, в которых конструктивно отсутствуют гидрокомпенсаторы, а владельцы таких авто пренебрегают своевременной регулировкой зазора клапанов.
Общеизвестно, что температура горения газовой смеси выше бензиновой на 30-50 градусов. Если это учитывать, тогда зазоры клапанов должны быть немного большими (около 0,05 мм) в процессе того, как регулировка осуществляется вручную. После установки газового оборудования обязательно регулируйте клапана и увеличивайте зазоры, так как это поможет избежать нежелательного перегрева. Дополнительно не рекомендуется «крутить» мотор до максимальных оборотов при езде на газе.
Соблюдение этих условий и наличие ГБО 4-го поколения позволяет утверждать, что возникновение проблем с ГБЦ при эксплуатации на газе аналогично по частотности возникающим проблемам этого элемента ДВС при работе на бензине. Это подтверждает статистика ремонтов бензиновых ДВС. Преимуществами же газа остается то, что он не смывает масло со стенок, не приводит к появлению нагара, не вызывает детонации двигателя, продлевает жизнь свечам и лямбда-зонду, а также щадит каталитический нейтрализатор выхлопных газов.
Большинство современных систем 4-го поколения работают по такому принципу, что запуск двигателя происходит на бензине в автоматическом порядке, что никак не зависит от наружной температуры воздуха. После прогрева мотора до заданного порога незаметно происходит переключение на газ, причем автоматическое. Такой переход может произойти на холостых оборотах или в движении, а момент перехода определяет блок управления системой ГБО. Единственно, нужно учитывать то, что бензин все же расходуется при запуске и прогреве силового агрегата, так что его наличие в баке становится обязательным условием.
Проблемы с парковкой
Некоторые подземные паркинги и стоянки запрещают парковать авто с ГБО. Этот недостаток связан с тем, что сжиженный пропан-бутан тяжелее воздуха и имеет свойство задерживаться в низких точках подземных автостоянок, которые проветриваются намного менее интенсивно, чем открытые наземные площадки. Автомашину с ГБО крайне не рекомендуется оставлять в гаражах с каналом или открытой смотровой ямой, а также существует категорический запрет на пребывание таких авто на территории некоторых подземных парковок.
Регистрация газового оборудования
Газовое оборудование необходимо регистрировать документально в соответствующих службах. Это утверждение справедливо и сильно ограничивает возможность установить ГБО своими руками. Дело в том, что для регистрации ГБО в Автоинспекции нужно предъявлять специальный сертификат и лицензию на право заниматься работами по установке такого газового оборудования. Получается, что самостоятельные вмешательства в конструкцию автомобиля недопустимы.
Среди автолюбителей не раз поднимался вопрос о том, что автомобиль с установленной, но не имеющей регистрации газовой системой питания, не может пройти ТО. Такие машины с ГБО отказываются ставить на учет или снимать с учета в ГАИ . Проблемы возникнут, но только при отсутствии соответствующих документов на установленное ГБО. Документы на ГБО на законных основаниях могут попросить также на газовой заправке, хотя на практике этого не возникает.
Сложности связаны с тем, что установка любых систем, а с 4-го поколения и выше особенно, потребует существенного переоборудования автомобиля. Для ГБО-4 нужно сверлить отверстия во впускном коллекторе для газовых форсунок, необходимо резать проводку к бензиновым форсункам, осуществлять подключение к датчикам автомобиля и т.д
Сложности при продаже авто с ГБО
Авто с ГБО иногда бывает сложнее продать. Действительно, автомобиль может продаваться с трудностями тогда, когда Ваш потенциальный покупатель негативно настроен и выступает против любых вмешательств в конструкцию автомобиля. Если постараться, тогда практически все последствия в результате работ по монтажу газовой установки можно полностью устранить или тщательно скрыть от посторонних глаз. Но этот шаг потребует определенных финансовых затрат. Некоторые продавцы с самого начала снимают ГБО перед продажей, но только если планируют установить систему на другой автомобиль или продать отдельно. Такой подход позволяет сохранить до 40% денежных средств при переводе другой машины на газ.
Нехватка АЗС с возможностью заправки газом
Естественно, заправочных станций с газовым топливом заметно меньше, чем только бензиновых. К таким заправочным станциям ГАЗС выдвигаются более жесткие требования техники безопасности, возникают сложности с транспортировкой и хранением сжиженного газа. Процесс заправки газом происходит медленнее и требует повышенного внимания оператора АЗС и контроля процесса установки выносного заправочного устройства, а также другого оборудования. По этой причине развитие сети газовых заправок в СНГ происходит не особенно интенсивно. Если у Вас нет возможности свободно заправляться газом в любой момент, тогда лучше всегда заправлять полный газовый баллон при первой такой возможности.
Сколько стоит установка газового оборудования на автомобиль
Начнем с того, что на общую стоимость ГБО будет влиять стоимость комплектующих. Начнем с баллона. Как правило, виды газовых баллонов для автомобилей отличаются по форме, объему и производителю. Можно выделить на сегодня более дешевый устаревший цилиндрический баллон и современный тороидальный.
Также баллоны могут быть пропановыми и метановыми. Последний вариант должен быть прочнее, что влияет на его стоимость. При этом устройство газового баллона автомобиля зачастую не сильно отличается (фактически, это емкость с клапаном), однако продукты разных производителей могут иметь разную стоимость. Это также оказывает влияние на цену установки ГБО.
- Следующим важным элементом ГБО является редуктор. Чтобы понять, как работает газовый редуктор, достаточно представить корпус с двумя камерами. Если просто, сначала газ из баллона поступает в одну камеру, где переходит из жидкого состояния в газообразное. Также в первой камере снижается давление газа до рабочего. Далее газ поступает во вторую камеру, откуда дозируется и подается в двигатель. Параллельно в редукторе установлены фильтры для очистки газа.
Так вот, от фирмы-производителя редуктора также будет зависеть цена на ГБО. При этом решения от известных изготовителей могут стоить на 40-60% дороже, чем продукция малоизвестных фирм. Также важным элементом являются форсунки, особенно если речь идет о ГБО последних поколений. От их качества будет зависеть эффективность, экономичность и производительность, а также долговечность и исправность работы всей системы. Естественно, качественные фирменные газовые форсунки будут лучше, но и заметно дороже аналогов.
Кстати, ТО газового оборудования на авто предполагает обязательную замену фильтров, проверку работоспособности клапанов, форсунок, компьютерную диагностику ГБО для современных версий и т.д. При этом регулярность проведения повышает надежность всей системы и продлевает срок службы отдельных элементов.
Становится понятно, что важно сначала определиться, какое газовое оборудование лучше поставить на иномарку или отечественный авто. От качества всех составляющих зависит и общий срок службы газового оборудования. Если собирать комплект из дешевых элементов, такое ГБО будет дешевле, но может прослужить всего пару или тройку лет, тогда как дорогие фирменные установочные комплекты при должном обслуживании отрабатывают по 10-15 лет и более (например, BRC). От этого напрямую будет зависеть и цена оборудования.
- Однако и это еще не все. Также важно знать, где установить газовое оборудование на автомобиль, так как цены на установку ГБО также могут отличаться. Если установщик выдает гарантию, а также установка сертифицирована, цена будет закономерно выше. Гаражные же сервисы могут поставить ГБО недорого, однако гарантий на такую установку не будет. Также не выдается и соответствующий сертификат, который позволит в дальнейшем узаконить ГБО в ГИБДД.
Обратите внимание, что часто частные установщики не говорят о том, нужно ли регистрировать ГБО в ГИБДД в 2019 году. На самом деле, узаконить газ на авто сегодня достаточно сложно и дорого. При этом эти расходы также нужно учитывать, то есть заранее включать их в стоимость установки ГБО на автомобиль. При этом сертифицированные установщики за дополнительную плату часто оказывают помощь для регистрации ГБО в ГИБДД при условии установки оборудования именно у них.
Получается, если сравнивать расценки крупных сервисов по сравнению с гаражной установкой, цены на установку ГБО в первом случае могут сначала показаться высокими, однако на деле помощь при дальнейшем узаконении ГБО будет более выгодным решением, чем попытки узаконить газовое оборудование самостоятельно.
- Итак, с учетом вышесказанного, можно приблизительно просчитать стоимость установки, регистрации в ГИБДД, а также окупаемость ГБО 4 поколения. Также отдельно должна приниматься в расчет и эксплуатация ГБО зимой, когда машина заводится на бензине, прогревается, а уже после автоматически переключается на газ. Отдельного внимания заслуживает и цена ТО газового оборудования на машине.
В среднем, цены по Москве на ГБО-4 для четырехцилиндрового двигателя составляют от 25-27 тыс. руб. К этому нужно добавить стоимость регистрации оборудования в ГИБДД, что обойдется владельцу в дополнительные 9-12 тыс. руб. Также нужно учитывать, что чем больше объем мотора и количество цилиндров, тем больше нужно элементов в комплекте оборудования. Также увеличивается и общий объем работ, то есть в таком случае выше и стоимость самой установки.
Подведем итоги
Если Вы приняли ответственное решение о переходе на газовое топливо одновременно с бензином, тогда обязательно учитывайте все плюсы и минусы использования ГБО, перечисленные в этой статье. Бывает так, что для одного автовладельца очевидные преимущества газа на авто заметно перевешивают, для другого же водителя использование сжиженного газа становится абсолютно ненужным или даже неприемлемым с учетом конкретных особенностей и условий эксплуатации автомобиля.
Помните и то, что автомобиль с ГБО потребует повышенного внимания. Только правильная установка, отсутствие текущих проблем с газовой системой, регулярное обслуживание и заправка качественным топливом позволит говорить об итоговой экономии. Мы не утверждаем, что газ в автомобиле представляет собой оптимальное решение, без которого невозможно представить современную машину. Так или иначе, но «правильное» ГБО имеет целый список преимуществ, благодаря чему подобные системы неизменно пользуются высокой популярностью не только в странах СНГ, но и в развитых государствах Европы.
Плюсы и минусы газового автомобильного оборудования
Статья о достоинствах и недостатках газового оборудования для автомобилей. Параллельное применение газа и бензина, пожароопасность, экология. В конце статьи — видео о ГБО. Статья о достоинствах и недостатках газового оборудования для автомобилей. Параллельное применение газа и бензина, пожароопасность, экология. В конце статьи — видео о ГБО.
Установить газобаллонное оборудование – это значит довольно серьезно нарушить конструкцию автомобиля. Подобное решение не всегда бывает благодарным, потому что после такой переделки гарантия на машину уйдет в небытие, словно ее и не было. Однако, несмотря на такой риск, многие водители решаются на такую реконструкцию, и не без оснований.
Причины установки ГБО
Основной причиной для монтирования газобаллонного оборудования автолюбители считают экономию финансовых средств, если при этом еще учесть неукротимо возрастающие цены на бензин и дизельное топливо.
При этом надо сказать, что установка ГБО, как и любая другая реконструкция автомобиля, имеет свои преимущества, как, впрочем, и недостатки. Сопоставляя то и другое, многие водители нередко отдают предпочтение газу как топливу. Давайте попробуем разобраться во всех этих плюсах и минусах, чтобы в дальнейшем вы смогли сделать для себя правильный выбор.
Основные преимущества газобаллонного оборудования
Главный плюс газового топлива – это его экономичность. Несмотря на то, что газа в автомобиле расходуется на 20% больше, он почти в два раза дешевле бензина.
Но при этом нужно иметь в виду, что такая экономия будет работать на вас только в том случае, если вы эксплуатируете автомобиль с максимальной интенсивностью. В противном случае выгода установки такого оборудования станет весьма сомнительной.
Также не забывайте и про показатель расхода топлива, который имеется на двигателе вашей машины. Если этот показатель не переступает границу 6 литров на 100 километров, то надо лишний раз подумать о переходе на газовое топливо.
Причиной для принятия такого решения могут послужить следующие обстоятельства: при двигателе с небольшим объемом, а также при малых пробегах ваши затраты на приобретение газового оборудования будут окупаться слишком долго, особенно если учесть разницу цен одного литра бензина и одного литра газа.
Параллельное применение газа и бензина
Выгоду параллельного использования газового и бензинового видов топлива в первую очередь смогут оценить водители, у которых есть необходимость совершать регулярные рейсы на большие расстояния. При таком оснащении у вас возникает дополнительный запас пробега автомобиля. То есть, вы сможете проехать достаточно большое расстояние, не заправляясь и, таким образом, избегая сомнительные автозаправочные станции, которые могут попадаться вдали от крупных городов.
В качестве примера представьте, что определенную часть вашего маршрута вы едете на газе, а после того, как он закончился, сразу переключаетесь на бензин. Или наоборот. Кроме того, многие автолюбители применяют такую стратегию: на больших трассах, где возникает необходимость обгона на большой скорости, они используют бензин. А в пределах населенных территорий, где большой мощности двигателя не требуется, переключаются на газовое питание.
Особенности работы двигателя на газовом топливе
Многие владельцы автомашин по опыту не раз замечали, что мотор на газе функционирует с меньшим шумом и намного стабильнее, чем на бензине. Эту особенность объяснить несложно: октановое число у газа превосходит бензиновое и составляет примерно 110.
Благодаря именно этому обстоятельству двигатель на газе работает более плавно и мягче. По тем же причинам снижается процент вибраций и шума. В развитых европейских странах и в США уделяется внимание такому негативному проявлению, как шумовое загрязнение больших городов, и там преимущество ГБО неоспоримо. В России и в странах СНГ эта проблема пока не настолько актуальна, но, как известно, прогресс не стоит на месте.
Многие автолюбители, предпочитающие газобаллонное оборудование, не без основания считают, что моторы, питающиеся газом, имеют более длительный срок эксплуатации, нежели те агрегаты, которые потребляют бензин. И это действительно так.
Объясняется это тем, что пропан-бутан в системе подачи топлива находится в жидком виде. Проникая в цилиндры ДВС, он мгновенно переходит в нужное газообразное состояние, готовое к употреблению.
В сравнении с газом бензин подобным свойством не обладает, несмотря на то, что разработчики разных стран стремятся максимально приблизить рабочую смесь бензина и воздуха к газообразному состоянию.
Примечание: ГБО на метане в легковых машинах не применяется, потому что такая система имеет слишком большие размеры и вес.
Зажигание на газовом двигателе работает намного эффективнее. Несмотря на то, что газ сгорает не так быстро, как бензин, процесс этого сгорания протекает значительно равномернее, чем процесс сгорания бензино-воздушной смеси. И это обстоятельство дает следующие преимущества:
- Снижение ударных нагрузок на цилиндр и поршень.
Кроме того, газ очень равномерно перемешивается с воздухом и потому после него на стенках цилиндров не остаются отложения. По этой же причине моторное масло, которое заливают в газовый двигатель, меньше загрязняется, его вязкость продлевается на более продолжительное время и, соответственно, удлиняется срок эксплуатации масла между заменами на 40 %.
Стоит еще сказать про защитную масляную пленку в двигателе, который питается газом – со стенок цилиндров она не исчезает. Все эти особенности в своей массе свидетельствуют о том, что применение газа в качестве топлива действительно увеличивает срок эксплуатации мотора.
Кстати, при установленном ГБО срок работы свечей тоже увеличивается примерно процентов на 40. Дело в том, что при сгорании газового топлива внутри цилиндра не накапливаются смоляные отложения и, соответственно, нагара на свечах образуется намного меньше. Этому способствует большая концентрация водорода в газовом топливе.
Двигатели с ГБО и экология
Агрегаты на газе не столь токсичны, чем на бензине – это научно зафиксированный факт. Газ — действительно более чистое топливо по сравнению с бензином. По свидетельству специалистов фирмы BOSCH, использование газа по своей экологической чистоте проигрывает только водородным моторам и электромобилям. Перечислим основные экологические нюансы использования газового топлива:
- Применение ГБО значительно снижает количество вредных веществ, загрязняющих воздух.
Действительно, окружающая среда намного меньше загрязняется от машин, работающих на газовом топливе. Однако в России и в странах СНГ это преимущество совершенно не ценится.
Не всему и не всегда нам нужно учиться у коллективного Запада, но это тот случай, когда стоит обратить внимание на опыт тех европейских стран, в которых автомобили на газовом топливе приветствуются, а их водителям даже предоставляются льготы.
Более того, в некоторых городах Европы для водителей дизельных и бензиновых двигателей вводятся ограничения на передвижение. На владельцев электромобилей и машин с газовым двигателем эти ограничения не распространяются.
Упрощенность эксплуатации, пожароопасность
Современное газобаллонное оборудование довольно легко и просто использовать:
- автоматика газового впрыска самостоятельно переходит на нужный вид топлива;
Газобаллонное оборудование обладает самой низкой вероятностью взрыва или пожара: утечка газа не может представлять такой опасности, какую несет утечка бензина. Даже если произошло повреждение баллона или газопровода, газ сразу же начнет охлаждаться.
Например, при уличной температуре +20 градусов по Цельсию температура газа при разгерметизации системы упадет до –130 градусов. После этого содержание баллона трансформируется в газообразное состояние и улетучится.
А если уличная температура окажется ниже нуля, то риске возгорания газа вообще говорить не приходится – он просто аннулируется. Перечисленные свойства газа, которые выгодно отличают его от легковоспламеняющегося бензина, также свидетельствуют о преимуществе двигателей на газовом топливе.
Этот факт подтверждают многочисленные эксперименты как отечественных, так и зарубежных специалистов. Например, немцы (клуб ADAC) неоднократно имитировали мощнейшие испытательные ДТП, в которых машина получала удар именно в ту часть, где находился баллон с газом.
При этом всему газовому оборудованию наносился ущерб в максимальной степени, и после этого поврежденный автомобиль поджигали. Однако результаты этого испытания оказались в пользу газового оборудования.
Эксперты выяснили, что если исправное ГБО установить правильно, оно не будет представлять опасности для водителя в процессе эксплуатации. Даже в случае ДТП газовый баллон менее опасен по сравнению с бензобаком.
Кстати, физическая прочность газового баллона значительно превышает прочность бензинового бака. Так что если и возникают возгорания машин, оснащенных ГБО — это, как правило, следствие грубых нарушений правил использования газового оборудования.
Трагические последствия подобного рода могут возникнуть при эксплуатации заведомо неисправного ГБО. То же самое происходит и с бензиновыми двигателями при нарушении правил безопасности.
Еще один плюс газового топлива – своевременное ощущение запаха при утечке. Для этого в газ добавляют специальные компоненты (меркаптаны), которые при утечке и распространяют ощутимый запах.
А теперь несколько строгих правил по обращению с газовым топливом:
- Ни в коем случае не загружайте баллоны бытовым газом.
Вот основные правила, которые вам остается только соблюдать. Если вы все-таки обнаружили даже ничтожные признаки утечки газа в двигателе или обнаружили запах в багажнике или салоне, немедленно отправляйте машину на проверку герметичности ГБО. Помните: использовать автомобиль с этой проблемой строго запрещено!
Основные недостатки ГБО
Самым большим недостатком газобаллонного оборудования можно назвать его стоимость. Покупка современной системы и монтаж ее «под ключ» может вам стоить не меньше 500 долларов. Но при этом надо помнить, что эти деньги вы вкладываете в будущую экономию, причем немалую. Правда, дивиденты пойдут не сразу, а со временем и с учетом многих условий.
Мощность двигателя на газе
Если вы решитесь перейти на газовое топливо, приготовьтесь к снижению мощности вашего автомобиля почти до 15%. Это будет вызвано тем, что скорость сгорания газа значительно отстает от аналогичного показателя бензина.
Особенно вы это почувствуете при необходимости быстрого разгона. В какой-то степени компенсировать этот недостаток будут плавность работы двигателя, особенно во время разгона, а также отсутствие дерганий и провалов. Это все обусловлено медленным сгоранием газа.
Внимание! В зимнее время года запускайте двигатель только на бензине! Холодный запуск на газе губительно влияет на диафрагму редуктора и сокращает срок ее службы. На газ переходите только тогда, когда прогреете мотор до 50 градусов.
Заключение
Итак, вы остановили свой выбор на газовом топливе и приняли решение установить ГБО. В таком случае пересмотрите еще раз эту статью и постарайтесь учесть все плюсы и минусы, указанные выше. Ведь нередко случается так, что для одного автолюбителя использование газового оборудования совершенно невыгодно, а для другого служит серьезным средством финансовой экономии.
Кроме того, перед тем, как приобрести и установить газобаллонное оборудование, не забывайте о том, что оно подлежит регистрации, а после установки потребует повышенного внимания и ухода. Однако, вполне возможно, что именно для вас плюсов в ГБО окажется намного больше, чем минусов, и эта система надежно прослужит вам долгие годы.
Видео о газовом оборудовании:
Преимущества и недостатки газового оборудования на автомобиле
Разница в стоимости бензина и газового топлива заставляет задумываться об установке газобаллонного оборудования. Однако перевод машины на газ имеет свои особенности, зная которые можно оценить все плюсы и минусы ГБО, после чего сделать выводы о целесообразности монтажа газовой системы.
Основные преимущества ГБО
В качестве газомоторного топлива распространены два вида газа сжиженный нефтяной — пропан-бутановая смесь и сжатый (компримированный) — метан (СНГ/КПГ). Ввиду разности давления при хранении газов, оборудования имеют конструктивные отличия, хотя принцип работы у них идентичен.
Стоимость газа
Ключевая выгода — пропан в среднем на 55-60% дешевле бензина, метан 60-65%. От региона к региону цена может немного отличаться.
Конечная стоимость переоснащения среднестатистического авто с 4-х цилиндровым ДВС мощностью до 150 л.с. на пропан варьируется от 35-50 тысяч рублей. Аналогичная метановая система из-за дороговизны баллона обойдется в 50-65 т.р. Оборудовать более мощные машины будет ещё дороже.
Поэтому ожидая скорую экономию, важно учитывать затраты на покупку, монтаж, оформление и обслуживание газобаллонной аппаратуры. При небольших среднемесячных/годовых пробегах окупаемость установки может затянуться. Чтобы оправдать расходы за один год эксплуатации, в месяц машина на газу должна проезжать от 1500 км при этом потребление топлива должно быть не менее 10 литров на 100 км.
Подробнее посчитать окупаемость оборудования по параметрам конкретной машины можно при помощи калькулятора ГБО.
Увеличенный запас хода
К достоинствам ГБО можно отнести возможность использования двух видов топлива. За счёт чего увеличивается пробег транспортного средства. Особенно это актуально для длительных поездок на дальние расстояния и в регионы с неразвитой автомобильной инфраструктурой, об этом ниже.
Работа и ресурс двигателя
Октановое число у метана/пропана выше бензина (около 105-110), благодаря чему снижаются детонационные нагрузки, двигатель работает мягче. К тому же сгорание газа происходит равномернее, за счёт лучшего образования топливовоздушной смеси, что также уменьшает ударные нагрузки на цилиндропоршневую группу, понижает уровень механических шумов и вибрацию ДВС.
После сгорания газового топлива образуется минимальное количество отложений, нагара. Поэтому, перевод авто на газ способствует снижению количества примесей и абразивных частиц в моторном масле, что влечёт за собой увеличение интервала его замены, а также повышение ресурса деталей двигателя. Отсутствие эффекта смывания масляной пленки со стенок цилиндров, способны дать серьезный прирост срока службы ЦПГ.
Так как газ горит медленнее бензина и при более высокой температуре, случаи с прогаром клапанов действительно встречаются. Однако правильная настройка ГБО, а также установка вариатора УОЗ полностью снимает проблему.
Детально узнать о проблемах с мотором при переходе на газ, можно из статьи про «влияние газового топлива на ДВС авто».
Экологическая составляющая
Газ – экологически чистое топливо с минимальным негативным влиянием на окружающую среду, особенно это актуально для густонаселённых городов.
При сгорании СНГ/КПГ выхлопные газы содержат, примерно в 10 раз меньше вредных веществ, что является значительным преимуществом перед бензином или дизелем. Ко всему прочему снижается нагрузка с катализатора и выхлопной системы автомобиля.
Для некоторых регионов РФ специально снижен транспортный налог на авто с ГБО.
Безопасность
Часто преградой к переходу на газ становится боязнь взрыва баллона, подкреплённая фото и видеоинформацией из сети. Количество подобных происшествий увеличивается пропорционально росту числа транспорта с ГБО.
Вот только причиной тому в 100% случаев является безответственность тех или иных лиц:
- установка б/у баллонов (с истекшим сроком эксплуатации или не прошедших своевременное переосвидетельствование)
- не качественный монтаж и обслуживание системы
- установка не сертифицированных, устаревших или низкого качества комплектующих оборудования
- нарушение сроков технического обслуживания ГБО
- не соблюдение элементарных правил эксплуатации авто с газовой системой
Стоит отметить, что при должном внимании к газовому оборудованию, многоступенчатая система безопасности современного ГБО 4-го поколения полностью исключает возможность каких либо аварийных ситуаций.
Подробно узнать о причинах подобных происшествий можно из материала о взрывах и пожарах машин с газовым топливом.
Видео о преимуществах и недостатках использования газового оборудования:
Главные недостатки ГБО
Помимо очевидной выгоды существует ряд отрицательных моментов, которые необходимо учитывать при переоборудовании авто на газ.
Объём багажника
Серьёзным препятствием для монтажа газового оборудования, становится отсутствие в автомобиле предусмотренного места для баллона.
Установка ёмкости неизбежно сокращает полезный объём багажного отделения. Особенно это критично для большинства легковых машин, у которых отсутствует возможность закрепить бак под днищем салона. Частично проблема решается установкой пропанового баллона тороидального вида в нишу запасного колеса. Однако тогда придётся исключать запаску или возить её в багажнике, что также доставит неудобства.
К тому же монтаж цилиндрического бака в багажный отсек лишает возможности трансформации спинок задних сидений. Такое решение наиболее не приемлемо для владельцев хэтчбеков и универсалов.
В плане компоновки, установка газа на коммерческий транспорт практичнее. Так в грузовиках или автобусах есть возможность крепления баллонов вне полезного объема кузова (рама, за кабиной, салон), а их масса по отношению к весу автомобиля и его грузу значительно меньше, чем у легковых машин.
Утяжеление массы авто
Вес одного пустого тор баллона вместимостью 50 литров составляет 30-31 кг, бак 50 л цилиндрической формы без газа весит 20-21 кг. Масса толстостенных метановых ёмкостей порядком выше, так как КПГ топливо хранится под давлением 200 атмосфер, а пропан 12-15.
Например, пустой цельнометаллический баллон под метан 1-го типа объёмом 50л весит 60кг, вес емкости той же вместимости второго типа составит 40-42 кг. Конечно, существуют более лёгкие виды метановых ёмкостей, но их цена и надёжность пока вызывают вопросы.
Мало того что сами баллоны достаточно тяжёлые, вдобавок остальные компоненты системы имеют вес, хоть и не большой, но лишняя нагрузка на детали подвески обеспечена.
Также излишняя масса существенно сокращает грузоподъёмность транспорта. Особенно критично для коммерческого транспорта.
Обязательная регистрация оборудования
Согласно техническому регламенту таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятому в 2015 году, установка ГБО является изменением конструкции ТС, которое требует обязательного оформления.
Процедура регистрации газового оборудования проходит в несколько этапов и отнимает много времени. Затраты на легализацию также стоит отнести к статье расходов при подсчетах окупаемости.
Если не узаконить ГБО, можно столкнуться с проблемами при техосмотре, снятии/постановке транспорта на учет, к тому же за это предусмотрено наказание в виде штрафа.
Дополнительные расходы
Поставить и забыть навсегда – это не про газовое оборудование. Регулярное, своевременное техническое обслуживание ГБО будет способствовать максимальному экономическому эффекту и бесперебойной работе системы.
Обычно ТО оборудования совмещают с обслуживанием автомобиля. Межсервисный интервал составляет 10-15 тысяч км пробега, что сильно зависит от качества газа. В перечень операций входит:
- замена фильтрующих элементов
- проверка, поиск и устранение возможных утечек газа
- диагностика работы ДВС и ГБО
- регулировка форсунок
Для ГБО 1-2 поколения появляется необходимость периодического слива конденсата из редуктора.
Как любая техника, газовое оборудование имеет свой ресурс, по истечении которого потребуется замена или ремонт комплектующих. Особенно это касается резиновых компонентов (магистрали, диафрагма редуктора, уплотнители).
Исходя из этого, дополнительная топливная система требует определенного внимания, а также добавляет финансовых затрат.
Минусы ГБО для двигателя
Часто при езде на газе наблюдается потеря динамики автомобиля (примерно 5-15%). Этот недостаток ощущается лишь на малообъёмных двигателях. В автомобилях со средней и высокой мощностью ДВС, потеря мощности не заметна. При условии правильной подборки, монтажа и регулировки оборудования.
Проблема с заправочными станциями
Сеть газовых заправок гораздо меньше бензиновых. Недостаток пропановых АГЗС существует только в отдаленных, малонаселенных пунктах и на пути между ними. За последние годы с увеличением количества транспорта на пропане ситуация с газовыми заправками меняется к лучшему. В угоду тому, доступность этого вида предпринимательства для малого бизнеса, постройка одной газовой станции не требует многомиллионных вложений.
С метановыми газонаполнительными компрессорными станциями ситуация намного хуже. Численность авто с метановым ГБО куда меньше пропанового, в основном это коммерческий транспорт. К тому же, для возведения АГНКС требуются огромные затраты. Поэтому заправиться метаном в небольших городах, а тем более на трассах будет проблематично.
Стоит также отметить, что наполнение баллона сжатым метаном длится достаточно продолжительное время, что также доставляет неудобства в виде ожидания и очередей.
Соблюдение правил по эксплуатации и хранению автомобиля с ГБО
Хотя система газобаллонного оборудования 4-го поколения работает в автоматическом режиме, но некоторые эксплуатационные требования необходимо знать, чтобы сохранить работоспособность деталей автомобиля.
Например, для устойчивой работы мотора, а также во избежание повреждения редуктора-испарителя, пуск ДВС нужно производить только на бензине, особенно при отрицательной температуре окружающей среды. Четвертое поколение позволяет не задумываться об этом, но возможность аварийного запуска имеется. Для 2-го поколения сразу доступна функция принудительного старта двигателя на газе.
Для сохранения работоспособности штатного бензонасоса и форсунок, необходимо всегда контролировать наличие бензина в баке. Иначе без смазки и охлаждения эти детали топливной системы попросту сгорят.
При настройке газового оборудования устанавливается ограничение по высоким оборотам мотора, так как газ при этом малоэффективен. Из-за этого обгон может повлечь аварийную ситуацию, когда работа ГБО деактивируется, а бензиновая система не включится.
Вдобавок ко всему запрещается ставить машину с утечками газа в закрытом боксе и оставлять ее на длительное хранение с открытой баллонной арматурой при наполненном баллоне.
Бывают закрытые парковки, где владельцам запрещается парковать газовые машины.
Источник http://krutimotor.ru/preimushhestva-i-nedostatki-gbo/
Источник https://fastmb.ru/soveti_auto/2320-plyusy-i-minusy-gazovogo-avtomobilnogo-oborudovaniya.html
Источник https://gbomotor.ru/poleznoe/avto-na-gazu-preimushhestva-i-nedostatki