Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте авто

Содержание

Техника безопасности при техническом обслуживании и ремонте авто

ТО и ТР автомобилей необходимо выполнять в соответствии с общими требованиями Положения о техническом обслуживании и текущем ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

Производство работ исполнителем осуществляется в соответствии с инструкцией по охране труда, доводимой до исполнителя.

Участие водителей, работников других специальностей в техническом обслуживании и ремонте подвижного состава допускается при соответствии их квалификации и квалификационной характеристики выполняемых работ; в противном случае привлечение работников к этим работам возможно только после профессионального обучения. В связи с изменением условий труда с работниками обязательно проводится инструктирование по охране труда на рабочем месте.

ТО и ТР автомобилей производится в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми приборами и приспособлениями, инвентарем, оборудованием и инструментом, в том числе специализированным, предусмотренными определенным видом работ.

Техника безопасности при ТО и ТР автомобилей

На посты ТО и ТР автомобили должны подаваться чистыми и в сухом состоянии.

Постановка автомобилей на посты ТО и ТР осуществляется под руководством мастера или начальника участка.

Не допускается въезжать в помещения стоянки, ТО и ТР на автомобиле, габариты которого превышают указанные над въездными воротами.

Автомобиль, установленный на напольный пост ТО и ТР, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки переменных передач должен быть установлен в нейтральное положение, на автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями перекрыть подачу топлива. Во всех случаях кнопка массы автомобиля должна быть выключена.

На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!».

На автомобилях, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, аналогичная табличка должна вывешиваться у этого устройства.

Перемещение автомобилей с помощью подъемников необходимо производить в соответствии с требованиями паспортов-инструкций подъемников.

При обслуживании автомобиля на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать — под автомобилем работают люди!».

Перед вывешиванием подвижного состава с помощью грузоподъемных машин и механизмов все другие работы на нем должны быть прекращены, а исполнители этих работ должны быть удалены на безопасное расстояние.

В рабочем или подмятом положении плунжер гидравлического подъемника должен надежно фиксироваться упором или штангой, гарантирующим невозможность самопроизвольного опускания подъемника.

Посты ТО на поточных линиях с принудительным передвижением автомобилей должны быть оборудованы:

  • сигнализацией (световой, звуковой), предупреждающей работающих на линии обслуживания о начале передвижения автомобиля с поста на пост
  • устройством, обеспечивающим остановку передвижения с любого поста

Передвижение автомобилей с поста на пост разрешается только после получения сигналов со всех постов об окончании работы и подачи на все посты сигнала, предупреждающего о начале передвижения.

При работе с высоко расположенными деталями или агрегатами автомобилей следует применять устойчивые специальные подставки.

Не допускается пуск двигателя автомобиля на постах технического обслуживания и ремонта ремонтным рабочим, кроме водителя-перегонщика, а также бригадира или слесаря, назначаемых приказом по организации и инструктируемых каждый квартал.

Перед проведением работ, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания (перекрытие подачи топлива для дизельных автомобилей), нейтральное положение рычага переключения передач, освободить рычаг стояночного тормоза. После выполнения необходимых работ автомобиль следует затормозить стояночным тормозом.

Не допускается проворачивать карданный вал при помощи лома или монтажной лопатки.

Рабочие, производящие обслуживание и ремонт автомобилей, должны обеспечиваться соответствующими исправными инструментами и приспособлениями.

При необходимости выполнения работ под автомобилем, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, рабочие должны обеспечиваться лежаками.

Работать лежа на полу или земле без лежака не допускается.

При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и тому подобным), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса противооткатные упоры, вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль. Перед вывешиванием задней оси расцепленного двухосного прицепа необходимо его поворотный круг зафиксировать стопорным устройством.

Не допускается:

  • выполнять какие-либо работы на автомобиле, прицепе, полуприцепе, вывешенном только на одних подъемных механизмах, кроме специальных разработанных подъемников, обеспечивающих безопасность их эксплуатации без дополнительных подставок при соблюдении требований, изложенных в инструкциях по эксплуатации этих подъемников
  • находиться в осмотровой канаве, под эстакадой при перемещении по нему обслуживаемых транспортных средств
  • подкладывать под вывешенный автомобиль, прицеп, полуприцеп вместо козелков диски колес, кирпичи и прочие случайные предметы
  • снимать и ставить рессоры на автомобилях, прицепах, полуприцепах всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля
  • проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя
  • поднимать или вывешивать автомобиль за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма
  • снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросами или канатами
  • поднимать, даже кратковременно, грузы массой более чем это указано на табличке данного подъемного механизма
  • поднимать груз при косом натяжении троса или цепей
  • работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями
  • самому производить устранение неисправностей оборудования
  • оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы

Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или, долив в него масла, должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.

Не допускается:

  • работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального дополнительного упора
  • использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора
  • работать с поврежденными или неправильно установленными упорами
  • пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове
  • производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза

При ремонте и обслуживании автобусов и грузовых автомобилей рабочие должны быть обеспечены подмостями или лестницами-стремянками. Применять приставные лестницы не разрешается.

Подмости должны быть устойчивыми и иметь поручни и лестницу. Металлические опоры подмостей должны быть надежно связаны между собой.

Доски настила подмостей должны быть уложены без зазоров и надежно закреплены. Концы досок должны находится на опорах. Толщина досок подмостей должна быть не менее 40 мм.

Переносные лестницы-стремяки должны иметь врезные ступеньки шириной не менее 150 мм. Не допускается применять лестницы с набивными ступеньками.

Лестница-стремянка должна быть такой длины, чтобы рабочий мог работать со ступеньки, отстоящей от верхнего конца лестницы не менее, чем на один метр. Нижние концы лестницы должны иметь наконечники, препятствующие ее скольжению.

Рекомендуется к прочтению  Устройство подвески грузового автомобиля

Убирать рабочее место от пыли, опилок, стружки, мелких металлических обрезков разрешается только щеткой. Не допускается сдувать пыль, опилки, стружку, мелкие обрезки сжатым воздухом.
При работе на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо предварительно надежно укрепить автомобиль на нем, слить топливо из топливных баков и жидкость из системы охлаждения, плотно закрыть маслозаливную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею, все незакрепленные предметы из кузова, кабины и салона следует удалить.

Для снятия и установки деталей, узлов и агрегатов массой 15 кг и более необходимо пользоваться подъемными транспортными механизмами, оборудованными специальными приспособлениями (захватами).

Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и самопроизвольного перемещения по платформе.

Перед снятием узлов и агрегатов, связанных с системами питания, охлаждения и смазки автомобиля, когда возможно вытекание жидкости, необходимо сначала слить из них топливо, масло и охлаждающую жидкость в специальную тару, не допуская их проливания.

При прекращении подачи электрической энергии или перерыве в работе электроинструмент должен быть отсоединен от электрической сети.

Автомобили-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся, взрывоопасных, токсичных и тому подобных грузов, а также резервуары для их хранения перед ремонтом необходимо полностью очистить от остатков вышеуказанных продуктов.

Ремонтировать бензиновые баки, заправочные колонки, резервуары, насосы коммуникации и тару из-под бензина можно только после удаления остатков бензина и обезвреживания их.

Работы по ТО и ТР холодильных установок на автомобилях-рефрижераторах должны выполняться специалистами в соответствии с действующими правилами по технике безопасности при их ремонте.

Для перегона автомобилей на посты диагностики, ТО и ТР, включая проверку тормозов, может быть выделен специальный водитель (перегонщик) или другое лицо, назначаемое приказом по организации.

Не допускается в производственных помещениях, где хранятся или используются горючие и легковоспламеняющиеся материалы или жидкости (бензин, керосин, сжатый или сжиженный горючий газ, краски, лаки, растворители, дерево, стружка, вата, пакля и тому подобное), пользоваться открытым огнем, переносными горнами, паяльными лампами и так далее.

В зоне ТО и ТР автомобилей не допускается:

  • мыть агрегаты, узлы и детали легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и тому подобным)
  • хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кислоты, краски, карбид кальция и так далее
  • заправлять автомобили топливом
  • хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными
  • загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений (материалами, оборудованием, тарой и тому подобным)
  • хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива, смазочных материалов и антифриза

При проведении ТО и ТР, связанного со снятием топливных баков, в также ремонта топливных проводов, через которые может произойти вытекание топлива из баков, последние перед ремонтом должны быть полностью освобождены от топлива. Слив топлива должен осуществляться в местах, исключающих возможность его возгорания.

Для хранения смазочных, лакокрасочных, горючих и легковоспламеняющихся материалов, а также химикатов должны предусматриваться отдельные специально оборудованные помещения.
Разлитое масло или топливо необходимо немедленно удалять с помощью песка или опилок, которые после использования следует ссыпать в металлические ящики с крышками, устанавливаемые вне помещения.

Отработанное масло должно сливаться в специальные металлические либо подземные резервуары, храниться в специальных огнестойких помещениях с соблюдением требований к хранению жидкостей с температурой вспышки паров выше +61 °С и реализовываться в установленном в организации порядке.

Использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь и тому подобное) должны немедленно убираться в металлические ящики с плотными крышками, а по окончании рабочего дня удаляться из производственных помещений в специально отведенные места.

При проведении ТО и ТР автомобилей вне организации следует соблюдать те же правила техники безопасности.

Оборудование, инструмент и приспособления, применяемые при ТО автомобиля, в течение всего срока эксплуатации должны отвечать требованиям безопасности согласно ГОСТ 12.2.003, СТБ 960, РСТ Беларуси 852, а также требованиям «Правил охраны труда на автомобильном транспорте», утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 марта 2002 г. № 5/20. Подъемники и страховочные подставки должны быть испытаны в установленном порядке.

Помещения для ТО автомобиля должны обеспечивать возможность безопасного и рационального выполнения всех технологических операций при соблюдении санитарно-гигиенических норм и должны быть оборудованы первичными средствами пожаротушения (огнетушителями, песком, ведрами и т.п.), пожарной сигнализацией, автоматическими средствами пожаротушения и другими средствами противопожарной защиты в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.004 и ППБ 2.06.

ТО автомобиля должно производиться на специально отведенных осмотровых канавах (постах), оснащенных необходимым оборудованием и инструментом (в том числе специализированным), приборами и приспособлениями, инвентарем, предусмотренным определенным видом работ.

Расположение постов ТО, расстояние между автомобилями, установленными на этих постах, а также между автомобилями и конструкциями зданий должны соответствовать ОНТП-01.

На посты ТО автомобиль должен подаваться чистым и в сухом состоянии.

Постановка автомобиля на посты ТО осуществляется под руководством ответственного лица (мастера, начальника участка).

Автомобиль, устанавливаемый на пост ТО, необходимо надежно закрепить путем установки не менее двух противооткатных упоров под колесо, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки перемены передач должен быть установлен в нейтральное положение. Во всех случаях клемма «массы» автомобиля должна быть выключена. На рулевое колесо должна быть вывешена табличка с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!».

Противооткатные упоры должны соответствовать требованиям РД РБ 02190.076.

При выполнении технологических операций необходимо соблюдать требования техники безопасности, указанные в руководствах по эксплуатации применяемого оборудования.

После вывешивания подъемником под мосты (за колеса) передней или задней частей автомобиля необходимо установить страховочные подставки под раму. На страховочных подставках должна быть указана максимально допустимая нагрузка.

При обслуживании автомобилей на подъемнике на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать! Работают люди!».

Рабочие, производящие ТО автомобиля, должны быть обеспечены соответствующим исправным инструментом и приспособлениями.

Инструменты и приспособления необходимо осматривать перед началом работы.

Для защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов необходимо своевременно обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, спецобувью и т.д.).

Запрещается запуск двигателя автомобиля на постах ТО ремонтными рабочими, кроме водителя-испытателя или водителя-перегонщика, а также бригадира или слесаря, назначаемых специальным приказом по предприятию и инструктируемых ежеквартально.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ запуск двигателя автомобиля на постах ТО без подсоединения газоотвода и установки двух противооткатных упоров с обеих сторон колеса автомобиля.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ вывешивание оси автомобиля без фиксации подъемника на рельсах и без установки соответствующих подставок на башмаки стоек подъемника. Установку подставок на башмаки стоек подъемника производить из осмотровой канавы.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ работа на подъемнике без установки двух противооткатных упоров с обеих сторон под колесо моста (оси), противоположного вывешиваемому.

Рабочие допускаются к самостоятельной работе по ТО автомобилей только после прохождения соответствующего обучения (инструктажа) и проверки знаний по охране труда и пожарной безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 12.0.004.

Требования безопасности к рабочим местам должны соответствовать ГОСТ 12.2.061.

Процессы ТО должны соответствовать требованиям СТБ 960, ГОСТ 12.3.002, а также требованиям типовых инструкций по технике безопасности, утвержденных Министерством транспорта и коммуникаций, дополненных с учетом специфики предприятия.

Техника безопасности на СТО

Не только движение автомобильного транспорта по дорогам, но и нахождение в гараже или СТО на ремонте должно подчиняться правилам безопасности. Нормативные акты, регулирующие этот вопрос, помогают сохранить жизнь и здоровье сотрудников сервиса, а также целостность автомобиля. Подчиняться требованиям данных документов должны абсолютно все, кто участвует, так или иначе, в процессе обслуживания: механики, практиканты, водители легковых и грузовых машин.

Рекомендуется к прочтению  Hummer H3 – самый младший из легендарного семейства

Проверка технического состояния автомобиля и его агрегатов

При проведении диагностики:

  • Перед началом нужно проверить состояние рычага коробки: он должен быть в нейтральном положении.
  • При прослушивании различных узлов конструкции нужно быть осторожными.
  • Система диагностики устанавливается только специалистом.
  • Тормоза нужно проверять в месте, где нет других ТС и людей.

Работа сотрудника автосервиса

Правила техники безопасности при самостоятельном проведении ТО

Если принято решение отремонтировать авто самостоятельно:

  • Нужно проверить инструменты, если они были получены на СТО.
  • Клемма «-» должна быть отключена при работе с электроникой. Это касается также мотоциклов и тракторов.
  • Если требуется запуск двигателя, нужно подсоединить выхлоп к вытяжке.

Общие требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей

Важно! При работе должна выполняться техника безопасности на СТО.

  • Запрещено проводить работы или просто находиться под поднятыми объектами.
  • Для сохранения здоровья глаз не стоит смотреть на дугу сварки без специальных очков или маски сварщика.
  • На месте проведения работ должен быть порядок. Не допускается нахождение инструментов и материалов на путях движения.
  • Запрещено нарушение правил безопасности даже ради ускорения рабочего процесса.
  • При необходимости использования платформы для подъёма, прежде всего, нужно убедиться в горизонтальном расположении поверхности и исправности подъемного механизма. Если масса транспортного средства больше, нежели максимально разрешенная масса, указанная в паспорте подъемника, то пользование им запрещено.
  • Загонять машину на смотровую яму должен водитель или специалист, назначенный на эту должность. При этом нужно выдерживать малое число оборотов двигателя на пониженной передаче, прибегая к помощи автомеханика.
  • Для снижения риска скатывания автомобиля требуется применять стояночную тормозную систему и специальные башмаки под колеса.
  • Переходить смотровую яму можно только по специальным настилам.
  • Масляные загрязнения следует засыпать опилками, которые убираются после каждой рабочей смены.
  • Большую роль играет на СТО пожарная безопасность: обязательно нахождение на всей территории пожарной сигнализации, запрещено применение открытого пламени.
  • В помещении должно быть хорошее освещение.
  • Все действия по ремонту и обслуживанию автомобиля нужно проводить с выключенным двигателем кроме тех операций, которые этого требуют.
  • Конец выхлопной трубы при работе с двигателем нужно подсоединить к вытяжке.
  • При разборке из колес нужно убрать избыточное давление.
  • При проведении заправки маслом и бензином при их пролитии нужно сразу же удалить пятна.
  • Почему окончания работ нужно убрать инструмент, отключить оборудование и станки от сети, а затем съехать с места стоянки, предварительно убедившись в отсутствии поблизости других сотрудников.

Требования безопасности при уборке и мойке автомобилей, агрегатов и деталей

Важно! Перед проведением техобслуживания необходимо помыть автомобиль.

При этом также стоит соблюдать определенные правила:

  • Автомобиль запрещено поливать из шланга, если поблизости находится электропроводка, электродвигатели и прочие электрические приборы.
  • Перед началом мойки нужно убедиться, что рядом с авто и в кабине отсутствуют люди.
  • Сотрудник мойки не имеет права отлучаться о пульта при работе моечного аппарата.
  • Мойщик обязан иметь водонепроницаемый костюм и средства индивидуальной защиты.
  • Заходить в помещение, где расположены приводы моечной машины, а также к пульту управления имеет право лишь сотрудник, который в приказном порядке наделен этими полномочиями.
  • Нельзя подходить к транспортному средству во время мойки, в особенности при обдуве поверхности воздухом, так как при этом можно травмироваться отлетающими кусочками грязи.

Техника безопасности для работников станций технического обслуживания автомобилей

Важно! Сотрудника сервиса должны также выполнять правила охраны труда на СТО.

  • К рабочему процессу разрешается допускать только работников с соответствующей квалификацией в данной сфере.
  • Все сотрудники должны быть проинструктированы по правилам работы и обеспечению безопасности на рабочем месте.
  • Организация обязана обеспечить условия труда в соответствии с принятыми нормами.
  • Ответственность за выполнение правил и норм безопасности несет руководитель, на его же плечи ложится обеспечение безопасности труда на производственном участке СТО.
  • Несовершеннолетние, а также беременные и кормящие матери не имеют права проводить работы с химическими веществами, сваркой, электроинструментами и пневматикой, а также под подъёмными устройствами.
  • Заниматься ремонтом и обслуживанием можно только в специальной одежде нужного размера и средствах защиты при необходимости.

Важно! Волосы обязательно должны быть спрятаны под головной убор, как у мужчин, так и у женщин.

Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей

Охрана труда в автосервисе регламентирует несколько этапов работ: поднятие и проведение ремонта под машиной, ремонт отдельных узлов конструкции, правила при использовании инструмента.

Техника безопасности при работе под автомобилем

Проведение работ под дном автомобиля выполняется по такому алгоритму:

  1. Убедиться в надежности подъемного устройства: канатов и цепей либо домкрата (нескольких домкратов).
  2. Поднять машину на нужную высоту.
  3. Установить специальные подставки в дополнение к подъемникам.
  4. Приступить к монтажным или ремонтным работам.

Техника безопасности при ремонте автомобиля

При ремонте отдельных частей особенно нужно соблюдать ТБ:

  • При ремонте ходовой нужно поставить рычаг на пониженную передачу.
  • При замене системы охлаждения нужно избегать попадания антифриза на руки.
  • При съеме коробки передач нельзя находиться под ней в яме.

Работа ручным слесарно-монтажным инструментом и приспособлениями

При работе с ручным (столярным) инструментом нужно:

  • Использовать его по назначению.
  • Не применять несправный инструмент.
  • В начале работы проверить его состояние.

Как безопасно поднимать автомобиль домкратами

Прежде всего, нужно убедиться, что подъемные механизмы исправно. Поднимать авто лучше с помощью нескольких домкратов. Делается это в специально обозначенных местах, а если таковых не нашлось, то нужно выбрать максимально подходящие участки, обеспечивающие равномерное распределение веса. В случаях, если используется несколько домкратов, нужно поднимать их равномерно.

Поднятие авто с помощью домкрата

Законодательство и РД

Работа в автосервисах регламентируется в основном локальными актами:

  • Инструкции, основанные на правилах эксплуатации отдельных агрегатов и оборудования.
  • Правилами пожарной безопасности на производстве.
  • Приказами о назначении ответственных за соблюдение ТБ.

Ремонт автомобиля — ответственное мероприятие, требующее строгого соблюдения правил безопасности. Это поможет избежать нанесения вреда здоровью сотрудников, но и сохранить состояние автомобиля.

Безопасность на СТО

Одна из важных задач предпринимателя — обеспечить безопасные условия для работы сотрудников СТО. За безопасность персонала на предприятии отвечает охрана труда — комплекс правил и мероприятий, формирующих систему сохранения здоровья сотрудников.

Несоблюдение правил по охране труда повышает риск травматизма на станции технического обслуживания, а также влечет за собой штрафы или уголовную ответственность для предприятия.

Определим, какие инструкции по технике безопасности должны быть в автомастерской и как организовать работу предприятия, чтобы предупредить травматизм и сократить риск негативных социально-экономических последствий.

Требования охраны труда при ремонте и обслуживании автомобилей

Правила по охране труда на СТО регламентируются Роспотребнадзором, СЭС, МЧС и Пожарной инспекцией. Дополнительно мероприятия по охране труда могут требовать согласования архитекторов города, ГИБДД и экологов — обычно если затрагивается перепланировка зданий СТО или прилегающей территории к автосервису.

Правовая система, формирующая охрану труда на предприятии

Охрана труда на станциях технического обслуживания начинается с проработки правовой системы, регламентирующей стандарты по организации безопасных и здоровых условий труда для персонала. Система разрабатывается на основе законов Конституции РФ, с учетом требований СЭС и МЧС, а также внутренних актов предприятия.

В правовой системе прописываются мероприятия по охране труда в автомастерских, формирующих безопасные условия для работы сотрудников. Дополнительно составляется перечень должностных инструкций, регламентирующих работу с инструментами и оборудованием, а также система допусков в зависимости от квалификации персонала.

Сформированная правовая система регулярно проверяется надзорными органами — отклонение от стандартов СНиП, ГОСТ и законов РФ наказуемо административной или уголовной ответственностью для предпринимателя.

Санитарно-технические требования к работе на СТО

Особое внимание охрана труда уделяет санитарно-гигиеническим требованиям на предприятии. Автомастерские относятся к отраслям с повышенной опасностью для экологии и здоровья человека — основная задача по охране труда заключается в минимизации ущерба окружающей среды и сотрудникам СТО в момент трудовой деятельности.

  • Вентиляция — для помещений от 50 м2 регламентирована установка приточно-вытяжной системы вентиляции с дополнительным забором воздуха из смотровых ям. Для крупных цехов в автомастерских также требуется установка системы индивидуального забора выхлопных газов от автомобилей и стружкоотсосов рабочего оборудования. В среднем для классического СТО с площадью ремонтной зоны в 100 м2 требуется установка приточно-вытяжной вентиляции, обеспечивающей 20—40-кратный обмен воздуха. Температура атмосферного воздуха, подаваемого к вентиляции, должна составлять от 16 до 24 °C, в противном случае проводится его нагрев или охлаждение системой кондиционирования.
  • Система очистки воздуха — для крупных СТО дополнительно накладываются требования, контролирующие чистоту атмосферного воздуха на предприятии. При работах с токсичными материалами или при больших объемах металлообработки регламентирована установка систем очистки воздуха от тяжелых частиц и отравляющих газов.
  • Освещение — требования к освещению жестко регламентированы в СНиП. В рабочей зоне автосервиса обязательно наличие локального и общего освещения, рассчитанного с учетом коэффициента рассеивания света от облицовочных покрытий. Для установки в ремонтной зоне допускаются только светодиодные или галогенные светильники с мощностью 75 Лк в смотровых камерах и 300 Лк — на поверхности верстаков и станков.
  • Водоснабжение — правила охраны труда в автомастерской требуют наличие душевых кабин и моечных камер с технической водой, у которой химический и биологический составы не превышают нормы ПДК. Также регламентированы поставки свежей питьевой воды для сотрудников СТО в зону отдыха — для этого здание подключается к скважине, устанавливается система очистки водопроводной воды или кулеры.
  • Отопление — здание автосервиса должно иметь центральное отопление или собственную котельную. Надзорными органами регламентирована поддержка плюсовой температуры в здании СТО без строгих требований. Для комфортной работы рекомендован прогрев помещения до отметки в +18 °C.
Рекомендуется к прочтению  Общее устройство грузового автомобиля

Дополнительно Минприроды и СЭС предъявляют повышенные требования к хранению и утилизации твердых бытовых отходов и технических жидкостей на СТО. Все отходы должны храниться в закрытых тарах вдали от клиентской и ремонтной зоны автомастерской, а также утилизироваться согласно установленным правилам.

Организационно-гигиенические требования по охране труда

  • Медицинский контроль — для всех работников автосервиса регламентирован ежегодный профосмотр. Также медицинский осмотр проводится при приеме сотрудника на работу — требования к состоянию здоровья работников автосервиса прописаны в СНиП и СанПиНу.
  • Наличие зоны для отдыха персонала — для территории СТО требуется размещение гардеробных и комнаты для приема пищи. Сотрудники автосервиса должны иметь возможность отдохнуть во время обеденного перерыва в комфортных условиях. Минимальная площадь гардеробных и зоны отдыха для СТО составляет 3 м2, место для хранения личных вещей сотрудников — не менее 0,03 м2.
  • Уровень шума на предприятии — допустимая громкость шума в ремонтной зоне СТО составляет 85 дБ. При работе с оборудованием, превышающим допустимый звуковой порог, сотрудникам автосервиса выдаются защитные наушники, а в помещениях клиентской зоны и комнаты отдыха дополнительно проводится звукоизоляция.

Сотрудникам автосервиса выдается полный комплект средств индивидуальной защиты с учетом их специфики работы. В перечень обязательного оснащения включаются дыхательные маски и респираторы для работы в окрасочных камерах или металлообработки, рабочие комбинезоны и защитные перчатки для всех сотрудников ремонтной зоны. Для сварщиков и при работе с электроинструментом выдаются средства для защиты глаз — ударопрочные щитки, сварочные маски или защитные очки.

Пожарная безопасность и охрана труда

В надзорных органах согласовываются план помещения и прилегающей территории к СТО, расположение инженерных коммуникаций. Параллельно к требованиям охраны труда уделяется внимание пожарной безопасности автомастерской. Владелец СТО должен создать все условия для безопасного труда с минимальными рисками травматизма — проработать маршруты эвакуации, оборудовать места для курения, определить порядок обесточивания электроинструмента при возникновении пожара.

В охрану труда включается комплекс мероприятий по обучению сотрудников пожарной безопасности. В рамках программы освещаются правила пользования огнетушителями и пожароопасным оборудованием, отрабатываются действия персонала при пожаре на территории СТО.

Отдельное внимание уделяется пожарным требованиям на СТО — владельцу автосервиса требуется контролировать состояние системы пожаротушения и пожарной сигнализации, а также вести учет средств пожаротушения и график по инструктажу сотрудников.

Правила безопасности в автосервисе

Техника безопасности в автомастерской необходима для предотвращения травматизма сотрудников при работе. Рассмотрим основные правила безопасности, которые должны соблюдаться на СТО.

Инструкция по приемке и диагностике автомобилей

  • Диагностика автомобиля производится только после полной фиксации машины на подъемнике или смотровой яме. При использовании домкратов обязательно используются дополнительные стойки и противооткатные упоры.
  • Запуск двигателя на автомобиле, поднятом на домкратах или подъемнике, запрещен. Для проверки работоспособности транспортное средство должно быть спущено на пол и зафиксировано противооткатными упорами.
  • При использовании подъемника гидравлический плунжер должен фиксироваться стальным упором или ограничителем, исключающим самопроизвольное опускание автомобиля.
  • Мойка автомобиля или демонтированного оборудования производится только в моющих камерах. При этом сотрудник должен находиться во влагонепроницаемом костюме.

После инспекции автомобиля диагност вносит все данные в диагностический лист и передает документ на согласование клиенту СТО. Использование диагностического листа упрощает фиксацию неисправностей на автомобиле и исключает задействование дополнительных операций при диагностике, что сокращает риск травматизма.

Правила безопасности СТО при ремонте авто

  • Следы технических жидкостей засыпаются влаговпитывающим порошком с абразивной крошкой и сразу убираются с рабочей поверхности или пола автосервиса.
  • При длительном обслуживании автомобиля с заведенным двигателем выхлопная система транспортного средства должна быть подключена к системе забора воздуха.
  • Любые слесарные, сварочные работы, ремонт топливной системы или электроники автомобиля производятся только после обесточивания бортовой сети транспортного средства.
  • Для демонтажа закисших деталей на автомобиле запрещается работа с газовыми или бензиновыми горелками. Весь крепеж на машине подготавливается к демонтажу только с помощью индукционных нагревателей.
  • При подъеме навесного оборудования лебедкой или при работе стапеля не допускается присутствие работников в зоне отбора троса.

Для безопасной работы сотрудников на складе все запчасти и расходники должны быть приведены к единой номенклатуре и храниться на закрепленных в каталоге местах. Для повышения удобства и безопасности при складской работе формируется единая база данных с комплектующими и отслеживаются дубли для организации порядка на складе.

Маркетинг в соцсетях (SMM)

  • Экспертный контент и грамотные креативы могут завируситься в сети и принести дополнительный трафик и охват для бренда.
  • Большой охват и умеренная конкуренция между брендами в соцсетях гарантирует низкую стоимость привлечения клиентов.
  • Социальный маркетинг работает эффективнее чем прямая реклама — прямой контакт с аудиторией и живое общение повышает лояльность к бренду, благодаря чему рекламный контент в SMM более результативный.

Контакт через социальные сети позволяет быстро наладить взаимопонимание с клиентами СТО, уведомить аудиторию об акциях или выходе новой услуги, а также отработать негативные отзывы. SMM редко используется как единственный инструмент для продвижения бренда в сети, однако позволяет укрепить результат от SEO и сформировать положительный имидж у компании на рынке.

Правила при работе со специнструментом

  • Сварочные работы производятся после обесточивания бортовой сети автомобиля, а также локального отключения топливопроводов при необходимости.
  • Работа с горелками и автогенами допускается только при полностью исправном состоянии редукторов и магистралей газовых баллонов.
  • Для корректной и безопасной работы все станки на СТО должны калиброваться перед началом работы и очищаться по ее завершению. Работа на станках, загрязненных шламовой крошкой или абразивной пылью недопустима.
  • Персонал должен находиться в стороне от направления движения вращающегося круга УШМ или заточного станка. Запуск УШМ с кругом на себя недопустим по требованиям правил безопасности.
  • Работа на заточных, фрезерных и токарных станках допускается только при наличии защитной экипировки. Перед запуском станков стационарные защитные щитки должны быть переведены в рабочее состояние.

Ремонт автомобиля регламентируется нормами времени, которые рассчитывают продолжительность работы с учетом требования безопасности на СТО. Не допускается игнорирование или сокращение норм для ускорения работы — для безопасного ремонта можно использовать готовые нормы TecRMI.

В зависимости от должностных полномочий для безопасности персонала СТО разрабатываются дополнительные инструкции и правила. В рамках мероприятий по охране труда обязательно проводятся инструктажи и обучение сотрудников обращению с оборудованием и специнструментом, а допуск к работе возможен только после сдачи экзаменов по безопасности.

Источник https://ustroistvo-avtomobilya.ru/tehnika-bezopasnosti/trebovaniya-tehniki-bezopasnosti-pri-tehnicheskom-obsluzhivaniii-i-remonte-avtomobilej/

Источник https://ohranatryda.ru/tehnika-bezopasnosti/na-sto.html

Источник https://spark.ru/startup/avtodiler/blog/82756/bezopasnost-na-sto

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: