Содержание
Рейтинг автоматических коробок передач на самых популярных автомобилях
На каких подержанных автомобилях самые надежные АКПП
Желание купить подержанную машину с автоматической трансмиссией часто граничит с осознанием высокого риска потратить внушительные средства на ремонт или замену агрегата.
Автоматическая коробка передач – это сложная система, но при правильном обслуживании она работает несколько сотен тысяч километров без отказов и сбоев. При этом число передач постоянно увеличивается – еще лет 15 назад четырех вполне хватало, в настоящее время их количество увеличилось до 7, 8 и даже 9. Это усложняет производство, а вместе с ним – ремонт и обслуживание.
Всего около десятка лет назад автоматическая коробка передач в автомобиле воспринималась как нечто худшее – медленная, ненадежная в долгосрочной перспективе. За океаном механические коробки передач продолжают лидировать даже в сегменте небольших городских автомобилей. На европейском континенте процент продаж машин с автоматическими трансмиссиями постоянно растет. Но во многих сегментах рынка «автоматы» все еще остаются большой редкостью.
Для понимания специфики автоматических трансмиссий их необходимо систематизировать. Под классическим понятием «автомат» скрывается разнообразие конструкций. Это гидрокинетические трансмиссии, планетарные системы.
«Классика», вариатор или DSG?
Преимущество «классической» автоматической коробки – избавление от необходимости переключать передачи. В настоящее время существует множество моделей «роботов», которые делают ход автомобилей плавным и динамичным. При этом увеличивается расход топлива по сравнению с механическими аналогами.
«Классический» автомат эффективен в условиях бездорожья, так как не прерывает тяговое усилие из-за переключения передач. Это хорошее подспорье при движении по песку или заезде в гору. Во время транспортировки груженого прицепа не нужно беспокоиться о разрушении сцепления, так как оно в данной компоновке отсутствует.
На рынке также представлены коробки другой конструкции. В последние годы появились трансмиссии с двойным сцеплением. В них на одном валу размещены четные шестерни, на другом – нечетные. Когда один вал работает, другой готов к подключению. Благодаря этому повышается эффективность переключения передач, а отсутствие гидротрансформатора экономит топливо и исключает потерю мощности.
Еще один вариант – трансмиссия CVT (бесступенчатая). Теоретически такая конструкция лучшая, исходя из того, что КПП должна постоянно приспосабливаться к стилю вождения относительно динамики и возможностей двигателя. Но вместо высокой эффективности владельцы зачастую получают «отключение» двигателя и динамику среднего уровня. Автоматизированные коробки – это классические трансмиссии, дополненные автоматическим управлением сцеплением.
Как купить подержанный автомобиль с исправным «автоматом»
Эксперты рекомендуют проверять трансмиссию перед совершением сделки. При включении режимов не должны появляться шумы, рывки, рычаг должен перемещаться плавно. Признаком проблем является пробуксовка после включения передачи.
Проверка осуществляется резким нажатием на педаль газа. Исправная КПП снижает обороты постепенно, без рывков и пробуксовок. О неисправностях свидетельствует увеличение оборотов (на несколько сотен) во время перехода на повышенные передачи с небольшой задержкой и резким падением. Также нужно обязательно проверять трансмиссию на предмет утечек.
Специалисты рекомендуют при выборе подержанной машины учитывать следующие моменты:
• чем меньше у «автомата» режимов, тем он старше, но благодаря этому ремонт может быть более простым и дешевым;
• наличие гидротрансформатора – это гарантия увеличенного расхода топлива, пониженного КПД.
Это нужно знать для принятия правильного решения, для комфортной эксплуатации КПП в дальнейшем.
Где ремонтировать «автоматы»
Не каждая мастерская берется за диагностику и даже демонтаж «роботов». Это связано с необходимостью иметь практический опыт и специальное оборудование. К тому же проблемой является покупка комплектующих для восстановления. Общедоступны только фильтры и другие материалы, необходимые для выполнения технического обслуживания.
Затраты на ремонт определяются моделью коробки, степенью повреждения элементов. Цена восстановления гидротрансформатора одинакова для всех типов трансмиссий, а вот стоимость других элементов (планетарных редукторов, корзин) может значительно отличаться. Точная цена ремонта определяется только после демонтажа коробки передач, разборки, проведения дефектовки.
Новое – не всегда хорошее
У современных «автоматов» появились схожие проблемы с двигателями. Стремление сократить расходы на производство привело к преждевременному растрескиванию корзин сцепления, износу элементов планетарных редукторов. При этом цена запчастей для старых моделей АКПП в десятки раз выше, чем для современных «роботов». Еще один фактор, который следует учитывать, – взлетевшая мощность двигателей, что негативно сказывается на эксплуатационных характеристиках трансмиссий.
Удорожание и усложнение конструкции провоцирует увеличение режимов. Это связано с необходимостью установки большего количества электроники. Результат – повышение стоимости ремонта.
В преждевременном износе менее надежных, но технологичных современных «роботов» виноваты и сами водители. Спортивный стиль вождения ускоряет разрушение конструктивных элементов. Даже быстрая езда приводит к перегреву коробки. Решит проблему установка дополнительного масляного радиатора. Снизит износ замена штатных муфт на усиленные.
При покупке автомобиля с «автоматом» необходимо показать его специалистам. Только квалифицированные мастера смогут определить, обслуживалась ли трансмиссия согласно графику, какие жидкости для этого использовались. К повреждениям также приводит неправильная буксировка автомобиля.
Что еще говорят эксперты
Именно сложность автоматических коробок пугает покупателей. Снижает спрос дороговизна ремонта, необходимость обращаться к квалифицированным мастерам. Но при этом эксперты утверждают, что современные трансмиссии, если их правильно эксплуатировать и своевременно проводить обслуживание, отблагодарят стабильной работой без сбоев. К тому же последние версии АКПП даже на автомобилях с мощными двигателями не сильно увеличивают расход топлива.
«Классическая» автоматическая коробка передач
Такая трансмиссия еще называется гидравлической, так как привод активируется давлением масла. Поэтому использование соответствующего модели типа смазки очень важно. Крутящий момент тут передается от двигателя на трансформатор. Наиболее важные конструктивные элементы в «классических» автоматах: планетарные редукторы, тормозные и дисковые муфты – отвечают за активацию и остановку компонентов планитарной передачи. Для этого также применяются ременные тормоза. Здесь используется привод 4×4, где крутящий момент подается на центральный дифференциал.
Наиболее уязвимые места «классических» АКПП:
• гидрокинетическая передача;
• диски и тормоза сцепления. Они изнашиваются последовательно во время эксплуатации коробки передач, также возможен перегрев и локальные повреждения;
• масляный насос. Правильное давление очень важно, так как масло не только смазывает, но и отвечает за смещение элементов;
• корзины сцепления;
• элементы планетарных передач.
Стоимость ремонта и замены этих компонентов во многом зависит от модели трансмиссии.
Правила эксплуатации трансмиссии
Управлять автомобилем с автоматической коробкой передач проще, чем с механической, – тут не нужно выжимать сцепление, выбирать передачи. Тем не менее необходимо соблюдать несколько правил. Например, при остановке на светофоре переместить селектор с «D» на «N», так как это часто ограничивает движение смазки в коробке (масляный насос обычно приводится в действие механически). Кроме того, водитель лишается динамического ускорения при проезде перекрестка.
Еще одна распространенная ошибка – слишком быстрое переключение на «Р», когда машина продолжает катиться. В более старых моделях более высокие передаточные числа блокировались, что облегчало движение в горах, буксировку прицепа. Решение для современных «автоматов» – последовательное переключение передач.
Коробки ZF
Первый «автомат» установили на легковой автомобиль в 1965 году (модель 3HP12). В обозначении первое число говорит о количестве передач (у этой модели было только 3). Число в конце означает допустимый крутящий момент двигателя (здесь нет однозначности: например, в 5HP19 это 310 Нм, а в 6HP19 – 400 Нм).
На рынке подержанных автомобилей чаще всего встречаются версии 5HP (18-30) и 6HP (19-32). Речь идет о миллионах автомобилей, большинство которых эксплуатируется больше 10 лет, с пробегами, исчисляемыми сотнями тысяч километров. В «пятерке» частыми неисправностями являются отсутствие задней передачи (сломанная корзина) и низкий КПД масляного насоса. В ZF6 проблемы часто возникают в результате растрескивания корзины первичного вала.
Коробка с 8 ступенями часто используется в спортивных версиях автомобилей. Топовые модификации способны передавать до 1000 Нм крутящего момента. С 2013 года ZF производит коробки КПД 9 л. с.
Автоматические коробки передач ZF устанавливались в огромное количество моделей. Версией 5HP укомплектованы почти все автомобили BMW, выпускавшиеся с 1991 года до начала XXI века. Этими трансмиссиями также оснащались многочисленные версии Passat B5, Audi A4 B5 и A6 C5.
Коробка также досталась Porsche 911 (автомобили до 2003 года выпуска). Версия 6HP получила более широкое распространение, начиная от различных модификаций Aston Martin, Audi (включая Q7) и Jaguar, заканчивая Rolls-Royce и VW Phaeton. На многие автомобили устанавливается коробка 8HP: это Lamborghini Urus, VW Touareg I и II, различные модели BMW, Rolls-Royce или Alpina.
Коробки Aisin
Aisin –японская компания, тесно связанная с Toyota. Это один из крупнейших производителей трансмиссий в мире. Модельный ряд включает надежные образцы, такие как КПП Toyota серии A: A750 и A760. Ими комплектуются внедорожники, включая Lexus, последние 10 лет. Один из новейших проектов Aisin – первая в мире 8-скоростная поперечная коробка AWF8F35, разработанная в 2013 году.
Моделью AW 55-50 (поперечная 5-ступенчатая трансмиссия с передним приводом для версии 4×4) оснащены многие автомобили Opel и Volvo. Также эти марки используют модели AF33 и FA57. Их слабое место – электромагнитные клапаны контроллера. Проблема устраняется заменой всего модуля с последующей адаптацией коробки. В Saab и Opel владельцы сталкиваются с утечками масла из кулеров.
При этом, несмотря на техническое сходство, коробки от разных моделей зачастую несовместимы. Для сохранения моторесурса и продления срока эксплуатации специалисты рекомендуют не набирать резко скорость в зимнее время, избегать частой замены масла (делать это следует после 60 000 километров пробега). Хотя производители устанавливают меньшие лимиты. Также эксперты рекомендуют использовать смазку, соответствующую стандарту JWS 3309.
Автоматические коробки передач Aisin устанавливали на свои автомобили несколько десятков марок. Компания поставляет «роботов» для большинства моделей Toyota. Это серия A, появившаяся в 1950-х годах, A750/760 устанавливается на Toyota Land Cruiser 120, 100 и Hilux, Lexusy IS, GS. Трансмиссией AWF8F35 комплектуются Opel Insignia, Peugeot Rifter, DS 7.
«Автомат» AW 55-50 дебютировал в 2000 году в автомобилях Volvo: 40, 60 и 70. Он также устанавливался в первом поколении Kadya (двигатель 2.5T), Renault Laguna II V6, Opel Vectra C и Signum и почти на все модели Volvo, включая XC90 от 2000-03.
Aisin AF40-6 или Geartronic
Эта автоматическая коробка еще обозначается AWTF-80 SC, или TF-8 и выделяется из модельного ряда японского производителя. Агрегат отличается небольшим весом (всего 90 кг), компактными размерами (длина – 36 см). Максимально допустимый крутящий момент составляет 440 Нм. Коробка устанавливается на многие популярные модели.
Агрегат пользуется спросом у производителей авто благодаря компактным габаритам. Ее можно найти на BMW i8, Fiat Group: Alfa Romeo 159, Brera и Spider, Fiat Croma, Lancia Delta. Трансмиссия устанавливается также на Ford Mondeo (в европейской и американской версиях), Mazda 6, CX-7, CX-9. Используют агрегат и Land Rover (Freelander 2, RR Evoque), Jaguar (X-Type), Peugeot, Citroen.
Его владельцы часто сталкиваются с выходом из строя корзины, поломками электромагнитных клапанов. И сам контроллер не отличается надежностью, подвержен механическому износу. Опытные мастера рекомендуют чаще менять масло (объем – 7.0 литров, рекомендуется лить Dexron VI) динамическим способом, чтобы сократить риск появления неисправностей. При этом производитель утверждает, что менять смазку не нужно.
АКПП GM
За рубежом производство автоматических трансмиссий началось в 40-х годах XX века. Пионером стал гигант мирового автопрома – General Motors. В настоящее время наиболее распространена трансмиссия 6T40. Ее массовый выпуск запущен в 2008 году, агрегат разработан для легких автомобилей. Сама коробка компактна, весит 70-90 кг, предлагает большой передаточный диапазон.
Трансмиссия с 6-ю передачами впервые была установлена на Chevrolet Malibu 2.4 в 2008 году. В том же году ею стали комплектоваться Cruze, Daewoo Lacetti и еще несколько автомобилей, поставляемых на американский рынок. В Chevrolet коробка чаще всего сочетается с двигателем объемом 1,8 литра. В Европе наиболее распространены модели с этой трансмиссией: Astra, Meriva. В этих автомобилях она обычно работает в паре с 1,4-литровым двигателем с наддувом или 1,6-литровым – без наддува. Шестиступенчатый «автомат» 6T40 все еще устанавливается на новые автомобили.
Типичная неисправность этой трансмиссии – это появление трещин в пружинном кольце (имеет волнистую конфигурацию) сцепления. Металлическая стружка вместе с маслом попадает внутрь агрегата и приводит к преждевременному износу компонентов.
Предотвратить критические повреждения поможет замена масла каждые 60 000 км. Только так можно увидеть стружку. Стоит отметить, что предыдущая модель «автомата» GM с обозначением 5L40 (помимо американских автомобилей, устанавливалась на BMW) получила высокие оценки специалистов в части надежности.
АКПП Jatco JF506E
Jatco – японская компания, специализирующаяся на выпуске автоматических коробок передач. Это структурное подразделение Nissan. Производит различные типы трансмиссий (например, JF011E, известные по автомобилям Nissan и Mitsubishi), а также классические «гидравлические» коробки передач (в настоящее время и 7-ступенчатые).
Популярной КПП (не только у Nissan) является модель JF506. Эта 5-ступенчатая коробка передач весит 90 кг. Она устанавливалась на автомобили с двигателем, расположенным поперечно спереди (передний привод или система 4×4). Компоновка агрегата: классический корпус с 4 корзинами сцепления, 2 дисковыми тормозами и одним ремнем. В системе управления 9 электромагнитных клапанов. Емкость коробки составляет 9.0 литров, используется специальная смазка.
Владельцы автомобилей с этой трансмиссией часто сталкиваются с утечками масла, рывками. К этому приводит выход из строя электромагнитных клапанов. При износе алюминиевого поршня в корзине сцепления пропадают 3 и 5 передачи, а также задний ход (к этому также приводит механическое повреждение тормозной ленты и ее сцепки). При обслуживании коробки (замене масла) важно не перепутать крышку бака с болтом, удерживающим тормозную ленту.
Интересный факт: трансмиссия Jatco JF506 не использовалась Nissan, но устанавливалась на автомобили многих марок: японских, немецких и британских. Агрегат встречается в Mitsubishi Lancer Evo (VII и IX, версии GT-A), Mazda 6 и MPV, Mondeo MkIII и Galaxy, Volkswagen Golf и Sharan, Audi A3 первого поколения, Jaguar X-Type и Land Rover Freelander I. Версия с 6 скоростями Jatco JF613E устанавливалась на Nissan Qashqai, Renault Scenic и Laguna.
Коробки Mercedes
В 80-е и 90-е годы прошлого века Mercedes выпускал чрезвычайно надежные коробки передач 4G Tronic (722.3 и 722.4). Они откалиброваны так, чтобы снизить износ двигателя и собственных компонентов в любых условиях. В большинстве случаев автомобиль стартует со второй передачи, что обеспечивает плавность хода и сокращает количество рывков.
Между ремонтами эти КПП проходят сотни тысяч километров. Коробка передач 722.5 имеет дополнительную пятую передачу с электрическим управлением, считается более долговечной. «Автомат», скрывающийся под обозначением «722.6» (торговое наименование «5G-Tronic»), является более спорным. Он основан на электронном управлении и блокировке гидротрансформатора. Пока трансмиссия устанавливалась на автомобили с не очень мощными двигателями, серьезных проблем не было.
Они появились, когда агрегат начали сочетать с дизелями. Без серьезных доработок коробка устанавливалась на мощные версии S-класса, например ML с 4-литровым дизельным силовым агрегатом. Огромный крутящий момент моторов привел к необходимости проводить ремонт каждые 50 000-100 000 км. Более современные варианты коробок Mercedes – 7-ступенчатая 722,9 и новейший 9G-Tronic, получивший обозначение 725,9.
Эксперты справедливо отмечают высокую надежность «автоматов» немецкой марки, произведенных в 80-е и 90-е годы прошлого столетия. Например, 4G-Tronic устанавливался на модели 190, W124, W126 и сегодня эксплуатируется без проблем. Не отличался капризностью «автомат» 722.6, которым комплектовались модели класса C, E и S до 2013 года. Также он устанавливался на первое поколение ML (W163) и класс G. Здесь и начались проблемы.
Автомат 722.6 можно найти в автомобилях SsangYong, Jaguar (XJ и XK) и даже в Porsche. Следующее поколение 7G устанавливали на все модели немецкого бренда, а также на корейские машины. Новейшим 9-ступенчатым вариантом уже комплектуется модельный ряд Mercedes.
Правила технического обслуживания автоматических трансмиссий
Многие производители автомобилей утверждают, что масло менять не нужно. Опытные же механики говорят, что это делается регулярно после прохождения определенного пробега. Кому верить? Практика показывает, что правда лежит посредине.
На самом деле, есть трансмиссии, которые не требуют замены масла. При этом проведение этой процедуры продлевает срок эксплуатации большинства трансмиссий. Кроме того, слитая смазка может указать на неисправности (наличие металлической стружки, сторонних примесей). Вместе со смазкой необходимо менять и фильтр (идут с поддонами или отдельно).
Еще один важный момент – нужно ли менять масло только динамическим способом? Некоторые специалисты говорят, что подойдет и стандартный слив, так как не нужно использовать специальное оборудование и снижается расход смазочного материала. При этом доказано, что замена динамическим методом более эффективна.
Другие версии АКПП
Это так называемые DSG – трансмиссии с двумя сцеплениями (широко внедряются VW). Агрегаты рассчитаны на высокую скорость — она обеспечивается за счет готовности компьютера в нужный момент активировать следующую передачу.
Коробка DSG (Direct Shift Gearbox) представляет собой пятивальную роботизированную КПП. Валы соединены шестернями и двумя сцеплениями. Помимо двух сцеплений в переключении передач используются специальные электронные алгоритмы. Именно он позволяет минимизировать время переключения, как бы подготавливая последующую передачу для переключения. Что отражено в ее втором названии — «преселективная КПП».
Важная техническая сторона DSG заключается в присутствии двух первичных и двух вторичных валов. Каждый вторичный вал находится в зацеплении с соответствующему ему первичному. На одних валах установлены шестерни четных передач, а на других — нечетных.
Несомненно, что технологии и дальше будут развиваться. Может, через несколько десятков лет на смену «автоматам» придут более продвинутые и надежные устройства, но пока нужно
серьезно относиться к выбору подержанного автомобиля с такой трансмиссией, а также правильно и своевременно ее обслуживать. Только так удастся избежать серьезных технических проблем.
Как выбрать автоматическую коробку переключения передач
Портал Kolesa.ru разбирается в премудростях автоматических трансмиссий: выясняет, что такое гидротрансформатор, считает «количество» ступеней в вариаторе и проверяет, насколько умён «робот».
Автомобиль с коробкой автомат всё чаще становится выбором жителей мегаполиса. Если раньше такую опцию можно было встретить только на автомобилях среднего и высшего ценового сегмента, и на подержанных «иномарках», привезённых из Штатов, то сегодня автомобили абсолютно всех классов бывают двухпедальные.
«Удобно!» — самый частый аргумент, уставших от «пробок» автовладельцев. И, действительно, автоматическая коробка передач значительно упрощает процесс передвижения в суетном мегаполисе, сокращая до минимума количество действий водителя. Выбор для большинства представительниц прекрасной половины человечества и вовсе не стоит – коробка только «автомат». Даже «сдав» экзамен в автошколе, не все начинающее автолюбительницы представляют, за что отвечает крайняя левая педаль, и что означает расположение пяти-шести цифр на «джойстике», который торчит из пола. Но что кроется за привычным словом «автомат»? Ведь разновидностей коробки без педали сцепления сегодня существует не одна и не две. А некоторые, особо ушлые продавцы автомобилей, выдают за автоматическую — роботизированную коробку передач, у которой гораздо больше общего с обычной «механикой».
Как выбрать коробку автомат мы и попробуем разобраться.
Гидротрансформаторная коробка переключения передач
Самая распространённая коробка передач автомобиля в мире. Именно с неё и пошло сокращённое название коробки — «автомат».
Сам гидротрансформатор частью КПП не является и выполняет, по сути, роль сцепления, передавая крутящий момент при трогании автомобиля. На скорости, при высоких оборотах, гидротрансформатор блокируется муфтой, сокращая расход энергии (топлива). Кроме того, гидротрансформатор является хорошим гасителем различных колебаний, как двигателя, так и коробки передач, увеличивая, тем самым, ресурс обоих агрегатов.
Жёсткой связи между двигателем и механической частью АКП нет. Крутящий момент передается посредством трансмиссионного масла, которое циркулирует под давлением в замкнутом круге. Именно такая схема обеспечивает работу двигателя с включённой передачей, когда автомобиль неподвижен, и именно поэтому, качеству трансмиссионного масла уделяется так много внимания.
Ответственность за переключение передач несёт гидравлическая система, и в частности, так называемый гидроблок. В современных «автоматах» им управляет электроника, которая и позволяет трансмиссии работать в разных режимах: стандартном, спортивном или экономичном.
Несмотря на кажущуюся сложность, механическая часть гидротрансформаторной автоматической коробки передач достаточно надёжна и ремонтопригодна. Самым уязвимым её местом, как правило, является гидроблок, неисправная работа клапанов которого, сопровождается неприятными ударами при переключениях. В большинстве случаев «вылечивается» заменой дорогостоящей детали.
Как уже было отмечено выше, следить нужно и за состоянием масла. Хотя на сегодняшний день уже существуют так называемые необслуживаемые коробки автомат, которые вообще не требуют замены масла.
Ездовые характеристики современных автомобилей, оснащённых классическим «автоматом», очень сильно зависят от управляющей электроники, которая получает информацию с многочисленных датчиков. Считывая с них информацию, «мозги» автоматической коробки передач автомобиля отправляют команду на переключение передач в необходимые моменты. Такое поведение ещё называют адаптивностью «коробки». Так что регулярное обновление программного обеспечения «автомата» может значительно улучшить характеристики поведения автомобиля.
Немаловажным фактором является количество передач трансмиссии. Сейчас ещё встречаются гидромеханические трансмиссии с четырьмя ступенями, но большинство автопроизводителей перешло на «коробки-автомат» с пятью, шестью и даже семью и восемью передачами. Увеличение количества передач положительно сказывается на плавности переключений, динамике и экономии топлива.
Ручной режим переключения, который впервые появился на автомобилях Porsche под названием Tiptronic и мгновенно был скопирован почти всеми производителями, по сути, является просто модной «фишкой». Если на спортивных автомобилях под управлением опытных водителей переход в ручной режим может значительно повлиять на поведение автомобиля, то в мирской жизни массовых автомобилей он, в общем-то, бесполезен, да и покупают «автомат» не для того, чтобы руками переключать передачи.
Учитывая совокупность всех факторов, можно сказать, что автоматическая гидротрансформаторная коробка передач автомобиля наиболее эффективно управляет распределением крутящего момента двигателя, проста в обслуживании и является наиболее оправданным выбором.
Примеры автомобилей с гидротрансформаторной коробкой переключения передач:
Peugeot и Citroen (308, 3008, C4, С5)
Бесступенчатая автоматическая трансмиссия (или вариатор)
CVT или Continuously Variable Transmission – так чаще всего обозначается вариатор. Хотя по внешним признакам эта трансмиссия ничем не отличается от обычной «коробки автомат», работает она совершенно по другому принципу.
В вариаторе передач как таковых нет вовсе, и в нём ничего не переключается. Изменение передаточных чисел происходит непрерывно и постоянно, вне зависимости от того замедляется автомобиль или разгоняется. Этим объясняется абсолютная плавность работы бесступенчатой коробки переключения передач, которая обеспечивает комфорт в автомобиле, оберегая водителя от каких бы то ни было толчков и ударов.
Правда, производители виртуально внедряют в вариатор пять, шесть передач, которые можно «переключать». Но это — не более, чем имитация, позволяющая работать вариатору в нужных водителю режимах.
Если максимально опустить технические подробности, конструкция вариатора представляет собой две пары конусообразных шкивов, между которыми по изменяемому радиусу вращается ремень. Боковины шкивов могут сдвигаться и раздвигаться, обеспечивая тем самым изменение передаточных чисел. Сам ремень, на который ложится основная нагрузка, представляет собой сложное инженерное устройство и больше похож либо на цепь, либо на ленту, собранную из металлических пластинок.
Помимо плавности, достоинством вариатора является быстрота его работы. Поскольку вариатор не тратит время на переключение передач, например, при разгоне, бесступенчатая «коробка» сразу оказывается на пике крутящего момента, обеспечивая максимальное ускорение автомобиля. Правда, субъективно это ощущение скрадывается всё тем же отсутствием переключений.
Из особенностей эксплуатации стоит отметить более высокую, по сравнению с классической коробкой передач «автомат», стоимость обслуживания вариатора. Объясняется это тем, что бесступенчатая «коробка» боится перегрева. Высокие температуры внутри «коробки» требуют использовать специальное и очень дорогое масло, которое необходимо менять, в среднем, каждые 50-60 тысяч километров. А после 100 000 км, замены, скорее всего, потребует и ремень.
Примеры автомобилей с вариатором:
Audi A4 2.0 Multitronic
Роботизированная коробка переключения передач
Более правильным называнием было бы — механическая КПП с автоматическим сцеплением, поскольку с «автоматом» её роднит только количество педалей. «Робот» полностью повторяет схему работы обычной механической КПП, с единственным отличием – выжимом сцепления и переключением передач занимаются два сервопривода, под управлением электронного блока. Причём, режим автоматического переключения передач вторичен.
С «механикой» роботизированную трансмиссию роднит то, что переключение передач происходит с разрывом потока крутящего момента, который выражается в паузах-провалах при разгоне.
На обычной МКПП этот провал тоже есть, но в этот момент человек за рулём как раз и занят процессом выжима сцепления и выключением/включением нужной передачи. А когда за водителя всё делает автоматика, на «паузе» концентрируется внимание и создаётся ощущение этого провала.
Однако с этим эффектом можно бороться. Первым делом, нужно забыть про автоматический режим, как про страшный сон, и переключать передачи самостоятельно с обязательной (!) перегазовкой: неприятные провалы сократятся до минимума, а то и вовсе исчезнут.
Кроме того, «робот» требует обязательного выключения в нейтраль при каждой остановке дольше нескольких секунд, уберегая сцепление от перегрева. Не позволит «робот» и долго буксовать, выезжая, например, из сугроба, оповестив владельца запахом спаленного сцепления и уходом в аварийный режим.
За чем же вообще тогда нужна подобная трансмиссия? Определённо, достоинства тоже есть. Во-первых, это, безусловно, умеренная цена «робота», по сравнению с полноценными автоматическими трансмиссиями: стоимость такой трансмиссии как опции, обычно не превышает 25 000 рублей. Во-вторых, умеренный расход топлива, который остаётся на уровне автомобиля с обычной механической КПП.
Так же некоторые производители оснащают «роботизированные» автомобили подрулевыми «лепестками», которые позволяют очень быстро переключать передачи, выигрывая в динамике даже у такого же автомобиля, оснащённого ручной «коробкой».
Но, в общем и целом, недостатки подобной трансмиссии как «автомата» перекрывают достоинства. Хотя некоторые производители упорно продолжают оснащать роботизированными коробками передач некоторые свои модели, коробки такого плана отживают последние годы своего существования, уступая место роботизированным трансмиссиям второго поколения.
Примеры автомобилей с роботизированной коробкой переключения передач:
Самые надёжные АКПП: ТОП-10
Описание и особенности наиболее надежных автоматических коробок передач: топ-10 АКПП, их характеристики. Видео о надежности «автомата».
Считается, что механическая коробка передач надёжнее автоматической. Однако большое количество современных автомобилей снабжаются именно «автоматами» благодаря удобству управления и другим преимуществам последних. Также среди моделей АКПП найдётся по крайней мере десяток, способных перенести без существенных поломок как сложные условия эксплуатации, так и капризы некоторых водителей. И даже после капремонта работают, «как часы». Что же представляют собой такие устройства – об этом далее в обзоре.
Критерии надёжности АКПП
Пожалуй, любой владелец автоматической трансмиссии желает, чтобы она работала долго и безотказно. А вот производители зачастую ограничивают потенциальный пробег необслуживаемых АКПП до 150 тысяч км, и это при том, что эксплуатационный ресурс двигателя автомобиля составляет в среднем 400 тыс. км.
Настоящие же «автоматы-марафонцы» сегодня практически не выпускаются. По всей видимости, производителям они не выгодны. Зато на вторичном рынке можно отыскать авто с АКПП, способными проработать на дистанции 300 – 350 тысяч километров и более без ремонта. Такие коробки автолюбители порой называют «неубиваемыми».
Помимо обычного «автомата», к АКПП часто относят и роботизированные коробки передач, а также вариаторы. И всё же в этой категории самым надёжным и долговечным считается классический гидротрансформаторный агрегат. Чем больше ступеней, тем больше требуется комплектующих и тем выше стоимость устройства. Но, как правило, трансмиссия от этого слишком уязвимой не становится.
Кроме того, о надёжности той или иной АКПП можно судить по её популярности у автолюбителей или по их отзывам. Хорошую репутацию завоевали себе «автоматы» от ZF, Aisin, Jatco. Высоким качеством отличается подобная продукция и от некоторых автопроизводителей, таких как General Motors.
Рейтинг надёжности АКПП на 2021 год
1. Aisin TF-80SC
Устройство под названием TF-80SC можно по праву назвать самой надёжной АКПП в мире. Шестиступенчатый агрегат отличается компактностью, прекрасной сбалансированностью, отлаженной работой гидроблока и электронного блока управления. Коробка легко поддаётся ремонту, к тому же доставляет владельцам намного меньше хлопот, чем её предшественники TF60-SN и AW55-50.
Гидроблоки АКПП TF-80SC являются разработкой японской компании Aisin, но изготавливают их и программируют автопроизводители с учётом особенностей конкретных моделей машин. Вообще, сложились два разных подхода к настройке электроники коробки:
- американский – для Ford, Mazda, Land Rover;
- европейский – для Volvo, Opel, Peugeot.
Популярность TF80-SC – лишнее подтверждение того, что АКПП не намерены уходить с рынка в угоду «роботам». К тому же предполагавшийся массовый переход Volvo на преселективные коробки DSG откладывается на неопределенное время.
2. ZF 6HP26/28/32
Это семейство АКПП от немецкой компании ZF рассчитано на автомобили с двигателем объёмом до 6 л. Коробка ZF 6HP хотя и отличалась быстрым износом фрикциона гидротрансформатора, а также проблемами с мехатроником, зато обладала весьма удачной конструкцией и стала своего рода ориентиром для других производителей «автоматов».
Подобно своей предшественнице 5HP19, «шестёрка» хорошо переносит ремонт и при надлежащем уходе она легко покоряет миллионный километр. Коробки от Aisin могут составить конкуренцию немецкой серии 6HP в плане надёжности и мощности, но не комфорта.
ZF 6HP можно обнаружить на следующих автомобилях:
- BMW 3, 5, 6, 7 Series, X3, X5, X6;
- Bentley GT/GTC;
- Maserati Spider;
- Rolls Royce Drophead Cupe.
3. Volkswagen 01M
Четырёхступенчатая АКПП от немецкого концерна, получившая распространение на переднеприводных автомобилях с объёмом двигателя до двух литров. Характерно, что быстрое переключение передач обеспечивает у неё не гидравлический, а электронный блок.
Гидротрансформатор с подшипником, входящие в состав этой коробки передач, считаются весьма надёжными деталями даже с учётом имеющейся принудительной блокировки. 01M вполне поддаётся ремонту, а при должном уходе способна показать пробег длиной более полумиллиона километров.
При этом в 1995 году стартовал выпуск не только агрегатов 01M, но и выигрывающих у них по эффективности и цене пятиступенчатых ZF 5HP19. Такое положение дел вынудило VAG закрыть собственные разработки классических АКПП, перейдя в дальнейшем на «автоматы» от Aisin и ZF Group.
Однако совсем прекращать эксперименты с трансмиссией концерн VAG не собирался и запустил производство собственных вариаторов 01J-CVT. А после относительной неудачи с этой моделью, стал выпускать считавшиеся более перспективными преселективные «роботы» DSG.
АКПП 01M нашла своё применение на следующих автомобилях:
- Audi A3;
- Volkswagen Passat;
- Mercedes V-Class.
4. Ford 4F27E
А эту четырёхскоростную АКПП от американского производителя можно ремонтировать, не снимая с машины. 4F27E предназначена для переднеприводных транспортных средств с объёмом двигателя до двух литров.
Неприхотливая и простая в эксплуатации, 4F27E нередко служит моделью для обучения механиков по ремонту АКПП. Коробка надёжна, ремонтопригодна, и при надлежащем уходе готова проехать полмиллиона километров.
Среди автомобилей, которым досталась 4F27E, можно отметить:
- Ford Fiesta;
- Mazda 2, 3, 5, 6;
- Hongqi Mingshi.
5. Chrysler 45RFE
Среди американских АКПП, рассчитанных на сверхмощные двигатели, эта модель считается самой надёжной. Коробка сопрягалась с силовыми установками объёмом до 4,7 л, которыми снабжались внедорожники Jeep: Grand Cherokee и Liberty, или пикап Dodge Dakota.
Помимо четырёх скоростей переднего хода, используемых при нормальном ускорении, АКПП снабжалась дополнительной второй для разгона в режиме «кикдаун». Но несмотря на использование фактически пяти передаточных чисел, компания Chrysler назвала коробку «четырёхступенчатым автоматом». Индекс агрегата расшифровывается следующим образом:
- 4 – количество основных передних передач;
- 5 – класс коробки по крутящему моменту;
- R – «Rear wheel drive» (задний привод);
- FE – «Full Electronic» (полностью электронное управление переключением передач).
Обслуживание 45RFE сводится к замене масла и фильтров. Если это делать вовремя, то американский «автомат» сможет продемонстрировать пробег до 400 тыс. км без капремонта.
6. GM 5L40E
Разработанный на базе завоевавшей популярность в США коробки 4L60E, пятиступенчатый «автомат» 5L40E нашёл широкое применение на заднеприводных автомобилях от GM и BMW. АКПП надёжна и обладает большим количеством функций. В частности, поддержкой ручного управления и спортивного режима езды.
5L40E считается весьма выносливой, однако при её эксплуатации желательно не допускать сильного загрязнения масла фрикционной пылью, портящей не только механическую часть агрегата, но и маслонасос с гидроплитой.
К марке трансмиссионной жидкости «автомат» особых претензий не предъявляет, зато требователен к её объёму, чистоте и температуре. При соблюдении этих условий пробег американской коробки без проведения капитального ремонта может достичь 300 тысяч км.
Среди автомобилей, оснащённых АКПП GM 5L40E, стоит отметить:
- BMW 3, 5 Series, X3, X5;
- Cadillac CTS, SRX, STS;
- Land Rover Range Rover.
7. Jatco JF613E
АКПП от японского производителя, способная передавать крутящий момент до 330 Нм и относящаяся ко категории «heavy-duty», в которой конкурирует с айсиновской TF-80SC, хотя немного проще и дешевле. А по надёжности и сроку службы JF613E может поспорить с коробкой 6T45 от GM или корейским семейством A6MF1 от Hyundai.
«Автомат» Jatco даже опережает вариаторы от этого же производителя в плане неприхотливости и устойчивости к повреждениям.
При своевременной замене масла, а также езде без перегревов и экстремальных ускорений JF613E сможет проработать на расстоянии более 200 тыс. км, не отвлекаясь на капремонт.
Причём, детали коробки, как и подобает продукции Jatco не только надёжны, но и обладают запасом мощности. Ну, а по достижении серьёзных пробегов желательно провести плановую профилактику агрегата, которая не представляет особой сложности, но способна значительно увеличить срок эксплуатации АКПП.
JF613E украсила трансмиссию следующих автомобилей:
- Nissan Qashqai/Qashqai+2;
- Mitsubishi Lancer;
- Renault Espace.
8. Hyundai A8LR1/TR1
Восьмиступенчатые АКПП тоже могут быть довольно надёжными. Как, например, корейские «собратья» A8LR1 и A8TR1, рассчитанные, соответственно, на двигатели V6 и V8. Имевшие место на начальных этапах производства неполадки с электроникой, в том числе – неправильная настройка компьютера коробки, были устранены. После чего значимых отклонений в работе агрегата не наблюдалось.
АКПП семейства A8 нуждаются в масле SP-IV RR, объём и качество которого следует проверять каждые 60 тыс. км пробега. При необходимости жидкость следует поменять, а заодно и поддон с фильтром. Тогда и срок службы «автомата» будет немалым.
Коробки A8LR1 и A8TR1 – прерогатива относительно редких автомобилей:
- Hyundai Equus;
- Hyundai Genesis;
- Kia Quoris.
9. АКПП Infiniti QX60
В кроссовере QX60 второго поколения японский автопроизводитель Infiniti намерен заменить вариатор на девятиступенчатый «автомат»! Совершенно новая АКПП от компании ZF характеризуется весьма приличным передаточным числом – почти 10:1. От коробки ожидается надёжная работа, а также уверенная и быстрая реакция.
Сам автомобиль оснастили шестицилиндровым двигателем, который для снижения вибрации установили на активные опоры. Основные характеристики мотора:
- объём: 3,5 л;
- мощность: 295 л. с.;
- крутящий момент: 360 Нм.
Кроссовер призван обеспечить комфортную езду как в городе, так и на шоссе. Для этого в машине предусмотрены пять режимов движения: Standard, Eco, Sport, зимний Snow и настраиваемый Personal.
О том, как себя проявит многообещающая АКПП на деле, можно будет судить уже после начала массовых продаж обновлённого кроссовера QX60. Infiniti намерены вывести этот роскошный SUV на рынок в середине 2021 года.
10. Jatco JF414E (для Lada Granta)
Lada Granta стала первым российским автомобилем, оснащённым автоматической КПП. Этим устройством была и остаётся до сих пор четырёхступенчатая JF 414E от именитого производителя Jatco.
Интеграция японского «автомата» с тольяттинским седаном проходила не совсем гладко, но всё же трансмиссию с двигателем удалось подружить. Высокие уровни качества и надёжности JF 414E подтверждаются результатами многочисленных тест-драйвов и отзывами владельцев. Уход за АКПП сводится к периодической замене лубриканта и фильтра. Формально и такое обслуживание не требуется, но всё же лучше лишний раз позаботиться об агрегате.
А вот гарантийный ремонт этой коробки АвтоВАЗ не проводит. В случае неисправности АКПП меняется на новую, а вышедшее из строя устройство отправляется его непосредственному производителю – компании Jatco для «разбора полётов».
Основные характеристики Lada Granta:
- мощность двигателя: 87 – 106 л. с.;
- дорожный просвет: 180 мм;
- привод: передний.
Заключение
Японские АКПП от таких компаний, как Aisin и Jatco, уже по определению считаются достаточно надёжными. Не отстают по этому показателю и немецкие ZF. И всё же среди новых авто непросто отыскать модель с «долгоиграющей» автоматической коробкой передач, поскольку автопроизводители зачастую отдают приоритет динамическим показателям агрегата, нежели его износостойкости. Зато на вторичном рынке приобрести машину с «автоматом», обладающим запасом пробега в миллион километров, вполне реально.
Видео о надежности «автомата»:
Описание и особенности наиболее надежных автоматических коробок передач: топ-10 АКПП, их характеристики. Видео о надежности «автомата».
||rss|Описание и особенности наиболее надежных автоматических коробок передач: топ-10 АКПП, их характеристики. Видео о надежности «автомата».__NEWL__Считается, что механическая коробка передач надёжнее автоматической. Однако большое количество современных автомобилей снабжаются именно «автоматами» благодаря удобству управления и другим преимуществам последних. Также среди моделей АКПП найдётся по крайней мере десяток, способных перенести без существенных поломок как сложные условия эксплуатации, так и капризы некоторых водителей. И даже после капремонта работают, «как часы». Что же представляют собой такие устройства – об этом далее в обзоре.__NEWL__Критерии надёжности АКПП__NEWL__Пожалуй, любой владелец автоматической трансмиссии желает, чтобы она работала долго и безотказно. А вот производители зачастую ограничивают потенциальный пробег необслуживаемых АКПП до 150 тысяч км, и это при том, что эксплуатационный ресурс двигателя автомобиля составляет в среднем 400 тыс. км.__NEWL__Настоящие же «автоматы-марафонцы» сегодня практически не выпускаются. По всей видимости, производителям они не выгодны. Зато на вторичном рынке можно отыскать авто с АКПП, способными проработать на дистанции 300 – 350 тысяч километров и более без ремонта. Такие коробки автолюбители порой называют «неубиваемыми».__NEWL__Помимо обычного «автомата», к АКПП часто относят и роботизированные коробки передач, а также вариаторы. И всё же в этой категории самым надёжным и долговечным считается классический гидротрансформаторный агрегат. Чем больше ступеней, тем больше требуется комплектующих и тем выше стоимость устройства. Но, как правило, трансмиссия от этого слишком уязвимой не становится.__NEWL__Кроме того, о надёжности той или иной АКПП можно судить по её популярности у автолюбителей или по их отзывам. Хорошую репутацию завоевали себе «автоматы» от ZF, Aisin, Jatco. Высоким качеством отличается подобная продукция и от некоторых автопроизводителей, таких как General Motors.
Источник https://1gai.ru/publ/523023-na-kakih-poderzhannyh-avtomobiljah-samye-nadezhnye-akpp.html
Источник https://www.kolesa.ru/article/kak-vybrat-avtomaticheskuyu-korobku-pereklyucheniya-peredach-2011-10-18
Источник https://fastmb.ru/soveti_auto/5519-samye-nadezhnye-akpp-top-10.html