Содержание
Как спалить сцепление. Советы новичку: как не сжечь сцепление Как горит сцепление автомобиля
Перед покупкой первого автомобиля водители усердно учат правила дорожного движения, откатывают десятки часов с инструктором и готовятся, наконец-то получить собственную машину.
Особое значение в правильной эксплуатации автомобиля имеет обращение со сцеплением, ведь сжечь его проще простого. Очень важно правильно трогаться с места. Именно в этот момент на сцепление оказывается наибольшая нагрузка.
Важно! Также сцепление можно сжечь во время сложных манёвров на дороге. Чтобы этого не произошло, автомобильные эксперты рекомендуют новичкам воздерживаться от агрессивного стиля вождения.
Как можно сжечь сцепление на механике
В действительности сжечь данный элемент трансмиссии довольно-таки просто. К примеру, достаточно, перед тем как отпустить педаль поднять количество оборотов до пяти тысяч. Подобное себе могут позволить лишь уличные гонщики, которые раз в неделю меняют сгоревшие детали.
Важно! Также не стоит длительное время держать педаль полунажатой. Это крайне негативно влияет на всю систему.
Ещё к полному выходу из строя данной детали может привести долгая пробуксовка в грязи. Характерный запах станет индикатором того, что узел согрел и диски стали полностью гладкими.
Выключение передачи на спуске также может привести к печальным последствиям. Чтобы этого не произошло, спускайтесь, используя первую передачу. При этом используйте ножной или ручной тормоз.
Что такое сцепление
Чтобы не сжечь сцепление, разберемся, что собой представляет данный узел автомобиля. Это часть ходовой, которая разъединяет на короткий момент коленчатый вал с коробкой передач. Если бы этого не происходило, то автомобиль просто не смог двинуться с места. Мало того, переключение передач на скорости стало бы просто невозможным.
Чаще всего на грузовых и легковых машинах устанавливают однодисковое сцепление. Данную деталь можно причислить к фрикционному типу устройств. Она состоит из основного механизма и привода.
Для определения того, насколько изношен диск, достаточно включить четвёртую передачу и вжать педаль газа в пол. Если при этом мотор взревел, но «толчка» не было сцепление придётся заменить.
Внимание! Тест на работоспособность сцепления может сопровождаться запахом палёной резины.
Конструкция сцепления
Чтобы не сжечь сцепление, рассмотрим в деталях из чего состоит данный автомобильный узел:
- Нажимной диск. Большинство водителей называют его просто «корзинкой». Это основание детали, по форме действительно напоминающее корзинку. В основании установлены выжимные пружины. Они соединяются прижимной площадкой. Устройство соединяется с маховиком.
- Ведомый диск. Деталь состоит из лучевого основания, муфты и накладок. Также конструкция включает в себя демпферные пружины, они сглаживают вибрации при переключении. Как результат сжечь сцепление на механике становится гораздо сложнее.
- Выжимной подшипник. Одна сторона детали — это нажимная площадка. Устройство находится на первичном валу. Благодаря работе подшипника приходит в действие вилка привода. Иногда для фиксации используются стопорные пружины.
- Педаль сцепления. Она находится в салоне автомобиля с левого края, и чтобы сжечь систему нужно крайне неумело её эксплуатировать. В машинах, на которых установлена автоматическая коробка передач этой педали нет.
Как видите, конструкционно сцепление автомобиля не очень сложное. Простота конструкции оказывает позитивное влияние на эксплуатационные качества. Поэтому, чтобы сжечь систему нужно постараться.
Работа сцепления в разных системах привода
Каждый водитель знает, что существует несколько типов трансмиссии. На данный момент в производстве чаще всего используют три:
- Механика. При нажатии педали сцепления усилие передаётся при помощи троса. Именно в этой системе проще всего сжечь деталь. Трос размещается внутри кожуха. Кожух находится перед педалью.
- Гидравлика. Конструкционно данная система состоит из двух цилиндров. Они соединяются между собой трубкой, способной выдерживать высокое давление. Когда водитель нажимает на педаль, активируется шток с поршнем на конце. Он создаёт давление на тормозную жидкость, и оно передаётся к рабочему цилиндру.
- Электрическая система. В данном случае в сцеплении имеется электромотор. Он активируется при нажатии на педаль. К нему присоединяется трос. Дальнейший процесс происходит по аналогии с механикой.
Именно такие три системы сцепления используют автомобильные производители в своих машинах. Знание того, какая именно установлена на вашем автомобиле, поможет не сжечь сцепление.
Как не сжечь сцепление
Как не сжечь сцепление, при старте с места
Перейдём сразу к делу. Ваш двигатель запущен. Включена нейтральная передача. Чтобы не сжечь сцепление вы давите на педаль и переходите на первую передачу. Главное, осуществить плавное соединение коленчатого вала и коробки передач.
Внимание! В разрезе всё будет происходить следующим образом: ведомый диск прижмётся к вращающемуся. При этом количество оборотов составит около 25 в секунду.
Для того чтобы не сжечь систему при переходе от нейтральной передачи к первой, разделим операцию на три этапа:
- Слегка надавите педаль. В этот момент пружины на нажимном деске подведут второй диск к маховику. Прикосновение будет лёгким и невесомым. Благодаря этому машина двинется с места. Само собой, скорость при этом будет минимальной.
- На втором этапе нужно держать педаль сцепления не более 2-3 секунд. Это позволит уравнять скорости вращения диска и маховика. Машина начнёт постепенно разгоняться.
- Сейчас автомобиль уверенно едет по дороге. Крутящий момент полностью переходит на трансмиссию. Можете отжать педаль. Не нужно держать её слишком долго. Это будет жечь диски.
Следуйте этому алгоритму, когда трогаетесь с места. Он позволит вам не сжечь сцепление на первых тысячах.
Нюансы старта с места
Чтобы не сжечь сцепление и не врезаться в ближайшее дерево перед началом движения обязательно проверьте, стоит ли автомобиль на ручнике. Перед тем как начать движение не помешает немного прогреть мотор.
Когда вы выжмите педаль до упора и включите первую передачу, обязательно включите поворотный указатель, если в этом есть необходимость. Иначе вы рискуете создать ДТП.
Чтобы не сжечь систему доведите педаль именно до момента схватывания. В это же время можно усилить давление на газ. Количество оборотов на тахометре подпрыгнет до полторы тысячи оборотов.
Важно! Не стоит поднимать количество оборотов до 2500—3000. Это может сжечь сцепление.
При старте постоянно отслеживайте положение стрелки тахометра. К сожалению, многие водители пытаются отслеживать работу мотора, полагаясь исключительно на слух. Но это не самый лучший вариант, так как точность подобного мониторинга не очень высока.
На первых порах вам будет очень тяжело правильно рассчитать силу, с которой нужно давить на педаль газа. Поэтому на некоторое время откажитесь от обуви с твёрдой подошвой. О каблуках также придётся забыть.
Как не сжечь сцепление на светофоре
В большинстве случаев огромный урон системе наносится из-за неправильных действий при проезде перекрёстков со светофорами. Дело в том, что во многих автошколах инструкторы дают заранее неверные сведения. Они говорят, что для того, чтобы не сжечь сцепление на светофоре, достаточно выжать педаль и оставить включённой первую передачу.
На первый взгляд, подобный подходит действительно может помочь не сжечь сцепление. Но в действительности всё происходит немного по-другому. Действительно, диски в таком режиме не соприкасаются. Соответственно накладки гореть не должны. Но при такой эксплуатации нагрузка на выжимной клапан возрастает. Как результат сжечь деталь становится проще в несколько раз.
Внимание! На светофоре для того чтобы не сжечь сцепление перейдите на нейтральное положение и отпустите педаль.
Как не сжечь сцепление в пробке
Очень большой вред данный компонент трансмиссии получает при стоянии машины в пробке. Дело в том, что многие водители просто не снимают ногу с педали, включая и выключая соединение коленчатого вала с коробкой передач.
Из-за этого ведомый диск трётся о маховик. Главная проблема заключается в том, что движения получаются асинхронными. Как результат происходит повышенный нагрев, и сжечь всю систему становится проще простого.
Внимание! Когда вы попадаете в пробку, преодолевайте расстояние этапами, включая передачу и не трогая педаль сцепления.
Итоги
Как видите, для того чтобы не сжечь сцепление в машине достаточно придерживаться простых правил. Водите аккуратно, не начинайте движения с очень высоких оборотов и правильно эксплуатируйте возможности машины на светофорах и пробках. Также старайтесь избегать пробуксовки.
Плавно. Есть одно упражнение, выполняя которое, вы сможете проверить, насколько плавно опускаете сцепление. Для его выполнения вам нужно наполнить пластиковый стаканчик водой. Непосредственно по уровню воды, который останется после выполнения вами упражнений, и можно будет определить степень плавности опускания вами сцепления.
Разберитесь в принципе работы сцепления. Особенно это необходимо неопытным водителям, чтобы эта конструкция не казалась невероятно сложной. Сцепление предназначено для соединения и разъединения двигателя и коробки передач без резких нагрузок.
Если педаль , оно постоянно находится во включенном состоянии. При этом пружины давят на нажимной диск. Этот ведущий диск прижимается к сцепления, который в свою очередь прижимается к маховику. Оба диска и маховик вращаются как единое целое и через другие детали трансмиссии передают крутящий момент от двигателя на колеса.
Чтобы выключить сцепление максимально, отожмите педаль сцепления. Ее полный ход составляет примерно 140 мм. Процесс нажатия на педаль имеет несколько этапов. Первые 25-35 мм – это свободный ход педали при правильной регулировке.
Далее через детали привода педаль сцепления воздействует на муфту и оттяжной пружины механизма выключения сцепления. Они в свою очередь отводят ведущий диск от ведомого на 1,4-1,7 мм. Диск сцепления освобождается и прекращает передавать крутящий момент от двигателя к ведущему валу коробки передач. Сцепление выключено. В этом безударном режиме переключайте передачи или тормозите.
Плавно отпустите педаль сцепления. Под действием возвратных пружин педаль вернется в исходное положение. Механизм сцепления включится, и нажимной диск постепенно прижмет ведомый диск к маховику.
При неисправности сцепления аккуратно, чтобы не повредить детали, снимите коробку передач в сборе с картером сцепления, кожух сцепления с нажимным диском в сборе и ведомый диск сцепления. Разберите и устраните неисправность. Или обратитесь к специалистам.
- Привод сцепления
- как сменить сцеплению
Резкое отпускание педали сцепления – наиболее распространенная проблема освоения азов вождения у новичков. Неумение плавно и аккуратно трогаться с места присуще не только девушкам, но и молодым людям, впервые севшим за руль автомобиля.
- — автомобиль;
- — свободная площадка;
- — стаканчик;
- — вода.
Причинами резкого сброса педали сцепления, как правило, являются «непонимание» автомобиля и излишнее волнение. Если с последней причиной все ясно, то первую необходимо пояснить. Чтобы автомобиль не казался неудобным в управлении и громоздким, его нужно «прочувствовать».
Существуют практические упражнения на освоение плавного выжимания и отпускания педали. Для приобретения первых навыков выберите площадку, свободную и людей. Достаточно участка размером 30Х30 м. Перегон машины к этой площадке должен осуществлять водитель.
Первое упражнение направлено на удержание оборотов двигателя. Поместите правую ногу над акселератором. Выжмите педаль сцепления и включите первую передачу. Отпустите ручку ручного тормоза, продолжая держать сцепление выжатым. Так вы подготовили автомобиль к упражнению.
Начните отпускать педаль сцепления очень медленно, при этом следите за поведением автомобиля: двигатель будет нагружаться, его обороты начнут падать. Ваша левая нога должна запомнить данное положение срабатывания сцепления.
Как только вы почувствуете, что мотор среагировал снижением оборотов, прекратите в данном упражнении отпускать сцепление. Сделайте небольшую задержку и выжмите педаль, затем выключите передачу. Если двигатель, сбавив обороты, не заглох, цель упражнения достигнута. Если же заглох, проделайте упражнение снова.
Следующее упражнение направлено на плавность выжимания педали. Для его проведения необходимо взять пластиковый стаканчик, доверху наполненный водой. Суть этого упражнения заключается в том, чтобы судить о том, как плавно вы трогаетесь с места по уровню воды, оставшейся в стакане в конце упражнения. Если стакан по-прежнему полон, вы все сделали правильно. Если же нет – вам необходимо попрактиковаться в предыдущем упражнении.
Принцип использования сцепления стоит изучить, чтобы не допустить ускоренного износа деталей авто и постоянного ремонта в связи с этим. Стоит запомнить, что сцепление должно все время оставаться включенным, а пользоваться педалью стоит только для того, чтобы машина сдвинулась с места, а также при переключении передач и при необходимости полной остановки ТС. Не надо продолжать удерживать педаль во время стоянки – это не самым лучшим образом влияет на механизм. Движение при наполовину выжатом сцеплении способствует подгоранию дисков.
Работать с педалью сцепления несложно – нажать и плавно отпустить. Можно допускать небольшую паузу при нажатии в точке схватывания. На практике мало кто ездит все время на передаче, но лучше делать именно так.
При постоянной езде на скорости плюсы в том, что для осуществления маневров у водителей намного больше возможностей, ТС может двигаться плавно, а нагрузка на резину и тормозные диски при торможении снижается.
Правильное использование педали сцепления
Выжимать сцепление следует без задержек и до упора. При ее отпускании нога должна двигаться плавно, без «бросков», возможна остановка при достижении точки схватывания.
Подолгу удерживать сцепление в нажатом положении не стоит.
Начинается движение всегда с первой передачи. Опытные водители иногда на скользких зимних дорогах начинают со второй.
Если громко ревет двигатель, автомобиль разгоняется медленно, а в салоне отчетливо чуется запах жженого, то это явно указывает на то, что сгорел диск сцепления.
Итак, давайте рассмотрим причины, по которым могут гореть диски сцепления.
Бравада и идиотизм — понятия разные, но, к сожалению, зачастую неразрывно идущие рядом. Например, зимой автомобилист «сел» в сугроб. Его действия? Ну, правильно: газ в пол (так, чтобы аж до земли достать)! А ведь именно таким образом он сам же и палит диски сцепления. А выйти и подложить под колеса ветки или тот же «башмак» или домкрат — слабо?!
А летом?! Ну откуда взялась эта привычка газовать с места с пробуксовками: так, чтобы аж шины визжали, и дым из-под них валил? Итог: горят диски сцепления. Да как горят: они аж синими становятся. А синий цвет — показатель того, что металл перекален и стал очень хрупкий и тонкий. О каком же нормальном сцеплении может идти речь?
Диагностика неполадок в сцеплении
Вы сели в авто и нажали на педаль сцепления. До вашего слуха доносятся скрип и повизгивание? Тогда у вас проблемы с выжимным подшипником: он изношен и клинит. А это очень плохо, поскольку именно эта деталь позволяет подключать коробку к двигателю и без рывков переключать передачи. Решение — немедленная замена детали!
Когда доберетесь до сервиса, то не стоит слепо доверять мастерам свое авто. Вы должны понимать, что лучшее правило в этом случае — «доверяй, но проверяй». Находитесь рядом и следите за процессом диагностики авто. Например, если у вас сломан выжимной подшипник, то вовсе не обязательно менять диск сцепления и корзину, а мастер вам это может предложить, ведь это его заработок.
Если сцепление гидравлическое, то педаль сцепления может просто провалиться и не вернуться в исходное положение. Это указывает на то, что сломался один из цилиндров: рабочий или главный.
При попадании воздуха в гидросистему механизма управления сцеплением, необходимо провести .
Если привод сцепления механический, то в процессе участвуют тонкие стальные тросики. Они могут порваться, растянуться или соскочить. Естественно, автомобиль не поедет: педаль-то не работает.
Добраться до сцепления на авто с задним приводом очень просто: коробка в этом случае не снимается, её достаточно просто аккуратно отодвинуть. В том случае если привод передний, то коробку придется снять.
Снимаем диск сцепления и смотрим на его состояние. Как правило, пережженный диск стал тонким и синим: последствия перегрева. Такой диск следует заменить вместе с корзиной, которая подгорает в месте контакта с диском.
Если с диском всё в порядке, то смотрим на подшипник. Покачайте его рукой: если он болтается (есть люфт), то такой подшипник следует заменить.
И последнее. Когда мастер в сервисе будет устанавливать сцепление на место, настоятельно рекомендуем проследить за тем, чтобы он отцентрировал диск! Этот процесс производится с помощью специальной оправки. Если же этого не сделать, то, при сборке коробки первичный вал не встанет на свое место. А с усилием вставлять вал не советуем: может сломаться, а это уже грозит ремонтом коробки передач.
Приобретя или планируя приобрести личный автомобиль, мы усердно учим правила дорожного движения, чтобы получить водительские права и стать полноценным, как нам кажется, водителем. При этом не все и не всегда вспоминают о правилах эксплуатации автомобиля, в частности, главной его составляющей – ходовой части .
Между тем эта область таит в себе немало тайн и секретов. Например, как не сжечь сцепление, трогаясь с места и совершая тот или иной маневр на дороге.
Прежде всего, разберемся хотя бы поверхностно в том, что это такое и какие функции этот узел выполняет на автомобиле.
Что такое сцепление
Служит сцепление для разъединения на короткое время коленчатого вала и коробки передач , а также для их последующего соединения. Такая операция необходима при трогании автомобиля с места и для переключения скорости на ходу.
Наиболее распространенным на легковых и в большинстве своем грузовых автомобилях является однодисковое сцепление фрикционного типа.
Состоит оно непосредственно из механизма сцепления и привода выключения.
Критический износ диска легко определить при движении на четвертой передаче: если при интенсивном нажатии на педаль газа двигатель взревел, а автомобиль не побежал быстрее – диск надо менять. Это может сопровождаться запахом «подгорающих» накладок.
Наибольшая и наиболее частая угроза накладкам на диске сцепления со стороны неопытных автолюбителей представляется в момент трогания автомобиля с места. Поэтому рассмотрим этот процесс подробно.
Как правильно трогаться с места
Итак, ваш двигатель запущен и работает на нейтральной передаче. Вы выжимаете педаль сцепления и включаете первую скорость. Теперь необходимо плавно произвести соединение коленчатого вала с коробкой передач. Это означает, что надо прижать ведомый диск к вращающемуся со скоростью 20-25 оборотов в секунду маховику . Чтобы машина не «прыгала», а двигатель внезапно не заглох, делать эту операцию будем в три этапа.
- 1 этап. Слегка приотпустите педаль сцепления. Пружины нажимного диска подведут ведомый диск до легкого соприкосновения к маховику – ваш автомобиль тронется и потихоньку начнет ползти.
- 2 этап. Две-три секунды держите педаль в таком положении. Скорости вращения маховика и диска постепенно уравниваются – ваш автомобиль разгоняется.
- 3 этап. Автомобиль уверенно едет по дороге – крутящий момент 100%-но передается коробке передач. Отпускайте педаль и снимите с нее ногу. Дальнейшее полувключенное состояние сцепления будет жечь диски .
На светофоре
По многочисленным свидетельствам водителей-новичков некоторые инструкторы по вождению учат ждать зеленого сигнала светофора с выжатым сцеплением и включенной первой передачей. Казалось бы, диски не соприкасаются, угроз к тому, чтобы горели накладки, нет.
Но в этом случае идет износ выжимного подшипника. В конце концов это негативно отражается на двигателе вообще. Поэтому – ставьте на нейтральную и отпускайте педаль сцепления.
В пробке
Пожалуй, наибольшую угрозу сцеплению доставляет езда в пробках. Некоторые водители долгое время не снимают ногу с педали сцепления, включая и выключая его, оставляя двигатель включенным на первой передаче.
Ведомый диск практически постоянно трется о диск маховика, причем, асинхронно. В результате происходит дополнительный нагрев, что способствует его более интенсивному истиранию.
Двигаться в пробках старайтесь, преодолевая небольшие расстояния этапами, выключая в промежутках передачу и отпуская сцепление.
На спуске
На крутых спусках нельзя выключать передачу. Спускаться рекомендуется на первой скорости с притормаживанием, используя ножной, и быть готовым, в крайнем случае, применить ручной тормоз . Пользоваться при этом педалью сцепления нет никакой необходимости. Больше того, это может представлять опасность остановки двигателя.
Езда в экстремальных условиях
Поистине «убивает» сцепление езда с пробуксовкой, что бывает зачастую в непредвиденных, неординарных условиях. Когда случается вылезать из лужи или сугроба, мы вынуждены форсировать двигатель, давая ему большие обороты и резко включать сцепление.
В этой ситуации не только фатально горят накладки на диске. Такие жесткие условия эксплуатации грозят и более серьезными поломками, в том числе других агрегатов автомобиля. Поэтому, если есть возможность – попросите взять вас на буксир. Не жгите сцепление.
Почему оно горит
Именно в момент неполного соприкосновения друг с другом дисков, вращающихся с разной скоростью, и происходит подгорание накладок. Всякий раз, когда мы неправильно работаем сцеплением , зазор постепенно увеличивается, и в дальнейшем выжим становится неполным – сцепление начинает пробуксовывать. Диск надо менять.
Ничего страшного. Ведь это обыкновенная расходная деталь вашего автомобиля, рассчитанная при правильной эксплуатации на примерно 80 000 км пробега.
Сцепление — это главный конструктивный элемент в трансмиссии любого автомобиля. Данный механизм служит для кратковременного отключения двигателя от а также для плавной передачи крутящего момента от маховика мотора на КПП. Таким образом, сцепление призвано защитить узлы трансмиссии от различных перегрузок. Находится данный механизм между ДВС и КПП. В сегодняшней статье мы рассмотрим признаки сгоревшего сцепления в автомобиле, а также пути решения данной проблемы.
Немного об узле
Сперва уделим внимание самому сцеплению. Если говорить кратко, данный узел может быть нескольких типов:
- Однодисковым.
- Многодисковым.
На большинство современных авто устанавливается классический однодисковый механизм. Он состоит из следующих элементов:
- Ведомый диск.
- Нажимной диск.
- Маховик.
- Диафрагменная пружина.
- Вилка и муфта выключения сцепления.
- Выжимной подшипник.
Все эти элементы размещаются в картере КПП, который крепится болтами к двигателю. Часто автомобилисты называют это место «колоколом» КПП за столь характерную его форму. Что же, давайте рассмотрим признаки сгоревшего сцепления.
Симптомы
Первый и самый распространенный — это характерный запах. Именно по можно определить, что ведомый диск прокручивается и трется о маховик с неимоверным усилием. Это говорит о том, что от силы трения существенно повысилась температура фрикционных накладок. В случае существенных нагрузок, запах может держаться еще продолжительное время. Причем гарь доносится прямиком в салон. Не обязательно для этого выходить на улицу. Определить сгоревшее сцепление сможет даже неопытный водитель.
Стоит отметить, что в редких случаях элемент может пробуксовывать без характерного запаха. Признаки сгоревшего сцепления здесь иные — машина просто теряет динамику. Все очень просто: маховик передает вращательный момент, который в полной мере не передается на ведомый диск. А все потому, что его износ критический, и он попросту не может войти в зацепление с маховиком. Таким же образом можно распознать, что сгорело сцепление на мотоцикле.
Иные признаки
Если износ фрикционных накладок уже критический, машина будет иначе себя вести. Ниже мы рассмотрим такие признаки сгоревшего сцепления:
- Затрудненный старт. Автомобиль может стоять на месте, даже если отпустить педаль сцепления. Диску не хватает прижима, чтобы передать крутящий момент на коробку далее. В таком случае можно констатировать критический износ ведомого диска.
- Рывки при движении. В данном случае еще можно тронуться на автомобиле с места, но старт будет создавать дискомфорт. Машина начинает сильно дергаться. С набором скорости эти рывки пропадают. Но они опять могут возобновиться, если водитель предпримет попытку начать движение с первой передачи. Также автомобиль будет нехарактерно разгоняться в момент переключения на повышенную скорость. Поскольку диск неплотно прижимается к маховику, то и вращательный момент будет передаваться с рывками. Машина теряет в динамике разгона. В ходе разборки, можно обнаружить люфты диафрагменных пружин. Именно они служат для компенсации и сглаживания нагрузок, что идут от маховика к коробке. В случае люфта демпферных пружин на ведомом диске сцепления, такой механизм меняется на новый целиком.
- Ход педали сцепления. В случае, если сгорел диск, водитель заметит увеличенный свободный ход педали.
Затрудненное включение скоростей
При выжатой в пол педали, водитель с трудом (или с характерным треском) включает передачу. Это говорит о том, что сцепление было выключено не полностью.
Замасливание
Кстати, пробуксовка может происходить и по причине замасливания фрикционных накладок диска. Масло из коробки по каким-то причинам попадает на рабочую поверхность сцепления.
В итоге диск скользит в попытках зацепиться за маховик. Эта неисправность тоже сопровождается запахом гари. Но он будет похож на сгоревшее масло. Если это так, необходимо диагностировать коробку и выяснять причину, почему смазка из картера попадает на диск.
Сгорело сцепление: последствия
К каким последствиям может привести езда со сгоревшим диском? Если горит фрикционная накладка, в первую очередь страдает маховик. Так, заметно увеличивается его температура. Причем растет она неравномерно. Из-за этого одна часть маховика становится излишне твердой. Механизм деформируется из-за этого. А поскольку на рабочей поверхности образуются неровности (в идеале маховик должен быть ровным), площадь контакта существенно снижается. Из-за этого диск все чаще и чаще пробуксовывает. Фрикционные накладки не смогут нормально зацепиться с поверхностью и из-за этого подгорают. Диск свободно прокручивается, и температура из-за трения опять возрастает. Если водитель вовремя не предпримет меры, на маховике образуются микротрещины. А перед этим сам маховик покроется синими пятнами. Пример такого элемента читатель может увидеть на фото ниже.
Что самое интересное, определить эти пятна можно только после снятия коробки. Но можно заранее предотвратить серьезные последствия. Так, если признаки сгоревшего сцепления (характерный запах гари) наблюдаются часто, а сама машина дергается, стоит не откладывать с ремонтом. Эксплуатировать такой автомобиль не рекомендуется. Иначе можно попасть не только на замену сцепления (которая будет производиться в любом случае), но и на замену маховика. Хорошо, если он имеет простую конструкцию — одномассовый. Но на автомобилях марки «Фольксваген», «Шкода» и «Ауди» давно практикую двухмассовые маховики. Их стоимость составляет порядка 800 долларов.
Почему горит сцепление?
Первая и самая распространенная причина, по которой горит сцепление — это повышенные нагрузки на автомобиль. Что подразумевается под этим понятием? В первую очередь, это агрессивная манера езды. Из-за частых и резких стартов с места диск сцепления прокручивается и подгорает. При движении на более высоких передачах крутящий момент не такой существенный, а потому риск горения диска сведен к минимуму. Как показывает статистика, именно при резких стартах с первой передачи горит сцепление.
Но не только агрессивная манера может привести к подобным проблемам. Для примера приведем автомобиль «ГАЗель». Казалось бы, на этом грузовике вряд ли можно прибегать к агрессивной езде. Но здесь другая беда: перегруз. Именно из-за перегруза повышается нагрузка на сцепление и иные узлы. Водитель в попытках тронуться с места, прибавляет газ, тобишь увеличивает обороты двигателя. соответственно, растет и крутящий момент. Этот момент слишком большой, и потому диск при соприкосновении с маховиком начинает частично прокручиваться.
Аналогичная ситуация и с автомобилями, которые буксируют прицеп. Если последний существенно нагружен, есть большой риск сжечь сцепление. Конечно, при редких поездках полностью износить диск нельзя, но ресурс его однозначно снизится.
Еще одна ситуация, которая может привести к пробуксовке (а соответственно и горению) диска — это буксировка иного автомобиля. Согласно ПДД, масса первого транспортного средства должна быть выше или по крайней мерее не меньше того, который буксируется. В противном случае сцепление терпит повышенный износ, а иногда и сильно горит. Подобные случаи имеют место и при зимней эксплуатации. Яркий пример — машина засела в снегу. В попытках тронуться водитель жжет сцепление, не подозревая о последствиях.
Про АКПП
Как такового сцепления в нет. Здесь эта роль отведена гидротрансформатору. Он включает в себя две турбины, через которые циркулирует масло под давлением. Ввиду этого сцепление на АКПП часто называют мокрым. То есть, крутящий момент передается посредством масла. Но может на автомате сгореть сцепление? Признаки неисправности в данном случае иные. Так, коробка будет вставать в аварийный режим, а передачи включаться с пинками. Все это говорит об износе фрикционных пакетов.
Но рывки могут быть и по другим причинам (например, из-за соленоидов или забитого гидроблока). Поэтому в любом случае АКПП нужно детально диагностировать.
Сгорело сцепление: как доехать до сервиса?
В случае с автоматом, доехать до сервиса можно только на эвакуаторе. Электроника попросту может не позволить вам продолжать движение. Поэтому рассмотрим ситуацию на механической коробке. Итак, если сгорело сцепление, как доехать? Вспоминая школьный курс физики несложно догадаться, что для старта без пробуксовки диска нам нужен минимальный крутящий момент. Естественно, передаточные числа первой скорости не дадут нам это сделать. Включив первую скорость, машина будет стоять на месте. Поэтому трогаться нужно со второй, а иногда даже с третьей передачи.
Так, сила трения будет максимально низкой, и автомобиль сможет начать движение без пробуксовки диска. Если есть необходимость, можно переключиться на более высокую передачу. Для этого достаточно развить нужные обороты и включить скорость. Но чтобы переключиться обратно на низшую, не обойтись без перегазовки. Для этого переключаем рычаг в нейтральное положение и поднимаем обороты выше трех тысяч. Далее включаем низшую передачу.
Что под замену?
Многие автомобилисты задаются вопросом, что менять. Сгоревшее сцепление восстановлению и ремонту не подлежит. Поэтому на автомобиль устанавливается абсолютно новый ведомый диск. Кроме того, специалисты рекомендуют осмотреть состояние нажимного диска. Если лепестки согнуты, данный элемент тоже подлежит замене. Кроме того, нужно поменять выжимной подшипник. Его ресурс чуть выше, чем у диска. Но если уж разбирать коробку, то ставить новый подшипник. Иначе придется разбирать трансмиссию снова, через 10-20 тысяч километров пробега. А процедура эта достаточно трудоемкая и кропотливая.
Итак, мы выяснили признаки сгоревшего сцепления и причины данного явления.
Как не сжечь сцепление в машине
Приобретя или планируя приобрести личный автомобиль, мы усердно учим правила дорожного движения, чтобы получить водительские права и стать полноценным, как нам кажется, водителем. При этом не все и не всегда вспоминают о правилах эксплуатации автомобиля, в частности, главной его составляющей – ходовой части.
Между тем эта область таит в себе немало тайн и секретов. Например, как не сжечь сцепление, трогаясь с места и совершая тот или иной маневр на дороге. Прежде всего, разберемся хотя бы поверхностно в том, что это такое и какие функции этот узел выполняет на автомобиле.
Что такое сцепление
Служит сцепление для разъединения на короткое время коленчатого вала и коробки передач, а также для их последующего соединения. Такая операция необходима при трогании автомобиля с места и для переключения скорости на ходу. Наиболее распространенным на легковых и в большинстве своем грузовых автомобилях является однодисковое сцепление фрикционного типа.
Состоит оно непосредственно из механизма сцепления и привода выключения.
Критический износ диска легко определить при движении на четвертой передаче: если при интенсивном нажатии на педаль газа двигатель взревел, а автомобиль не побежал быстрее – диск надо менять. Это может сопровождаться запахом «подгорающих» накладок.
Наибольшая и наиболее частая угроза накладкам на диске сцепления со стороны неопытных автолюбителей представляется в момент трогания автомобиля с места. Поэтому рассмотрим этот процесс подробно.
Как правильно трогаться с места
- 1 этап. Слегка приотпустите педаль сцепления. Пружины нажимного диска подведут ведомый диск до легкого соприкосновения к маховику – ваш автомобиль тронется и потихоньку начнет ползти.
- 2 этап. Две-три секунды держите педаль в таком положении. Скорости вращения маховика и диска постепенно уравниваются – ваш автомобиль разгоняется.
- 3 этап. Автомобиль уверенно едет по дороге – крутящий момент 100%-но передается коробке передач. Отпускайте педаль и снимите с нее ногу. Дальнейшее полувключенное состояние сцепления будет жечь диски.
На светофоре
По многочисленным свидетельствам водителей-новичков некоторые инструкторы по вождению учат ждать зеленого сигнала светофора с выжатым сцеплением и включенной первой передачей. Казалось бы, диски не соприкасаются, угроз к тому, чтобы горели накладки, нет.
Но в этом случае идет износ выжимного подшипника. В конце концов это негативно отражается на двигателе вообще. Поэтому – ставьте на нейтральную и отпускайте педаль сцепления.
В пробке
Пожалуй, наибольшую угрозу сцеплению доставляет езда в пробках. Некоторые водители долгое время не снимают ногу с педали сцепления, включая и выключая его, оставляя двигатель включенным на первой передаче.
Ведомый диск практически постоянно трется о диск маховика, причем, асинхронно. В результате происходит дополнительный нагрев, что способствует его более интенсивному истиранию.
Двигаться в пробках старайтесь, преодолевая небольшие расстояния этапами, выключая в промежутках передачу и отпуская сцепление.
На спуске
На крутых спусках нельзя выключать передачу. Спускаться рекомендуется на первой скорости с притормаживанием, используя ножной, и быть готовым, в крайнем случае, применить ручной тормоз. Пользоваться при этом педалью сцепления нет никакой необходимости. Больше того, это может представлять опасность остановки двигателя.
Езда в экстремальных условиях
Поистине «убивает» сцепление езда с пробуксовкой, что бывает зачастую в непредвиденных, неординарных условиях. Когда случается вылезать из лужи или сугроба, мы вынуждены форсировать двигатель, давая ему большие обороты и резко включать сцепление.
В этой ситуации не только фатально горят накладки на диске. Такие жесткие условия эксплуатации грозят и более серьезными поломками, в том числе других агрегатов автомобиля. Поэтому, если есть возможность – попросите взять вас на буксир. Не жгите сцепление.
Почему оно горит
Именно в момент неполного соприкосновения друг с другом дисков, вращающихся с разной скоростью, и происходит подгорание накладок. Всякий раз, когда мы неправильно работаем сцеплением, зазор постепенно увеличивается, и в дальнейшем выжим становится неполным – сцепление начинает пробуксовывать. Диск надо менять.
Ничего страшного. Ведь это обыкновенная расходная деталь вашего автомобиля, рассчитанная при правильной эксплуатации на примерно 80 000 км пробега.
Запах горелого сцепления в салоне при пробуксовке
Сцепление является главной часть трансмиссии. Но что нам говорит запах горелого сцепления в салоне при пробуксовке и стоит ли поднимать панику? В этой статье мы расскажем вам, что такое и как работает сцепление автомобиля и о чем может свидетельствовать его запах.
Как устроено и почему «горит» сцепление
Сцеплением называют устройство, которое предназначено для разрыва вращающего момента между трансмиссией автомобиля и его двигателем. Сцепление позволяет нам переключить передачу и обеспечить плавное начало движения автомобиля без рывков.
В процессе вращения коленчатого вала, на задней его части вместе с ним с одинаковой частотой вращается маховик двигателя. В задачу маховика входит передача вращающего момент на первичный вал коробки передач с последующим его преобразованием. Для того, чтобы обеспечить мягкость включения передач и плавное начало движения, необходимо создать разрыв механической связи маховика двигателя и первичного вала КПП.
Чтобы обеспечить этот разрыв, было разработано специальное устройство, которое называется сцеплением. Сцепление состоит из диска сцепления, корзины и приводных механизмов. Диск усилием пружины и подшипника прижимается к маховику, другая сторона диска имеет жесткое зацепление с первичным валом трансмиссии.
При нажатии на педаль сцепления приводной механизм отодвигает диск сцепления от маховика, преодолевая усилие возвратных пружин. Водитель включает передачу и плавно отпускает педаль. Диск начинает прижиматься к коленчатому валу, приводится во вращение и раскручивает трансмиссию. Затем в действие приводятся колеса и в процессе разгона машины частота вращения диска, после небольшого трения, совмещается с частотой вращения коленчатого вала.
Что означает запах горелого сцепления?
Как вы уже поняли, сцепление – это деталь, которая работает под постоянной нагрузкой, в условиях повышенного трения. Именно на него приходится вся нагрузка при трогании автомобиля и работе двигателя на повышенных оборотах.
Неправильное использование сцепления обязательно приводит к его преждевременному износу. Неграмотное использование заключается в длительной работе двигателя на повышенных оборотах. Примером такой работы можно считать длительный разгон двигателя на пониженной передаче или пробуксовка. Кроме того, вредное воздействие на сцепление оказывает длительная работа сцеплением, когда водитель начинает трогаться, добавляя газа, но отпуская сцепление слишком медленно.
Если в процессе пробуксовки автомобиля вы почуяли резкий запах гари – это может быть либо разогретая резина, либо фрикционные накладки диска сцепления. Последний запах чаще всего улавливается зимой при прохождении автомобиля по сугробам.
- Во-первых, не стоит впадать в панику, даже если запах гари слишком сильный. Гарь не всегда проявляется при полном «сжигании» диска. Она лишь означает, что фрикционные накладки просто нагрелись в процессе трения и слегка окислились. В процессе работы, они восстановятся, и сцепление можно будет эксплуатировать еще довольно длительный период.
- Во-вторых, полный износ сцепления проявляется без характерного запаха. Автомобиль потеряет динамику, а на подъем может и вовсе не зайти.
Как уберечь сцепление
Конструкцией автомобиля предусмотрена возможность кратковременно разорвать связь между мотором и колесами. Этой цели служит сцепление. Оно предназначено в первую очередь для использования при переключении передач и начале движения, однако зачастую применяется чаще, порой не совсем правильно. У каждого водителя манера вождения своя, но есть определенные требования, в том числе, как пользоваться сцеплением, которые должны быть обязательны для любого из нас.
Сцепление – благо или мучение водителя?
Благодаря подаче крутящего момента на колеса автомобиля, он может двигаться. Участвует в этом и сцепление, хотя роль его при этом несколько своеобразна. Оно не только передает момент на колеса, но способно разорвать эту передачу. Подобная необходимость возникает в момент переключения скорости, и при начале движения. Выполняется простым нажатием на педаль, однако за таким движением скрыта работа самых различных устройств.
Рассказывать, как выжимается, как отпускается, бесполезно, подобному учат в самом начале управления автомобилем, а вот коснуться отношения к этому в процессе движения – необходимо. Следует помнить самое главное правило – сцеплением надо пользоваться только при смене передач и начале движения. Во всех остальных случаях левая нога находится на специальной площадке рядом с педалью.Чем же чревато нарушение этого правила?
Если нога находится на педали постоянно, то оно полунажато, следствием чего будет его повышенный износ.
При выключенном сцеплении автомобиль движется по инерции, а водитель лишен возможности активно вмешиваться в процесс управления, особенно на скользкой дороге, что чревато заносом и возникновением аварийной ситуации.
Торможение при нажатом сцеплении в повороте, при подъезде к светофору, движении накатом может создать аварийную ситуацию благодаря ухудшению управляемости машиной.
Как сберечь сцепление?
Советов и рекомендаций здесь можно дать множество, но все они сведутся к одному требованию – не перегружать автомобиль, в частности, трансмиссию. Если следовать этому правилу, то не придётся думать, как не сжечь сцепление, все получится автоматически. Излишняя нагрузка может возникнуть, например, при перевозке большого числа пассажиров, лишних мешков картошки, при начале движения на ручнике, при попытках буксировать слишком большой груз и т.д. Таких ситуаций может быть множество, но при любой из них следует задать себе вопрос – а как отнесется к этому мое сцепление, и в соответствии с ответом принимать решение. Конечно, разовые, кратковременные перегрузки вполне допустимы, но они не должны быть систематическими и постоянными.
Сцепление автомобиля является в достаточной мере специфическим устройством и выполняет взаимоисключающие функции, что требует к нему бережного и аккуратного отношения.
Как правильно пользоваться сцеплением. Как не сжечь сцепление на механике? Что значит сжечь сцепление
Иногда, хоть и редко, но так бывает: нажимаешь газ, «мотор ревёт», как поётся в известной песне, но машина не едет. Или едет, но медленно. Специалист сразу скажет: «Cцепление умерло», и будет прав, но от его правоты не легче, а даже тяжелее – ведь предстоят расходы по его (сцепления) замене.
Когда сцепление, а точнее, ведомый диск сцепления умирает естественной смертью, когда оно прожило отведённый ему срок, то это нормально. Можно посчитать сцепление расходным материалом. Но иногда бывает и так, что хозяин авто своими действиями сокращает и без того не особо долгий век ведомого диска, а то и просто его «убивает».
Сначала о том, что собой представляет это самое сцепление: оно представляет собой сэндвич, где между двумя металлическими ведущими дисками со страшной силой зажат ведомый диск, сделанный из специального материала с высоким коэффициентом трения. Пока эта самая страшная сила прижимных пружин сжимает диски, то при условии, что ведомый диск не изношен и имеет достаточную толщину, можно считать их единым целым. Но стоит только нажать на педаль, т. е. «выжать сцепление», как весь этот бутерброд перестает быть единым целым. Мотор крутится, машина стоит – ведомый диск стоит на месте, а окружающие его два металлических вращаются вместе с коленвалом, а вы спокойно включаете первую передачу. Бросать сцепление нельзя – это знает любой автомобилист ещё со времён обучения в автошколе. Трогаться надо плавно, а эта плавность достигается тем, что средний ведомый диск при включении сцепления некоторое время пробуксовывает, что приводит к интенсивному нагреву сцепления и износу дисков.
Если машина нагружена сверх меры, то процесс трогания с места занимает гораздо больше времени, чем обычно. При этом, чтобы мотор не заглох, приходится долго буксовать сцеплением, что ведёт к его ускоренному износу и преждевременной кончине. Одни мои знакомые, нагрузив на легковую машину почти тонну, что, даже несмотря на то, что машина была с кузовом «универсал», явно перебор, за одну поездку до Каменска сцепление сожгли. То же самое происходит при подтянутом «ручнике».
Изношенное сцепление выходит из строя очень быстро – оно чуток буксует, но этого «чутка» хватает на то, чтобы весь узел нагрелся, потом начал подгорать, от этого сцепление буксует ещё больше, температура растёт – замкнутый круг, однако получается. В результате – дым, запах палёного «феродо», мотор работает, а машина не едет.
Ещё вариант легко спалить сцепление – заехать на обычной современной высокооборотной легковушке в непролазную грязь. Обороты придётся держать высокие, чтобы двигатель вытянул, и на этих высоких оборотах активно буксовать сцеплением, чтобы опять-таки двигатель вытянул. Это у «Нивы» есть пониженная передача в раздатке, на которой можно не только выехать откуда угодно, но и огород распахивать, а на обычной машине в грязь лезть всё-таки не стоит.
И ещё одно: не стоит стоять на светофорах в ожидании зелёного света с включённой первой передачей и выжав сцепление. Конечно, сейчас, когда повсеместно распространены выжимные подшипники взамен устаревших графитовых подпятников, это не так актуально, но подшипник под такой нехилой нагрузкой, как сцепление, изнашивается тоже не слабо. Можно, конечно, ездить и без сцепления – включить первую передачу и заводиться с ходу, потом переключать передачи в момент сбрасывания газа (синхронизаторы в коробке передач придуманы явно для этого). Однако удовольствия от такой езды мало, и здоровья машине она не прибавляет. Так что берегите сцепление, это штука нужная.
Вверх ▲ — Отзывы читателей (1) — Написать отзыв ▼ — Версия для печати
Евгений | 26 марта 2011, 21:24:03 |
Мда. спасибо, очень позновательная информация — но вот интересно, каким образом в салоне доказать, что не ты спалил сцепление,а оно само вышло из строя, иначе гарантии не будет. Ведь если оно уже пробуксовывет,следовательно трогаешься уже не плавно и тем самым его палишь, в итоге ты будешь виноват в любом случае и ремонт за свой счет
Сцепление является главной часть трансмиссии. Но что нам говорит запах горелого сцепления в салоне при пробуксовке и стоит ли поднимать панику? В этой статье мы расскажем вам, что такое и как работает сцепление автомобиля и о чем может свидетельствовать его запах.
Как устроено и почему «горит» сцепление
Сцеплением называют устройство, которое предназначено для разрыва между трансмиссией автомобиля и его двигателем. Сцепление позволяет нам переключить передачу и обеспечить плавное начало движения автомобиля без рывков.
В процессе вращения коленчатого вала, на задней его части вместе с ним с одинаковой частотой вращается маховик двигателя. В задачу маховика входит передача вращающего момент на первичный вал коробки передач с последующим его преобразованием. Для того, чтобы обеспечить мягкость включения передач и плавное начало движения, необходимо создать разрыв механической связи маховика двигателя и .
Чтобы обеспечить этот разрыв, было разработано специальное устройство, которое называется сцеплением. Сцепление состоит из диска сцепления, корзины и приводных механизмов. Диск усилием пружины и подшипника прижимается к маховику, другая сторона диска имеет жесткое зацепление с первичным валом трансмиссии.
При нажатии на педаль сцепления приводной механизм отодвигает диск сцепления от маховика, преодолевая усилие возвратных пружин. Водитель включает передачу и плавно отпускает педаль. Диск начинает прижиматься к коленчатому валу, приводится во вращение и раскручивает трансмиссию. Затем в действие приводятся колеса и в процессе разгона машины частота вращения диска, после небольшого трения, совмещается с частотой вращения коленчатого вала.
Что означает запах горелого сцепления?
Как вы уже поняли, сцепление – это деталь, которая работает под постоянной нагрузкой, в условиях повышенного трения. Именно на него приходится вся нагрузка при трогании автомобиля и работе двигателя на повышенных оборотах.
Неправильное использование сцепления обязательно приводит к его преждевременному износу. Неграмотное использование заключается в длительной работе двигателя на повышенных оборотах. Примером такой работы можно считать длительный разгон двигателя на пониженной передаче или . Кроме того, вредное воздействие на сцепление оказывает длительная работа сцеплением, когда водитель начинает трогаться, добавляя газа, но отпуская сцепление слишком медленно.
Если в процессе пробуксовки автомобиля вы почуяли резкий запах гари – это может быть либо разогретая резина, либо фрикционные накладки диска сцепления. Последний запах чаще всего улавливается зимой при прохождении автомобиля по сугробам.
- Во-первых, не стоит впадать в панику, даже если запах гари слишком сильный. Гарь не всегда проявляется при полном «сжигании» диска. Она лишь означает, что фрикционные накладки просто нагрелись в процессе трения и слегка окислились. В процессе работы, они восстановятся, и сцепление можно будет эксплуатировать еще довольно длительный период.
- Во-вторых, полный износ сцепления проявляется без характерного запаха. Автомобиль потеряет динамику, а на подъем может и вовсе не зайти.
Перед покупкой первого автомобиля водители усердно учат правила дорожного движения, откатывают десятки часов с инструктором и готовятся, наконец-то получить собственную машину.
Особое значение в правильной эксплуатации автомобиля имеет обращение со сцеплением, ведь сжечь его проще простого. Очень важно правильно трогаться с места. Именно в этот момент на сцепление оказывается наибольшая нагрузка.
Важно! Также сцепление можно сжечь во время сложных манёвров на дороге. Чтобы этого не произошло, автомобильные эксперты рекомендуют новичкам воздерживаться от агрессивного стиля вождения.
Как можно сжечь сцепление на механике
В действительности сжечь данный элемент трансмиссии довольно-таки просто. К примеру, достаточно, перед тем как отпустить педаль поднять количество оборотов до пяти тысяч. Подобное себе могут позволить лишь уличные гонщики, которые раз в неделю меняют сгоревшие детали.
Важно! Также не стоит длительное время держать педаль полунажатой. Это крайне негативно влияет на всю систему.
Ещё к полному выходу из строя данной детали может привести долгая пробуксовка в грязи. Характерный запах станет индикатором того, что узел согрел и диски стали полностью гладкими.
Выключение передачи на спуске также может привести к печальным последствиям. Чтобы этого не произошло, спускайтесь, используя первую передачу. При этом используйте ножной или ручной тормоз.
Что такое сцепление
Чтобы не сжечь сцепление, разберемся, что собой представляет данный узел автомобиля. Это часть ходовой, которая разъединяет на короткий момент коленчатый вал с коробкой передач. Если бы этого не происходило, то автомобиль просто не смог двинуться с места. Мало того, переключение передач на скорости стало бы просто невозможным.
Чаще всего на грузовых и легковых машинах устанавливают однодисковое сцепление. Данную деталь можно причислить к фрикционному типу устройств. Она состоит из основного механизма и привода.
Для определения того, насколько изношен диск, достаточно включить четвёртую передачу и вжать педаль газа в пол. Если при этом мотор взревел, но «толчка» не было сцепление придётся заменить.
Внимание! Тест на работоспособность сцепления может сопровождаться запахом палёной резины.
Конструкция сцепления
Чтобы не сжечь сцепление, рассмотрим в деталях из чего состоит данный автомобильный узел:
- Нажимной диск. Большинство водителей называют его просто «корзинкой». Это основание детали, по форме действительно напоминающее корзинку. В основании установлены выжимные пружины. Они соединяются прижимной площадкой. Устройство соединяется с маховиком.
- Ведомый диск. Деталь состоит из лучевого основания, муфты и накладок. Также конструкция включает в себя демпферные пружины, они сглаживают вибрации при переключении. Как результат сжечь сцепление на механике становится гораздо сложнее.
- Выжимной подшипник. Одна сторона детали — это нажимная площадка. Устройство находится на первичном валу. Благодаря работе подшипника приходит в действие вилка привода. Иногда для фиксации используются стопорные пружины.
- Педаль сцепления. Она находится в салоне автомобиля с левого края, и чтобы сжечь систему нужно крайне неумело её эксплуатировать. В машинах, на которых установлена автоматическая коробка передач этой педали нет.
Как видите, конструкционно сцепление автомобиля не очень сложное. Простота конструкции оказывает позитивное влияние на эксплуатационные качества. Поэтому, чтобы сжечь систему нужно постараться.
Работа сцепления в разных системах привода
Каждый водитель знает, что существует несколько типов трансмиссии. На данный момент в производстве чаще всего используют три:
- Механика. При нажатии педали сцепления усилие передаётся при помощи троса. Именно в этой системе проще всего сжечь деталь. Трос размещается внутри кожуха. Кожух находится перед педалью.
- Гидравлика. Конструкционно данная система состоит из двух цилиндров. Они соединяются между собой трубкой, способной выдерживать высокое давление. Когда водитель нажимает на педаль, активируется шток с поршнем на конце. Он создаёт давление на тормозную жидкость, и оно передаётся к рабочему цилиндру. . В данном случае в сцеплении имеется электромотор. Он активируется при нажатии на педаль. К нему присоединяется трос. Дальнейший процесс происходит по аналогии с механикой.
Именно такие три системы сцепления используют автомобильные производители в своих машинах. Знание того, какая именно установлена на вашем автомобиле, поможет не сжечь сцепление.
Как не сжечь сцепление
Как не сжечь сцепление, при старте с места
Перейдём сразу к делу. Ваш двигатель запущен. Включена нейтральная передача. Чтобы не сжечь сцепление вы давите на педаль и переходите на первую передачу. Главное, осуществить плавное соединение коленчатого вала и коробки передач.
Внимание! В разрезе всё будет происходить следующим образом: ведомый диск прижмётся к вращающемуся. При этом количество оборотов составит около 25 в секунду.
Для того чтобы не сжечь систему при переходе от нейтральной передачи к первой, разделим операцию на три этапа:
- Слегка надавите педаль. В этот момент пружины на нажимном деске подведут второй диск к маховику. Прикосновение будет лёгким и невесомым. Благодаря этому машина двинется с места. Само собой, скорость при этом будет минимальной.
- На втором этапе нужно держать педаль сцепления не более 2-3 секунд. Это позволит уравнять скорости вращения диска и маховика. Машина начнёт постепенно разгоняться.
- Сейчас автомобиль уверенно едет по дороге. Крутящий момент полностью переходит на трансмиссию. Можете отжать педаль. Не нужно держать её слишком долго. Это будет жечь диски.
Следуйте этому алгоритму, когда трогаетесь с места. Он позволит вам не сжечь сцепление на первых тысячах.
Нюансы старта с места
Чтобы не сжечь сцепление и не врезаться в ближайшее дерево перед началом движения обязательно проверьте, стоит ли автомобиль на ручнике. Перед тем как начать движение не помешает немного прогреть мотор.
Когда вы выжмите педаль до упора и включите первую передачу, обязательно включите поворотный указатель, если в этом есть необходимость. Иначе вы рискуете создать ДТП.
Чтобы не сжечь систему доведите педаль именно до момента схватывания. В это же время можно усилить давление на газ. Количество оборотов на тахометре подпрыгнет до полторы тысячи оборотов.
Важно! Не стоит поднимать количество оборотов до 2500—3000. Это может сжечь сцепление.
При старте постоянно отслеживайте положение стрелки тахометра. К сожалению, многие водители пытаются отслеживать работу мотора, полагаясь исключительно на слух. Но это не самый лучший вариант, так как точность подобного мониторинга не очень высока.
На первых порах вам будет очень тяжело правильно рассчитать силу, с которой нужно давить на педаль газа. Поэтому на некоторое время откажитесь от обуви с твёрдой подошвой. О каблуках также придётся забыть.
Как не сжечь сцепление на светофоре
В большинстве случаев огромный урон системе наносится из-за неправильных действий при проезде перекрёстков со светофорами. Дело в том, что во многих автошколах инструкторы дают заранее неверные сведения. Они говорят, что для того, чтобы не сжечь сцепление на светофоре, достаточно выжать педаль и оставить включённой первую передачу.
На первый взгляд, подобный подходит действительно может помочь не сжечь сцепление. Но в действительности всё происходит немного по-другому. Действительно, диски в таком режиме не соприкасаются. Соответственно накладки гореть не должны. Но при такой эксплуатации нагрузка на выжимной клапан возрастает. Как результат сжечь деталь становится проще в несколько раз.
Внимание! На светофоре для того чтобы не сжечь сцепление перейдите на нейтральное положение и отпустите педаль.
Как не сжечь сцепление в пробке
Очень большой вред данный компонент трансмиссии получает при стоянии машины в пробке. Дело в том, что многие водители просто не снимают ногу с педали, включая и выключая соединение коленчатого вала с коробкой передач.
Из-за этого ведомый диск трётся о маховик. Главная проблема заключается в том, что движения получаются асинхронными. Как результат происходит повышенный нагрев, и сжечь всю систему становится проще простого.
Внимание! Когда вы попадаете в пробку, преодолевайте расстояние этапами, включая передачу и не трогая педаль сцепления.
Итоги
Как видите, для того чтобы не сжечь сцепление в машине достаточно придерживаться простых правил. Водите аккуратно, не начинайте движения с очень высоких оборотов и правильно эксплуатируйте возможности машины на светофорах и пробках. Также старайтесь избегать пробуксовки.
Сцепление — это главный конструктивный элемент в трансмиссии любого автомобиля. Данный механизм служит для кратковременного отключения двигателя от а также для плавной передачи крутящего момента от маховика мотора на КПП. Таким образом, сцепление призвано защитить узлы трансмиссии от различных перегрузок. Находится данный механизм между ДВС и КПП. В сегодняшней статье мы рассмотрим признаки сгоревшего сцепления в автомобиле, а также пути решения данной проблемы.
Немного об узле
Сперва уделим внимание самому сцеплению. Если говорить кратко, данный узел может быть нескольких типов:
- Однодисковым.
- Многодисковым.
На большинство современных авто устанавливается классический однодисковый механизм. Он состоит из следующих элементов:
- Ведомый диск.
- Нажимной диск.
- Маховик.
- Диафрагменная пружина.
- Вилка и муфта выключения сцепления.
- Выжимной подшипник.
Все эти элементы размещаются в картере КПП, который крепится болтами к двигателю. Часто автомобилисты называют это место «колоколом» КПП за столь характерную его форму. Что же, давайте рассмотрим признаки сгоревшего сцепления.
Симптомы
Первый и самый распространенный — это характерный запах. Именно по можно определить, что ведомый диск прокручивается и трется о маховик с неимоверным усилием. Это говорит о том, что от силы трения существенно повысилась температура фрикционных накладок. В случае существенных нагрузок, запах может держаться еще продолжительное время. Причем гарь доносится прямиком в салон. Не обязательно для этого выходить на улицу. Определить сгоревшее сцепление сможет даже неопытный водитель.
Стоит отметить, что в редких случаях элемент может пробуксовывать без характерного запаха. Признаки сгоревшего сцепления здесь иные — машина просто теряет динамику. Все очень просто: маховик передает вращательный момент, который в полной мере не передается на ведомый диск. А все потому, что его износ критический, и он попросту не может войти в зацепление с маховиком. Таким же образом можно распознать, что сгорело сцепление на мотоцикле.
Иные признаки
Если износ фрикционных накладок уже критический, машина будет иначе себя вести. Ниже мы рассмотрим такие признаки сгоревшего сцепления:
- Затрудненный старт. Автомобиль может стоять на месте, даже если отпустить педаль сцепления. Диску не хватает прижима, чтобы передать крутящий момент на коробку далее. В таком случае можно констатировать критический износ ведомого диска.
- Рывки при движении. В данном случае еще можно тронуться на автомобиле с места, но старт будет создавать дискомфорт. Машина начинает сильно дергаться. С набором скорости эти рывки пропадают. Но они опять могут возобновиться, если водитель предпримет попытку начать движение с первой передачи. Также автомобиль будет нехарактерно разгоняться в момент переключения на повышенную скорость. Поскольку диск неплотно прижимается к маховику, то и вращательный момент будет передаваться с рывками. Машина теряет в динамике разгона. В ходе разборки, можно обнаружить люфты диафрагменных пружин. Именно они служат для компенсации и сглаживания нагрузок, что идут от маховика к коробке. В случае люфта демпферных пружин на ведомом диске сцепления, такой механизм меняется на новый целиком.
- Ход педали сцепления. В случае, если сгорел диск, водитель заметит увеличенный свободный ход педали.
Затрудненное включение скоростей
При выжатой в пол педали, водитель с трудом (или с характерным треском) включает передачу. Это говорит о том, что сцепление было выключено не полностью.
Замасливание
Кстати, пробуксовка может происходить и по причине замасливания фрикционных накладок диска. Масло из коробки по каким-то причинам попадает на рабочую поверхность сцепления.
В итоге диск скользит в попытках зацепиться за маховик. Эта неисправность тоже сопровождается запахом гари. Но он будет похож на сгоревшее масло. Если это так, необходимо диагностировать коробку и выяснять причину, почему смазка из картера попадает на диск.
Сгорело сцепление: последствия
К каким последствиям может привести езда со сгоревшим диском? Если горит фрикционная накладка, в первую очередь страдает маховик. Так, заметно увеличивается его температура. Причем растет она неравномерно. Из-за этого одна часть маховика становится излишне твердой. Механизм деформируется из-за этого. А поскольку на рабочей поверхности образуются неровности (в идеале маховик должен быть ровным), площадь контакта существенно снижается. Из-за этого диск все чаще и чаще пробуксовывает. Фрикционные накладки не смогут нормально зацепиться с поверхностью и из-за этого подгорают. Диск свободно прокручивается, и температура из-за трения опять возрастает. Если водитель вовремя не предпримет меры, на маховике образуются микротрещины. А перед этим сам маховик покроется синими пятнами. Пример такого элемента читатель может увидеть на фото ниже.
Что самое интересное, определить эти пятна можно только после снятия коробки. Но можно заранее предотвратить серьезные последствия. Так, если признаки сгоревшего сцепления (характерный запах гари) наблюдаются часто, а сама машина дергается, стоит не откладывать с ремонтом. Эксплуатировать такой автомобиль не рекомендуется. Иначе можно попасть не только на замену сцепления (которая будет производиться в любом случае), но и на замену маховика. Хорошо, если он имеет простую конструкцию — одномассовый. Но на автомобилях марки «Фольксваген», «Шкода» и «Ауди» давно практикую двухмассовые маховики. Их стоимость составляет порядка 800 долларов.
Почему горит сцепление?
Первая и самая распространенная причина, по которой горит сцепление — это повышенные нагрузки на автомобиль. Что подразумевается под этим понятием? В первую очередь, это агрессивная манера езды. Из-за частых и резких стартов с места диск сцепления прокручивается и подгорает. При движении на более высоких передачах крутящий момент не такой существенный, а потому риск горения диска сведен к минимуму. Как показывает статистика, именно при резких стартах с первой передачи горит сцепление.
Но не только агрессивная манера может привести к подобным проблемам. Для примера приведем автомобиль «ГАЗель». Казалось бы, на этом грузовике вряд ли можно прибегать к агрессивной езде. Но здесь другая беда: перегруз. Именно из-за перегруза повышается нагрузка на сцепление и иные узлы. Водитель в попытках тронуться с места, прибавляет газ, тобишь увеличивает обороты двигателя. соответственно, растет и крутящий момент. Этот момент слишком большой, и потому диск при соприкосновении с маховиком начинает частично прокручиваться.
Аналогичная ситуация и с автомобилями, которые буксируют прицеп. Если последний существенно нагружен, есть большой риск сжечь сцепление. Конечно, при редких поездках полностью износить диск нельзя, но ресурс его однозначно снизится.
Еще одна ситуация, которая может привести к пробуксовке (а соответственно и горению) диска — это буксировка иного автомобиля. Согласно ПДД, масса первого транспортного средства должна быть выше или по крайней мерее не меньше того, который буксируется. В противном случае сцепление терпит повышенный износ, а иногда и сильно горит. Подобные случаи имеют место и при зимней эксплуатации. Яркий пример — машина засела в снегу. В попытках тронуться водитель жжет сцепление, не подозревая о последствиях.
Про АКПП
Как такового сцепления в нет. Здесь эта роль отведена гидротрансформатору. Он включает в себя две турбины, через которые циркулирует масло под давлением. Ввиду этого сцепление на АКПП часто называют мокрым. То есть, крутящий момент передается посредством масла. Но может на автомате сгореть сцепление? Признаки неисправности в данном случае иные. Так, коробка будет вставать в аварийный режим, а передачи включаться с пинками. Все это говорит об износе фрикционных пакетов.
Но рывки могут быть и по другим причинам (например, из-за соленоидов или забитого гидроблока). Поэтому в любом случае АКПП нужно детально диагностировать.
Сгорело сцепление: как доехать до сервиса?
В случае с автоматом, доехать до сервиса можно только на эвакуаторе. Электроника попросту может не позволить вам продолжать движение. Поэтому рассмотрим ситуацию на механической коробке. Итак, если сгорело сцепление, как доехать? Вспоминая школьный курс физики несложно догадаться, что для старта без пробуксовки диска нам нужен минимальный крутящий момент. Естественно, передаточные числа первой скорости не дадут нам это сделать. Включив первую скорость, машина будет стоять на месте. Поэтому трогаться нужно со второй, а иногда даже с третьей передачи.
Так, сила трения будет максимально низкой, и автомобиль сможет начать движение без пробуксовки диска. Если есть необходимость, можно переключиться на более высокую передачу. Для этого достаточно развить нужные обороты и включить скорость. Но чтобы переключиться обратно на низшую, не обойтись без перегазовки. Для этого переключаем рычаг в нейтральное положение и поднимаем обороты выше трех тысяч. Далее включаем низшую передачу.
Что под замену?
Многие автомобилисты задаются вопросом, что менять. Сгоревшее сцепление восстановлению и ремонту не подлежит. Поэтому на автомобиль устанавливается абсолютно новый ведомый диск. Кроме того, специалисты рекомендуют осмотреть состояние нажимного диска. Если лепестки согнуты, данный элемент тоже подлежит замене. Кроме того, нужно поменять выжимной подшипник. Его ресурс чуть выше, чем у диска. Но если уж разбирать коробку, то ставить новый подшипник. Иначе придется разбирать трансмиссию снова, через 10-20 тысяч километров пробега. А процедура эта достаточно трудоемкая и кропотливая.
Итак, мы выяснили признаки сгоревшего сцепления и причины данного явления.
Плавно. Есть одно упражнение, выполняя которое, вы сможете проверить, насколько плавно опускаете сцепление. Для его выполнения вам нужно наполнить пластиковый стаканчик водой. Непосредственно по уровню воды, который останется после выполнения вами упражнений, и можно будет определить степень плавности опускания вами сцепления.
Разберитесь в принципе работы сцепления. Особенно это необходимо неопытным водителям, чтобы эта конструкция не казалась невероятно сложной. Сцепление предназначено для соединения и разъединения двигателя и коробки передач без резких нагрузок.
Если педаль , оно постоянно находится во включенном состоянии. При этом пружины давят на нажимной диск. Этот ведущий диск прижимается к сцепления, который в свою очередь прижимается к маховику. Оба диска и маховик вращаются как единое целое и через другие детали трансмиссии передают крутящий момент от двигателя на колеса.
Чтобы выключить сцепление максимально, отожмите педаль сцепления. Ее полный ход составляет примерно 140 мм. Процесс нажатия на педаль имеет несколько этапов. Первые 25-35 мм – это свободный ход педали при правильной регулировке.
Далее через детали привода педаль сцепления воздействует на муфту и оттяжной пружины механизма выключения сцепления. Они в свою очередь отводят ведущий диск от ведомого на 1,4-1,7 мм. Диск сцепления освобождается и прекращает передавать крутящий момент от двигателя к ведущему валу коробки передач. Сцепление выключено. В этом безударном режиме переключайте передачи или тормозите.
Плавно отпустите педаль сцепления. Под действием возвратных пружин педаль вернется в исходное положение. Механизм сцепления включится, и нажимной диск постепенно прижмет ведомый диск к маховику.
При неисправности сцепления аккуратно, чтобы не повредить детали, снимите коробку передач в сборе с картером сцепления, кожух сцепления с нажимным диском в сборе и ведомый диск сцепления. Разберите и устраните неисправность. Или обратитесь к специалистам.
- Привод сцепления
- как сменить сцеплению
Резкое отпускание педали сцепления – наиболее распространенная проблема освоения азов вождения у новичков. Неумение плавно и аккуратно трогаться с места присуще не только девушкам, но и молодым людям, впервые севшим за руль автомобиля.
- — автомобиль;
- — свободная площадка;
- — стаканчик;
- — вода.
Причинами резкого сброса педали сцепления, как правило, являются «непонимание» автомобиля и излишнее волнение. Если с последней причиной все ясно, то первую необходимо пояснить. Чтобы автомобиль не казался неудобным в управлении и громоздким, его нужно «прочувствовать».
Существуют практические упражнения на освоение плавного выжимания и отпускания педали. Для приобретения первых навыков выберите площадку, свободную и людей. Достаточно участка размером 30Х30 м. Перегон машины к этой площадке должен осуществлять водитель.
Первое упражнение направлено на удержание оборотов двигателя. Поместите правую ногу над акселератором. Выжмите педаль сцепления и включите первую передачу. Отпустите ручку ручного тормоза, продолжая держать сцепление выжатым. Так вы подготовили автомобиль к упражнению.
Начните отпускать педаль сцепления очень медленно, при этом следите за поведением автомобиля: двигатель будет нагружаться, его обороты начнут падать. Ваша левая нога должна запомнить данное положение срабатывания сцепления.
Как только вы почувствуете, что мотор среагировал снижением оборотов, прекратите в данном упражнении отпускать сцепление. Сделайте небольшую задержку и выжмите педаль, затем выключите передачу. Если двигатель, сбавив обороты, не заглох, цель упражнения достигнута. Если же заглох, проделайте упражнение снова.
Следующее упражнение направлено на плавность выжимания педали. Для его проведения необходимо взять пластиковый стаканчик, доверху наполненный водой. Суть этого упражнения заключается в том, чтобы судить о том, как плавно вы трогаетесь с места по уровню воды, оставшейся в стакане в конце упражнения. Если стакан по-прежнему полон, вы все сделали правильно. Если же нет – вам необходимо попрактиковаться в предыдущем упражнении.
Принцип использования сцепления стоит изучить, чтобы не допустить ускоренного износа деталей авто и постоянного ремонта в связи с этим. Стоит запомнить, что сцепление должно все время оставаться включенным, а пользоваться педалью стоит только для того, чтобы машина сдвинулась с места, а также при переключении передач и при необходимости полной остановки ТС. Не надо продолжать удерживать педаль во время стоянки – это не самым лучшим образом влияет на механизм. Движение при наполовину выжатом сцеплении способствует подгоранию дисков.
Работать с педалью сцепления несложно – нажать и плавно отпустить. Можно допускать небольшую паузу при нажатии в точке схватывания. На практике мало кто ездит все время на передаче, но лучше делать именно так.
При постоянной езде на скорости плюсы в том, что для осуществления маневров у водителей намного больше возможностей, ТС может двигаться плавно, а нагрузка на резину и тормозные диски при торможении снижается.
Правильное использование педали сцепления
Выжимать сцепление следует без задержек и до упора. При ее отпускании нога должна двигаться плавно, без «бросков», возможна остановка при достижении точки схватывания.
Подолгу удерживать сцепление в нажатом положении не стоит.
Начинается движение всегда с первой передачи. Опытные водители иногда на скользких зимних дорогах начинают со второй.
Источник http://edukr.ru/avtoyurist—free-consultation/kak-spalit-sceplenie-sovety-novichku-kak-ne-szhech-sceplenie-kak-gorit/
Источник http://autoprivat.ru/remont_avto/kak_ne_szhech_sceplenie_v_mashine.html
Источник http://euroauto-rostov.ru/kak-pravilno-polzovatsya-scepleniem-kak-ne-szhech-sceplenie-na-mehanike-chto/